Следующей проблемой подготовки следователей, специализирующихся на расследовании вышеуказанных преступлений, является отсутствие специализированной литературы последних лет издания. Ранее уже было отмечено, что в настоящее время преступления в сфере информационно-телекомуникационных технологий являются одними из самых динамичных. Методики их расследования не успевают обобщить и оформить, как они уже устаревают. Новые способы совершения данных преступлений модернизируются и трансформируются сразу посте того как следователи разрабатывают способы их расследования. Причём преступники, специализирующиеся на их совершении, изобретают не только способы их совершения, но и, зная лазейки и слабые места в российском законодательстве, придумывают и способы ухода от уголовной ответственности за их совершение.
При проведении всех видов аудиторных занятий с участием следователей преподавателям целесообразно использовать практический опыт расследования денного вида преступлений.
Наибольшее распространение в настоящее время получили преступления, совершаемые с использованием средств мобильной связи.
Со своей стороны, изучив опыт борьбы с подобными преступлениями, преподавателям для следователей следует предложить соответствующий алгоритм расследования уголовных дел, в тех случаях, когда сотрудником полиции будут обнаружены и изъяты средства мобильной связи, с использованием которых было совершено преступление:
- включить на телефоне «режим полета». Это позволит исследовать содержимое телефона и не допустить выход его в Интернет и самопроизвольного уничтожения имеющейся в нем информации;
- изъять телефон и извлечь из него флеш-карту, что также послужит вышеуказанным целям. Следователю не рекомендуется передавать флеш-карту владельцу телефона или смартфона. SIM-карта не может содержать в себе программных продуктов и следов их действия, вследствие чего нет необходимости в их изъятии, за исключением случаев, когда преступление связано со звонками различным абонентам;
- уточнить у владельца телефона или смартфона, факты обращения сети Интернет. Дело в том, что большинство вредоносных программ действуют в телефоне или смартфоне не более часа. За это время они успевают выполнить свою вредоносную функцию и самоуничтожиться, а нередко уничтожить и всю информацию на телефоне или смартфоне.
- уточнить у владельца телефона или смартфона пароль для разблокировки телефона или смартфона. Особенно важной является данная рекомендация для телефонов «iPhone» и «Samsung». В телефонах этих производителей функция защиты их от разблокировки является наиболее сложной и может быть причиной невозможности производства экспертизы.
Библиографический список
- в постановлении о назначении экспертизы следователь должен обязательно указать разрешение на уничтожение телефона или хранящейся на нем информации. С этой целью следователь должен предварительно получить такое согласие у хозяина телефона. Без такого разрешения, в с соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 57 УПК РФ, эксперт не сможет проводить исследование данного устройства и ограничится лишь его осмотром;
- при назначении экспертизы следователь, кроме всех объектов необходимых для производства экспертизы, в случаях, когда его интересует какая-либо информация, хранящаяся на нем должен предоставить эксперту чистые CD, DVD, флеш или иные накопители для записи на них данных имеющих значения для расследования.
При проведении практических занятий преподавателям следует обращать внимание следователей на особенности назначения компьютерных экспертиз, в связи с тем, что в отдельных случаях следователи испытывают затруднения в формулировании вопросов перед экспертом и определении возможностей эксперта по исследованию представленных на экспертизу объектов. Так, иногда следователи формулируют перед экспертом вопросы правового характера.
Например, следующие:
«Возможно ли при помощи данного мобильного устройства осуществление азартных игр?».
Понятие азартных игр, в данном случае, является правовым вопросом и не входит в область специальных познаний эксперта.
Или следующий вопрос:
«Имеются ли на представленном устройстве, документы, отражающие бухгалтерскую деятельность фирмы...?»
Данный вопрос также выходит за пределы компетенции эксперта, по компьютерным экспертизам и требует назначения комплексной компьютерной и судебно-бухгалтерской экспертизы. Не следует, также перед экспертом ставить и вопросы справочного характера «Возможно ли работа в сети Интернет при помощи данного мобильного устройства?». Данный вопрос не требует специальных познаний и для ответа на него достаточно консультацию у специалиста по технической характеристике мобильного устройства. Следует также иметь в виду, что в предмет компьютерной экспертизы не входит исследование телекоммуникационных сетей, в том числе и сети Интернет.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что совершенствование подготовки следователя в высшем учебном заведении по расследованию уголовных дел о преступлениях, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, позволит эффективно предупреждать совершение новых преступлений данного вида и повысить качество предварительного следствия по этой категории уголовных дел.
1. Лифанова Л.Г. Генезис правовых позиций относительно заключения эксперта как доказательства в уголовном судопроизводстве. Вестник СевКавГТИ. 2017; Т. 1; № 2 (29): 102 - 105.
2. Соколов Ю.Н. Электронный носитель информации в уголовном процессе. Информационное право. 2017; 3.
3. Турышев А.А. Уголовно-правовые инструменты защиты информационного общества. Законы России: опыт, анализ, практика. 2017; 10.
4. Халиуллин А.И. Неправомерное копирование как последствие преступления в сфере компьютерной информации. Российский следователь. 2015; 8.
References
1. Lifanova L.G. Genezis pravovyh pozicij otnositel'no zaklyucheniya 'eksperta kak dokazatel'stva v ugolovnom sudoproizvodstve. Vestnik SevKavGTI. 2017; T. 1; № 2 (29): 102 - 105.
2. Sokolov Yu.N. 'Elektronnyj nositel' informacii v ugolovnom processe. Informacionnoe pravo. 2017; 3.
3. Turyshev A.A. Ugolovno-pravovye instrumenty zaschity informacionnogo obschestva. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2017; 10.
4. Haliullin A.I. Nepravomernoe kopirovanie kak posledstvie prestupleniya v sfere komp'yuternoj informacii. Rossijskijsledovatel'. 2015; 8.
Статья поступила в редакцию 03.07.18
УДК 371
Alizhanova H.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
PROJECTING A SYSTEM OF PROFILE ECONOMIC TRAINING. The article describes the approaches to the organization of the system of profile economic training. The effectiveness of the design of the system of specialized economic training is provided by the system of pedagogical monitoring, which is a form of organization of collection, storage, processing and dissemination of information about the pedagogical system and provides continuous monitoring of its state, forecasting its development. The most preferred form
of design is the development of an integrated educational and technological complex, which determines the prospects for the development of training of high school students for specialized economic training. The grounded theoretical approach of development of educational and technological complex of profile economic training provides theoretical commonality in approaches and strategy of development of educational and technological complex of profile economic training.
Key words: design, modeling, system of profile economic training of schoolchildren.
Х.А. Алижанова, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассмотрены подходы к организации проектирования системы профильной экономической подготовки. Эффективность проектирования системы профильной экономической подготовки обеспечивается системой педагогического мониторинга, представляющей собой форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогической системе и обеспечивающей непрерывное наблюдение за ее состоянием, прогнозирование ее развития. Наиболее предпочтительной формой проектирования является разработка целостного учебно-технологического комплекса, определяющего перспективы развития подготовки старшеклассников к профильной экономической подготовке. Обоснованный теоретический подход разработки учебно-технологического комплекса профильной экономической подготовки обеспечивает теоретическую общность в подходах и стратегии разработки учебно-технологического комплекса профильной экономической подготовки.
Ключевые слова: проектирование, моделирование, система профильной экономической подготовки школьников.
При переходе общества из одной системы жизнедеятельности в другую появляется необходимость в пересмотре, совершенствовании существующей системы, через проектирование её структуры и процессов развития. Анализ философской, технической, социологической, психолого-педагогической литературы показывает, что на современном этапе развития цивилизации роль проектирования, как особой интеллектуальной сферы, осмыслена еще недостаточно, несмотря на то, что сегодня она становится не менее значимым, а проектная составляющая деятельности - одним из основных механизмов обеспечения технологичности процесса. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой ветвями педагогического проектирования выступают процессы обучения и воспитания в связи с чем, появляется понятие «проектирование дидактических систем», направленной на создание и изменение организованных процессов обучения. Анализ исследований по проблемам педагогического проектирования показывает, что разработка дидактической системы структурно включает определение: целей; содержания; педагогической технологии; механизма взаимодействия учителя и ученика; организационных форм, описание которых дает представление о сущности и возможностях педагогической системы.
При проектировании дидактических систем необходимо учитывать следующие особенности:
• искусственное отделение исследуемого явления из окружающей среды, представляющей собой абстрагирование, не разрушающее реальное единство системы со средой;
• установление компонентного состава , существенных отношений как между ними, так системы со средой;
• представление каждого компонента как целостной самостоятельной системной единицы, характеризующейся как компонент системы более высокого уровня, означающей осознание избранного уровня;
• определённая заданность качественного состояния системы, объясняемая не только характером взаимосвязей и качеством отдельных компонентов, но и отношениями между данной системой и средой;
• применение системы как познавательного инструмента для разных и сильно отличающихся (в том числе идеальных) объектов.
Обобщая приведенные положения и этапы педагогического проектирования, мы считаем, что логика процесса разработки системы подготовки школьников к профильной подготовке представляет собой:
• анализ ситуации, определение проблем для решения, вхождение в ситуацию проектирования;
• формулировка идей, способствующих решению проблем с последующей разработкой и конкретизацией в рамках определенной системы педагогических ценностей и подходов, т.е. разработка методологии проекта;
• целеполагание в соответствии с идеями и ценностями, формулировка гипотетических предположений и вариантов организуемых процессов в эталоном варианте с определением реальных критериев оценки достижений;
• создание целевых программ с разработкой обобщенных моделей (стратегическое целевое программирование);
• конкретизация задач, обеспечивающих реализацию замысла проекта, определение условий, средств достижения цели, варианта управления, а также системы взаимодействия субъектов дидактического процесса;
• реализация проекта через организацию педагогической деятельности с постоянным анализом, диагностикой, оцениванием, коррекцией и доработкой проекта;
• обобщение результатов реализации проекта в конкретных продуктах педагогического творчества [1].
При этом все этапы проектирования системы профильной экономической подготовки старшеклассников находятся в тесной взаимосвязи, обусловленной динамизмом протекания самого процесса. Следовательно, процесс проектирования системы профильной экономической подготовки, по нашему мнению, представляет собой реформу существующей, через задание пограничных условий:
• соблюдение цельности системы, включая все ее признаки;
• адаптация сложившейся системы, к новым реалиям без разрушения ее структуры.
Тем самым для разработки дидактической системы целесообразно определиться в стратегическом подходе, обеспечивающем соблюдение условий и требований реформы.
Существует много разнообразных определений сущности понятия "стратегия", среди которых: "стратегия это цель; средство достижения цели; цель в единстве со средствами; направление развития; детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения миссии организации и достижения ее целей".
Мы придерживаемся точки зрения, что стратегия представляет собой детальный, всесторонний, комплексный план, призванный на практике обеспечить осуществление и разработку учебно-технологического комплекса в профильной экономической подготовке старшеклассников.
В результате стратегия разработки системы профильной экономической подготовки старшеклассников нами рассматривается как основополагающий процессуальный механизм, включающий отбор нужного материала и частичное его преобразование.
Определившись с сущностью стратегии проектирования системы профильной экономической подготовки старшеклассников, необходимо определить ее компонентный состав. Проведенный поиск привел нас к следующему компонентному составу стратегии: потребности и позиции, цели и ценности, содержание и способ, процесс и механизм, средства и условия, результаты и тенденции, последствия, сгруппированных по два, образуя, таким образом, шесть блоков (этапов) стратегирования.
Первый блок представляет собой механизм формирования и формулировки цели подготовки старшеклассников в профильной экономической подготовке. Потребности выявлены и складываются из мотивов личности и общественной ситуации, опре-
делив отношения к которым и последовательно соотнеся разные позиции специалистов в области профильной экономической подготовки, возможно формулирование определенной позиции, обеспечивающей выход на цель.
Связывание и стыковка потребностей и позиции приводит к образованию цели, составляющей суть первого блока стратегии.
Второй блок предполагает обеспечение отбора содержания путем сопоставления целей и ценностей общества. Цели предопределены, а ценности складываются из предыдущего опыта, следовательно, квалифицированное их выявление обеспечивает критерии и обоснованность отбора содержания в виде учебных элементов, подлежащих усвоению.
Третий блок включает получение процесса реализации в результате кооперирования содержания и способов взаимодействия образующих проблемное поле, приводящее к уяснению механизма выхода из данного состояния при помощи определенного алгоритма функционирования.
Четвертый блок, построенный по тому же принципу, представляет собой получение условий функционирования, для которого предполагается уже заданным алгоритм функционирования (но он может быть уточнен по ходу исследования), а второй элемент - адекватные средства носит «ситуационный» характер т. е. выбирается и определяется, исходя из объективной реальности.
Пятый блок включает использование определенных условий, обеспечивающих в рамках определенных форм организации взаимодействие и достижение эффективного результата.
Шестой блок предполагает, что полученные результаты, реализуемые независимо от предыдущих элементов (породивших его), под влиянием тенденцией приводят к определенным последствиям. Чтобы последствия не были отрицательными, заранее предопределяются тенденции, которые помогают просчитывать ситуацию будущего [2].
Наиболее предпочтительной формой проектирования и моделирования, на наш взгляд, является разработка целостного учебно-технологического комплекса, определяющего перспективы развития подготовки старшеклассников к профильной экономической подготовке.
В содержательном плане учебно-технологический комплекс по нашему мнению, включает модель педагогической системы образовательной области или педагогической системы образовательного учреждения в целом, выступающие объектами проектирования. Для создания учебно-технологического комплекса основополагающим является представление о составных компонентах и связях проектируемой или совершенствуемой педагогической системы.
Важное значение для нашего исследования представляют вопросы выделения организационно-структурных компонентов, моделирующих учебно-технологический комплекс подготовки старшеклассников к профильной экономической подготовке.
Существующие точки зрения среди организационно-структурных компонентов, моделирующих педагогическую систему выделяют: стандарт, учебную программу, методические указания по реализации педагогического процесса и т. д.
В качестве основных организационно-структурных компонентов учебно-технологического комплекса, разработанность которых обеспечивает эффективность реализации системы подготовки старшеклассников к профильной экономической подготовке, нами определены: образовательный минимум, учебные программы элективных курсов и педагогические технологии.
Библиографический список
Для обеспечения эффективности моделируемой системы подготовки старшеклассников к профильной экономической подготовке следует определиться с сущностью и основными характеристиками компонентов составляющих учебно-технологический комплекс.
Одним из ключевых компонентов учебно-технологического комплекса подготовки старшеклассников к профильной экономической подготовке выступает образовательный стандарт.
Следовательно, основными объектами стандартизации в образовании являются: структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки.
С учетом приведенных критериев, стандарт профильной подготовки представляет собой комплекс компонентов: дидактические параметры качества образования; обязательный минимум содержания образования; механизм контроля качества образования.
Центральным документом в учебно-технологическом комплексе, моделирующим систему профильной подготовки, выступает учебная программа.
Учебная программа представляет собой сокращенную информационную модель фиксации достигнутого человечеством социального опыта, подлежащего усвоению в ходе реализации педагогической системы. Информационной моделью человеческого опыта деятельности является потому, что в учебной программе хранится не сам опыт, а лишь его описание, а моделью потому, что хранятся не объекты, продукты опыта, а лишь их описание.
Эффективность проектирования системы профильной экономической подготовки через разработку учебно-технологического комплекса обеспечивается системой педагогического мониторинга, представляющей собой форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогической системе и обеспечивающей непрерывное наблюдение за ее состоянием, а также прогнозирование её развития [2].
Основными формами и методами сбора информации о подготовке старшеклассников к профильной экономической подготовки являются: наблюдение и контроль за деятельностью учащихся и учителей, непосредственная педагогическая деятельность; заседания и совещания в школах и управлениях образования, Институте повышения квалификации педагогических кадров, Вузах, Министерстве образования и т.д.; занятия в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и т. д. [3].
Обоснованный теоретический подход разработки учебно-технологического комплекса профильной экономической подготовки обеспечивает:
• теоретическую общность в подходах и стратегии разработки учебно-технологического комплекса профильной экономической подготовки;
• обоснование и выявление компонентов учебно-технологического комплекса профильной экономической подготовки;
• определение концепции как системы взаимосвязанных, существенных, предвосхищающих потребностей ближайшего будущего, научных идей, положений и направлений развития подготовки к профильной экономической подготовки;
• выявление требований и процессуального механизма учета условий реформирования и определенной структурной модели системы подготовки к профильной экономической подготовки.
1. Алижанова Х.А. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовании. European social science journal. 2015; 4: 97 - 102.
2. Алижанова Х.А. Содержание профильной экономической подготовки в национальной системе образования. Вестник Бурятского государственного университета. 2012; № 1-1: 133 - 137.
3. Гаджиев Г.М. Проектно-учебная деятельность учащихся как средство формирования готовности к преобразованию окружающей действительности. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Белгород, 2003.
References
1. Alizhanova H.A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie innovacionnyh processov v obrazovanii. European social science journal. 2015; 4: 97 - 102.
2. Alizhanova H.A. Soderzhanie profil'noj 'ekonomicheskoj podgotovki v nacional'noj sisteme obrazovaniya. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 1-1: 133 - 137.
3. Gadzhiev G.M. Proektno-uchebnaya deyatel'nost' uchaschihsya kak sredstvo formirovaniya gotovnosti k preobrazovaniyu okruzhayuschej dejstvitel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Belgorod, 2003.
Статья поступила в редакцию 04.07.18
УДК 378.2
Alyabysheva Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Veryaev A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Manicheva A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
COMPUTER SIMULATION IN THE LEARNING PROCESS AS AN EFFECTIVE MECHANISM TO FORM PROFESSIONAL COMPETENCE IN FUTURE SPECIALISTS. In the work a brief critical analysis of forming and using the competence approach in higher education is conducted. Some unsuccessful definitions in the first normative documents concerning competencies are marked out. This stresses out flaws, the polyphony in the perception of competence and the aims of education, such linguistic variable as "competence" blurred, led to the establishment of documents aimed primarily at simulation of forming of competences and reflecting the complexity and implementation targets in higher education. There have been some specific shortcomings in the introduction of the objectives issuing the competent goal setting, as well as some promising directions of realization of these objectives. It is shown that the strengthening of computer modelling lines of its implementation in the educational process in teaching students specializing in scientific areas of training is quite promising.
Key words: Federal State educational standards, competence, competency-based elements activities, reforming education, integrative activities, computer simulation.
Ю.А. Алябышева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
А.А. Веряев, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
А.С. Маничева, канд. техн. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В работе проведён краткий критический анализ становления и реализации компетентностного подхода в высшем образовании. Отмечены крайне неудачные определения в первых нормативных документах, определивших представления о компетенциях и компетентностях. Указанные недостатки, полифония в представлениях о компетенциях и конечных целях образования, нечеткость такой лингвистической переменной как «компетентность» привели к созданию в вузах документов, направленных преимущественно на имитацию процесса формирования компетентностей и отражающих сложность в реализации целевых установок. Отмечены некоторые конкретные недостатки в реализации целей в рамках компетентностного подхода, а также некоторые перспективные направления реализации этих целей. Показано, что достаточно перспективным является усиление линии моделирования в компьютерной его реализации в учебном процессе при подготовке специалистов по естественно-научным направлениям подготовки.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, компетентность, компетенция, ком-петентностные элементы деятельности, реформирование образования, интегративность деятельности, компьютерное моделирование.
Цели, которые ставят перед вузами и их педагогическими коллективами Федеральные государственные образовательные стандарты [1] формулируются на языке компетентностей и компетенций. Это довольно сложные представления. Их формирование не вписывается напрямую в содержание тех учебных дисциплин, которые десятилетиями читались и читаются студентам. В рамках традиционных учебных предметов формируется преимущественно знаниевый компонент готовности выпускника вуза к решению профессиональных задач. Знаниевый компонент, осознанный и появившийся первым в учебном процессе, с течением времени был дополнен целевыми установками, сформулированными на языке умений и навыков. В настоящее время выяснилось, что этой триады под сокращенным названием «ЗУН» недостаточно для того, чтобы выпускники учебных заведений успешно решали задачи, которые ставит перед ними жизнь. Специалисты, управленцы вынуждены были в рамках модернизации системы образования добавить в целевые установки такой элемент, который бы решал возникшую проблему. С нашей точки зрения, в момент введения нового целевого элемента в образовательный процесс можно было пойти двумя путями: 1) именовать или ввести новое понятие только для обозначения «довеска» или дополнения того, что в учебном процессе вузов ранее не отражалось, но стало значимым, или 2) ввести интегративную характеристику выпускника профессионального учебного заведения. Пошли вторым путем, введя интегративные представления о компетенциях и компетентностях, растворивших в себе и то, что ранее называлось ЗУНами. С нашей точки зрения, выбор оказался неудачным. Мы коснемся этого вопроса далее в статье, а сейчас просто констатируем, что перед системой образования
стоит задача формирования именно компетентного выпускника, а не просто «знающего», «умеющего» и «владеющего».
Возникает вопрос: успешно или нет решается поставленная задача? К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в подавляющем большинстве случаев учебные управления вузов занимаются воспроизведением негодных документов и откликом на такого рода документы, которые нисколько не приближают нас к заветной цели: от того, что преподавательский корпус расписывает номенклатуру компетенций по дисциплинам, от того, что каждый из преподавателей конкретизирует компетенции на «знает», «умеет», «владеет», от того что каждое «знает», «умеет», «владеет» конкретизируется через уровни усвоения «низкий», «средний», «высокий» или подобные этой схеме, организуемый учебный процесс оказывается не чувствителен к этому бумаготворчеству, не влияет на решение проблемы формирования именно компетентного специалиста, поскольку описанная деятельность имеет отношение к процессу механистическому, слабо отражающему содержательный характер проблемы. Как здесь не вспомнить поговорку «Сколько не говори «халва», во рту слаще не станет».
Подходить к решению, на самом деле актуальной для системы образования проблемы, надо разумно. Этого, с нашей точки зрения, не хватает в современных условиях, учебные подразделения вузов просто комплексуют и боятся всевозможных проверок, аттестаций, аккредитаций и прочего. Они считают, что уж лучше пусть будут заготовлены маразматические тексты, чем никакие. За отсутствие подобных текстов можно получить выговоры и замечания. Несмотря на нашу в целом негативную оценку решения проблемы, стоит отметить, что продвижение в нужном