Научная статья на тему 'Профильная экономическая подготовка в инновационных образовательных учреждениях'

Профильная экономическая подготовка в инновационных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профиль / профильная подготовка / профильная экономическая подготовка / инновационные образовательные учреждения. / profile / specialized training / specialized economic training / innovative educational institutions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х А. Алижанова

В статье рассматривается проблема формирования экономического мышления, рыночного поведения и соответствующей экономической подготовки школьников. Автор приводит различные подходы к организации экономической подготовки школьников: бизнес-ориентированный, теоретизирующий, культурно-функциональный, академический, культурно-функциональный. Автор делает вывод о том, что непрерывность экономической подготовки предусматривает постоянное продвижение от простого к сложному за счет реализации комплекса путей, средств, способов и форм, приобретения, углубления и расширения экономических знаний, умений у школьников. Непрерывность предусматривает формирование у учащихся экономического мышления, способности к деловому общению, воспитание таких качеств характера, как инициативность, предприимчивость, стремление к получению запланированного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED ECONOMIC TRAINING IN INNOVATIVE EDUCATIONAL INSTITUTIONS.

The article deals with a problem of forming economic thinking, market behavior and appropriate economic training of schoolchildren. The author gives different approaches to the organization of economic training of schoolchildren: business-oriented, theorizing, cultural-functional, academic, cultural-functional. The author concludes that the continuity of economic training provides for continuous progress from simple to complex through the implementation of a set of ways, means, methods and forms, the acquisition, deepening and expansion of economic knowledge,skillsofstudents. Continuityprovidesfortheformationofstudents’economicthinking,theabilitytocommunicatebusiness,educationofsuchqualitiesof character as initiative, enterprise, the desire to obtain the planned result.

Текст научной работы на тему «Профильная экономическая подготовка в инновационных образовательных учреждениях»

позицию, что именно порядок, внутренняя структура, целостность, основная идея важны для сохранения формы подлинного произведения искусства и привести примеры как отсутствия, так и наличия целостности произведения; в-восьмых, обучающимся необходимо ответить на вопросы: «Насколько важна связь формы произведения с его смыслом?», «Почему в подлинном произведении искусства недопустим самопроизвол, прямой выплеск порочной индивидуальности автора?», «Чем самопроизвол отличается от выражения личностного таланта?», «Каким образом индивидуальность, новаторство художника сочетается с правилами, канонами подлинного искусства?»

Студентам предлагается аргументированно согласиться или опровергнуть следующие тезисы: «Высокий духовно-нравственный уровень развития художника есть основа для создания подлинного произведения искусства», «Зритель должен обладать знаниями, аналитическими интеллектуальными навыками, развитыми способностями к глубокому сопереживанию, интуицией», «Человек живет внутри искусства. Если человек болен, то и искусство больно. Искусство оживляет человека, зеркально отражая действительность». Все вопросы для размышления над темой эссе либо проведения дискуссии в группе, а также методические указания по СРС, в том числе по написанию эссе размещены на платформе Moodle АГМУ.

Также предполагается, что позднее, на итоговом занятии (на круглом столе) обучающиеся обменяются мнениями о современной художественной культуре (просмотренных спектаклях, выставках, концертах). В процессе анализа конкретных примеров художественного творчества обучающимися не только закрепляется ранее изученный теоретический материал об искусстве/неискусстве/ псевдоискусстве, но и более четко обозначаются критерии эстетического вкуса.

При определении искусства студенты опираются не только на словари из сети Интернет, но и на мнения авторитетных для них личностей, таких как Л. Толстой, Р Роллан. Многие считают, что определение искусства и неискусства зависит от личного вкуса и воспитания человека. Не все согласны с мнением Ю. Лотмана, М. Шишина и пр., в том числе любители граффити, аниме, современного кино, рекламы. Многие связывают подлинное искусство с классикой, наиболее известными памятниками культуры. Различие вкусов сами обучающиеся объясняют влиянием «стереотипов, заменой реальности кибер-средой, потоком некачественной информации и расширением границ дозволенного, европейскими/ американскими штампами, глобализацией».

Больше половины студентов четко отделяют искусство от псевдоискусства и неискусства, выделяют критерии подлинного искусства, аргументируют свое

Библиографический список

мнение, приводят адекватные примеры. Многие обучающиеся с сожалением отмечают отсутствие в современной среде синтеза подлинной красоты со смыслом, штамповку однотипного, бессмысленность фильмов и передач, пишут о том, что «музыка и песни перестают быть источником духовного насыщения, становятся фоном, спасающим от скуки». Кроме того, студенты критикуют современную литературу, называют ее «фанфиком без подтекстов и скрытых смыслов». Они пишут о недопустимости «употребления низкокачественной продукции», ее вреде для человека, о том, что человек должен видеть подлинное и стремиться к самосовершенствованию, развитию, что это важно не только для него, но и для его будущих детей и внуков. Студенты отмечают подъем интереса молодежи к подлинному искусству, хотя и пишут о том, что восприятие искусства требует внутренних усилий, но именно это и приводит «к приумножению высших ценностей, к размышлениям, поиску новых путей развития, обогащению личности-творца».

Кроме того, в рассуждениях об искусстве обучающиеся часто затрагивают проблемы массовой культуры. Студенты выделяют как ее положительные качества (общедоступность и демократичность, компенсация эмоционального дефицита), так и отрицательные (формирование массового обезличенного человека без своих мыслей и вкуса, заимствующего чужие образцы поведения, упрощение общества, примитивизация взаимоотношений людей, отсутствие чувств/эмпатии и пр.).

Многие обучающиеся считают, что «задачей современного человека должно являться желание дать своим будущим детям правильные ориентиры в жизни, нацелить их на ответственность за нажитый культурный багаж и не растерять его на кочках европеизации и беспощадного прогресса». Студенты подчеркивают недопустимость «отсебятины», пишут о том, что настоящее искусство целостно, оно есть важное условие человеческой жизни, у него есть важные задачи, одна из которых заключается в том, что подлинное искусство должно созидать и устранять насилие.

Несомненно, что в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе курса «Культурология», важно знакомиться, анализировать такие произведения искусства, которые не только эмоционально воздействуют на студентов, но и постепенно корректируют критерии эстетического вкуса. Именно увлечение художественным творчеством, проявление интереса к знаниям об искусстве, проработка критериев подлинного искусства, самостоятельность суждений и взглядов по отношению к произведению искусства способствуют, на наш взгляд, формированию разносторонней, гармонично развитой личности.

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. Москва, 1975: 355 - 423.

2. Античные мыслители об искусстве. Москва, 1938: 402.

3. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5-ти томах. Античность, Средние Века, Возрождение. Москва, 1962; Т. 1.

4. Кант И. Основы метафизики нравственности. Москва: Мысль. 1990.

5. Философия: Энциклопедический словарь. Москва: Гардарики, 2004.

6. Каган М.С. Эстетика как философская наука, 1997.

7. Лотман Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. Санкт-Петербург, 1998.

8. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. Москва, 1994: 432 - 438.

9. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения). Барнаул, 2014.

10. Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Философско-аксиологический ракурс анализа. Вестник Алтайской науки. 2014; № 4: 447 - 451.

11. Черниговская Т.В. Творчество как предназначение мозга. Москва, 2015: 57 - 67.

12. Шишин М.Ю., Фотиева И.В. Критерии подлинного искусства: философский анализ. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сборник статей по материалам XLV Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2015 № 2 (45).

References

1. Losev A.F. Istoriya antichno] 'estetiki. Aristotel' i pozdnyaya klassika. Moskva, 1975: 355 - 423.

2. Antichnye mysliteli ob iskusstve. Moskva, 1938: 402.

3. Istoriya 'estetiki. Pamyatniki mirovo] 'estetichesko] mysli: v 5-ti tomah. Antichnosf, Srednie Veka, Vozrozhdenie. Moskva, 1962; T. 1.

4. Kant I. Osnovy metafizikinravstvennosti. Moskva: Mysl'. 1990.

5. Filosofiya: 'Enciklopedicheski] slovar'. Moskva: Gardariki, 2004.

6. Kagan M.S. 'Estetika kak filosofskaya nauka, 1997.

7. Lotman Yu.M. Ob iskusstve. Struktura hudozhestvennogo teksta. Sankt-Peterburg, 1998.

8. Lotman Yu.M. i tartusko-moskovskaya semioticheskaya shkola. Moskva, 1994: 432 - 438.

9. Ivanov A.V., Fotieva I.V., Shishin M.Yu. Na putyah knovo] civilizacii (ocherki duhovno-'ekologicheskogo mirovozzreniya). Barnaul, 2014.

10. Fotieva I.V., Shishin M.Yu. Filosofsko-aksiologicheskij rakurs analiza. VestnikAlta]sko]nauki. 2014; № 4: 447 - 451.

11. Chernigovskaya T.V. Tvorchestvo kakprednaznachenie mozga. Moskva, 2015: 57 - 67.

12. Shishin M.Yu., Fotieva I.V. Kriterii podlinnogo iskusstva: filosofskij analiz. V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii: sbornik statej po materialam XLV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2015 № 2 (45).

Статья поступила в редакцию 26.09.19

УДК 371

Alizhanova Kh.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

SPECIALIZED ECONOMIC TRAINING IN INNOVATIVE EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article deals with a problem of forming economic thinking, market behavior and appropriate economic training of schoolchildren. The author gives different approaches to the organization of economic training of schoolchildren: business-oriented, theorizing, cultural-functional, academic, cultural-functional. The author concludes that the continuity of economic training provides for continuous progress from simple to complex through the implementation of a set of ways, means, methods and forms, the acquisition, deepening and expansion of economic

knowledge, skills of students. Continuity provides for the formation of students' economic thinking, the ability to communicate business, education of such qualities of character as initiative, enterprise, the desire to obtain the planned result.

Key words: profile, specialized training, specialized economic training, innovative educational institutions.

Х.А. Алижаноеа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

Республика Дагестан, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПРОФИЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассматривается проблема формирования экономического мышления, рыночного поведения и соответствующей экономической подготовки школьников. Автор приводит различные подходы к организации экономической подготовки школьников: бизнес-ориентированный, теоретизирующий, культурно-функциональный, академический, культурно-функциональный. Автор делает вывод о том, что непрерывность экономической подготовки предусматривает постоянное продвижение от простого к сложному за счет реализации комплекса путей, средств, способов и форм, приобретения, углубления и расширения экономических знаний, умений у школьников. Непрерывность предусматривает формирование у учащихся экономического мышления, способности к деловому общению, воспитание таких качеств характера, как инициативность, предприимчивость, стремление к получению запланированного результата.

Ключевые слова: профиль, профильная подготовка, профильная экономическая подготовка, инновационные образовательные учреждения.

Становление рыночных отношений обусловило актуальность формирования экономического мышления, рыночного поведения и соответствующей подготовки, призванной сыграть первостепенную, решающую, роль в сохранении и развитии общественного строя.

Экономическая подготовка представляет собой систематический, целенаправленный процесс воздействия (государства, предприятия, школы) на личность обучающегося с целью формирования у него отношения к объектам собственности, способности осознания экономических интересов и приобретения навыков экономического анализа [1].

Анализ специальной и психолого-педагогической литературы указывает на существование точек зрения, определение подходов к экономической подготовке школьников, из которых сегодня достаточно четко проявляются четыре, практически реализуемых в российских школах (табл. 1) [2 - 4].

Как отмечают многие учёные [3, 4 и др.], а также педагоги-практики, культурно-функциональный подход наиболее приемлем для экономической подготовки в массовой средней школе, поскольку позволяет формировать общую экономи-

На втором этапе, проходившем в 2018 году, на первый вопрос положительно ответили уже 20% респондентов, а на второй - 62% опрошенных. При этом 55% респондентов считают, что информация, полученная из газет, радио, телепередач по вопросам рыночной экономики, недостаточна, а на 4-й вопрос отрицательно ответили 70% опрошенных, в том числе 66% учащихся школ. Данные показатели объясняют значимость введения курса «Основы экономики» в школах через образовательную область - технологии, способствующей экономическому образованию учащихся.

Несмотря на то, что разница в сроках анкетирования составила два года, существенных изменений в оценке экономических знаний школьниками не произошло, поскольку по-прежнему в учебных заведениях мало уделяется внимания экономическому образованию.

В 2018 году было проведено анкетирование старшеклассников в шести городских школах г Махачкалы. «Считаете ли Вы, что у Вас сформировано экономическое мышление, соответствующее новым экономическим отношениям в обществе?» - на поставленный вопрос положительно ответили 7% опрошенных,

Таблица 1

Основные подходы к организации экономической подготовки школьников

№ Название подхода Его сущность

1. академический подход предполагает, что экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать наиболее упрощённое для понимания, но при этом целостное представление об основах экономической жизни общества с постепенным усложнением и дополнением от класса к классу, создавая тем самым базу для изучения экономики в вузах;

2. теоретизирующий подход рассматривает экономическое образование как упрощенное, где предусматривается преподавание нескольких курсов, чаще всего абсолютно несвязанных друг с другом («Экономическая теория», «»Бухучет», «Введение в бизнес» и др.), что приводит к недопониманию экономики;

3. бизнес-ориентированный подход предполагает выработку необходимых навыков поведения в современных экономических условиях. При этом делается акцент на преподавании прикладных дисциплин;

4. культурно-функциональный подход ориентирован на выработку адекватных представлений об экономических явлениях и процессах, где ведущая роль уделяется функциональной экономической грамотности, развитию индивидуальности, выработке навыков экономической деятельности в различных условиях.

ческую культуру и грамотность; способности к развитию; систему ценности и развития индивидуальности.

На современном этапе актуализируется проблема качества экономической подготовки учащихся, формирования способности к совершенствованию и обновлению умений и навыков, поиску неординарных решений. С целью выяснения представления учащихся о рыночной экономике было опрошено 500 учащихся сельских и городских школ, колледжей г Махачкалы, для чего анкетирование проводилось в три этапа: первый этап - в 2017 году, второй - в 2018 году, третий - в 2019 году.

На первом этапе был задан следующие вопросы: «Знакомы ли Вы с программами перехода страны к рыночным отношениям?» На него положительно ответили лишь 14,7% респондентов. «Хотели бы Вы получить дополнительные знания по вопросам рыночной экономики?» На этот вопрос «Да» ответили 72%. 44% считают, что информация по вопросам рыночной экономики, полученная из газет, радио, телепередач, недостаточна. «Проводится ли у вас учёба по этому вопросу?» - на этот вопрос отрицательно ответили 76% опрошенных, положительно лишь 5%, а 89% опрошенных считают, что в школах мало внимания уделяется экономическому образованию.

Из приведённых результатов анкетирования следует, что учащиеся имеют слабое представление о рыночной экономике, но абсолютное большинство хотят его получить.

68% - отрицательно и 25% затруднились ответить. При этом респонденты считают, что формированию экономического мышления способствуют уроки экономики, 10% ответили, что большую роль играет трудовое обучение, внеклассные часы, кружковая работа, семья, средства массовой информации и др. На вопрос: «Участвуете ли Вы в какой-нибудь деятельности после занятий в школе?» 70% ответили отрицательно, причём называлась только работа по дому и на дачном участке. Только 4% работают дополнительно вне дома [2], [3].

«Определили ли Вы направление своей будущей деятельности после окончания школы?» - на данный вопрос положительно ответили 70% старшеклассников, отрицательно - 20%, и затруднились ответить 10%. 65% отмечают, что им помогли в этом родители, 10% - друзья, 10% - средства массовой информации, а 15% называют другие пути. На вопрос: «С каким чувством Вы смотрите в будущее?» были получены следующие ответы: с уверенностью и оптимизмом - 30%; с неуверенностью - 15%; со смешанным чувством - 40%; с безразличием - 3%; с опасением и страхом - 8%, затрудняюсь ответить - 4% [1], [2].

Рассмотрим пути экономического образования в школах Республики Дагестан, осуществляемого в первую очередь через курс «Основы рыночной экономики», внеурочную деятельность, работу на малых предприятиях, в ученических ателье, в процессе внеклассной работы и т.д.

В экономической подготовке учащегося школы большое значение имеет его индивидуальность, интеллектуальный потенциал, выступающий как бы «лакму-

совой бумажкой», которая по-разному реагирует на получаемый объем знаний, умений и навыков. В зависимости от личности учащегося, его приобретённых индивидуальных знаний, умений, навыков можно выделить три уровня подготовленности школьников (табл. 2).

Таблица 2

Основные уровни экономической подготовленности школьников

№ Уровень Характеристика

1. первый уровень выпускники, получившие хорошие практические навыки и сумевшие найти своё место в новых экономических условиях, способны качественно, на высоком профессиональном уровне выполнять экономическую деятельность или решать экономические вопросы в других видах деятельности, не связанных непосредственно с экономикой;

2. второй уровень выпускники, которые обладают предпринимательскими качествами (врождёнными или приобретёнными), а также экономическим «чутьём», стремлением делать всё качественно и экономически грамотно;

3. третий уровень включает выпускников, наиболее успешно адаптировавшихся в новых экономических условиях и твёрдо стоящих на ногах, обладающих обдуманным расчётливым риском, большой работоспособностью, расчетливостью при разрешении различных ситуаций.

Для более глубокой проработки вопроса необходимо разработать критерии, представляющие собой признаки, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. В качестве критерия нами определены:

- подготовленность к деятельности, сущность которой состоит в том, что выпускник продолжает учёбу в вузе и способен к самостоятельному зарабатыванию на жизнь;

- экономическая активность - проявляется в участии в жизни общества, при этом учащиеся интересуются событиями, происходящими в стране и за рубежом, думают о будущем, предпринимают попытки для повышения своего жизненного уровня.

- психологическая устойчивость, способствующая включению в систему экономических отношений, определяемая умением общаться с людьми, противостоять трудным жизненным обстоятельствам и т.д. [2].

С учётом важности экономической составляющей в жизни каждого человека в современном социуме, экономическое образование учащихся является важным показателем успешности социализации учащихся, так как самореализация личности в социуме, а, следовательно, адаптация молодежи к жизни в условиях рыночной экономики обеспечивает способность к решению жизненных проблем.

Выделим ведущие задачи, которые решаются в процессе экономической подготовки школьников:

- ориентация на гражданское становление учащихся, связанная с умением высказывать своё мнение, влиять на решение разнообразных вопросов развития общества, в том числе экономических;

- ориентация на социально-личностное развитие учащихся - направленность на формирование личностных качеств, ценностных установок, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;

- влияние на поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, которые будут определять основные способы заработка и расходования денег.

В целом экономическая подготовка школьников основана на следующих основных принципах: непрерывности, системности, преемственности.

По мнению педагогов-практиков, успешность экономической подготовки будет обеспечена, если на каждом занятии учащиеся должны анализировать, принимать решения. Именно так формируется основа для анализа экономических явлений. При этом изучаемые в школьном курсе экономические дисциплины должны отражать реальное состояние экономических сфер в конкретной стране, общие законы общественного развития и сложившиеся на данный момент экономические отношения.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе, можно подразделить на пять групп (табл. 3).

Библиографический список

Таблица 3

Сущность основных проблем экономического образования

№ Проблемы экономического образования

1. проблема, связанная с отбором и содержанием программ курсов экономики, читаемых в школе;

2. проблема взаимодействия школы и ВУЗа;

3. Проблемы, связанные с преподаванием экономических дисциплин в условиях общеобразовательной школы;

4. проблемы с восприятием школьниками экономики как школьного предмета;

5. проблемы материального и кадрового обеспечения преподавания экономики в школе.

Как показал анализ психолого-педагогической литературы [3 - 5], на сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Имеется рекомендованный Министерством образования минимум базовых знаний по экономике для 10 - 11 классов. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. При этом многие из преподаваемых курсов не обеспечены в полной мере дополнительным методическим материалом - рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Разнообразие программ по экономике, предназначенных для школьников, заметно отличаются друг от друга. Это представляет определенную трудность для многих учителей [2].

Однако помимо вышеизложенной еще одной важной проблемой обучения экономике является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста. Каждый учитель задумывается, как сделать уроки по экономическим дисциплинам интересными и полезными и в 5-м, и в 10-м классе. Одной из важных дидактических задач преподавателя является умение грамотно возвращаться к уже когда-то рассмотренному учебному материалу в рамках других, уже пройденных курсов. При этом на степень сложности излагаемых экономических концепций существенно влияют следующие методические факторы:

- связь излагаемого материала с личным опытом учащихся;

- учёт в процессе обучения уровня развития способностей большинства учащихся класса;

- взаимосвязь выбранных для изучения вопросов и их практическое значение для современной экономической действительности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- адекватная для понимания учащихся скорость и качество изложения учебного материала [3].

Интерактивные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента.

Преподавание экономики в старших классах целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают создать нужную мотивацию. Это может быть создание реальных или воображаемых школьных компаний, где ученики получают навыки предпринимательской деятельности. Другой вариант практической деятельности - экономические и деловые игры. Их использование возможно на любом этапе получения экономического образования - от учеников начальной школы до студентов. В частности, на данный момент имеется достаточно много разработанных компьютерных программ.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что непрерывность экономической подготовки предусматривает постоянное продвижение от простого к сложному за счет осуществления набора путей, средств, способов и форм, приобретения, углубления и расширения экономических знаний, умений у школьников. Многие учёные [1], [4], [5], чью точку зрения мы разделяем, пришли к выводу о том, что экономические дисциплины должны распределяться по годам обучения таким образом, чтобы движение экономического содержания осуществлялось по спирали с выходом на более высокий содержательный уровень на каждом следующем ее витке. Непрерывность предусматривает и формирование экономического мышления, способность к деловому общению, воспитанию таких качеств характера, как инициативность, предприимчивость, стремление к получению запланированного результата. Очень важно развивать творческое воображение, созидательное отношение к делу, умение получать результат с минимальными затратами всех видов ресурсов.

1. Кураков Л.П., Соболева Е.Н., Якимов В.Н. Экономическое образование и воспитание школьников. Москва, 1987.

2. Алижанова Х.А. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовании. Европейский журнал социальных наук. 2015; № 4 (42): 97 - 102.

3. Алижанова Х.А. Концепция инновационной экономической профильной подготовки. Москва, 2010.

4. Беркалиев Т.Н. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ. Санкт-Петербург, 2007.

5. Горбунов А.П. Новации и инновации в образовании: монография. Пятигорск, 2009.

References

1. Kurakov L.P, Soboleva E.N., Yakimov V.N. 'Ekonomicheskoe obrazovaniei vospitanieShkolnikov. Moskva, 1987.

2. Alizhanova H.A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie innovacionnyh processov v obrazovanii. Evropejskj zhurnal social'nyh nauk. 2015; № 4 (42): 97 - 102.

3. Alizhanova H.A. Koncepciya innovacionnoj 'ekonomicheskoj profil'noj podgotovki. Moskva, 2010.

4. Berkaliev T.N. Innovacii i kachestvo shkol'nogo obrazovaniya: Nauchno-metodicheskoe posobie dlya pedagogov innovacionnyh shkol. Sankt-Peterburg, 2007.

5. Gorbunov A.P. Novaciiiinnovacii v obrazovanii: monografiya. Pyatigorsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 19. 09 2019

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

REALIZATION OF THE POTENTIAL OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF STUDENTS. The article is based on an analysis of psychological, pedagogical and methodological literature of the Federal state educational standards, as well as the Federal law about education of the Russian Federation, the urgency of the problem of formation of universal and professional competencies of students in the process of theoretical training in the educational space of the pedagogical university. The article provides guidelines for teachers on the use of interactive technologies, methods of interactive teaching methods in the practical training of students. The paper describes both the advantages and disadvantages of interactive technologies in the development of universal and professional competence of students.

Key words: interactive technologies, competence, competence universal competence, professional competence, interactive training.

ПД. Гаджиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]

Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы Федеральных государственных образовательных стандартов, а также ФЗ «Об образовании» Российской Федерации обоснована актуальность проблемы формирования универсальных и профессиональных компетенций у студентов в процессе теоретической подготовки в условиях образовательного пространства педагогического университета. В статье даны методические рекомендации для педагогов по применению интерактивных технологий, методов и приёмов интерактивного обучения в практической подготовке студентов. В данной работе описаны как достоинства, так и недостатки интерактивных технологий в развитии универсальной и профессиональной компетентности обучающихся.

Ключевые слова: интерактивные технологии, компетенция, компетентность универсальные компетенции, профессиональные компетенции, интерактивное обучение.

Интерактивные технологии обучения способствуют формированию у студентов практических умений и навыков, выработке их собственных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, творческого взаимодействия в обучении. Эти факторы являются определяющими в формировании гражданина с активной жизненной позицией. Современная педагогическая наука имеет большое количество интерактивных методов и приемов. Назовем некоторые из них: работа в парах; сменные тройки; работа в малых группах; обсуждение проблемы в общем кругу; незаконченные предложения; мозговой штурм; анализ ситуации; решение проблем; дерево решений, технологии ситуативного моделирования: упрощенное судебное слушание; гражданские слушания; разыгрывание ситуаций по ролям.

Использование интерактивных методов и приемов на занятиях позитивно влияет на качество учебных достижений студентов: стимулируется диалогическое общение, критическое отношение к собственной работе, формируется потребность постоянно пребывать в состоянии поиска, повышать уровень качества знаний [1 - 6].

Эффективность интерактивных технологий обеспечивается только при определенных условиях: давать задания студентам для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания; отбирать для занятия такие интерактивные упражнения, которые дали бы студентам «ключ» к усвоению темы; на занятии использовать одно (максимум -два) интерактивных упражнения, а не их калейдоскоп; проводить спокойное, глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения, концентрируя внимание и на другом материале темы, не затронутом в интерактивном упражнении.

К основным задачам интерактивного обучения в формировании универсальных компетенций студентов можно отнести следующие: обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена; обеспечение взаимодействия и двусторонней связи; вывод студента на позицию субъекта обучения; обогащение жизненного опыта и индивидуализация обучения; развитие умственных, эмоциональных процессов у студентов; соединение теории и практики. Если сравнить цели интерактивных методов и аспекты коммуникативных навыков, то можно убедиться, что они полностью ориентированы на формирование коммуникативных навыков, а следовательно, на развитие профессиональной компетенции. Вторым существенным компонентом любых технологий является наличие средств, с помощью которых можно добиться поставленных целей: организация, наличие материала и специальных приемов и методов работы [4].

Основным направлением деятельности преподавателя в формировании универсальных компетенций студентов средствами интерактивных технологий является поддержка, облегчение, направление и помощь процессу обмена информацией. Преподаватель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта преподаватель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора он налаживает взаимодействие студентов. В роли консультанта преподаватель обращается к профессиональному опыту студентов, помогает искать пути решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Применение интерактивных методов в формировании универсальных компетенций студентов позволяет преподавателю соединить работу каждого студента, связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение. Возникает целая система взаимодействий: преподаватель - студент, преподаватель - группа, студент - группа, студент - студент, группа - группа. К наиболее известным методам относятся: дебаты, диспуты, дискуссии, конференции, семинары, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, проектные технологии и т.д.

Остановимся подробнее на некоторых методических рекомендациях по применению интерактивных технологий в развитии универсальных компетенций студентов. Одним из компонентов любой технологии являются средства анализа и результатов деятельности: результативность и применимость, оценка и самооценка. Субъективная оценка - это отношение самих студентов к процессу познания. Большинство студентов любят работать в таком режиме. Если студенты не хотят высказывать свое мнение, ленятся работать в группах, из этого следует, что есть моменты, которые нужно доработать: недостаточно продумана организация работы на уроке, недостаточно базовых знаний и др. Основные приемы интерактивных методов в формировании ключевых компетенций студентов можно условно разделить на три категории: работа с информацией; практико-ориенти-рованные задания; обсуждение результатов.

Приведем в качестве примера некоторые приемы по обмену информацией.

Первая группа приемов связана с работой с информацией.

Прием «Мозговой штурм», или «Корзина идей», включающий сбор всей информации, известной по данной теме всем участникам обсуждения, с последующим обсуждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.