Психолого-педагогические науки
127
УДК 378
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
THE DIDACTIC FEATURES OF THE PROJECTIVE ACTIVITY
IN THE PROFESSIONAL TRAINING
© 2014 Омарова М. О., Алижанова Х. А. Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Omarova M. O., Alizhanova Kh. А. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье рассматривается проблема определения содержания и структуры основных этапов учебной проектной деятельности педагога и учащихся; отражены основные подходы к дефинированию понятия «проектирование». Раскрываются особенности, роль и место, дидактический потенциал учебной проектной деятельности в современной образовательной сфере в системе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.
Abstract. The authors of the article consider the problem of determining the contents and structure of the main stages of the educational projective activity of a lecturer and student; reflect the main approaches to a “projecting” concept defining. They reveal features, role and place, didactic potential of educational projecrtive activity in the modern educational sphere in the system of future teachers’ preparing to the professional activity.
Rezyume. V stat'e rassmatrivaetsya problema opredeleniya soderzhaniya i struktury osnovnykh ehta-pov uchebnoj proektnoj deyatel'nosti pedagoga i uchashhikhsya; otrazheny osnovnye podkhody k defini-rovaniyu ponyatiya «proektirovanie». Raskryvayutsya osobennosti, rol' i mesto, didakticheskij potentsial uchebnoj proektnoj deyatel'nosti v sovremennoj obrazovatel'noj sfere, v sisteme podgotovki budushhikh pedagogov k professional'noj deyatel'nosti.
Ключевые слова: педагог, проектирование, проектная деятельность, предпроектные исследования, педагогическое проектирование, продуктивное обучение.
Keywords: teacher, projecting, projecrive activity, pre-projecting research, pedagogical projecting, productive training.
Klyuchevye slova: pedagog, proektirovanie, proektnaya deyatel'nost', predproektnye issledovaniya, pedagogicheskoe proektirovanie, produktivnoe obuchenie
Существующее на сегодняшний день наличие форм, методов, содержания и качества подготовки педагогов в ВУЗе не вполне отвечает целям, задачам и особенностям педагогической составляющей их будущей профессиональной деятельности, в том числе и проектировочной.
Многочисленные исследования российских ученых (Н. М. Шахмаев, О. П. Меркулова, И. Б. Котова и др.) показали, что несовершенства подобной подготовки сказываются уже в самом начале самостоятельной работы педагогов. Выпускники высших учебных заведений испытывают немалые трудности при проведении и анализе учебного процесса, педагогическом проектировании; у них обнаруживаются недостаточный уровень дидактического мышления, сформированности навыков проектировочной деятельности и т. д.
Говоря о педагогическом проектировании, под термином «проект» мы понимаем совокупность документов для создания какого-либо
продукта. Однако следует отметить, что в образовательной среде часто используется и термин «конструирование», смысловое значение которого очень близко к «проектированию». Хотя нередко под «конструированием» понимается -конкретное воплощение определенного решения, и в этом случае оно предстает как составная часть проектирования [1. С. 405].
Проектирование - это, прежде всего, конструктивный вид деятельности, при этом его цель заключена в создании объекта, удовлетворяющего определённым требованиям, обладающим определённым качеством и структурой [3. С. 39].
Отметим так же, что само по себе понятие «проектирование» за последние десятилетия претерпело значительные изменения, наиболее значимые из которых наглядно представлены в схеме.
128
Известия ДГПУ, №3, 2014
О)
х
X
fU
со
о
CL
0J
О
Q.
С
конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта
моделирование предполагаемых действий их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате
приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели
координация составных частей или отдельных действий для получения необходимого результата
Схема. Определения понятия «проектирование», наиболее употребляемых в современном отечественном профессиональном образовании
Формирование дидактических условий подготовки будущих педагогов к педагогическому проектированию должно основываться на модели обучающей деятельности. Анализ содержания педагогического труда и наиболее распространенных проблемных ситуаций в области проектирования, по мнению многих исследователей, позволяет сформулировать требования к содержанию дидактических условий подготовки будущих учителей к педагогическому проектированию. Творческая индивидуальность педагога обладает спецификой проявления в различных видах деятельности. Именно поэтому научное, технологическое, организационное обеспечение инноваций в высших учебных учреждениях должно сочетаться с проектированием творческой индивидуальности педагога.
По мнению О. М. Омарова, учебная проектная деятельность в настоящее время осуществляется в образовании в виде технологии проектного обучения. Она является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения, которое, в отличие от традиционной образовательной практики, характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности, достижения заданного результата [7. С. 74]. В основе данной технологии лежит разработанный в свое время американским педагогом У. X. Килпатриком метод проектов, при котором обучение осуществляется через организацию целевых актов: обучающиеся в процессе учебной деятельности планируют (проектируют) выполнение конкретной практической задачи, включая собственно учебную деятельность [2. С. 18].
В настоящее время, после периода широкой критики этого метода [5. С. 184], педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения обучающегося в субъект учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей [6. С. 67]. Целью
продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам разработчиков этой технологии, каждый обучающийся должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее. В частности, В. Д. Симоненко пишет: «метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость» [5. С. 71]. Достоинством метода проектов является также и то, что он, в сущности, является личностноориентированной технологией обучения, так как здесь учебный процесс направлен на каждого обучающегося с присущими ему познавательными особенностями и задаётся целью развития и совершенствования его личности.
Однако дидактический потенциал проектного обучения в реальном образовательном процессе в полной мере не реализуется. Этому препятствует отсутствие единой системы дидактических условий, обеспечивающих максимальное включение учебного проектирования в систему профессионального обучения учащихся, интегрирование учебной проектной деятельности с методической и предметной подготовкой будущих педагогов профессионального образования. Кроме того, реализовать в полной мере дидактический потенциал учебной проектной деятельности не позволяет противоречивость различных подходов к содержанию и структуре ее основных этапов, которые до сих пор дополняются и уточняются педагогами, внесшими значительный вклад в исследование проблем учебного проектирования.
Психолого-педагогические науки •••
Среди прочих, Е. С. Полат [6. С. 86] особое внимание уделяет этапу постановки проблемы и предлагает следующую ее последовательность:
> постановка проблемы (на основе противоречия);
> определение объекта исследования;
> выявление предмета исследования; формулировка гипотезы; определение направлений работы, непосредственных задач;
> определение способов поиска источников информации;
> определение способов и методов исследования, организация групп, подтверждение выдвинутых гипотез;
> сбор данных;
> анализ полученных данных;
> проверка гипотез;
> формулировка понятий, обобщение выводов;
> применение выводов, заключение.
В теории педагогики нет пока единых установившихся наименований этапов учебного проектирования, к тому же само количество условно выделяемых этапов также варьируется. Вывод очевиден: единая общепринятая структура и последовательность выполнения этапов учебной проектной деятельности на сегодняшний день еще не сформирована. Существенным недостатком представленных структурных схем проектирования является то, что требования к будущему объекту, которые позволяют удовлетворять потребность и снять проблемную ситуацию на высоком качественном уровне, ставятся после формулирования конкретной задачи. Кроме того, основной недостаток существующих подходов к учебному проектированию педагоги видят в том, что они слабо ориентируют обучающихся на выявление проблемы. Этот этап, связанный с выявлением проблем, задач и противоречий, являющийся начальным и определяющим всю последующую деятельность по проектированию - предпроектные исследования, либо отсутствует, либо обучающимся предоставляются уже сформулированные кем-то проблемы (обучающийся преднамеренно наводится, «ориентируется» преподавателем или авторами учебников). Затем (постфактум) предложенные учащемуся в «готовом» виде проблемы обосновываются каким-либо образом - сначала проблема, затем осознание проблемной области и затем выявление конкретной потребности (З. З. Кирикова [3.
С. 128]; Н. В. Матяш и др. [4. С. 241]). Это существенно снижает эффективность проектной деятельности и развитие креативности у учащихся.
На наш взгляд, характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Оно представляет собой особый тип научно-прогностического видения действительности, который охватывает и изменяет ее согласно требованиям развития практики. Проектная деятельность - это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авто-
129
ров проектирования, будущее. Педагогическое проектирование, кроме того, преследует дополнительную цель: изменение людей, осуществляющих проект. Как показывает практика, проектной деятельности объективно присущ педагогический потенциал. В образовании проектная деятельность часто выступает в качестве средства обучения (воспитания), выполняя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности [1. С. 407]. Примером может служить выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов. Исходя из этого, проектирование может быть формой организации педагогического взаимодействия во времени, распадаясь на две относительно самостоятельные линии деятельностей педагогов и учащихся.
Существующие современные подходы к определению структуры и содержания этапов проектной деятельности и их последовательности, как правило, несущественно отличаются от традиционной (репродуктивной) учебнопознавательной деятельности учащихся: делание чего-либо, что предложит преподаватель; выдача заданий - часто в виде уже готового решения; контроль процесса выполнения и результата, часто заранее предустановленного извне.
Представляется, что причины этого в том, что педагог берет на себя функции выявления и формулирования проблемы, лишая учащихся этого вида деятельности, в то время как эти компоненты являются начальными, исходными в процессе проектирования. Именно благодаря предпроектным исследованиям инициируется дальнейшая творческая деятельность субъекта, порождается целевая установка на внесение изменения в ситуацию.
В настоящее время исследователи для устранения этого недостатка предлагают включать в учебное проектирование любых объектов этап предпроектных исследований. Структура такой проектной деятельности предполагает следующую последовательность выполнения основных этапов:
• обозначение и осознание проблемной ситуации;
• выявление проблемы и её формулирование;
• выявление объектов-аналогов;
• определение параметров (требований) будущего объекта;
• анализ объектов-аналогов и выявление их недостатков;
• выявление противоречий и формулирование задач;
• поиск возможных вариантов решения;
• анализ и уточнение принятого решения;
• определение режимов действия и параметров объекта;
• конструирование и разработка условий проверки, практического осуществления и экспертизы проекта;
• изготовление, контроль и испытание объекта, оценка проекта.
В завершение статьи отметим, что современные проблемы подготовки педагогических
130
Известия ДГПУ, №3, 2014
кадров охватывают практически все стороны (аспекты) педагогического образования: содержание, формы организации, технологии и методики обучения. Практика показывает, что основной причиной невысокой эффективности подготовки педагогов в высших учебных заведениях является формальная реализация системного подхода в формировании профессиональных компетенций у современного учителя. При этом одним из важнейших критериев профессионализма современного учителя становится проектировочная деятельность.
Учебная проектная деятельность в существующей подготовке будущего педагога профессионального образования реализуется не в
полной мере, что обусловлено образовательной средой в высшем учебном заведении, в которой не создана система условий максимального включения учебного проектирования в систему профессионального обучения студентов (уровень подготовки студентов; оснащение учебного процесса; качество рабочих программ учебных дисциплин; уровень подготовки преподавателей, способных к эффективной профессиональной деятельности и т. д.), обеспечивающих становление компетентного выпускника в области дидактического проектирования, возможно при условии интегрирования проектной деятельности с предметной и методической подготовкой педагогов.
Литература
1. Алижанова Х. А. Маркетинговые методы исследования в экономическом образовании школьников: диссертация ... кандидата пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 2004. 179 с. 2. Килпатрик У. X. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925. 52 с. 3. Кирикова З. З. Выбор оснований при проектировании педагогической технологии // Школьные технологии. 2000. № 6. С. 61-65. 4. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / под ред. В. В. Рубцова. М., 2000. 286 с. 5. Методика обучения технологии: книга для учителя / под ред. В. Д. Симоненко. Брянск; Ишим: Изд-во Ишимского государственного педагогического института, НМЦ «Технология», 1998. 296 с. 6. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / под ред. Е. С. Полат. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 224 с. 7. Омаров О. М., Кашкаева Э. А. Педагогический менеджмент как управление образовательным процессом: традиции и инновации. Махачкала: ДГПУ. 2009. 168 с.
References
1. Alizhanova Kh. A. Marketing methods of research in the economic education of schoolchildren: dissertation... Candidate of Pedagogy: 13.00.01. Makhachkala, 2004. 179 p. 2. Kilpatrick W. H. Method of
projects. Applying the target setting in the pedagogical process. L. 1925. 52 p. 3. Kirikova Z. Z. Choosing the bases in projecting of the educational technology // School Technologies. 2000. # 6. P. 61-65.
4. Matyash N. V. Psychology of pupils' projective activities in condition of Technology Education / еd. by V. V. Rubtsov. M., 2000. 286 p. 5. Methods of teaching the technology: a book for teachers / еd. by V. D. Simonenko. Bryansk; Ishim: Ishim State Pedagogical Institute Publishing, “Technology” SMC, 1998. 296 p.
6. Tutorial for stud. of ped. universities and the system of pedagogical staff's professional development / E. S. Polat, M. Yu. Bukharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov / еd. by E. S. Polat. M. : “Academy” Publishing Center, 1999. 224 p. 7. Omarov O. M. Kashkaeva E. A. Pedagogical management as a management of the educational process: traditions and innovations. Makhachkala: DSPU. 2009. 168 p.
Literatura
1. Аlizhanova KH. А. Marketingovye metody issledovaniya v ehkonomicheskom obrazovanii shkol'nikov: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.01. Makhachkala, 2004. 179 s. 2. Kilpatrik U. X. Metod proektov. Primenenie tselevoy ustanovki v pedagogicheskom protsesse. L., 1925. 52 s. 3. Kirikova Z. Z. Vyibor osnovaniy pri proektirovanii pedagogicheskoy tehnologii // Shkolnyie tehnologii. 2000. № 6.
5. 61-65. 4. Matyash N. V. Psihologiya proektnoy deyatelnosti shkolnikov v usloviyah tehnologicheskogo
obrazovaniya / Pod red. V. V. Rubtsova. M., 2000. 286 s. 5. Metodika obucheniya tehnologii: kniga dlya uchitelya / pod red. V. D. Simonenko. Bryansk; Ishim: Izd-vo Ishimskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo instituta, NMTs «Tehnologiya», 1998. 296 s. 6. Uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov i sis-temyi povyish. kvalif. ped. kadrov / E. S. Polat, M. Yu. Buharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov / pod red. E. S. Polat. M. : Izdatelskiy tsentr «Akademiya», 1999. 224 s. 7. Omarov O. M., Kashkaeva E. A. Pedagogi-cheskiy menedzhment kak upravlenie obrazovatelnyim protsessom: traditsii i innovatsii. Mahachkala: DGPU. 2009. 168 s.
Статья поступила в редакцию 20.06.2014 г.