5. Sharkov F.I. Kommunikologiya: kommunikacionnyj konsalting: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2016. Available at: //biblioclub.ru/index.php? page=book&id=453046
6. Yangirova V.M., Bejgul L.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kommunikativnyh umenij mladshego shkol'nika. Pedagogika sovremennogo nachal'nogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya: Materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2015: 33 - 35.
Статья поступила в редакцию 07.06.18
УДК 347.922
Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Professor, Department of Criminology, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior teacher, Department of Criminology, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation Stavropol branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF TRAINING INVESTIGATORS SPECIALIZING IN THE INVESTIGATION OF CRIMES COMMITTED USING MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES. The article studies problems of training investigators specializing in the investigation of crimes committed with the use of modern information and communication technologies. Currently, crimes in the field of information and telecommunication technologies are among the most dynamic. The methods of their investigation do not have time to summarize and draw up, as they are already outdated. The authors conclude that the improvement of training of the investigator in the higher educational institution to investigate criminal cases of crimes committed with the use of modern information and communication technologies will effectively prevent the commitment of new crimes of this type and improve the quality of the preliminary investigation of this category of criminal cases.
Key words: educational process, teaching methods, computer information, purpose of computer expertise.
А.А. Рясов, канд. юр. наук, доц., проф. каф. криминалистики, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected] Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, ст. преп. каф. криминалистики, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected] А.Д. Аветисян, канд. юр. наук, доц., проф. каф. уголовного процесса, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена отдельным проблемам подготовки следователей, специализирующихся на расследовании преступлений, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время преступления в сфере информационно-телекомуникационных технологий являются одними из самых динамичных. Методики их расследования не успевают обобщить и оформить, как они уже устаревают. Авторы делают вывод о том, что совершенствование подготовки следователя в высшем учебном заведении по расследованию уголовных дел о преступлениях, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, позволит эффективно предупреждать совершение новых преступлений данного вида преступлений и повысить качество предварительного следствия по этой категории уголовных дел.
Ключевые слова: учебный процесс, методика преподавания, компьютерная информация, назначение компьютерных экспертиз.
В настоящее время в процессе деятельности органов предварительного следствия с учетом развития компьютерных технологий возникают новые виды преступлений совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, при расследовании которых у следователя появляются определенные трудности. Для эффективного расследования уголовных дел, по преступлениям данной категории, необходимо совершенствовать подготовку следователей по использованию ими методик расследования данных видов преступлений.
Большая часть данных преступлений взаимосвязана с недостаточной профессиональной подготовленностью следователей органов внутренних дел, которые расследуют эти преступления. Для оптимального расследования уголовных дел следователю необходимо определять, алгоритмы своих действий на первоначальном и последующем этапах производства по делам рассматриваемого вида преступлений [1 - 4].
Одной из проблем, возникающих у преподавателей высшего учебного заведения при подготовке следователей, специализирующихся на расследовании данной категории преступлений является недостаточность практического опыта по расследованию таких преступлений. Ведь не секрет, что «старые» опытные преподаватели, много лет отработавшие в следственных подразделениях имеют большой практический опыт рассле-
дования различных преступлений, но в то время в период их работы в следственных подразделениях преступления данного вида совершались очень редко. Поэтому «старые опытные кадры» зачастую не имеют достаточных знаний о новых способах совершения данного вида преступлений, который специфичен именно своей динамичностью и технической сложностью их совершения. Следователю при их расследовании необходимо быть не только юридически грамотным, но и технически подготовленным: разбираться в компьютерной технике, сетевом оборудовании, способах передачи информации посредством использования различных информационно-коммуникационных технологий, знать о новейших средствах уничтожения информации на стационарных компьютерах, ноутбуках, средствах мобильной связи, локальной сети и сети Интернет. В тоже время молодые следователи, имеющие знания в данных областях не имеют достаточного практического опыта следственной работы, не обладают необходимой процессуальной подготовкой.
В связи с вышеизложенным, преподавателям высшего учебного заведения необходимо постоянно поддерживать тесную взаимосвязь с практическими работниками, для постоянного совершенствования их профессиональной деятельности по получению ими дополнительных знаний о современных способах совершения данных видов преступлений.
Следующей проблемой подготовки следователей, специализирующихся на расследовании вышеуказанных преступлений, является отсутствие специализированной литературы последних лет издания. Ранее уже было отмечено, что в настоящее время преступления в сфере информационно-телекомуникационных технологий являются одними из самых динамичных. Методики их расследования не успевают обобщить и оформить, как они уже устаревают. Новые способы совершения данных преступлений модернизируются и трансформируются сразу посте того как следователи разрабатывают способы их расследования. Причём преступники, специализирующиеся на их совершении, изобретают не только способы их совершения, но и, зная лазейки и слабые места в российском законодательстве, придумывают и способы ухода от уголовной ответственности за их совершение.
При проведении всех видов аудиторных занятий с участием следователей преподавателям целесообразно использовать практический опыт расследования денного вида преступлений.
Наибольшее распространение в настоящее время получили преступления, совершаемые с использованием средств мобильной связи.
Со своей стороны, изучив опыт борьбы с подобными преступлениями, преподавателям для следователей следует предложить соответствующий алгоритм расследования уголовных дел, в тех случаях, когда сотрудником полиции будут обнаружены и изъяты средства мобильной связи, с использованием которых было совершено преступление:
- включить на телефоне «режим полета». Это позволит исследовать содержимое телефона и не допустить выход его в Интернет и самопроизвольного уничтожения имеющейся в нем информации;
- изъять телефон и извлечь из него флеш-карту, что также послужит вышеуказанным целям. Следователю не рекомендуется передавать флеш-карту владельцу телефона или смартфона. SIM-карта не может содержать в себе программных продуктов и следов их действия, вследствие чего нет необходимости в их изъятии, за исключением случаев, когда преступление связано со звонками различным абонентам;
- уточнить у владельца телефона или смартфона, факты обращения сети Интернет. Дело в том, что большинство вредоносных программ действуют в телефоне или смартфоне не более часа. За это время они успевают выполнить свою вредоносную функцию и самоуничтожиться, а нередко уничтожить и всю информацию на телефоне или смартфоне.
- уточнить у владельца телефона или смартфона пароль для разблокировки телефона или смартфона. Особенно важной является данная рекомендация для телефонов «iPhone» и «Samsung». В телефонах этих производителей функция защиты их от разблокировки является наиболее сложной и может быть причиной невозможности производства экспертизы.
Библиографический список
- в постановлении о назначении экспертизы следователь должен обязательно указать разрешение на уничтожение телефона или хранящейся на нем информации. С этой целью следователь должен предварительно получить такое согласие у хозяина телефона. Без такого разрешения, в с соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 57 УПК РФ, эксперт не сможет проводить исследование данного устройства и ограничится лишь его осмотром;
- при назначении экспертизы следователь, кроме всех объектов необходимых для производства экспертизы, в случаях, когда его интересует какая-либо информация, хранящаяся на нем должен предоставить эксперту чистые CD, DVD, флеш или иные накопители для записи на них данных имеющих значения для расследования.
При проведении практических занятий преподавателям следует обращать внимание следователей на особенности назначения компьютерных экспертиз, в связи с тем, что в отдельных случаях следователи испытывают затруднения в формулировании вопросов перед экспертом и определении возможностей эксперта по исследованию представленных на экспертизу объектов. Так, иногда следователи формулируют перед экспертом вопросы правового характера.
Например, следующие:
«Возможно ли при помощи данного мобильного устройства осуществление азартных игр?».
Понятие азартных игр, в данном случае, является правовым вопросом и не входит в область специальных познаний эксперта.
Или следующий вопрос:
«Имеются ли на представленном устройстве, документы, отражающие бухгалтерскую деятельность фирмы...?»
Данный вопрос также выходит за пределы компетенции эксперта, по компьютерным экспертизам и требует назначения комплексной компьютерной и судебно-бухгалтерской экспертизы. Не следует, также перед экспертом ставить и вопросы справочного характера «Возможно ли работа в сети Интернет при помощи данного мобильного устройства?». Данный вопрос не требует специальных познаний и для ответа на него достаточно консультацию у специалиста по технической характеристике мобильного устройства. Следует также иметь в виду, что в предмет компьютерной экспертизы не входит исследование телекоммуникационных сетей, в том числе и сети Интернет.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что совершенствование подготовки следователя в высшем учебном заведении по расследованию уголовных дел о преступлениях, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, позволит эффективно предупреждать совершение новых преступлений данного вида и повысить качество предварительного следствия по этой категории уголовных дел.
1. Лифанова Л.Г. Генезис правовых позиций относительно заключения эксперта как доказательства в уголовном судопроизводстве. Вестник СевКавГТИ. 2017; Т. 1; № 2 (29): 102 - 105.
2. Соколов Ю.Н. Электронный носитель информации в уголовном процессе. Информационное право. 2017; 3.
3. Турышев А.А. Уголовно-правовые инструменты защиты информационного общества. Законы России: опыт, анализ, практика. 2017; 10.
4. Халиуллин А.И. Неправомерное копирование как последствие преступления в сфере компьютерной информации. Российский следователь. 2015; 8.
References
1. Lifanova L.G. Genezis pravovyh pozicij otnositel'no zaklyucheniya 'eksperta kak dokazatel'stva v ugolovnom sudoproizvodstve. Vestnik SevKavGTI. 2017; T. 1; № 2 (29): 102 - 105.
2. Sokolov Yu.N. 'Elektronnyj nositel' informacii v ugolovnom processe. Informacionnoe pravo. 2017; 3.
3. Turyshev A.A. Ugolovno-pravovye instrumenty zaschity informacionnogo obschestva. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2017; 10.
4. Haliullin A.I. Nepravomernoe kopirovanie kak posledstvie prestupleniya v sfere komp'yuternoj informacii. Rossijskijsledovatel'. 2015; 8.
Статья поступила в редакцию 03.07.18
УДК 371
Alizhanova H.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
PROJECTING A SYSTEM OF PROFILE ECONOMIC TRAINING. The article describes the approaches to the organization of the system of profile economic training. The effectiveness of the design of the system of specialized economic training is provided by the system of pedagogical monitoring, which is a form of organization of collection, storage, processing and dissemination of information about the pedagogical system and provides continuous monitoring of its state, forecasting its development. The most preferred form