УДК 378.1:37.011
О. Б. СМИРНОВА М. А. ПРИХОДЬКО
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ_
В статье актуализируется проблема развития логической культуры студентов. Образовательная ситуация рассматривается как одно из средств развития логической культуры студентов. Приводятся типы образовательных ситуаций, развивающих логическую культуру студентов.
Ключевые слова: логическая культура, образовательная ситуация, компетентностный подход, деятельностный подход в обучении, проектирование.
Высокие темпы преобразований, происходящих во всех сферах производства, влекут за собой растущую потребность в высококвалифицированных, инициативных и профессионально компетентных специалистах. В связи с этим основной целью организации образовательного процесса в высшей школе становится создание педагогических условий, позволяющих студентам получить «достаточно сильный заряд для своих творческих возможностей в виде конкретных методов и приемов умственной работы, которые на базе современной системы обучения откроют им наиболее перспективные пути овладения профессией» [1].
В совокупности методов и приемов умственной работы особое место занимают логические операции и логические приемы, которые, в свою очередь, являются составляющими логической культуры студентов.
Необходимость развития логической культуры студентов обоснована в исследованиях И. П. Калошиной, В. И. Левина, И. Я. Лернера, Н. И. Марти-шиной, Н. А. Подгорецкой, Г. И. Харичевой, Е. В. Яковлевой и др. Развитие логической культуры в аспекте формирования критического мышления изучено С. В. Вьюгиной, М. И. Махмутовым и др. учеными. Полученные выводы позволяют рассматривать повышение логической культуры студентов как одну из приоритетных социально-педагогических задач.
Исходя из результатов анализа различных подходов к определению понятия, под логической культурой студента мы понимаем интегральную личностную характеристику, включающую следующие компоненты:
— мотивацию к усвоению логических знаний и умений в процессе освоения профессиональных образовательных программ;
— способность безошибочно оперировать понятиями;
— владение приемами логического мышления и умения строить безупречную аргументацию, доказательные выводы, оперировать рациональными способами рассуждений;
— выявлять и осмысливать причины допущенных ошибок;
— мысленно строить модели деятельности и проигрывать их сценарий в целях оптимизации [2].
В современном образовательном процессе вуза, в основу организации которого положен компетент-ностный подход, необходим переход от традиционной постановки учебных задач к проектированию образовательных ситуаций.
В психолого-педагогической литературе изучаются различные аспекты педагогических ситуаций (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицина и др.), ситуационных задач (О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пис-кунова, А. В. Хуторской и др.), учебных ситуаций (В. В. Сериков), «ситуаций включения», (Д. Б. Эль-конин) и др.
Анализ рассмотренных подходов к определению ситуаций, позволяет утверждать, что одним из определяющих требований, предъявляемых к ситуациям, является их направленность на получение обучаемым личного образовательного результата в процессе их деятельности. С педагогической точки зрения, такая характеристика образовательной ситуации рассматривает ее не только как меру освоения предметных знаний, получения личного опыта, способов осуществления деятельности, формирования компетенций, но и как показатель их проявления. Образовательная ситуация является единицей содержания и взаимодействия между участниками образовательного процесса, с одной стороны, дидактическим средством и показателем проявления компетентностей студента — с другой.
Принятие вышеназванных положений позволяет утверждать, что включение образовательных ситуаций в процесс обучения является необходимым условием развития логической культуры студентов.
В этих обстоятельствах можно сформулировать ряд требований, предъявляемых к образовательным ситуациям, направленным на развитие логической культуры студентов, а именно:
1. Проектирование системы образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с целями развития логической культуры студентов, в том
числе с учетом уровневого характера развития логической культуры студентов и их переход от одного уровня к другому, более высокому.
2. Содержание образовательных ситуаций должно обеспечивать усвоение системы средств, необходимых и достаточных для успешного развития логической культуры студентов.
3. Образовательные ситуации должны проектироваться так, чтобы соответствующие составляющие логической культуры студентов, усвоение которых обеспечивается в процессе ее решения, выступали как личный образовательный продукт обучения.
Особенность рассматриваемых образовательных ситуаций заключается в том, что они образованы логическим основанием, которое отражает одно из составляющих логической культуры студентов. Можно сделать вывод о том, что проектирование ситуаций, направленных на развитие логической культуры студентов, опирается на определение ее логической структуры.
Анализ логической структуры образовательной ситуации предполагает решение следующих задач: выделение логической составляющей ситуации (операция, прием, вид деятельности), выявление операций, видов деятельности, выполняемых студентом, формулировка заданий, решаемых средствами предметного содержания.
В связи с вышесказанным, выделяем следующие типы образовательных ситуаций: когнитивные, креативные и организационно-деятельностные. Указанные типы образовательных ситуаций определены на основе классификации качеств личности (когнитивные, креативные, организационно-деятельностные), предложенной А. В. Хуторским, и типов учебных заданий, соответствующих выделенным качествам [3, 4].
Очевидно, что составляющей логической культуры студентов является владение логическим мышлением. Логические операции и приемы составляют «азбуку» логического мышления. Ситуации, направленные на овладение логическими операциями и приемами, можно отнести к образовательным ситуациям когнитивного типа.
Особое значение в когнитивных образовательных ситуациях уделяется выделению логических приемов, имеющих практическое значение для учебной деятельности студентов. К таким приемам можно отнести следующие: установление взаимообратных отношений необходимости и достаточности между понятием и его признаками, построение различных форм суждений, включающих необходимые и достаточные признаки и их анализ, определение понятий через род и видовое отличие, классификация понятий, доказательство от противного и др. [5, 6].
Проектирование образовательных ситуаций когнитивного типа показало, что наибольший эффект в развитии логической культуры студентов достигается, если их содержание, с одной стороны, понято студентами и доступно для их выполнения, а с другой — выступает как учебное задание, требующее конструирования логических приемов. Следовательно, построение когнитивных образовательных ситуаций требует разработки ее содержания, в котором имеет место исследование необходимых и достаточных признаков объекта; установление его родовых и видовых связей; классификация по различным основаниям (с обоснованием выбора основания классификации); нахождение общих принципов построения однородных объектов и пр.
В качестве основания проектирования образовательной ситуации может выступать противоречие
между личными мнениями, суждениями, представлениями студентов, между потребностями, возникающими в образовательной деятельности студентов, и возможностями студентов осуществлять эту деятельность на любом этапе понимания, решения задачи, проблемы. Примером образовательной ситуации когнитивного типа является ситуация, в основе проектирования которой лежит интеграция приемов: установление взаимообратных отношений необходимости и достаточности между понятием и его признаками и построение различных форм суждений, включающих необходимые и достаточные признаки и их анализ. Так, например, при усвоении различных понятий, связанных с соответствующим предметным содержанием, по наблюдению авторов, часто обнаруживается противоречие между необходимостью иметь представление о необходимых и достаточных признаках понятия и невозможностью студентов установить связь между понятием и его признаками. Обнаруженное противоречие может быть использовано для создания когнитивной образовательной ситуации.
Подобная когнитивная образовательная ситуация служит не только средством передачи информации, в данном случае содержание изучаемого понятия, но и задает правила, способ деятельности, направленной на усвоение понятия. Решая такую образовательную ситуацию, студент формулирует свое высказывание в виде «личного мнения», следовательно, приобретает личный индивидуальный опыт. Этот опыт будет способствовать развитию способности переноса логического приема в новую образовательную ситуацию.
Образовательные ситуации креативного типа использовались авторами для формирования способности к генерации идей, умения выбирать самостоятельно методы познания изучаемого объекта. Студент, изучив и проанализировав предложенную модель изучаемого явления, используя личностный опыт, получает возможность создать собственную интерпретацию явления.
При создании креативной образовательной ситуации учебное задание является не столько схемой действия, сколько схемой оценивания своего предшествующего опыта и его трансформации в новый индивидуальный опыт. Проектирование креативных образовательных ситуаций дает возможность формировать у студентов опыт решения различных проблем, создание обобщенного образовательного продукта.
Например, содержание креативной образовательной ситуации может быть связано с выявлением общей логической структуры системы учебных заданий или выделением общего способа их решения. Следствием разрешения предложенной ситуации может служить выполнение задания, основанного на распознании выявленной логической структуры или способа решения задачи с дальнейшим составлением и ее решением каждым студентом. Опыт разрешения такой ситуации предполагает формирование студентами личного образовательного продукта с выявленными свойствами.
Подобная образовательная ситуация позволяет не только провести обобщение и систематизацию учебного материала, построить собственное видение изучаемого объекта, но и оценить степень освоения предметного содержания.
Важнейшей составляющей логической культуры студентов является умение строить аргументацию, доказательные выводы, оперировать рациональными способами рассуждений, выявлять и осознавать при-
чины допущенных ошибок, мысленно строить модели деятельности и проигрывать их сценарий в целях оптимизации. Другими словами, проектирование образовательных ситуаций создает условия, при которых студент довольно ярко проявляет свою субъективную позицию в образовательном процессе, что предполагает, прежде всего, необходимость формирования умения планировать, организовывать свою деятельность. Такая постановка вопроса требует проектирования образовательных ситуаций организационно-деятельностного типа.
Основанием проектирования образовательной ситуации организационно-деятельностного типа могут служить выявленные преподавателем познавательные потребности, затруднения студентов при выполнении учебных заданий, связанных с организацией своей учебной деятельности. К образовательным ситуациям указанного типа можно отнести ситуации планирования. Например, одним из авторов было выявлено затруднение студентов при составлении плана, алгоритма решения учебного задания. Обнаружение этого факта было использовано для создания организационно-деятельностной образовательной ситуации. Особенностью данной образовательной ситуации является то, что студенту могут быть предложены не только тексты учебного задания, подготовленного преподавателем, но тексты его решения. При этом тексты, как задания, так и его решения, могут быть подготовлены преподавателем заранее или получены как образовательные результаты деятельности самих студентов (например, учебные задания, составленные самими студентами, решение заданий, выполненных конкретными студентами). В этом случае образовательная ситуация играет роль среды, обеспечивающей условия для создания собственного образовательного продукта. К достоинствам подобных образовательных ситуаций можно отнести их экономичность (позволяют разобрать большое многообразие задач и заданий за единицу учебного времени, а их решение по составленному сценарию может быть реализовано студентами индивидуально, например, в их внеаудиторной деятельности).
К заданиям образовательной ситуации организа-ционно-деятельностного типа также относятся задания выбора способов решения, задания на выявление ошибок в решении задачи и их устранение, задания на отыскание оптимального решения задачи, выявления недостаточных или лишних данных в условии задания и пр.
Следовательно, деятельность по проектирование образовательных ситуаций, направленных на развитие логической культуры студентов, предполагает предварительную разработку их сценария. На этом этапе конструирование ситуаций строится с учетом личностных особенностей студентов, уровня их логической культуры. В рамках построенной ситуации необходимо найти ответы на следующие вопросы: формирование и развитие каких компонентов логической культуры студентов обеспечивает образовательная ситуация? Какие ресурсы предметного содержания можно использовать? Как поддерживать познавательную активность студента? Как организовать рефлексию студентов?
Проектирование образовательных ситуаций создает условия, предполагающие получение студентами личного образовательного продукта, повышающие их познавательную активность, что способствует качественному овладению предметным содержанием, стимулирует развитие логической культуры
студентов. Об этом свидетельствуют результаты наблюдения авторов за познавательной деятельностью студентов, включающего анализ проведенного анкетирования:
1) увеличение частоты вопросов, задаваемых студентами по разрешению предложенных ситуаций, а также усовершенствование их логической структуры (от 10 до 30 %);
2) адаптация и личное участие всех студентов в решении образовательных ситуаций;
3) улучшение результатов работы студентов при движении от ситуации к ситуации, независимо от их содержания посредством переноса логических приемов и операций (от 13 до 25 %).
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что включение в содержание образовательного процесса рассмотренных ситуаций повышает логическую культуру студентов.
Новизна проведенного исследования состоит в том, что:
— исследованы пути развития логической культуры студентов на основе проектирования образовательных ситуаций при организации современного образовательного процесса, направленного на формирование компетентностей как образовательных результатов студентов;
— выявлены типы образовательных ситуаций, повышающих логическую культуру студентов.
Обогащение предметного содержания образовательными ситуациями существенно влияет не только на развитие логической культуры студентов и результативность обучения, но и повышает мотивацию к овладению различными методами решения практических и профессиональных задач.
Библиографический список
1. Эсаулов, А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] : науч.-метод. пособие / А. Ф. Эсаулов. — М. : Высшая школа, 1982. — 223 с.
2. Смирнова, О. Б. Познавательная активность как фактор развития логической культуры студентов [Электронный ресурс] / О. Б. Смирнова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. OfflineLetters). — Май 2012. — Режим доступа : http://www.emi-ssia.org/offline/2012/1799.htm (дата обращения: 17.05.2015.
3. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст] : пособие для учителя / А. В. Хуторской. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. -383 с.
4. Приходько, М. А. Учебная мотивация как средство управления личностно-ориентированным обучением математике студентов аграрного университета [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. А. Приходько. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. - 179 с.
5. Подгорецкая, Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых [Текст] / Н. А. Подгорецкая. - М. : Педагогика, 1980. - 150 с.
6. Калошина, А. П. О формировании логических приемов мышления [Текст] / А. П. Калошина, Г. И. Харичева // Советская педагогика. - 1975. - № 4. - С. 97-104.
СМИРНОВА Оксана Борисовна, старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин.
ПРИХОДЬКО Маргарита Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.06.2015 г. © О. Б. Смирнова, М. А. Приходько