Приходько М.А., Смирнова О.Б. К вопросу о развитии логической культуры студентов средствами учебных задач // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2015. -№2(2) июль-сентябрь. - URL http://e-journal. omgau.ru/index.php/2015 -god/2/ 19-statya-2015-2/151-00040
УДК 372.8
Приходько Маргарита Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВПО ОмГУПС, г. Омск [email protected]
Смирнова Оксана Борисовна
Старший преподаватель
ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, г. Омск [email protected]
К вопросу о развитии логической культуры студентов средствами учебных задач
Аннотация: В статье актуализируется проблема развития логической культуры студентов. Учебная задача рассматривается как одно из средств организации содержания образовательного процесса, направленного на развитие логической культуры студентов. Приводятся типы учебных задач, развивающих логическую культуру при обучении математики.
Ключевые слова: логическая культура, учебная задача, обучение, деятельностный подход в обучении
Введение. Высокие темпы преобразований, происходящих во всех сферах производства, нарастающая глобализация, стремительный технический прогресс влекут за собой растущую потребность в высококвалифицированных, инициативных и профессионально компетентных специалистах. Конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда стала определяться не только объемом полученных общекультурных и профессиональных знаний, но и личностными характеристиками, такими как критическое мышление, логическая культура, способность к оптимальному проектированию своей деятельности.
В связи с этим основной целью организации образовательного процесса в высшей школе становится создание таких педагогических условий, при которых студенты могут в максимальной степени овладеть приемами активной умственной деятельности. Приоритетной задачей преподавателя в этих условиях становится обеспечение условий обучения, позволяющих получить студентам «достаточно сильный заряд для своих творческих возможностей в виде конкретных методов и приемов умственной работы, которые на базе современной системы обучения откроют им наиболее перспективные пути овладения профессией» [1] .
В совокупности методов и приемов умственной работы особое место занимают логические операции и логические приемы, которые в свою очередь являются составляющими логической культуры студентов.
Развитие логической культуры студентов как педагогическая проблема
Отдельные аспекты проблемы формирования и развития логической культуры школьников разрабатывали И.Л. Никольская, Ю.И. Веринг, Т.С. Маликов, А.А. Шрайнер, В.Г. Ежкова, Д.Н. Середа и другие. Необходимость развития логической культуры студентов обоснована в различных исследованиях, затрагивающих указанную проблему (И.Я. Лернер, Е.В. Яковлева, В.И. Левин, Н.И. Мартишина и др.).
В настоящее время в педагогике возрос интерес к проблеме формирования и развития логической культуры студентов в связи с актуализацией развития критического мышления (С.В. Вьюгина, М.И. Махмутов и др), формирования ключевых и профессиональных компетентностей (В. Хутмахер, А.В. Хуторской, И.А Зимняя, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др).
Применение принципа статистической значимости при анализе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования позволяет выделить общекультурные компетенции, связанные с логической культурой студентов, (проанализированы ФГОС по 20 направлениям подготовки бакалавров). К таким компетенциям можно отнести:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).
Вышесказанное позволяет отнести задачу повышение логической культуры студентов к одной из приоритетных социально-педагогических задач.
Под логической культурой будем понимать интегральную личностную характеристику студента, включающая мотивацию к усвоению логических знаний и умений в процессе освоения профессиональных образовательных программ, способность безошибочно оперировать понятиями, владение приемами логического мышления, умение строить безупречную аргументацию, доказательные выводы, оперировать рациональными способами рассуждений, выявлять и осмысливать причины допущенных ошибок, мысленно строить модели деятельности и проигрывать их сценарий в целях оптимизации [2].
Очевидно, что деятельностный компонент логической культуры связан с осознанием факта: овладение студентом логической культурой и ее развитие вне деятельности невозможно. Логическая культура является основой почти любой деятельности человека, быть то деятельность учебно-познавательная, или профессиональная. Деятельностный подход позволяет понять, что логическую культуру студента следует рассматривать как способ его деятельности.
Таким образом, работу над развитием логической культуры студентов нужно начинать с первых шагов обучения и вести на протяжении всего периода его обучения в вузе, постепенно усложняя ее в зависимости от содержания и методов обучения. Несмотря на то, что каждый учебный предмет имеет свои особенности, приемы и операции логического мышления, формируемые в процессе обучения, по существу, остаются одними и теми же: меняется только их сочетание, варьируются формы их применения, усложняется их содержание.
Учебная задача как средство развития логической культуры студентов
Особая роль в развитии логической культуры студентов отводится дисциплинам математического и естественнонаучного цикла. Математика - одна из дисциплин, которая способна положительно влиять на развитие логической культуры студентов.
Обобщая вышесказанное, задачами развития логической культуры студентов при обучении математике являются:
-безошибочно оперировать математическими понятиями,
-строить безупречную аргументацию и доказательные выводы при решении
теоретических и практических математических задач, -находить рациональные методы решения математических задач,
критически осмысливать полученные результаты, выявлять причины допущенных ошибок,
— №
мысленно строить модели математической деятельности, к примеру, уметь составлять и применять алгоритмы решения задач.
Достижению перечисленных задач способствует применение деятельностного подхода при организации обучения математики. Возможности реализации деятельностного подхода в обучении математике исследовали Ю.К. Бабанский, В.А. Байдак, О.Б. Епишева, Ю.М. Калягин, В.И. Крупич и др.
В психолого-педагогической литературе в рамках осуществления деятельностного подхода показано, что «основной единицей (клеточкой) учебной деятельности является учебная задача. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект» [3].
Следовательно, учебная задача может быть рассмотрена в качестве средства организации содержания образовательного процесса, направленного на развитие логической культуры студентов.
Типология учебных задач при обучении математике
Следуя поставленным задачам, считаем целесообразным применение следующих типов учебных задач: когнитивные, креативные и организационно-деятельностные учебные задачи.
Задачи когнитивного типа предполагают развитие способности к анализу, обобщению, выявлению закономерностей, общих признаков и свойств изучаемых объектов.
Задачи креативного типа: составление алгоритма решения класса типовых задач; нахождение различных методов решения одной задачи и выбор наиболее рационального из них.
Задачи организационно-деятельностного типа: проведение социологического опроса с последующей обработкой статистических данных и выявление зависимости между ними; подборка вопросов по определенному изученному разделу математики; подборка задач по теме (для проверки знаний на различных уровнях) по указанному разделу; составление этимологического словаря или глоссария по разделу.
Приведем несколько примеров.
А) Задачи когнитивного типа на классификацию объектов, установления сходства, конкретизации понятия.
1. Распределите данные интегралы: а) на 2 группы; б) на 3 группы. Поясните свой
выбор.
+Т (х е 2 х(х 1 / \
1) | —-; 2) 11п х(х; 3) | xarctgxdx ; 4) ДЛ -х3((х;
3 х - 4 1 0 2 х 0
3 -1 л/3 _
6) | (х ; 7) | ху/х2 + 1(х .
2 Vх 2 о
Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему.
2. Исключить «лишний интеграл»
2 2 7 ^ , 4 (х „ч 8 х(х „ч р (х
» Л'2 , 2) 1^, 3) ; 4)
1 V х' ) х' 371+^' 0 х2 - 5х + 6
Задание направлено на установление общих свойств объектов и выделение объектов, не образующие с остальными однородную группу. Б) Задачи креативного типа.
1. Химический процесс описывается уравнением Ag+ + Cl ^ AgCl. Реактив
добавляется в каждую из четырех пробирок. Вероятность того, что вещество в пробирке вступит в химическую реакцию, в каждом из случаев постоянна и равна 0,4. Задание: а) рассмотрите ситуацию в одном из аспектов: дискретная случайная величина, повторные независимые испытания, алгебра событий; б) дайте геометрическую интерпретацию рассмотренной ситуации.
При вливании глюкозы ее содержание (с) в крови больного является функцией
времени (t) и выражается зависимостью c(t) = a — be t, где a, b - const. Экспериментально
„ 1
получены данные (e ~ 2,7): 1) t1=0; с1=2; 2) t2=1; с2= 7 . Выберите и решите не менее
двух заданий из предложенных: а) постройте график зависимости c(t); б) найдите равновесное содержание глюкозы в крови больного; в) исследуйте скорость изменения содержания глюкозы в крови.
В задачах уделяется внимание нахождению различных методов ее решения и выбор наиболее рационального из них.
2. Приведен ряд пословиц и поговорок:
- чем дальше в лес, тем больше дров;
- кашу маслом не испортишь;
- дальше кумы, меньше греха;
- выше меры конь не скачет;
- пересев хуже недосева;
- не круто начинай, круто кончай;
- горяч на почине, да скоро остыл.
Требуется проиллюстрировать каждое высказывание соответствующим свойством функции.
Задание способствует установлению аналогии, поиску закономерностей посредством построения логических цепочек сопоставления научных и житейских толкований отдельных явлений [4].
В) Задачи организационно-деятельностного типа.
Приведем в качестве примера фрагмент практической работы по теме «Числовые характеристики случайных величин».
Форма работы: групповая (группа - творческая лаборатория), предложены пять направлений исследования, заданы условия: Творческие лаборатории:
1. «Медицинская». Вероятность заболевания гриппом человека, которому поставили прививку против гриппа, существует и равна 0,3. Обследуют 5 человек.
2. «Химическая». Химический процесс описывается уравнением: Ag+ + Cl— ^ AgCl. Реактив добавляется в каждую из 5 пробирок. Вероятность того, что вещество в пробирке вступит в химическую реакцию, в каждом из случаев постоянна и равна 0,4.
3. «Биологическая». Средний процент цыплят, вылупившихся из куриных яиц данной партии, составляет 75%. Отбирают 6 яиц.
4. «Техническая безопасность». В лаборатории произошла утечка хлора. Вероятность проникновения этого ядовитого вещества в каждую из 4 секций лаборатории постоянна и равна 0,6.
5. «Лаборатория Х». (Придумайте ситуацию самостоятельно) Предложен следующий план работы:
1. Выбрать направление исследования.
2. Распределить обязанности (выполнение вычислений; оформление отчета о работе; исследование теоретической стороны проблемы: изучение и объяснение новых фактов всем сотрудникам своей лаборатории; организация работы и контроль выполнения задания).
3. Выполнить работу и оформить отчет. Задания:
1) проанализировав предложенную ситуацию, ввести дискретную случайную величину Х, составить закон распределения случайной величины;
2) вычислить числовые характеристики случайной величины Х (предварительно изучив теоретический материал по предложенным источникам);
3) составить прогноз о наиболее возможном значении случайной величины, сформулировав его аналитически, графически или в виде таблицы.
Результаты проводимого исследования позволяют утверждать, что применение учебных задач когнитивного, креативного и организационно-деятельностного типов при обучении математике способствует развитию логической культуры.
Ссылки на источники:
1. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: научно-методическое пособие [Текст] / А.Ф. Эсаулов. - М.: Высшая школа, 1982. - 223 с.
2. Смирнова О.Б. Познавательная активность как фактор развития логической культуры студентов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. -Май 2012, ART 1799 . - СПб., 2012 г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1799.htm . - Гос.рег. 0421200031. ISSN 1997-8588. - Объем 0.5 п.л. [дата обращения 17.05.2012]
3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
4. Приходько М.А. Учебная мотивация как средство управления личностно-ориентированным обучением математике студентов аграрного университета: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 [Текст] /М.А. Приходько. - М.: РГБ, 2009. - 179 с.
Margarita Prikhodko
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Omsk State Agrarian University n. a. P.A. Stolypin, Omsk
Oksana Smirnova
Senior Instructor
Omsk State Agrarian University n. a. P.A. Stolypin, Omsk
Development of Logical Culture of Students by Means of Educational Task Revised
Abstract: The problem of logical culture of students is being updated in this article. The training task is considered as a means of organizing the content of the educational process aimed at developing logical culture of students. Different types of learning tasks developing logical culture in teaching mathematics have been given in the article.
Keywords: logical culture, learning task , teaching, activity approach in teaching.