Смирнова О.Б., Приходько М.А. Развитие логической культуры студентов при обучении математике посредством веб-квестов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль -сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/378-00128. - ISSN 2413-4066
УДК 372.8
Смирнова Оксана Борисовна
Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Приходько Маргарита Анатольевна
Кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО ОмГУПС, г. Омск [email protected]
Развитие логической культуры студентов при обучении математике посредством
веб-квестов
Аннотация. В статье актуализируется проблема развития логической культуры студентов при обучении математике посредством применения веб-квестов. Представлены целевые установки образовательного процесса, основанного на применении веб-квестов. Описаны логические операции и приемы мышления, совершенствуемые посредством основных его компонентов.
Ключевые слова: логическая культура, логические операции и приемы, веб-квест, информационное наполнение, познавательная деятельность.
Развитие информационных технологий, внедрение их в образовательный процесс обусловили необходимость совершенствования методологии и технологии организации образовательного процесса в вузах, поиска педагогических инструментов, обеспечивающих процесс качественного обучения. При этом на первый план выходит развитие способностей студентов, связанных с умениями осуществлять свою познавательную деятельность, что подразумевает понимание смысла и значения поставленной задачи, умение логично рассуждать, анализировать, сравнивать, отличать гипотезу от факта, т.е. повышение логической культуры студентов.
Необходимость развития логического мышления и логической культуры студентов обоснована в исследованиях И.П. Калошиной, Б.Ф. Курбело, В.И. Левина, И.Я. Лернера, Н.А. Подгорецкой, В.И. Свинцова, Г.И. Харичевой, Е.В. Яковлевой и других ученых.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить логическую культуру как «интегральную личностную характеристику студента, включающую мотивацию к усвоению логических знаний и умений в процессе освоения образовательных программ, способность безошибочно оперировать понятиями, владение приемами логического мышления, умение строить безупречную аргументацию, доказательные выводы, оперировать рациональными способами рассуждений, выявлять и осмысливать причины допущенных ошибок, мысленно строить модели деятельности и проигрывать их сценарий в целях оптимизации» [1].
В работах Киселевой А.А., Стародубцева В.А., Шепель О.М. отмечается, что современный образовательный процесс вуза характеризуется переносом индивидуальной активности в Интернет и, как следствие, формированием комплексной среды - реальной и виртуальной, в которой происходит процесс современного образования [2]. В связи с этим, к особенностям образовательного процесса можно отнести интеграцию активных и интерактивных технологий с информационно-коммуникационными технологиями. Подобная интеграция стимулирует познавательную деятельность студентов в личностно-деятельностных формах, ориентируя их на совершенствование логических операций и приемов, что обуславливает развитие логической культуры.
Образовательная технология Веб-квестов является одним из средств использования информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на развитие логического, критического и творческого мышления.
В литературе выделены следующие компоненты информационного наполнения веб-квеста:
1) теоретический (вовлечение дополнительных сведений по учебному материалу, задания, способствующие как систематизации, расширению и углублению знаний, так и формированию общих представлений об их значении в теории математики);
2) прикладной (информация, расширяющая представление о потенциале применения изученной математической теории);
3) исследовательский (задания, имеющие исследовательский и проблемный характер, позволяющие находить неизвестные обучающимся знания из различных разделов математики);
4) исторический (сведения, относящиеся, к примеру, к истории возникновения и развития соответствующей математической теории);
5) коррекционно-аналитический (сведения о различных способах решения задач, в том числе и ошибочных, а также задания по их анализу и отысканию разнообразных путей предупреждения и устранения ошибок) [3]._
Раздел (модуль, тема) математики
Целевые установки
J п 1
Веб-квест
Информационное наполнение Веб- квеста
Теория Приложения Проблемы Архивы Ошибки
(теоретический) (прикладной) (исследовательский) (исторический)
Логическая культура
Логические операции Логические приемы Деятельностные умения
анализ, синтез, классификация, абстрагирование, конкретизация, обобщение установление взаимообратных отношений необходимости и достаточности между понятием и его признаками, определение понятий через род и видовое отличие; классификация понятий и др. выявлять и осмысливать причины допущенных ошибок, мысленно строить модели деятельности и проигрывать их сценарий в целях оптимизации и др.
рис.1
При осуществлении образовательного процесса, основанного на применении веб-квеста, целевыми для преподавателя являются следующие установки:
- актуализация субъектного опыта студентов;
- стимулирование проявления инициативы и самостоятельности;
- создание ситуации выбора.
При работе над веб-квестом, ориентированном на развитие логических операций и приемов мышления, в соответствии с перечисленными выше целевыми установками, полезно учитывать их взаимосвязь с компонентами информационного наполнения веб-квеста (рисунок 1).
Раскроем взаимосвязи целевых установок и логических операций, приемов мышления посредством компонентов информационного наполнения веб-квестов раскроем на примере актуализации субъектного опыта студентов.
Целевой установке актуализации и обогащения субъектного опыта студентов посредством теоретического компонента веб-квеста отвечают следующие логические операции: анализ (например, использование разных типов вопросов, предъявление которых основано на уровневой системе понимания учебного материала и интеграции понятийного и рефлексивного опыта), обобщение (задания прикладного характера), абстрагирование (перенос знакомой ситуации на уровень математических объектов и отношений). К логическим приемам, удовлетворяющим указанной целевой установке, относятся, к примеру, построение различных форм суждений, включающих необходимые и достаточные признаки и их анализ, определение понятий через род и видовое отличие и др. [4, 5].
Посредством реализации прикладного компонента веб-квеста совершенствуются логические операции: синтез (применение ранее изученного в учебной теме и привлечение нового математического аппарата), конкретизация (расширение имеющихся представлений о возможных применениях изученного в учебной теме математического аппарата), а также приемы: установление взаимообратных отношений необходимости и достаточности между понятием и его признаками, определение понятий через род и видовое отличие и др.
Включение исследовательского компонента при целевой установке на актуализацию и обогащение субъектного опыта студентов способствует развитию анализа (информация исследовательского характера, позволяющая выделять неизвестные факты на основе имеющихся знаний), синтеза (применять закономерности, свойства, формулы в соответствующей математической теории), сравнения, а также таких приемов как классификация понятий, построение различных форм суждений, включающих необходимые и достаточные признаки, и др.
Включение исторического компонента при указанной целевой установки способствует развитию анализа (структурирование информации), сравнения (сравнительный анализ математических теорий на основе представлений прошлого и современности), логических приемов: определение понятий через род и видовое отличие, классификация понятий и др.
Включение коррекционно-аналитического компонента совершенствует логические операции и приемы, связанные с умениями выявлять и осмысливать причины допущенных ошибок, мысленно строить модели деятельности и проигрывать их сценарий в целях оптимизации.
Внедрение образовательных Веб-квестов способствует не только успешному достижению студентами обязательных результатов обучения и возможности углубленного изучения некоторых вопросов учебного курса, но и создает возможность повышения логической культуры студентов, позволяет совершенствовать их логическую подготовку.
Ссылки на источники:
1. Приходько, М.А., Смирнова, О.Б. Некоторые аспекты логической культуры студентов в обучении математике [Текст] / М.А. Приходько, О.Б. Смирнова // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: Материалы XIV международной научно-практической конференции 14-15.08.2015.- Новосибирск, 2015.-С.83 - 85.
2. Стародубцев, В. А. Особенности современного образовательного процесса [Текст] / В. А. Стародубцев, О.М. Шепель, А.А. Киселёва // Высшее образование в России. -2011. - № 8-9. - С. 68 - 73.
3. Арюткин, С.В., Напалков, С.В. Web- квест технологии на занятиях практикума по решению задач школьной математики [Электронный ресурс] / С.В. Артюкин, С.В. Напалков // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-1. - С. 114-119.-URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36628.- Дата обращения: 03.10.2016.
4. Смирнова, О. Б., Приходько М. А. Логико-ориентированные задачи как форма организации содержания учебного материала в системе обучения математике студентов [Электронный ресурс] / О.Б. Смирнова, М.А. Приходько // Крымский научный вестник. Т. 2. Педагогические науки.-2015. — №4 — С. 202-208.— URL:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SmirnovaOB-PrikhodkoMA.pdf. - Дата обращения: 03.10.2016.
5. Смирнова, О.Б., Стукалова, Н.А., Стукалов, В.А. Развитие логической культуры студентов на основе использования вопросов из дидактических текстов [Текст] / О.Б. Смирнова, Н.А. Стукалова, В.А. Стукалов // Педагогика и жизнь: Международный сборник научных трудов. Вып. XV. - Воронеж: ВГПУ, 2011, - С. 63-72.
Oksana Smirnova
Senior Instructor
FSBEI HE Omsk SAU, Omsk
Margarita Prikhodko
Candidate of Pedagogical Sciences
FSBEI HE Omsk State Transport University, Omsk.
Development of Logical Culture of Students in Teaching Mathematics through Web
Quests
Abstract. The problem of logical culture of students is being updated through the use of web quest in this article. The goal of the educational process based on the use of web quests is presented. The logical operations and techniques of thinking are described, that are being improved through the main components of the web quests.
Keywords: logical culture, logical operations and techniques, web quest, information content, cognitive activity.