Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
От теории к практике реализации ФГОС
Ратикова И.Н.
Метапредметный подход в практике образования
Ключевые слова:
Аннотация. Статья посвящена вопросу метапредметности в современном образо- метапредмет, метапредметность, вании. Обосновывается необходимость метапредметного подхода и предлагаются метапредметный подход. пути его реализации в образовательной практике.
По мнению многих ученых современности, образование постоянно испытывает влияние социума [5, 6]. В XXI в. заметны глобальные изменения социально-культурных и научно-технических факторов. Особый интерес вызывает глобальная информатизация общества, которая делает доступной информацию для всего человечества: порой одна и та же информация в разных странах распространяется мгновенно. Поэтому современному студенту, ученику, педагогу при свободном доступе к информации необходимо обладать умениями приобретать, сохранять, творчески интерпретировать ее в обучении и профессиональной деятельности [1, 3].
Если рассматривать такое явление в обществе, как массовая и межкультурная коммуникация, которая приводит к открытости новому знанию, новым способам общения и жизнедеятельности, то можно увидеть открытость на планетарном уровне. А это требует освоения в образовательной практике коммуникативных технологий [2, 7].
Современные условия требуют от каждого человека принятия самостоятельных решений, понимание способов реализации своих возможностей в обществе. Поэтому студент, учащийся, педагог должен обладать технологиями самоорганизации и самопрезентации, возникает необходимость развития критического мышления.
Чтобы оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность, современной школе и вузу необходимо активно внедрять различные подходы и технологии. В настоящее время формирование метазнаний и метаспособов становится центральной задачей обучения. Метапредметный подход в образовании обеспечивает переход от дробления на части к целостному восприятию мира, метадеятельности.
Термины «метапредмет», «метапредметность» в современном образовании заявлены как ориентиры новых образовательных стандартов. Научные школы трактуют эти понятия по-разному. У Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета [4]. Научная школа А.В. Хуторского реализует мета-предметную образовательную деятельность, включая метапредметное содержание и учебные метапредметы уже более двух десятилетий. А.В. Хуторской характеризует ме-тапредметность как «выход за предметы, но не уход от них.
Метапредмет — это то, что за предметом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности» [10]. Согласно позиции А.В. Хуторского, метапредметность — это неотъемлемая часть любой образовательной среды.
На первый план в обучении выступают метапредметные умения, сформированные у выпускников школы и вузов, например, умение разрабатывать и проверять гипотезы, проявлять инициативность и самостоятельность, работать в команде [8, 9].
Новые требования требуют от педагога изменения не только содержания образования, но и подходов к организации деятельности обучающихся. Педагог становится «режиссером» новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование метаспособов и освоение метазнаний. Сегодня метапредметность — необходимое условие организации учебного процесса.
Почему же образовательная практика нуждается в реализации метапредметного подхода?
Во-первых, началось бурное развитие научного знания, образование в прошлом было ориентировано на подготовку специалистов конкретных областей знания. Это привело к раздробленности учебных дисциплин. Была потеряна некая универсальность, целостность восприятия мира. Но технологический процесс нам дал открытость и информатизиро-ванность, мгновенность овладения знаниями.
Во-вторых, метапредметный подход обеспечивает не только целостность развития учащегося, студента, но и преемственность всех ступеней образовательного процесса.
В-третьих, метапредметный подход предлагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания — не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности.
В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, а не просто в русле, что должно и можно. Педагог в таком случае выступает как партнер, тьютор.
Как же реализовывать принцип метапредметности в современном вузе? Наиболее эффективный способ — введение метапредметных курсов по выбору (по аналогии идеи Ю.В. Громыко) [4]. Студенты смогут использовать общие способы, общие подходы в разных предметных областях.
16
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1 • 2015
В рамках таких спецкурсов важно выстраивать коллективное взаимодействие между студентами.
Можно ввести в образовательную практику более доступный способ — это занятия с элементами метапредмет-ного похода. Обязательные условия организации таких занятий: введение разнообразных форм, методов и приемов работы, активизирующих деятельность студентов, работа с ключевыми понятиями в философском аспекте; сопоставление философского понимания этого понятия и его смыслового наполнения в предметном материале; постоянная рефлексия действий на каждом этапе работы; создание проблемных ситуаций; введение разнообразных форм, методов и приемов работы, активизирующих деятельность студентов.
Эффективным инструментом достижения метапредмет-ных результатов может быть использование современных образовательных технологий, в которых за основу положен системно-деятельностный подход.
Остановимся на некоторых технологиях и подробнее охарактеризуем особенности их использования в образовательном процессе в педагогическом вузе. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» ориентирована на реальную педагогическую практику. Она позволяет решать эффективно задачи обучения и развития студентов, сочетать навыки работы с текстом в коммуникации, развивать умения работать с большими текстами научного характера. Многие приемы данной технологии используются на занятиях и семинарах в вузе, например: прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (используется таблица с одноименными названиями столбцов). Студенты предварительно изучают тему «Методы изучения русского языка в начальной школе». Далее они заполняют первые два столбца таблицы самостоятельно.
В парах обсуждают полученные ответы, тем самым обмениваются новой информацией друг с другом. В итоге совместной работы каждый заполняет последний столбец «Узнал». В конце такого занятия все студенты представляют материал изученной темы в таблице, выделяя главное, корректируя свои записи в первых столбцах.
Применяется прием «Вопросы по Б. Блуму» («толстые» и «тонкие» вопросы) с целью выявления объема имеющихся знаний по модулю и оценки их глубины усвоения. Студентам предлагается самостоятельно сформулировать вопросы и ответы по изученной теме, далее в парах они проверяют полученные результаты.
На стадии осмысления одним из самых эффективных является прием «Кластер», который применяется для обобщения имеющейся информации. Студенты выписывают ключевые слова по изучаемой теме, графически отображая связь между понятиями, в итоге получается схема («гроздь») взаимосвязанных понятий по теме.
Очень эффективной является технология обучения в сотрудничестве. Цель этой технологии состоит в формировании умений у субъектов образовательного процесса работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов [4]. На занятиях в вузе в основном используется когнитивный тип сотрудничества. Создается атмосфера творческого поиска и логического анализа, формируется умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, развивается оригинальность мышления. Все студенты выступают в роли партнеров, которые должны максимально отдать свои силы на выполнение общего задания: составление конспектов уроков по теме, представление планирования внеклассной и внешкольной работы по предмету на учебный год, работа с технологическими картами. Основными принципами взаимодействия в такой технологии являются добровольность, равенство позиций, результативность, заинтересованность всех участников.
На занятиях включаются не только указанные технологии, но и разнообразные приемы работы, направленные на приобретение определенного опыта у студентов совместного поиска решений поставленной проблемы. Вырабатывается установка на умение учитывать мнения других и открывать нечто общее между мнениями всех участников группы.
В современном образовании изучаются различные дисциплины, при этом не выделяется связь между ними. А мир, который нас окружает, образует целостную систему. Чтобы
Технология «Развитие „ ..
Через интерактивное включение в учебный процесс: критического мышления ,
формирование критического мышления, культуры работы с информацией
через чтение и письмо»
Проектный метод обучения Активизация самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, т. е. проектирования,
развитие исследовательских умений и навыков — выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта
Технология решения Воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных
изобретательских задач (ТРИЗ) областях деятельности
Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями
Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры:
• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
• специальных исследовательских умений и навыков
Технология «Дебаты» Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога
Система инновационной оценки Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объема, ее соотнесение портфолио со своим личным опытом
Обучение в сотрудничестве Формирование умения работать сообща на единый результат. Воспитание толерантности, (командная, групповая работа) уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции
Исследовательские методы обучения
Метапредметный подход в практике образования
17
понимать его, недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. В результате такого образования формируется разрозненное представление о картине мира.
Сегодня ситуация кардинально меняется в школе в связи с введением новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Предложенные в статье рекомендации — это возможные способы организации учебной деятельности в вузе, направленной на достижение метапредметных результатов.
Следует отметить и качество организации подготовки педагогов школ и студентов педагогических вузов к реализации метапредметного подхода. Подготовка должна быть организована на самом высоком уровне.
В настоящее время перед нами поставлена задача реализации метапредметного подхода в процессе преподавания методики обучения русскому языку (начальные классы) в педагогическом вузе. Мы считаем, что заявленные в статье технологии на основе системно-деятельностного подхода могут быть использованы для эффективной реализации опытно-экспериментальной работы обучения бакалавров по специальности «Педагогическое образование (профиль «Начальное образование»)».
Литература
1. Аксенова М.Н., Козырева О.Ф., Ланкина М.Б. и др. Использование метапредмета «Проблема» в формировании миро-
воззрения учащихся // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 60-72.
2. Барменкова О.И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 50-53.
3. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды // Образование и наука. 2012. № 3. С. 35-49.
4. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогических искусств). Минск, 2000.
5. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С. 3-15.
6. Зеер Э.Ф., Новоселов С.А., Давыдова Н.Н. Институциональное обеспечение образовательных инноваций // Образование и наука. 2011. № 9. С. 3-17.
7. Сиденко Е.А. Обучение иностранному языку в условиях погружения в новую языковую среду: коммуникативная компетентность (на примере работы с учащимися младшего подросткового возраста) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С. 15-20.
8. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. Интернет-журнал «Эйдос», 2011; 4. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2012/0229-10.htm.
9. Современные образовательные технологии. Под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2013.
10. Хуторской А.В. Методика проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 2. С. 7-23.