УДК 378.145
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА БАКАЛАВРА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© 2016
Прохорова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента
Седых Екатерина Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Н. Новгород (Россия)
Аннотация. Организация процесса обучения по дисциплине посредством индивидуального образовательного маршрута является актуальным требованием образовательных стандартов третьего поколения и составляет важную методическую функцию в условиях современного профессионального образования. Целью статьи выступает определение особенностей процесса проектирования индивидуального образовательного маршрута бакалавра при изучении управленческих дисциплин. В статье проанализированы основные подходы к определению сущности и содержания индивидуального образовательного маршрута изучения дисциплины (модуля); описан процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута бакалавра в процессе изучения дисциплины; определены факторы и условия эффективного освоения управленческих дисциплин с использованием данной технологии. Новизну исследования составляет описание типовых уровней сложности учебных заданий, сформулированных с учетом специфики управленческих дисциплин, которые целесообразно проектировать при разработке индивидуального образовательного маршрута изучения дисциплины (минимально необходимый, средний и повышенный уровень сложности). Для каждого уровня сложности учебных заданий в рамках индивидуального маршрута освоения дисциплины предложены конкретные виды учебных заданий и формы оценки. Также в статье сформулированы условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющие обеспечить эффективное «прохождение» его обучающимся. Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научно-методической и педагогической деятельности при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов конкретных дисциплин управленческого цикла.
Ключевые слова:индивидуальный образовательный маршрут, дисциплина, индивидуальная образовательная траектория, управленческие дисциплины, проектирование, этапы, ФГОС ВО, уровень сложности, условия, дифференциация.
DESIGNING OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE OF THE BACHELOR IN THE COURSE OF DEVELOPMENT OF MANAGERIAL DISCIPLINES
© 2016
Prokhorova Maria Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of innovative technologies of management Sedyh Ekaterina Pavlovna,candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of professional education and management of educational systems Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, N. Novgorod (Russia)
Abstract. The organization of training process for discipline by means of an individual educational route is the actual requirement of educational standards of the third generation and constitutes important methodical function in the conditions of modern professional education. As the purpose of article determination of features of process of designing of an individual educational route when studying managerial disciplines acts. In article the main approaches to determination of essence and content of an individual educational route of studying of discipline (module) are analysed; process of designing of an individual educational route of studying of discipline is described; factors and conditions of effective development of managerial disciplines with use of this technology are determined. Novelty of research is constituted by the description of standard levels of complexity of the educational tasks formulated taking into account specifics of managerial disciplines which are reasonable for designing in case of development of an individual educational route of studying of discipline (minimum necessary, average and increased complexity level). For each level of complexity of educational tasks within an individual route of development of discipline specific types of educational tasks and a form of an assessment are offered. Also in article are formulated a sales term of individual educational routes, allowing to provide effective "passing" it trained. The practical importance of work consists that basic provisions and conclusions of article can be used in scientific and methodical and pedagogical activities when designing individual educational routes of specific disciplines of a managerial cycle.
Keywords: an individual educational route, discipline, an individual educational trajectory, managerial disciplines, designing, stages, FGOS VO, the level of complexity, a condition, differentiation.
Образовательные стандарты нового поколения особые требования предъявляют к индивидуализации обучения как важнейшему условию повышения качества профессионального образования, которое обеспечивает возможность выбора студентом индивидуального образовательного маршрута в соответствии со своими профессионально-образовательными потребностями (Н.В. Кармазина[1].,М.П. Прохорова [2]).
В связи с этим проблемы проектирования процесса обучения по дисциплине в форме индивидуального образовательного маршрута приобрели особую значимость, что отмечается многими современными исследователями. Вопросам организации образовательного процесса посредством построения индивидуальной образовательной траектории и реализации индивидуального образовательного маршрута посвящены работы М.В.Соколовой [3], Н.В.Бордовской [4], Н.Г.Зверевой [5], Л.Г.Шелеховой [6] и др. перечисленные авторы рассматривают индивидуальные образовательные тра-
ектории как наиболее современный способ организации образовательного процесса, который позволяет обеспечить наиболее полную индивидуализацию процесса профессионального обучения.
Целью данной статьи выступает систематизация современных исследований, посвященных проектированию индивидуальных образовательных маршрутов изучения дисциплин, и разработка процесса проектирования индивидуального образовательного маршрута освоения управленческих дисциплин.
Возможности самоопределения обучающегося в процессе получения профессионального образования, включенные в образовательный стандарт, предполагают, что у них должны развиваться инициативность, самостоятельность, мобильность, коммуникабельность, ответственность; способность к творческой профессиональной деятельности, её творческому преобразованию, готовность к эффективным действиям в условиях недостатка информации, неопределенности и много вариант-
ности развития событий. В современных условиях для успешного развития этот набора качеств и способностей выпускника наиболее эффективна форма индивидуальной образовательной траектории (в масштабе образовательной программы) и индивидуального образовательного маршрута (в масштабе учебной дисциплины (модуля)) [7, 8, 9, 10, 11].
Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой проект индивидуально-дифференцированного освоения дисциплины, обеспечивающий субъектную позицию выбора целевых, содержательных, организационных компонентовпри её освоении в определенных педагогических условиях (организационно-педагогических, учебно-методических, условиях психолого-педагогической поддержки самоопределения и самореализации студента) [12].
В целом, реализация индивидуальных образовательных маршрутов в теории и практике высшего профессионального образования находится на стадии осмысления и проектирования: создаются организационные механизмы реализации индивидуальных образовательных маршрутов, разрабатываются вопросы методического, дидактического, психолого-педагогического сопровождения реализации их в практике профессионального образования [13, 14]. Основой для проектирования индивидуального образовательного маршрута является создание ситуации выбора для студента как субъекта образовательного процесса, которая придает осмысленность учебным действиям за счет возможности выбора того или иного типа действия, привнесения личных смыслов в образовательный процесс, а также формулирования собственного образовательного заказа и видения своих образовательных перспектив.
Ситуация выбора, проектируемая для реализации индивидуального образовательного маршрута, по мнению Н.В.Бордовской, предполагает оценивание студентов трех основных параметров:
- субъективной ценности представленного набора компетенций;
- субъективной вероятности их значимости для будущей профессиональной деятельности;
- субъективных затрат на овладение необходимыми компетенциями [1, с.41].
Обеспечение готовности студента к построению индивидуального образовательного маршрута обучения по дисциплине представляет собой новое системное качество профессионального образования, которое обеспечивается за счет целенаправленного применения в образовательном процессе такие образовательных технологий и средств обучения, которое создают ситуацию выбора [15]. Это подтверждается и данными исследования, проведенного среди студентов НГПУ им. К. Минина, которое показало, что 40% студентов готовы выбирать дисциплины и модули в соответствии со своими интересами, 34% студентов затрудняются ответить на данный вопрос, 17% готовы выбирать только уровень сложности заданий в рамках конкретных тем, 15% студентов вообще не готовы к этому [16, с.161]. Таким образом, проблема эффективной реализации образовательного маршрута обучения в рамках конкретной дисциплины (модуля) остается значительной организационно-методической проблемой.
Цель реализации индивидуального маршрута изучения дисциплины состоит в стимулировании активности и инициативности обучающегося, формировании субъектной позиции студента в образовательном процессе, проявляющейся в самостоятельном выборе ценностей саморазвития, формировании способности к самоопределению и эффективному решению профессиональных задач.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в рамках дисциплины позволяет эффективно организовать её освоение посредством:
- учета интересов и потребностей обучающихся, их
личных смыслов профессиональной деятельности;
- более эффективной организации самостоятельной работы, обеспечения её взаимосвязи с практическим обучением и учебными целями обучающегося;
- установления оптимальной последовательности и тема освоения модулей и разделов учебной дисциплины;
- создания условий для совместной деятельности, проявления инициативы обучающихся в образовательном процессе [17].
Изучая возможности разработки индивидуальных образовательных маршрутов освоения управленческих дисциплин, необходимо отметить их особенности, обусловленные спецификой профессиональной деятельность будущих управленцев. Управленческие дисциплины должны обеспечивать развитие такие профессиональных и личностных качеств выпускника как:
- способность действовать и принимать управленческие решения в условиях недостатка информации и ситуации неопределённости;
- инициативность и активность в решении профессиональных проблем;
- готовность брать на себя ответственность при выполнении профессиональных задач, в том числе при руководстве коллективом;
- способность генерировать идеи и уходить от стандартных профессиональных решений и пр. (18, с. 5; 19)
Моделирование процесса реализации индивидуального маршрута освоения дисциплин осуществлялась М.В.Соколовой [3], Н.Г.Зверевой [5], Л.Г.Шелеховой [6] и др.
Обобщая результаты их исследований, можно утверждать, что в общем виде образовательный процесс в рамках дисциплины с использованием индивидуального образовательного маршрута включает следующие этапы:
1. Диагностический этап, включающий диагностику уровня подготовки студента к овладению содержанием дисциплины и степени выраженности личностных качеств обучающихся, необходимых для изучения дисциплины;
Этап планирования, обеспечивающий выбор каждым обучающимся под руководством преподавателя уровня сложности (креативности) и последовательности изучения дисциплины;
Этап реализации обучающимися индивидуального маршрута освоения дисциплины;
Рефлексивный этап, обеспечивающий осознание и самооценку результатов образовательной деятельности обучающимся для повышения ее эффективности в последующем обучении.
Модель реализации образовательного процесса с использованием индивидуального образовательного маршрута в рамках дисциплины представлена на рисунке 1.
В соответствии с представленной моделью на диагностическом этапе производится ознакомление студентов с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки, целями программы учебной дисциплины (модуля), осуществляется диагностика уровня готовности к освоению дисциплины (модуля) и развития личностных качеств обучающихся. Диагностический этап может быть проведен в таких формах как беседа, тестирование, выполнение диагностических заданий, решение профессионально-ориентированных заданий и пр.
Наиболее трудоемким для преподавателя при проектировании индивидуального маршрута освоения дисциплины становится дифференциация учебных заданий по уровню сложности заданий, предлагаемых студентам, поскольку различные по сложности и трудоемкости задания требуют проектирования различных оценочных средств.
Проектирование уровня сложности учебного материала может осуществляться в разных вариантах, но чаще всего предполагает ставшее уже традиционным фор-
мирование вариантов заданий минимально необходимого, среднего и повышенного уровня сложности. Для управленческих дисциплин дифференциация заданий по уровню сложности может быть осуществлена на основании учета способности студента самостоятельно преоб-
Диагностический этап
Ознакомчение с тр еб ов аниямп ФГ О С В О Ознакомление с пр огр аммоп дисциплины Диагностика уровня подготовки и р азвнтия личностных качеств
Планир ование индивидуального маршрута освоения дисциплины
Выбор уровня сложности учебного материала
последовательности освоения дисциплины
Минимально необходимый
Средний
Выбор формы представления результатов (по уровню творчества)
Порядок модулей
Темп освоения
Креативный
Реализация индивидуального маршрута изучения дисциплины
Рефлексия результатов обучения по индивидуальному маршруту изучения тш ситптлттны
Рисунок 1 - Модель реализации индивидуального
образовательного маршрута изучения дисциплины
В таком случае индивидуальный маршрут минимально необходимого уровня сложности будет предполагать учебные задания, предполагающие:
- использование приемов, методов, технологий профессиональной деятельности, определенных преподавателем;
- выполнение заданий в рамках задания преподавателя;
- отчет о выполнении задания по форме и требованиями, предложенным преподавателем.
Индивидуальный маршрут среднего уровня сложности потребует от студента выполнения заданий, связанных с:
- самостоятельным выбором известных студенту методов и технологий для решения профессиональных задач, сформулированных преподавателем;
- выполнением и отчетом о выполнении заданий по предложенной преподавателем структуре;
- самостоятельным выбором формы представления результатов решения профессиональных задач.
Индивидуальный маршрут повышенного уровня сложности потребует от студента выполнения учебных заданий, включающих:
- самостоятельную формулировку профессиональных проблем и вариантов её решения (постановку задачи);
- самостоятельный выбор источников, методов и технологий для решения сформулированной задачи;
- выполнением и отчетом о выполнении заданий по предложенной преподавателем структуре;
- самостоятельным выбором формы представления результатов и критериев оценки эффективности решения профессиональных задач [20].
Выбор уровня сложности образовательного маршрута освоения дисциплины определяет требования к формам представления результатов.
Минимально необходимый уровень индивидуального маршрута предполагает когнитивный уровень освоения управленческих дисциплин, в ходе которого происходит:
- освоение знаний об основных понятиях, закономерностях, принципах, методах управленческой деятельности;
- формирование умений применять типовые методы
получения, обработки и использования управленческой информации для достижения поставленных целей;
- формирование навыков самостоятельного применения управленческих методов и приемов при решении профессиональных задач.
Формами оценки когнитивного уровня освоения дисциплины могут выступать реферат, отчет о выполнении типового практического задания (по шаблону) и пр.
Средний и повышенный уровень сложности освоения управленческих дисциплин требуют применения более сложныхоценочных инструментов, которые обеспечивают проверку владения обучающимися способности самостоятельно добывать и перерабатывать необходимую информацию для решения профессиональных задач, а также осваивать современные способы и технологии управленческой деятельности и совершенствовать уже известные. Эти навыки студента характеризуют креативный уровень освоения дисциплины.
В качестве форм представления результатов обучения на креативном уровне целесообразно использовать проектные задания, портфолио, совместные исследования, в том числе виртуальные, подготовку статей и т.д.
Условиями реализации индивидуального маршрута освоения управленческих дисциплин, обеспечивающие возможность реального выбора, выступают:
- высокая степень свободы участников образовательного процесса и создание условий для свободного самостоятельного выбора образовательного маршрута;
- ситуационное проектирование содержания образования, включение личностного опыта обучающихсяв содержание образования;
- использование современных образовательных технологий в образовательном процессе;
- высокая включенность учебных заданий в контекст будущей профессиональной деятельности;
- использование модульного подхода к проектированию содержания обучения, обеспечивающее разно-образныепорядок, способы изучения и представления результатов обучения;
- опора процесса обучения на психологические ситуации, позволяющие создавать и разрешать противоречия, обеспечивающие развитие мотивации достижения, саморегуляции, самоактуализации [6, с.24-26].
В заключении стоит отметить, что оптимальные условия для реализации индивидуальных образовательных маршрутов бакалавров в процессе освоения дисциплин обеспечиваются с использованием балльно-рейтинговой системы оценки [22-25] и электронной образовательной среды [26-29].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кармазина Н.В. Педагогическое сопровождение реализации студентами-юристами индивидуальных образовательных маршрутов // // Дисс... канд.пед.наук: 13.00.08. Москва. 2015. 191 с.
2. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе// Автореф. дисс. канд.пед.наук: 13.00.08. ВГИПА. Н. Новгород. 2008.
3. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Архангельск, 2001. 202 с.
4. Бордовская Н.В. Технологии выбора индивидуального образовательного маршрута // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 4044.
5. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики// Автореф. дисс. канд.пед.наук: 13.00.01. Ярославль. 2007. 35 с.
6. Шелехова Л.В. Персонологическая стратегия математического образования будущего учителя // Автореф. дисс..д-ра'пед.наук. 13.00.01, 13.00.08.
Н.Новгород. 2012. 35 с.
7. Груздева М.Л., Чанчина А.В. Проектирование интегративно-педагогической системы в профессиональных учебных заведениях. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2009.
8. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 15
9. От проектного вуза к публичной образовательной корпорации: нестандартные решения 2015:Монография / Нижний Новгород, 2015.
10. Седых Е.П. Распределение процессов в системе проектного управления образовательной организацией // В мире научных открытий. 2014. № 11.11 (59). С. 4278-4293.
11. Седых Е.П. Теоретические основы независимой оценки качества деятельности образовательной организации // Теоретические основы и инструментарий профессиологической экспертизы качества педагогического образования (для специалистов системы общего и профессионального образования) / Санкт-Петербург,
2015. С. 56-64.
12. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия //Педагогическое образование в России. 2015.№ 5. С.39-44
13. Дидактико-методическое обеспечение формирования общей культуры и гуманитарной образованности в процессе интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки / Р.Х. Гильмеева, Р.Х. Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Ю.Мухаметзянова, Л.П.Тихонова, Г.А. Шайхутдинова // Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании: монография / Г.В. Мухаметзянова [и др.]; под ред. Г.В. Мухаметзяновой. Казань: Печать-сервис XXI век. 2013. 80с.
14. Седых Е.П. Ретроспективный анализ ведущих идей развития социально-педагогических систем // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 22.
15. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Омск: Изд-во ОмГПУ. 1998. 168 с.
16. Прохорова М.П. Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2016. №6.С.158-162
17. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В., Вафина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений. Ряз. гос. ун-т. 2015. С. 81-85.
18. Прохорова М.П., Егоров Е.Е. Инновационный потенциал образовательных стандартов ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент // Мир науки. 2016. Т.4.№1.
19. Егоров Е.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджера /Е. Е. Егоров, Л. И. Васильева, Т. Е. Лебедева // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.
20. Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А., Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 815-817
21. Федоров А.А., Седых Е.П., Родионова Е.Л. Независимая оценка качества работы образовательных организаций: опыт Нижегородского региона// Нижегородское образование. 2015. № 4. С. 16-22.
22. Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В., Ярдухина С.А.
Балльно-рейтинговая система оценки качества успеваемости студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 58-61.
23. Иванов М.Ю. Контроль и оценивание самостоятельной работы студентов по модульно-рейтинговой системе (опыт кафедры экономики) // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 58-61.
24. Аниськин В.Н., Куликова Е.В., Ярыгин А.Н. Интеграция модульно-рейтинговой системы и метода проектов в преподавании учебного курса «история математики» // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 78-82.
25. Исмагилова Э.Ф. Анализ оценочных систем и оценочных шкал, используемых в России и в общей мировой практике // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 74-76.
26. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.
27. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.
28. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.
29. Аниськин В.Н. Технологическая подготовка педагога в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 66-75.