УДК 378
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ КАК ФОРМА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Р.Р. Сагитова
Аннотация. Статья посвящена проблеме проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в процессе обучения ИЯ. Автором определена сущность самообразовательной компетенции, индивидукального образовательного маршрута; обоснован компетентностный подход к проектированию индивидуального маршрута; представлены этапы проектирования индивидуального маршрута (диагностический, проектировочный, технологический и результативный). Автором представлены методические рекомендации по организации самостоятельной образовательной деятельности студентов в процессе обучения ИЯ.
Ключевые слова: самообразовательная компетенция, индивидуальный образовательный маршрут, языковое образование, этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута.
STUDENTS' INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES
AS A FORM OF IMPROVING SELF-EDUCATIONAL
COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE
PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING
R. Sagitova
Abstract. The article is devoted to the problem of designing of individual educational routes in the process of foreign language learning. The author defines the essence of self-educational competence, individual educational route; proved the competence-based approach to design of individual route and presents stages of designing of routes (diagnostic, design, technological, productive). The author presents the guidelines for organization of independent educational activity of students in foreign language learning.
Keywords: self-educational competence, individual educational route, foreign language learning, stages of designing individual educational route.
Современное высшее образование ориентировано на подготовку компетентных специалистов, обладающих
высокоорганизованным индивидуальным стилем самообразования, академической, социальной и профессиональной мобильностью, на формирование у обучаемых такой совокупности компетенций, которая позволила бы им быть конкурентоспособными в условиях все более глобализирующегося рынка труда. Роль самообразования студентов усиливается в связи с реализацией в высшем образовании основных положений Болонского процесса,
предусматривающих, в частности, перевод вектора из области репродуктивного образования в область самостоятельной познавательной активности студента при усилении индивидуальной работы с каждым студентом [4]. Социально-экономические преобразования в России существенно повлияли на расширение функций иностранного языка как учебного предмета. Эффективное овладение иностранным языком предполагает в первую очередь, способность студента самостоятельно, на протяжении всей своей жизни изучать иностранный язык, поддерживать и улучшать
свои знания и навыки, чтобы быть конкурентоспособным в условиях растущей глобализации рынка труда.
Целью нашего исследования является проектирование индивидуальных
образовательных маршрутов как формы совершенствования самообразовательной
компетенции студентов вуза в процессе обучения ИЯ. Мы рассматриваем самообразовательную компетенцию как интегрированную характеристику личности, включающую в себя знания, умения, способы и опыт самообразования, а также личностные качества, проявляющиеся в потребности, способности и готовности к реализации данного вида деятельности, направленной на достижение личностной, профессиональной, социальной самореализации человека [4].
Проектирование индивидуального
образовательного маршрута как формы совершенствования самообразовательной
компетенции студентов вуза в процессе обучения ИЯ строится на основе компетентностного подхода, так как именно он соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в
документах ЮНЕСКО (научить получать знания, научить работать и зарабатывать, научить жить, научить жить вместе). Проблемы компетентностного подхода в
профессиональном образовании рассмотрены в трудах Л.А. Воловича, Р.Х. Гильмеевой, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, Т.М. Трегубовой и др. Общую концептуальную идею компетентностного подхода можно
сформулировать следующим образом: компетентностно-ориентированное образование направлено на комплексное освоение знаний и способов социально-профессиональной
деятельности, обеспечивающее успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества, и государства в целом [1;5]. Одним из условий формирования самообразовательной компетенции студентов вуза является включение студентов совместно с преподавателем в разработку индивидуальных образовательных маршрутов по иностранному языку. Именно выбор индивидуального маршрута обучения в конечном итоге позволит каждому студенту развить те качества личности, которые требуются «здесь и сейчас».
Вопросу проектирования индивидуальных образовательных маршрутов посвящены работы Н.А. Лабунской, Ю.Н. Логиновой, В.В. Лоренц, Ф.Г. Мухаметзяновой, М.Л. Соколовой, А.П. Тряпицыной и др. Так, В.В. Лоренц под индивидуальным образовательным маршрутом понимает «целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную
программу, обеспечивающую студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и самореализации будущего учителя» [2, с.22]. Ф.Г. Мухаметзянова считает, что индивидуальный образовательный маршрут это - «путь и способ профессионального становления студента как субъекта учебной и профессиональной деятельности, который на основе самостоятельности и творчества осваивает образовательные программы, отраженные как в нормативных документах, так и проектах профессионального роста» [3, с.179]. Индивидуальный образовательный маршрут рассматривается нами как целенаправленно проектируемая индивидуальная образовательная программа, обеспечивающая студенту позицию субъекта учебно-профессиональной
деятельности, способствующая формированию его самообразовательной деятельности на основе психолого-педагогической поддержки его
выбора в самореализации [4]. Проектирование индивидуального образовательного маршрута студента способствует целенаправленному обучению приемам и формам
самообразовательной деятельности в процессе обучения иностранному языку: студент приобретает умение проектировать свою учебную деятельность по иностранному языку, правильно распределять свое время, продуктивно работать с учебным материалом, отслеживать результаты своей работы, тем самым, формируя самообразовательную компетенцию.
Индивидуальный образовательный маршрут по иностранному языку специально разрабатывается для конкретного студента как его индивидуальная образовательная программа. Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута позволяет студенту конструировать собственное языковое образование, включающее разноуровневое освоение учебного материала, выбор форм учебной работы и самообразовательной деятельности, приемов и способов оценивания и презентации материалов. Индивидуальный образовательный маршрут студента составляется с учетом обучаемости и обученности, индивидуально-типологических способностей субъекта учебно-профессиональной
деятельности, предусматривающей выполнение нормативных предметов, и реализуется путем последовательного прохождения
диагностического, проектировочного,
технологического и результативного этапов. Рассмотрим каждый этап подробнее.
На диагностическом этапе проектирования индивидуального образовательного маршрута определяется уровень владения студентами иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучения, проводится диагностика способностей и академических возможностей студентов. На этом этапе проводится языковое тестирование студентов и определяется их уровень владения языком по европейской шкале владения ИЯ. Под уровнем владения языком понимается степень сформированности у студентов
коммуникативной компетенции, позволяющей решать на иностранном языке
экстралингвистические задачи общения в соответствии с условиями коммуникации и с использованием необходимых для этого языковых знаний, речевых навыков и умений. Тестируются студенты по всем видам и аспектам иноязычной речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение).
На проектировочном этапе проектирования индивидуального образовательного маршрута студенты знакомятся с учебной программой по иностранному языку и проспектом всего курса по темам. Изучив и проанализировав содержание программы, студенты совместно с преподавателем выделяют основные темы изучаемой дисциплины, планируют свои конечные образовательные продукты и формы их представления, составляют план работы, выбирают средства и способы деятельности, устанавливают формы контроля и оценки своей деятельности. Преподаватель дает рекомендации студентам с учетом их индивидуальных особенностей по изучению тем учебного курса на аудиторных занятиях и самостоятельно. На данном этапе определяются предпочитаемые студентами виды деятельности, формы и методы занятий и организации своей
самообразовательной деятельности. Студенты выстраивают свой график освоения образовательной программы, определяют свою траекторию обучения, отправной точкой которого является уровень их подготовки по иностранному языку по итогам тестирования. Каждый студент обозначает желаемый уровень, который он стремится достичь за время обучения, опираясь на общеевропейскую шкалу оценивания уровней владения иностранным языком. Уровень этот должен быть не ниже базового уровня, предусмотренного программой. На данном этапе разрабатывается «Индивидуальная технологическая карта дисциплины», где студент прописывает обязательные темы по программе дисциплины, которые он должен освоить; дополнительные модули по дисциплине, которые он выбирает для более углубленного изучения; определяются формы и методы усвоения программы, средства обучения; устанавливаются сроки изучения материала; отмечаются часы и дни консультаций с преподавателем, прописываются формы контроля изучаемого материала.
На технологическом этапе проектирования индивидуального образовательного маршрута осуществляется реализация намеченной программы по иностранному языку, последовательное продвижение студентов по индивидуальным образовательным маршрутам. Студенты выбирают учебные материалы, виды и формы работы, технические средства для выполнения образовательной задачи. Вся последовательность и логика выполнения тех или иных видов работ анализируются совместно с преподавателем. Преподаватель помогает студентам в организации их деятельности, в подборе конкретных учебников, средств,
приемов и методов работы, проводит индивидуальные консультации для решения возникших проблем, корректирует и вносит поправки в намеченный маршрут. Преподаватель выступает в качестве консультанта и помощника студентов на протяжении реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Следует отметить, что на данном этапе проектирования индивидуального
образовательного маршрута осуществляется овладение студентами стратегиями и умениями самостоятельной образовательной деятельности. Поэтому мы посчитали необходимым обеспечить студентов методическими рекомендациями по организации
самостоятельной образовательной деятельности, которые включают в себя следующие разделы: 1) рекомендации по рациональной организации учебного труда (правила самообразования, приемы рационального планирования времени, формы контроля своей работы и т.д.); 2) рекомендации по работе с учебной информацией (работа с книгой статьёй, учебным пособием, приемы динамического чтения и скорочтения, работа с литературой, приёмы поиска информации и т.д.); 3) рекомендации по работе с записями (схема написания эссе, личного и делового письма, резюме; советы по подготовке к собеседованию; терминологический словарь план, тезисы, конспект, лекция, реферат и т.д.); 4) рекомендации по организации самообразовательной деятельности студентов по иностранному языку (подготовка устного сообщения, работа с текстом, лексическим, грамматическим материалом, аудирование и т.д.) [4]. Основное назначение данных рекомендаций - развитие самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе обучения иностранному языку. Методические
рекомендации помогают студентам выбирать собственные пути достижения намеченной цели в определенной последовательности, объеме, темпе изучения материала, использовать индивидуальные способы и приемы усвоения учебного материала, т.е. проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут.
На результативно-оценочном этапе проектирования индивидуального
образовательного маршрута подводятся итоги всей работы студента по освоению иностранного языка как учебной дисциплины и по развитию индивидуальных качеств личности.
Выполненные задания проверяются, анализируются и оцениваются как преподавателем, так и самими студентами. На данном этапе выявляются типичные ошибки,
недочеты, анализируются причины успехов и неудач. Результаты выполненных работ (тесты, контрольные работы, проекты, контрольные листы самоконтроля и самооценки и т.д.) наглядно демонстрируют объем затраченных усилий, степень осознания своей роли, уровень приобретенных знаний по иностранному языку, сформированность навыков языкового самообразования студентов и
самообразовательной компетенции в целом. На данном этапе сопоставляются показатели индивидуального образовательного маршрута, обозначенные вначале изучения иностранного языка как учебной дисциплины с фактическими
показателями, полученными в течение совместной работы и в итоге.
Таким образом, мы считаем, что индивидуальный образовательный маршрут как форма совершенствования самообразовательной компетенции в процессе обучения иностранному языку помогает студенту не только планировать языковую образовательную деятельность, поддерживать и улучшать свои знания и навыки в области иностранных языков, развивать общеучебные навыки и умения, но и быть конкурентоспособным в условиях растущей глобализации рынка труда.
Литература:
1. Гильмеева Р.Х., Волович Л.А., Тихонова Л.П. Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин / Р.Х. Гильмеева, Л.А. Волович, Л.П. Тихонова // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 1. -С. 75-90.
2. Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лоренц Вероника Викторовна. -Омск, 2001. - 250 с.
3. Мухаметзянова Ф.Г., Мухаметзянов Ф.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута студента вуза на основе компетентностного подхода в контексте
международного сотрудничества / Ф.Г. Мухаметзянова, Ф.А. Мухаметзянов / Международное сотрудничество в
профессиональном образовании: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции. - Казань: АСО, 2009. -С. 177-181.
4. Сагитова Р.Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов высшей школы в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сагитова Римма Раисовна. - Казань, 2011. - 215 с.
5. Трегубова Т.М. Компаративные исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы адаптации / Т.М. Трегубова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 33-39.
Сведения об авторе:
Сагитова Римма Раисовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и практики английского языка, Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: sag-rimma@yandex.ru
Data about the author:
R. Sagitova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of Theory and Practice of the English Language, the Institute of the International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Volga) Federal University, e-mail: sag-rimma@yandex.ru