УДК 316.6
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ
И МАРШРУТА СТУДЕНТА ВУЗА - БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА
Ф.Г. Мухаметзянова, Р.В. Забиров
Аннотация. В статье представлены основные концепты проблемы проектирования индивидуальной образовательной траектории и маршрута студента вуза-будущего бакалавра. Индивидуальная образовательная траектория студента вуза рассматривается как более широкое понятие, чем индивидуальный образовательный маршрут. Субъектный образовательный маршрут студента вуза представлен как целенаправленно проектируемая индивидуально-дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая студенту позицию субъекта учебно-профессиональной деятельности при реализации индивидуальной образовательной траектории. Раскрыты организационно-педагогические и учебно-методические условия реализации индивидуальной образовательной траектории.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный
маршрут, субъектный образовательный маршрут, психолого-педагогические условия реализации субъектного образовательного маршрута, организационно-педагогические условия реализации субъектных образовательных маршрутов.
DESIGNING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES
AND ROUTES OF UNIVERSITY STUDENTS-THE FUTURE BACHELORS
F.G. Mukhametzyanova, R.V. Zabirov
Abstract. This paper presents the basic concepts of design problems an individual educational trajectory and path-student university bachelor's future. Individual educational trajectories of students of the university is seen as a broader concept than individual educational route. Subjective educational route is represented as a high school student purposefully projected individually differentiated educational program provides students with the position of the subject of educational and professional activities in the implementation of individual educational trajectory. Disclosed organizational and educational and pedagogical conditions of realization of individual educational trajectory.
Keywords: individual educational trajectories, individual educational routes, subjective educational route, psychopedagogical conditions of realization of subject educational route, organizational and pedagogical conditions of realization of subject educational routes.
Ориентация российского высшего профессионального образования на подготовку будущих бакалавров
актуализировал вопросы разработки
теоретико-методологических оснований
содержания и структуры этого процесса[1,2]. Одним из методологических оснований является субъектно-деятельностный подходы, детерминантами реализации которого
являются принципы дифференциации, индивидуализации и субъектности [3].
Качество профессиональной подготовки будущих бакалавров на основе модульно-компетентностного подхода связано с применением в вузе индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) и индивидуальных образовательных маршрутов, предусмотренных ФГОС ВПО 3-го поколения (сегодня уже и ФГОС ВПО 3+).
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) студента вуза - это более широкое понятие, чем ИОМ. Участие студента в проектировании индивидуальной
образовательной траектории зависит от свойств его субъектности: мотивации; целеполагания; локуса контроля; планирования; принятия решения; бесконфликтного общения; коммуникативности; самоопределения,
рефлексии.
Индивидуальный образовательный
маршрут - это проект индивидуальнодифференцированного освоения основной
образовательной программы, обеспечивающий студенту вуза как субъекту учебнопрофессиональной деятельности позицию
субъекта выбора индивидуальной
образовательной траектории, разработки и реализации основной образовательной
программы при реализации педагогических условий (организационно-педагогические, учебно-методические, психологопедагогическая поддержка его
самоопределения и самореализации) [5].
Субъектный образовательный маршрут
(СОМ) студента вуза - это целенаправленно проектируемая индивидуально-дифференцированная
образовательная программа, обеспечивающая студенту позицию субъекта учебнопрофессиональной деятельности при реализации индивидуальной образовательной траектории в качестве субъекта выбора, разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории при осуществлении преподавателем вуза психолого-педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [4].
Совместная интерсубъектная деятельность процесса проектирования индивидуальной образовательной траектории и маршрута должна осуществляться в определенной последовательности:
- педагог и студент вуза как субъекты образовательной деятельности выстраивают, обсуждают, дополняют представления об индивидуальной образовательной траектории студента (ИОТ);
- студент (субъект учебнопрофессиональной деятельности) и педагог (фасилитатор) совмещают свои представления и разрабатывают модель ИОТ;
- педагог удостоверяется в том, что студент понимает смысл и принимает на себя ответственность за результат выбора и реализации ИОТ;
- в процессе совместной учебнопрофессиональной деятельности происходит корректировка индивидуальной образовательной траектории и маршрута студента вуза;
- при наличии проблемных ситуаций, которые студент не может разрешить самостоятельно, он обращается к педагогу, т. е. они вступают в нтерсубъектное взаимодействие;
- итогом реализации ИОТ и ИОМ является успешное освоение и усвоение студентом основной образовательной программы вуза.
Особенностями субъектного образовательного маршрута студента вуза являются:
- субъектный образовательный маршрут проектируется специально для конкретного студента как субъекта учебнопрофессиональной деятельности;
-студент выступает как субъект выбора, разработки и реализации основной образовательной программы, т.е. декларируется и поддерживается его активность, самостоятельность, творчество, креативность;
- обеспечивается психолого-
педагогическая поддержка студента, которая трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в субъектный образовательный маршрут;
- при разработке субъектного образовательного маршрута индивидуализация предшествует дифференциации.
Для реализации субъектных образовательных маршрутов студентов вуза необходимо соблюдать три группы педагогических условий: 1)организационно-педагогические; 2) учебнометодические; 3) психолого-педагогическая поддержка.
Организационно-педагогические условия реализации субъектных образовательных маршрутов включают в себя:
- организацию учебно-аудиторной и практико-ориентированной работы студентов через активные формы и творческие виды деятельности и сотрудничества;
- содержательные направления подготовки студента - будущего бакалавра и его основные квалификационные требования должны совпадать и быть усилены межпредметными связями отдельных дисциплин;
- переход от традиционной структуры построения курса через рассмотрение его отдельных тем к структуре, основанной на проблемных и кейсовых срезах, отражающих ключевые цели преподавания данного курса с учетом мнения успешно работающих специалистов и работодателей;
- использование адекватного диагностического инструментария, включающего в себя диагностический и развивающий комплекс методик по выявлению предпосылок к определенному стилю деятельности, методику оценки и самооценки личностных изменений.
Учебно-методические условия реализации индивидуально-образовательных маршрутов студента вуза включают в себя:
- развитие субъектности будущего бакалавра как основную предпосылку проектирования образовательного процесса;
- взаимодополнительность обобщенных и индивидуальных, субъектных образовательных маршрутов;
- ориентация на развитие индивидуального стиля успешной профессиональной деятельности;
- разработка и внедрение комплекса инновационных, активных, интерактивных методов и форм обучения;
- активное внедрение контекстнодеятельностного способа обучения, предоставление вариантов освоения образовательных стандартов, рефлексия самоорганизации деятельности на каждом занятии;
- моделирование пространства субъекта учебно-профессиональной деятельности на основе использования кейсовых ситуаций, за-
дач, отражающих профессиональную сферу бакалавра.
Психолого-педагогическая поддержка заключается в предоставлении студенту возможности изменения или коррекции индивидуального образовательного маршрута. Изменения могут быть обусловлены субъектными детерминантами и осуществляться различными способами, предусматривающими:
- изменение индивидуального образовательного маршрута путем выбора иной образовательной программы;
- изменение учебного плана и гармонизации образовательной программы и дополнительной образовательной программы;
- внесение изменений разного рода в систему поддержки студента в процессе образования;
Литература:
1. Гильмеева, Р.Х. Особенности реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки в профессиональной школе // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств №1. - 2014. - С.27-31.
2. Дидактико-методическое обеспечение формирования общей культуры и гуманитарной образованности в процессе интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки / Р.Х. Гильмеева, Р.Х. Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Ю.Мухаметзянова, Л.П.Тихонова, Г.А. Шайхутдинова // Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании: монография / Г.В. Мухаметзянова [и др.]; под ред. Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: Печать-сервис XXI век, 2013. - 80с.
3. Мухаметзянова Ф.Г., Мифтахов И.И. Феномен субъектности студента в психологии// Казанский педагогический журнал. 2013. - № 4. - С. 126130.
4. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В., Вафина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений. - Ряз. гос. ун-т, 2015. - С. 81-85
5. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в
- личностную и субъектную ориентацию содержания образования;
- личностную ориентацию технологического инструментария образовательной программы;
- изменение организационно-педагогических условий реализации образовательной программы.
В целом, использование индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов в теории и практике высшего профессионального образования находится на стадии осмысления и проектирования инновационных подходов к их решению.
вузе// Автореф. Дисс..канд.пед.наук. -
Архангельск. - 2001.-20с.
References:
1. Gil'meeva, R.H. Osobennosti realizacii FGOS v processe gumanitarnoj podgotovki v professional'-noj shkole // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv №1. - 2014. - S.27-31.
2. Didaktiko-metodicheskoe obespechenie formirovanija obshhej kul'tury i gumanitarnoj obrazovannosti v processe integracii gumanitarnoj i professional'noj podgotovki / R.H. Gil'meeva, R.H. F.Sh. Muhametzjanova, L.Ju.Muhametzjanova, L.P.Tihonova, G.A. Shajhutdinova // Integracionnye processy v sovremennom professional'nom obrazovanii: monografija / G.V. Muhametzjanova [i dr.]; pod red. G.V. Muhametzjanovoj. - Kazan': Pechat'-servis XXI vek, 2013. - 80s.
3. Muhametzjanova F.G., Miftahov I.I. Fenomen sub#ektnosti studenta v psihologii// Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2013. № 4. S. 126-130.
4. Muhametzjanova F.G., Zabirov R.V., Vafina V.R. Individual'naja obrazovatel'naja traektorija i indivi-dual'nyj obrazovatel'nyj marshrut studenta kak faktor uspeshnoj podgotovki budushhego bakalavra v vuze // Modernizacija obrazovanija: problemy i perspektivy. Materialy XXII Rjazanskih pedagogicheskih chtenij. - Rjaz. gos. un-t, 2015. - S. 81-85
5. Sokolova M.L. Proektirovanie individual'nyh obrazovatel'nyh marshrutov studentov v vuze// Avto-ref. Diss..kand.ped.nauk. -Arhangel'sk.- 2001.-20s.
Сведения об авторах:
Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна (г.Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», e-mail: florans955@mail.ru
Забиров Руслан Владимирович (г.Казань, Россия), аспирант ФГБНУ «Институтпедагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования», e-mail: ruslan-nela@mail.ru
Data about the authors:
Mukhametzyanova F.G. (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, vice-rector of LEU VPO "University of Management" TISBI », e-mail: florans955@mail.ru
Zabirov R.V. (Kazan, Russia), a graduate student FGBNU "Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education», e-mail: ruslan-nela@mail.ru