Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 143-147.
УДК 373.1 о. В. Петунин, Г. В. Санкович, И. В. Чудинова
Обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам: основные идеи, функции и принципы
Статья посвящена проблеме перехода на обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам. В ней рассматриваются ключевые понятия данной проблемы: индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут. Основными идеями проектирования индивидуального учебного плана авторы считают: сохранение и развитие вариативной системы общего образования на разных уровнях; обеспечение реальной разгрузки школьников; усиление интегративного подхода в организации учебного процесса; увеличение доли самостоятельной работы школьников др. В статье рассматриваются некоторые функциииндивидуального учебного плана:фиксация совокупностьучебных предметов, выбранных для освоения учащимся и часы на их освоение; определение профиля учащегося; определение конкретного образовательный результата, который должен достичь учащийся к окончанию школы; обеспечение самоопределения старшему школьнику и др. Также авторы статьи характеризуют принципы проектирования индивидуального учебного плана: принцип комплексной диагностики; принцип дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий; принцип контроля и корректировки и др. В заключение статьи приводятся требования, предъявляемые к индивидуальному учебному плану: соответствие социальному заказу; обеспечение возможности достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа; соответствие образовательным стандартам и др.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, основные идеи, функции принципы перехода на обучение школьников по индивидуальным учебным планам
Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 28 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 143-147.
o. V. petunin, G. V. sankovich, I. V. chudinova
Training of high school students on individual curricula: basic ideas, functions and principles
The article is devoted to the problem of transition to the training of high school students on individual curricula. It deals with the key concepts of the problem: an individual curriculum, an individual educational program, an individual educational route. The main ideas for the design of the individual curriculum are: preservation and development of the variational system of general education at different levels; ensuring the real unloading of schoolchildren; strengthening the integrative approach in the organization of the educational process; an increase in the proportion of independent work of schoolchildren and others. In the article, some functions of the individual curriculum are considered: fixing the totality of subjects selected for mastering the students and hours for their mastering; defining the profile of the student; the definition of the specific educational result that the student must reach the end of the school; securing self-determination for a senior schoolchild and others. Also, the authors of the article characterize the principles of designing an individual curriculum: the principle of complex diagnostics; the principle of differentiated (individual) selection of pedagogical technologies; the principle of control and adjustment and others. The article concludes with the requirements for the individual curriculum: compliance with the social order; ensuring that students can achieve the level of education that is necessary for the implementation of the social order; compliance with educational standards and others.
Keywords: Federal state educational standard, individual curriculum, individual educational program, individual educational route, basic ideas, functions, principles of transition to education according to individual curricula
зменение политических, экономических, социальных ориентиров общества оказывает значительное влияние на сферу образования. Образовательная система сегодня должна подготовить конкурентоспособного выпускника, обладающего набором компетенций, адекватных социально-экономической ситуации в стране. Добиться этого крайне трудно без осуществления индивидуализации обучения.
Осуществление индивидуализации обучения крайне затруднено в условиях классно-урочной системы, отличительной особенностью которой является ориентация на «среднего» ученика. При такой организации учебного процесса трудно учитывать проблему глубоких индивидуальных различий учащихся. Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) учащегося.
В федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) получили нормативное закрепление организационные механизмы дифференциации содержания общего образования. В частности, ФГОС среднего общего образования (СОО) предусматривает использование индивидуальных учебных планов и предусматривает право учащихся на выбор уровня изучения отдельных предметов (базовый и углубленный) [9].
ФГОС СОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской № 413 от 17 мая 2012 г. Данный стандарт согласно постановлению правительства РФ должен быть введен в действие в 2020 году. Однако методических рекомендаций или аналогичных документов, нормирующих порядок организации обучения с использованием индивидуальных учебных планов на уровне СОО на сегодняшний день нет.
Для обеспечения перехода системы образования Кемеровской области на ФГОС СОО, в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) был разработан и согласован с департаментом образования и науки проект «Переход образовательных организаций на ФГОС СОО (2013-2019 гг.)».
Приказом департамента образования и науки Кемеровской области 40 образовательных организаций были определены в качестве базовых КРИПКиПРО по отработке введения ФГОС старшей школы на территории региона. Из них 9 образовательных организаций осуществляло пилотирование ФГОС СОО по направлению «Реализация индивидуального образовательного маршрута учащихся при переходе на ФГОС СОО».
Как итог пилотной апробации ФГОС СОО, мы предлагаем учителям, специалистам методических служб и управлений образования, администраций школ некоторые результаты тео-
ретического осмысления проблемы перехода старшеклассников на обучение по индивидуль-ным учебным планам.
Остановимся подробнее на ряде ключевых понятий, связанных с рассматриваемой нами проблемой.
Индивидуальный учебный план - совокупность учебных предметов (базовых, углубленных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив (ИУП учащийся выбирает). Переход на ИУП - это учет образовательных запросов учащихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в ОО.
Индивидуальная образовательная программа - это учет видов образовательной деятельности учащихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т. п. (ИОП - учащийся планирует).
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (ИОМ - учащийся реализует). Это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся.
Таким образом, одним из способов решения проблемы индивидуализации обучения является введение индивидуальных учебных планов.
Проблемой обоснования структуры учебного плана, принципов его конструирования занимались многие исследователи (Е. А. Александрова, В. С. Лазарев, Ярулов А. А. и др.) [1; 8; 11]. Существующие учебные планы - итог исторически развивающейся школьной практики. Статус нормативного документа они приобретают в результате утверждения - санкционирования на определенном этапе их формирования соответствующими органами управления образованием. Однако анализ опыта разработки учебных планов показывает, что механизм проектирования не сводится к формальному следованию за базисным планом и подсчету количества часов, а предполагает описание общей технологической схемы, включающей последовательность, объем, формы, методы, как преподавания, так и учения.
Согласно типологии Лазарева В. С. учебные планы могут быть классифицированы по четырем типам:
- предметный - традиционный план, устанавливающий распределение предметов по годам обучения, неделям и т. д.;
- с выделением ядра - план с выделением ведущего учебного предмета, или ведущей образовательной области;
- с выделением образовательных сфер -план, в котором приоритет отдан не одной, а нескольким образовательным областям;
- субъектно-уровневый - план индивидуального образовательного маршрута [8].
Рассмотрим сущность субъектно-уровнево-го учебного плана - индивидуального учебного плана, составленного с учетом сформированно-сти познавательной базы, образовательных потребностей, особенностей и склонностей субъекта образовательного процесса.
Основными идеями проектирования ИУП являются:
1. Сохранение и развитие вариативной системы общего образования на разных уровнях: национально-региональном, школьном и инди -видуальном. Реализация этой идеи предполагает введение профильного обучения на уровне старшей школы, дифференциацию образования на всех уровнях обучения путем сокращения инвариантного ядра содержания образования и использования модульного подхода к построению различных курсов.
2. Обеспечение реальной разгрузки школьников, так как ИУП предусматривает сокращение инвариантной составляющей урочной и обязательной домашней учебной нагрузок школьников.
3. Усиление интегративного подхода в организации учебного процесса. Интеграцию содержания образования предполагается осуществить путем введения модульной организации учебного материала и учебного процесса, а также путем введения интегрированных учебных курсов.
4. Усиление практической направленности образовательной деятельности. Для этого в учебный план должны быть включены различного рода практикумы, предусмотрены интерактивные формы работы.
5. Увеличение доли самостоятельной работы школьников. Реализация этой идеи ведет к уменьшению доли обязательных часов в учебном плане по мере продвижения школьников к старшим ступеням образования, увеличению времени на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательскую и экспериментальную деятельности).
6. Повышение информационной компетентности учащихся. С этой целью не менее 15 % учебных занятий должны проводиться с активным использованием информационных технологий.
7. Применение модульной технологии в организации образовательной деятельности.
Мы считаем, что ИУП выполняет несколько функций:
1) фиксация совокупность учебных предметов (базовых, профильных, элективных), выбранных
для освоения учащимся и часы на их освоение;
2) определение профиля учащегося;
3) определение конкретного образовательный результата, который должен достичь учащийся к окончанию школы;
4) обеспечение самоопределения старшему школьнику и др.
Одной из функций ИУП является разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, их образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении.
Очевидно, что индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий учащегося по реализации ИУП. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и учащихся, номенклатуру видов работы. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это временной порядок реализации индивидуального учебного плана с учетом конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении (или в сети).
Принципы проектирования ИУП:
- Принцип комплексной диагностики подразумевает целостность психолого-педагогических исследований на основе комплексного анализа и синтеза психических особенностей учащегося. Разработка ИУП учащегося возможна только на основе комплексной диагностики. Она должна выявлять особенности учащегося на различных этапах его развития.
- Принцип дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий предполагает, что организация учебного процесса, выбор технологий, способов, приемов, темпа обучения обусловливаются индивидуальными особенностями учащихся, а различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия максимально обеспечивают индивидуальный подход к учащемуся. Организация обучения детей по ИУП будет иметь реально индивидуально-дифференцированный характер, если на основе полученных диагностических данных определятся оптимальные для данного ребенка формы и методы учебного взаимодействия, характеризующие, с одной стороны, психолого-педагогические методы обучения, а с другой - наиболее приемлемые для конкретного ученика формы его учебной деятельности.
- Принцип контроля и корректировки требует в процессе обучения по ИУП постоянного контроля за результатом, корректируя формы, технологии и методы работы с учащимся в случае их неэффективности.
- Принцип систематичности наблюдений предполагает осуществление оценки результативности обучения по ИУП не только с помощью стандартных диагностических психолого-педагогических мероприятий, но и на основе систематического психолого-педагогического наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности. В этом случае полученные о школьнике данные будут носить объективный характер.
- Принцип пошаговой фиксации заключается в том, что полученные данные о школьнике (включая результаты диагностики и наблюдений), а также намеченные психолого-педагогические мероприятия на тот или иной период обучения должны фиксироваться в индивидуальной карте его обучения и развития, отражающей его ИУП на протяжении обучения и др.
ИУП должен отвечать ряду требований:
- соответствие социальному заказу;
- обеспечение возможности достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа;
- соответствие образовательным стандартам;
- обеспечение интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- обеспечение интеграции содержания образования различных образовательных областей;
- стимулирование использования более эффективных образовательных технологий;
- соответствие кадровым, материальным и финансовым возможностям ОО;
- обеспечение развития учащегося и др.
ИУП составляется на основе выбора школьника и согласования его интересов и запросов с педагогами школы. Проектирование ИУП осуществляется на основе взаимодействия учащегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.
ИУП является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и учащихся, номенклатуру видов работы.
Таким образом, можно утверждать, что индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника - «Я выбираю предметы для изучения». Реализация индивидуального учебного плана направлена на самоопределение личности старшего школьника.
Использование ИУП помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.
Как показывают положительные практики Кемеровской области, реализация ИУП в школе обладает целым рядом преимуществ:
- целенаправленное изучение нужных предметов;
- освобождение времени старшеклассников для других дел: занятий спортом, творчеством, подготовки в ВУЗ и др.;
- воспитание в характере школьника самостоятельности, ответственности и др.
Главный итог использования ИУП - решение многих задач, связанных с развитием личности ученика: формирование у него познавательного интереса к предмету, развитие умений самостоятельно получать знания и применять их на практике. Школьник учится плодотворно работать и достигать успеха.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя // Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 290 с.
2. Александрова Е. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. 2008. № 7. С.243-250.
3. Анцупов С. В., Богданова Т. Н., Иваненко Е. В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы // Школьные технологии. 2009. № 1. С.116-121.
4. Артемова Л. К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации // Профильная школа. 2008. № 6. С. 47-54.
5. Бессолицына Р., Ходырев А. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения // Директор школы. 2009. № 4. С.58-63.
6. Зубарева Е., Кузнецова Т., Аникеева О. Обучение по индивидуальным учебным планам // Народное образование. 2006. № 5. С.91-98.
7. Зубарева Е. Школьное расписание для каждого ученика // Народное образование. 2009. № 4. С.205-208.
8. Лазарев В. С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2003. 212 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего образования. URL: http://минобрнауки. рф/ (дата обращения: 15 февраля 2018 г.).
10. Целищева Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану // Народное образование. 2009. № 4. С.199-204.
11. Ярулов А. А. Индивидуально-ориентированный учебный план // Школьные технологии. 2004. № 6. С.136-154.
REFERENCES
1. Akulova O. V., Pisareva S. A., Piskunova E. V., Tryapitsyna A. P. Sovremennaya shkola: opyt modernizatsii: kniga dlya uchitelya//Pod obshch. red. A. P. Tryapitsynoi. SPb.: Izd-vo RGPUim. A. I. Gertsena [Modern school: the experience of modernization: a book for the teacher], 2005. 290 p.
2. Aleksandrova E. Individualizatsiya obrazovaniya: uchit'sya dlya sebya [Individualization of education: learning for yourself]. Narodnoe obrazovanie - Public education. 2008. no. 7. pp. 243-250.
3. Antsupov S. V., Bogdanova T. N., Ivanenko E. V. Individual'nye uchebnye plany v profil'nom obuchenii: praktika, uspekhi, problemy [Individual curricula in profile teaching: practice, successes, problems]. Shkol'nye tekhnologii -School technologies. 2009. no. 1. pp.116-121.
4. Artemova L. K. Obrazovatel'no-professional'nyi marshrut starsheklassnikov: problemy, puti realizatsii [Educational and professional route of senior pupils: problems, ways of realization]. Profil'naya shkola - Profile school. 2008. no. 6. pp. 47-54.
5. Bessolitsyna R., Khodyrev A. Individual'nyi uchebnyi plan: proektirovanie, vybor, organizatsiya obucheniya [Individual curriculum: design, choice, organization of training]. Direktor shkoly - Director of the school. 2009. no. 4. pp.58-63.
6. Zubareva E., Kuznetsova T., Anikeeva O. Obuchenie po individual'nym uchebnym planam [Training on individual curriculum]. Narodnoe obrazovanie - Public education. 2006. no. 5. pp.91-98.
7. Zubareva E. Shkol'noe raspisanie dlya kazhdogo uchenika [School schedule for each studen]. Narodnoe obrazovanie - Public education. 2009. no. 4. pp.205-208.
8. Lazarev V. S. Sistemnoe razvitieshkoly [System development of the school]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2003. 212 p.
9. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary education]. URL: http://minobrnauki.rf/ (accessed 15 February 2018).
10. Tselishcheva N. Innovatsiya bez kavychek: obuchenie po individual'nomu planu [Innovation without quotes: training on an individual plan]. Narodnoe obrazovanie - Public education. 2009. no. 4. pp.199-204.
11. Yarulov A. A. Individual'no-orientirovannyi uchebnyi plan [Individual-oriented curriculum]. Shkol'nye tekhnologii -School technologies. 2004. no. 6. pp.136-154.
Информация об авторах Петунин Олег Викторович
(Россия, Кемерово) Доктор педагогических наук, профессор Заведующий кафедрой естественно-научных и
математических дисциплин Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: petunnin@yandex.ru
Information on authors
Petunin Oleg Viktorovich
(Russian Federation, Kemerovo) Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Head of the Department of Natural Sciences and Mathematical Disciplines Kuzbass Regional Institute for Advanced Training and Retraining of Educators E-mail: petunnin@yandex.ru
Санкович Галина Владимировна
(Россия, Кемерово) Преподаватель кафедры естественно-научных и
математических дисциплин Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: sgw.kemerovo@mail.ru
Sankovich Galina Vladimirovna
(Russian Federation, Kemerovo) Teacher of the Department of Natural Sciences and Mathematical Disciplines Kuzbass Regional Institute for Advanced Training and Retraining of Educators E-mail: sgw.kemerovo@mail.ru
Чудинова Ирина Владимировна
(Россия, Кемерово) Преподаватель кафедры естественно-научных и
математических дисциплин Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: irinachud@mail.ru
Chudinova Irina Vladimirovna
(Russian Federation, Kemerovo) Teacher of the Department of Natural Sciences and Mathematical Disciplines Kuzbass Regional Institute for Advanced Training and Retraining of Educators E-mail: irinachud@mail.ru