Научная статья на тему 'Проектирование безбарьерной среды ИрГТУ'

Проектирование безбарьерной среды ИрГТУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
826
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ПАНДУС / ПЕРИЛА / ПОРУЧНИ / BARRIERLESS ENVIRONMENT / LIMITED MOBILITY PEOPLE / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / RAMPANT / BANISTERS / HAND-RAILS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Калихман А. Д., Хагдырова Т. В.

Рассматриваются проектные и технические решения, обеспечивающие наружный доступ и возможность безбарьерного пребывания в здании ИрГТУ для инвалидов и маломобильных групп посетителей. Проектирование среды равных возможностей в получении образовательных услуг базируется на действующей нормативной документации и Государственной программе «Доступная среда» на 2011–2015 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT CONCEPTION OF BARRIERLESS ENVIRONMENT OF ISTU

The article considers design and technical solutions that provide external access and barrierless stay in the building of ISTU for people with disabilities and limited mobility visitors. Project conception of environment of equal opportunities in education based on applicable documentation and Government program «Accessible environment» for 2011-2015.

Текст научной работы на тему «Проектирование безбарьерной среды ИрГТУ»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Чинь, Франсис Д.К. Архитектурная графика / пер. с англ. Франсис Д.К. Чинь. М. : АСТ: Астрель, 2010. 215 с.

2. Балягин С.Н. Черчение : справ. пособие / С.Н. Балягин. 4-е изд., доп. М. : АСТ: Астрель, 2005. 421 с.

3. Короев Ю.И. Начертательная геометрия : учеб. для вузов. 2-е изд. М. : Изд-во «Ладья», 2001. 424 с.

4. Стоков А.П. Сакральная геометрия и математика Гармонии // Доклад на пленарном заседании Международной конференции «Проблемы Гармонии, Симметрии и Золотое Сечение в Природе, Науке и искусстве». Винница, 22-25 октября. 2003.

5. Сакральный смысл чисел [интернет ресурс] http://www.sunhome.ru/magic/11799/p1 (дата обращения 29.05.2012).

6. Хохряков А.А. Пропорционирование в архитектуре и пространственных искусствах / А.А. Хохряков. Архитектура и строительство. Иркутск : ИрГТУ, 2012.

Информация об авторе

Дарманская Татьяна Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: 89021703753; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Darmanskaia T.A., Candidate of Technical Sciences, associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89021703753; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 656.1, 711

ПРОЕКТИРОВАНИЕ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ИРГТУ А.Д. Калихман, Т.В. Хагдырова

Рассматриваются проектные и технические решения, обеспечивающие наружный доступ и возможность безбарьерного пребывания в здании ИрГТУ для инвалидов и маломобильных групп посетителей. Проектирование среды равных возможностей в получении образовательных услуг базируется на действующей нормативной документации и Государственной программе «Доступная среда» на 2011-2015 гг.

Ключевые слова: безбарьерная среда, маломобильные группы населения, доступная среда, пандус, перила, поручни.

PROJECT CONCEPTION OF BARRIERLESS ENVIRONMENT OF ISTU

A.D. Kalikhman, T.V. Khagdirova

The article considers design and technical solutions that provide external access and bar-rierless stay in the building of ISTU for people with disabilities and limited mobility visitors. Project conception of environment of equal opportunities in education based on applicable documentation and Government program «Accessible environment» for 2011-2015.

Key words: barrierless environment, limited mobility people, accessible environment, rampant, banisters, hand-rails.

Введение

Здание Иркутского государственного технического университета функционирует практически без каких-либо конструктивных изменений внутреннего пространства со времени окончания строительства в 1962 году. Требования физической доступности для инвалидов и маломобильных групп населения исходно не были обеспечены в здании. Только с 1992 г. нормативные документы в области строительства стали содержать требования по обеспечению безбарьерности среды, а с 1996 г. появились «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения» [1, 2]. Основными нормативными документами в настоящее время являются: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», своды правил по проектированию и строительству СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» и СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».

Целью Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Программой предусматривается формирование условий обеспечивающих физическую доступность окружающей среды для инвалидов при условии решения задач:

- разработки нормативных правовых документов, регламентирующих обязательное соблюдение требований доступности для объектов, зданий, сооружений при строительстве новых объектов и реконструкции существующих объектов;

- приспособления входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий;

- оборудования зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения;

- оснащения зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.

Решение проблемы внешнего и внутреннего доступа в пространстве здания ИрГТУ при его возможной реконструкции связано с учетом требований перечисленных выше нормативных документов и деклараций программы «Доступная среда». В статье рассматриваются проектные и технические решения, обеспечивающие наружный доступ и возможность безбарьерного пребывания в здании университета для инвалидов и маломобильных групп посетителей, которые предваряются анализом существующей ситуации физической доступности.

Анализ ситуации

Анализ действующих нормативных документов позволяет выделить три базовых параметра, влияющие на доступность окружающей среды:

- продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5 %. При устройстве съездов около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10 % на протяжении не более 10 м;

- высота препятствий на пути горизонтального перемещения и бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью не должна превышать 0,04 м;

- ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.

В здании университета возможности передвижения по горизонтали и вертикали определяются наличием порогов и препятствий высотой более 0,04 м, а также ступенями и лестницами на всех четырех используемых для пребывания в здании уровнях. На рис. 1

последовательно даются планы каждого из четырех уровней здания с выделением штриховкой зон недоступности, ограниченной доступности при оказании помощи, а также зон доступности без штриховки.

Результаты анализа доступности входных зон и внутренних пространств, представленные на рис. 1, позволяют сделать следующие заключения. Проблемными для обеспечения доступа являются: блок общественного центра, включающий залы библиотеки и актовый зал, цокольный уровень корпуса Б, уровни третьего этажа корпусов Г и Ж, а также центральный вход и торцевые входы корпусов Г и Ж..

а)

б)

в)

Рис. 1. Зоны доступности, требующие для доступа дополнительной помощи и недоступности для здания университета: а) цокольный этаж; б) первый этаж; в) второй этаж; г) третий этаж

Основные проектные решения перечисленных выше проблемных для доступа зон связаны с необходимостью устройства пандусов, перил и ограждений с поручнями. Из предварительного анализа ситуации следует, что пространства, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. Здание должно иметь не менее одного доступного для инвалидов входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа. Доступ для инвалидов на колясках можно предусмотреть не через главный вход, а через дополнительный. Двери в здания и помещения на путях движения инвалидов не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота порога не должна превышать 0,025 м. Глубина площадки перед входной дверью и глубина там-

бура не могут быть меньше 1,2 м и должна быть не меньше ширины открываемого полотна дверей. Ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.

Проектные предложения

Входная зона главного входа в университет располагает значительным по ширине пролетом лестницы из шести ступеней, являющимся основным препятствием (фрагмент А на рис.1 б). В качестве проектного предложения может быть устройство в середине пролета пандуса из двух полос передвижения, разделяющего входную и выходную площадки и отвечающего нормативным требованиям. Лестницы у входной и выходной площадки могут обустраиваться перилами с поручнями в зоне ступеней лестницы. На рис. 2 показаны план и общий вид проектного предложения для входной зоны, которые дают представление о возможности реконструкции этого участка.

Фрагмент А

а)

б)

Рис. 2. Входная зона главного входа в университет с устройством двухполосного пандуса и перил с поручнями у входной и выходной площадок у ступеней лестницы: а) план входной зоны;

б) общий вид входной зоны

На рис. 3 показаны план с разрезами и общий вид проектного предложения для перехода из вестибюля университета в отдельные корпуса (фрагмент Б на рис.1 б). В качестве проектного предложения предусматривается устройство пандуса, отвечающего нормативным требованиям (взамен существующего и не отвечающего нормативным требованиям), перил с поручнями в средней части лестничного пролета и у левого ограждения. На плане и разрезах по пандусу и лестнице даны основные параметры элементов обустройства.

Фрагмент Б

б)

Рис. 3. Переход из вестибюля в отдельные корпуса университета с устройством пандуса и перил с поручнями: а) план и разрезы по пандусу и лестнице; б) общий вид перехода

На рис. 4 показаны план и общий вид устройства лестничного пролета в отдельных корпусах университета (фрагмент В на рис. 1 б). В качестве проектного предложения предусматривается устройство перил с поручнями в средней части лестничного пролета и по краям.

Фрагмент В

__А

б)

Рис. 4. Обустройство лестничных пролетов в отдельных корпусах университета перилами с поручнями: а) план лестничных пролетов; б) общий вид пролета

На рис. 5 показаны планы и соответствующие разрезы для двух вариантов устройства пандусов на участках лестничного пролета из вестибюля торцевого входа в корпуса Г и Ж университета (фрагмент Д и Е на рис.1 б). В качестве проектного предложения предусматривается устройство пандуса с одним пролетом (рис. 5 а) и винтового пандуса с двумя пролетами (рис. 5 б).

Фрагмент Д

Разрез 10-10

б)

Рис. 5. Устройство пандусов в вестибюле торцевого входа в отдельных корпусах университета: а) план пандуса с одним пролетом в корпусе Г; б) план пандуса с двумя пролетами в корпусе Ж

На рис. 6 показан общий вид обустройства торцевого входа в корпус Г. Показаны винтовой пандус с тремя пролетами с перилами и поручнями, а на центральном пролете лестницы - перила и поручни.

Рис. 6. Устройство пандуса и перил с поручнями в зоне торцевого входа в корпус Г университета

На рис. 7 показаны варианты размещения инвалидов на креслах-колясках в лекционных аудиториях и аудиториях для практических занятий (фрагмент Ж на рис.1 в и фрагмент И на рис.1 г) с указанием необходимых размерных параметров.

V

Фрагмент И

Рис. 7. Фрагменты Ж и И

Заключение

Формирование безбарьерной среды ИрГТУ является актуальной задачей, которая полностью согласуется с декларациями Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. по созданию к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими в здания и сооружения. В статье рассматриваются проектные решения самых проблемных участков здания университета, достаточно простых по возможности реализации при капитальном ремонте или реконструкции. Предлагаемые варианты устройства пандусов и перил с поручнями позволят обеспечить равные возможности в получении образования людям с ограниченными физическими возможностями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Формирование безбарьерной городской среды: Рекомендации по соблюдению нормативов доступности / Сост.: К.Э. Сафронов, Л.С. Леонова. Омск : Изд-во «Золотой тираж», 2009. 53 с.

2. Сафронов К. Э. Безбарьерная городская среда : учеб. пособие. Омск : Изд-во «Золотой тираж», 2010. 167 с.

Информация об авторах

Калихман Аркадий Давидович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: (3952) 40-51-56, e-mail: inba@irk.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Хагдырова Татьяна Викторовна, магистрант кафедры «Архитектурное проектирование», тел. (3952) 40-51-56, e-mail: v06@istu.edu; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Kalikhman A.D., Doctor of Physics and Mathematics, Professor, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 40-51-56, e-mail: inba@irk.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Khagdirova T.V., Undergraduate, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 4051-56, e-mail: v06@istu.edu; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 72

КОМБИНАТОРНЫЙ ТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО

МЫШЛЕНИЯ

В.И. Марков

Комбинаторный тренинг умственной деятельности - один из способов развития пространственного мышления, преобладающая склонность к которому свойственна деятельности в области архитектуры, дизайна, художественного творчества.

Ключевые слова: архитектура, комбинаторика, тренинг, форма, примитив, мышление.

COMBINATORIAL TRAINING IN SPATIAL THINKING DEVELOPMENT

V.I. Markov

Combinatorial training of mental process - one of the methods of spatial thinking development, prevalent tendency of which is peculiar to activity in architecture, design, art.

Key words: architecture, combinatorial theory, training, form, primitive, thinking.

При обучении какой-либо профессии в области организации пространства, формообразования выявляется необходимость развития определённых склонностей мышления, обеспечивающих решение поставленных задач в области архитектуры, дизайна, пространственных систем. При всём многообразии задач формообразования архитектурных объёмов, дисперсной формы пространственных систем при обучении подобному ремеслу (архитектуре, в частности) требуется и соответствующая методика развития мышления, пространственного мышления, обучение способности придумывать формы, комбинировать элементами-объёмами для разрабатываемой формы.

Как понимать выражение - комбинаторный тренинг в развитии пространственного мышления? С помощью подобранных упражнений по комбинаторике различных форм можно приучать мыслить формами, придумывать формы, комбинировать их в различных сочетаниях.

Комбинаторика (в словарном значении) - это раздел математики, изучающий вопрос о числе возможных способов распределения данных предметов в определённом порядке (перестановки, размещения, сочетания).

Комбинировать - соединять, сочетать, придумывать и проводить комбинации. Обратим внимание на то, что понятие «комбинировать» включает, помимо прочего, еще и «придумывание» т. е. мыслительные процессы.

Комбинаторика в нашем случае - это:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.