риментальных или аналитических оценках показателей надежности изделий ИЭТ. Прогнозирование надежности изделий на ранних стадиях их жизненного цикла является эффективным способом получения результатов достижения целей в области надежности. Моделирование изменения критичных параметров изделий в нормальных и ужесточенных рабочих условиях и режимах эксплуатации, обеспечивает аналитический подход к определению показателей надежности. Такой подход позволяет при максимальном использовании доступных ресурсов гарантировать своевременное выполнение требований надежности при выполнении долгосрочных проектов. Методики и алгоритмы прогнозирования должны быть корректными, основанными на экспериментальных данных испытаний изделий аналогах, технических моделей и образцов, и учитывать влияние условий эксплуатации ИЭТ, рабочие нагрузки [3].
Заключение
Таким образом, основными путями обеспечения и повышения надежности ИЭТ является эффективный менеджмент надежности, основанный на:
1) управлении поставками материалов, сырья и комплектующих с улучшенными свойствами и техническими характеристиками и организация их входного контроля,
2) разработке методологии анализа возможных дефектов ИЭТ, способов и методов их выявления,
3) проведении мероприятий по улучшению технологии изготовления изделий путем научно-обоснованного выбора контрольных процедур и контролем за соблюдением всех требований технологического процесса изготовления изделий,
4) повышении эффективности испытаний с помощью автоматизированных информационно-измерительных систем проведения испытаний с аппаратным обеспечением, обладающим высокими метрологическими характеристиками и возможностью создания реальных условий эксплуатации,
5) разработке алгоритмов и методик обработки данных результатов испытаний на основеанализа физических процессов, приводящих к отказам и статистических методов оценки показателей надежности, позволяющих выполнять прогнозирование показателей надежности ИЭТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ 51901.3-2007 Менеджмент риска. Руководство по менеджменту надежности.
2. Повышение качества и надежности прецизионных потенциометров / Ишков А.С., Цыганков А.И. // труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2016. - № 2. - С. 136 - 138.
3. Ишков А.С., Тарабрин А.И., Колдов А.С. Автоматизированная система контроля климатических испытаний радиоэлектронных компонентов // Надежность и качество - 2014: труды Международного симпозиума: в 2-х т.- Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - Том 2 . - С. 94-95.
УДК 656.1
Батищева О.М., Ганичев А.И., Лаптев В.А,
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самара, Россия
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МАЛОМОБИЛЬНЫМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ
В работе рассмотрены вопросы повышения качества, доступности и безопасности городской среды для маломобильных групп населения. Проанализирована возможность удовлетворения нужд маломобильных групп населения, изучен отечественный и зарубежный опыт в данном направлении развития городской инфраструктуры. Разработаны мероприятия по повышению качества, доступности и безопасности городской среды. Ключевые слова:
доступность городской среды, качество, маломобильные группы населения
В современном мире «доступность» категория, имеющая широкую трактовку, охватывающую многие сферы деятельности человека. Многие из этих сфер находятся во взаимной зависимости (например, доступ к школьному помещению является одним из условий доступности образования). Такую же широкую трактовку имеет и категория «качество».
В этой связи, в настоящее время, требуется новый, универсальный подход к проектированию помещений, транспортных средств и элементов дорожно-транспортного комплекса, максимально удобных, эффективных и безопасных для всех людей, независимо от их возраста и физических возможностей. При этом задачи обеспечения качества, доступности, удобства, безопасности должны решаться комплексно. Особенно важен комплексный, системный подход для решения задач адаптации внешней среды для маломобильных групп населения и людей с ограниченными возможностями.
Очевидно, что решение задач обеспечения качества и доступности городской среды на локальном уровне дает незначительные результаты, которые не могут существенно повлиять на качество, эффективность функционирования и безопасность городской инфраструктуры. Например, оборудование одного перекрестка техническими средствами организации движения для маломобильных групп населения позволит беспрепятственно и на высоком уровне безопасности пересекать проезжую часть людям, живущим или работающим в непосредственной близости от этого перекрестка, но практически не скажется на общем уровне безопасности района, или даже квартала.
Современные города должны развиваться с учетом формирования благоприятной среды жизнедеятельности - это основная цель градостроительной политики, осуществляемой в пределах жилых территорий органами государственной власти Российской Федерации, отдельных субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления. Наряду с градостроительными, архитектурными и техническими аспектами важное значение для формирования высоких архитектурно-художественных, функционально-планировочных, социально-бытовых, санитарно-гигиенических и экологических качеств городских территорий в целом, и территорий жилой застройки в частности, имеет благоустройство территорий. Жилье не может считаться комфортным, если окружение здания не благоустроено и не обладает качествами доступности.
Прежде всего, отметим, что из всех маломобильных групп населения наиболее уязвимыми в отношении благоприятной среды жизнедеятельности являются люди с ограниченными возможностями, использующие коляску для передвижения [1]. В связи с этим благоустройство городской территории должно отвечать, в первую очередь, их интересам. Говоря иначе, там, где будет существовать безбарьерная среда для инвалидов-колясочников, там будут соблюдаться условия безбарьерной среды и для всех остальных маломобильных групп населения. Известно, что в основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. При свободном доступе к объектам инфраструктуры, социальным, общественным и производственным зданиям, инвалиды получают равные возможности для полноценного участия в жизни общества.
Вместе с тем, у каждого элемента среды есть набор физических показателей. В качестве таковых могут выступать: уклоны, размеры, габариты, расстояние, время, безопасность, стоимость и т.д. Все они, в конечном итоге, характеризуют доступность среды.
Передвижения людей с ограниченными возможностями, использующих коляску, можно условно разделить на этапы в зависимости от реализуемых потребностей. Порядок передвижения представляет
собой последовательность «жилье - среда - транспорт - объекты тяготения». Для выхода из жилья человек пересаживается в коляску, если он имеет индивидуальный транспорт, он передвигается непосредственно к объекту посещения. Если этот объект находится в пределах пешеходной доступности, он пользуется городской средой. В остальных случаях задействована транспортная инфраструктура.
Особую остроту эта проблема приобретает в связи с тем, что г.о. Самара - это один из городов, принимающих чемпионат мира по футболу в 2018 году. Важной задачей является обеспечение комфортного пребывания в городе туристов из других городов и стран.
В настоящее время, в г.о. Самара заметна тенденция приспособления городской среды под потребности маломобильных групп населения. При реконструкции участки улично-дорожной сети города обустраиваются пандусами для беспрепятственного пересечения перекрестков, въездов/выездов из дворов, парковок и т.д. В парках, скверах и других местах общественного тяготения на спусках, параллельно лестнице обустраиваются пандусы.
Установка пандусов для спуска и подъема людей с ограниченными возможностями в местах общественного тяготения и на подходах к ним не всегда позволяет решить существующую проблему. Так, большинство спусков к станциям самарского метрополитена хоть и обладают пандусами, однако их планировка в виде двух параллельных металлических балок, образующих колею, а также большой угол спуска/подъема делают спуск/подъем людей с ограниченными возможностями трудновыполнимой задачей [2].
Менее всего городская планировка большинства российских городов и г.о. Самары в том числе, приспособлена под нужды слепых людей и людей со слабым зрением. Покрытие наземного пешеходного перехода для инвалидов по зрению должно быть отличным от покрытия тротуара и проезжей части до-
I
Г
С
На основе причинно-следственных связей была проанализирована транспортная инфраструктура г.о. Самара, выявлены многочисленные проблемы передвижения людей с ограниченными возможностями на пассажирском или индивидуальном транспорте.
В качестве мероприятий, направленных на решение проблем, были разработаны рекомендации по установке выдвижного пандуса на автобусе марки ПАЗ 4 234 (рис. 2).
роги - так называемые тактильные наземные указатели. На тротуарах должны использоваться бетонные плиты с рифленой поверхностью, на территории жилых районов - гравийное покрытие. В местах пересечения двух или более дорожек, одна из них должна быть приподнята над другой. Во избежание травм, перед входами в здания и сооружения, покрытие дорожек должно резко отличаться от покрытия основной дороги [3].
В г.о. Самара применение таких тактильных указателей в настоящее время существенно возросло, однако зачастую эти указатели не соответствуют своему назначению (зимой покрываются льдом, а во время дождей - скрыты под водой).
Основными видами городского пассажирского транспорта в г.о. Самара являются автобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутные транспортные средства. Посадка в трамваи для маломобильных групп населения невозможна из-за поручней, установленных посередине входа и высоких ступеней.
Планировка автобусов и троллейбусов также препятствует посадке людей с ограниченными возможностями из-за высоких ступеней. Маршрутные транспортные средства по своим габаритам и планировке вообще не предназначены для перевозки этих групп населения.
Парк общественного пассажирского транспорта в настоящее время пополняется низкопольными автобусами и трамваями, однако их по-прежнему недостаточно.
При использовании личного транспорта возникают проблемы, связанные с парковкой и хранением. Специальные места на парковках предусмотрены не везде, а там, где они есть, не налажен контроль за их использованием. Получить бесплатное место на стоянках для временного хранения удается с трудом, хотя такое право закреплено законодательством.
Таким образом, можно выделить основные проблемы инфраструктуры г.о. Самара в плане организации безбарьерной среды (рис. 1).
Такой автобус отличается измененной внутренней планировкой. Большая часть посадочных мест демонтирована, что дает возможность расширить пространство для перевозки инвалидов-колясочников. Несколько мест предусмотрено для посадки сопровождающих лиц.
На представленном рисунке выделено 4 варианта исполнения, различающихся количеством мест для инвалидов и посадочных мест для сопровождающих лиц. Изменена и входная площадка.
Рисунок 1 - Анализ причинно-следственной связи отсутствия доступности городской среды
Рисунок 2 - Специальный автобус для перевозки инвалидов на базе ПАЗ 4234 с вариантами исполнения
Для удобной и беспрепятственной посадки инвалидов предусмотрено подъемное устройство в виде площадки с электрогидравлическим приводом. В то время, когда площадка не используется, она находится в сложенном состоянии на входе в автобус и закрыта чехлом во избежание случайных травм о выступающие части. В случае необходимости чехлы снимаются, а площадка с помощью пульта управления или вручную выдвигается, чтобы принять пассажира.
Данные автобусы не подходят для массового применения, так как процесс посадки/высадки людей с ограниченными возможностями занимает достаточно много времени. Очевидно, что их лучше использовать для определенных целей, таких как перевозки на заказ, выезды на мероприятия и т.д.
Проведение ряда предложенных мероприятий позволит решить задачу обеспечения качества, доступности городской среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калмет, Х.Ю. Жилая среда для инвалида. - М.: Стройиздат, 1990. - 128 с.
2. Постановление Правительства Самарской области от 27.10.2011 № 512 «Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области» на 2011 - 2014 годы»
3. Сафронов, К.Э. Безбарьерная городская среда: учебное пособие. - Омск: Изд-во «Золотой тираж», 2010. - 167 с.