Научная статья на тему 'Безбарьерная среда в предметном дизайне'

Безбарьерная среда в предметном дизайне Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1401
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / МАЛОМОБИЛЬНАЯ ГРУППА НАСЕЛЕНИЯ / ИНВАЛИДЫ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / PEOPLE WITH LIMITED MOBILITY / URBAN AREA / AVAILABILITY / STANDARD CONDITIONS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чеканова Елена Сергеевна

Автор в своей статье рассматривает безбарьерную городскую среду как неотъемлемый элемент современного города и общества в целом. Разъясняет, для кого она особенно актуальна. В процессе анализирует ряд компаний, производящих необходимое оборудование на российском рынке. Дает представление о том, где в индустриальном городе должна быть наибольшая доступность для маломобильных групп населения. Разбирается подробно, какими свойствами должна обладать такая городская среда и что она в себя включает. Прописывает, какие нормативы устанавливают условия проектирования и дальнейшего производства элементов для МГН. А в приложении приводятся примеры уже существующих реальных объектов. Итогом является подборка элементов, удовлетворяющим условиям безбарьерной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BARRIER-FREE ENVIRONMENT IN OBJECT DESIGN

The author of the articles considers the barrier-free urban environment as an integral part of a modern city and society in general. The author explains who finds this topic especially vital. In the course of studies, a number of companies producing the necessary equipment at the Russian market have been analysed. The article reveals where in an urban area there must be the places with high availability for people with limited mobility. Takes a thorough examination on how these places should look like and what characteristics to posses. Registers the standards for setting the conditions for the design and further production for the disabled. In the Appendix there are given the examples of the currently existing objects. As a result, there has been compiled the elements that meet the standards of the barrier-free environment.

Текст научной работы на тему «Безбарьерная среда в предметном дизайне»

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Образец ссылки на эту статью: Чеканова Е.С. Безбарьерная среда в предметном дизайне // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3 (7). С. 11.

УДК 7.05

БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА В ПРЕДМЕТНОМ ДИЗАЙНЕ Чеканова Елена Сергеевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129010, г. Москва, Протопоповский пер., 9), магистрант, TchekanovaElena@yandex.ru, 8-953-644-34-97.

Автор в своей статье рассматривает безбарьерную городскую среду как неотъемлемый элемент современного города и общества в целом. Разъясняет, для кого она особенно актуальна. В процессе анализирует ряд компаний, производящих необходимое оборудование на российском рынке. Дает представление о том, где в индустриальном городе должна быть наибольшая доступность для маломобильных групп населения. Разбирается подробно, какими свойствами должна обладать такая городская среда и что она в себя включает. Прописывает, какие нормативы устанавливают условия проектирования и дальнейшего производства элементов для МГН. А в приложении приводятся примеры уже существующих реальных объектов. Итогом является подборка элементов, удовлетворяющим условиям безбарьерной среды.

Ключевые слова: безбарьерная среда; маломобильная группа населения; инвалиды; люди с ограниченными возможностями; доступная среда.

BARRIER-FREE ENVIRONMENT IN OBJECT DESIGN Chekanova Elena Sergeevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129010, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), degree, TchekanovaElena@yandex.ru, 8-953-644-34-97.

The author of the articles considers the barrier-free urban environment as an integral part of a modern city and society in general. The author explains who finds this topic especially vital. In the course of studies, a number of companies producing the necessary equipment at the Russian market have been analysed. The article reveals where in an urban area there must be the places with high availability for people with limited mobility. Takes a thorough examination on how these places should look like and what characteristics to posses. Registers the standards for setting the conditions for the design and further production for the disabled. In the Appendix there are given the examples of the currently existing objects. As a result, there has been compiled the elements that meet the standards of the barrier-free environment.

Keywords: barrier-free environment; urban area; availability; people with limited mobility; standard conditions.

ВВЕДЕНИЕ

Среда обитания — это совокупность условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Некоторые из элементов могут быть необязательными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние на условия жизни. Поэтому очень важно в современном городе иметь возможность беспрепятственного передвижения людям, имеющим ограниченные возможности.

По показателям всемирных исследований [9], на земле проживает пятнадцать процентов людей от общего количества, подверженных заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Именно для таких людей, а также слабовидящих и слабослышащих граждан необходима безбарьерная среда.

Безбарьерная среда жизнедеятельности - среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая лицам с ограниченными возможностями здоровья вести независимый образ жизни [3].

Сегодня реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В связи с этим в настоящее время в России действует программа "Доступная среда", подразумевающая организацию легкой доступности ко всем социально значимым местам для маломобильных групп населения (далее по тексту «МГН»). Ее сутью является то, что к 2020 г. у маломобильного населения будет возможность свободно посещать любое место, будь то государственное учреждение или торговый центр и перемещаться по любому маршруту с использованием общественного транспорта.

Безбарьерная среда включает в себя элементы окружающей среды, обеспечивающие свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет людям с особыми возможностями здоровья вести полностью независимую жизнедеятельность. Поэтому, доступная среда для инвалидов - это всем нам привычная среда, дооборудованная с учетом потребностей «МГН».

В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно формируются условия, которые создают возможность инвалидам полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество. Базовым критерием оценки социальной политики является наличие доступной физической среды для таких граждан. Имеется в виду возможность пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получать работу и образование.

1. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АДАПТАЦИИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

В настоящее время в городах улицы, проспекты, территории жилых массивов и общественных центров представляют собой множество барьеров для людей с ограниченными возможностями. Свободному передвижению на инвалидном кресле по улице препятствуют различные бордюры, ступеньки, перепады высот и многие другие преграды. Даже незаметный для большинства людей невысокий порожек на пути может стать серьезной помехой для перемещения через него на инвалидном кресле.

Маломобильные группы населения, это, по распространенному мнению, граждане, имеющие инвалидность - категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфическим потребностям их жизнедеятельности.

Но это требование относится и к другим категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями [7, по СНиП 3501-2001], таким как: лица от 60 лет; временно нетрудоспособные по тем или иным причинам; женщины "в положении"; люди, которые везут детские коляски; дошкольники. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

Формирование доступной среды включает в себя адаптацию уличных территорий для МГН. «Меры для безбарьерного доступа подразумевают работу с конкретными окружающими условиями, для которых подбираются оптимальные технические решения. Сама задача сводится к обеспечению территории всем необходимым оборудованием и устройствами, позволяющими без лишних сложностей самостоятельно передвигаться всем категориям населения, в том числе маломобильным» [8].

Многие российские компании сегодня занимаются обеспечением объектов формирования безбарьерной среды. К ним можно отнести компании: «Исток аудио трейдинг», «Без преград», «Доступная среда» и другие. Они опираются на российское законодательство, которое обязывает обеспечить доступность для МГН следующих объектов:

• жилых зданий, относящихся к государственному, муниципальному, ведомственному жилищному фонду;

• различных административных зданий;

• всевозможных культурных центров (библиотек, театров, музеев и т. д.), в том числе объектов религиозного культа;

• образовательных и научных учреждений;

• объектов здравоохранения и соцзащиты;

• объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания;

• финансово-банковских учреждений;

• отелей, гостиниц, хостелов и других мест временного проживания;

• спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов, мест отдыха;

• объектов, связанных с транспортным обслуживанием населения -вокзалов, аэропортов и др.;

• станций и остановок городского и пригородного транспорта;

• производственных объектов;

• зданий и сооружений связи и информации;

• тротуаров, переходов улиц, дорог, а также других территорий и площадей.

Компания «Без преград» сформировала классификацию оборудования для адаптации улицы и разделила ее на три категории:

• Оборудование для оснащения автобусных остановок.

В этой категории представлены специальные информационные табло для остановок, тактильная плитка (для безопасного передвижения инвалидов, имеющих ограничения по зрению), поручни для лестниц, специальное резиновое покрытие для асфальта и многое другое.

Вспомогательное оборудование для организации доступной среды для МГН в категории оборудования для адаптации автобусных остановок -пиктограммы и мнемосхемы (тактильные и тактильно-звуковые).

• Оборудование для пешеходной инфраструктуры.

Для безопасного перехода дорог и попадание внутрь зданий людьми с ограниченными возможностями применяются следующее устройства: пандусы, лифты, звуковые маяки и свето-звуковые информаторы для удобного транслирования оповещений, тактильная плитка для безопасности слепых и слабовидящих, индукционные системы для

слабослышащих, мнемосхемы и пиктограммы, а также высокопрочные ограждения и поручни.

• Адаптация прилегающей территории.

Данная категория включает максимально широкий спектр оборудования для создания безбарьерной среды. В этом разделе представлены все те устройства, которые необходимы для преодоления барьеров на территориях жилых массивов, общественных центров, скверов, парков и т.д. Системы тактильной указателей для инвалидов по

зрению, травмобезопасное резиновое покрытие, индукционные системы вещания для слабослышащих, тактильные мнемосхемы, звуковые и световые маяки, пиктограммы и другие вспомогательные устройства.

Отдельная подкатегория оборудования - специально оснащаемые зоны отдыха для инвалидов, игровые площадки для детей с ограниченными возможностями, а также оборудование парковки для инвалидов.

Рассмотрим каждую категорию более подробно.

1.1. Оборудование для оснащения автобусных остановок

При создании доступной среды для инвалидов в первую очередь встает вопрос о безопасности передвижения. Важным условием является не просто

устранить все преграды и барьеры с пути, но и обеспечить при этом надежную защиту от несчастных случаев, травм и прочих опасностей.

В связи с этим такие аспекты адаптации территорий, как обустройство остановок общественного транспорта, требуют проработки всех окружающих условий.

На сегодняшний день на остановках общественного транспорта существует масса барьеров и опасных препятствий для людей с ограниченными возможностями.

Поэтому в современную адаптацию остановок для инвалидов включается большой спектр средств, которые упрощают передвижение и пользование остановкой маломобильными группами населения. В этот спектр включается (см. Приложение 1):

• Тактильная плитка - средства, которые представляют собой особый вид наземных указателей, направляющих и предупреждающих. Использование тактильной плитки помогает инвалидам по зрению легче ориентироваться в пространстве, чувствуя себя при этом более уверенно и безопасно. Такая плитка имеет различные цвета и типоразмеры.

• Ограждения и поручни лестниц - прочные вспомогательные конструкции, являющиеся необходимым стандартом для защиты от травм и обеспечения комфорта перемещения по территории остановки. Надежность креплений и высокая стойкость материалов в основе обеспечивает дополнительную безопасность.

• Тактильно-звуковые мнемосхемы, пиктограммы - универсальные полноценные системы оповещения, не требующие от человека владения какими-либо техниками чтения. Такие системы могут транслировать любые информационные сообщения, важные для людей на территории остановки.

• Табло для остановки общественного транспорта - удобные информационные устройства, представляющие посредством дисплея в максимально доступной форме всю необходимую информацию.

• Резиновое покрытие - специальный рулонный материал, мягкий и травмобезопасный, защищающий от скольжения и, как следствие, ушибов и травм. Благодаря высокой износостойкости и долговечности материала, такое покрытие является одновременно и очень экономным [8, ст. Остановки общественного транспорта].

• Низкопольные площадки автобусов и ведущие к ним пандусы -обеспечивают легкий доступ инвалидов колясочников в автобусы. Выполняются из нескользящих материалов.

Автобусные остановки с использованием выше перечисленных элементов становятся по-настоящему доступными и безопасными. С помощью должного оснащения территории пользование остановкой МГН станет намного комфортнее. Таким образом, будет обеспечен безбарьерный и безопасный доступ для всех категорий людей.

1.2. Пешеходная инфраструктура

Организация доступной среды для маломобильных групп населения -это всегда комплексная задача. Доступная среда для МГН включает в себя все необходимые условия для того, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя равными со всеми остальными и могли свободно реализовывать свои социальные права. Поэтому создание безбарьерной среды затрагивает все сферы жизни и все площадки - внутри зданий и на уличных территориях.

Пешеходная зона - территория особой опасности. Обыкновенному человеку не требуется особых усилий, чтобы быть внимательным при переходе дороги или подняться внутрь здания, в то время как людям с ограниченными возможностями переход через дорогу и подъем по лестнице может стать непреодолимой преградой. Для того чтобы сделать эту часть среды максимально доступной и безопасной для людей с различными ограничениями возможностей, есть специальные технические решения.

Комплексная пешеходная инфраструктура для инвалидов включает в себя большой спектр оборудования и приспособлений. Элементы такой инфраструктуры одновременно повышают безопасность передвижения инвалидов по пешеходному переходу и вместе с тем устраняют все преграды на пути маломобильных групп людей. Таким образом, создается полноценный безбарьерный доступ.

Для организации доступной среды и адаптации пешеходной инфраструктуры для МГН предусматриваются следующие элементы (см. Приложение 1):

• пандус - конструкция, имеющая уклон и позволяющая подняться на высоту лестницы инвалидным коляскам и другим закатывающимся объектам;

• лифт - специальный лифт, позволяющий подняться на высоту лестничного подъема без усилий;

• тактильная плитка - специальный наземный указатель, которым, как правило, оборудуются тротуары для указания направления движения;

• ограждения и поручни лестниц - вспомогательные элементы, повышающие безопасность передвижения людей;

• звуковые маяки, тактильные таблички и пиктограммы - системы оповещения, предусмотренные для людей с инвалидностью по зрению;

• резиновое покрытие - специальные рулонные материалы, которыми дополняются наземные поверхности для защиты от скольжения и травмирования;

• индукционные системы - применяются для информирования людей, имеющих ограничения физических возможностей по слуху.

1.3. Адаптация прилегающей территории

Сделать прилегающую территорию доступной и комфортной для МГН, это означает предусмотреть все необходимое для ее оснащения, проработать все условия. Подбор оптимального варианта оснащения становится частью проектирования пространства, и его реконструкции, с целью адаптации маломобильных групп в окружающей среде.

Для этого используется комплекс мер, включающий пешеходные и транспортные связи, перечисленные выше, парковки для инвалидов, зоны отдыха и развлечений (см. Приложение 1). Последние два пункта рассмотрим более подробно.

1.3.1. Парковка для инвалидов - оборудование специальных мест парковки, в том числе указатели, знаки и трафареты для нанесения обозначений на асфальт

Парковочные места играют важную роль в благоустройстве. По нормативам СНиП 35-01-2001 [7] их количество должно быть не менее 10% от общего числа парковочных мест. «Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.) в соответствии с ГОСТ 12.4.026, расположенным на высоте не менее 1,5 м» [7, п. 4.2.1]. Расстояние до зданий не должно превышать 100м, сами габариты парковочного места должны быть 6,0х3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины - 1,2 м.

1.3.2. Зоны отдыха и развлечений

Помимо пешеходно-транспортных приспособлений для комфортной среды МГН существуют еще особые зоны отдыха и развлечений, стандартизированных для их нужд.

В них включены:

• площадки для отдыха на пути передвижения, организованные по нормативам не менее чем каждые 100-150 метров;

• площадки для детей с ограниченными возможностями - уличные игровые комплексы, по своей конфигурации оптимально подходящие для игр детей, имеющих нарушения физических возможностей;

• спортивные площадки, модернизированные под инвалидов с разными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2. ЗОНЫ ОТДЫХА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Площадки для отдыха людей с ограниченными возможностями

По нормативам СНиП 35-01-2001 [7, п. 4.3.1] «на территории на основных путях движения людей рекомендуется предусматривать не менее чем через 100-150 м места отдыха, доступные для МГН, оборудованные навесами, скамьями, телефонами-автоматами, указателями, светильниками, сигнализацией и т.п.». Эти места предназначены для отдыха всех людей, они всегда вписываются в общее окружение.

Все места отдыха включают в себя места для сидения. В методическом пособии для обучения сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов [5, с. 101-102] указываются следующие типы сидений, которые в большей степени приспособлены для МГН:

• Сиденье типа «полка», на которое пассажиры могут опереться или присесть на короткое время. Они требуют минимального ухода, занимают мало места и удобны для некоторых пассажиров (например, пассажиров, имеющих заболевания позвоночника), для которых трудно подниматься с низкого сиденья.

• Кресла с откидными сиденьями (без подлокотников), преимуществами которых является экономия места и то, что они не намокают при дожде.

• Деревянные кресла и диваны с подлокотниками по краям, которые являются более удобными для длительного сиденья. Дерево является относительно «теплым» и нескользким материалом, который быстро сохнет.

• Кресла из проволочной сетки или перфорированного металла, установленные в ряды, выполняют в большинстве случаев ту же роль, что и деревянные, но являются более прочными, долговечными и пожаробезопасными.

Помимо мест для сидения зоны отдыха должны быть оборудованы урнами, форма и размер которых должна обеспечивать возможность для выброса в них мусора инвалидом в кресле-коляске одной рукой без поднятия крышки.

По нормативам в зоне отдыха должна присутствовать площадка для размещения кресла-коляски. Над местами для сидения, а также местом, предназначенным для размещения кресла-коляски, рекомендуется установка навеса, защищающего инвалидов от осадков. Крайние грани навеса должны выступать с каждой стороны от мест для сидения не менее чем на 0,3 м.

По пункту 4.3.5 СНиП 35-01-2001 [7] телефоны-автоматы, тактильные указатели и другое специализированное оборудование для людей с недостатками зрения должны устанавливаться на горизонтальной плоскости с применением тактильных наземных указателей или на отдельных плитах высотой до 0,04 м, край которых должен находиться от установленного

оборудования на расстоянии 0,7-0,8 м., а формы и края подвесного оборудования должны быть скруглены.

2.2. Площадки для детей с ограниченными возможностями

В настоящее время многие компании, выпускающие детские площадки создают комплекты, модернизированные как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями. Причем они выполнены таким образом, что пользоваться ими могут все дети одновременно. Такие площадки выполняют важную социальную роль, учат взаимодействовать со сверстниками, и конечно дарят радость от игр на площадке всем детям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности площадок для детей-инвалидов:

• Яркий дизайн, привлекающий внимание любого ребенка.

• Наличие пандусов для колясочников, дополнительных перил, обеспечивающих высокий уровень безопасности площадок, предназначенных для детей с ограниченными возможностями.

• Нестандартные формы и размеры горок и других спортивно-игровых элементов.

• Качели, на которых можно установить и безопасно закрепить инвалидное кресло.

• Игровые столы расположены на высоте, позволяющей играть ребенку в коляске или ходунках.

2.3. Спортивные площадки, модернизированные под инвалидов с разными нарушениями опорно-двигательного аппарата

Спортивные площадки для инвалидов сегодня можно по праву считать одним из приоритетных направлений. Спортивные школы и реабилитационные центры являются прямыми площадками для реализации подобных объектов, где возможно, как реабилитирование инвалидов или людей с временными нарушениями, так и воспитание спортивного потенциала страны.

Они созданы, как и детские площадки со специальными поддерживающими поручнями, дополнительными ограждениями, закругленными углами и плавными поворотами, окрашены в яркие цвета и помогают развитию зрительных, тактильных и двигательных функций.

Современная спортивная площадка для инвалидов включает множество составляющих, от традиционных турников и тренажеров, до различных инновационных элементов, с надежным покрытием, который исключают возможность поскользнуться или получить травму при падении. Навыки, приобретенные на подобных площадках, не просто помогают улучшить здоровье. Они придают инвалидам уверенности в себе, помогают найти друзей и сделать свою жизнь более разнообразной и яркой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время идет активная реорганизация общественных пространств, направленная на создание территорий, мобильных для всех слоев населения. Некоторые города и районы преуспели больше в этом плане, некоторые меньше. Тем не менее, программа, нацеленная на благоустройство, есть, значит - общество двигается в нужном направлении.

Конечно, существует и много проблем, таких как не соблюдение правил, норм. И, как следствие, мы имеем пандусы под 45 градусов, не работающие лифты для инвалидов-колясочников и т.п.

Но, не смотря на такие ошибки, все больше проектов затрагивает данную проблему, и пытается ее решить различными способами. Главным препятствием является отсутствие финансирования и повышение сметной стоимости объекта. В связи с этим госпрограмма «Доступная среда» выполняется постепенно, малыми частями. В первую очередь затрагиваются объекты наиболее значимые и часто посещаемые инвалидами. По статистическим данным, взятым из статьи журнала «Известия», [6] «было отобрано 36 тыс. таких объектов, и именно они комплексно приспосабливаются для нужд инвалидов в регионах».

Необходимо понимать, что в ближайшее время приспособить под нужды инвалидов все объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры даже в рамках государственной программы невозможно. Еще ни в одной стране мира не была сформирована тотальная доступность всех объектов. Но нужно стремиться к лучшему, малыми усилиями, небольшим вкладом каждого человека, каждой организации.

Создавая современный городской дизайн, необходимо не забывать о маломобильном населении, делать комфортными малые объекты, дополнять мебель мелочами, удобными в использовании. Так будет создаваться мир будущего - мир без преград.

Список литературы

1. Безбарьерная среда для инвалидов [Электронный ресурс] // Доступная среда. URL: http://dsprus.ru/production/.

2. Безбарьерная среда [Электронный ресурс] // Женский журнал. URL: http ://midas.com. ru/bezb arernaja- sreda.

3. Глоссарий (словарь) [Электронный ресурс] // Радуга звуков. URL: http://www.radugazvukov.ru/information/glossary/?letter=200&sphrase_id=8382.

4. Карасева С. Безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями передвижения [Электронный ресурс] // URL: http://fb.ru/article/231982/bezbarernaya-sreda-dlya-lyudey-s-ogranichennyimi-vozmojnostyami-peredvijeniya.

5. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. Москва, 2015. С. 101-102.

6. Рункевич Дмитрий, Малай Елена ОНФ выявил неэффективность программы «Доступная среда» // Известия. 2 марта 2015 г. URL: http://izvestia.ru/news/583454#comments.

7. СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения - от 27 декабря 2011 г. N 605. Приложение Б, глава 4.

8. Уличные территории [Электронный ресурс] // Группа компаний Без преград. URL: http://bezpregrad.com/street.html.

9. Disability and health, Fact sheet [Электронный ресурс] // WHO/World Health Organization: URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs352/en.

References

1. Bezbarernaya sreda dlya invalidov [Elektronnyy resurs] - Dostupnaya sreda. URL: http://dsprus.ru/production/.

2. Bezbarernaya sreda [Elektronnyy resurs] - Zhenskiy zhurnal: URL: http://midas.com.ru/bezbarernaja-sreda.

3. Glossariy (slovar) [Elektronnyiy resurs] - Raduga zvukov: URL: http://www.radugazvukov.ru/information/glossary/?letter=200&sphrase_id=8382.

4. Karaseva S. Bezbarernaya sreda dlya lyudey s ogranichennyimi vozmozhnostyami peredvizheniya [Elektronnyiy resurs] - URL: http://fb.ru/article/231982/bezbarernaya-sreda-dlya-lyudey-s-ogranichennyimi-vozmojnostyami-peredvijeniya.

5. Metodicheskoe posobie dlya obucheniya (instruktirovaniya) sotrudnikov uchrezhdeniy MSE i drugih organizatsiy po voprosam obespecheniya dostupnosti dlya invalidov uslug i ob'ektov, na kotoryih oni predostavlyayutsya, okazaniya pri etom neobhodimoy pomoschi. Moskva, 2015. S. 101-102.

6. Runkevich Dmitriy, Malay Elena ONF vyiyavil neeffektivnost programmyi «Dostupnaya sreda» - Izvestiya. 2 marta 2015 g. URL: http://izvestia.ru/news/583454#comments.

7. SNiP 35-01-2001 Dostupnost zdaniy i sooruzheniy dlya malomobilnyikh grupp naseleniya - ot 27 dekabrya 2011 g. no 605. Prilozhenie B, glava 4.

8. Ulichnyie territorii [Elektronnyy resurs] // Gruppa kompaniy Bez pregrad. URL: http://bezpregrad.com/street.html.

9. Disability and health, Fact sheet [Elektronnyiy resurs] // WHO/World Health Organization: URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs352/en.

Рецензенты:

Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Уваров В. Д. - доктор искусствоведения, профессор, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».

Работа поступила в редакцию: 15.04.2017 г.

Приложение 1

Рисунок 1.1 Рисунок 1.2 Рисунок 1.3

Рисунок 1.4 Рисунок 1.5 Рисунок 1.6

Рисунок 1.7 Рисунок 1.8 Рисунок 1.9

Рисунок 1.10 Рисунок 1.11 Рисунок 1.12

Рисунок 1.19 Рисунок 1.20 Рисунок 1.21

Рисунок 1.25 Рисунок 1.26 Рисунок 1.27

Экспликация к рисункам:

1. Тактильная плитка

2. Ограждения и поручни лестниц

3. Тактильные таблички и пиктограммы

4. Тактильно-звуковые мнемосхемы

5. Табло для остановки общественного транспорта

6. Противоскользящее резиновое покрытие

7. Пандус для автобусов

8. Низкопольная площадка у автобуса

9. Пример укладки тактильной плитки на остановке общественного транспорта.

10. Пандус

11. Лифт для большой траектории движения

12. Лифт вертикальный

13. Стоянка для инвалидов

14. Зона отдыха

15. Лавка типа «полка»

16. Комплект для пикника со свободной стороной для инвалидной каляски

17. Лавка со вспомогательными поручнями

18. Лавки из проволочной сетки

19. Заниженная лавка с поручнями

20. Лавка с навесом

21. Урна адаптированная для использования инвалидами

22. Детский городок

23. Карусель

24. Столик-песочница

25. Тренажер для реабилитации инвалидов «Рукоход лежа»

26. Вариант уличного тренажера фирмы «Забава» для инвалидов

27. Вариант уличного тренажера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.