РАЗДЕЛ I
ТРАНСПОРТ.
ТРАНСПОРТНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
УДК 338.49, 656.02
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
К.Э. Сафронов, канд. техн. наук, доцент Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
Аннотация. Несмотря на наличие нормативов по формированию безбарьерной среды они не всегда выполняются. Эта проблема характерна не только для нашей страны, сказывается отсутствие опыта и налаженного контроля. Для трудовой и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями система обслуживания «жилье - среда - транспорт - объект» должна быть комфортной и доступной.
Ключевые слова: транспортное обслуживание инвалидов, маломобильные группы населения, безбарьергая среда.
Введение
Важным аспектом окружающей среды является ее доступность. Безбарьерная среда сохраняет здоровье людей, предотвращая травматизм и инвалидность, а также способствует трудовой и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Данной проблеме в нашей стране и за рубежом в последнее время уделяется повышенное внимание. Это связано, в частности, с принятием ООН в декабре 2006 г. Международной конвенции о правах инвалидов, в которой большое внимание уделено обеспечению доступности для инвалидов физического окружения. Однако история этого вопроса насчитывает не одно десятилетие.
За рубежом к осознанию проблем создания безбарьерной среды пришли после Второй мировой войны в связи с появлением большого количества людей с различными физическими и психическими нарушениями [1]. В начале 1950-х годов в Совете Европы начала работать комиссия, занимающаяся решением вопросов по созданию среды обитания, соответствующей потребностям людей с ограниченными возможностями.
В 1960-1970-е годы в Европе появились нормы и стандарты, регламентирующие архитектурную деятельность и обеспечивающие
требования инвалидов. Первые планировочные рекомендации по проектированию безба-рьерной среды в СССР были разработаны в конце 1980-х годов. На их основе была издана «Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировки и застройки населенных мест». С 1994 года в России разрабатываются рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН).
В настоящее время существуют закрепленные законом и нормативами требования по формированию доступного для инвалидов физического окружения. Учитывая комплекс человеческих потребностей его можно представить в виде системы «жилье - среда -транспорт - объект». У каждого элемента системы есть набор физических показателей, характеризующих его доступность (уклоны, габариты, время, безопасность). Для транспорта часто применяется термин «дискриминация», однако в данном контексте его суть заключается в доступности существующей транспортной инфраструктуры для инвалидов и МГН. Остановимся подробней на каждом
элементе среды обитания с учетом принципов системного подхода.
Жилье
Появление изменений к СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» в 1993 г. предусматривало решение вопросов проектирования жилья с учетом требований создания безбарьерной среды для инвалидов. Указывалось на необходимость проектировать многоквартирные жилые здания таким образом, чтобы они были одинаково удобны и для практически здоровых, и для физически ослабленных людей.
Однако анализ планировочных решений проектов жилых домов, индивидуальных и массовых серий, проведенных белорусскими коллегами, выявил ряд несоответствий проектных решений нормативно-техническим требованиям по созданию безбарьерной среды [2]. Практически ни одна из секций рассмотренных проектов не может быть адаптирована к требованиям по проживанию инва-лидов-колясочников. Более того, даже в домах повышенной комфортности, площади квартир в которых значительно превышают нормируемые для социального строительства, также затруднительно осуществить адаптацию жилищ для проживания инвалидов. Это касается и отечественных новостроек.
В микрорайоне № 5 г. Омска в жилых домах не решены вопросы создания безбарьер-ных входов в здания. Так в доме № 12 по бульвару Архитекторов для инвалидов оборудован отдельный вход в подъезд с пандусом, однако перед ним расположено крыльцо с лестницей без пандуса, над дверью нет навеса, нет тамбура, разворотной площадки, габариты пандуса заужены, нет перил. Лифт не доступен для инвалидов. Почти везде габариты внеквартирных переходов-коридоров не соответствуют нормативным требованиям. Приемные клапаны мусоропроводов размещены на промежуточных лестничных площадках, что является нарушением СНиП.
Основной проблемой современных квартир является несоответствие их функциональнопланировочной схемы и параметров ряда элементов нормативным требованиям по проживанию инвалида. В большинстве случаев в квартирах невозможна и перепланировка, изменяющая параметры отдельных элементов для приспособления их к использованию инвалидами. Это связано с сохранением жесткости конструктивных схем, а также жесткой привязкой сантехнических коммуникаций.
Для возможности адаптации квартир в базовом планировочном решении целесообразно заложить параметры, обеспечивающие возможность трансформации квартир в процессе эксплуатации. Основные приемы адаптации функционально-планировочных фрагментов жилой ячейки - размещение смежно с санитарно-гигиеническими помещениями кладовых или встроенных шкафов, за счет площади которых осуществляется последующее расширение санитарно-гигиенических помещений.
В случаях появления в семьях физически ослабленных лиц и инвалидов-колясочников метод адаптации жилища позволит решить важную социальную проблему с минимальными затратами.
Основная проблема существующих домов
- их доступность. В многоэтажных домах инвалиды обустраивают для себя откидные пандусы на лестничных маршах и выходах из подъездов, оборудуют отдельный вход с пологим пандусом в жилье, расположенное на первых этажах. Инвалиды оборудуют временные лифты на балконах и другие приспособления, облегчающие им жизнь. Нашей стране лишь предстоит освоить индустрию специализированных устройств для инвалидов.
Среда
В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. При свободном доступе к объектам инфраструктуры, социальным, общественным и производственным зданиям, при возможности пользоваться общественным транспортом, местами досуга и отдыха инвалиды получат равные возможности для полноценного участия в жизни общества, к которым стремится каждое уважающее себя государство.
При формировании среды обитания необходимо использовать принципы системного подхода с участием всех заинтересованных ведомств, организаций, общественных движений, архитекторов и строителей. Приходится не только проектировать новые сооружения с учетом требований доступности и гуманности среды проживания, но и корректировать проекты, работа над которыми уже завершена, реставрировать старые здания. Определенный опыт в проектировании и строительстве объектов безбарьерной среды наработан в Астане.
Не первый год стремительно строящаяся столица Республики Казахстан пытается решить наболевший вопрос доступа инвалидов к
социальным объектам. Но ни штрафы, ни отказ в приемке зданий в эксплуатацию кардинально изменить ситуацию не смогли. Чиновники заняты поиском виновных, закон «буксует», а немногочисленные пандусы как будто строят для самоубийц [3].
О том, что пандусы и специальные лифты в ближайшее время станут неотъемлемым элементом всех столичных сооружений, аки-мат Астаны говорил еще в январе прошлого года. Вступившие с 1 января 2007 года поправки в Закон «О социальной защите инвалидов», казалось, не оставляли строителям и собственникам уже действующих объектов большого выбора. Нарушителей штрафовали на суммы от 20 до 400 МРП. Многие построенные объекты так и не приняты в эксплуатацию, характер показал департамент Министерства труда и соцзащиты, впервые включенный в госкомиссию. Оказалось, что строители абсолютно не знают норм по проектированию и строительству.
Аналогичная ситуация сложилась в Омске. Недоступными для инвалидов остаются вокзалы, стоянки, тротуары, пешеходные переходы. Пандусы, которые порой устанавливаются в городе, имеют ненормативные уклоны. Одна колясочница с иронией отметила, что шансов перейти невредимой дорогу сквозь поток машин больше, чем по пандусам в подземных переходах г. Омска. Поразительную картину можно наблюдать на территории нового Клинического родильного дома № 1. Крыльцо женской консультации без пандуса, а в местах примыкания тротуаров к проезжей части установлены высокие бордюры.
Прошедшая в 2007 г. реконструкция основных магистралей проблему не сняла. Несмотря на усилия Администрации г. Омска и Правительства Омской области при строительстве и реконструкции дорог и сооружений, нормативы доступности для инвалидов и МГН не соблюдаются. Понять стороны можно -если не подписать госприемку, будет срыв освоения бюджетных средств. Трудно представить бетонные работы в декабре в 40градусный мороз. Поэтому Администрация г. Омска берет в таких случаях гарантийные письма подрядных организаций.
Однако в Астане пошли дальше. После вмешательства прокуратуры гарантийные письма застройщиков департаментом больше не принимались. В итоге из поступивших в 2007 году 180 заявок на сдачу объектов в эксплуатацию подписано всего 80. Сто строек так и осталась незавершенными. Департамент
Минтруда и соцзащиты намерен и дальше вести свою линию, не принимая новостройки без столь необходимых атрибутов.
Выход из ситуации видится в организации для проектировщиков и строителей курсов повышения квалификации по безбарьерной среде. Такие курсы разработаны в СибАДИ, есть специалисты, прошедшие подготовку по Канадской программе «Универсальный дизайн».
Транспорт
Правительством РФ поставлены задачи по повышению мобильности населения, на это направлены законы РФ, международные нормы в области прав инвалидов. Инвалидность при формировании окружающей среды является критерием доступности для всех категорий граждан. Рассмотрим проблемы организации транспортного обслуживания инвалидов на примере г. Омска.
В СибАДИ с 2004 г. ведутся исследования по теме «Разработка схемы прохождения специализированного автобусного маршрута и приспособление остановочных пунктов для инвалидов и МГН в г. Омске» [4]. С этой целью в 2005 г. специалистами СибАДИ при участии общественных инвалидных организаций был проведен социологический опрос среди инвалидов-колясочников, составлена схема маршрута, проведено обследование трассы. Классифицированы типы и выявлены основные недостатки остановочных пунктов, связанные с безопасностью и удобством при обслуживании инвалидов [5]. Разработаны рекомендации по переоборудованию существующих и строительству новых остановок. При этом пришлось расширить круг рассматриваемых вопросов и включить в них проблемы по формированию на территории города безбарьерной среды и обеспечению доступности инвалидов к объектам транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
Выбор подвижного состава для обслуживания инвалидов и МГН осуществлялся на основе анализа продукции отечественного и зарубежного производства [6]. Учитывая стоимость и специфику условий эксплуатации, целесообразно при его выборе ориентироваться на отечественного производителя. Как правило, автобусы на заводе-изготовителе дооборудуются электромеханическими подъемниками, которые устанавливаются в проеме средней двери. В результате тестирования такого автобуса составлен хронометраж циклов посадки-высадки пассажиров с колясками, которые варьируются от 1,5 до 2,5 мин, что
затрудняет их использование на маршрутах ГПТ. К недостаткам можно отнести и необходимость водителя выходить из кабины для управления подъемником, и большой объем работ по подготовке трассы маршрута к открытию.
В Омске с 2006 г. появилось четыре подобных автобуса, пока они выполняют обычные рейсы и не обслуживают колясочников. Проведенное в 2007 г. обследование остановок, на которых предусмотрено обслуживание инвалидов, показало, что большинство из них нуждаются в обустройстве пандусов на подходах к ним, в организации доступных пешеходных переходов, обозначении соответствующими знаками, многие не отвечают нормативным требованиям. В 2007 г. в Омске начались работы по обустройству трассы маршрута. При этом возникли проблемы, связанные с финансированием, низким качеством проектирования и выполнения работ, особенностью отдельных участков УДС, отсутствием опыта и контроля.
В начале 2008 г. на средства федерального гранта специалистами СибАДИ и Омской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в Омске было проведено социологическое обследование по выявлению транспортных потребностей инвалидов. Опрос проводился методом интервьюирования по телефону и путем заполнения анкет респондентами, было опрошено 360 человек. Анализ данных показал, что большинство опрошенных нуждаются в транспортном обслуживании. На вопрос о предпочтении различных видов транспорта большинство респондентов выбрали низкопольные автобусы и указали, на каких маршрутах ГПТ они должны работать. Специальный автобусный маршрут устроил бы 39% людей, услугами социального такси готовы воспользоваться 23%, индивидуальным транспортом - 15%. На основе социологического обследования определены формы транспортного обслуживания
- это низкопольные автобусы, социальное такси и доступный метрополитен. Его пуск намечен в Омске на 2010 г. В 2008 г. для Омска планируется приобрести 100 низкопольных моделей автобусов. Это большой шаг вперед в деле организации массового транспортного обслуживания инвалидов. Проведенное социологическое обследование поможет оптимально распределить автобусы на маршрутной сети.
Транспортная инфраструктура должна формироваться с учетом доступности. Обновление транспорта должно осуществляться подвижным составом, отвечающим современным требованиям. В настоящее время во многих городах под давлением общественных инвалидных организаций этот процесс взят по контроль. Время здесь играет решающую роль. Приведем ряд примеров.
В Москве открылась новая, 175-я по счету станция метро «Строгино» и всего вторая, оборудованная лифтом для инвалидов. В Новосибирске, лифтами для инвалидов и МГН оборудуют строящуюся станцию метро «Золотая нива». Вместе с тем рассматриваются варианты, как можно установить лифты и на уже действующих станциях метрополитена. В екатеринбургском метро могут появиться специальные лифты для инвалидов лишь в отдаленной перспективе - на станциях, которые уже строятся, таких лифтов не будет. Обзор ситуации на отечественных метрополитенах показал, что решать мероприятия по доступности необходимо в процессе проектирования и строительства. Отсрочка активных действий лишь усугубляет ситуацию и ведет к удорожанию этих мер. Метро в Омске проектируется и строится с учетом норм доступности транспортной инфраструктуры.
Объекты
С принятием нового Градостроительного кодекса оказались упразднены государственные приемные комиссии. Объекты вводятся в эксплуатацию на основании разрешений, выданных органами местного самоуправления без экспертизы на доступность. Федеральный закон № 122 отменил норму, согласно которой не допускалась разработка проектных решений на новое строительство без учета мнения общественных организаций инвалидов. Они требуют привести региональное законодательство в соответствие с интересами инвалидов.
При строительстве и реконструкции социальных объектов нормативы доступности для инвалидов и МГН не всегда соблюдаются. Перевод первых этажей жилых домов под магазины, аптеки и объекты обслуживания не оставил шансов людям с ограниченными возможностями туда попасть. Крутые лестницы и открытые проступи опасны сами по себе. Новые торговые комплексы «Каскад», «Маяк», «Арена-Омск», «Континент» и др. построены без учета доступности. Это касается остановок, парковок, лифтов: не каждый инвалид поднимется на эскалаторе.
При реконструкции существующих объектов ситуация становится еще сложней. Инвалидам «заказан» вход в школы, вузы, банки, в парикмахерские, рестораны и даже в госорга-ны. Не имеет пандуса Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, этот пример показателен.
При этом целесообразно руководствоваться статьей 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где предусмотрена материальная ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Однако в условиях отсутствия специальных фондов, из которых средства целенаправленно бы шли на устранения нарушений, они в настоящее время растворяются в бюджетах разных уровней.
Имеются также статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающие ответственность за отсутствие мест для инвалидов на автомобильных стоянках, уклонение от исполнения требований доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, за организацию транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов.
Заключение
Эффективность безбарьерной окружающей среды заключается в создании условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение их доступности, а также в повышении уровня жизни, снижении травматизма, снижении расходов на лечение и инвалидность, росте доходов бюджета от налоговых поступлений, росте ВВП, привлекательности региона и т.д.
Требования по обеспечению доступности
- это мировая тенденция по улучшению качества жизни всего населения, повышению его мобильности. В рамках исследований СибА-ДИ будут разработаны научно-методические рекомендаций по организации транспортного обслуживания инвалидов и МГН в крупных городах, что приведет к укреплению экономики всей страны. Область применения разрабатываемых рекомендаций - крупные города Сибири.
В ходе исследований возникло предложение о разработке городской целевой про-
граммы «Удобный город», в которой будут предусмотрены мероприятия по формированию безбарьерной среды и обеспечению доступности объектов в Омске к 300-летнему юбилею города в 2016 г.
Библиографический список
1. Лазовская Н. Доступность среды как норма жизни/ Н. Лазовская, А. Мазаник/ http://www.ais. by/content/view/73/120/
2. Мордич А. Адаптация планировочных ре-
шений - новое направление в проектировании жилых зданий массового строительства/ А. Мордич, В. Аладов., Т.Рак, И. Реутская
http://www.ais. by/content/view/76/120/
3. Бойко С. Инвалидам вход «заказан». Оборудовать социальные объекты Астаны пандусами никто не торопится // Сайт газеты «Око»: http://www.oko.kz
4. Сафронов Э.А. Об организации транспортного обслуживания инвалидов/ Э.А. Сафронов, К.Э. Сафронов // Автомобильный транспорт. - 2005. -№ 10. - С. 27-29.
5. Сафронов К.Э. Рекомендации по приспособлению остановочных пунктов к обслуживанию инвалидов и маломобильных групп населения // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации транспортных сооружений: Материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 24-26 мая 2006 г. -Омск: Изд-во СибАдИ, 2006. - Книга 2. - 288 с. - С. 113-116.
6. Сафронов К.Э. Требования к подвижному составу ГПТ для перевозки инвалидов // Автомобили, специальные и технологические для Сибири и Крайнего Севера: Материалы 59 Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ). - Омск: Издательство СибАДИ, 2007. - С. 251-253.
Features of formation of an accessible environment
K. Safronov
Despite of presence of the requirements on formation of accessible environment they are not always carried out. This problem is characteristic not only for our country, the absence of experience and adjusted control has an effect. For labour and social integration of the people with the limited opportunities system of service «habitation - environment - transport - object» should be comfortable and accessible.
Статья поступила 05.05.2008