Научная статья на тему 'Проект построения вокального ансамбля квартет или квинтет в общеобразовательной школе'

Проект построения вокального ансамбля квартет или квинтет в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
квартет / квинтет / руководитель ансамбля / внеурочные занятие / правила обращения певческим аппаратом / вокальные упражнение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гани Мухаммадович Худоев

Необходимым условием для правильной настройки певческого механизма, правильной работы дыхательного аппарата, постепенного развития нижнереберной мускулатуры является певческая установка: прямое, без напряжения положение корпуса и головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, легкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные или лежащие на коленях руки. Поскольку на занятиях ансамбля квартет дети, в основном, поют стоя, но, когда занимаются должны петь сидя, периодически во время урока их полезно поднимать, корректируя осанку, затем как бы присаживаться на стул, удерживая спину (сидим, как стоим).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект построения вокального ансамбля квартет или квинтет в общеобразовательной школе»

Проект построения вокального ансамбля квартет или квинтет в общеобразовательной школе

Гани Мухаммадович Худоев Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Необходимым условием для правильной настройки певческого механизма, правильной работы дыхательного аппарата, постепенного развития нижнереберной мускулатуры является певческая установка: прямое, без напряжения положение корпуса и головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, легкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные или лежащие на коленях руки. Поскольку на занятиях ансамбля квартет дети, в основном, поют стоя, но, когда занимаются должны петь сидя, периодически во время урока их полезно поднимать, корректируя осанку, затем как бы присаживаться на стул, удерживая спину (сидим, как стоим).

Ключевые слова: квартет, квинтет, руководитель ансамбля, внеурочные занятие, правила обращения певческим аппаратом, вокальные упражнение.

The project of building a vocal ensemble quartet or quintet in

a comprehensive school

Gani Muhammadovich Khudoev Uzbekistan State Institute of Art and Culture

Abstract: A necessary condition for the correct adjustment of the singing mechanism, the correct operation of the respiratory apparatus, the gradual development of the lower costal muscles is the singing attitude: a straight, tension-free position of the body and head, straightened, slightly pulled back shoulders, a slight deflection of the spine in the lumbar region, freely lowered or lying hands on the knees. Since in the lessons of the quartet ensemble, children mostly sing while standing, but when they have to sing while sitting, periodically during the lesson it is useful to raise them, correcting their posture, then, as it were, sit down on a chair, holding their back (we sit as we stand).

Keywords: quartet, quintet, leader of the ensemble, extracurricular activities, rules for handling the singing apparatus, vocal exercises.

Одной из труднейших задач в обучении детей пению является постановка правильного певческого дыхания. Свободное владение певческим дыханием открывает пути к овладению естественным красивым пением.

От двух до десяти человек. В зависимости от количества участников ансамбль может называться:

Дуэт. Артистический коллектив представлен двумя участниками.

Трио. Подразумевает трёх исполнителей-инструменталистов либо певцов. Различают вокальные, инструментальные и инструментально-вокальные ансамбли. Инструментальное трио может быть однородным (к примеру, исполнители используют исключительно смычковые инструменты) или смешанные. Состав инструментов определяется спецификой исполняемой музыки. Так, джазовое трио чаще всего включает фортепиано либо гитару, контрабас и барабаны;

Квартет. Состоит из четырёх музыкантов, вокалистов, инструменталистов. Квартеты широко распространены во всех музыкальных жанрах: академической музыке, джазе, роке. Произведения для квартетов писали Бетховен, Гайдн, Моцарт, многие другие знаменитые композиторы.

Квинтет. Академические произведения для пяти музыкантов создаются в виде сонатных циклов. Вокальные квинтеты успешно вписываются в программу оперы, кантаты.

Организация вокального ансамбля и методика работы с ним в основе своей такие же, как с хором. Специфика заключается в сочетании приемов сольного и коллективного исполнительства, так как, занимая промежуточное положение между солистом-певцом и хором, ансамбль вобрал в себя черты как сольного, так и хорового пения.

Прежде чем приступить к организации ансамбля, необходимо наметить пути его создания и решить, какого типа он будет. Для этого нужно изучить запросы и интересы людей того учреждения, где создается коллектив, ознакомиться с местными условиями.

Для того, чтобы научиться правильно дышать при пении, детям рекомендуется спокойно вдохнуть через рот и нос. При этом нужно следить за тем, чтобы вдох не был чрезмерно глубоким.

Невозможно представить себе урок музыки или другое музыкальное занятие без исполнения песен. С самых первых уроков ученики пробуют свои силы в сольном исполнении. А если им предложить пение в составе ансамбля, то исполнение становится ещё более выразительным, в них проявляется дух соперничества - кто выразительнее! Применение данной формы работы способствует созданию естественной для детей игровой атмосферы, помогает

концентрации внимания. В результате, процесс освоения материала протекает более легко и радостно, качество же исполнения от этого только выигрывает.

В целом, методическая разработка предназначена для детей в возрасте от 9 до 12 лет, когда у них уже накоплены знания в области вокальной музыки. Эта презентация может быть использована также на обобщающем уроке. Ученики в заключение урока могут исполнить песню в любом составе или сольно.

Сопрано - высокий женский голос с диапазоном: до-первой октавы до фа-ля третьей октавы. В западной традиции существует более "дробная" классификация. В частности, колоратурное сопрано подразделяют на 2 подтипа - драматическое и лирическое.

Альт - низкий женский голос в хоре.

В вокальной музыке существуют следующие разновидности женских голосов, отличающихся более низким звучанием:

Меццо-сопрано (итал. mezzo-soprano от mezzo - половина, середина и soprano - верхний) - женский певческий голос с рабочим диапазоном от Ля малой октавы - До третьей октавы. Некоторые роли, предназначенные для сопрано, часто исполняют меццо-сопрано.

Контральто (итал. contralto) - самый низкий женский певческий голос глубокого грудного бархатистого тембра. Рабочий диапазон: Фа малой октавы-Фа второй октавы. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей.

Мужские голоса:

Тенор, баритон, бас.

Тенор:

• тенор-альтино

• лирический тенор

• лирико-драматический тенор

• характерный тенор

• драматический тенор

высокий мужской певческий голос. Рабочий диапазон: до малой октавы -До-Ре второй октавы.

Тенор-альтино обладает звонкими высокими нотами, способный достигать ми-соль второй октавы. Звучит прозрачно, легко. Обычно этот голос не бывает особенно сильным.

Лирический тенор - мягкий по тембру, нежный, женственный.

Лирико-драматический тенор исполняет партии широкого диапазона как лирические, так и драматические. Однако по силе звука и драматизму уступает чисто драматическому голосу.

Характерный тенор - голос своеобразного тембра, предназначенный для исполнения небольших "специфических" партий, содержащих ряд островыразительных, "характерных" штрихов

Драматический тенор - крупный голос, имеющий большой динамический размах, призванный выражать самые сильные драматические ситуации.

Баритон (итал. barítono, от др. греч. - низко звучащий, от - тяжёлый и -тон) - мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором. Рабочий диапазон: ля большой октавы - ля первой октавы. Различают лирический баритон - более мягкий и подвижный, близкий к драматическому тенору, и драматический баритон - более мужественный и сильный, близкий к басу.

Квартет - музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.

По составу исполнителей различают вокальный и вокально-инструментальный ансамбли. Пение группой людей - определенно гораздо более сложный жанр, чем сольное пение, поскольку вокалисту необходимо обладать немалой подготовкой, опытом, уверенностью и развитым слухом, чтобы держать свою партию, и не сбиваться с нее на партию соседа.

Квартет этот вид ансамбля очень многообразен, поскольку может прекрасно существовать как в народном, так и в академическом или эстрадном жанре. Квартеты - особенно в академической музыке, имеют четкую голосовую структуру. Баритон хорошо сочетается с меццо-сопрано или даже альтом, а тенор красиво звучит с высоким сопрано. Когда музыкальное учреждение собирает квартет исполнителей то прежде всего идет подбор голосов, красиво подходящих друг другу, красиво сочетающихся по тембру, или как попросту говорится, чтобы голоса сливались.

А в школе создавать квартет или квинтет это - очень большой труд педагога. Недостаточно просто хорошо петь - важно иметь определенные характеристики голоса под определенное произведение.

Пять поющих человек это уже серьезно, таким коллективом непросто управлять даже в плане дисциплины, важно сохранять чувство локтя, чувство товарищества, дружелюбную атмосферу, поскольку от этого все зависит. Также в этом виде ансамбля важно оставаться яркой музыкальной индивидуальностью, а не превращаться в одну блеклую серую массу. Все равно быть собой, и показывать свой тембр голоса.

Чтобы у каждого поющего из квинтета была своя яркая вокальная партия, где вокалист может проявить себя на сто процентов.

Использованная литература

1. Худоев Гани Мухаммадович. Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). РИНЦ. Учёные записки (Алтайкая государственная академия культуры и искусств). Научный журнал. Стр. 50-57.

2. Худоев Г. М. (2020). Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), (2 (24)), 50-57.

3. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях бухарского шашмакома. Интернаука 4 (244), 32-35.

4. Худоев Гани Мухаммадович. Яккахон кушикчилик (Бухорча айтимлар асосида) / Укув кулланма. Тошкент: Фан нашириёти 1, - Б.126.

5. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро маданитида шахарсозлик анъаналари. Санъатшунослик ва мадаятшуносликнинг долзарб муаммолари: анъана ва ... стр. 104-108.

6. Худоев Гани Мухаммадович. Файзулла Тураевнинг «Бухоро муганнийлари» рисоласи хусусида. О'zDSMI. «О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тарихий меросида .56-61.

7. Худоев Гани Мухаммадович. Бухоро макомларининг узига хос ижро услублари. О'zDK. «Узбек миллий маком санъатининг тарихий вазарий асослари .113-119.

8. Худоев Гани Мухаммадович. Бастакор Улмас Расулов ёдига чизгилар. Узбекистон композиторлари ва бастакорлари уюшмаси. «Узбекистон музыка.. .131-135.

9. Худоев Гани Мухаммадович. Цивилизация бухарской культуры в контексте эволюции исторических эпох. Международный инженерный журнал исследований и разработок. IEJRD. Э .2-11.

10. Худоев Гани Мухаммадович. Бухара Шашмакоми ижрочилик анъаналари: тарих ва замонавийлик. «Узбекистон давлат санъат ва маданит институти хабарлари» журнали., 44-48.

11. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика санъати. Мозийдан садо журнали, 46-48.

12. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях макомов обучают Бухары. Культурология, филология, искусствоведение: Актуальные проблемы современности .17-28.

13. Худоев Гани Мухаммадович. Кухна Бухоро сарой мусикаси - маком ижрочилик анъаналари. Маданат чоррахалари / Перекрёсток культуры / Перекрёсток культуры электрон .4-9.

14. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусикасида созанда санъати. Узбекистан давлат санъат ва маданит институти хабарлари журнали., 28-32.

15. Худоев Гани Мухаммадович. Кух,на бухоро сарой мусикаси-маком ижрочилик анъаналари. Узбекистан давлат санъат ва маданият институти хабарлари журнали. 28-32.

16. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях макомов древней Бухары. Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы ... 17-28.

17. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро махаллий ахоли мусика маданияти санъатшунослар нигохида. O'zDSMI. «О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тариксий меросида... 230-236.

18. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика анъаналари. Классические музыкальные традиции Бухары. Узбекистан Республикаси Фанлар Академияси Санъатшунослик институты ...

19. Худоев Гани Мухаммадович. Бухара айтимлари хусусида. XXI аср -интеллектуальная салохият асри. Республика илмий-методик маколалар то ... 235-237.

20. Худоев Гани Мухаммадович. Заррага жо булган олам. Тафаккур журнали, 122-123.

21. Худоев Гани Мухаммадович. Бухарский макомларининг халкчил йуллари. O'zR FA San'atchunoslik instituti. «Узбекистан санъати дунё маданиятининг ... 269-273.

22. Худоев Гани Мухаммадович. Вглядываясь в культуру Древней Бухары. Журнал литературы и искусствознания 5 (8), 630-633.

23. Худоев Гани Мухаммадович. Мавриги хусусида илмий мулохазалар. Наука, образование и производство в обеспечении устойчивого развития ... 222226.

24. Худоев Гани Мухаммадович. Абу Наср Форобийнинг мусикий илмий карашлари. San'at yо'naHsЫarida yoshlarni ma'naviy-axloqiy tarbiyalash: izlanish, yechim va istiqbollar. Respublika ilmiy-amaliy konferensiya materiallari. 76-77.

25. Худоев Гани Мухаммадович. Улмас анъаналар йулида. Гулистон, 9.

26. Худоев Гани Мухаммадович. Мухаммасхон Матлаб ая. «Театр» журналы, 12-13.

27. Худоев Гани Мухаммадович. Миллий мусика - миллий мафкурамиз узаги. Boshlang'ich ta'limda innovatsion texnologiyalarni qo'llash istiqbollari ... 162 -163.

28. Худоев Гани Мухаммадович. Бухорои Шариф мусика мероси. журналы «Педагогик майорат», 54-56.

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 541 LMIü^ei

29. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика анъаналари замонавий талкинда. журналы «Бухоро давлат университети илмий обороти», 66-69.

30. Худоев Гани Мухаммадович. «Нозанин» намойиш этади. «Театр» журналы. 6 (6), 37-38.

31. Худоев Гани Мухаммадович. Бухарский шашмаком - культура современного спектакля. Международный научно-творческий форум «молодёж в науке и культуре XXI века . 82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.