Удивительный, оригинальный педагог, академик - Юнус
Раджаби
Гани Мухаммадович Худоев Государственный институт искусств и культуры Узбекистана
Аннотация: Статья о великим педагоге, творческого деятелья Юнуса Раджаби. Жаждущая душа вдохновенного музыканта и деятельного собирателя, обладателя тонкого художественного вкуса жадно впитывала жемчужины сокровищницы народного творчества. Творческая деятельность Юнуса Раджаби весьма плодотворна и тесно связана с различными сторонами нашей многогранной музыкальной культуры. Прежде всего - он признанный музыкант и певец. В его исполнении музыкальных произведений явственно прослеживаются манера и стиль исполнения упомянутых выше мастеров-классиков. Но прежде всего Юнус Раджаби был талантливым народным певцом, щедро одаренным природой прекрасным исполнительским даром, замечательными вокальными данными и изумительной способностью запоминать бесчисленное множество разнообразных пьес. О создании «Узбекской народной музыке» в пяти томах и «Шашмаком» в шести томах.
Ключевые слова: Юнус Раджаби, музыкант, оригинальный педагог, академик, народный артист, талантливый певец, виртуозный исполнитель.
Amazing, original teacher, academician - Yunus Rajabi
Gani Muhammadovich Khudoev Uzbekistan State Institute of Arts and Culture
Abstract: An article about the great teacher, creative worker Yunus Rajabi. The thirsty soul of an inspired musician and active collector, possessor of a fine artistic taste, greedily absorbed the pearls of the treasury of folk art. The creative activity of Yunus Rajabi is very fruitful and is closely connected with various parties our multifaceted musical culture. First of all, he is a recognized musician and singer. In his performance of musical works, the manner and style of performance of the above-mentioned classical masters are clearly traced. But above all, Yunus Rajabi was a talented folk singer, generously endowed by nature with an excellent performing gift, wonderful vocal abilities and an amazing ability to memorize countless different pieces. On the creation of "Uzbek folk music" in five volumes and "Shashmakom" in six volumes.
Keywords: Yunus Rajabi, musician, original teacher, academician, people's artist, talented singer, virtuoso performer.
Юнусу Раджаби пришлось целеустремленно подниматься по всем ступеням творчества, терпеливо и настойчиво преодолевая все трудности на этом тернистом пути. Юнус Раджаби родился в 1897 году, в Ташкенте, в махалле Чакар, в семье садовника. Отец его, Раджаб-ата, несмотря на трудную жизнь, был веселой, увлекающеися натурой. Будущий музыкант Юнус вместе с отцом часто бывал на различных сборищах в чайхане, на народных праздниках, вечеринках, свадьбах. Там он слышал пение талантливых певцов и приобщался к миру музыки. Вместе со своим старшим братом Риски Раджаби Юнус Раджаби и сам играл на дутаре и исполнял несложные песни. Впервые услышал и усвоил отрывки макомов, исполняемых в Ташкенте и Ферганской долине, Юнус Раджаби от андижанца Мирзы Касыма. Вскоре и сам он стал уверенно играть на дутаре и петь эти сложные музыкальные произведения. Его стали приглашать на вечеринки. Он мастерски извлекал из струн инструмента волшебные звуки мелодий «Ажам», «Эшвой», «Курд». Знаменитые певцы того времени, такие как Мулла Туйчи-Хафиз, Шорахим Шоумаров призаметили Юнусбая-ака, и вот уже целых четверть века, перебирая лады музыкального инструмента, он распространял чарующие звуки мелодий, изумляя слушателей виртуозным исполнением. Юнус Раджаби внимательно слушал и глубоко изучал крупные музыкальные произведения-макомы, исполнявшиеся такими его наставниками, как Мирза Касым-Хафиз, Мулла Туйчи-Хафиз, Шорахим-Хафиз. Таким образом, в начале ХХ века Юнус Раджаби уже сложился как зрелый музыкант и певец. Создался условия для расцвета творческой деятельности Юнуса Раджаби, открыла перед ним широкие перспективы. В 1919 году он поступил в только что открывшуюся в Ташкенте Народную консерваторию, где учился на отделении народной музыки. В это время он усердно изучал народные мелодии, обрабатывал и шлифовал их, обогащал их содержание и добавлял новые музыкальные части.
Жаждущая душа вдохновенного музыканта и деятельного собирателя, обладателя тонкого художественного вкуса жадно впитывала жемчужины сокровищницы народного творчества. Начиная с 30- х годов Юнус Раджаби стал записывать сохранившиеся в его памяти народные мелодии. Когда на повестку дня встал вопрос о необходимости напечатания сборника узбекских народных песен, у Юнуса Раджаби возник грандиозный замысел многотомного издания изумительно богатого музыкального наследия узбекского народа, для того чтобы сохранить во всей полноте и донести до будущих поколений это величайшее духовное богатство.
Юнус Раджаби внес свой достойный вклад в изданные в 1939 году два сборника «Узбекские народные песни», включив в них нотные записи народных мелодий и песен различных жанров. Творческая деятельность Юнуса Раджаби весьма плодотворна и тесно связана с различными сторонами нашей многогранной музыкальной культуры. Прежде всего - он признанный музыкант и певец. В его исполнении музыкальных про из ведений явственно прослеживаются манера и стиль исполнения упомянутых выше мастеров-классиков. Но его пение и игра это - не подражание, а, напротив -последовательное и творческое продолжение традиций, в нем проявил ась сильная привязанность к воспринятой от классиков манеры игры и пения. Юнуса Раджаби можно также назвать певцомювелиром, возродившим для новой жизни в мире музыки газели таких наших поэтов-классиков, как Ходжа Хафиз, Саккоки, Атои, Лутфи, Навои, Бабур, Физули, Агахи, Муким,и, Фуркат, Завки, благодаря ему их произведения широко распростравились среди народа и превратились в бесценные памятники искусства десятки таких песен из его репертуара, как «Ушшою>, «Талкини Баёт», «Баёт 1-11», «Кошки», «Гирья 111», «Чоргох 1», «Каландар 1», «Адойи 1-11», «Кучабоги 1-11», с высоким искусством исполнявшиеся певцом, принесли ему всенародное признание и известность. Обучая других музыкантов и певцов исполнению произведений узбекской музыки, особенно макомов, Юнус Раджаби также следовал исполнительской традиции мастеров, народные песни и мелодии разучивались им в своеобразной манере. Юнус Раджаби был не только заботливым и в то же время строгим взыскательным учителем, но и автором многочисленных оригинальных музыкальных творений. Его участие в создании ряда музыкальных драм явилось ценным вкладом в развитие музыкальной культуры. Наряду с музыкой для пьес им написаны песни таких видов, как ашула, ялла, а также танцевальная музыка. Но прежде всего Юнус Раджаби был талантливым народным певцом, щедро одаренным природой прекрасным исполнительским даром, замечательными вокальными данными и изумительной способностью запоминать бесчисленное множество разнообразных пьес. Эти качества были воспитаны в нем не на школьной скамье, а в народном университете, восприняты изустно от маститы х исполнителей. Только исключительным творцам, чутко реагирующим на изменения в судьбе и жизни народа, всем сердцем, воспринимающим его свободолюбие, неустрашимость, дается счастье и наслаждение своими песнями освежать, как просочившаяся родниковая вода, людские сердца! Таким был Юнус-ака. Вот почему все, что бы ни написал Юнус Раджаби, мгновенно становилось популярным, входи. В душу народа, и слушатели принимали его произведения за народные творения. А это свидетельствует о Глубокой народности написанных Юнусом Раджаби
произведений, и, следовательно, они заслужив. ают самой вьюокой оценки. Еще одна из бесценных заслуг Юнуса Раджаби - это его деятельность фольклориста.
Почти всю свою удивитекльно содержательную жизнь Юнус Раджаби посвятил развитию и дальнейшему расцвету узбекской музыкальной культуры. Он не ограничился лишь созданием оригинальных мелодий, ашула и других чарующих песен. Юнyc Раджаби собрал, систематизировал и записал бытующие в народной памяти в течение многих веков пленительные мелодии Шашмзкома, многие вокальные и инструментальные произведения, чтобы они не забылись и сохранились для будущих поколений. Раджаби - искусный художник, который упорно, не жалея сил и времени, разыскивал мелодии и песни, записывал их, а также любовно занимался их тщательной обработкой. Возвращая народу таким образом его же творения, он внес важный вклад в развитие музыкального искусства и науки. В результате научной деятельности Ю.Раджаби и были созданы «Узбекская народная музыка» в пяти томах и «Шашмаком» в шести томах. Эти книги послужат неисчерпаемой сокровищницей для дальнейшего развития нашей национальной музыкальной культуры. Юнус Раджаби организовал также профессиональный ансамбль макомистов и до конца своей жизни руководил им. Велики его заслуги в подготовке и воспитании десятков макомистов, обладающих прекрасными голосами, десятков мелодистов, сочиняющих чудные мелодии. Юнус Раджаби проводил большую и очень важную общественную работу.
Ему был и присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств республики (1938) и народного артиста Узбекистана (l953). Он был награжден I дважды Трудового Красного Знамени, дважды «3нака Почета», медалями и Почетными грамотами. Юнус Раджаби посвятил весь свой многогранный талант интересам народа и Родины. Благодаря своим крупным заслугам, завидному упорству в достижении поставленной цели и замечательным человеческим качествам он завоевал всеобщее признание и восхищение. Всегда его имя будет произноситься с глубочайшим уважением.
Использованная литература
1. Худоев Гани Мухаммадович. Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). РИНЦ. Учёные записки (Алтайкая государственная академия культуры и искусств). Научный журнал. Стр. 50-57.
2. Худоев Г. М. (2020). Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), (2 (24)), 50-57.
3. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях бухарского шашмакома. Интернаука 4 (244), 32-35.
4. Худоев Гани Мухаммадович. Яккахон кушикчилик (Бухорча айтимлар асосида) / Укув кулланма. Тошкент: Фан нашириёти 1, - Б.126.
5. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро маданитида шахарсозлик анъаналари. Санъатшунослик ва мадаятшуносликнинг долзарб муаммолари: анъана ва ... стр. 104-108.
6. Худоев Гани Мухаммадович. Файзулла Тураевнинг «Бухоро муганнийлари» рисоласи хусусида. О'zDSMI. «О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тарихий меросида .56-61.
7. Худоев Гани Мухаммадович. Бухоро макомларининг узига хос ижро услублари. О'zDK. «Узбек миллий маком санъатининг тарихий вазарий асослари .113-119.
8. Худоев Гани Мухаммадович. Бастакор Улмас Расулов ёдига чизгилар. Узбекистон композиторлари ва бастакорлари уюшмаси. «Узбекистон музыка.131-135.
9. Худоев Гани Мухаммадович. Цивилизация бухарской культуры в контексте эволюции исторических эпох. Международный инженерный журнал исследований и разработок. IEJRD. Э .2-11.
10. Худоев Гани Мухаммадович. Бухара Шашмакоми ижрочилик анъаналари: тарих ва замонавийлик. «Узбекистон давлат санъат ва маданит институти хабарлари» журнали., 44-48.
11. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика санъати. Мозийдан садо журнали, 46-48.
12. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях макомов обучают Бухары. Культурология, филология, искусствоведение: Актуальные проблемы современности .17-28.
13. Худоев Гани Мухаммадович. Кухна Бухоро сарой мусикаси - маком ижрочилик анъаналари. Маданат чоррахалари / Перекрёсток культуры / Перекрёсток культуры электрон .4-9.
14. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусикасида созанда санъати. Узбекистон давлат санъат ва маданит институти хабарлари журнали., 28-32.
15. Худоев Гани Мухаммадович. Кухна бухоро сарой мусикаси-маком ижрочилик анъаналари. Узбекистон давлат санъат ва маданият институти хабарлари журнали. 28-32.
16. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях макомов древней Бухары. Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы . 17-28.
17. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро махаллий ахоли мусика маданияти санъатшунослар нигохида. О'zDSMI. «О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тариксий меросида... 230-236.
18. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика анъаналари. Классические музыкальные традиции Бухары. Узбекистан Республикаси Фанлар Академияси Санъатшунослик институты ...
19. Худоев Гани Мухаммадович. Бухара айтимлари хусусида. XXI аср -интеллектуальная салохият асри. Республика илмий-методик маколалар то ... 235-237.
20. Худоев Гани Мухаммадович. Заррага жо булган олам. Тафаккур журнали, 122-123.
21. Худоев Гани Мухаммадович. Бухарский макомларининг халкчил йуллари. О^ FA San'atchunoslik instituti. «Узбекистон санъати дунё маданиятининг ... 269-273.
22. Худоев Гани Мухаммадович. Вглядываясь в культуру Древней Бухары. Журнал литературы и искусствознания 5 (8), 630-633.
23. Худоев Гани Мухаммадович. Мавриги хусусида илмий мулохазалар. Наука, образование и производство в обеспечении устойчивого развития ... 222226.
24. Худоев Гани Мухаммадович. Абу Наср Форобийнинг мусикий илмий карашлари. San'at yо'naHsЫarida yosЫarm ma'naviy-axloqiy 1агЫуа1аБЬ: 121ашБЬ, уееЫт уа istiqbo11ar. Respub1ika i1miy-ama1iy копГеге^уа materia11ari. 76-77.
25. Худоев Гани Мухаммадович. Улмас анъаналар йулида. Гули стон, 9.
26. Худоев Гани Мухаммадович. Мухаммасхон Матлаб ая. «Театр» журналы, 12-13.
27. Худоев Гани Мухаммадович. Миллий мусика - миллий мафкурамиз узаги. Boshlang'ich ta'limda innovatsion texnologiyalarni qo'llash istiqbollari ... 162 -163.
28. Худоев Гани Мухаммадович. Бухорои Шариф мусика мероси. журналы «Педагогик майорат», 54-56.
29. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика анъаналари замонавий талкинда. журналы «Бухоро давлат университети илмий обороти», 66-69.
30. Худоев Гани Мухаммадович. «Нозанин» намойиш этади. «Театр» журналы. 6 (6), 37-38.
31. Худоев Гани Мухаммадович. Бухарский шашмаком - культура современного спектакля. Международный научно-творческий форум «молодёж в науке и культуре XXI века ... 82-85.