Научная статья на тему 'Развитие творческого воображения участников детского вокально-инструментального ансамбля'

Развитие творческого воображения участников детского вокально-инструментального ансамбля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
ансамбль детский / развитие творческого воображения / вокально-инструментальный ансамбль / руководитель ансамбля

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гани Мухаммадович Худоев

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров у молодого поколения. Особенно стал ощутим разрыв между научно-техническим прогрессом и состоянием духовного развития, внутренней культурой молодёжи, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Стремительное развитие современного общества, обновление системы социальных ценностей и жизненных приоритетов вызывает необходимость постоянного совершенствования системы дополнительного образования, обновления его содержания, обогащения палитры форм и методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого воображения участников детского вокально-инструментального ансамбля»

Развитие творческого воображения участников детского вокально-инструментального ансамбля

Гани Мухаммадович Худоев Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров у молодого поколения. Особенно стал ощутим разрыв между научно-техническим прогрессом и состоянием духовного развития, внутренней культурой молодёжи, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Стремительное развитие современного общества, обновление системы социальных ценностей и жизненных приоритетов вызывает необходимость постоянного совершенствования системы дополнительного образования, обновления его содержания, обогащения палитры форм и методов обучения.

Ключевые слова: ансамбль детский, развитие творческого воображения, вокально-инструментальный ансамбль, руководитель ансамбля.

Development of the creative imagination of the participants of the children's vocal and instrumental ensemble

Gani Muhammadovich Khudoev Uzbekistan State Institute of Art and Culture

Abstract: One of the most urgent problems facing modern society is the threat of spiritual impoverishment of the individual, the danger of the loss of moral guidelines for the younger generation. The gap between scientific and technological progress and the state of spiritual development, the internal culture of young people, the level of their social and moral maturity has become especially noticeable. The rapid development of modern society, the renewal of the system of social values and life priorities makes it necessary to constantly improve the system of additional education, update its content, enrich the palette of forms and teaching methods.

Keywords: children's ensemble, development of creative imagination, vocal and instrumental ensemble, leader of the ensemble.

Ансамбль детский (франц. ensemble, буквально - вместе) - одна из форм художественной самодеятельности детей; группа детей школьного возраста,

представляющая единый художественный коллектив. Также, как и другие ансамбли, Ансамбль детский делятся на ансамбли песни и танца, вокальные, инструментальные, хореографические и др.

Дополнительное образование это - та сфера, где в условиях массовой школы ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Перед педагогами дополнительного образования стоит цель применения инновационных методов и приёмов в обучении. Проблемы использования компьютерных технологий и необходимость их исследования обусловлены группой внешних и внутренних факторов. К внешним факторам следует отнести общие тенденции развития общества и системы образования в целом; к внутренним - специфические особенности музыкального обучения и современной музыкальной практики.

Поставленная перед педагогами задача применения инновационных технологий в обучении, не совсем прозрачна для педагогов индивидуального обучения на музыкальном инструменте. Тем не менее, данная задача заставляет не только проанализировать свои методы и привычки в работе, но и позволяет идти в ногу со временем, не отставая от информационного уровня наших учеников, позволяет расширить спектр знаний и методов в обучении. Педагог становится на новую современную ступень педагогической деятельности, что позволяет быть конкурентно способным как самому педагогу, так и его ученикам. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Борис Владимирович Асафьев, музыковед, композитор, по существу всякое творческое изобретение есть комбинирование по-новому прежних данных. Для решения данной проблемы необходимо сопоставление формы и методов передачи знаний педагога - ученику. Педагогу необходимо адаптировать богатый накопленный опыт в музыкальной системе образования к критериям и интересам современного ученика. Подросткам свойственно чувство коллективизма, поэтому у них возникает желание выполнять что-либо в группе, в частности, музицировать в ансамбле. Вокально-инструментальный ансамбль - фактор, объединяющий интересы и стремления учащихся к современным тенденциям в музыкальной культуре. Бурное развитие новых информационных технологий, средств связи, обработки и передачи информации, их популяризация на радио и телевидении, послужили объективной причиной для роста популярности данного жанра музыкального коллективного творчества среди учащихся и молодёжи. Электромузыкальные инструменты широко используются не только в профессиональных музыкальных коллективах, но и получают всё более широкое распространение в

повседневном обиходе, как инструменты любительского музицирования. Ансамбль - музыкальный коллектив, деятельностью которого является творческий процесс вокально-инструментального исполнительства, организованный творческими целями и задачами.

Только при сформированности определённой цели руководитель Вокально-инструментального ансамбля может добиться результатов. Цель руководителя школьного Вокально-инструментального ансамбля - посредством обучения навыкам игры на электромузыкальных инструментах и использования разнообразных форм индивидуальной и коллективной творческой деятельности (оркестровой аранжировки и исполнительства, игры по слуху в ансамбле, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) сформировать и развить у учащегося широкий круг музыкальных способностей, пробудить творческую активность.

Работа с вокально-инструментальным ансамблем включает в себя несколько видов деятельности: образовательная, творческая, исполнительская, концертная. Занятия представляют собой цепочку одного связующего звена образовательной программы и являются наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы. Естественно, прежде чем ученик сможет играть в вокально-инструментальном ансамбле, он должен овладеть основными приемами игры на гитаре. В нашей школе индивидуальное обучение игре на классической гитаре является основополагающим для исполнения музыкальных произведений в ансамбле. Навыками коллективной игры могут успешно овладевать учащиеся, которые уже усвоили основные приемы игры на гитаре.

Первое с чего начинается работа ансамбля - это подбор участников художественного коллектива. Ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и по степени овладения музыкальным инструментом. При подборе участников ансамбля приходится тщательно продумывать партии, чтобы они соответствовали исполнительским возможностям учащихся.

Трудностью для руководителя ансамбля на первом этапе является тот факт, что педагог должен обладать не только навыками игры на электрогитаре, но владеть приёмами игры на ударной установке, уметь проводить вокальную работу с солистами групп. В нашей школе 3 педагога проводят вокальную работу с учащимися. Как правило, в ансамбль приглашаются дети, имеющие вокальные навыки, которые они получили на уроках сольфеджио, хора. Тем не менее, руководитель ансамбля должен иметь знания по вокальной технике развития. На

протяжении многих лет осуществляется обучение по классу фортепиано, что решает проблему владения синтезатором.

Ансамбль песни и танца состоит из 3 основных коллективов: хора, оркестра и танцевальной группы, работающих по единому плану и общей программе. Совместная работа хора, оркестра и танцевальной группы требует от участников ансамбль детский достаточно высокого музыкального развития. Систематическая работа в специальных группах - хоре, оркестре и детской танцевальной группе - является обязательным условием для дальнейшего творческого развития каждого ребёнка и всего коллектива. Обычно во время учебной работы участники хора и танцевальной группы делятся на возрастные группы: младшую (1 - 4-е классы), среднюю (5 - 8-е классы) и старшую (9 - 11-е классы). Оркестровый коллектив, помимо возрастных групп, делится ещё и на группы по степени подготовленности и по отдельным видам инструментов.

Использованная литература

1. Худоев Гани Мухаммадович. Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). РИНЦ. Учёные записки (Алтайкая государственная академия культуры и искусств). Научный журнал. Стр. 50-57.

2. Худоев Г. М. (2020). Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), (2 (24)), 50-57.

3. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях бухарского шашмакома. Интернаука 4 (244), 32-35.

4. Худоев Гани Мухаммадович. Яккахон кушикчилик (Бухорча айтимлар асосида) / Укув кулланма. Тошкент: Фан нашириёти 1, - Б.126.

5. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро маданитида шахарсозлик анъаналари. Санъатшунослик ва мадаятшуносликнинг долзарб муаммолари: анъана ва ... стр. 104-108.

6. Худоев Гани Мухаммадович. Файзулла Тураевнинг «Бухоро муганнийлари» рисоласи хусусида. О'zDSMI. «О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тарихий меросида .56-61.

7. Худоев Гани Мухаммадович. Бухоро макомларининг узига хос ижро услублари. О'zDK. «Узбек миллий маком санъатининг тарихий вазарий асослари .113-119.

8. Худоев Гани Мухаммадович. Бастакор Улмас Расулов ёдига чизгилар. Узбекистон композиторлари ва бастакорлари уюшмаси. «Узбекистон музыка.. .131-135.

9. Худоев Гани Мухаммадович. Цивилизация бухарской культуры в контексте эволюции исторических эпох. Международный инженерный журнал исследований и разработок. IEJRD. Э .2-11.

10. Худоев Гани Мухаммадович. Бухара Шашмакоми ижрочилик анъаналари: тарих ва замонавийлик. «Узбекистан давлат санъат ва маданит институти хабарлари» журнали., 44-48.

11. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика санъати. Мозийдан садо журнали, 46-48.

12. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях макомов обучают Бухары. Культурология, филология, искусствоведение: Актуальные проблемы современности .17-28.

13. Худоев Гани Мухаммадович. Кухна Бухоро сарой мусикаси - маком ижрочилик анъаналари. Маданат чоррахалари / Перекрёсток культуры / Перекрёсток культуры электрон .4-9.

14. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусикасида созанда санъати. Узбекистон давлат санъат ва маданит институти хабарлари журнали., 28-32.

15. Худоев Гани Мухаммадович. Кухна бухоро сарой мусикаси-маком ижрочилик анъаналари. Узбекистон давлат санъат ва маданият институти хабарлари журнали. 28-32.

16. Худоев Гани Мухаммадович. Об исполнительских традициях макомов древней Бухары. Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы . 17-28.

17. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро махаллий ахоли мусика маданияти санъатшунослар нигохида. O'zDSMI. «О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тариксий меросида. 230-236.

18. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика анъаналари. Классические музыкальные традиции Бухары. Узбекистон Республикаси Фанлар Академияси Санъатшунослик институты .

19. Худоев Гани Мухаммадович. Бухара айтимлари хусусида. XXI аср -интеллектуальная салохият асри. Республика илмий-методик маколалар то . 235-237.

20. Худоев Гани Мухаммадович. Заррага жо булган олам. Тафаккур журнали, 122-123.

21. Худоев Гани Мухаммадович. Бухарский макомларининг халкчил йуллари. O'zR FA San'atchunoslik instituti. «Узбекистон санъати дунё маданиятининг . 269-273.

22. Худоев Гани Мухаммадович. Вглядываясь в культуру Древней Бухары. Журнал литературы и искусствознания 5 (8), 630-633.

23. Худоев Гани Мухаммадович. Мавриги хусусида илмий мулохазалар. Наука, образование и производство в обеспечении устойчивого развития ... 222226.

24. Худоев Гани Мухаммадович. Абу Наср Форобийнинг мусикий илмий карашлари. San'at yо'naHsЫarida yosЫarm ma'naviy-axloqiy tarbiyalash: izlanish, yechim va istiqbollar. Respublika ilmiy-amaliy konferensiya materiallari. 76-77.

25. Худоев Гани Мухаммадович. Улмас анъаналар йулида. Гулистон, 9.

26. Худоев Гани Мухаммадович. Мухаммасхон Матлаб ая. «Театр» журналы, 12-13.

27. Худоев Гани Мухаммадович. Миллий мусика - миллий мафкурамиз узаги. Boshlang'ich ta'limda innovatsion texnologiyalami qo'llash istiqbollari ... 162163.

28. Худоев Гани Мухаммадович. Бухорои Шариф мусика мероси. журналы «Педагогик майорат», 54-56.

29. Худоев Гани Мухаммадович. Бухаро мумтоз мусика анъаналари замонавий талкинда. журналы «Бухоро давлат университети илмий обороти», 66-69.

30. Худоев Гани Мухаммадович. «Нозанин» намойиш этади. «Театр» журналы. 6 (6), 37-38.

31. Худоев Гани Мухаммадович. Бухарский шашмаком - культура современного спектакля. Международный научно-творческий форум «молодёж в науке и культуре XXI века ... 82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.