Научная статья на тему 'Продвижение высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг'

Продвижение высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE EDUCATION SERVICE MARKET / EXHIBITION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискорская С. Ю., Савельева М. В.

Актуальность темы связана с современными реалиями на рынке образовательных услуг, а именно с их разнообразием, вызывающим необходимость разъяснений по поводу видов, особенностей и качества услуг, оказываемых высшими учебными заведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION INSTITUTION PROGRESS AT THE EDUCATION SERVICE MARKET

The subject urgency is connected with modern realities at the education service market exactly with their variability, causing the necessity to interpret the sorts, peculiarities and quality of the services provided by higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Продвижение высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг»

Литература

1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бонда-ревская, С.В. Кульневич. - Ростов н/Д.: Учитель, 1999. - 560 с.

2. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности: психологические исследования / Б.С. Братусь. - М.: Знание. - 1985. - 64 с.

3. Игнатова, В.В. Духовно-творческое становление личности: моногр. / В.В. Игнатова. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2007. - 272 с.

4. Красноперова, Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Красноперова. - Красноярск, 2004. - 152 с.

5. Парошина, Р.А. Духовно-нравственное становление молодого человека как социально-педагогическая проблема / Р.А. Парошина // Будущее молодежи в Сибири: молодежная политика и образование. Исследования, опыт, рекомендации.- Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - Вып. № 1. - С. 312-330.

6. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопр. фил - 1989. -№ 4. - С. 89-95.

7. Тимофеева, С.В. Методологический потенциал этики / С.В. Тимофеева // РАЯАОЕЮМА. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2005. - № 16. - С. 96-108.

8. Тимофеева, С.В. Ориентирование студента на духовно-творческие ценности / С.В. Тимофеева, В.В. Игнатова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2008. - 132 с.

'--------♦------------

УДК 659 С. Ю. Пискорская, М.В. Савельева

ПРОДВИЖЕНИЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Актуальность темы связана с современными реалиями на рынке образовательных услуг, а именно с их разнообразием, вызывающим необходимость разъяснений по поводу видов, особенностей и качества услуг, оказываемых высшими учебными заведениями.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, выставочная деятельность.

S.Yu. Piskorskaya, M.V. Savelyeva HIGHER EDUCATION INSTITUTION PROGRESS AT THE EDUCATION SERVICE MARKET

The subject urgency is connected with modern realities at the education service market exactly with their variability, causing the necessity to interpret the sorts, peculiarities and quality of the services provided by higher education institutions.

Key words: the education service market, exhibition activity.

Во всем мире выставки, презентации и сопровождающие их мероприятия играют роль двигателя экономики, катализатора технического и коммерческого прогресса [1-2]. Не является исключением и сфера образования.

Участие в выставке - это комплексный инструмент, позволяющий образовательным учреждениям продвигать свои услуги, знакомиться с конкурентами, привлекать партнеров, оценить рынок и т.д. Каждая выставка является своеобразным срезом вполне конкретной рыночной ситуации, она дает возможность не только осуществлять поиск соответствующих рынков (выпускники школ, лицеев, колледжей), но и участвовать в выходе на эти рынки с помощью наиболее эффективных способов. Важным моментом здесь выступает то, что выставочная деятельность играет большую роль в формировании «правильного» восприятия образовательного учреждения и оказываемых им услуг.

В качестве структурных элементов выставки выделим:

1) цель, как идеальное представление о желаемых выставочных результатах, позволяющую прогнозировать действия устроителей выставки в отношении экспонентов и посетителей и определяющую характер связей и взаимодействия субъектов выставки;

2) мотивы, раскрывающие социально и личностно значимые побудительные причины осуществления выставочной деятельности (выявление и осознание ведущих мотивов экспонентов и посетителей - ключевое звено в уточнении характера взаимодействия устроителей и участников выставки; при этом принципиально важно формирование продуктивных мотивов, на основе которых определяются значимые цели и конкретные задачи);

3) средства - необходимый и достаточный инструментарий для осуществления выставочной деятельности;

4) трудовые операции (действия), обычно включающие:

- для устроителей выставки - рекламно-информационную кампанию, комплектование состава участников, формирование общей экспозиции, конкурсной и научно-практической программ, монтаж оборудования и т.д.;

- для экспонентов - отбор и подготовку экспонатов, организацию экспозиции и работы на стенде, рекламные и Реакции и т.д.;

- для посетителей - знакомство с достижениями коллег, обсуждение и экспресс-оценку экспонатов на стендах, участие в мероприятиях, поиск и подбор необходимых для будущей работы материалов и т.п.;

5) результат, находящийся и фокусе внимания общественности, представителей специализированных СМИ региональных и федеральных управленческих структур, а также оргкомитета и дирекции выставки;

6) оценка и корректировка результатов выставки (в официальном формате обычно проводится после ее завершения региональными отраслевыми управленческими структурами, оргкомитетом и дирекцией выставки, координаторами выставочных программ, отдельных крупных мероприятий, конкурсной комиссией и т.п.).

Значение выставок для экспонента (образовательного учреждения) определяется, прежде всего, возможностью:

1) непосредственной коммуникации с потенциальными потребителями и покупателями (выпускниками и их родителями), подрядчиками и субподрядчиками (предприятиями города и края), которые заинтересованы в получении информации и налаживании связей;

2) отслеживать рыночные тенденции и оценить позицию своего учреждения на рынке образовательных услуг;

3) «проинформировать о себе», представить факультеты, специальности, особенности обучения и

т.д.;

4) обменяться информацией со специалистами (в том числе, банковской сферы по поводу «образовательных» кредитов («Сбербанк России»));

5) почерпнуть рациональные идеи в поведении конкурентов (других образовательных учреждениях) и изучить их политику;

6) проанализировать отклики посетителей о качестве, ценах услуг образовательного учреждения и услуг его основных конкурентов;

7) провести широкомасштабные рекламные мероприятия по продвижению образовательных услуг экспонента с использованием самых разнообразных средств (макетов, буклетов, листовок, проспектов, видеороликов и т.п.).

Вводя понятие «образовательной выставки» Б.П. Черник [3] показал, что ее главная цель - «адекватное отражение реального состояния дел в образовании, создание благоприятных условий для взаимодействия субъектов образовательных систем и сферы производства, распределении, обмена, обращения и потребления ради обмена ценностями, произведенными в самих образовательных системах, а также промышленными, торговыми, сервисными и другими предприятиями и организациями с целью удовлетворения образовательных потребностей» [4].

В качестве основных компонентов образовательной выставки принято выделять:

- экспозиционный компонент - деятельность экспонентов и посетителей выставки на стендах;

- конкурсный компонент - деятельность в системе профессиональных и творческих конкурсов в выставочном пространстве;

- конгрессный компонент - деятельность в рамках научно-практической программы (конференции, семинары, мастер-классы, «круглые столы» и т.п.).

Каждый из этих компонентов имеет некоторую функциональную независимость в рамках целостной выставочной деятельности. Контекстуальное единство компонентов образовательной выставки обеспечивается общим характером выставочного процесса. В этом смысле образовательную выставку следует рассматривать как способ порождения новых идей, инициатив субъектов выставки и их совместной деятельности, а выставочный процесс - как реализацию этого способа. Представление о выставке, как о практике совместной деятельности, позволяет рассматривать выставочное пространство как пространство совместной деятельности.

Разработка и экспериментальное внедрение моделей образовательных выставок в практику выставочного движения приводит к необходимости формирования готовности работников образования адекватно воспринимать, анализировать и эффективно использовать ресурсы выставок, а также к формированию выставочной культуры в целом.

Исследования Б.П. Черника [3-4] показали, что теоретическое и эмпирическое осмысление проблемы формирования выставочной культуры работников образования (во многом зависящей от их собственного выставочного опыта) позволяет выявить следующие основные направления решения обозначенной проблемы:

1) обучение основам выставочной культуры в рамках системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров;

2) включение в учебные планы педагогических учебных заведений компонентов выставочной тематики;

3) исследование и апробация в городских центрах развития образования и научно-методических центрах, школах-лабораториях и т.п. основных подходов к комплексному внедрению в образовательные системы выставочных технологий;

4) создание условий, обеспечивающих эффективное вовлечение научно-педагогическое сообщество в выставочную деятельность;

5) самообразование по выставочной проблематике педагогических и управленческих кадров.

Остановимся подробнее на представленных направлениях.

1. Формирование и развитие выставочной культуры в рамках системы повышения квалификации работников образования представляет в настоящее время основное и самое массовое из обозначенных направлений в образовательных системах. В учебные программы курсов для специалистов по связям с общественностью, рекламе, социально-культурному сервису, управлению персоналом и т.д. в образовательных учреждениях (как ВПО, так и СПО) включаются «выставочные» темы: в виде целостных программ; при изучении вопросов, характеризующихся высокой степенью интеграции педагогических и управленческих знаний; в случае необходимости использования конкретных примеров педагогического и управленческого поиска, опыта, достижении и т.д.

Показательна в данном контексте организация работы с управленческими кадрами на кафедре управления Новосибирского государственного педагогического университета, где Б.П. Черником был разработан и внедрен курс «Образовательные выставки в структуре эффективного управления образованием». А также на кафедре управления Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, где слушатели имеют возможность познакомиться с вопросами эффективного участия в образовательных выставках, использования выставок, как средства актуализации и развития методической работы в школе, как средства изучения образовательных потребностей различных групп и слоев населения и т.п.

2. Возрастающее значение образовательных выставок для современного ВПО и СПО делает продуктивным преподавание основ выставочной культуры в педагогических учебных заведениях, особенно в аспекте пролонгированного эффекта: студент в будущем не только сам может принимать участие в выставках, но и формировать выставочную культуру учащихся, молодежи.

Включение в учебные планы обязательных компонентов и компонентов «по выбору» выставочной проблематики должно быть обусловлено целями образовательного процесса, характеристиками контингента студентов, спецификой окружающей социокультурной среды. Изменяющийся социальный заказ должен включать в перспективную модель образования современного преподавателя, знание им концептуальных и технологических аспектов образовательных выставок. Это становится принципиально важным в настоящее время еще и потому, что специальные знания теряют доминирующую функцию, ключевое значение приобретает развитие навыков коммуникаций и взаимодействия.

Анализ особенностей обозначенной работы в педагогических учебных заведениях Новосибирской области, проведенный Б.П. Черником [4], показал, что в настоящее время выставочная тематика в основном

присуща компоненту «по выбору» спецкурсам, спецсеминарам, курсовым и дипломным работам. Для сравнения: по данным зарубежных исследователей, в Германии 67% преподавателей высших специальных учебных заведений, и 36% из числа университетских кафедр маркетинга включают различные аспекты выставочной темы в свои учебные программы [4].

Включение основ выставочного дела в учебные программы специальностей демонстрирует не только возможность преподавателя полнее раскрыть содержание основного курса и разнообразить методические приемы, но и повысить заинтересованность студентов, в участии в образовательных выставках. Последнее подтвердилось, например, успешным опытом организации работы стендов гуманитарного факультета Сиб-ГАУ на «Красноярской ярмарке».

3. Экспериментальная работа красноярских образовательных учреждений, школ-лабораторий Новосибирска, Новосибирской области, Кустаная (Казахстан), ряда городских центров развития образования, органов управления образованием показывает свою продуктивность в исследовании и апробации основных подходов к комплексному внедрению выставочных технологий в образовательные системы, использованию выставочных ресурсов в процессах, протекающих в образовании.

Одним из достоинств подобной деятельности является вовлечение в исследование выставочного процесса в выставочную деятельность широкого круга работников образования - руководителей учебных заведений, административных органов управления образованием, преподавателей, педагогов-новаторов и т.д. Всех, чей интерес к образовательным выставкам обусловлен не только содействием выставок пониманию процессов обновления образования, но и способностью выставок непосредственно и активно влиять на эти трансформации.

4. Создание в образовательных системах федерального, регионального, муниципального и институционального уровней условий, обеспечивающих эффективное вовлечение в выставочную деятельность педагогических и управленческих кадров, следует рассматривать как одно из ключевых направлений формирования выставочной культуры.

Среди характерных условий отметим:

• атмосферу конкуренции образовательных учреждений и в связи с этим актуализацию инновационных образовательных технологий в официальной рекламно-информационной практике образовательных учреждений;

• сложившуюся систему подведения итогов выставок на советах факультета, специальности в образовательных учреждениях (ВПО, СПО и т.д.);

• поддержку выставочной деятельности, целенаправленную организацию внедрения выставочных технологий в образовательные системы органами управления образованием.

5. В настоящее время существует достаточно большое количество работ, так или иначе затрагивающих выставочную проблематику. Однако серьезные затруднения вызывает недостаток соответствующей научно-методической литературы (особенно ориентированной на индивидуальную работу преподавателя, декана и т.д.).

Как одно из направлений формирования выставочной культуры, самообразование может быть эффективным для представителей научно-педагогического сообщества в сочетании с их участием в выставках, взаимодействием с высококвалифицированными специалистами-выставочниками.

Реализация обозначенных возможностей хорошо согласуется с ориентацией студентов в их дальнейшей деятельностью по целому ряду современных специальностей (маркетинг, реклама и др.).

Подводя итог рассмотрению основных направлений формирования выставочной культуры, подчеркнем принципиальную важность интеграции различных форм обучения, посредством которых формируются знания, составляющие личный опыт субъекта выставки (устроителя, экспонента, посетителя), осваивается выставочная деятельность в ее конкретных проявлениях.

В заключение сформулируем следующие выводы:

1) выставочная деятельность стимулирует развитие инициатив, проектов, инновационных технологий в области образования;

2) образовательные выставки способствуют формированию и поддержанию имиджа образовательного учреждения, продвижению его образовательных услуг и одновременно формированию дополнительных компетенций студенческого и преподавательского сообщества, в них участвующего;

3) формирование выставочной деятельности является отражением мировой тенденции использования ресурсов выставок в развитии образования.

Литература

1. Сервисная деятельность в туризме и гостиничном бизнесе / А.А. Бутенко, О.С. Воронцова, С.В. Дементьева [и др.]. - Томск, 2004.

2. Гусев, Э.Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом / Э.Б. Гусев, В.А. Прокудин, А.Г. Сала-щенко. - М.: Дашков и К, 2005.

3. Черник, Б.П. Парадигма формирования выставочной культуры / Б.П. Черник // Философия образования. - 2003. - Вып.6. - С. 219.

4. Черник, Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках / Б.П. Черник. - Новосибирск, 2001.

'--------♦-----------

УДК 502+612 О.Н. Московченко, Л.А. Санина, А.К. Дашкова

ВЛИЯНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрено влияние климатических условий на адаптивные возможности и физические нагрузки студентов. Экспериментальный материал позволил авторам констатировать, что уровень физического состояния первокурсников различных вузов Красноярска коррелирует с расположением вуза в экологическом районе города.

Проблема имеет социальную значимость для субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: климатические условия, адаптация организма, параметры, физическое состояние, нагрузки, оздоровительные технологии.

O.N. Moskovchenko, L.A. Sanina, A.K. Dashkova CLIMATIC CONDITIONS INFLUENCE ON THE ADAPTIVE ABILITIES AND PHYSICAL LOADS ON THE STUDENTS

Climatic conditions influence on the adaptive abilities and physical loads on the students is considered in the article. The experimental material allowed the authors to establish that the level of the physical conditions of the first year students from different high schools in Krasnoyarsk interconnects with a high school location in the ecological district of the city. The problem has social value for the subjects of the educational process in the high educational institutions.

Key words: climatic conditions, organizm adaptation, parameters, physical condition, loads, sanitary technologies.

Введение. Организм человека адаптируется к разнообразным изменениям окружающей среды. Среди них можно выделить: адаптацию к природным условиям и воздействию на организм неблагоприятных антропогенных факторов; адаптацию к социальным условиям (межличностные отношения, деятельность человека, образ жизни, традиции, ритуалы и т.д.). Человеку приходится работать в неадекватных условиях, либо проводить в них значительную часть времени (командировка, отдых, спортивные соревнования и т.д.), что не может не сказываться на функциональном состоянии различных систем организма и его психической сфере.

Адаптация человека к природным условиям среды в различных климатогеографических зонах изучалась отечественными [1-2; 6; и др.] и зарубежными исследователями [12-13; и др.].

Географические и климатические условия предъявляют к здоровью людей повышенные требования, вызывая, в первую очередь, развитие сложных процессов адаптации. Особенно проблема климатической адаптации касается людей, получающих физические мышечные нагрузки [11].

23б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.