Научная статья на тему 'К проблеме использования образовательной выставки в системе управления развитием образования'

К проблеме использования образовательной выставки в системе управления развитием образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черник Б. П.

The article considers the actuality of the problem of administrative resources use of an educational exhibition in the system of management of regional system development of general education, peculiarities and conditions of management, orientated to consideration, mastering and use of the indicated resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of Employment of an Educational Exhibition in the System of Education Development Management

The article considers the actuality of the problem of administrative resources use of an educational exhibition in the system of management of regional system development of general education, peculiarities and conditions of management, orientated to consideration, mastering and use of the indicated resources.

Текст научной работы на тему «К проблеме использования образовательной выставки в системе управления развитием образования»

Б.П. Черник

К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Новосибирский государственный педагогический университет

Введение

Активное обращение в последнее время в педагогических исследованиях к категории «развитие образования» вызвало естественный интерес к исследованию управления развитием образовательных систем. Управление трактуется как создание условий д/м организации и реализации информационных, коммуникационных, мотивационных, диверсификационных, интеграционных, экспертных и иного характера продуктивных процессов, протекающих в образовательных системах. В настоящей работе образовательные выставки - новое явление в современных социально-экономических и информационно-коммуникативных условиях России - рассматриваются с позиций их ресурсных возможностей совершенствования управления функционированием и развитием региональных систем общего образования.

Понятие «выставка» здесь трактуется как особая коммерческая или некоммерческая форма деятельности, осуществляемая субъектами выставки (устроителями и участниками) и выражающаяся в целенаправленной организации коммуникаций, рекламно-информационных, договорно-правовых, инженерно-технических, финансово-экономических, хозяйственных работ и услуг в специально обустроенных местах в целях обмена ценностями между участниками - экспонентами и посетителями. Здесь экспонент (от латинского ехропеш - показывающий) - лицо или организация, выставляющие для обозрения (экспонирующие) какой-либо предмет, объект (экспонат) на выставке. Выставка называется [1] образовательной, если главная ее цель - адекватное отражение реального состояния дел (в том числе тенденций развития) в образовании, создание благоприятных условий для взаимодействия субъектов образовательных систем и сферы производства, распределения, обмена, обращения и потребления ради обмена ценностями, произведенными в самих образовательных системах, а также промышленными, торговыми, сервисными и другими предприятиями и организациями с целью удовлетворения образовательных потребностей, функционирования и развития образования (подробнее о социокультурном феномене образовательной выставки см.: [1-5]).

При этом, поскольку образовательные выставки априори связаны прежде всего с новшествами и нововведениями (своего рода «клеточками» управляемо-

го развития, целенаправленных изменений [б, с. 28]) в образовательных системах, в статье доминирует исследование управления их (систем) развитием, ориентированного на учет, освоение и использование управленческих ресурсов выставок, на сопряжение образовательной и выставочной практик.

Актуальность проблемы

Формирование современного образовательного пространства связано с появлением новых социальных институтов, приобретающих образовательные функции. Роль таких институтов только начинает изучаться. К ним относится образовательная выставка - нетрадиционный институт для российского образования, но активно входящий в него со своими задачами и функциями и играющий в формировании современного образовательного пространства свою особую роль.

Многоаспектное внимание в настоящее время к образовательной выставке, к исследованию особенностей коммуникаций в выставочном пространстве не только в круг}' специалистов-выставочноков, но и среди научно-педагогической общественности обусловлено прежде всего тем, что выставочный процесс -один из видов информационно-коммуникативных процессов, протекающих в системе социальной коммуникации. Поэтому роль образовательной выставки как вида социальной коммуникации становится особенно значимой в контексте понимания той огромной, по мнению Ю. Подгурецкого [7, с. II], «хотя все еще недооцененной, роли социальной коммуникации - роли общения, которую она играет в творческом воспитании и обучении общества».

В связи с этим особый смысл для развития отечественных образовательных выставок имеют не столько внутренние продуктивные процессы в рамках выставок, сколько общая тенденция поиска условий оптимального взаимодействия образовательных систем всех уровней - институционального, муниципального, регионального, федерального - в новых социально-экономических реалиях, адаптации образования к этим условиям.

Именно с необходимостью решения проблемы взаимодействия, профессионального общения прежде всего было связано возрождение в конце XX в. российских образовательных выставок как особого вида коммуникаций и практики взаимодействия в

системе социальной коммуникации, порождающих новые идеи, смыслы, цели, инициативы развития субъектов выставок и их совместной деятельности и, следовательно, развития продуктивных процессов, протекающих в образовательных системах. Такой подход явился смыслообразующим стержнем конструирования экспериментальных моделей образовательных выставок.

Кроме того, в сфере образования выставочные механизмы движения услуг и товаров приходят на смену системе планирования и снабжения. На образовательных выставках интенсивно проходит процесс выявления, фиксации и рефлексии потребностей и предложений на рынке образовательных услуг, что способствует более адекватной, чем при планировании сверху, адаптации научно-педагогического сообщества к запросам развития образования. Выставка, «высвечивая» потребности и предложения рынка, тем самым создает условия для актуализации и стимулирования процесса внедрения нововведений прежде всего на стадиях зарождения (осознания потребности и возможности продуктивных изменений и поиска адекватного новшества) и диффузии (тиражирования) нововведения, т.е. фактически выступает в качестве управленческого механизма развития образования. Не менее важно, что, опираясь на гибкий механизм нововведений, образовательные системы имеют возможность с помощью выставок активно перехватывать у рынка образовательных услуг инициативу в формировании спроса, создавая потребности в новых услугах через демонстрацию нового, о котором потенциальный потребитель не имел представления.

К началу XXI в. в полной мере проявилась глубокая зависимость модернизации системы российского образования от управления развитием образовательных систем институционального, муниципального, регионального уровней.

Управление социальными системами, по мнению академика H.H. Моисеева, должно быть направлено на поддержку желаемых тенденций развития и избегание тех или иных подводных камней. По отношению к образовательным системам сущность управления состоит прежде всего в создании условий для обеспечения интегративности систем, их целостности и стабильности, оптимального соотношения инерционных и инновационных явлений.

Как часть образовательной системы, управление образованием должно улавливать основные тенденции в образовании, адекватно отражать их в трансформациях структурной организации и технологии реализации управленческих функций, тем самым влиять на развитие системы, направляя естественные процессы ее саморазвития.

Однако такую роль и функцию не может выполнять управление, ориентированное на поддержание стабильного функционирования образования. Поэто-

му актуальной в теории и практике управления образованием стала проблема (и новое ее прочтение в контексте наличия рынка образовательных услуг) разработки и реализации концепции управления устойчивым развитием образовательных систем. В значительной мере в силу объективных трудностей решения этой проблемы «школьная реформа, - как отмечает академик И.В. Бестужев-Лада, - при всех заклинаниях о ее срочнейшей необходимости продолжает до сих пор оставаться скорее в виртуальном, нежели в реальном пространстве» [8].

Новая концепция управления региональным образованием с учетом потребностей и управленческих ресурсов рынка образовательных услуг может быть реализована только в случае создания соответствующих институциональных условий. Реалиями стали изменения инфраструктуры регионального образовательного пространства, возникновение новых типов образовательных учреждений. В рыночных условиях по-новому стали функционировать учебные заведения, ставшие экономическими субъектами, реальное применение в образовании нашли изучение и учет образовательных потребностей разных групп и слоев населения, широкое распространение получили образовательные выставки.

Вопрос о состоянии и перспективах развития управления региональными образовательными системами в России имеет принципиально важное значение для такого, пожалуй, ключевого направления модернизации российского образования, как демократизация системы образования, что предусматривает прежде всего децентрализацию и органическое соединение государственной и общественной форм управления, формирование целостной многоуровневой демократической системы управления с четко определенными функциями и правами каждого из уровней.

Анализ структуры, качества и динамики управленческих систем далеко выходит за их рамки, для него нельзя применять только управленческие параметры, характеристики, методики. И понять возникающие здесь проблемы можно лишь тогда, когда они рассматриваются не изолированно, а на фоне процессов современного развития образования, регионов, наконец, России в целом. Отличительные черты этого развития еще окончательно не сложились и требуют серьезного осмысления. Вместе с тем уже сегодня очевидно, что речь идет о радикальном изменении характера трансформаций и системы ценностей, критериев успеха и целевых ориентиров.

Характерным для ситуации в управлении развитием образовательных систем регионального уровня является «преодоление» традиционной концепции управления функционированием образования. Это осуществляется двумя путями: совершенствованием форм, методов и средств с учетом потребности развития в рамках данной концепции, с одной стороны, и

разработкой их альтернативных вариантов, в основе которых лежат возможности, которые предоставляют новые социально-экономические и информационнокоммуникативные условия, в рамках концепции управления устойчивым развитием - с другой.

Развитие и методическое совершенствование традиционной концепции содержится в трудах Л.Ф. Колесникова, В.Ю. Кричевского, Ю.А. Конаржевского, B.C. Лазарева, А.А. Орлова, П.И. Третьякова, Т.Н. Ша-мовой, K.M. Ушакова, П.В. Худоминского и др.

Вместе с тем не только активно разрабатываются направления, связанные с ее усовершенствованием, но и предпринимаются попытки обосновать формы, методы и средства управления развитием образования, которые ориентированы на использование возможностей современных социально-экономических и информационно-коммуникативных трансформаций общества.

Однако проблема перехода к управлению устойчивым развитием образовательных систем разных уровней в зависимости от их институциональных особенностей, ценностных ориентиров, социально-экономических и информационно-коммуникативных условий в настоящее время скорее может считаться поставленной, нежели решенной.

При этом следует отметить активный поиск в рамках интенсивного освоения ресурсов информации и феномена управления [9, с. 7] продуктивных форм управления информационными потоками, рожденных в недрах образовательных пространств, и, как следствие, неизменное внимание к выставкам, существенное использование их интеграционных возможностей в выявлении, экспертизе и продвижении педагогических и управленческих новшеств и нововведений.

Вместе с тем в России арсенал возможностей выставок как особого вида коммуникации недостаточно изучен как в концептуальном, так и технологическом планах. Здесь еще предстоит усвоить не только «букву», но и «дух» выставочной идеологии, осознать суть и ресурсы выставок, пройти свой собственный путь, используя зарубежный опыт и достижения, но имея в виду, что простое заимствование -опасная ошибка.

Поскольку образовательная выставка лишь становится необходимым компонентом деятельности учреждений образования, поскольку лишь сегодня можно говорить об этой трансформации (как о насущной задаче и начавшемся процессе) в массовом сознании научно-педагогического сообщества, то в современной науке на фоне растущей актуальности темы наблюдаются серьезные лакуны. Воспринимая выставку сначала только как своеобразное биз-нес-мероприятие, исследователи игнорировали проблемы (в том числе и чисто педагогические и управленческие) и несколько запоздали со стартом, хотя ясно, что выставки, включенные в осмысле-

ние проблем образования, сами приобретают педагогический статус.

Исследование условий, обеспечивающих совершенствование управления развитием региональных образовательных систем, и особенностей управления развитием активизировалось в связи с разработкой проблем перехода управления из режима поддержания стабильного функционирования в режим устойчивого развития.

Проблемы перехода к управлению развитием образовательных систем, а также теоретические положения новой концепции управления рассмотрены в работах Ю.С. Алферова, В.П. Борисенкова, И.В. Бестужева-Лады, Т.М. Давыденко, В.Ю. Кричевского, B.C. Лазарева, А.М. Моисеева, Г.И. Оглобли-ной, Г.И. Петровой, М.М. Поташника, Г.Н. Прозумен-товой, П.И. Третьякова, В.Н. Турченко, Т.И. Шамо-вой, Г.Ф. Шафранова-Куцева и др.

Сознавая бесспорную теоретическую ценность исследований, проведенных в этой области, отметим, что для развития новой концепции в управлении образованием необходимо решить противоречия между потребностью системы образования в развитии и рынком форм, методов и средств управления развитием образования, между осуществлением модернизации российского образования в новых социально-экономических и информационно-коммуникационных условиях и неэффективным использованием в этом процессе ресурсных возможностей нового явления - рынка образовательных услуг.

Разрешить возникшие противоречия можно только с позиций современной педагогической науки, определив их как проблему выбора адекватных новым социально-экономическим и информационнокоммуникативным условиям форм, методов, средств управления развитием, требующую теоретического и методологического исследования и технологической проработки.

Особенности управления региональным образованием, ориентированного на использование ресурсов образовательных выставок, с нашей точки зрения, характеризуются рядом существенных признаков:

во-первых, включением в перспективные и текущие планы управления развитием регионального образования вопросов выставочной тематики с учетом фактора восприятия выставок органами управления образованием в качестве специфического компонента образовательной инфраструктуры региона;

во-вторых, учетом органами управления образованием выставочного календаря российских образовательных выставок, целесообразности использования выставочного пространства для проведения мероприятий при составлении годового плана-графика приоритетных мероприятий;

в-третьих, включением результатов выставочного опыта в технологическое прогнозирование - как

в процесс выявления и диагностики назревающих проблем при наблюдаемых тенденциях в региональных образовательных системах (поисковое прогнозирование), в частности проблемных собственно управленческих ситуаций, так и в процесс поиска возможных путей решения проблем (нормативное прогнозирование);

в-четвертых, использованием результатов выставочной практики в организации процесса контроля органами управления региональным образованием различных видов деятельности субъектов образовательных систем и процессов, которое с учетом специфики значительной части экспонатов выставки выражается прежде всего в контроле за нововведениями (например, в регулировании инновационными процессами);

в-пятых, применением в практике управленческой деятельности выставочных средств, а именно -актуализации и стимулировании инновационного поиска, эмоционально-психологической поддержке управленческих инициатив, замыслов, проектов и нововведений, в известной мере обеспечиваемой прежде всего востребованностью на образовательных выставках инновационных идей и опыта, актуализацией на выставках рефлексии приобщения их участников к социально значимым инициативам, а также повышением профессиональной самооценки и профессионального статуса участников выставок;

в-шестых, разработкой и реализацией региональными органами управления образованием механизмов и методик управленческой поддержки выставочной деятельности.

Анализ обозначенных признаков позволяет сделать вывод, что в целом они связаны с институциональными характеристиками региональных систем образования, с региональными особенностями значимой внешней по отношению к выставкам социальной среды, а также с динамикой общих социокультурных трансформаций, происходящих в российском обществе.

Качество управления развитием региональной образовательной системы, ориентированного на учет, освоение и использование ресурсов выставок, существенным образом зависит от следующих условий:

1) уровня значимости (доминантности) региональной выставки в системе ценностей субъектов коммуникационных, информационных, экспертных, мотивационных, образовательных и иного характера процессов, протекающих в региональной образовательной системе;

2) уровня модальности региональной выставки -соотношения ресурсных возможностей выставки, используемых и невостребованных ее участниками;

3) степени согласованности (когерентности) влияния выставки с влиянием других факторов на образовательную систему региона;

4) уровня созидательного потенциала и экспансии региональной выставки в региональную образовательную систему;

5) степени сформированности в регионе научнопедагогического сообщества, ориентированного на широкомасштабное комплексное взаимодействие в рамках образовательных выставок;

6) уровня рефлексии региональных ресурсов (организационно-хозяйственных, финансовых, интеллектуальных и др.), необходимых для жизнеобеспечения, функционирования и развития выставочного движения, и характера их учета и использования;

7) принятия субъектами процессов, протекающих в образовательной системе региона, региональной образовательной выставки в качестве специфического компонента региональной образовательной инфраструктуры.

Оптимизация указанных условий, на наш взгляд, будет способствовать конструктивному влиянию выставок на управленческие процессы в образовательной системе региона, например, может продуктивно влиять на качество выполнения следующих функций управления на региональном уровне (см.: [1.0, с. 414-416]): мониторинг состояния и доминирующих тенденций образования, промежуточных итогов и конечных результатов инновационных процессов, анализ спроса на образовательные услуги и потребностей в образовании, стимулирование педагогической деятельности, формирование продуктивных мотивов инновационной работы, инициирование и активизация научно-методических исследований и внедрение их результатов в практику, создание условий, механизмов, организационных форм для становления и роста педагогического профессионализма и повышения квалификации руководителей, лоббирование интересов образования в органах власти, поиск новых организационно-хозяйственных механизмов, расширение диапазона источников финансирования, привлечение в образование инвестиционных ресурсов.

Здесь в качестве основных нами выделяются следующие управленческие ресурсы выставки:

1) знакомство с управленческими новшествами, нововведениями в различных образовательных системах;

2) экспертиза и коррекция собственных результатов в управлении;

3) обмен инновационными идеями и опытом относительно структуры и технологии процесса управления;

4) получение информации об актуальных, значимых для научно-педагогического сообщества аспектах функционирования и развития образования;

5) создание партнерских групп по разработке научно-методических проблем управления, по решению задач распространения и внедрения лучших образцов управленческого опыта;

6) обеспечение комфортных (психологических,

нравственных, социальных, инструментальных, информационных, физических (см. [6, с. 32-33]) выставочных условий, благоприятных для взаимодействия работников управленческой структуры;

7) демонстрация «образовательной панорамы» регионального, российского образования с конкретными «примерами» на стендах институализации управленческих инициатив, успешной адаптации учреждений образования к новым социально-экономическим условиям, реализации экономически выгодных и социально значимых инвестиционных проектов и т.п.;

8) присутствие в одном месте в одно время значительного числа связанных с проблемами образования специалистов общего, профессионального и дополнительного образования, академической науки, специализированных СМИ, промышленных предприятий, общественных организаций, издательств и т.п.;

9) фокусирование внимания представителей региональной и федеральной власти на наиболее перспективных педагогических и управленческих инициативах, проектах, на интересе к ним общественности и поддержке со стороны профессионального сообщества;

10) наличие «инновационного климата», специфической выставочной атмосферы, особого фона для выявления и конструктивного обсуждения инноваций.

Формирование выставочной культуры - условие совершенствования управления. Характер, масштабы и эффективность влияния образовательных выставок на качество управления развитием образования, безусловно, зависят и от выставочной культуры (см., напр., [1, 11]) работников образования, которая включает рефлексию базовых ориентиров и принципов организации выставок, ресурсов и механизмов развития выставочного движения, знание целей, функций, структуры, технологии и «продуктов» выставок, умение комплексно применять современный выставочный инструментарий в процессах проектирования и осуществления проектов эффективного участия в выставках, а также умение в потоке циркулирующей на выставке информации найти необходимые сведения, выделить требуемую информацию, интегрировать накопленные знания и адаптировать к решаемой проблеме.

В данном контексте следует подчеркнуть принципиальную значимость формирования и развития выставочной культуры, которая в настоящее время становится важным компонентом управленческой и педагогической культуры.

Основаниями конструирования основ формирования и развития выставочной культуры, с нашей точки зрения, являются: во-первых, уровень социального и профессионального опыта, степень сформированно-сти потребности в образовательных выставках и «выставочной оснащенности» участников процесса фор-

мирования и развития выставочной культуры; во-вторых, необходимость сочетания ценностно-смысловой и исполнительской составляющих выставочной культуры, обусловленного характеристиками контингента участников процесса формирования и развития выставочной культуры, а также региональной образовательной выставки и значимой внешней по отношению к ней социокультурной среды.

Основными направлениями формирования выставочной культуры можно считать обучение основам выставочной культуры в рамках системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, включение в учебные планы педагогических учебных заведений компонентов выставочной тематики, исследование и апробацию в городских центрах развития образования и научно-методических центрах, школах-лабораториях и т.п. основных подходов к комплексному внедрению в образовательные системы выставочных технологий, создание условий, обеспечивающих эффективное вовлечение научнопедагогического сообщества в выставочную деятельность, самообразование по выставочной проблематике педагогических и управленческих кадров, знакомство учащихся общеобразовательных школ с выставочным делом.

В процессе формирования и развития выставочной культуры весьма существенна интеграция различных форм обучения, посредством которых реально приобретаются отчуждаемые знания и формируются знания, составляющие личный опыт субъекта (устроителя, экспонента, посетителя) выставки, т.е. осваивается выставочная деятельность в ее конкретных проявлениях и связанные с нею знания.

Важным компонентом процесса формирования выставочной культуры в образовательных системах является также выставочная практика и рефлексия выставочного опыта: участие в выставочном процессе, анализ и оценка собственных результатов планирования, организации и осуществления участия в выставке, подведение итогов прошедшей выставки и корректировка планов на будущую выставку способны оказать существенное влияние на процесс формирования выставочной культуры, потребности в выставках.

Теоретическое и эмпирическое осмысление особенностей выставочной культуры позволяет сформулировать характерные признаки ее влияния на процесс повышения качества управления развитием образования:

1) порождение участниками выставки замыслов, инициатив, проектов управленческого характера;

2) формирование партнерской управленческой кооперации по разработке актуальных проблем управления образованием, внедрения значимых результатов в управленческую практику;

3) изменения в управлении, появившиеся в результате знакомства на выставке с управленческими нов-

шествами и нововведениями в различных образовательных системах, обмена инновационными идеями и опытом относительно технологии, методических приемов и т.д. процесса управления и последующей корректировки управленческой деятельности.

Вместо заключения

Актуализация в научно-педагогическом сообществе выставочной деятельности, сопряжение образовательной и выставочной практик, формирование и

развитие выставочной культуры педагогических и управленческих кадров способствует совершенствованию управления развитием современной региональной системы общего образования. Такое управление предполагает целенаправленную ориентацию на учет

и освоение результатов взаимодействия участников выставки в эмоционально смысловом поле совместной выставочной деятельности, на переход от директив к порождению и соорганизации инициатив.

Осуществление идеи использования ресурсных возможностей образовательной выставки для повышения эффективности управления развитием регионального образования требует не только конкретизации самих понятий, характеризующих такое управление в современных информационно-коммуникативных и социально-экономических условиях, не только выделения основной его характеристики -направлености на сопряжение образовательной и выставочной практик, но и разработки, обоснования и реализации модели выставки, адекватной настоящему социокультурному этапу.

Литература

1. Черник Б.П. Парадигма формирования выставочной культуры в системе общего образования // Филос. образования. 2003. № 6.

2. Черник Б.П. Выставка как фактор эффективного управления образовательными системами (региональный аспект) // Образование в Сибири. 2002. № 1 (9).

3. Черник Б.П. Модель образовательной выставки // Образование в Сибири. 2003. № 1 (10).

4. Черник Б.П. Выставка как предмет педагогического анализа // Педагогика. 1999. № 5.

5. Черник Б.П. Образовательные выставки как интегральный феномен. Новосибирск, 2001.

6. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М., 1989.

7. Подгурецкий Ю. Парадигмы современной социальной коммуникации. М., 2001.

8. Бестужев-Лада И.В. Идеальные представления о системе народного образования // Педагогика. 1998. № 6.

9. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учеб. пос. М., 1994.

10. Третьяков П.И,, Сидорина Т.В., Воронкова Н.А. и др. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика

/ Под ред. П.И. Третьякова. М., 2001,

11. Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках: Науч.-практ, пос, / Под ред. А.Д. Копытова. Новосибирск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.