УДК 371.125:37.013.75.001 ББКЧ424
ЭКСПЕРТИЗА ИННОВАЦИЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЫСТАВКАХ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Б. П. Черник
Одной из ключевых функций управления развитием регионального образования является организация условий для экспертизы педагогических и управленческих идей, проектов, инициатив, практических результатов. Образовательные выставки, априори имеющие дело с инновационной практикой, с большим количеством новых идей и опыта, актуализируют потребность в экспертизе для поддержки инноваций и развития инновационного движения, с одной стороны, и ограничения числа нововведения сомнительного качества в образовательных системах, с другой. В настоящей работе исследуются экспертные процедуры на образовательных выставках.
В дальнейшем выставкой мы будем называть [1, с. 123-124] особую коммерческую или некоммерческую форму деятельности, осуществляемую субъектами выставки (устроителями и участниками), и выражающуюся в целенаправленной организации коммуникаций, рекламно-информационных, договорно-правовых, инженерно-технических, финансово-экономических, хозяйственных работ и услуг в специально обустроенных местах в целях обмена ценностями между участниками - экспонентами и посетителями. Здесь экспонент (от латинского вхропепз - показывающий) - лицо или организация, выставляющие для обозрения (экспонирующие) какой-либо предмет, объект (экспонат) на выставке. В дальнейшем из соображений удобства термин «экспонент» используем чаще всего для обозначения лица, экспонирующего свои или чьи-то экспонаты.
Выставки как вид деятельности включают все ее структурные элементы:
• цель, дающую идеальное представление о желаемых выставочных результатах, позволяющую прогнозировать действия устроителей выставки в отношении экспонентов и посетителей и определяющую характер связей и взаимодействия субъектов выставки;
• мотивы, раскрывающие социально и личностно значимые побудительные причины осуществления выставочной деятельности субъектами выставки (выявление и осознание ведущих мотивов экспонентов и посетителей - ключевое звено в уточнении характера взаимодействия устроителей и участников
выставки, принципиально важно формирование продуктивных мотивов, на основе которых определяются значимые цели и конкретные задачи);
• средства - необходимый и достаточный инструментарий для осуществления выставочной деятельности;
• трудовые операции (действия), обычно включающие: для устроителей выставки - рекламно-информационную кампанию, комплектование состава участников, формирование общей экспозиции, конкурсной и конгрессной (научно-практической) программ, монтаж оборудования, хозяйственные работы и т. д.; для экспонентов - отбор и подготовка экспонатов, организация экспозиции и работы на стенде, реклама и Реакции и т. д.; для посетителей - знакомство с достижениями коллег, обсуждение и экспресс-оценку экспонатов на стендах, участие в мероприятиях конкурсной или конгрессной программах, поиск и подбор необходимых для будущей работы материалов и т. п.;
• результат, находящийся в фокусе внимания общественности, представителей специализированных СМИ, региональных и федеральных управленческих структур, а также субъектов, отраслевого совета, оргкомитета и дирекции выставки;
• оценка и корректировка результатов выставки в официальном формате обычно проводится после ее завершения региональными (федеральными) отраслевыми управленческими структурами, оргкомитетом и дирекцией выставки, координаторами выставочных программ, отдельных крупных мероприятий, конкурсной комиссией и т. п.
Выставочное пространство мы определим как специально обустроенное место, вместилище, где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляется (проводится) выставка, т. е. выставочное пространство включает не только стенды, экспозиции, экспонаты, презентационные залы, места для отдыха и т. п., но и различные факторы, условия, связи, взаимодействия субъектов выставки. Там, где это не вызовет недоразумений, из соображений удобства вместо «стенд в выставочном пространстве», «мастер-класс в выставочном пространстве» и т. п. условимся говорить «стенд на выставке», «мастер-класс на выставке».
Выставку назовем образовательной, если главная ее цель - адекватное отражение реального состояния дел в образовании, создание благоприятных условий для взаимодействия субъектов образовательных систем и сферы производства, распределения, обмена, обращения и потребления ради обмена ценностями, произведенными в самих образовательных системах, а также промышленными, торговыми, сервисными и др. предприятиями и организациями с целью удовлетворения образовательных потребностей, функционирования и развития образования.
В качестве основных компонентов образовательной выставки целесообразно, с нашей точки зрения, выделить следующие:
• экспозиционный - деятельность экспонентов и посетителей выставки на стендах;
• конкурсный - деятельность в системе профессиональных и творческих конкурсов в выставочном пространстве;
• конгрессный - деятельность в рамках научно-практической программы (конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы и т. п.).
Каждый из этих компонентов имеет некоторую функциональную независимость в рамках целостной выставочной деятельности. Контекстуальное единство компонентов образовательной выставки обеспечивается общим характером выставочного процесса. Указанные компоненты не равнозначны. Так, например, по критериям возможности официального сравнения педагогических и управленческих результатов доминируют конкурсы, критерии оперативности знакомства с достижениями коллег выделяют экспозиционный компонент, по критериям возможности конструктивного обсуждения концепций, проблем образования приоритетен конгрессный компонент. Модель образовательной выставки представляет собой единство экспозиционного, конкурсного и конгрессного компонентов выставки.
Об образовательной выставке как о предмете педагогического и управленческого анализа, о ее ресурсах в коммуникационных, информационнных, мотивационнных, инновационных, диверсификационных и иного характера продуктивных процессах, протекающих в образовательных системах, ее влиянии на формирование новой управленческой культуры см., например, [1; 2; 3;
4].
Актуальность вопросов выставочной экспертизы подтверждается данными нашего социологического обследования участников Международной выставки УЧСИБ-2001 [2, с. 154-156]: проверки правильности своих идей и разработок на выставке ожидали 24,4% респондентов, работающих в государственных учебных заведениях. При этом 23,9% опрошенных считают, что УЧСИБ реально стал для них выставкой-экспертизой. Заметим, что согласно опроса управленческого персонала, проведенного Н. П. Пищулиным и В. М. Ананишневым [5, с. 7-10] в рамках московских выставок «ОБРАЗОВАНИЕ И КАРЬЕРА» 58% управленцев часто обращаются к диагностике (экспертизе) образовательных проблем, позиций, ситуаций. Отметим также, что выставки, выполняя функцию экспертизы «продукции» образовательных систем и отбора лучших образцов, отчасти компенсируют общие организационные недостатки экспертной деятельности в образовании.
Уточним сначала лексическое значение понятия «экспертиза». Произошедшее от лат. ехретЫв (опытный), оно долгое время было абонировано целым рядом профессиональных областей (правовая, судебно-медицинская т. д. экспертиза). В настоящее время утвердилось расширенное толкование термина «экспертиза», оно включает вид аналитических работ, процесс исследования для получения оценки, а также сам результат. В таком толковании понятие «экспертиза» вошло в понятийный аппарат педагогики, сначала в научные исследования, затем в систему педагогической и управленческой практики.
Для предполагаемого нами анализа экспертизы инновационного опыта на образовательной выставке наиболее перспективным представляется определение экспертизы, предложенное В. А. Ясвиным [6], по мнению которого это метод оценки, ориентированный на компетентность и опыт специалиста-эксперта (здесь эксперт означает сведущее лицо, приглашаемое в трудных и спорных случаях), органично включающий его субъективное обусловленное профессиональной интуицией мнение. Иначе говоря, экспертиза является методом установления репрезентативно истинной оценки посредством теоретических рассуждений и с помощью эмпирического материала. То есть, в отличие от более «инструментальной» диагностики, предполагающей стремление к минимизации искажения объективности оценок путем методической нивелировки личности оценивающего, экспертиза подразумевает осмысление им всей совокупности разнообразных данных, полученных из различных источников.
Экспертиза как вид аналитических работ, отмечают Г. Н. Прозументова, С. Г. Баронене, И. Д. Проскуровская, Т. В. Стецюк [7, с. 139], соответствует инновационной практике, характеризующейся таким отношением «к имеющимся системам, принципам, подходам, когда они становятся не просто объектами изменения, но инструментами, средствами, обсуждая которые можно выстраивать значимые смысловые координаты собственной деятельности». Инспектирование - другой вид аналитических работ, выстроенный на представлении о функционирующих объектах и об адекватном воспроизведении уже созданных норм. Целью инспектирования является контроль за функционированием систем деятельности, экспертиза же связана с постановкой цели развития систем деятельности.
В отличие от инспектирования экспертиза, как подчеркивает Г. И. Петрова [8, с. 5], не имеет констатирующе-оценочного характера в соответствии с директивной нормой или представлениями экспертов, прерогативы накладывания запрета на реализацию представленных на экспертизу материалов. Экспертиза свидетельствует, что реализация сути этих материалов приведет к такому-то конкретному результату, в этом заключается ее цель. Предметом экспертизы является суть зафиксированного в представленных экспертам ма-
териалах, а не соответствие результатов, на которые ориентируются данные материалы, существующим нормам, установкам, ценностям. Например, для методики - зафиксированный в ней путь освоения знания, для образовательной концепции - процесс образовательной деятельности, для модели творческого объединения учащихся - процесс их взаимодействия в смысловом поле совместной деятельности, для стенда демонстрации опытов по оптике - процесс проведения целой серии оптических опытов на одной установке и т. д.
В разработанной нами модели образовательной выставки выставочная экспертиза может иметь как официальный статус, так и неофициальный. Официальная экспертиза на выставке проводится прежде всего в рамках различных профессиональных и творческих конкурсов. При этом необходимо иметь ввиду, что в выставочных конкурсных комиссиях для определения лауреатов конкурса осуществляются две взаимосвязанные процедуры: экспертиза и ранжирование по тем или иным основаниям и критериям объектов, получивших экспертную оценку. Официальная экспертиза на образовательной выставке проводится и по заявкам отдельных экспонентов, издателей, инвесторов и т. д. Во время проведения презентаций, мастер-классов, творческих мастерских и других подобных мероприятий, в процессе обсуждения экспонатов на стендах нередко проходит неофициальная экспертиза, впрочем, неофициальный характер не умаляет весомость и надежность оперативных оценок, а в случае специальной ее организации именно такая экспертиза часто проходит с наибольшим эффектом для экспонента, именно такая экспертиза способствует росту профессиональной компетентности участников выставки, когда ими понимаются и принимается цели и результаты экспертизы. Взяв за основу цели в качестве основных видов выставочной экспертизы можно выделить констатирующую, прогнозирующую, формирующе-развивающую.
Наконец, отметим, что возрастание потребностей в выставочной экспертизе стало для ученых и практиков серьезным побудительным мотивом в разработке параметров ее качества. Здесь базовыми параметрами мы считаем, во-первых, объективность - показатель независимости экспертных оценок от пристрастий, эмоционального состояния, выгоды и т. п. характеристик экспертов, во-вторых, надежность - свойство устойчивости, стабильности выполнения функций экспертизы в изменяющихся выставочных условиях и обстоятельствах проведения экспертных процедур, что позволяет поддерживать экспертизу на должном уровне, в-третьих, достоверность - показатель, устанавливающий степень соответствия экспертной оценки и истины.
По нашему мнению, экспертизе на образовательных выставках (официальной, прежде всего) присущи трудности, обусловленные спецификой,
во-первых, представления объектов на экспертизу, во-вторых, выставочных условий работы экспертов.
В качестве основных выделим следующие типы обозначенных трудностей:
• «трудности скоротечности» - необходимость осуществлять экспертные процедуры на выставке предельно оперативно, в экспресс-режиме (верхняя грань их продолжительности - четверо суток, в основном же экспертные процедуры, в частности, неофициальные проходят на один-два порядка быстрее);
• «эффект изоляции» - проявление результата «вырванности» объекта экспертизы из цельной структуры и технологии образовательного процесса, изолированности от естественных условий использования (применения);
• трудности комплектования группы экспертов, не только компетентных в педагогических и управленческих вопросах, но и хорошо знакомых со структурой и владеющих технологий процесса экспертной процедуры;
• «трудности объема экспертизы» - результат проявления тенденции роста потребностей в экспертизе на образовательных выставках и, как следствие, значительное количество и большое разнообразие «требующих» экспертизы экспонатов на стендах, педагогических и управленческих результатов в рамках различных конкурсов, мероприятий научно-практической программы;
• «трудности влияния» процесса и результатов экспертизы на качество работы образовательных систем.
Целесообразно, используя классификацию П. Б. Шошина [9], выделить следующие типы экспертных процедур на образовательных выставках:
• экспертиза с использованием одиночного эксперта;
• экспертиза с использованием группы экспертов без их взаимодействия между собой;
• групповая процедура с одноразовым очным взаимодействием экспертов;
• групповая процедура с многоразовым очным взаимодействием экспертов.
Заметим, что в официальной и неофициальной экспертизе на выставке применяются все приведенные типы экспертных процедур, при этом официальная экспертиза в основном использует третий и четвертый типы, неофициальная - первый и второй.
Механизмы выполнения экспертных процедур на выставке мы связываем с понятием образовательной среды - зоны взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательных материалов и субъектов образователь-
ных процессов [10, с. 91]. В локальной образовательной среде выставки в процессе выполнения экспонентами и посетителями своих «выставочных» задач образуются образовательные микросреды профессионального функционирования с направленным обучающим эффектом, в частности, микросреды с эффектом экспертизы. Они появляются в процессе конструктивного обсуждения, анализа, оценки экспонатов, в процессе официальной или неофициальной экспертной процедуры на выставочных стендах, на манежах для «рабочего показа» технологий внешкольной работы педагогов с детьми, творческих мастерских и т. д. Теоретически каждый экспонент, мастер-класс, презентация, профессиональный конкурс и т. п. могут организовать такую микросреду.
Масштабы, качество, результативность работы блока микросред с эффектом экспертизы устроители и участники выставки в состоянии прогнозировать, планировать, организовывать, анализировать и оценивать. Влияние на эти характеристики способно оказать, например, фокусирование внимания профессионального сообщества (через СМИ, Интернет и т. д.) на будущих выставочных экспонатах, «требующих» экспертизы с целью изучения перспектив их внедрения в практику или повышения их инвестиционной привлекательности. Не менее важно, здесь также масштабы, уровень и даже расписание мероприятий научно-практической программы выставки, дополнительно привлекающих в выставочный зал тысячи специалистов. Наконец, в этом контексте заслуживает внимания и выставочная культура субъектов образовательной выставки.
Обозначенные выше трудности выставочной экспертизы и недостаточно сформированная выставочная культура субъектов образовательных выставок могут способствовать появлению ошибок экспертов, приводящих к искажению экспертных оценок. Эти ошибки удобно классифицировать, используя подход Т. С. Кабаченко (см. [11, с. 340], а также [12, с. 410]), следующим образом:
• «ошибки центральной тенденции» - следствие установки на избежание крайних суждений или проявления низкой самооценки, проявляющееся в стремлении давать усредненную оценку;
• «ошибки великодушия» - результат проявления тенденции фиксировать внимание только на положительных качествах оцениваемого объекта;
• «гало эффект» - тенденциозность при оценке результатов, полученных определенными авторитетными лицами и профессиональными группами, в определенных учреждениях, внесших значительный вклад в развитие образовательных систем и процессов (то есть, фактически, оценивается не результат или экспонат, а реноме, потенциал, состояние дел учреждения и т. п.);
• «ошибки корреляции» - следствие оценки результата на основании работы с признаками фактически других результатов;
• «иллюзия контроля» - проявление игнорирования влияния маловероятных факторов на конечный результат;
• «упрощение задачи» - следствие работы лишь с частью критериев или их упрощения;
• «ошибки по аналогии или контрасту» со своими результатами, представлениями;
• ошибки за счет недостаточно серьезного отношения к процедуре экспертизы.
Минимизации искажения экспертных оценок в процессе официальной экспертизы на выставке, повышению надежности экспертных процедур и, как следствие, совершенствованию общей организации экспертной деятельности в образовании региона способствуют научно обоснованное комплектование экспертных групп и соответствующая схема организации процедуры экспертизы.
Комплектование экспертных групп включает: во-первых, определение оптимального количества экспертов, во-вторых, подбор надежных экспертов (профессионально и квалиметрически компетентных, с высокой самооценкой, заинтересованностью, объективностью и деловитостью), в-третьих, отсев лиц, «склонных» к искажению экспертных оценок.
Здесь объективность эксперта подразумевает, что он не делает сознательного смещения оценок в выгодную для себя сторону, деловитость обеспечивается его собранностью, умением мотивировать свои суждения, заинтересованность связана с возможностью использования результатов экспертизы, с ее целями, с загруженностью эксперта и т. п. Отметим, что оценка экспертом своей профессиональной компетенции существенно влияет на точность экспертной процедуры: надежность экспертизы выше для группы с высокой самооценкой [11, с. 339]. Самооценка может быть определена, например, с помощью опросного листа с перечнем качеств, необходимых для конкретной экспертизы, на которой кандидат в эксперты оценивает степень выраженности у него данного качества в настоящий момент по пятибалльной шкале. Обработка такого опросного листа заключается в вычислении среднего арифметического по всему списку качеств.
В заключение отметим, развитие выставочного движения позволяет надеяться на проведение в рамках образовательных выставок масштабной и надежной экспертизы педагогических и управленческих новшеств и нововведений.
В нашей модели образовательной выставки основным и наиболее результативным механизмом официальной экспертизы являются профессиональные и творческие конкурсы.
С развитием выставочного движения, как в России, так и за рубежом, конкурсные программы и системы наград стали существенным компонентом и обязательным атрибутом выставок. Так, лучшие экспоненты Первой Всероссийской выставки (Санкт-Петербург, 1829) были удостоены 51 золотой медали - 16 больших и 35 малых, 55 серебряных - 38 больших и 17 малых; кроме этого, было 82 «публичных похвалы» и 4 денежных премии [13].
Медаль выставок всегда подтверждала высокое качество товара и авторитет фирмы и поэтому ценилась дороже золота, из которого была сделана. Ее изображение помещалось на упаковку, этикетки, использовалось в рекламе. Присуждали медали специальные экспертные комиссии.
И сегодня, одна из ключевых составляющих влияния современной выставки на реалии образования - в том, что она с самого своего основания в рамках различных конкурсов (конкурсные программы УЧСИБ, например, в 2000-2002 гг. включали более 10 конкурсов) выполняет функцию экспертизы. Важно, что в ситуации, отражающей, по мнению В. П. Борисенкова [14], с одной стороны, движение к раскрепощению школы и учителя, к созданию атмосферы творческого поиска в учебных заведениях, с другой - несущей опасность снижения уровня знаний учащихся, утраты достаточно высоких стандартов обучения, выставочная экспресс-экспертиза часто расставляет точки над «г» также в оценке нововведений, которые без серьезной апробации и научных рекомендаций, на свой страх и риск начали осуществлять учреждения образования.
По результатам социологического обследования на УЧСИБ-2001 «проверки своих идей и разработок» ожидали на выставке всего 24,4% респондентов, а «сравнения своих результатов с достижениями коллег» - уже 39,5%. Эти данные, с нашей точки зрения, подтверждают общий факт большей востребованности конкурсов, конкурсной экспертизы, чем экспертизы иного характера, на образовательных выставках.
Литература
1. Черник Б. П. Выставка как фактор эффективного управления образовательными системами (региональный аспект) // Образование в Сибири, 2002, № 1(9).
2. Черник Б. П. Образовательные выставки как интегральный феномен. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001.
3. Черник Б. П. Выставка как предмет педагогического анализа // Педагогика, 1999, № 5.
4. Черник Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках: Научно-практическое пособие / Под ред. А. Д. Копытова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001.
5. Пищулин Н. П., Ананишнев В. М. Технологизация управления образованием // Школьные технологии, 2001, № 2.
6. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М.: Сентябрь, 2000.
7. Прозументова Г. Н., Баронене С. Г., Проскуровская И. Д., Сте-цюк Т. В. Положение об экспертизе образовательных учреждений и образовательных программ // Экспертиза инновационных процессов в образовании. Практика организации и опыт проведения экспертизы. Кн. II / Под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск, 1999.
8. Петрова Г. И. Экспертиза концепции общеобразовательной школы (Концепция развития Школы Совместной деятельности: изменение способа це-леобразования в педагогической практике) // Экспертиза инновационных процессов в образовании. Практика организации и опыт проведения экспертизы. Кн. II / Под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск, 1999.
9. Шошин П. Б. Метод экспертных оценок. - М., 1987.
10. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / Редактор-составитель Н. Б. Крылова. - М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1995.
11. Кабаченко Т. С. Психология управления: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
12. Современный словарь по педагогике / сост. Рапачевич Е. С. - Минск: «Современное слово», 2001.
13. Алексеев С. П., Никитин Ю. А. Промышленные выставки России: история и современность. - СПб.: ЛЕНЭКСПО, 1999.
14. Борисенков В. П. Школа России: прошлое и настоящее // Педагогика, 1993, № 4.