Удк 37 ББк H40
Елена Леонидовна Федотова,
доктор педагогических наук, профессор, Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1)
e-mail: elf.irk@mail.ru
Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса
Статья посвящена проблеме поиска путей совершенствования современного образования. Автором проведён анализ ведущих характеристик образовательного процесса, таких как масштабность, вовлеченность, динамичность, напряжённость, мобильность, интерактивность. Сделан акцент на методологических преимуществах компетентностного подхода к организации образования. Выделены заслуживающие внимания направления изучения как самого компетентностного подхода, так и его отдельных аспектов. Рассмотрена сущность компетентностно ориентированного образовательного процесса. Определено, что позитивные видоизменения в современном образовательном процессе напрямую связаны со способностью педагога к компетентной организации взаимодействия с учащимися. Показана ключевая роль продуктивного педагогического взаимодействия в обеспечении результативности образования.
На основании многолетнего изучения структуры и содержания исследуемого феномена автор приходит к заключению о том, что педагогическое взаимодействие как уникальный продуктогенный образовательный ресурс интенционально ориентировано на обеспечение продуктивности образовательного процесса. В качестве базового продукта такого рода взаимодействия на основе системного методологического анализа определено содействие личностному и профессиональному саморазвитию его основных субъектов - обучающихся и педагога. Применительно к контексту изучаемого вопроса детализировано положение автора о том, что содействие взаимосвязанному личностному росту взаимодействующих индивидов происходит при условии обеспечения позитивных изменений в характере взаимодействия педагога и обучающихся, в занимаемых субъектами позициях, а также в тех отношениях, которые связывают участников межличностных и деятельностных контактов в образовательном процессе.
Ключевые слова: образовательный процесс, образовательная ситуация, педагогическое взаимодействие, продуктивность педагогического взаимодействия, образовательный продукт, саморазвитие личности.
Elena Leonidovna Fedotova,
Doctor of Pedagogy, Professor, Irkutsk State University (1 Karl Marx St., Irkutsk, Russia, 664003) e-mail: elf.irk@mail.ru
productive interaction as a Basis of Modern Educational process
The article is devoted to the problem of finding ways of improvement of modern education. The author conducted an analysis of the leading characteristics of the educational process, such as scale, engagement, agility, strength, mobility, interactivity. The accent was made on the methodological advantages of the competence approach to education. The author selected noteworthy areas of study as the competence-based approach and its individual aspects. The article considers the nature of the competence educational approach. It is determined that a positive modification in the modern educational process is directly linked to the ability of the teacher to the competent organization of interaction with students. Shows the key role of productive pedagogical interaction in the effectiveness of education.
Based on the long-standing study of structure and content of the phenomenon being investigated the author comes to the conclusion about the fact that pedagogical interaction as the unique resource, providing the productivity of education, intentional focused on ensuring the efficiency of the educational process. As a basic product of such interaction on the basis of systematic methodological analysis identified the promotion of personal and professional self-development of its major stakeholders - students and teacher. In connection with to the context of the studied question is detailed the position of the author about the fact that the assistance to the interconnected personal increase of the interacting individuals occurs with the condition of guaranteeing the positive changes in the nature of the cooperation of teacher and students, in the positions occupied by subjects, and also in those relations, which connect participants in the interpersonal and activity contacts in the educational process.
Keywords: educational process, educational situation, pedagogical interaction, productivity pedagogical interaction, educational product, self-development.
© федотова E. л., 2015
35
Категория образовательного процесса -одна из ключевых в педагогической науке и учебно-воспитательной практике. Вопросы сущности образовательного процесса, возможностей его продуктивной реализации в современных условиях, специфики взаимоотношений его субъектов определяются, с одной стороны, образовательной политикой государства, отношением к институту образования со стороны общества и отдельно взятого индивида, а с другой стороны, напрямую зависят от конкретной образовательной ситуации.
Общее образовательного процесса заключается в том, что это широко социальный, пронизывающий все слои общества процесс. Особенное состоит в том, что он призван обеспечить непрерывное и поступательное развитие человека на протяжении всей его жизни. Единичное образовательного процесса проявляется в том, что он затрагивает практически каждого из нас, а от способа и уровня его реализации в конкретной образовательной организации во многом зависит качество получаемого обучающимися образования, спектр осваиваемых ими знаний, умений и навыков, а также степень освоения ими тех или иных общекультурных и профессиональных компетенций.
Образовательный процесс в современных условиях - это достаточно масштабный процесс, который по широте охвата населения, степени социальной и индивидуальной заинтересованности в нём и его результатах сопоставим с такими жизненно важными процессами, как экономические и политические процессы. Поэтому масштабность и вовлечённость могут быть рассмотрены в качестве ключевых характеристик современного образовательного процесса.
Современный образовательный процесс - весьма интенсивный. Ему свойственны быстрая смена образовательных парадигм, ведущих подходов, тенденциозность, острые внутренние противоречия и конфликты. Динамичность и напряженность - вот следующие две характеристики, отражающие, по нашему мнению, сущность образовательного процесса сегодня. Динамичность процессу образования придает непрекращающийся и быстро меняющий своё направление и глубину поток требований, социальных и личностных запросов к процессу образования и его непосредственным результатам, а также влияние на него общего темпорального напряжения современной жизни.
Переменчивость учебно-воспитательных ситуаций меж тем не противоречит их чёткой
«конъюнктурной привязанности», определяемой потребностями конкретной социальной группы и/или образовательной организации, что напрямую обусловливает такую характеристику современного образовательного процесса, как мобильность. Последняя отражает способность к быстрой, ситуативно ориентированной модификации способов применения образовательных подходов и технологий, а также к конкретизации конструктивно и содержательно разнообразных путей реализации названного процесса в зависимости от предложенных обстоятельств.
В основе глобальных изменений в образовательном процессе лежат и перемены, обусловленные дальнейшим развитием педагогической науки и связанной с этим сменой образовательных парадигм, с возникновением новых подходов к его организации, появлением и закреплением в общественной практике тех или иных теоретических и технологических приоритетов.
Несомненно то, что методологические преимущества в настоящее время отданы компетентностному подходу. Как всякий подход, способный, в силу своей теоретической оформленности и социальной востребованности, выступить в качестве методологической основы образовательного процесса, компетентностный подход предполагает переосмысление сущностных составляющих своего «предшественника», так называемого «традиционного» подхода и последующего теоретически обоснованного нового «прочтения» сути всех ведущих компонентов процесса образования: цели, содержания, форм и методов, образовательных технологий. Необходимыми становятся изменения в диагностическом инструментарии и критериях оценки полученных результатов.
Следует отметить, что в последние годы компетентностный подход не только активно внедряется в образовательную практику, но и продолжает исследоваться достаточно интенсивно. Наметился целый ряд заслуживающих внимания направлений изучения как самого компетентностного подхода в целом, так и его отдельных аспектов. Выделим те из них, которые, на наш взгляд, имеют наибольшее значение в плане рассматриваемой проблемы и отдаленную перспективу.
1. Формирование, уточнение и дальнейшее развитие терминологического аппарата компетентностного подхода.
2. Обоснование компетентностных моделей различных направлений общего и профессионального образования и их концептуальных принципов.
3. Разработка компетентностно ориентированных форм и методов обучения.
4. Изучение возможного и желаемого продукта компетентностно ориентированного обучения, особенностей компетенции как результата образования.
5. Рассмотрение компетентностного подхода в качестве универсального средства модернизации профессионального образования (прикладной аспект) и ряд других.
Сегодня можно констатировать исследовательскую активность относительно большинства из выделенных нами основных аспектов компетентностного подхода, что, вне всякого сомнения, свидетельствует о значимости, жизнеспособности и перспективности дальнейшей теоретической «проработки» и возможности практического использования компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании.
Таким образом, сегодня мы столкнулись с ситуацией, в которой внутренние, педагогически обусловленные изменения в образовательном процессе «счастливо совпали» со значительными внешними преобразованиями, что вызывает необходимость кардинального переосмысления сущности, движущих сил, механизмов, форм, технологий организации, ожидаемых и социально одобряемых результатов обучения и воспитания. Следовательно, новые требования, предъявляемые к процессу образования, порождают поиск и определение его актуальных приоритетов. Именно поэтому архиважным становится вопрос о сущности компетентностно ориентированного образовательного процесса применительно к конкретной социальной, в том числе образовательной ситуации.
Общепринято, что сущность - это «... смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе» [2]. Анализ понятия сущности рассматриваемого процесса показывает, что его основу составляет, наряду с тщательно подобранным содержанием, также и способ установления и поддержания контактов между участниками образовательного процесса. Сегодня, когда нет нужды объяснять необходимость смены образовательных парадигм и неизбежность отхода от авторитарной парадигмы обучения и воспитания в пользу парадигмы гуманистической, ориентированной на личность субъектов образовательного процесса, акцент стоит сделать именно на способах организации контактов между ними.
Как известно, образование - процесс двусторонний, следовательно, именно от способа организации тех или иных образова-
тельных контактов напрямую будет зависеть результат образовательного процесса. Если следовать логике переориентации образовательного процесса на гуманистические, антропоцентрированные начала, то на смену пресловутому воздействию педагога на обучающихся с неизбежностью приходит их обоюдозаинтересованное, широкомасштабное взаимодействие, межличностный или деятельностный контакт равных субъектов, направленный на достижение продуктивного для саморазвития личности результата. Поэтому среди форм реализации компетентностно ориентированного образовательного процесса в последнее время широкое распространение получили так называемые интерактивные формы обучения, в основе которых лежит диалог, непосредственное или опосредованное взаимодействие педагога и обучающихся. Интерактивность - вот одна из ведущих характеристик современного образовательного процесса, а интерактивное обучение - значимый способ его реализации.
Проведённое нами в этой связи изучение толкования термина «интерактивное обучение» и его основных параметров позволило прийти к заключению о том, что его суть определяется через понятие интерактивного педагогического взаимодействия. Последнее трактуется, в частности С. С. Кошелевым, как непосредственная целенаправленная межличностная коммуникация участников педагогического процесса [3, с. 21].
Коммуникативная составляющая интерактивного педагогического взаимодействия связана со способностью участников контакта, а именно педагога и обучающихся, «принимать роль другого», представлять, как их воспринимает партнёр по общению и согласно этому интерпретировать педагогическую ситуацию, конструировать собственные действия [6, с. 43].
Деятельностная составляющая интерактивного взаимодействия проявляется через категорию обмена как своеобразный «обмен деятельностями» между учителем и учениками (преподавателем и студентами) и характеризуется взаимообусловленностью деятельности одного из субъектов учебного процесса деятельностью другого [Там же].
Возникновение и укрепление взаимоотношений между партнёрами по взаимодействию происходит как в межличностном общении, так и в совместной деятельности педагога и обучающихся и проявляется благодаря феноменам взаимопонимания между сторонами контакта и взаимовлияния совместной
деятельности, сотрудничества, сотворчества и общения партнёров по интерактивному взаимодействию на индивидуальное развитие каждого из них. Взаимопонимание при этом выполняет ключевую роль в отправке, восприятии и понимании тех или иных сообщений. Как утверждает, в частности, А. В. Назар-чук, «... многообразие дифференцированных согласованных действий, которые востребованы современной сложной социальной организацией, зависит от того, насколько в ней гарантировано взаимопонимание» [4, с. 161]. Таким образом, роль взаимопонимания в развитии взаимоотношений между партнёрами, а, следовательно, в обеспечении продуктивности взаимодействия очевидна.
Специальное изучение феноменов и эффектов педагогического взаимодействия [6] позволило нам прийти к выводу о том, что взаимовлияние также может быть охарактеризовано не только как «дополнительный эффект взаимодействия» [1, с. 40], но и как показатель его продуктивности. Мы полагаем, что это обусловлено, наряду с прочим, также и тем, что взаимовлияние субъектов, которое определяется личным опытом жизнедеятельности каждого из них, служит значимым средством возбуждения интереса к партнёру по взаимодействию, стимулом для начала и продолжения контакта, а также выступает в качестве основы для трансформации и дальнейшего пополнения субъектом собственного жизненного опыта и ценностно-смысловых предпочтений [6]. Другими словами, мы приходим к выводу о том, что педагогическое взаимодействие как уникальный продуктопо-рождающий образовательный ресурс по своей природе интенционально ориентировано на обеспечение продуктивности образовательного процесса.
В этой связи заинтересованное обращение к феномену продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса, прояснение его сущности, явных и потенциальных возможностей представляется своевременным и значимым, прежде всего, при подготовке будущих педагогов.
Необходимо отметить, что реализуемые в настоящее время образовательные стандарты высшего образования чётко ориентированы на психолого-педагогическую подготовку таких педагогов, которые будут способны организовывать и реализовывать на практике ситуативно уместные формы образовательного взаимодействия, компетентно вступать в контакт с различными субъектами образовательного процесса, выстраивать с ними конструктивные отношения. Для совре-
менного педагога важно уметь видоизменять конкретные ситуации взаимодействия, регулировать направленность, насыщенность, результат, степень социальной и индивидуальной продуктивности тех или иных образовательных контактов. Следовательно, позитивные преобразования в современном образовательном процессе напрямую связаны со способностью педагога компетентно (со знанием дела) организовывать продуктивное взаимодействие с учащимися.
Продуктивность - актуализированная в современной образовательной ситуации характеристика процесса взаимодействия, которая приобретает в последние годы всё большее признание. Взаимодействие - важнейшее средство достижения цели обучения и воспитания и призвано иметь реально ощутимый личностно значимый результат, в качестве которого выступает тот или иной образовательный продукт. Последний сегодня трактуется достаточно широко и зачастую связывается с эффективностью того или иного процесса (производства). С учётом основных целей и приоритетов современного образования можно определить образовательный продукт как некое личностное приращение, усиливающее степень компетентности индивида в конкретной образовательной области, что в конечном итоге оказывает содействие его личностному (личностно-профессионально-му) саморазвитию в целом.
В этой связи наиболее актуальным становится вопрос: каким должно быть взаимодействие, способное обеспечить эффективную помощь саморазвитию личности?
Многолетнее научно-практическое исследование проблемы взаимодействия участников образовательного процесса и его влияния на саморазвитие личности, проводимое нами, начиная с 1995 года [5; 6; 7], позволяет прийти к выводу о том, что в качестве ведущих характеристик продуктивного в плане саморазвития личности взаимодействия педагога и обучающихся выступают: характер осуществляемого взаимодействия; позиции, занимаемые взаимодействующими субъектами; тип взаимоотношений, возникающих между ними в ходе и в результате реализации контактов.
На основе системного методологического анализа подходов к изучению проблемы педагогического взаимодействия в философии, социологии, психологии и педагогике, а также путём собственных научных изысканий и их апробации на практике нам удалось доказать, что содействие личностному росту участников взаимодействия происходит в том
случае, если обеспечиваются позитивные изменения:
- в характере взаимодействия педагога и обучающихся (его преимущественной направленности, содержании и мере развернутости контактов во времени и пространстве);
- в занимаемых субъектами взаимодействия позициях (от субъект-объектной позиции до «обращаемой» субъектности);
- в тех отношениях, которые связывают участников в процессе деятельностного или коммуникационного обмена информацией, действиями или эмоциями (от функционально-ролевых до ценностно-личностных отношений).
Исходя из этого, содействие личностному росту субъектов взаимодействия происходит за счёт:
- педагогического обеспечения позитивных перемен в самом процессе взаимодействия, перевода его смысловых приоритетов с деятельности и общения на личность контактирующих субъектов;
- поступательного видоизменения позиций участников контакта, а именно характера существующей между педагогом и обучающимся связи, степени проявлениями ими активности, инициативы и творчества;
- последовательного совершенствования связывающих субъектов взаимодействия отношений.
- Соответственно повышение общего уровня продуктивности педагогического взаимодействия достигается:
- обеспечением личностно ориентированной мотивации исследуемого процесса;
- смещением его смысловых акцентов в сторону интересов самой личности;
- организацией совместной деятельности и общения на основе потребностей и возможностей каждого из участников такого рода контактов.
Анализ представленных путей и условий повышения уровня продуктивности педагогического взаимодействия позволяет обосновать в качестве его основного продукта обеспечение осознанного и интенсивного личностного и личностно-профессионально-го саморазвития учащихся и педагога.
Вместе с тем, не абсолютизируя полученные результаты, мы придерживаемся точки зрения о том, что конкретный образовательный продукт, полученный в результате взаимодействия субъектов в условиях образовательного процесса, может отличать-
ся для каждого из них своими масштабами, степенью присвоения результатов совместной деятельности и общения, индивидуальной значимостью и определённым личным смыслом. Так, конкретным результатом образовательного взаимодействия для его отдельно взятых субъектов может быть новое знание, умение, навык, овладение новой компетенцией, иное отношение к той или иной образовательной ситуации, её содержанию, форме или её участникам, видоизмененные взаимоотношения, актуализированный внутренний потенциал личности, что с неизбежностью обусловливает перемены в индивидуальном саморазвитии контактирующих индивидов. Компетентно организованное взаимодействие может также, наряду с внутренними изменениями, привнести новшества и во внешнюю образовательную среду, позитивные перемены в которой, в свою очередь, вносят модификации в последующие ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Одновременно возникает и ряд вопросов, которые с неизбежностью порождаются анализом процесса образовательного взаимодействия с точки зрения его продуктивности. Что представляет собой авторство над тем или иным образовательным продуктом? Всегда ли тот или иной образовательный продукт полезен для саморазвития личности и как сделать его таковым? Каким образом обеспечить своеобразное «приращение» продуктивности? Кто возьмёт на себя смелость отслеживать продуктивность образовательного взаимодействия и степень такой продуктивности?
Видимо, настало время системной рефлексии по данному вопросу. Поиск индивидуальных траекторий продуцирования, гарантированного «прирастания» образовательного продукта - вот моменты, требующие своего прояснения.
Таким образом, становится очевидным, что изменения, касающиеся современного образовательного процесса, наряду с прочим, обусловлены и пониманием сущности и места в современном образовании такого основополагающего для личности и социума процесса, как педагогическое взаимодействие, а также необходимостью продолжения исследовательского поиска и дальнейшего научного обоснования предпосылок, факторов и способов обеспечения его продуктивности.
Список литературы
1. Барабанова З. П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимися // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 40-42.
2. Дебольский Н. Г Сущность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 18901907.
3. Кошелев С. С. Технология развития субъективности педагога в профессиональном обучении // Педагогическое образование и наука. 2005. № 4. С. 21-26.
4. Назарчук А. В. Идея коммуникации и новые философские понятия ХХ века // Вопр. философии. 2011. № 5. С. 157-165.
5. Федотова Е. Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия: монография. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1997. 114 с.
6. Федотова Е. Л. Феномен интерактивного обучения и основные параметры его продуктивности // Вестн. Восточно-Сиб. гос. акад. образования. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2010. Выпуск № 11. С. 42-46.
7. Федотова Е. Л. Педагогическое взаимодействие в контексте интерактивного обучения // Вестн. Восточно-Сиб. гос. акад. образования. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. Выпуск № 20. С. 45-48.
References
1. Barabanova Z. P. Organizatsiya obrazovatel'nogo vzaimodeistviya mezhdu pedagogom i uchashchi-misya // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2008. № 1. S. 40-42.
2. Debol'skii N. G. Sushchnost' // Entsiklopedicheskii slovar' Brokgauza i Efrona. SPb., 1890-1907.
3. Koshelev S. S. Tekhnologiya razvitiya sub"ektivnosti pedagoga v professional'nom obu-chenii // Ped-agogicheskoe obrazovanie i nauka. 2005. № 4. S. 21-26.
4. Nazarchuk A. V. Ideya kommunikatsii i novye filosofskie ponyatiya KhKh veka // Vopr. fi-losofii. 2011. № 5. S. 157-165.
5. Fedotova E. L. Teoretiko-metodologicheskie osnovy pedagogicheskogo vzaimodeistviya: monografi-ya. Irkutsk: Izd-vo Irkut. gos. ped. un-ta, 1997. 114 s.
6. Fedotova E. L. Fenomen interaktivnogo obucheniya i osnovnye parametry ego produktiv-nosti // Vestn. Vostochno-Sib. gos. akad. obrazovaniya. Irkutsk: Izd-vo IGU, 2010. Vypusk № 11. S. 42-46.
7. Fedotova E. L. Pedagogicheskoe vzaimodeistvie v kontekste interaktivnogo obucheniya // Vestn. Vostochno-Sib. gos. akad. obrazovaniya. Irkutsk: Izd-vo IGU, 2014. Vypusk № 20. S. 45-48.
Статья поступила в редакцию 28.11.2014