УДК 37.015.3
НИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЮГАЕВА, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация;
ИРИНА ЭДУАРДОВНА ЧУРИКОВА, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Реферат: раскрываются психологические основы взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса образовательной организации высшего образования, в частности, анализируются принципы и модели организации педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, а также условия, способствующие построению их совместной деятельности.
Педагогическое взаимодействие предполагает специфические цели, содержание и технологии в условиях образовательной организации независимо от ее ведомственной принадлежности. По нашему мнению, педагогическое взаимодействие - это систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий педагога, имеющих целью вызвать реакцию со стороны обучающегося, причем эта реакция влечет за собой, в свою очередь, реакцию воздействующего. Таким образом формируется специфическая форма общения, устанавливающаяся в ходе целостного педагогического процесса.
Ключевые слова: взаимодействие, педагогическое взаимодействие, принципы педагогического взаимодействия, формы, модели взаимодействия.
NINA ALEKSEEVNA TYUGAEVA, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation;
IRINA EDUARDOVNA HURIKOVA, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL BASES OF PEDAGOGICAL INTERACTION IN EDUCATIONAL PROCESS OF A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
Abstract: the psychological basis of interaction of subjects of educational process in educational organizations of higher education are considered. In particular, the principles and models of organization of pedagogical interaction of the teacher and the students, but also the conditions conducive to the construction of their joint activities. Pedagogical interaction involves specific objectives, content and technology in terms of educational organizations, irrespective of departmental affiliation. According to the authors, pedagogical interaction is a systematic, ongoing implementation of the communicative actions of the teacher aimed to elicit a reaction from the part of the learner, and this reaction causes in turn, the effects. Thus a specific form of communication, is installed in the course of a holistic educational process.
Keywords: interaction, pedagogical interaction, pedagogical principles of interaction, forms of interaction model.
Вопросы педагогического взаимодействия определяют сущность образовательного процесса. Необходимость организации продуктивного взаимодействия субъектов образования обусловлена анализом сложившейся ситуации в образовании, когда накоплен большой объем педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, понятий, законов гуманистической парадигмы, а также недостаточным использованием данных знаний в педагогическом процессе. В связи с этим актуализируется психологическое сопровождение педагогического взаимодействия, которое выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности обучающегося и совершенствующий личность педагога.
Проблема психологического влияния может быть успешно решена только в том случае, если рассматривать воздействие как процесс взаимодействия, при котором меняются обе стороны, а основным средством такого взаимодействия является общение с обучающимися при организации различных видов деятельности: в познании, труде, общении; его влияние проникает в ядро личностных отношений участников; оно пробуждает у обучающихся готовность быть, по словам В. А. Сухо-млинского, «воспитуемым» [2].
В образовательном процессе вуза вопросы отношений между педагогами и обучающимися являются основой динамичного развития субъектов и исследуются многими учеными. Педагогическое
© Тюгаева Н. А., Чурикова И. Э., 2017 © Tyugaeva N. A., Hurikova I. E., 2017
взаимодействие предполагает специфические цели, содержание и технологии в условиях образовательной организации. По мнению ученых, педагогическое взаимодействие - это систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий педагога, имеющих целью вызвать реакцию со стороны обучающегося, причем эта реакция влечет за собой, в свою очередь, реакцию воздействующего. Таким образом, в ходе целостного педагогического процесса формируется специфическая форма общения [1, 6].
Исследования показывают, что психологический анализ педагогического взаимодействия осуществляется по различным основаниям, в том числе с точки зрения его структурных характеристик. Те подходы, которые обоснованы учеными при рассмотрении структуры межличностного взаимодействия, применимы и к анализу педагогического взаимодействия. Так, на основе характера проявляемых психических процессов выделяют эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты педагогического взаимодействия. В зависимости от формы активности в структуре педагогического взаимодействия выделяют другие компоненты: совместную деятельность; систему отношений между субъектами педагогического процесса; педагогическое общение.
Одной из важнейших характеристик педагогического взаимодействия личности является уровень развития ее социально-психологической перцепции и рефлексии. Социально-психологическая перцепция - это процесс восприятия, осознания и переживания личностью отношений между людьми, с которыми она взаимодействует, а социально-психологическая рефлексия - процесс отражения личностью собственного Я, понимания, переживания своих отношений с другими людьми.
В процессе социально-психологической перцепции и рефлексии у взаимодействующих формируются личностная перцепция и рефлексия, то есть такие психические образования (качества личности), которые позволяют им понимать отношения между людьми, прогнозировать развитие собственных отношений с ними. Это положение находит теоретическое подтверждение в современной психологии: социометрический статус, уровень социально-психологического комфорта, наличие первого круга желаемого общения, мотивация межличностных отношений, социально-психологическая перцепция и рефлексия являются важнейшими характеристиками развития личности и находятся в неразрывной связи со всеми компонентами структуры личности.
Все изложенное относится и к педагогическому взаимодействию, но психологическая особенность здесь заключается в специфике влияния позиции
преподавателя на обучающихся. Она обусловлена тем, что педагогическое взаимодействие предполагает в отличие от нейтрального взаимодействия постановку образовательной цели. Виды (типы) педагогического взаимодействия, как и классификации его, многообразны, поскольку многообразны и основания классификаций. В психолого-педагогической литературе предлагаются различные основания классификаций взаимодействия и виды связей:
- по субъекту и объекту выделяют следующие виды связи: «личность - личность», «обучающийся - обучающийся», «обучающийся - преподаватель», «преподаватель - обучающийся», «преподаватель - преподаватель»; «коллектив - коллектив»;
- по способу воздействия: прямое (непосредственное), косвенное, параллельное взаимодействие: прямое как непосредственное воздействие друг на друга, когда между субъектами прямой контакт; косвенное же направлено на оказание влияния через что-то (предметы, действия, обмен информацией) либо через кого-то (опосредованно другими людьми референтной группой, референтным лицом, героями книг, фильмов и т. д.); параллельное воздействие (влияние через коллектив);
- по типу связи в процессе взаимодействия на равных (субъект-субъектные отношения), «руководство» (объектные отношения);
- в зависимости от содержания (предмета) взаимодействия выделяют духовный и практические планы взаимодействия. Духовное взаимодействие - это общение, представляющее собой обмен духовными ценностями, информацией. Практическое взаимодействие - результат обмена физическими, материальными ценностями, предметами;
- по степени регламентируемости связей субъекта и объекта принято разделять взаимодействие на формальное, характеризующееся жесткими связями между индивидами и относительной стабильностью во времени, и неформальное, основанное на личностном характере обучения при ярко выраженной эмоциональности [6, 7].
Таким образом, рассмотренные и другие типы (виды) психологического взаимодействия свидетельствуют о многогранности и многоаспектно-сти актуализируемого процесса. Учеными делались попытки выделить такой тип взаимодействия, который предполагает наиболее высокий уровень личностной активности взаимодействующих, богатство и разнообразие их взаимосвязей и отношений, широкий спектр мотивов, обеспечивающих творческую, продуктивную деятельность субъектов.
Исследователи, педагоги и психологи, учителя-новаторы и преподаватели вузов пришли к выводу о том, что наибольшая продуктивность взаимодей-
ствия достигается при условии организации совместной деятельности по типу диалогического общения, сотрудничества. Среди них особое место принадлежит общению (специфическая форма субъект -субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) [4, 5]. В связи с этим в настоящее время происходит преобразование сущностной основы взаимодействия преподавателей и обучающихся вуза при использовании активных и интерактивных методов обучения и воспитания. Обучающихся привлекают к обсуждению основных проблем образовательной организации и организации образовательного процесса. К ним внимательнее, чем раньше, прислушиваются при оценке качества работы преподавателя, куратора группы.
Не менее важным в характеристике содержания психологических основ педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса является определение его основных принципов. Формулируя принципы организации педагогического взаимодействия, А. Б. Орлов выделяет четыре принципа, ведущий из которых - принцип диа-логизации. Бесспорно, монологизированное педагогическое взаимодействие является неравноправным в плане обмена информацией, ролевого социального взаимодействия и межличностного взаимодействия преподавателя и студента. Второй принцип организации педагогического взаимодействия - принцип проблематизации, который ведет к изменению ролей и функций преподавателя и студента. Педагог должен не только воспитывать, преподавать, но и стимулировать студента к личностному росту, создавать условия для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач. Третий - принцип пер-сонализации включает во взаимодействие такие элементы личностного опыта (чувства, переживания, эмоции, соответствующие действия и поступки), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам. Четвертый - принцип индивидуализации - означает выявление и культивирование в каждом специфических элементов общей и специальной одаренности, построение такого содержания и методов обучения, воспитания, которые были бы адекватны возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям, способностям и склонностям обучающихся [3]. Перечисленные принципы не являются абсолютно новыми для психологической и педагогической теорий, а также для практики, тем не менее их реализация сталкивается с определенными трудностями.
Результаты проведенного нами теоретического исследования феномена педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза позволили сформулировать следующий алгоритм этого процесса.
1. Педагогическое взаимодействие имеет цель участия в нем преподавателя и обучающихся, которая может быть согласованной и несогласованной, осознанной и неосознанной, декларируемой и скрытой.
2. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие участниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе «преподаватель - обучающийся» встречается, как правило, не так часто.
3. Взаимодействие успешно развивается и оказывается эффективным при соответствующем педагогическом подходе к архитектонике и организации образовательного процесса. Этот подход предполагает: изучение и оценку общего состояния взаимодействия педагогов и обучающихся как системы, анализ их отношений как результата функционирования и развития системы, выявления внутренних и внешних противоречий, обозначение основных путей их разрешения; моделирование вариантов взаимодействия в логике «ситуаций развития» на различных этапах образовательного процесса (целеполагание, осуществление, оценивание); анализ и оценку результатов как на стороне обучающихся, так и на стороне педагогов.
4. Овладение таким подходом требует специальной психологической, нравственной и практической подготовки взаимодействующих, успешность которой определяется рядом требований: желанием педагогов и обучающихся самосовершенствоваться во взаимодействии друг с другом не только профессионально, но и личностно; установкой педагогического коллектива вуза на творческое, развивающее взаимодействие с обучающимися; целостной системой подготовки преподавателей и обучающихся к взаимодействию, включающей в себя совокупность интересов, мотивов, ожиданий; увеличением доли рефлексивных форм работы с целью овладения практикой взаимодействия.
Таким образом, знание психологических основ педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза убеждает в том, что совместная деятельность педагогов и обучающихся, их партнерские отношения создадут необходимые условия для развития психологических свойств личности, становления профессионала в едином ценностно-смысловом пространстве саморазвития и самореализации.
Список литературы
1. Богославец Л. Г., Майер А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ. СПб. : Детство-пресс, 2012. 176 с.
2. Кирилюк Л. Г. Коммуникация как способ конструирования знания. URL : http://charko.narod. ru/text/a lm2/kiriluk.html.
3. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики : учеб. пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
4. Тюгаева Н. А., Кашинцева И. Л. Педагогическое общение: понятие и формирование коммуникативных умений курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении иностранного языка : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2010. 111 с.
5. Тюгаева Н. А., Тюменева Н. П. Формирование коммуникативных способностей курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении русского языка и культуры речи : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2011. 125 с
6. Филиппова А. Р. Педагогические основы взаимодействия преподавателей и студентов в образовательном процессе // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 6.
7. Широкова Е. Ф., Шептенко П. А. Теоретико-психологические основы личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. URL : http://www.informika.ru/windows/magaz/pedagog/pedagog_11/tpo.html.
References
1. Bogoslavets G. L., Meyer A. A. The Organization of interaction of subjects in preschool. SPb. : Childhood-press, 2012.176 p.
2. Kirilyuk L. G. Communication as a way of constructing knowledge. URL : http://charko.narod. EN/text/a lm2/kiriluk.html.
3. Orlov A. B. Psychology of personality and human nature. Paradigms, projections, practice : textbook. Moscow : Publishing center Academy, 2002. 272 р.
4. Tyugaeva N. A., kashintseva L. I. Pedagogical communication: concept and development of communicative abilities of cadets and listeners of higher educational institutions FSIN of Russia with foreign language learning : monograph. Ryazan : Academy of the FPS of Russia, 2010. 111 р.
5. Tyugaeva N. A. Tyumeneva N. P. Formation of communicative abilities of cadets and listeners of higher educational institutions FSIN of Russia in studying Russian language and speech culture : monograph. Ryazan : Academy of the Federal penitentiary service of Russia, 2011. 125 р.
6. Filippov A. R. Pedagogical bases of interaction between teachers and students in the educational process // Koncept. 2013. Special issue no. 6.
7. Shirokova E. F., Shepenko P. A. Theoretical and psychological basis of personality-oriented pedagogical interaction. URL : http://www.informika.ru/windows/ magaz/pedagog/pedagog_11/tpo.html.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Тюгаева Нина Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация;
Чурикова Ирина Эдуардовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, е-тай: п35па@ rambler.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Тюгаева, Н. А. Психологические основы педагогического взаимодействия в образовательном процессе выснего учебного заведения / Н. А. Тюгаева, И. Э. Чурикова // Человек: преступление и наказание. -2017. - Т. 25(1-4), № 2. - С. 301-304.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Tyugaeva Nina A. - doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of higher school RF, professor, chair of legal psychology and pedagogy of the Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation;
Hurikova Irina E. - candidate of pedagogical Sciences, associate professor of social psychology and social work Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: ir35na @rambler.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Tyugaeva N. A., Hurikova I. E. Psihologicheskie os-novy pedagogicheskogo vzaimodejstvija v obrazovatel'-nom processe vuza [Psychological bases of pedagogical interaction in educational process of a higher educational establishment]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25, no. 2, pp. 301-304.