В настоящее время российское общество осознало необходимость новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, призванного в недалеком будущем осуществлять управление страной, поколения, имеющего активную гражданскую позицию, способного и готового принять на себя ответственность за судьбу страны. Эти подходы воплощены в ряде документов, в которых сформулированы цели и принципы государственной ювенальной политики, т. е. политики, направленной на всемерную охрану и защиту прав и интересов несовершеннолетних. Ювенальная политика современной России является частью государственной социальной политики. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одно из направлений государственной социальной политики - это обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. В этом видится органическая связь государственной семейной и ювенальной политики. Эти два направления государственной социальной политики, несмотря на их относительную самостоятельность, должны, как представляется, найти нормативное выражение либо в едином законе, либо в комплексе законов, взаимосвязанных и взаимозависимых. Однако анализ ряда правовых документов различного уровня свидетельствует об отсутствии в современном российском праве четкого представления о том, в каких правовых актах должны воплощаться различные направления государственной внутренней политики.
В ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [1] определены цели, принципы и основные направления государственной политики в отношении несовершеннолетних, т. е. государственной ювенальной политики. Целью ювенальной политики является разработка социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных условий для их всестороннего развития. Цель ювенальной политики можно представить как единство трех ее составляющих:
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции и федеральному законодательству традициями народов России, достижениями национальной и мировой культуры.
Государственная ювенальная политика Российской Федерации, как следует из ст. 5 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», основана на ряде принципов, в частности:
- соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
- демократический характер, гуманность, правовые начала, справедливость и гласность в деятельности субъектов ювенальной политики;
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
- ответственность должностных лиц и отдельных граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Существенное значение для дальнейшей разработки принципов государственной ювенальной политики в России имеют ключевые принципы «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, которые, как представляется, могут быть расценены одновременно как принципы государственной ювенальной политики. В число этих принципов входит: реализация основополагающего права каждого ребенка
жить и воспитываться в семье; защита прав каждого ребенка; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка.
Ювенальная политика представляет собой составную часть государственной молодежной и семейной политики, поскольку, во-первых, несовершеннолетние являются одной из социально-демографических страт молодежи как достаточно многочисленной группы населения любого государства; во-вторых, в любом государстве формирование личности несовершеннолетнего, как правило, начинается в семье. Так, молодежная политика направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека - лица в возрасте от 14 до 35 лет [2]. Различается, таким образом, практически лишь масштаб направленности государственной молодежной и ювенальной политики, определяемый возрастом лиц, в отношении которых она проводится, а также цели осуществления.
Что касается семейной политики, то она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи [3]. Бесспорно также, что государственная ювенальная политика самым тесным образом взаимосвязана также с государственной демографической политикой, поскольку жизнь несовершеннолетних оказывает влияние на развитие всех основных демографических процессов, происходящих в Российской Федерации: на рождаемость, на заключение и расторжение браков, на процесс миграции населения, на показатели смертности. Эта взаимосвязь государственной демографической и ювенальной политики нашла отражение в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 [4], а также в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы». Государственная ювенальная политика претворяется в жизнь через систему всех учреждений и организаций, чья деятельность направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних. Эта система впервые нашла свое закрепление на законодательном уровне в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [5].
Таким образом, государственная ювенальная политика находит свое внешнее выражение в двух видах разноплановых по значимости и по характеру действия правовых актов. В первую группу входят традиционные, как мы привыкли их воспринимать, (если можно так выразиться -«полноценные») нормативные правовые акты прямого действия, а именно, федеральные законы, т. е. нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой. С данной группой все ясно: это акты прямого действия, на них можно и нужно ссылаться, они поддаются и подлежат применению, обязательны к исполнению под страхом наступления юридической ответственности.
Далеко не так ясна юридическая природа других документов, в которых чаще всего и выражаются основные направления государственной политики в той или иной сфере. Такими документами являются Концепции, Основные направления, Национальные стратегии; к подобным документам можно причислить с известной долей условности также ежегодные Послания Президента РФ. Само по себе наличие таких документов, являющихся актами Президента РФ, полностью соответствует положениям, содержащимся в ч. 3 ст. 80 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Если исходить из того, что все названные документы, кроме Посланий, утверждаются указами Президента РФ, то можно прийти к выводу, что с момента такого утверждения они становятся нормативными правовыми актами. Однако если согласиться с тем, что в подобных документах содержатся нормы права, а потому их также следует относить к числу нормативных правовых актов, то приходится констатировать, что в них скорее содержатся нормы-принципы, чем конкретные правовые нормы, способные быть реализованными. В то же время, как отмечалось выше, немало норм-принципов содержится в федеральных законах,
которым должны соответствовать подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня, а также законы и акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Однако никому не приходит в голову требовать, чтобы нормативные правовые акты любого уровня соответствовали положениям Концепций, Стратегий и подобных им документов. Следовательно, пока содержащиеся в них идеи не найдут конкретного воплощения в действующем законодательстве, обеспечить их реализацию невозможно ни теоретически, ни практически. Поэтому в подобного рода документах должны содержаться механизмы их реализации через конкретные законы и иные нормативные правовые акты. Примером может служить «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в которой в качестве первоочередных мер предусматривается ряд направлений по созданию или совершенствованию правовых механизмов, с помощью которых она будет практически воплощена в жизнь. В частности, такой мерой является разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики. Предусматривается также новый этап реформирования законодательства об опеке и попечительстве, изменение правового статуса Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав, уточнение и упорядочение содержащихся в СК РФ и в других федеральных законах некоторых понятий, касающихся детей. Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях к докладу о принятии РФ мер по закреплению признанных в Конвенции ООН о правах ребенка прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, рекомендует государству-участнику предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса. Это также нашло отражение в Национальной стратегии в виде такого основного направления ее реализации, как создание дружественного к детям правосудия.
Однако какими бы благородными идеями ни были насыщены подобные документы, все же возникают сомнения в их оправданности. Основные направления государственной внутренней и внешней политики могли бы быть воплощены непосредственно в федеральных законах, тем более, что Президент РФ обладает законодательной инициативой и вправе внести на рассмотрение Федерального собрания любой законопроект, в котором содержались бы не только конкретные правовые средства его реализации, но и гарантии его исполнения и ответственность за нарушение.
Литература
1. Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
2. Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-I «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
3. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.
4. Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.
5. Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.