Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы во взаимодействии молодежного законодательства и ювенального права'

Тенденции и проблемы во взаимодействии молодежного законодательства и ювенального права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО И СИСТЕМА / МОЛОДЕЖЬ / РЕБЕНОК / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГМП И ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куркова Дарья Валерьевна

В статье анализируются тенденции и проблемы во взаимодействии молодежного законодательства и ювенального права. На сегодняшний день данная тема актуальна и имеет обоснование в изучении и исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы во взаимодействии молодежного законодательства и ювенального права»

Тенденции и проблемы во взаимодействии молодежного законодательства и ювенального права Куркова Д. В.

Куркова Дарья Валерьевна / Kurkova Darja Valer'evna - магистрант, кафедра социологии и работы с молодежью, факультет философии и социологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в статье анализируются тенденции и проблемы во взаимодействии молодежного законодательства и ювенального права. На сегодняшний день данная тема актуальна и имеет обоснование в изучении и исследовании.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, ювенальное право и система, молодежь, ребенок, взаимодействие ГМП и ювенального права.

На сегодняшний день в России сложилась ситуация, когда общество и государство, наконец - то начали осознавать важность молодого поколения и необходимость новых подходов к его воспитанию. Поэтому ему стало уделяться достаточное внимание и создаются новые или реконструируются старые стандарты в отношении молодого поколения.

Ювенальная юстиция в своем объекте и деятельности пересекается с государственной молодежной политикой в одном из самых важных возрастных периодов социализации личности от 14 до 18 лет, когда происходит реальное взросление и освоение ключевых социальных ролей для будущей взрослой жизни. Но на данный момент две отрасли, цель у которых, собственно, одна, проявляют не взаимодействие, а наоборот разрозненность. И это серьезное противоречие. В чем это проявляется?

Если основным документом, в соответствие с которым нам предстоит реализовывать ГМП, являются Основы государственной молодежной политики в РФ до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ, то ювенальное право опирается в своем развитии на федеральные законы.

Если организационная структура госмолодежной политики сужена до образовательной системы, а в регионах разрозненна и ведомственно разобщена и функционально маломощна, то субъекты ювенального права организационно определены, имеют четко определенные правом функциональные обязанности и права. Складывающаяся тенденция может привести к очень негативным результатам.

Если рассматривать законодательную базу в отношении молодого поколения, то можно заметить отсутствие четких формулировок, что в следствии приведет и приводит к произволу органов социальных служб. Предлагаемые в данный момент поправки к законам или проекты законов, ориентированы на западный опыт, модели которых нельзя назвать крайне благополучными. Ратифицировав некоторые международные законодательные акты, которые, в некоторой, степени противоречат российскому законодательству, мы вводим их в действие тем самым.

В соответствии с Конституцией РФ ст. 7 «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из направлений государственной социальной политики является обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Исходя из этого положения, ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики российского государства, особый вид социальной деятельности, урегулированной нормами международного и национального права, направленной на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних [1].

Ювенальная система представляет собой составную часть государственной молодежной и семейной политики: во-первых, несовершеннолетние составляют часть

социально-демографической группы молодежи; во-вторых, формирование личности несовершеннолетнего, как правило, начинается в семье.

Так, молодежная политика направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека - лица в возрасте от 14 до 30 лет. В свою очередь, ювенальная политика направлена на защиту ребенка - лица в возрасте до 18 лет.

Кроме того, основная цель молодежной политики - содействие более полному включению молодежи в социально- экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитию молодежных объединений, движений и инициатив, в то время как целью государственной ювенальной политики является содействие реализации и укреплению гарантий прав ребенка.

Различается практически лишь масштаб направленности этих двух направлений государственной социальной политики, определяемый возрастом лиц, в отношении которых проводится политика, а также цели и задачи осуществления.

Что касается семейной политики, то она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Таким образом, семейная политика направлена на защиту прав ребенка в семье и не охватывает важные интересы ребенка в других сферах жизнедеятельности (например, образовательной, трудовой) [3].

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761, которая представляется как принципы реализации ГМП, так и ювенальной системы. В число данных принципов входит:

реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье; защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка [2].

У сторонников ювенальной системы ее суть должна проявляться не в разграничении ребенка и родителей, и появлении между ними государства, а наоборот, чтобы взаимоотношения ребенка и родителей становились ближе, роднее и государство должно этому помогать. Государственная молодежная политика же, в свою очередь, придерживается данного ориентира.

Литература

1. Ювенальное право: учебник для вузов /под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. -ЗАО Юстицинформ. - М., 2005.

2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы,

утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902349880 (дата обращения:

12.05.2015) .

3. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 «Об Основных направлениях

государственной семейной политики". [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/eb-postanovlenija/f6k.htm (дата обращения:

11.05.2015) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.