7.4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ЮВЕНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Валуйсков Николай Викторович, канд. юрид. наук, докторант. Место учебы: Институт государства и права РАН. E-mail: criminal_law@igpran.ru
Аннотация
Цель исследования: основной целью работы является разработка понятия концепции государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере и связанных с ним понятий «преступность в ювенальной сфере» и «государственная политика борьбы с преступностью», основных требований к соответствующей концепции, ее целей, задач, принципов и основных направлений борьбы с преступностью в ювенальной сфере. Аналогичной проблематике посвящены, в частности, работы таких зарубежных авторов как М. Ансель, Ф.Дункель, Р.Хек, Дж.Вутон, Б. Хольст, Дж. Ф. Шелли и др.
Объект и методология исследования: основным объектом исследования являются основные положения теоретического моделирования системы мер борьбы с преступностью в ювенальной сфере. В основу исследования положены результаты контент-анализа более 250 нормативных правовых актов по вопросам борьбы с преступлениями против несовершеннолетних и преступлениями несовершеннолетних и 118 материалов электронных и печатных средств массовой информации; анкетного опроса 184 экспертов из числа научных работников и правоприменителей (в том числе 110 экспертов - в течение 2009-2015 гг.).
Выводы: одним из ключевых выводов является вывод о необходимости реализации Концепции государственной политики борьбы с преступностью в юве-нальной сфере на основе «дорожной карты» Правительства РФ, которая содержит систему взаимосвязанных мероприятий, подлежащих независимой оценке на основе индикаторов эффективности и экономической целесообразности.
Перспективы использования результатов исследования: результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти России и местного самоуправления в целях создания наиболее эффективного механизма борьбы с преступностью в ювенальной сфере.
Социальная ценность исследования состоит в создании научных предпосылок для повышения эффективности борьбы с преступностью в ювенальной сфере, а также для снижения бюджетных затрат на применение репрессивных мер реагирования на преступления несовершеннолетних и преступления против несовершеннолетних.
Бенефициары: статья адресована федеральным органам государственной власти и органам государственной власти в субъектах Российской Федерации, наделенных полномочиями по управлению борьбой с преступностью в ювенальной сфере, преподавателям криминологии в высших учебных заведениях. Конечным бенефициаром результатов исследования являются несовершеннолетние.
Ключевые слова: преступность в ювенальной сфере, борьба с преступностью, государственная политика, «дорожная карта», концепция.
THE MAIN PROVISIONS OF THE CONCEPT OF STATE POLICY AGAINST CRIME IN JUVENILE SPHERE
Valuyskov Nikolay Victorovich, PhD at law, competitor for Doctor's degree. Place of study: Institute of State and Law of Russian Academy of Sciences. E-mail: crimi-nal_law@igpran.ru
Annotation
The purpose of the study: the main purpose of the article is developing the definition of the concept of state policy of the fight against crime in juvenile sphere and related definitions "crime in the juvenile area" and "public policy to combat crime", the main requirements for this concept, its goals, objectives, principles and directions of the fight against crime in the juvenile sphere. Similar problems are concerned, in particular, the work of such foreign authors as M. Ansel, F. Dunkel, R. Heck, H. Roll, J. Wootton, B. Holst, John. F. Shelley, etc.
The object and methodology of the study: the main object of study are the main provisions of the theoretical modeling of measures to combat crime in juvenile sphere. In the study based on the results of the content analysis of more than 250 normative legal acts on combating crimes against minors and crimes of minors and 118 materials the electronic and print media; a questionnaire survey of 184 experts from among academics and legal professionals (including 110 experts for 2009-2015).
Conclusions: one of the key findings is the conclusion about the necessity for implementing the Concept of state policy of the fight against crime in the juvenile sphere on the basis of the road map the Government of the Russian Federation, which contains a system of interrelated activities that are subject to independent evaluation on the basis of indicators of efficiency and economic feasibility.
Prospects for the use of research results: the state authorities of Russia and local authorities can use research results in order to create the most effective mechanism in the fight against crime in the juvenile field.
The social value of the research is to create the scientific preconditions for increase of efficiency of fight against crime in the juvenile area, as well as to reduce budget costs for the use of punitive responses to juvenile crime and crimes against minors
Beneficiaries: the article addressed to the federal bodies of state power and organs of state in the subjects of the Russian Federation, vested with powers to manage the fight against crime in the juvenile area, teachers, researchers and graduate students of legal and pedagogical universities, and researches institutions. The ultimate beneficiary of the results of the study are minors and their parents.
Keywords: crime in the juvenile sphere, the fight against crime, public policy, road map, concept.
Проблемы борьбы с преступностью в ювенальной сфере длительное время находятся в центре внимания экспертного сообщества, законодателей и правоприменителей большинства стран мира. Гуманизация государственной политики борьбы с преступностью несовершеннолетних, являющейся видом преступности в ювенальной сфере, ориентация на профилактику преступлений вместо уголовной репрессии и одновременное ужесточение такой политики в отношении преступности, посягающей на права и законные интересы несовершеннолетних, связанные с ними интересы семьи, по сути, стали доминирующими тенденциями
формирования и развития возникших в послевоенное время национальных моделей такой борьбы.
Тем не менее, отечественной и зарубежной законотворческой и правоприменительной практике известны многочисленные примеры отклонений от этих тенденций и даже отказа (пусть и временного) от их государственной и общественной поддержки.
Современное состояние государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере, в том числе с преступностью несовершеннолетних, рядом экспертов оценивается как неудовлетворительное [1, Волошин, 2008. С.3].
Основные причины и условия такого состояния скрываются не только в общем кризисе духовной и нравственной культуры общества, разрушении системы эффективного социального контроля за подростковым досугом, трансформации нашего общества в потребительское, недостатке бюджетного финансирования мер борьбы с преступностью в ювенальной сфере, но и в разрушении самого механизма профилактики преступности в целом, ядром которого в советский период российской истории всегда была школа. Сегодня школа как социальный институт, к сожалению, в значительной мере утратила не только идеологические, методические, но и правовые основы, необходимые для успешной реализации профилактических моделей борьбы с преступностью в ювенальной сфере [2, Максимов, 2007.С.4-10].
Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые государством в сфере борьбы с ювенальной преступностью (принятие десятков федеральных, региональных и местных программ (планов), направленных на развитие детей и защиту их прав, почти непрерывное и беспризорности, мер ответственности за преступления и иные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, принятие общего федерального [3] и десятков региональных законов о предупреждении правонарушении [4], профилактика преступлений и иных правонарушений остается «слабым звеном» в системе мер борьбы с преступностью в целом. Хотя сегодня практически невозможно восстановить в прежнем виде ранее существовавшую в России систему мер борьбы с преступностью (в том числе с ювенальной преступностью), основой которой служила идея общей профилактики преступлений и иных социальных отклонений среди подростков, сама по себе эта идея не утратила своей социальной ценности.
Разработка Концепции государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере (далее -Концепции), которая бы отвечала потребностям духовного, нравственного и экономического возрождения России, на наш взгляд, является необходимой предпосылкой достижения ощутимых результатов в борьбе с преступностью несовершеннолетних.
В число основных требований, предъявляемых к разработке соответствующей Концепции, на наш взгляд, должны быть включены:
I. Соответствие предлагаемой Концепции актуальным и перспективным политическим и правовым решениям, в частности:
Стратегии развития страны [5];
Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 г., в том числе развития образования (раздел 3.3.) [6];
Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, ут-
вержденным распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р [7];
Концепции развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года (№ 2765-р) [8];
государственным программам России по развитию здравоохранения [9], образования, обеспечению общественного порядка и противодействие преступности, противодействия незаконному обороту наркотиков [10];
Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка и другим международным стандартам в области защиты прав ребенка, УК РФ, КоАП РФ, Федеральному закону от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [11], Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.11.2015) [12], Федеральному закону «О полиции» [13];
Государственной программе Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 [14].
II. Соответствие Концепции данным актуальных научных исследований (в области социологии, психологии, криминологии, юриспруденции) по проблемам борьбы с преступностью в ювенальной сфере.
К сожалению, в последнее десятилетие в нашей стране сложилась практика, когда различные государственные концепции развития разрабатываются в соответствии с политическими установками без предварительных достаточно длительных специальных исследований (в том числе, прогностических) и экспертных обсуждений альтернативных концепций. В дальнейшем проекты таких концепций, как правило, рассылаются только в те научные и образовательные организации, которые готовы их поддержать. В этой связи нет ничего удивительного в том, что такие концепции нередко остаются нереализованными. В частности, ни один из проектов указанных выше стратегий и концепций, затрагивающих ювенальную сферу не направлялся в Институт государства и права РАН для целей правовой, антикоррупционной или криминологической экспертизы.
III. Наличие критериев эффективности реализации Концепции.
В настоящее время, ни Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», ни Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ, ни подзаконные акты сфере борьбы с преступностью (в том числе в преступностью в ювенальной сфере) не устанавливают каких-либо показателей (критериев) эффективности (результативности) деятельности, направленной на борьбу с преступностью в ювенальной сфере, в том числе на профилактику соответствующих преступлений. Некоторое исключение составляет, пожалуй, лишь Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», рассчитанная на период до 2020 г. (далее - Программа), Данной Программой, в частности, предусматриваются следующие критерии
(индикаторы) и показатели эффективности борьбы с преступностью в ювенальной сфере:
в числе целевых индикаторов и показателей подпрограмм: а) доля несовершеннолетних участников преступлений в численности детского населения в возрасте от 14 до 17 лет; б) доля несовершеннолетних, совершивших преступления и общественно опасные деяния, в числе состоявших на учете в органах внутренних дел; в) число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;
в перечне основных мероприятий Программы: сокращение уровня криминализации подростковой среды, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
среди мер правового регулирования, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов: расширение перечня категорий несовершеннолетних, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу.
Анализ показывает, что круг, качественные и количественные характеристики соответствующих индикаторов и показателей эффективности борьбы с преступностью в ювенальной сфере не отвечают потребностям эффективного государственного контроля над преступностью в ювенальной сфере. В этой связи предлагается в число соответствующих индикаторов включить:
уменьшение объема реальной преступности в ювенальной сфере (числа преступлений в отношении несовершеннолетних и числа преступлений несовершеннолетних);
снижение среднего уровня тяжести реальной преступности в ювенальной сфере;
снижение объема реальной рецидивной преступности в ювенальной сфере при условии сохранения неизменного объема первичной преступности соответствующего вида;
устранение отдельных форм преступной активности в ювенальной сфере;
уменьшение числа подростков и их родителей (иных законных представителей), допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ;
уменьшение числа подростков и их родителей (иных законных представителей), потребляющих алкогольные напитки, включая пиво;
уменьшение числа подростков, воспитывающихся в неполных семьях;
уменьшение числа подростков, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально-опасном положении;
уменьшение числа неполных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
уменьшение численности подростков, не посещающих школу;
уменьшение объема реальной девиантности, содержащей признаки преступлений, среди подростков, не достигших возраста уголовной ответственности;
снижение уровня общественной опасности девиант-ного поведения, содержащего признаки преступлений, среди подростков, не достигших возраста уголовной ответственности;
уменьшение объема и тяжести зарегистрированных преступлений в ювенальной сфере;
уменьшение объема и общественной вредности зарегистрированных административных правонарушений, совершенных в ювенальной сфере.
Совокупность этих показателей, на наш взгляд, могла бы составить основу федеральной системы мониторинга преступности в ювенальной сфере, без которой невозможно выстроить более эффективную, чем сегодня государственную политику борьбы с преступностью в ювенальной сфере в целом, в том числе с преступностью несовершеннолетних, преступностью, посягающей на права и законные интересы несовершеннолетних.
Разработанный для целей соответствующей Концепции глоссарий (лат. glossarium — собрание непонятных слов или выражений) представляет собой свод понятий, используемых для целей формирования и реализации государственной политики в ювенальной сфере [15, Валуйсков Н.В., с. 100-111]. Для придания терминологического (т.е. однозначного) статуса соответствующим понятием данный глоссарий должен быть включён в содержание соответствующего нормативного правового акта. Глоссарий Концепции государственной политики борьбы с преступностью в юве-нальной сфере, по сути, является видом криминологического словаря, включающего систему взаимосвязанных понятий феноменологии, этиологии, методологии и методики исследования преступности в ювенальной сфере и отдельных ее разновидностей, а также понятий, относящихся к государственному управлению борьбой (противодействием) с преступностью в ювенальной сфере.
Ключевыми понятиями данного глоссария, на наш взгляд, являются понятия государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере, индексной преступности в отношении несовершеннолетних и индексной преступности несовершеннолетних.
Под государственной политикой борьбы с преступностью в ювенальной сфере предлагается понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, их учреждений и должностных лиц по выработке (формированию) и реализации в пределах своей компетенции мер такой политики, связанной с определением и нормативным правовым закреплением понятий, целей, задач и принципов, приоритетных сфер, мер борьбы с преступностью в ювенальной сфере и ее видами, включая меры: мониторинга, профилактики, пресечения, досудебного расследования (в т.ч. раскрытия) преступлений; уголовного правосудия по делам о преступлениях, совершаемых в ювенальной сфере; исправления лиц, совершивших преступления в ювенальной сфере; контроля за их поведением после отбытия наказания; предотвращения, уменьшения и компенсации последствий таких преступлений.
Предлагаемое определение понятия государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере создает предпосылки для непротиворечивого, на наш взгляд, разрешения проблемы четкого разграничения мер, относящихся к формированию такой политики (в сущности, круг субъектов такой политики ограничен функциями законодателя и конституционного правосудия) [16, с. 60-61].
Отнесение к числу ключевых понятий предлагаемой Концепции категорий индексной преступности в отношении несовершеннолетних и индексной преступности несовершеннолетних, т.е. основных видов преступности в ювенальной сфере, обусловлено тем, что данные понятия являются основой для построения всей
системы борьбы с преступностью в ювенальной сфере и, прежде всего, ее мониторинга (включая, уголовно-статистическую отчетность).
Под индексной преступностью несовершеннолетних предлагается понимать совокупность преступлений, за которые законодателем установлен пониженный минимальный возраст наступления уголовной ответственности - 14 лет (ст. 20 УК РФ). По состоянию на 6 июля 2016 г. перечень видов таких преступлений расширен до 32 против 20 на 1 января 1997 г. Только 6 июля 2016 г. в данный перечень были включены 8 видов преступлений [17].
Согласно ч.2 ст.20 УК РФ к числу таких преступлений относятся:
6 видов преступлений против личности: убийство (ст.105 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст.132);
6 видов преступлений против собственности: кража (ст.158), грабеж (ст.161), разбой (ст.162), вымогательство (ст.163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.167);
17 видов преступлений против общественной безопасности и общественного порядка: террористический акт (ст. 205), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 2053), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 2054), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 2055), несообщение о преступлении (статья 2056), захват заложника (ст.206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.213), вандализм (ст.214), незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 2221), незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств (ст. 2231), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267);
1 вид преступления против государственной власти -посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277);
2 вида преступлений против мира и безопасности человечества: нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (статья 360), акт международного терроризма (статья 361).
В понятие индексной преступности в отношении несовершеннолетних, по нашему мнению, должна быть включена совокупность преступлений, непосредственно посягающих на права и законные интересы несовершеннолетних, которые предусмотрены в статьях Особенной части УК РФ в качестве основного (инсти-тутивного), квалифицирующего или особо квалифицирующего признака.
К числу соответствующих видов преступлений в соответствии с УК РФ следует относить 26 видов преступлений, в том числе:
18 видов преступлений против личности: убийство малолетнего (п. «в» ч.2 ст. 105), похищение человека, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего ( п. «д» ч.2 ст. 126), незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего (п. «д» ч.2 ст. 127), торговля людьми, т.е. купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в отношении несовершеннолетнего (п. «б» ч.2 ст. 1271); использование рабского труда, т.е. использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), совершенное в отношении несовершеннолетнего (п. «б» ч.2 ст. 1272); изнасилование несовершеннолетней (п. «а» ч.3 ст.131), потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста (п. «б» ч.4 ст.131); насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (п. «а» ч.3 ст.132), потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста (п. «б» ч.4 ст.132); понуждение к действиям сексуального характера, совершенное в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (ч.2 ст.133); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.134); развратные действия (ст.135); необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст.145); вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст.150); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст.151); розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции (ст.1511); подмена ребенка (ст.153); незаконное усыновление (удочерение) (ст.154); разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст.155); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156); злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст.157);
6 видов преступлений против общественной безопасности и общественного порядка: захват заложника, совершенный в отношении заведомо несовершеннолетнего (п. «д» ч.2 ст. 206), склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенное в отношении несовершеннолетнего (п. «а» ч.3 ст.230), вовлечение в занятие проституцией, совершенное в отношении несовершеннолетнего (ч.3 ст. 240), получение сексуальных услуг несовершеннолетнего (ст. 2401), организация занятия проституцией с использованием для занятия проституцией несовершеннолетних (п. «в» ч.2 ст.241), изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних^. 2421)и
2 вида преступления против мира и безопасности человечества: геноцид в форме действий, направленных на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем принудительной передачи детей (ст.357), наемничество в отношении несовершеннолетнего (ч.2 ст. 359).
Простое сравнение этих перечней показывает, что несмотря на различия в структуре и формах преступной активности типовые (родовые) объекты индексных преступлений ювенальной сфере совпадают. Данное обстоятельство, по нашему мнению, следует рассматривать как косвенное подтверждение внутренней взаимосвязи факторных комплексов преступлений в отношении несовершеннолетних и преступлений несовершеннолетних.
К базовым элементам концепции борьбы с любым видом преступности относятся цели и задачи такой борьбы.
В качестве основных целей борьбы с преступностью в ювенальной сфере, по нашему мнению, следует рассматривать:
обеспечение духовного, нравственного и физического здоровья подрастающих поколений;
содействие укреплению семьи как базового социального института;
уменьшение социальной базы роста объема и общественной опасности (тяжести) реальной преступности в ювенальной сфере до уровня, обеспечивающего суженное воспроизводство реальной преступности;
минимизация отрицательных последствий преступности в ювенальной сфере, прежде всего, в части, относящейся к последствиям: а) невозмещения (неполного или несвоевременного возмещения) вреда, причиненного преступлениями отбывания наказаний, связанных с изоляцией от общества; б) назначения и исполнения неэффективных наказаний; в) неисполнения наказаний; д) малоэффективного контроля за поведением лиц, отбывших наказания за преступления в ювенальной сфере; е) ухудшения нравственного здоровья общества;
установление действенного социального контроля над реальной преступностью в ювенальной сфере, способного гарантировать постепенное снижение объема и уровня общественной опасности данного вида преступности по мере устранения, минимизации или компенсации действия соответствующих криминогенных факторов.
В настоящее время названные базовые цели борьбы с преступностью в ювенальной сфере не имеют нормативного закрепления, если не учитывать отдельные более общие решения проблемы. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [6], к приоритетам в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности отнесены: а) снижение уровня преступности; б) укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Для достижения названных выше целей борьбы с преступностью в ювенальной сфере необходимо, на наш взгляд, решить следующие задачи:
реформировать государственную подсистему борьбы с преступностью несовершеннолетних, включая:
а) разработку и нормативное правовое закрепление концептуальных основ государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере;
б) внедрение практики проблемно ориентированного планирования борьбы с преступностью и иными социальными отклонениями в ювенальной сфере на основе «дорожной карты», утверждаемой Правительством РФ;
в) создание единого государственного координирующего центра по борьбе с преступностью и иными социальными отклонениями в ювенальной сфере;
г) создание общенациональной системы мониторинга (сбора информации, ее обработки, анализа, оценки и составления прогноза) преступности, иных правонарушений и социальных отклонений в ювенальной сфере;
д) восстановление системы общей профилактики преступлений (в том числе преступлений в ювеналь-ной сфере) и иных социальных отклонений, базирующейся на социальном планировании с учетом стандартов антикриминальной безопасности;
е) восстановление системы школьного воспитания, базирующейся на стандартах воспитания [19];
ж) восстановление и развитие системы специальной профилактики преступлений и иных правонарушений как основной функции полиции;
з) введение практики целевого бюджетного финансирования посредством защищенных статей бюджетов всех уровней и установления государственных заданий бюджетным научным и образовательным организациям на проведение фундаментальных и прикладных исследований проблем борьбы с преступностью и иными социальными отклонениями в ювенальной сфере;
и) введение практики установления государственных заданий бюджетным образовательным организациям на подготовку специалистов в области профилактики преступности и иных социальных отклонений в юве-нальной сфере;
реформирования негосударственной подсистемы борьбы с преступностью в ювенальной сфере [20], включая:
а) обеспечение государственной поддержки создания (в том числе с использованием инструментов налоговых льгот и защищенных бюджетных ресурсов) специализированных некоммерческих, в том числе общественных, организаций и их союзов, ассоциаций, основной или одной из основных задач которых является борьба с преступностью и иными социальными отклонениями в ювенальной сфере;
б) содействие развитию институтов гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями;
в) предоставление налоговых льгот для коммерческих организаций, оказывающих информационные, консультационные услуги, услуги по реабилитации несовершеннолетних, совершивших преступления, или оказавшихся в социально-опасном положении;
г) содействие формированию негосударственной системы мониторинга преступности, иных правонарушений и социальных отклонений в ювенальной сфере;
д) введение практики размещения государственных и муниципальных заказов на выполнение научно-исследовательских работ по проблемам: эффективности деятельности негосударственных организаций по профилактике и уменьшению отрицательных последствий преступности, иных правонарушений и социальных отклонений в ювенальной сфере; эффективности борьбы с отдельными видами преступлений, иных правонарушений и социальных отклонений в юве-нальной сфере;
е) содействие развитию практики медиации по разрешению конфликтов ювенальной сфере;
ж) развитие практики предоставления государственных и муниципальных преференций негосударствен-
ным организациям, реализующим различные программы поддержки несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в социально опасном положении.
Важной гарантией эффективной реализации Концепции, на наш взгляд, является, формулирование базовых методологических ориентиров такой реализации. От того как именно и с учетом каких ключевых ориентиров будет реализовываться Концепция зависит ее успех. Данные ориентиры в документах концептуального характера обычно излагаются в форме принципов [21].
К основным принципам борьбы с преступностью в ювенальной сфере, на наш взгляд, должны быть отнесены:
обеспечение приоритета профилактики преступлений и иных социальных отклонений в ювенальной сфере перед другими мерами борьбы с этими явлениями, в том числе посредством введения законодательных гарантий превышения бюджетных расходов на профилактику данной категории преступлений над бюджетными расходами на иные меры борьбы с преступностью и иными социальными отклонениями среди несовершеннолетних [22];
формирование и реализация государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере на основе долгосрочной концепции (стратегии), имеющей форму указа главы государства;
осуществление борьбы с ювенальной преступностью в качестве постоянной функции государства и гражданского общества, обеспечиваемой посредством принятия политических, законодательных и иных нормативных правовых решений;
координация деятельности уполномоченных на осуществление отдельных мер борьбы с преступностью и иными социальными отклонениями в ювенальной сфере органов власти и институтов гражданского общества вневедомственной структурой (специальной государственной комиссией) [23];
планирование борьбы с ювенальной преступностью и иными социальными отклонениями посредством принятия долгосрочных федеральных, региональных и локальных программ (разделов программ);
преимущественно бюджетное финансирование комплекса мер борьбы с преступностью в ювенальной сфере;
демократизм борьбы с преступностью в ювенальной сфере, обеспечиваемый законодательно закрепленными гарантиями прав граждан, прежде всего, родителей и иных законных представителей несовершеннолетних, общественных и иных негосударственных организаций на: а) доступ к информации о предпринятых и планируемых органами государственной власти и местного самоуправления мерах борьбы с преступностью и иными социальными отклонениями в ювеналь-ной сфере; б) участие в выработке, обсуждении и реализации мер борьбы с преступностью и иными социальными отклонениями ювенальной сфере;
транспарентность государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере для гражданского общества процедур, в том числе прозрачность процедур формирования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных средств, используемых на цели борьбы с преступностью и иными социальными отклонениями в ювенальной сфере;
недопустимость снижения объема и качества государственной защиты в том числе социальных гарантий, прав и законных интересов несовершеннолетних, их семей оказавшимся в социально-опасном положе-
нии, гарантированная бюджетным законодательством РФ.
По нашему мнению, нет никакой правовой необходимости в специальном нормативном правовом акте, посвященном регулированию концептуальных вопросов борьбы с преступностью в ювенальной сфере (как, впрочем, с преступностью или правонарушаемостью вообще) декларировать базовые принципы права и государственного управления вообще, а равно конституционные принципы, подобно тому как это сделано в статье 4 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Данной статьей к принципам профилактики правонарушений отнесены приоритет прав и законных интересов человека и гражданина, компетентность, законность, а также «открытость, непрерывность, последовательность, своевременность, объективность, достаточность и научная обоснованность».
Наконец, еще одним обязательным элементом рассматриваемой Концепции, должно стать, на наш взгляд, достаточно четкое определение основных направлений борьбы преступностью в ювенальной сфере.
В число таких направлений борьбы с преступностью в ювенальной сфере (с учетом результатов анкетных опросов 184 экспертов из числа научных работников и правоприменителей, выполненных автором в период с 2004 по 2015 гг.), на наш взгляд, должны быть включены:
устранение, минимизация и компенсация действия криминогенных факторов роста распространенности и общественной опасности преступности в ювенальной сфере и составляющих ее разновидностей преступности, прежде всего, имеющей экстремистскую (в том числе террористическую), наркотическую, насильственную и корыстную мотивацию;
устранение, минимизация и компенсация факторов роста распространенности иных видов социальных отклонений среди несовершеннолетних, их родителей и иных законных представителей прежде всего, наркомании, потребления алкоголя, табакокурения;
опережающее развитие механизмов профилактики преступлений и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних, их родителей и иных законных представителей перед иными механизмами воздействия на преступность в ювенальной сфере, применяемых государственной и негосударственной подсистемами борьбы с преступностью;
приведение национальной нормативной правовой основы борьбы с преступностью в ювенальной сфере в соответствие с международными стандартами борьбы с различными видами преступлений, в том числе преступлений несовершеннолетних;
дифференциация мер ответственности за преступления и иные правонарушения в ювенальной сфере;
повышение уровня определенности мер юридической ответственности за преступления и иные правонарушения в ювенальной сфере;
институциализация государственной функции борьбы с преступностью в ювенальной сфере, в том числе приведение системы органов государственной власти и местного самоуправления в соответствие с потребностями существенного повышения эффективности борьбы с ювенальной преступностью, а также с потребностями повышения эффективности государственного контроля в ювенальной сфере;
создание законодательных и иных гарантий превращения общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования в центры профилактики правонарушений и иных социальных отклонений среди учащихся несовершеннолетних;
совершенствование системы подготовки специалистов в области профилактики преступлений и иных социальных отклонений в ювенальной сфере;
развитие негосударственных институтов социального контроля над преступностью в ювенальной сфере.
Последнее направление борьбы с преступностью в ювенальной сфере, на наш взгляд, несомненно требует более разработанной правовой основы, чем та, которая предложена в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Поскольку понятие борьбы с преступностью существенно шире понятия профилактики преступности, соответствующие изменения и дополнения необходимо будет вносить не только в этот Закон, но и десятки иных связанных с ним нормативных правовых актов.
Список литературы:
1. Волошин В.М. Уголовно-правовая политика России в отношении несовершеннолетних правонарушителей и роль ответственности в ее реализации: Авто-реф. дисс. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С.3.
2. Максимов С.В. Предисловие к книге А.А. Рустамо-ва «Преступность несовершеннолетних в северном городе». М., 2007.С. 4-10.
3. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 27.06.2016. № 26 (Часть I). Ст. 3851.
4. В настоящее время в России на уровне субъектов РФ принято более 130 законов о предупреждении правонарушений. Только в 2012 г. было профинансировано 4 тыс. 547 региональных и местных программ профилактики правонарушений на общую сумму 17,5 млрд руб. В первом квартале 2013 г. на обеспечение таких программ было выделено соответственно - 3,31 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ и 1,47 млрд руб. из местных бюджетов. См.: http://www.rbc.ru/fnews.open/20131231191403.shtml. Дата обращения: 10.10.2014.
5. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г. // Президент России. Официальный сайт. http://archive.kremlin.ru. 2008. 9 февр.
6. Российская газета. 2008. 26 ноября.
7.Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.12.2014
8. http://government.ru. Дата обращения: 01.06.2016.
9.Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации. Утв. распоряжением Правительства РФ № 2511-p от 24 декабря 2012 года. Для реализации мероприятий Госпрограммы предусмотрены два этапа: первый этап - с 2013 года по 2015 год, второй этап - с 2016 года по 2020 год. См.: http://old.rosminzdrav.ru/health/zdravo2020/72. Дата обращения: 01.02.2015.
10. Перечень государственных программ Российской Федерации. Утв. распоряжением Правительства Рос-
сийской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р // http://government.ru. Дата обращения: 01.07.2016.
11. Вступает в силу 22.09.2016. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.06.2016.
12. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26 (28 июня). Ст. 3177.
13.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509 /. Дата обращения: 23.06.2016.
14. Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2188.
15. Валуйсков Н.В. Проблемы государственной политики борьбы с преступностью в ювенально сфере. М.: Юрлитинформ, 2016. С.100-111.
16. Мониторинг уголовной политики России. Монография / Под общ. ред. С.В.Максимова. М.: Институт государства и права РАН, 2014. С.60-61.
17.Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.07.2016.
18. По состоянию на 1.07.2016 г. - прим.авт.
19. Валуйсков Н.В., Максимов С.В., Соколов Я.В. Концептуальные основы развития нормативного правового обеспечения профилактики асоциального поведения подростков и молодежи. М.: Институт правовых и сравнительных исследований - НВЦ «Гражданин», 2010. 87 с.
20.В Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» законодатель фактически уклонился от решения проблемы негосударственной подсистемы профилактики правонарушений и ее взаимодействия с государственной подсистемой. -прим. авт.
21. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685). Раздел III «Цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности». П.27. // http://consultant-prof.ru. Дата обращения: 01.06.2016.
22. Статьей 4 «Принципы профилактики правонарушений» Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» данный принцип, к сожалению, не предусмотрен. - прим. авт.
23. В качестве примера подобного решения следует назвать образованную Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» от 23 января 2015 г. № 31 Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в состав которой включены руководители (или их первые заместители) почти тридцати федеральных органов государственной власти, в том числе подчиненных непосредственно Президенту РФ. См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2015. № 4.Ст. 643.
Рецензия
на статью стажера-докторанта Института государства и права РАН, канд. юрид. наук Н.В. Валуйскова
«Основные положения Концепции государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере»
Тема статьи Н.В. Валуйскова представляется актуальной. Преступность в отношении несовершеннолетних, равно как и криминальная активность самих несовершеннолетних традиционно находятся в центре общественного внимания и государственной социальной политики. За последнее десятилетие принят ряд политико-правовых и нормативных правовых актов, затрагивающих различные аспекты государственной политики борьбы с названными видами преступлений.
Вместе с тем, как справедливо отмечает автор, такую политику нельзя назвать по настоящему системной, целостной.
Во-первых, потому, что меры борьбы с преступностью в отношении несовершеннолетних и преступлениями несовершеннолетних традиционно избираются, планируются и реализуются без учета этиологического родства этих видов преступлений. В этой связи заслуживает поддержки одна из ключевых идей статьи о необходимости рассматривать названные виды преступлений как целостный феномен - преступность в ювенальной сфере.
Во-вторых, следует поддержать автора в его оценках сложившейся практики государственного реагирования на нарушения прав несовершеннолетних и на социальные отклонения в подростково-молодежной среде как элементарной , нередко противоречивой и необоснованно избирательной или слишком общей, Так, Государственной программой Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 345, весьма избирательно и вне связи с имеющимися научными разработками определен круг индикаторов эффективности борьбы с преступлениями несовершеннолетних, преступлениями и иными правонарушениями в отношении несовершеннолетних.
Таким образом, базовый вывод автора о необходимости разработки в форме указа Президента Российской Федерации специальной концепции государственной политики борьбы с преступностью несовершеннолетних, на наш взгляд, является верным и научно обоснованным.
В целом научно обоснованными также представляются разработанные автором требования к разработке такой Концепции. Вместе с тем, общая посылка, на основе которой строится вывод автора о том, что концепция должна соответствовать включенным в сформулированный автором перечень политико-правовых и нормативных правовых актов, на наш взгляд, требует уточнения. Автор сам критикует спорные или недостаточно обоснованные положения ряда актов, включенных в этот перечень и одновременно делает вывод о том, что предложенная им Концепция должна соответствовать этим актам. По нашему мнению, предлагаемая автором Концепция должна разрабатываться с учетом положений названных актов, но без требования обязательного соответствия. В противном случае вся критика этих документов теряет смысл.
Несомненным достижением работы следует признать предлагаемые автором определения понятий государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере, индексной преступности в отношении несовершеннолетних и индексной преступности несовершеннолетних, а также сформулированные им с использованием результатов собственного эмпири-
ческого исследования цели, задачи, принципы и основные направления борьбы с преступностью в юве-нальной сфере.
Статья написана научным языком, содержит корректные ссылки на использованные автором источники.
Полагаю, что рецензируемая рукопись несомненно будет представлять интересов не только для научных работников, преподавателей и аспирантов юридических вузов, но и для законодателя, а также для правоприменителей.
Полагаю, что статья Н.В. Валуйскова заслуживает быть опубликованной на страницах периодического печатного издания «Пробелы в российском законодательстве».
Заведующий сектором уголовного права, криминологии и проблем правосудия Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор С.В.Максимов