Некоторые вопросы формирования правовой политики в отношении детей и молодежи
А.И. Морозов, к.ю.н., ИУ Оренбургского ГАУ
Президент РФ Д.А. Медведев в своём Послании Федеральному Собранию РФ 30.11.2010 г. назвал заботу о будущих поколениях задачей номер один для всех представителей власти и общества [1]. Считаем принципиально важным рассмотреть вопрос о понимании и соотношении таких категорий, как «государственная политика в интересах детей» и «государственная молодeжная политика». Ответ может послужить опорой для становления полноценной государственной политики в отношении представителей нового поколения, что особенно актуально в аспекте незавершённых процессов формирования правовых основ государственной молодeжной политики в нашей стране и целого ряда проблем социализации молодых людей, что отчетливо проявилось в массовых радикальных выступлениях молодёжи в Москве и других городах, являющихся по сути акциями гражданского неповиновения.
Политика в интересах детей. Данное направление государственной политики определяется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребeнка» [2]. Ребeнок в нём понимается как лицо до достижения им совершеннолетия (18 лет). В соответствии со ст. 4 указанного закона целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребeнка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребeнка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры.
В законе также отмечается, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребeнка; государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установление и соблюдение государственных минимальных
социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учётом региональных различий данных показателей; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребeнка, причинение ему вреда; государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребeнка.
К вопросу о правах детей обращаются многие исследователи. Некоторые авторы считают приемлемым использовать для определения деятельности государства в сфере создания особых условий социализации детей термин «ювенальная политика» [3]. Термины «ювенальное право», «ювенальная политика» постепенно входят в научный и практический обиход. Известно, что в юридической литературе одной из первых их начинает употреблять Э.Б. Мельникова [4]. С точки зрения Н.И. Пишкиной, ювенальная политика, будучи ориентированной на социальную защиту несовершеннолетних, охватывает уголовно-правовую, воспитательную сферу, область медицинского здоровья детей [5]. В.Н. Ткачёв подчеркивает, что основанием обособления ювентологии, ювенального уголовного права, ювенальной уголовной политики, ювенального правосудия выступает несовершеннолетие носителя тех или иных общественных отношений [6].
Термин «ювенальная политика» нуждается, с нашей точки зрения, в некотором уточнении. Употреблять его необходимо с осторожностью, в связи с тем, что в науке иногда под термином «ювенология (ювентология)» понимается научное направление, изучающее молодeжь [7], т.е. возрастную группу от 14 до 30 лет или же от рождения до 30 лет. Подобный подход проникает и в правовую литературу. Так, В.М. Волошин понимает под ювенальной политикой создание и обеспечение экономических, правовых, организационных, социальных условий функционирования эффективной системы жизнеобеспечения молодого поколения, а также повышения качества жизни детей и молодёжи [8].
О сложности, неоднозначности и неустойчивости данного термина свидетельствует следующий пример: в книге «Основы ювено-логии: опыт комплексного междисциплинарного исследования» под ювенальной политикой предлагается понимать политику в отношении детей, подростков и молодeжи (всего молодого поколения), а в тех разделах работы, в которых речь идёт о формировании «ювенального права»
и «ювенальной юстиции», почему-то речь идёт только о несовершеннолетних (лицах в возрасте до 18 лет) [9].
Возникает важный для обсуждения вопрос о близости и неразрывности двух направлений государственной политики (в интересах детей и молодёжной), что обусловливает возможность говорить о единой политике государства в отношении будущего поколения — «ювенальной политике». В теории среди важнейших юве-нологических проблем называется проблема определения характера взаимодействия детской и молодёжной политики на государственном, региональном и муниципальном уровнях власти. Интересны в этом аспекте публикации Е.Г. Слуцкого. Основная их идея отражена в следующей цитате: «С целью эффективного параметрирова-ния будущего человеческого потенциала следует молодёжную политику и политику в отношении семьи и детства концептуально объединить в единую политику, придав ей статус приоритетной государственной социально-экономической политики, определяемой задачами формирования человеческого потенциала в соответствии со стратегией развития РФ, параметрами будущего российского общества. Необходимо формировать национальную политику человеческих ресурсов», которая фактически в нашей стране отсутствует» [9]. Формирование и реализация ювенальной политики невозможны без разработки эффективного ювенального права, становления ювенальной юстиции, отвечающих требованиям современной ситуации в стране. Он также ратует за разработку проекта федерального закона «Об основах и приоритетах единой государственной ювенальной политики в Российской Федерации».
Считаем такое понимание «ювенальной политики» приемлемым и перспективным. Оно отражает целый пласт взглядов многих учёных и практиков в отношении перспектив развития «ювенальной» политики в нашей стране, а отдельные её положения уже начали получать закрепление в правовых актах. Главное, предлагается некоторая методология её определения как комплексной политики государства в отношении будущего поколения (молодых россиян в возрасте до 30 лет), реализуемой в законодательстве и деятельности всех органов государственной власти и управления, на основе научного осмысления проблем, с признанием детей и молодёжи стратегическим ресурсом страны, с необходимостью чего мы не можем не согласиться.
Однако более устоявшееся, признанное направление государственной деятельности представляет молодёжная политика, которая как бы «продолжает» политику в интересах детей, распространяя определённые государственные
подходы уже на всё поколение. Здесь отметим, что лица в возрасте от 14 до 18 лет являются одновременно и детьми, и молодёжью, имеют «двойной» правовой статус, что, в общем, справедливо. Это переходный период как в физиологическом, так и в социальном аспектах, что находит отражение в законодательстве. В действующих нормативно-правовых актах можно найти следующие определения молодёжной политики.
1. В Указе Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» [10] даётся следующая формулировка: «В целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодёжи в интересах развития общества постановляю:
1. Признать осуществление целостной государственной молодёжной политики в России одним из приоритетных направлений социальноэкономической политики государства, имея в виду: обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодёжи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодёжи, молодёжных объединений; содействие международным молодёжным обменам».
2. В Постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ» [11] определяется, что «молодёжная политика направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека — лица в возрасте от 14 до 30 лет».
3. В Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р) [12] закрепляется, что «государственная молодёжная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентной способности и укрепление национальной безопасности».
4. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 г. (утверждённой распоряжением Прави-
тельства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [13] целью государственной молодёжной политики провозглашается создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны. Государственную молодёжную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодёжными организациями.
Как видно, между имеющимися официальными определениями есть некоторые отличия. Однако обратим внимание на их общую суть: молодёжь необходимо рассматривать как активную общественную силу и стратегический ресурс развития страны. Это в современных условиях требует выделения молодёжной политики в качестве одного из основных общенациональных приоритетов.
Нам представляется, что молодёжная политика должна быть важнейшим направлением государственной политики, которое на основе чётко сформулированных целей и принципов, государственных подходов и интересов в отношении молодёжи должно определять содержание прочих направлений деятельности, таких, как образование, здравоохранение, правотворчество, уголовная политика и т.д. Здесь некоторую аналогию можно провести с политикой в отношении интересов детей. Мы полагаем, что федеральный закон о государственной молодёжной политике (пока отсутствующий) может быть сформулирован по принципу ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», но с учётом специфики объекта, целей и задач (которые близки, неразрывно связаны, не всегда совпадают и должны дополнять друг друга).
В качестве одного из вариантов понимания молодёжной политики приведём выдержки из закона Оренбургской области от 1 сентября 2006 г. № 579/Ю7-ГУ-ОЗ «О государственной молодёжной политике в Оренбургской области» (принят Законодательным собранием 16 августа 2006 г.) [14]: «Государственная молодёжная политика в Оренбургской области — деятельность органов государственной власти области, направленная на создание политико-правовых, социально-экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для социального развития и становления молодёжи, её наиболее полной самореализации в интересах всего общества, а также на развитие и поддержку инициатив молодёжи, молодёжных и детских общественных объединений».
Целями государственной молодёжной политики являются: всестороннее развитие молодёжи, создание условий для более полного включения молодёжи в социально-экономическую и культурную жизнь общества; создание условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей; воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения к другим народам и государствам.
Основными направлениями реализации государственной молодёжной политики в области являются: обеспечение соблюдения прав и свобод молодёжи; формирование условий для гражданского становления и патриотического воспитания молодёжи; обеспечение прав молодых граждан в сфере образования и воспитания; содействие физическому, духовному и нравственному развитию молодых граждан, профилактика асоциального поведения; содействие в решении проблем занятости и трудоустройства, реализации экономических и трудовых прав молодых граждан; формирование системы поддержки молодых семей, содействие решению жилищных проблем молодых семей и специалистов; содействие реализации прав молодых граждан в сфере информации, культуры и искусства; взаимодействие с молодёжными и детскими объединениями, поддержка общественно значимых инициатив молодых граждан и их объединений; содействие международному и межрегиональному сотрудничеству молодёжи.
Отметим ещё несколько принципиально важных, с нашей точки зрения, положений:
• государственная молодёжная политика осуществляется на основе сочетания интересов молодёжи с интересами других слоёв общества, учёта запросов, потребностей молодёжи при планировании и реализации социальной политики Оренбургской области (п. 4 ст. 2 Закона);
• реализация прав и свобод молодёжи неотделима от исполнения ею законных обязанностей перед обществом и государством (п. 4 ст. 2 Закона);
• принципы реализации государственной молодёжной политики обязательно соблюдаются в деятельности всех государственных органов Оренбургской области (п. 2 ст. 3 Закона).
Конечно, приведённые выше положения не универсальны, да и не могут быть таковыми, так как отражают региональный уровень государственной молодёжной политики (взгляд на её содержание). Однако принципиально важно иметь исходные, общегосударственные, законодательно определённые, позиции в сфере молодёжной политики. Ввиду их отсутствия приводим столь подробное цитирование закона субъекта РФ, так как являемся его соавтором и руководителем рабочей группы по его разработке.
Приведённые положения, по большей части, отражают наше видение данного направления государственной политики в общероссийском масштабе.
Считаем необходимым сделать важное уточнение, также методологически важное и отражающее наше понимание проблемы. Как верно отмечается в одном специализированном докладе [15], при выстраивании системы управления молодёжной политикой важно различать молодёжную политику в широком и узком смысле. Молодёжная политика в широком понимании — это общее комплексное отношение государства к молодому поколению, выражающееся в том числе в российском законодательстве и практике его применения. Такой комплексный, надведом-ственный (межсекторный) и общенациональный характер молодёжной политики до сих пор не осознаётся в полной мере. Лишь пробивает себе дорогу. Молодёжная политика в узком понимании — это, прежде всего, компетенция и деятельность специально уполномоченных органов по реализации молодёжной политики и их учреждений, конкретные «молодёжные» программы и мероприятия.
Отметим, что в законодательстве о молодёжной политике в Оренбургской области закреплён именно первый вариант. Это представляется правильным решением и позволяет комплексно оценивать положение молодёжи в области и требовать комплексного внимания к ней от всех органов государственной власти, при координирующей роли министерства молодёжной политики, спорта и туризма Оренбургской области, которое обязано «держать руку на пульсе» процессов социализации молодёжи. Сказанное вовсе не исключает, а подразумевает необходимость поддерживать и развивать систему специализированных органов по делам
молодёжи, молодёжных учреждений и общественных организаций (в том числе готовить кадры специалистов по работе с молодёжью), со своими конкретными социальными функциями и задачами — это важная часть общей системы государственной молодёжной политики и ювенальной политики в целом.
Литература
1. Официальный сайт Президента РФ / иКЬ://\¥\¥\¥.кгетЦп. ги (дата обращения 20.01.2011 г.).
2. Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31. Ст. 3802 (послед изм. в соотв. с ФЗ от 17 декабря 2009 г. № 326-ФЭ).
3. Ювенальное право: учебник для ву зов / под ред. А. В. Заряева, В.Д.Малкова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. С. 30. 320 с.
4. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учебное пособие. М.: Дело, 2000. 272 с.
5. Пишкина Н.И. Компоненты ювенальной политики государства // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С.217.
6. Ткачёв В.Н. Проблемы реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних: дисс. ... докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 459 с.
7. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодёжи. М.: Академический проект, 2001. 304 с.
8. Волошин В.М. Уголовно-правовая политика России в отношении несовершеннолетних правонарушителей и роль ответственности в её реализации: дисс.... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С.83.
9. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / науч. ред. Е.Г.Слуцкий, отв. ред. И.В.Скомарцева. СПб.: БИС-принт, 2002.'с, 49, 209.
10. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 21 сентября 1992 г. N 12. Ст. 924 (послед изм. в соотв. с указом Президента РФ от 12 апреля 1999 г. № 456).
11. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 25. Ст. 903.
12. Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 52 (часть III). Ст. 5622 (послед изм. в соотв. с распоряжением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 301-р).
13. Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47. Ст. 5489.
14. Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области от 16 августа 2006 г. (5 заседание), I часть (послед, изм. в соотв. с законом Оренбургской области от 4 мая 2008 г. № 2095/441-1У-03).
15. Молодежная политика в Российской Федерации (материалы к заседанию Государственного совета РФ) /иКЕ://кс1т56. ги/тбэ (дата обращения 01.09.10).