Научная статья на тему 'Проблемы управления ЖКХ'

Проблемы управления ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1044
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ЖКХ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ZKH BRANCH / MUNICIPAL MANAGEMENT / ECONOMIC EFFICIENCY OF MUNICIPAL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Э. В., Руньков Р. А.

В статье отражены особенности управления муниципальными предприятиями в области ЖКХ. Рассматриваются основные проблемы управления ЖКХ и предлагаются к использованию технологии ресурсосбережения для получения экономического эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management problems in ZKH branch

The special features of municipal enterprises management in ZKH branch are stated in this article. The main problems of ZKH management are presented and the resources saving technologies are offed for economic efficiency.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления ЖКХ»

УДК 332.65

Проблемы управления ЖКХ

Э.В. Степанова

к. э. н., доцент кафедры Международного менеджмента Красноярский государственный аграрный университет Россия, город Красноярск Р.А.Руньков

Магистрант 2 курса кафедры Международного менеджмента Красноярский государственный аграрный университет Россия, город Красноярск

Аннотация: В статье отражены особенности управления муниципальными предприятиями в области ЖКХ. Рассматриваются основные проблемы управления ЖКХ и предлагаются к использованию технологии ресурсосбережения для получения экономического эффекта.

Ключевые слова: ЖКХ, муниципальный менеджмент, эффективность деятельности муниципальных предприятий.

Management problems in ZKH branch E.V. Stepanova

Candidate of Economic Science, associate professor of the International management

department Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk R.A.Runkov

Undergraduate 2 courses of chair of the International management Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract: The special features of municipal enterprises management in ZKH branch are stated in this article. The main problems of ZKH management are presented and the resources saving technologies are offed for economic efficiency.

Keywords: ZKH branch, municipal management, economic efficiency of municipal enterprises.

Жилищно-коммунальное хозяйство является многоотраслевым комплексом, который по существующему законодательству относится к компетенции органов местного самоуправления. Но в администрации многих регионов отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся проблемами ЖКХ региона и вывода его из кризисного состояния.

Сегодня основные фонды ЖКХ характеризуются следующими показателями:

- износ объектов коммунального хозяйства составляет 70%;

- форма собственности - муниципальная;

- применяемые технологии неэффективны и энергозатратные.

Для изменения сложившейся ситуации необходимы модернизация объектов и систем водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения, а также сформировать систему управления ЖКХ, определить сроки реализации антикризисных мер [1].

Реформы, проводимые в стране и регионах требуют изменения структуры и иерархии функций управления. Появились хозяйствующие субъекты, которые сами начали создавать бизнес-планы, строить дороги и улицы, формировать свою инфраструктуру. На первый план в иерархии управленческих функций выходят такие задачи, как планирование, координация и посредничество. Перегруженные системы управления перестают адекватно реализовать, координировать и прогнозировать происходящие процессы, теряют эффективность.

Особое внимание уделяется вопросам экономической эффективности, юридическому разграничению полномочий и правовому обоснованию современных механизмов управления в системе предприятий ЖКХ, кадрового состава и подготовки соответствующих управленцев. Менеджмент предприятий на современном этапе развития зависит от многих факторов и является достаточно сложным.

Предприятия коммунального комплекса муниципальных образований, работающие в современных экономических условиях, как и иные субъекты предпринимательства, подвергаются воздействию внешней среды, в которой, как правило, происходят изменения, вызванные различными факторами:

- изменением цен на топливно-энергетические ресурсы и ремонтно- строительные материалы;

- ростом и снижением объемов потребления услуг в связи с сезонностью их потребления;

- потребностью в дополнительных услугах;

- жестким регулированием отпускных цен (товаров) на коммунальную продукцию (услуги) со стороны органов государственного и муниципального управления и другими. Происходящие изменения повышают степень неопределенности при принятии управленческих решений, что приводит к увеличению хозяйственных рисков при достижении планируемых результатов.

Коммунальные услуги имеют элемент естественной монополии, однако такая характеристика не применима к предприятиям, занятым управлением и эксплуатацией жилищного фонда. Действительно, компании, оказывающие услуги по техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции, следует рассматривать как конкурентные предприятия.

Главной проблемой существующих компаний по эксплуатации жилищного фонда является отсутствие у них эффективной конкуренции и заинтересованности в снижении цен на услуги, которые они оказывают населению. Кроме того, они являются вертикально интегрированными компаниями в противоположность хорошо функционирующему рынку, где выгоды от специализации обычно ведут к появлению многочисленных фирм. Для поощрения конкурентного рынка в сфере эксплуатации жилых зданий, что привело бы к повышению эффективности услуг и снижению их стоимости для потребителей, необходимо разорвать прочную связь между местными органами власти и поставщиками услуг. Однако стимулов для изменения нынешних взаимоотношений недостаточно, поскольку местные власти не хотят терять прямой контроль над этими предприятиями. Даже там, где сформированы акционерные компании, они не вступают между собой в реальную конкуренцию, а вместо этого делят существующий рынок с помощью долгосрочных договоров, которые уничтожают конкуренцию и крайне затрудняют либо вовсе исключают доступ на рынок новых предприятий.

Некоторым потенциалом для улучшения работы местных монополий в сфере водоснабжения и центрального отопления обладают частные концессии. Однако для достижения дальнейшего прогресса необходимо обеспечить регулирование местных поставщиков услуг. Хотя регулирующие органы сформированы, в большинстве мест они недостаточно откликаются на изменение экономических условий, зачастую не справляясь, например, со своевременной корректировкой тарифов вслед за ростом цен на энергоносители. Кроме того, городские администрации жалуются на недостаток законодательства в сфере регулирования локальных монополий, например, в таких сферах, как водоснабжение и центральное отопление.

Сейчас у потребителя-гражданина отсутствует реальное право заказывать услуги жилищно-коммунального хозяйства необходимого качества и количества и отвечать за оплату этих услуг. Конституция РФ наделила гражданина правом выбора, но сейчас нет ни рынка управляющих

компаний, где эти услуги можно заказать, ни конкуренции как между управляющими компаниями, так и среди производителей услуг. Значит, этот рынок нужно создавать. Одна из причин кризиса жилищно-коммунального хозяйства - серьезная зависимость предприятий, прежде всего в сельских муниципалитетах, от ресурсных монополистов - энергетиков, газовиков.

Следовательно, всем основным элементам коммунального хозяйства объективно присущи монопольные свойства. Задача ограничения этого монополизма (демонополизации) достаточно сложна. Такому ограничению могло бы способствовать разукрупнение потребления жилищно-коммунальных услуг путем ухода от системы жилищно-эксплуатационных организаций, объединяющих жителей сотен домов, и передачи функций управления эксплуатацией дома товариществам собственников жилья [4].

Демонополизация и конкуренция еще в большей степени необходимы в сфере производства и предоставления коммунальных услуг. Для конкуренции за право управлять инженерной инфраструктурой должны быть созданы соответствующие условия.

Управление муниципальными предприятиями и учреждениями в области ЖКХ направлено на достижение следующих целей:

1. Оптимизация структуры и количества муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Количество муниципальных унитарных предприятий (МУП) в РФ весьма значительно. Однако отраслевое распределение унитарных предприятий далеко не рационально, что сдерживает развитие рыночных отношений и конкурентной среды в ряде отраслей. Поэтому актуальной остается проблема сужения круга унитарных предприятий до минимума, обеспечивающего выполнение этими предприятиями общегосударственных функций. Унитарные предприятия должны сохраняться (создаваться) только в следующих случаях:

- осуществление деятельности, предусмотренной законодательством исключительно для унитарных предприятий;

- производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте, а также обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации;

- осуществление социально значимой деятельности;

- в приоритетных с точки зрения государственной политики отраслях;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством для обеспечения интересов государства или реализации пилотных проектов [2].

В случае несоответствия организационно-правовой формы унитарных предприятий и учреждений осуществляемой ими деятельности проводится их приватизация или реструктуризация, включая реорганизацию и реализацию интеграционных механизмов. В случае неспособности предприятий и учреждений выполнить возложенные на них задачи проводится их ликвидация, в том числе через процедуры несостоятельности (банкротства). Выделенные муниципальные унитарное предприятия можно классифицировать как прибыльные, безубыточные и убыточные (дотируемые для выполнения государственного заказа). Требуется провести анализ деятельности учреждений и выполняемых ими задач с целью выявления дублирования функций, нерационального распределения обязанностей и сформировать оптимальную структуру учреждений.

2. Во-вторых, повышение эффективности деятельности муниципальные унитарных предприятий и учреждений, в том числе путем ресурсосбережения.

Основными критериями эффективности деятельности указанных организаций являются выполнение в полном объеме поставленных перед ними задач, увеличение поступлений в бюджет от использования закрепленного за ними имущества, увеличение чистых активов, обновление производства, сохранение и увеличение рабочих мест[3].

Важнейшей частью реформы ЖКХ является программа энергосбережения, так как это позволяет снижать себестоимость работы предприятий ЖКЗ, что в свою очередь снижает

необходимость постоянно поднимать цены на эти услуги, что так болезненно воспринимается населением.

В реализации программы энергосбережения первоочередной задачей является создание системы учёта расхода ресурсов, которая позволит четко определять объём потребления и уровень потерь. Без организации коммерческого учёта расхода тепла любые усилия жильцов по утеплению своего жилья могут только обеспечить комфортные условия проживания, а не экономию теплоэнергии, а значит и денежных средств.

Заинтересованность жильцов, как и эксплуатационных служб, в энергосбережении в настоящий момент значительно ослаблена, поэтому мероприятия по подготовке жилфонда к зиме носят чисто технологический, процедурный характер и не увязаны с экономическим эффектом от энергосбережения. В связи с этим первоочередное значение имеет самоокупаемость данных мероприятий.

Актуальной проблемой является также энергосбережение твердых отходов. Реализация масштабной программы ресурсосбережения в ЖКХ - важнейший резерв повышения экономической эффективности системы санитарной очистки в муниципальных образованиях и городах России. Социальный аспект программы - повышение качества среды обитания, предоставление новых рабочих мест. Проблема утилизации и обезвреживания твердых отходов производства и потребления является одной из наиболее значимых мировых проблем в области охраны окружающей среды. Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками. Европейские страны решили эту проблему через организацию эффективной системы санитарной очистки и создание специальной отрасли экономики, создающей условия для повышения экологического потенциала городов и их окружения. В России необходимо совершенствовать организацию процесса утилизации городских отходов, что способствует значительному ресурсосбережению в отрасли ЖКХ.

Для успешного решения проблемы ресурсосбережения при обращении с твердыми бытовыми отходами в ЖКХ необходимо развивать и совершенствовать организацию процесса утилизации городских отходов создание системы управления потоками отходов и вторсырья, необходима организация активного участия населения, строительство комплексов по сортировке и компактированию ТБО, мусороперерабатывающих заводов, необходимо создать конкурентную среду, стимулирующую участие деятельности субъектов малого предпринимательства в этой сфере.

Таким образом, оценка эффективности программ энергосбережения в сфере ЖКХ должна осуществляться по разным направлениям:

Оценка коммерческого эффекта этих мероприятий.

Социальный эффект.

Экологический эффект.

Для достижения эффективности определена необходимость реализации муниципального программного менеджмента как управленческой деятельности по муниципальным целевым программам, способствующего решению проблем ЖКХ.

Муниципальный программный менеджмент является гибкой, живой, рабочей формой деятельности муниципальных специалистов, специфичной по определенному рамками программы объекту и предмету деятельности, но не вырванной из контекста функционирования муниципалитета (сочетающей локальность и встроенность в муниципальную практику в силу целевой конкретности, единства концептуальных целей и направления развития, органической связи целевой программы с муниципальным окружением и её ограниченности во времени.)

Список литературы:

1. Федеральный закон от 6 октября 2007 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изменениями от 13 мая, 22 июля, 1, 30 декабря 2008 г., 9 апреля, 1, 17 июля 2009 г.)

3. Кузнецов, И.А. Методологические аспекты муниципального управления ЖКХ Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. - 224 с.

4. Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг / В.А. Крылов, А.Г. Мокроносов, Т.К. Руткаускас. Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург», 2012. - 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.