30 (87) - 2008
Стратегия развития региона
РЫНОЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ основы СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
РЕГИОНА
о. н. кусакина,
доктор экономических наук, профессор е. А. боидареико Ставропольский государственный аграрный университет
Социально-экономические преобразования в России направлены на формирование рыночных отношений. Рынок — это способ организации хозяйственной деятельности, при котором решения по поводу условий обмена результатами той или иной деятельности принимаются и реализуются путем купли-продажи товаров и услуг независимыми производителями.
Основными предпосылками становления рыночной экономики являются: наличие независимых товаропроизводителей; свобода предпринимательской деятельности; гарантия прав собственности; свободно регулируемые цены, уравновешивающие спрос и предложение; конкурентная среда; свободный перелив капитала между отраслями; наличие финансового капитала и обеспечивающих его структур. Развитие предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) стало неотъемлемой компонентой его реформирования, так как эта сфера занимает особое положение в экономической системе, где формируется устойчивая мотивация к рациональному управлению ресурсами. В современной экономической науке помимо традиционных трех видов ресурсов: земли, капитала и труда — выделяют еще такой их вид, как предпринимательская инициатива. Таким образом, составным элементом рыночной экономики, одной из ее важнейших ресурсных составляющих является предпринимательство.
Предпринимательство в ЖКХ — это сложное социально-экономическое явление, предполагающее, на наш взгляд, ответственность, как потребителей услуг, так и тех, кто их оказывает, за рациональное использование ресурсов.
Адам Смит — основоположник буржуазной классической политэкономии — писал: «Предприниматель — это собственник предприятия и реализатор рискованных коммерческих идей. Основная функция — организация и управление производством в рамках обычной хозяйственной деятельности».
Джон Мейнард Кейнс, которого многие считали самым видным экономистом XX в., отметил, что: «Основные предпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах. Основные мотивы предпринимательской деятельности — стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние».
Не менее интересно определение предпринимательства у Роберта Хизрича: «Предпринимательство — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». В соответствии с современным российским законо-
дательством предпринимательская деятельность (или предпринимательство) — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества — продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицом, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке [1].
Становление предпринимательства в ЖКХ связано с его реформированием. Проведение любой реформы предполагает разрушение старого и создание нового, более оптимального, способа хозяйствования. Разработка и обоснование процесса реализации нововведений трактуются как функциональная характеристика понятия «предпринимательство», являющаяся основой экономического развития. Приватизация жилищного фонда обусловила увеличение числа предприятий, его обслуживающих. Увеличение числа предприятий ЖКХ вызвано появлением частных предприятий (приватизированных ремонтно-строительных организаций и др.), создает альтернативу, конкуренцию монополистам в этой сфере и способствует развитию в ней предпринимательства. Проведенные федеральные жилищные реформы обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования жилищных правоотношений к рыночным.
С развитием рыночных отношений в жилищной сфере наблюдается тенденция ежегодного увеличения доли жилья, находящегося в частной собственности, что позволило расширить предложение на рынке жилья и включить его в коммерческий оборот. Факторами роста доли частного жилищного фонда являются продолжающийся процесс приватизации жилья и продажа незаселенных жилых помещений в домах государственного, муниципального и смешанного жилищного фонда. Хронический дефицит жилья имеет в своей основе дефицит ресурсов для расширенного воспроизводства жилья в нужном объеме и нужного качества. Для решения этой проблемы необходимо, с одной стороны, обеспечить платежеспособность населения, с другой — снизить стоимость строительства
и эксплуатации жилья. При сокращении бюджетного финансирования жилищной сферы растет значение индивидуального жилищного строительства, частных инвестиций. Население становится главным участником процесса преобразований этой жизненно важной сферы экономики.
Производственно-услуговая деятельность предприятий ЖКХ делится на две сферы: коммунальную и жилищную. На рис. 1 представлена структура услуг, производимых жилищно-коммунальным хозяйством.
Жилищное строительство — это самый динамичный, жизненно важный сектор и одна из движущих сил рыночной экономики. Без развития градостроительства невозможно решение жилищной проблемы. Достигнутая экономическая стабильность Ставропольского края благотворно отражается на темпах и объемах жилищного строительства. С каждым годом, начиная с 2002 г., наращиваются объемы ввода в действие жилых домов, продолжается рост инвестиций в основной капитал (за исключением 2004 г.), с 2005 г. увеличиваются объемы работ по виду деятельности «Строительство». Тем не менее до сих пор ни по одному из этих показателей уровень 1990 г. не был достигнут, а по количеству введенной в 2007 г. в действие площади жилых домов современный уровень составляет лишь 76,4 % от наибольшего ввода, достигнутого в 1989 г.
Строительный сектор экономики края активно включился в осуществление масштабных задач
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика 15
реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и его Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 гг. В Ставропольском крае задание по вводу в действие в 2007 г. жилых домов, предусмотренное Соглашением с Министерством регионального развития Российской Федерации по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», перевыполнено на 11,4 %. За счет всех источников финансирования построено 9,4 тыс. квартир общей площадью 945,8 тыс. кв. м, что на 18,9 % больше, чем за 2006 г. Это составляет десятую часть от введенных в действие жилых домов в Южном федеральном округе и 1,6 % от всей площади жилых домов, введенных на территории России.
Ставропольский край стабильно занимает третье место в рейтинге субъектов Южного федерального округа по вводу в действие жилых домов в абсолютном выражении, уступая лишь Краснодарскому краю и Ростовской области, а по темпам жилищного строительства в 2007 г. занял седьмое место в ЮФО и 45-е место по России. Значительно возросли темпы строительства жилых домов в Шпаковском районе — в 1,8 раза, в Грачевском, Левокумском и Минераловодском районах — в 1,5 раза и г. Лермонтове — в 5,8 раза, существенно снизились объемы домостроения в Курском, Александровском и Апанасенковском районах (в 2,5, 2,2 и 2 раза, соответственно).
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и федеральная целевая программа «Жилище» на 2002—2010 гг. ставят перед всеми участниками жилищного строительства задачу резкого увеличения объемов домостроения, повышения доступности и комфортности жилья.
Главная проблема на строительном рынке — своевременное предложение. Необходимо, прежде всего, обеспечение коммуникациями земельных участков для строительства жилых домов. Реализация крупных капиталоемких объектов начнется по мере отработки механизмов регулирования градостроительной деятельности и решения вопросов финансирования инженерной инфраструктуры. Многочисленные инфраструктурные проблемы, большие бюрократические издержки тормозят развитие домостроения.
Увеличение темпов жилищного строительства в крае до 1,3 млн кв. м общей площади (то есть почти в 2 раза) невозможно без интенсивного развития производства строительных материалов, примене-
ния в строительном комплексе инновационного потенциала.
В индивидуальном жилищном строительстве эффективно создание на региональном уровне на конкурсной основе небольших частных строительных компаний с упрощенной системой налогообложения и различными льготами (например, в кредитовании).
В Ставропольском крае предусматривается повысить размер общей площади жилых помещений, введенной в действие в 2009 г., до 0,4 кв. м на одного человека в год, в 2010 г. — до 0,45 кв. м.
При создании мобильной индустриальной базы следует использовать легкие металлоконструкции, а также местные строительные материалы для малоэтажного строительства, а для многоэтажной застройки — сборно-монолитный и каркасный методы.
На снижение цен на рынке жилья и расширение спроса повлияют программы ипотечного кредитования. Необходимо шире привлекать частные банки, которые могли бы кредитовать крупные программы на длительный срок при условии компенсации государством части процентной ставки [2].
Реформа жилищно-коммунального хозяйства проводится уже более десяти лет, в течение которых был принят ряд законодательных актов, устанавливающих новые подходы к управлению этой отраслью.
Наиболее важными событиями на третьем этапе преобразований являются: создание Министерства регионального развития Российской Федерации; принятие Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 г. Это предопределило базовые законодательные предпосылки для осуществления структурных преобразований в сфере ЖКХ; принятие Федерального закона «О концессионных соглашениях», так как заключение концессионных соглашений является наиболее эффективным механизмом вовлечения частного бизнеса в сферу ЖКХ. Тем не менее необходимость реализации системных структурных преобразований, направленных на создание рыночных конкурентных отношений, то есть условий для полноценного участия в реформировании и развитии данной отрасли частного бизнеса, и в первую очередь малого предпринимательства, не устранена. Как следствие отсутствия полноценной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) происходит неуклонный рост тарифов, который ставит вопрос их экономического
обоснования. Основных причин роста расценок на жилищно-коммунальные услуги две:
• первая связана с доминированием в данном сегменте рынка предприятий-монополистов, имеющих возможность увеличивать тарифы на свои услуги;
• вторая причина заключается в сложившейся системе нерационального использования энергоресурсов, влекущей за собой существенное увеличение издержек соответствующих предприятий.
Таким образом, демонополизация рынка жилищно-коммунальных услуг, стимулирование создания и развития частных управляющих компаний продолжает оставаться нерешенной проблемой, реализация которой позволит эффективно снижать издержки.
В последние годы резко вырос интерес крупного частного бизнеса к коммунальному сектору, что обусловлено объективными причинами. Во-первых, коммунальный сектор сегодня — это, возможно, последний нерыночный сектор экономики, где сосредоточены значительные финансовые потоки, высокие непроизводительные издержки, неэффективный менеджмент и где, следовательно, существуют большие возможности для получения прибыли за счет роста эффективности. Такое положение, безусловно, позволяет частному бизнесу рассчитывать на захват новых перспективных рынков. Во-вторых, за последние два—три года заметно улучшилось текущее финансирование сектора, возросла доля платежей населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, а это гораздо менее рискованные финансовые ресурсы и более прогнозируемые денежные потоки по сравнению с бюджетными дотациями. Деловые интересы развития бизнеса в коммунальном секторе требуют разработки эффективных инструментов управления объектами коммунальной инфраструктуры, сокращения административных и эксплуатационных затрат в коммунальной сфере, оптимизации тарифов на услуги, построения нового типа партнерских отношений между публичной властью (собственником коммунальных систем) и бизнесом, а также создания благоприятных внешних условий для ведения бизнеса.
В отличие от других секторов экономики, в коммунальном секторе бизнес нуждается не в том, чтобы занять свою нишу на рынке, а в том, чтобы сформировать рынок, на котором муниципальные образования определяют спрос на услуги по управлению объектами коммунальной инфраструктуры,
а бизнес предлагает конкурентоспособный продукт, удовлетворяющий потребностям муниципалитетов и населения.
Для правильного позиционирования бизнеса в вопросах взаимодействия с властью в коммунальном секторе следует отметить, что миссия бизнеса определяется следующими положениями: бизнес должен быть ориентирован на деловой успех, то есть на получение прибыли; бизнес работает в социально значимом секторе оказания коммунальных услуг и должен позиционировать себя как социально ответственный партнер местной власти [3].
Реформирование ЖКХ в направлении энергосбережения ресурсов подтолкнуло строительный комплекс к внедрению новых технологий. Состояние отрасли по результатам инвентаризации ЖКХ и муниципального имущества в финансовом и техническом плане показало, что главной причиной, сдерживающей деятельность предприятий ЖКХ, является наличие большой кредиторской задолженности и удручающее состояние основных фондов и всего муниципального имущества.
В 2003 г., помимо предусмотренных Правительством РФ бюджетных средств, ЖКХ была выделена ссуда на сумму 5,5 млрд руб. Однако самым сложным в их освоении оказалось отсутствие проектов реконструкции модернизации объектов на местах. Решить проблему можно, изменив «статус субъекта хозяйствующего предприятия». Форма МУПа изжила себя и ее необходимо законодательно ликвидировать [4].
Атрибутивной чертой рынка является конкуренция товаропроизводителей, каждый из которых имеет возможность потерять часть рынка или приобрести его. В этом смысле рынок — это сфера конкурентной борьбы. Исходя из этого положения, можно сделать вывод, что рынок ЖКУ находится не только в стадии своего становления и развития, но и процесс этого становления представляется довольно сложным и длительным, так как в отрасли ЖКХ до начала реформы практически отсутствовала конкурентная среда, свобода предпринимательской деятельности и другие атрибуты рыночной экономики. Закон спроса и предложения определяет функционирование любого рынка, в том числе и рынка ЖКУ. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно те, которые живут за чертой бедности, а также имеющие жизненный уровень, приближенный к официальному уровню, или имеют доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан. Региональные
различия по уровню доходов определяют и неодинаковую динамику развития рынка жилищных услуг на территории субъектов Федерации, а это означает, что быстрый и местный переход на принципы 100 %-ной платности услуг невозможен. Реальная обстановка диктует, что здесь должен быть дифференцированный подход к населению различных регионов [5].
Жилищно-коммунальный комплекс Ставропольского края состоит из 269 предприятий, на которых работают свыше 37 тыс. человек. Производственная структура ЖКК включает в себя теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и электроснабжение.
В Ставропольском крае тепловую энергию вырабатывают 815 котельных, из них на балансе государственных унитарных предприятий находятся 548 котельных (67,2 %). На балансе предприятий ЖКК — 1625 км тепловых сетей, из них находящихся на балансе государственных унитарных предприятий — 443,3 км (27,3 %); 8594,1 км воздушных линий электропередач, в том числе, находящихся на балансе государственных унитарных предприятий, — 5525 км (64,3 %). В ведении государственных унитарных предприятий находится 19,5 % кабельных линий и 43,6 % трансформаторных подстанций.
В водопроводно-канализационном хозяйстве Ставропольского края на государственные унитарные предприятия приходится 92,2 % водопроводных сетей, и 81,8 % канализационных сетей. Кроме того, имеются насосные станции, очистные сооружения водоснабжения и канализации и другое оборудование. Обслуживаемый жилищный фонд Ставропольского края составляет 25,1 млн кв. м общей площади. На балансе государственных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства на 1 января 2008 г. состоит 585 тыс. кв. м общей площади жилья (2,3 % от площади обслуживаемого жилищного фонда Ставропольского края). Кроме того, в этих предприятиях числятся объекты внешнего благоустройства — дороги, тротуары, мосты. Балансовая стоимость основных фондов государственных унитарных предприятий на 1 января 2008 г. составила 3 млрд 205 млн руб. С 2006 г. население услуги оплачивает в размере 100 %, все предприятия жилищно-коммунального хозяйства работают на самоокупаемости.
Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края показал, что за 2007 г. пред-
приятиями предоставлено услуг на сумму 5 млрд 211 млн руб., или 109,8 % по сравнению с заданием года. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года выручка от основной деятельности увеличилась на 700 млн руб., или на 115,5 %. Фактические затраты предприятий жилищно-коммунального хозяйства за 2007 г. составили 5 млрд 80 млн руб., или 108,6 % от задания 2007 г.
Бизнес-планом государственных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства на 2007 г. предусмотрено получить от основной деятельности 71,7 млн руб. прибыли. Фактически получено 131 млн руб. Прибыль от основной деятельности получили такие предприятия, как: ГУП СК «Крайтеплоэнерго» — 45,4 млн руб., ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» — 16,2 млн руб., ГУП СК «Ставрополькрай-водоканал» — 82,7 млн руб., ГУП СК ЖКХ Советского района — 0,6 млн руб., ГУП СК ЖКХ Андроповского района — 0,2 млн руб. Также прибыльно работали и ГУПы СК ЖКХ Александровского, Благодарненского, Георгиевского, Красногвардейского районов [6].
ЖКУ определяются возможностями производителей выполнить их определенный объем, а также наличием самих производителей, то есть совокупностью предприятий различных форм собственности и частных предпринимателей, формирующих рынок ЖКУ в каждом конкретном муниципальном образовании. В таблице представлены основные показатели деятельности предприятий ЖКХ по видам услуг за период 2002—2007 гг.
По данным, приведенным в ней, видно, что обслуживаемая общая площадь жилых помещений, выраженная в тыс. кв. м, возросла в 1,5 раза в связи с ростом строительства и ввода в эксплуатацию нового жилья. Отпущено воды водопроводами в тыс. куб. м на 21,43 % меньше в 2007 г., чем в 2002 г. в связи с установкой счетчиков и других ресурсосберегающих технологий. При этом доходы за отпущенную воду увеличились в 2,24 раза, пропуск сточных вод снизился на 20,89 %, а доходы от пропуска сточных вод выросли на 40,99 %. Реализация электроэнергии увеличилась в 3,42 раза, а доходы от ее реализации — в 6,2 раза. Реализация теп-лоэнергии увеличилась на 1,73 %, а доходы от ее реализации — в 2,9 раза. Общая сумма доходов от реализации услуг всем потребителям увеличилась в 5,9 раза, а общая сумма расходов от реализации услуг при этом увеличилась в 5,6 раза.
Реформа ЖКХ, провозгласив переход на самофинансирование и самоокупаемость, прежде всего, дала развитие предпринимательству и
Основные показатели работы предприятий жилищно-коммунального комплекса [6]
Наименование видов услуг 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2007 г. Темп прироста 2007 г. к 2002 г. (+;-) (%, кол-во раз)
А 1 2 3 4 5 6
1. Обслуживаемая общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м 16 424 17 039 17 115 19 492 25 104 + 1,53 раза
2. Отпущено воды водопроводами, тыс. куб. м 193 696 194 708 165 271 161 098 152 184 -21,43
3. Доходы за отпущенную воду, тыс. руб. 1 082 288 1 153535 1 608 147 1 932 298 2 424 218 +2,24 раза
4. Пропущено сточных вод, тыс. куб. м 121 382 114 325 103 629 100 529 96 022 -20,89
5.Доходы от пропуска сточных вод, тыс. руб. 550 148 608 931 544 738 627 382 775 665 +40,99
б.Реализовано электроэнергии, тыс. кВт. час. 2 242 945 2 303 181 2 527 251 2 727 404 7 662 699 +3,42 раза
7.Доходы от реализации электроэнергии, тыс. руб. 1 864 577 2 586514 3 018 027 3 567 981 11 476 486 +6,16 раза
8.Реализовано теплоэнергии, тыс. Гкал. 5 077 5 571 5 454 5 265 5 165 +1,73
9.Доходы от реализации теплоэнергии, тыс. руб. 1 227 634 1 756 276 2 351 567 2 790 596 3 581 666 +2,92 раза
10.Прочие виды услуг (благоустройство), тыс. руб. 929 470 1 032 699 1 152 769 1 388 010 489 848 -1,90 раза
11.Общая сумма доходов от реализации услуг всем потребителям, тыс. руб. 6 166 386 7 893 633 9 598 542 11 514 559 36 205 117 +5,87 раза
12.Общая сумма расходов от реализации услуг — всего, тыс. руб. 6 547 256 8209214 9 683 368 11 593 289 36 810 604 +5,62 раза
конкуренции в сфере ритуальных услуг, услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, гостиницам, баням, прачечным. Ремонт и обслуживание лифтов стали видом деятельности первых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью — субъектов предпринимательства в ЖКХ. На рынке ЖКУ города Ставрополя на протяжении уже многих лет работают такие предприятия, как ООО «СУ Ставропольлифт», ЗАО «САХ» (вывоз твердых бытовых отходов), которые являются доходными предпринимательскими структурами. Предприятие «Ставропольгоргаз» работает более пятидесяти лет, и анализ показателей его деятельности представляет большой интерес в рамках исследования развития предпринимательства в ЖКХ города Ставрополя и Ставропольского края.
На рис. 2 проведено сравнение финансового результата предприятий, исследуемых согласно данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» в 2002 и 2007 гг. Отсюда видно, что в 2007 г. ООО «СУ Ставропольлифт» получило чистую прибыль 5 293 тыс. руб., ОАО «Ставропольгор-газ» получило чистую прибыль 77 823 тыс. руб.
ЗАО «САХ» осталось в убытке — 4001 тыс. руб., несмотря на то, что на протяжении исследуемых шести лет это общество было прибыльным.
Эволюционный анализ экономических показателей деятельности предприятий, работающих на рынке жилья и ЖКУ, говорит о наметившейся положительной тенденции в их формировании, особенно в части получения прибыли как основного целевого ориентира, который также способствует повышению качества продукта деятельности данных предприятий.
В отличие от большинства других отраслей городского хозяйства, где уровень развития предпринимательства уже достаточно высок, например в торговле, общественном питании, строительстве,
2007 год
2002 год
ОСАХ
□ Ставропольгоргаз
□ Ставропольлифт
-20000,00
0,00
20000,00
40000,00
60000,00
80000,00
Рис. 2. Сравнение финансового результата исследуемых предприятий в 2002 и 2007 гг.
уровень развития предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве города и края остается крайне низким [5].
Сфера ЖКХ становится привлекательной для частного бизнеса после реструктуризации задолженностей предприятий отрасли, а за время преобразований в формировании рыночных отношений в ЖКХ уже удалось добиться значительных успехов [4]. В частности, сформирован рынок жилья: доля государства в жилищном фонде сократилась, основная масса жилищного фонда находится в собственности граждан, часть в собственности муниципальных образований. Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.
В ходе реформирования ЖКХ были разделены функции управления хозяйством, созданы службы заказчика и управляющей компании. Более 14 % населения участвуют в программе оплаты жилья по жилищным субсидиям, создано более 5,8 тыс. товариществ собственников жилья. Процесс изменения форм собственности предприятий ЖКХ идет. Рассматривая платежный документ на ЖКУ отдельно взятого дома г. Ставрополя в 2007 г., из семи предприятий — поставщиков услуг только одно имеет форму МУПа (вид услуги: 1 — содержание и ремонт жилья, поставщик услуги 1 — ООО «Управляющая компания-8», 2—вода и канализация — МУП «Водоканал», 3—теплоэнергия на отопление — ОАО «Теплосеть», 4—теплоэнергия на горячее водоснабжение — ОАО «Теплосеть», 5—телеантенна — ЗАО «Телерадиомастер», 6—вы-воз ТБО — ЗАО «САХ», 7—газоснабжение — ООО «Ставропольрегионгаз»).
В коммунальном секторе (отопление, горячее водоснабжение, вода и канализование, газ, электроэнергия) конкуренция невозможна, по крайней мере, пока. Она затруднена технически и экономически (государственные тарифы). Напротив, в жилищном секторе (наем, содержание и ремонт,
капитальный ремонт) уже достаточно давно работают частные компании в качестве подрядчиков.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить особенности предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это высокая социальная ответственность бизнеса в сфере ЖКХ; государственное (законодательное) регулирование предпринимательской деятельности субъектов ЖКХ; предпринимательство в сфере ЖКХ находится на стадии становления и развития; для жилищно-коммунального хозяйства характерно сосредоточение значительных финансовых потоков, неэффективный менеджмент и большие потенциальные возможности для получения прибыли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие. Под ред. доктора экон. наук, проф. Ю. Ф. Симионова. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: МарТ (Серия «Экономика и управление»), 2004. — 208 с.
2. Жилищное строительство в Ставропольском крае: приоритеты, проблемы, решения // РОССТАТ. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю (СТАВРОПОЛЬСТАТ). — Ставрополь, 2008. С. 3; 20.
3. Мартусевич Р. А. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве /Р. А. Мар-тусевич, С. Б. Сиваев, Д. Ю. Хомченко. — М.: Фонд «Институт экономики города». 2006. — 244 с.
4. Кошман Н.: Сфера ЖКХ станет привлекательной для частного бизнеса после реструктуризации задолженностей предприятия: ИА «Альянс Медиа» http: // allmedia. ru/headlineitem. asp?id=111063
5. Симионов Ю. Ф, Ткачева Н.А., Ясько В.Л. ЖКХ. Справочник для работников муниципальных образований. — М.: МарТ; Ростов-на-Дону: Март, 2007. — 272 с.
6. «Информационный бюллетень» Министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края за 2007 год.