настоящее время находятся в Австралии, один - в Великобритании, один - в США, один - в Канаде, один - в России. Хорошие специалисты уезжают в Европу, Америку, и там работают именно по своей специальности, достигая больших успехов.
А международная организация исследования мозга (IBRO) учредила специальную стипендию для предотвращения утечки мозгов из стран бывшего СССР. Они дают эту стипендию ученым из этих стран, чтобы те продолжали заниматься своим делом, не выезжая из своей страны.
Нужны рыночные механизмы регулирования, инновационный климат при которых выгодно вкладывать деньги в высокие технологии, а не импорт тех же лекарств. Все зависит от политики государства. Государство еще не научилось инициировать инновационную деятельность. Государству необходимо принимать меры по созданию в Армении высокотехнологичной, инновационной экономики, постиндустриального общества, по осуществлению крупных инфраструктурных, транспортных и образовательных программ, которые сделают Армению одной из самых развитых в научном, экономическом и технологическом плане свободных, демократических стран мира.
Литература
1. Балдин К.В., Передсраев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации. уч. пос. - М., 2011.
2. Галстян Л. ИТ-сфера: шаг вперед, два назад. ''Деловой экспресс''. март 2011.
3. Ергнян М. Армения с САИБЬБ и без него - это разные страны. - Ереван
2008.
Н.А. Фалькевич Н.В. Иванова
ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
OUTLOOK OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF MUNICIPAL UNITS
Аннотация: более 40% энергии, вырабатываемой в России, расходуется на ЖКХ, из которых на отопление и горячее водоснабжение приходится 64%. Результаты энергоаудита показывают, что сокращение потребления энергии в 2 раза при сохранении тех же потребностей является вполне реальной задачей, решение которой зависит от многих факторов, включая ликвидацию технологической отсталости предприятий коммунального хозяйства, сокращение уровня физического износа сетевого хозяйства и другого оборудования, повышение уровня организационно-экономической надежности обеспечения энергоресурсами потребителей. Поэтому проблема инновационного развития муниципальных образований стоит особо остро.
Ключевые слова: муниципальное образование, энергосбережение, ресурсосбережение, жилищно-коммунальное хозяйство, энергоаудит, инновационная активность, система управления.
Abstract: over 40% of energy produced in Russia is utilized for housing and utilities infrastructure purposes of which 64% is taken by heating and hot water supply. Results of energy audit show that double decrease of energy consumption seems to be quite realistic while maintaining the same level of demand. Energy saving solutions depend on a number of factors like elimination of technical underdevelopment of housing and utilities infrastructure,
© Н.А. Фалькевич, Н.В. Иванова, 2012
decrease of physical wear of power lines and other equipment, improving of economic and organizational aspects of energy supply. That is why the problem of innovation development of municipal units seems to be quite a major issue.
Keywords: municipal unit, energy saving, resource saving, housing and utilities infrastructure, energy audit, innovative development, management system.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства оказывает негативное влияние на общую макроэкономическую ситуацию в стране, так как потребность в расходах на его устойчивое функционирование в бюджетах городов составляет по разным подсчетам от 40 до 60%. Однако и этих средств для нормального функционирования предприятий ЖКХ недостаточно. Так, стоимость основных фондов отрасли ЖКХ в настоящее время составляет более 1 трлн. рублей, а их износ выше критического уровня и достиг по отдельным регионам 60-70%, а уровень надежности инженерных коммуникаций в России во много раз ниже, чем в европейских странах. По данным Росстроя более 40% энергии, вырабатываемой в России, расходуется на ЖКХ, из которых на отопление и горячее водоснабжение приходится 64%. При этом, само коммунальное хозяйство потребляет значительную долю этих энергоресурсов. Производственная база только коммунальной энергетики включает 67 тыс. отопительных котельных, более 350 тыс.км. тепловых сетей и 550 тыс.км. воздушных и кабельных электросетей, физический износ которых превышает более 53%. В крупнейших городах, включая Москву, состояние инженерной инфраструктуры не отличается в лучшую сторону (см. таблицу). Таким образом, в Москве доля сетей со сроком эксплуатации свыше 25 лет составляет: по водоснабжению - 70%; по водоотведению - 75%; по теплоснабжению -57%. В результате сегодня теплоэнергия в Москве самая дорогая в стране. И это при наличии конкуренции на рынке энергоресурсов, хорошей обеспеченности инженерной инфраструктурой и отсутствии суровых климатических условий. В городе производством тепла занимаются две основные компании - ОАО «МОЭК» и ОАО «Мосэнерго»; теплоснабжением - ОАО Московская теплосетевая компания (МТК) дочерняя компания «МОЭК». «МОЭК» производит тепловую энергию в котельных и находится в собственности города. Мосэнерго вырабатывает тепло на ТЭЦ и имеет контролирующего акционера ООО «Газпром энергохолдинг». Тариф МОЭК с учетом транспортировки тепла составлял в 2011 г. 1433 руб. за Гкал., что на 40% больше суммы тарифов Мосэнерго и МТК. Общеизвестно, что выработка тепла на ТЭЦ по сравнению с котельными требует значительно меньших затрат, так как ТЭЦ существенно экономичнее с точки зрения потребления топлива. Большинство теплоэлектроцентралей города в отличие от котельных удалены от жилой застройки, а их экологические параметры значительно лучше.
Кроме того, теплоэлектроцентрали производят тепловую и электрическую энергию в комбинированном режиме и при этом для выработки электроэнергии тепло вырабатывается попутно независимо от того, найдется для него покупатель или нет. В ряде случаев тепловая энергия ТЭЦ не находит своего потребителя, поскольку котельные функционируют в режиме наилучшего благоприятствования. При этом в структуре тарифов на тепловую энергию для конечных потребителей доля производителя тепла постепенно становится все меньше, а доля теплосетевой компании все больше. Так, в 2010 году доля «Мосэнерго» в конечной цене тепловой энергии составила 42%, а доля тепловых сетей соответственно 58%, при этом рост тарифов у производителя тепла объясняется повышением цен на газ, а рост цен на услуги МТК связан с увеличением так называемых постоянных расходов, включая затраты на ремонт, персонал и т.п. Для того чтобы контролировать рост тарифов на транспортировку тепла «Газпром энергохолдинг» в конце 2011 года выступил с предложением продать или передать в управление «Мосэнерго» активы МТК - в этом случае потребителям гарантировалось стабильность тарифов на передачу тепла в течение трех лет. Экономия для потребителей по экспертным оценкам могла бы
превысить 10 млрд. рублей. Высокий процент износа инженерной инфраструктуры ЖКХ требует значительных инвестиций на приобретение оборудования, ремонт, реконструкцию, строительство и модернизацию коммунальных объектов. Недостаток средств приводит к ежегодному росту объемов незавершенных строительно-монтажных работ. Причиной роста незавершенного строительства является, наряду с финансовыми трудностями предприятий ЖКХ, включение в инвестиционную программу города новых объектов, в то время как утвержденные на год лимиты инвестиций не могли в полной мере обеспечить завершение ранее начатого строительства. Такой подход приводит в физическому и моральному старению объектов причем задолго до их пуска в эксплуатацию. Темпы роста незавершенного строительства - крайне неблагоприятная тенденция, поскольку излишняя иммобилизация средств, отвлечение их из производительного оборота снижают использование активов предприятий ЖКХ, замораживают возможные резервы и источники обеспечения рентабельности деятельности. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Управление предприятиями ЖКХ развивается по экстенсивному сценарию, не происходит качественных изменений в стратегии управления. В основу этой стратегии должно быть положено проведение реструктуризации коммунальных предприятий, заключающееся в приведении структуры мощностей, имущества и занимаемых земельных участков в соответствие с объемом предоставляемых услуг, на который имеется платежеспособный спрос, при одновременном реформировании системы управления финансами. Необходимы изменения в организационной и в производственной структурах, активах, задолженности, составе персонала и т.д. Данные мероприятия призваны обеспечить как минимум выход на безубыточный режим работы.
Таблица 1
Техническое состояние и сроки эксплуатации инженерных сетей
коммунальных предприятий г. М осквы
Тип сетей Всего (км) Срок эксплуатации (лет) В том числе со сроком эксплуатации более 25 лет
всего (км) в %
Сети водоотведения 1095.87 35-45 3701.55 75.44
2605.68 35-25
3768.90 15-25
1306.55 0-15
Водопроводные сети 4567.29 35-45 7556.03 69.9
2988.74 35-25
2016.38 15-25 0
1225.59 0-15
Теплосети 1783.3 35-45 3552.2 56.88
2768.9 35-25
3219.56 15-25 0
5746.5 0-15
Введение договорной формы взаимоотношений как между собственником и службой заказчика, так и между подрядными организациями, несомненно, позволяет перевести сферу управления жилищно-коммунальным хозяйством на более высокий уровень, а материальная ответственность за нарушение договорных обязательств приводит к значительному улучшению качества содержания и обслуживания жилищного фонда. Однако, структура отрасли осталась прежней: в ней преобладают государственные и муниципальные предприятия, монополизировавшие оказание услуг и завышающие их стоимость. В итоге значительная доля расходов по содержанию ЖКХ лежит на плечах населения. Сложилась парадоксальная картина: отрасль
недофинансируется, а в результате разрушается жилой фонд и инженерные коммуникации. В то же время издержки и цены на услуги ЖКХ очень высоки и покрывают огромные потери ресурсов, в том числе электроэнергии, тепла, газа, воды и т.д., расход которых контролируется исключительно слабо. Сегодня нельзя не признать, что многие муниципальные предприятия ЖКХ, оставаясь унитарными предприятиями по организационно-правовой форме, фактически таковыми не являются. Они уже давно стали или фактически частными или, оставаясь муниципальными, не ориентированы на выполнение социальных задач. В настоящее время очень остро стоит вопрос с инвестициями в отрасль ЖКХ. Задача создания эффективного мотивационного механизма относится к первостепенным. Неэффективный мотивационный механизм имеет свое объяснение. Так, механизм управления предприятиями ЖКХ не может быть признан удовлетворительным. По типовому контракту, заключенному между органами местного самоуправления и руководителем предприятия коммунального хозяйства, руководителю вменяется в обязанность обеспечивать проведение мер по бесперебойному предоставлению коммунальных услуг, снижению себестоимости услуг, росту производительности труда, рациональному и целевому использованию муниципального имущества, выделяемых предприятию бюджетных ассигнований и других денежных средств и материальных ресурсов. Длительное время наблюдается неустойчивое экономическое положение предприятий коммунального хозяйства. Оно еще более усугубляется нарастающим объемом задолженности, которая, в свою очередь, ведет к запутанности в расчетах за выполненные работы и услуги и невыполнение своих обязательств. Такое положение отрицательно влияет на финансовое состояние многих отраслей экономики страны, а сами предприятия коммунального хозяйства стали источником серьезной угрозы для социально-экономического развития муниципальных образований.
В ноябре 2009 был принят закон об энергосбережении [8], целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Закон регламентирует новые требования к строительному проектированию, как новых объектов, так и существующих зданий и сооружений, включая теплопроводность ограждающих конструкций, установку приборов учета тепла, газа, воды; требования к отдельным строительным деталям и конструкциям (перечень этих деталей, к сожалению, не расшифровывается). Кроме того, ужесточается порядок приемки вновь построенных, реконструируемых и капитально отремонтированных объектов недвижимости. Повышается ответственность за теплоэнергосбережение собственников жилья и других объектов. Они обязаны устанавливать общедомовые приборы учета ресурсов. Собственники помещений в многоквартирном доме, в свою очередь, обязаны обеспечивать надлежащее состояние здания, соответствующее классу его энергетической эффективности. В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны устанавливать приборы учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.
Законом определены требования к разработке региональных и муниципальных программам в области энергосбережения (целевые показатели, перечень типовых и приоритетных мероприятий по энергосбережению с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующих программ, сроки проведения, источники финансирования указанных мероприятий) детально в жилищном фонде, государственных и муниципальных организациях и учреждениях, в общем виде - в системах
коммунальной инфраструктуры. Безусловно, все это должно в перспективе обеспечить повышение энергоэффективности экономики муниципальных образований. Однако, на наш взгляд закон нуждается в дополнении. В нем не уделено достаточно внимания повышению энергоэффективности у производителей тепловой, электрической энергии и сокращению затрат у сетевых компаний. Кроме того, желательно было бы особо указать на основные источники теплопотерь зданий - окна и двери. В стране существует большое количество производителей так называемых пластиковых окон и стальных входных дверей в подъезды и отдельные квартиры. Эта продукция очень часто не удовлетворяет требованиям энергоэффективности и изготавливается кустарным способом. Сложившаяся система управления городской инфраструктурой по-прежнему не имеет долгосрочной стратегии энергоресурсосбережения, что приводит к незаинтересованности в проведении энергетических и ресурсосберегающих мероприятий. Проблема энергосбережения становится важной как для потребителей, так и для ресурсоснабжающих организаций и предприятий, определяет в немалой степени их конкурентоспособность и устойчивость муниципальных образований. По данным зарубежных энергоаудиторов сокращение энергоресурсов в 2 раза при сохранении тех же потребностей является вполне реальной задачей для большинства российских регионов. Создавшееся положение зависит от многих факторов, в том числе связанных с неблагоприятной экономической ситуацией в стране, от того, что подавляющее большинство предприятий коммунального хозяйства пока не смогло адаптироваться к работе в новых производственных и экономических условиях. Следовательно, объективно требуется перестройка технологических и производственно-экономических систем деятельности этих предприятий и их адаптация к современным рыночным условиям. В связи с этим возникает крайне необходимая задача разработки и внедрения новой стратегии развития предприятий коммунального хозяйства, которая могла бы позволить безболезненно реализовать программы коренной перестройки их деятельности в соответствии с новыми требованиями модернизации всего народного хозяйства, а также сформировать современную материально-техническую базу для повышения конкурентоспособности своих производств.
Отечественными и зарубежными учеными проблеме энергосбережения было посвящено достаточно большое количество публикаций, среди которых авторы хотели бы выделить работу [6]. Обобщая результаты исследований последних лет, посвященных этой проблеме, могут быть сформулированы основные направления создания системы энергоресурсосбережения в ЖКХ, включая:
- выбор эффективных методов использования топливно-энергетических ресурсов в целях их экономии, повышения качества коммунальных услуг и обеспечения экологической и энергетической безопасности;
- формирование условий для обеспечения экологически ответственной и социально-ориентированной деятельности бизнеса;
- создание условий для внедрения ресурсоэнергосберегающих технологий на предприятиях коммунальной инфраструктуры и у потребителей;
- разработка и реализация гибкой тарифной и налоговой политики для стимулирования развития жилищной сферы и коммунальной инфраструктуры муниципального образования и программ ресурсоэнергосбережения.
- обеспечение эффективной организационно-экономической надежности системы ресурсоэнергосбережения.
Формирование организационно-экономической системы управления ресурсоэнергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципального образования должно быть основано на принципах как повышения конкурентоспособности, так и на обеспечении взаимодействия поставщиков
энергетических ресурсов и их потребителей. При этом должен соблюдаться принцип освобождения потребителей от наказания (штрафов), не выбирающих лимит на электроэнергию, о чем справедливо говорил в конце 2011 года председатель правительства страны. Соблюдение этих принципов и подходов требует достаточно высокого уровня организационно-экономической надежности обеспечения энергетическими ресурсами жилищно-коммунального хозяйства и функционирования системы ресурсоэнергосбережения. Главными факторами, обеспечивающими организационно-экономическую надежность снабжения энергоресурсами и экологическую безопасности территории, являются:
- инновационное развитие предприятий коммунальной инфраструктуры;
- внедрение новых технологий при развитии, как отдельных объектов, так и градостроительных территорий;
- обеспечение системы обратной связи между поставщиками и потребителями энергетических ресурсов;
- организация четкого взаимодействия всех участников процесса выработки, передачи и потребления энергетических ресурсов.
Основными направлениями развития системы управления ресурсоэнергосбережением, способствующими снижению финансовой нагрузки на бюджеты муниципальных образований, являются:
- формирование системы энергоаудита и мониторинга за эффективным использованием энергетических ресурсов у поставщиков и потребителей;
- сокращение расходов энерго- и других видов ресурсов, в том числе за счет уменьшения их нецелевого использования при сохранении заявленных потребностей всех категорий потребителей;
- внедрение малых и альтернативных источников получения энергоресурсов (солнечная, геотермальная, ветровая, энергия морских приливов и отливов и др.), независимых от централизованных источников и коммунальных сетей.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что целью системы ресурсоэнергосбережения является достижение максимально возможного уровня энергетической эффективности муниципального хозяйства. В условиях современной конкуренции инновационная активность и внедрение новых технологий ресурсоэнергосбережения на предприятиях коммунального хозяйства независимо от форм собственности становятся перспективой их развития. При этом органы власти, датирующие деятельность этих предприятий за счет средств бюджета, должны иметь право контроля за соответствием деятельности предприятия его уставным задачам (в том числе прозрачностью финансово-экономической отчетности и доступностью ее как для инвесторов, так и для проверяющих органов, возможностью проверки сделок с имуществом, являющимся государственной и муниципальной собственностью; правильностью расходования средств, выделяемых предприятиям из бюджета и др.). Контроль должен сочетаться с невмешательством муниципальных и других органов в оперативную и хозяйственную деятельность предприятий.
Литература
1. Башмаков И.А. Повышение энергоэффективности российской экономики // Энергоэффективность: опыт, проблемы, решения. 2009. № 1-2, с.9-16.
2. Брег Г.В. Традиционные ошибки внедрения инновации: мировой опыт // Вестник университета. 2009. № 14(35), с.149-150.
3. Зотов В.Б. Стимулирование энергосбережения: конкурс реализованных проектов // Энергосбережение. 2007. № 1, с.14-15.
4. Ильина Л.А. Государственное управление топливно-энергетическим комплексом в целях повышения коммерческой и бюджетной эффективности // Вестник университета. 2007. № 9(35), с.178-183.
5. Полонский В.М., Трутнева М.С. Энергосбережение. - М.: АСВ, 2008. - 160с.
6. Семенов В.Н. Оценка экономии энергоресурсов в системах коммунальной инфраструктуры и объектов жилищной недвижимости // Недвижимость: экономика, управление. 2011. № 3-4.
7. Слиняков Ю.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. - 352 с.
8. ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В.В. Филатов М.В. Дадугин
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА
REGIONAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF INFORMATION-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MODERN INNOVATIVE ENTERPRISES
ON THE BASIS OF INTRODUCTION OF SYSTEM OF CONTROLLING
Аннотация: в данной статье показано, что назначение информационных потоков на современных предприятиях - это оптимизация работы предприятия, а также внедрение службы контроллинга, а именно контроллинга инновационной деятельности. Рассмотрено современное содержание системы контроллинга с учетом эффективной системы управления инновационными процессами. Изучена концепция проект-контроллинга как концепция управления, включающая все компоненты современного менеджмента и отвечающая требованиям к системам управления в условиях высокой динамичности региональных рынков.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационная экономика, управленческий учет, контроллинг, маркетинговые программы, региональный рынок.
Abstract: in given article it is shown that appointment of information streams at the modern enterprises is an optimization of work of the enterprise, and also introduction of service of controlling, namely controlling of innovative activity. The modern maintenance of system of controlling taking into account an effective control system of innovative processes is considered. The concept the controlling project - as the concept of management which is including all components of modern management and meeting the requirements to control systems in the conditions of high dynamism of the regional markets is studied.
Keywords: an innovation, innovative activity, innovative economy, the administrative account, controlling, marketing programs, the regional market.
В настоящее время, создавая предпосылки полной экономической самостоятельности, региональный рынок выдвигает жесткие финансовые и экономические требования, объективность которых ориентирует предприятие на
© В.В. Филатов, М.В. Дадугин, 2012