Научная статья на тему 'Проблемы социализации и инкультурации в современных условиях'

Проблемы социализации и инкультурации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / инкультурация / ценности / нормы / информационное общество / целостная личность / агенты социализации и инкультурации / подражание/копирование / сознательное и бессознательное / socialization / enculturation / values / norms / information society / holistic personality / agents of socialization and enculturation / imitation/copying / conscious and unconscious

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Николай Петрович Кисенко

Российское общество сегодня оказалось под влиянием процесса глобализации, который выражается в таких объективных феноменах, как техническое и технологическое развитие, а также в субъективных проявлениях – изменениях ценностно-нормативной системы. Последствием этого является антропологический кризис, замещение традиционных агентов социализации на новые – информационные и телекоммуникационные ресурсы, сеть Интернет. В зоне риска оказывается молодое поколение россиян. Используя методы анализа документов, синтеза и аналогии, автор выявляет такие перманентные признаки процесса социализации и инкультурации, как сочетание сознательных и бессознательных механизмов, действие закона подражания/копирования наиболее значимых образцов и ценностей. Указывается, что в условиях информационного общества формирование целостной личности, способной к воспроизводству и передаче последующим поколениям базовых ценностей и норм, оказывается труднодостижимым. Используя дескриптивный, компаративный методы и метод анализа формальных правовых источников, автор заключает, что, наряду с формально-юридическим воздействием государства на функционирование информационных и коммуникационных ресурсов, требуется системное влияние на них институтов гражданского общества и сферы образования в целом, способных сформировать правильные аксиологические основы в обществе и государстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Socialization and Inculturation in Modern Conditions

Russian society today is influenced by the process of globalization, which is manifested in objec-tive phenomena such as technical and technological development, as well as subjective manifestations-changes in the value-normative system. The consequence of these processes is an anthropological crisis, the replacement of traditional agents of socialization with new ones – information and telecommunication resources, the Internet. The young generation of Russians, who most actively use new technologies in their everyday and professional lives, is at risk. Using methods of document analysis, synthesis, and analogy, the author identifies permanent features of the processes of socialization and enculturation such as the interplay of conscious and unconscious mechanisms and the law of imitation/copying of the most significant models and values. The article points out that in the modern conditions of the information society, such a sought-after goal of socialization and enculturation as the formation of an integral personality capable of reproducing and transmitting basic values and norms to subsequent generations turns out to be difficult to achieve. The fact of modernity is also becoming the allocation of the Internet as an influ-ential agent of socialization. Employing descriptive, comparative methods, and formal legal source analysis, the author concludes that, alongside the formal-legal influence of the state on the functioning of information and com-munication resources, there is a necessity for systemic influence from civil society institutions and the education sector as a whole, which can establish appropriate axiological foundations in society and the state

Текст научной работы на тему «Проблемы социализации и инкультурации в современных условиях»

Научная статья

УДК 130.2+316.614

https://doi.org/10.24158/fik.2024.10.16

Проблемы социализации и инкультурации в современных условиях Николай Петрович Кисенко

Независимый исследователь, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Российское общество сегодня оказалось под влиянием процесса глобализации, который выражается в таких объективных феноменах, как техническое и технологическое развитие, а также в субъективных проявлениях - изменениях ценностно-нормативной системы. Последствием этого является антропологический кризис, замещение традиционных агентов социализации на новые - информационные и телекоммуникационные ресурсы, сеть Интернет. В зоне риска оказывается молодое поколение россиян. Используя методы анализа документов, синтеза и аналогии, автор выявляет такие перманентные признаки процесса социализации и инкультурации, как сочетание сознательных и бессознательных механизмов, действие закона подражания/копирования наиболее значимых образцов и ценностей. Указывается, что в условиях информационного общества формирование целостной личности, способной к воспроизводству и передаче последующим поколениям базовых ценностей и норм, оказывается труднодостижимым. Используя дескриптивный, компаративный методы и метод анализа формальных правовых источников, автор заключает, что, наряду с формально-юридическим воздействием государства на функционирование информационных и коммуникационных ресурсов, требуется системное влияние на них институтов гражданского общества и сферы образования в целом, способных сформировать правильные аксиологические основы в обществе и государстве.

Ключевые слова: социализация, инкультурация, ценности, нормы, информационное общество, целостная личность, агенты социализации и инкультурации, подражание/копирование, сознательное и бессознательное

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кисенко Н.П. Проблемы социализации и инкультурации в современных условиях // Общество: философия, история, культура. 2024. № 10. С. 119-123. https://doi.org/10.24158/fik.2024.10.16.

Original article

Problems of Socialization and Inculturation in Modern Conditions Nikolay P. Kisenko

Independent researcher, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. Russian society today is influenced by the process of globalization, which is manifested in objective phenomena such as technical and technological development, as well as subjective manifestations-changes in the value-normative system. The consequence of these processes is an anthropological crisis, the replacement of traditional agents of socialization with new ones - information and telecommunication resources, the Internet. The young generation of Russians, who most actively use new technologies in their everyday and professional lives, is at risk. Using methods of document analysis, synthesis, and analogy, the author identifies permanent features of the processes of socialization and enculturation such as the interplay of conscious and unconscious mechanisms and the law of imitation/copying of the most significant models and values. The article points out that in the modern conditions of the information society, such a sought-after goal of socialization and enculturation as the formation of an integral personality capable of reproducing and transmitting basic values and norms to subsequent generations turns out to be difficult to achieve. The fact of modernity is also becoming the allocation of the Internet as an influential agent of socialization. Employing descriptive, comparative methods, and formal legal source analysis, the author concludes that, alongside the formal-legal influence of the state on the functioning of information and communication resources, there is a necessity for systemic influence from civil society institutions and the education sector as a whole, which can establish appropriate axiological foundations in society and the state.

Keywords: socialization, enculturation, values, norms, information society, holistic personality, agents of socialization and enculturation, imitation/copying, conscious and unconscious

Funding: Independent work.

For citation: Kisenko, N.P (2024) Problems of Socialization and Inculturation in Modern Conditions. Society: Philosophy, History, Culture. (10), 119-123. Available from: doi: 10.24158/fik.2024.10.16 (In Russian).

Актуальность и постановка проблемы. В современном мире, обуреваемом многочисленными вызовами, связанными с влиянием глобализации, ускорением общественной динамики, цифровизации и гаджетизации всех сфер жизни человека и общества, проблема социализации и инкультурации обретает новые формы и проявления.

© Кисенко Н.П., 2024

ФИЛОСОФИЯ РЖЬОБОРНУ

Сама по себе она не нова, поскольку составляющие ее феномены - вечные спутники человеческой цивилизации, однако именно социокультурные условия, в которых протекают эти процессы, по-разному определяют векторы и методы исследования, а также делают рельефными те или иные их стороны. Речь идет, прежде всего, об агентах социализации и инкультурации, функционирование которых в современном информационном обществе подлежит общественно-правовому регулированию. Неизменным элементом этого процесса, вне зависимости от условий его развертывания, остается личность, для которой общественные и культурные нормы - это всегда вызов для дуальной природы человека. Неслучайно П.А. Сорокин называет личность продуктом социокультурных сил (Сорокин, 1992).

Основная часть. Одним из авторов, детально разработавших теорию культурогенеза, является Ж.Г. Тард, который заявил, что в основе любого общественного развития лежит закон всеобщего повторения, или подражание. Ученый постулировал, что все сходства органического происхождения при всеобщности повторения, замечаемые в мире живых существ, являются результатом наследственной передачи. В социальных процессах подражание проявляется в таких его видах, как обычай, мода, симпатия. Если биологические признаки человека, воспроизводящиеся в каждой новой особи, формируют его наследственную схожесть с предками, то общественное подражание связывает поколения между собой, позволяя воспроизводиться культуре и подтверждать каждой личности факт своей принадлежности к ней (Тард, 2012).

Автор теории психоанализа, австрийский ученый Зигмунд Фрейд отмечал, что развитие человека и культуры, движимое постоянной борьбой между природным биологическим началом и нормами культуры, заставляет искать все новые и новые сферы их компромисса; как следствие, изменяется и сама культура, и личность. В ходе эволюции человеческой культуры и общества вырабатываются новые нравственные и религиозные нормы, хотя сам принцип табуирования остается старейшим механизмом. Социокультурные требования не только контролируют человеческие инстинкты, но и направляют развитие цивилизации, сохраняя ее. На примере племен, сохранившихся до Нового времени, З. Фрейд показал, что феномен табуирования вещей, действий, явлений выступает своеобразным охранным механизмом как для самого человека, так и для общества в целом. Но, пожалуй, самым значимым в истории моментом является не фактическая сторона запретов, а способы и формы их принятия сознанием с последующей реализацией в поведении. З. Фрейд пришел к выводу, что сублимированная энергия человека, постоянно борющегося с желаниями, обусловленными биологической природой, является фактором культурогенеза и культурного многообразия (Фрейд, 2022). Ученый отмечал, что биологическая природа человека, постоянно стремящаяся нарушить социокультурные нормы, проявляется и действует бессознательно, однако их интерпретация всегда происходит осознанно.

Последователь З. Фрейда, К.Г. Юнг, принимая тезис о наличии сознательного и бессознательного в структуре личности, расширил положения этой концепции дополнительными характеристиками. По его мнению, сфера сознания носит исключительно личный характер, в то время как бессознательного - безличный. К. Юнг назвал этот феномен коллективным бессознательным, базирующимся на архетипах как матрице общечеловеческого безличного опыта. Архетипы культуры, по К. Юнгу, являясь врожденными, выступают элементом, потенциально присутствующим в психике человека и высвобождающимся в обход сознания в случае возникновения определенной социокультурной ситуации. Воспринятые социокультурные нормы, в отличие от них, закладываются в основу мотиваций (Юнг, 2023). Таким образом, процесс социализации и инкультурации, по К. Юнгу, всегда протекает под действием целого комплекса осознанных и бессознательных факторов, связывая тем самым человека с предшествующими поколениями.

В настоящее время процесс социализации и инкультурации приобретает новые аспекты и формы. Под влиянием глобализационных процессов, распространения цифровизации и гаджети-зации сами агенты социализации стали более многообразными. Помимо традиционных институтов, таких, например, как семья, малые группы сверстников, образовательные учреждения, трудовые коллективы, оказывающие прямое или косвенное влияние на формирование личности и куль-турогенез в целом, значение приобретают неофициальные средства массовой информации и коммуникации. Современные исследователи указывают на то, что пространство Интернета, ставшее непомерным для сознания человека, формирует установки на временный характер ресурсов, стремление к отрывочным знаниям («информационному фастфуду») в ущерб системному восприятию и пониманию, что формирует новые способы мышления («клиповое мышление») и, как следствие, расставляет новые приоритеты в вопросе социальной и правовой ответственности личности (Гусарова, 2021). Иными словами, проблема формирования целостности личности, ее системного мышления в современных социокультурных условиях выходит на первый план.

В контексте проанализированных выше проблем и выявленных закономерностей социализации и инкультурации, таких как постоянство механизма подражания/копирования образцов поведения, ценностей, идей, а также постоянная борьба двойственной природы человека со внешними

социокультурными факторами, можно отметить, что пространство Интернета, а точнее, невозможность полного контроля над ним, создает определенные условия для этих процессов. Речь идет, прежде всего, о бессознательном подражании авторитетам (реальным и виртуальным), их идеям и ценностям, сила влияния которых настолько масштабна и интенсивна благодаря тому, что цифровые технологии стали частью повседневности, дают новые возможности и преимущества именно за счет узкоспециализированной информации, добытой в кратчайшие сроки, что достижения отдельной личности и социальных групп, приобретенные с помощью традиционных агентов социализации, размываются и теряют свою значимость как фактора, определяющего мотивации человека. Неслучайно современные исследователи указывают на формирование модели социальности нового типа, признаками которой являются такие феномены, как информационная идентичность, презентация и самопрезентация (Федорищенко, Гвинтовкин, 2012). Кроме того, погружение пользователя в бесконечное пространство Интернета, ставшее сегодня новой социальной территорией, сопровождается такими субъективными чувствами, как ощущение свободы, превосходства, независимости и анонимности (подчас мнимой), стимулирует проявление тех бессознательных желаний, которые в условиях реального мира строго санкционируются обществом либо государством. Речь идет о распространении порнографической продукции, транслируемых нереалистичных образах героев с их сверхъестественными качествами, технологиях личного успеха и роста (в области физиологии или психологии), влияния на мир и его устройство и т. п., транслируемых посредством Интернета.

Нисколько не умаляя значение Сети в качестве фактора коммуникации и инкультурации современного человека, все же следует заметить, что отрицательные последствия ее использования стали фактом. Во-первых, у субъектов активизируются установки на доминирование индивидуальных интересов и реализацию собственных биологических потребностей в ущерб общественно значимым целям и ценностям. Во-вторых, магнетизм образцов для подражания и социальные возможности, которые они обещают своим приверженцам благодаря новым инструментам, создают сложности для самоконтроля. В-третьих, виртуальный характер образцов для подражания, воздействующих на индивидов посредством цифровых технологий, создает трудности для правового контроля за их распространением со стороны государства, а следовательно, возникает невозможность полной проверки контента на предмет деструктивности. В связи с этим представляется верной позиция современных исследователей, согласно которой в условиях информационного общества, наряду с мерами организационно-правового характера, возрождением ценностей традиционной культуры, необходимо формирование положительного контента как способа профилактики деструктивного влияния множественных информационных ресурсов (Гусарова, 2020). При этом развитие таких умений и навыков субъекта, как систематизация, отбор и целевое использование информации, которые выделяются в современной литературе в качестве важнейших для современной личности (Ёрмирзоева, 2016), актуализирует их место в системе ценностей и качеств личности.

Следует отметить, что проблема целостности личности уже поднималась в трудах отечественных философов прошлого, однако в настоящих реалиях она вновь приобретает актуальность (Гусарова, Кисенко, 2024). Повсеместное распространение цифровых технологий привело к вытеснению, замещению собственно человеческого - духовного - на операционные действия искусственного интеллекта, что, пожалуй, можно охарактеризовать как начало антропологического кризиса в культуре. При этом сфера бессознательного, связанного с биологической природой человека, не перестала создавать противодействие, но, напротив, проявляет себя в самых неожиданных и искаженных формах, которые подчас не поддаются контролю и надзору ни со стороны общества, ни со стороны государства.

Выдающийся отечественный философ И.А. Ильин отмечал, что жизнь человека как существа, наделенного духом, оправдывается, только если душа его исходит из единого предметного центра, движимая подлинною любовью к Божеству как верховному благу (Ильин, 1994: 153). Сама духовность может быть раскрыта только через социальное, а следовательно, лишь в процессе социализации и инкультурации. В работах И.А. Ильина рассматривается проблема духовного кризиса индивида, приводящая к мировым войнам, революциям (Ильин, 1994: 151). Ученый полагает, что причиной ее является децентрализация духовных ориентиров, что обнаруживается во внешнем поведении человека. Децентрализация или отсутствие системности, о которой мы упоминали ранее, делает субъекта уязвимым перед стихийным влиянием различных факторов и в конечном счете перед силой биологической природы. Основной способ сохранения целостности для личности И.А. Ильин видит в реализации трех духовных законов - духовного достоинства, автономии и взаимного признания (Ильин, 1994: 310). Единство личности, формирование чувства сопричастности и ответственности по отношению к социуму и культуре, по И.А. Ильину, обусловливает здоровое, автономное правосознание, которое является искомым результатом процесса социализации и инкультурации.

Как известно, в настоящее время государство уделяет особое внимание защите российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия. Стоит отметить масштабность правового регулирования с опорой на Стратегию национальной безопасности

ФИЛОСОФИЯ PHILOSOPHY

России1, которая закрепляет положения о деструктивных силах и определяет их в виде негативных социальных процессов, выраженных в таких действиях по дестабилизации общественно-политической ситуации в стране, как распространение недостоверной информации в сети Интернет, размещение материалов террористических организаций, призывающих к массовым беспорядкам, осуществление экстремистской деятельности, участие в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, призывы к совершению самоубийства, пропаганда криминального образа жизни, потребление наркотических средств и психотропных веществ, распространение иной противоправной информации, побуждающей к совершению преступлений. Особо значимым объектом охраны для государства должна стать молодежь, поскольку именно она проходит процессы социализации и инкультурации наиболее интенсивно.

Инструментом контроля и противодействия деструктивным силам являются также федеральные законы России, в числе которых - об информации, информационных технологиях и о защите информации2, о связи3, подзаконные акты Роскомнадзора4 и иные документы5, регулирующие данные отношения.

Заключение и выводы. Процесс социализации и инкультурации является многомерным и сложным. Человек как существо с дуальной природой находится в состоянии борьбы между властью природы и желанием быть частью общества. Дуализм человека также опознается в поиске компромиссов между индивидуализированными, осознанными, личностно интериоризированными ценностями и нормами и коллективным бессознательным, проявляющимся стихийно и неосознанно. Эти законы можно считать неименными в истории человеческой цивилизации, поскольку ценности, нормы, образцы поведения передаются из рода в род подражанием-копированием, видоизменяясь под влиянием социокультурных факторов. В современных реалиях, в которых господствует власть информации, новых технологий, цифровизации и гаджетизации, проблемы поиска компромисса между названными выше крайностями особенно глубоки. Такие цели социокультурного развития, как формирование целостной личности, успешная и свободная интеграция индивида в культуру, преодоление антропологического кризиса и возрождение духовной культуры, должны стать центральными для общества и позиционироваться как единственно верный вектор.

Несмотря на действительный характер нормативно-правовых актов и способы контроля указанных выше проблем, их инструменты являются системно сложными и содержат долгосрочные методы контроля и выявления деструктивного контента постфактум, когда информация уже распространена и доведена до объекта воздействия. В этом случае можно говорить только о минимизации вреда. Однако сложность самих процессов социализации и инкультурации в информационном обществе требует комплексных мер, обусловленных единством системы общественного контроля, включающего в себя в качестве элемента систему правового контроля. Таким образом, в современном обществе требуется не только санкционирование, но и усиление оперативной реакции институтов гражданского общества и государства, направленной на прогнозирование и предупреждение деструктивных влияний путем воспитательной работы с населением как в системе образования, так и посредством информационно-коммуникационных ресурсов.

Список источников:

Гусарова М.А. Интернет как фактор формирования общественного правосознания в современном обществе // Правовое регулирование и научно-технический прогресс. Краснодар, 2021. С. 95-100.

Гусарова М.А. Проблема правового воспитания молодежи как фактор формирования антитеррористических установок правосознания в современном российском обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Реги-оноведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2020. № 2 (259). С. 104-109.

Гусарова М.А., Кисенко Н.П. Религиозное сознание как основа формирования правосознания в творчестве И.А. Ильина и Б.П. Вышеславцева // Теория и практика общественного развития. 2024. № 7 (195). С. 181-187. https://doi.org/10.24158/tipor.2024.7.22.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации № 400 от 02.07.2021 [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 19.09.2024).

2 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24157 (дата обращения: 19.09.2024).

3 О связи : Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/19708 (дата обращения: 19.09.2024).

4 Об утверждении Порядка идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам : приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 11.02.2019 № 21 [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/documents/2019/03/04/roskomnadzor-prikaz21-site-dok.html (дата обращения: 19.09.2024).

5 Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 17.08.2024 № 2233-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Ёрмирзоева Ф.А. Проблемы формирования личности в условиях информационного общества // Успехи современной науки. 2016. Т. 5, № 9. С. 11-16.

Ильин И.А. Собрание сочинений : в 10 т. М., 1994. Т. 4. 624 с. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 543 с. Тард Ж.Г. Законы подражания. М., 2012. 378 с.

Федорищенко П.А., Гвинтовкин А.Н. Информационное общество: проблемы становления социума нового типа и виртуальной социализации // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 11. С. 274-281.

Фрейд З. Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии. М., 2022. 224 с. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. М., 2023. 224 с.

References:

Ermirzoeva, F. A. (2016) Problemy formirovaniya lichnosti v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [Problems of personality formation in the conditions of information society]. Uspekhi sovremennoi nauki. 5 (9), 11-16. (In Russian)

Fedorishenko, P. A. & Gvintovkin, A. N. (2012) Information Society: the Problems of Formation of New Type Society and Virtual Socialization. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. (11), 274-281. (In Russian)

Freid, Z. (2022) Totem i tabu: psikhologiya pervobytnoi kul'tury i religii [Totem and taboo: psychology of primitive culture and religion]. Moscow. 224 p. (In Russian)

Gusarova, M. A. & Kisenko, N. P. (2024) Religious Consciousness as the Basis for Forming Legal Consciousness in the Works of I.A. Ilyin and B.P. Vysheslavtsev. Theory and Practice of Social Development. (7 (195)), 181-187. Available from: doi:10.24158/ti-por.2024.7.22. (In Russian)

Gusarova, M. A. (2020) The Problem of Legal Education of Young People as a Factor in the Formation of Anti-Terrorist Attitudes of Legal Consciousness in Contemporary Russian Society. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Re-gionovedenie: filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turologija. (2 (259)), 104-109. (In Russian)

Gusarova, M. A. (2021 ) Internet kak faktor formirovanija obshhestvennogo pravosoznanija v sovremennom obshhestve [Internet as a factor in the formation of public legal awareness in modern society]. In: Pravovoe regulirovanie i nauchno-tehnicheskijprogress. Krasnodar, рр. 95-100. (In Russian)

Il'in, I. A. (1994) Sobranie sochinenii [Collected works]. Vol. 4. Moscow. 624 p. (In Russian)

Sorokin, P. A. (1992) Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow. 543 p. (In Russian) Tard, Zh. G. (2012) Zakony podrazhaniya [The laws of imitation]. Moscow. 378 p. (In Russian)

Yung, K. G. (2023) Arkhetipy i kollektivnoe bessoznatel'noe [Archetypes and the collective unconscious]. Moscow. 224 p. (In Russian)

Информация об авторе Н.П. Кисенко - независимый исследователь, адвокат, председатель Московской городской коллегии адвокатов «МАКОЛТА», Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1187001

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author N.P. Kisenko - Independent researcher, Lawyer, Chairman of the Moscow City Bar Association "MAKOLTA", Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1187001

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.09.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.10.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 22.10.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.