Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиции / инновации / инкультурация / социализация / формирование личности / виртуальная культура / traditions / innovations / enculturation / socialization / personality formation / virtual culture

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Евгения Михайловна Юркова

В статье рассматриваются теоретические основы процесса инкультурации личности в процессе формирования личности. Нами изучены научные исследования по теме инкультурации, обозначены основные подходы к изучению и результаты работ. В связи с активной виртуализацией общества мы полагаем, что изменения в социальной и культурной сферах повлияют также на процесс освоения индивидуумом культурных ценностей и формирование личности в дальнейшем. Таким образом, мы делаем вывод, что в настоящее время можно утверждать о традиционных формах и инновационных. В нашей работе мы описали процесс инкультурации личности в реальном мире, что относим к традиционной форме. Обозначены особенности основных фаз инкультурации и взаимоотношения человека и культуры на каждом из них. Следствием виртуализации культуры стало появление интернет-культуры, которая обозначена с точки зрения формирования культуры вторичной, абстрактной, намечены основные черты. Таким образом, в процессе инкультурации индивидуум проходит не только процесс освоения культуры реального мира, но и виртуального, в связи с чем выдвинуто предположение об инновационном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AND INNOVATIVE PROCESSES OF PERSONALITY ENCULTURATION

The article deals with the theoretical foundations of the process of enculturation of personality in the process of formation of personality. The author believes that due to the active virtualization of society, changes in the social and cultural sphere will also affect the process of individual’s cultural values and identity formation in the future. Thus, at present there are traditional forms as well as innovative ones. The author uses the traditional form to describe the process of enculturation of the individual in the real world. The features of the main phases of enculturation and the relationship between man and culture at each of them are outlined. A consequence of the virtualization of culture was the emergence of Internet culture, which is outlined in terms of the formation of secondary, abstract culture. In conclusion, in the process of enculturation an individual goes through not only the process of mastering the culture of the real world, but also the virtual one; assumption of innovative approach is put forward.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Научная статья

УДК 316.736 ББК 60.53 Ю-75

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2023-1-314-104-111

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ЛИЧНОСТИ

(Рецензирована) Евгения Михайловна Юркова

Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, Россия

[email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы процесса ин-культурации личности в процессе формирования личности. Нами изучены научные исследования по теме инкультурации, обозначены основные подходы к изучению и результаты работ. В связи с активной виртуализацией общества мы полагаем, что изменения в социальной и культурной сферах повлияют также на процесс освоения индивидуумом культурных ценностей и формирование личности в дальнейшем. Таким образом, мы делаем вывод, что в настоящее время можно утверждать о традиционных формах и инновационных. В нашей работе мы описали процесс инкультурации личности в реальном мире, что относим к традиционной форме. Обозначены особенности основных фаз инкультурации и взаимоотношения человека и культуры на каждом из них. Следствием виртуализации культуры стало появление интернет-культуры, которая обозначена с точки зрения формирования культуры вторичной, абстрактной, намечены основные черты. Таким образом, в процессе инкультурации индивидуум проходит не только процесс освоения культуры реального мира, но и виртуального, в связи с чем выдвинуто предположение об инновационном подходе.

Ключевые слова: традиции, инновации, инкультурация, социализация, формирование личности, виртуальная культура.

Для цитирования: Юркова Е.М. Традиционные и инновационные процессы инкультурации личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2023. Вып. 1 (314). С. 104-111. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2023-1-314-104-111.

Original Research Paper

TRADITIONAL AND INNOVATIVE PROCESSES OF PERSONALITY ENCULTURATION

Evgenia M. Yurkova

Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia [email protected]

Abstract. The article deals with the theoretical foundations of the process of enculturation of personality in the process of formation of personality. The author believes that due to the active virtualization of society, changes in the social and cultural sphere will also affect the process of individual's cultural values and identity formation in the future. Thus, at present there are traditional forms as well as innovative ones. The author uses the traditional form to describe the process of enculturation of the individual in the real world. The features of the main phases of enculturation and the relationship between man and culture at each of them are outlined. A consequence of the virtualization of culture was the emergence of Internet culture, which is outlined in terms of the formation of secondary, abstract culture. In conclusion, in the process of enculturation an individual goes through not only the process of mastering the culture of the real world, but also the virtual one; assumption of innovative approach is put forward.

Keywords: traditions, innovations, enculturation, socialization, personality formation, virtual culture.

For citation: Yurkova E.M. Traditional and innovative processes of personality enculturation. // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Culturology». 2023. Iss. 1 (314). pp. 104-111. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2023-1-314-104-111.

Введение. Формирование личности происходит благодаря включенности человека в общественные взаимоотношения с раннего детства и продолжается на протяжении всей его жизни. Таким образом, личность проходит путь социализации и ин-культурации. Современные условия функционирования общественных отношений перешли на новый виртуальный уровень, в связи с чем формировалась виртуальная культура общества. Так, процесс инкультурации проходит для личности в двух параллелях: традиционной и инновационной. В целях выявления сущности каждого из процессов обратимся к теории инкультурации, основанной на традиционной практике.

Методы. В целях выделения динамических черт виртуализации социально-культурной активности личности нами был применен компаративный метод исследования, позволяющий произвести сравнительно-аналитический анализ культуры в разные исторические периоды. Аксиологический метод позволил выявить актуальные тенденции современной виртуализированной культуры.

Результаты. Термины «инкуль-турация» и «социализация» часто

используют как синонимы, и существует несколько групп мнений относительно этих понятий. Однако мы будем придерживаться мнения отечественной школы о том, что инкультурация является более специфическим и сложным процессом, а социализация - базовым, являющимся основным для каждого человека.

Под воздействием виртуализации изменилось отношение человека к культуре, что отражается в аксиологической сфере, быту и свободном времени, образовании и просвещении, религии, морали и праве. Однако исследование показывает, что социально-культурная активность в виртуальности меняет только форму коммуникации, участия и присутствия, тем самым мы доказываем, что механизм инкультурации имеет базовую структуру, которая не меняется под давлением внешних условий.

Виртуализация социально-культурной личности является способом освоения на сознательном уровне как культуры реального мира, так и виртуального, что является феноменом инкультурации.

Обсуждение. Динамическое развитие общественных отношений

привело к созданию социокультурного пространства, в рамках которого происходит формирование личности. При вступлении в социум личность проходит путь социализации и, как следствие, адаптации. При этом каждый отдельный социум обладает уникальной культурой, включающей различные свои атрибуты: язык, религию, традиции и обычаи, нормы морали, эталоны. Освоение культурных особенностей общества происходит в процессе инкультурации.

Основополагающие исследования в области сущности и структуры инкультурации представляют ученые американской культурно-антропологической школы. Изучая культуру малых народов островов Тихого океана, представители американской школы получили базовые исследования, на основе которых мы можем сформировать традиционную форму инкульту-рации личности. Термин «инкуль-турация» впервые употребляется в трудах М. Херсковица, в общем смысле автор трактует понятие как вхождение индивида в конкретную форму культуры [1]. Результатом этого процесса является эмоциональное сближение с индивидами, усвоение норм и ценностей народа, формирование идентичного поведения и когнитивного мышления, а также единения с народом. Именно эти черты отличают социализацию от инкультурации, по мнению автора. Значимым вкладом в исследование термина является выделение стадий инкультурации: детство, зрелость. Выделение стадий процесса дает понимание основы инкультурации. Значимые результаты в исследовании инкуль-турации приводит и М. Мид [2]. По мнению исследователя, общественное устройство является фактором становления личностных качеств. Гибкость личности, особенно в детском возрасте, позволяет адаптироваться к условиям среды, потому

инкультурация в раннем возрасте имеет большую значимость.

Основу инкультурации закладывают выводы Дж. Хонигмана [3] о специфическом типе личности, определяющим характер конкретной культуры, Дж. и Б. Уайтинг - о формирующейся модели поведения идеальной личности, содержащей ценностные ориентации, свойственные каждой культуре [4], А. Карди-нер [5], Р. Бенедикт - о наличии «базовой структуры характера» [6].

Рассматривая отечественную школу инкультурации личности, стоит отметить М.С. Кагана [7], А.Я. Флиера [8], коллективную работу Т.Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова и А.П. Садохина [9], а также работы А.И. Кравченко [10], П.А. Сорокина [11], Н.А. Сачкова [12].

Особого внимания заслуживает концепция А.Я. Флиера, который выделяет следующие стадии инкультурации: человек - продукт культуры, человек - потребитель культуры, человек - транслятор культуры, человек - творец [8].

Таким образом, инкультурация представляет собой процесс освоения индивидуумом культуры конкретного общества, в результате чего возникает когнитивное и эмоциональное единение, формируется одно миропонимание и мироощущение.

В традиционном процессе ин-культурация индивидуума в культуру общности проходит через:

1) коммуникацию;

2) постоянное нахождение среди конкретного народа;

3) участие в любой социально-культурной активности народа;

4) обучение языку, жестам и иным характерным чертам народа;

5) обучение и воспитание среди сверстников;

6) тесное общение с социумом;

7) активное взаимодействие в любой деятельности.

Инкультурация происходит посредством проявления индивидуумом социально-культурной

активности - импульса, энергии, отношения к культуре, которая вызывает внутреннюю мотивацию к познавательной, развивающей деятельности. Освоение окружающего мира, природы, культуры начинается с раннего детства, потому как младенец уже включен в социальные отношения, рожден в определенной микросреде - семье, которая в свою очередь принадлежит конкретной культурной общности, нации. Способы ухода за младенцем, как правило, тесно переплетены с фольклором, например, ритуал сна связан с пением колыбельной. Изучение ребенком всех поведенческих особенностей, языка, первых табу задает базисную основу инкульту-рации, которая развивается в следующих возрастных периодах. Усваиваемый материал укореняется на сознательном уровне, что позволяет в будущем отталкивать деструктивную информацию, поступающую из внешней среды.

По мере взросления традиционная инкультурация продолжается уже в процессе включения ребенка в социальные группы - дошкольные учреждения, кружки и секции, школьную среду. Отметим, что программа обучения детей не основывается только на обучении грамотности и чтению, неотъемлемой частью является физическое развитие, воспитательная и просветительская часть, а также социокультурная работа. Влияние внешней среды оказывает выравнивающее воздействие на индивидуумов, которые только вышли из микросреды. Тем самым, независимо от того, какая концепция поведения и воспитания функционировала в семье, во внешней среде ребенок перенимает культурные нормы нравственности, морали, этикета, общения и взаимодействия. Таким образом, ребенок в процессе постоянного включения во все процессы взаимодействия с культурной общностью становится более схожим с другими членами на

когнитивном уровне. Первая фаза инкультурации заканчивается ориентировочно после прохождения стадий образования и включения человека в профессиональную среду. Именно в этих условиях меняется прежняя структура жизни, человек принимает ответственность за свою жизнь на себя. Вторая фаза инкультурации продолжается на протяжении всей жизни человека, ее главной особенностью является постепенное наращивание культурных ценностей, формирование мировоззрения, а также единения с народом, обретение характерных черт менталитета. Отличительной особенностью первой фазы от второй является взаимоотношения «человек - культура». Внешняя среда активно влияет на человека, когда он еще ребенок, формируя его в соответствии с установками, принятыми в данной культуре, ценности принимаются не критично, все без исключения. Взрослый человек, являющийся сформированной личностью, подвергается вилянию общества, но, имея базисную основу культурных ценностей, умеет отделять деструктивные ценности от созидательных и делать выбор в пользу последних. Кроме того, взрослый человек является сам активным фактором дальнейшего развития культурной общности, вступая в роль учителя, педагога, наставника, руководителя. Развитые качества личности позволяют влиять на молодое поколение, наставляя их на путь самореализации, раскрытия своего потенциала в целях дальнейшего прогрессивного движения культуры.

Таким образом, возникает понимание и обоснование базовой черты характера народа, её освоение и принятие.

В настоящее время происходит бурная смена технологий, когда к одним, только прижившимся в социуме, внедряются другие, более совершенные, интеллектуальные, эффективные. Динамические

изменения накладывают свой отпечаток не только на отрасли материального производства и быта, но и культуры в частности. Форма проведения свободного времени личности претерпела влияние технологий, и сегодня уместно говорить о новом её виде - виртуальном.

Рассматриваемый феномен является звеном в цепи «автоматизация - информатизация», подразделяющейся на виртуализацию и цифровизацию.

Уточнить дату начала отсчета виртуальной социально-культурной активности личности нельзя. В условиях развития России можно сказать с уверенностью, что виртуализация культуры стала набирать обороты с момента освоения социальных сетей, форумов и других интернет-ресурсов, которые в основе имели общение между людьми. Рассматривая именно российское развитие, можно сказать о долгом преобладании традиционного отношения к нововведениям - технологиям в первую очередь, особенно сохраняющегося в рабочем классе. Прежде чем перейти к рассмотрению социально-культурной активности нового формата - виртуального, необходимо понимать, какое отношение человека к культуре было до внедрения виртуальных технологий.

Если мы относим по времени начало формирования виртуализации в России к моменту распространения Интернета, компьютерных игр, социальных сетей и т.д. среди населения, то можно начинать отсчет с 1978 г. - с момента появления первой игровой приставки, которые распространялись быстрее компьютеров среди простого населения и были более доступными. С этого момента человек начинает осваивать интерактивность, которая явно отличалась от распространенного в то время телевидения.

Виртуализация повлияла на традиционную культуру. В настоящих условиях необходимо обозначить

актуальные направления сферы: духовная интернет-культура, кибер-культура или интернет-культура.

Период пандемии 2019-2020 гг. и вынужденные ограничения стали вызовом для развития культуры в новом её обличии. На наш взгляд, в условиях России виртуализация и культура долгое время воспринимались как несовместимые вещи. Более того, виртуализация расценивалась в качестве источника негативного влияния на традиционные ценности. Выражались опасения по поводу утраты культуры в истинном её обличии и замены её на новые ценности виртуальности, построенные на тяготении к тотальному гедонизму и пассивности. Однако уже сегодня мы видим, что традиционные ценности материального мира обрели виртуальный формат и активно взаимодействуют с пользователями сети, продолжая выполнять функции развития человека. Так, учреждения культуры организуют массовую работу с целью просвещения, активизации населения, привлечения к творчеству посредством создания виртуальных страниц в социальных сетях, на сайтах. В период тотальных ограничений мероприятия в полном объеме были переведены в онлайн-формат. В настоящее время работа продолжается в допандемийном режиме. Однако не наблюдается отказа от использования виртуального пространства. Возможно, по причине того, что за время ограничений именно виртуальное пространство имитировало прежний уклад жизни для человека и стало составлять основу его социальной, профессиональной, бытовой, образовательной сфер. Поэтому культурная жизнь также должна следовать по дальнейшему пути развития. При этом мы считаем, что виртуализация в области культуры не имеет тенденции к полноценному поглощению, отказу от функционирования в реальности. Именно параллельное движение культурной

жизни должно позволить сохранить баланс между традиционными ценностями и новыми тенденциями.

Человек является не только биологическим, социальным, но и культурным существом. Данное утверждение доказывает стремление к преобразованию окружающей среды, адаптированной под его потребности. Осваивая виртуальное пространство, человеком была воссоздана модель общения между пользователями, внутри которой образовался особый этикет, табу, нормы, нравственность и также право. Коммуникация, являясь основой культуры, стала привлекать пользователей к новому формату общения. На данной основе стали развиваться групповые взаимодействия по интересам. Например, сформировалась интернет-религия, которая подразделилась как на виртуализирован-ную форму исповедания реальной церкви, так и на сектантский смежный вид веры. Во втором случае пользователи сети выражают веру в цифровые суеверия, которые выражаются в формате «спама»1.

Виртуальная культура в первую очередь отличается от реального социокультурного пространства своей абстрактностью, неосязаемостью. При том, что современные технологии направлены на максимальное погружение в виртуальную реальность, факт абстрактности сказывается на процессе инкультурации личности. Интернет-культура сформировалась отличительно от традиционных реальных ценностей, норм и морали, основываясь на предпочтениях молодежной и подростковой аудитории, продвигающей свои атрибуты, зависящие от временных модных тенденций. В силу этого интернет-культура неустойчива и непостоянна, подчеркнем, что именно постоянные обновления приоритетов

1 Спам - массовая рассылка корреспонденции рекламного характера лицам, не выражающим желания её получать; сообщение, выражающее призыв к повторной массовой рассылке другим пользователям, содержащее идеи об удаче или бедах в случае неисполнения условий пересылки.

в форматах общения являются показателем динамического развития сферы. Для внедрения в интернет-культуру необходимым требованием является оформление виртуального аватара, прототипа личности с различными описательными и графическими характеристиками и обширной биографией. При этом нет требований по приданию авата-ру реальных черт личности, часто создаются идеализированные прототипы, вследствие чего происходит утрата уникальности. Исходя из таких специфических черт интернет-культуры возникает вопрос: будет ли процесс инкультурации проходить традиционным путем.

Заключение. Так как на сегодняшний день интернет-культура является неотъемлемой частью социального взаимодействия и происходит интеграция традиционных культурных ценностей в киберпро-странство, а также ставится задача укрепления традиционной культуры в виртуальном пространстве в целях воспитания молодого поколения, то освоение пространства является частью формирования личности.

На наш взгляд, при инкультурации индивидуума в реальный социум важным критерием является присутствие, в результате которого и формируется единение с народом. В интернет-культуре присутствия недостаточно по причине абстрактности среды, пользователи распознают друг друга только по какой-либо активности (видеоролики, публикация фотографий, комментарии и прочее), поэтому именно использование атрибутов виртуального взаимодействия является важной частью инкульту-рации. В связи с этим мы считаем, что инкультурация разделилась на два подхода, первый - традиционный, который индивидуум использует в реальном социокультурном пространстве. Инновационный подход инкультурации происходит при вхождении индивидуума в виртуальное пространство, освоении им атрибутов относительно новой среды.

Примечания:

1. Herskovits М. Cultural Anthropology. N. Y., 1995.

2. Мид М. Культура и мир детства. URL: http://base.dnsgb.com.ua/files/book/ kultura-i-mir-detstva.pdf

3. Honigman J.J. Culture and Personality. N. Y., 1954.

4. Уайтинг Дж. и Б. Дети шести культур. М., 1978. C. 67-69

5. Kardiner A. and Lipton R. The Individual and His Society. N. Y.: Columbia University Press, 1945.

6. Benedict R. Pattern of culture. Boston: Houghton Mifflin co., 1989. 291 p.

7. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997. 205 c.

8. Флиер А.Я. Человек и культура: параметры сопряженности. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-kultura-parametry-sopryazhennosti/viewer (дата обращения 17.01.2023).

9. Флиер А.Я. Культурные индустрии в истории современности: типы и технологии // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. URL: http://www.zpu-journal. ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ (дата обращения: 15.01.2023).

10. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учеб. для вузов / под ред. А.П. Садохина. М., 2003. 352 с.

11. Кравченко А.И Культурология: учеб. пособие для вузов. 4-е изд. М.: Академический проект: Трикста, 2003. 496 с.

12. Питирим Сорокин: новые материалы к научной биографии: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центрсоциал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; отв. ред. Д.В. Ефременко, П.П. Кротов. М., 2012. 232 с.

13. Сачкова Н.А. Инкультурация как культурологическая и педагогическая проблема // Педагогическая наука и практика. 2019. № 2 (24). С. 19-21.

References:

1. Herskovits M. Cultural Anthropology. - N.Y., 1995.

2. Mid M. Culture and the world of childhood [Electronic resource]. Access mode: URL: http://base.dnsgb.com.ua/files/book/kultura-i-mir-detstva.pdf

3. Honigman J.J. culture and personality. N.Y., 1954.

4. Whiting J. and B. Children of six cultures. M., 1978. P. 67-69

5. Kardiner A. and Lipton R. The Individual and His Society. New York: Columbia University Press, 1945.

6. Benedict R. Pattern of culture. Boston: Houghton Mifflin co., 1989. 291 pp.

7. Kagan M.S. Philosophical theory of values. SPb., 1997. 205 pp.

8. Flier A.Ya. Man and culture: conjugacy parameters // Culture of culture // cyberleninka.ru // A visual text (electronic). Access mode: https://cyberleninka. ru/article/n/chelovek-i-kultura-parametry-sopryazhennosti/viewer (date of access: 17.01.2023)

9. Flier A.Ya. Cultural industries in History and Contemporaneity: the types and technologies // Knowledge. Cognition. Skill. 2012. No. 3 // zpu-journal.ru // A visual text (electronic). Access mode: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_ Cultural-Industries/ (date of access: 15.01. 2023).

10. Grushevitskaya T.G., Popkov V.D., Sadokhin A.P. Fundamentals of intercultural communication: a textbook for higher schools / ed. by A.P. Sadokhin. M., 2003. 352 pp.

11. Kravchenko A.I. Culturology: a textbook for higher schools. 4th ed. M.: Academic Project, Triksta, 2003. 496 pp.

12. Pitirim Sorokin: New materials for scientific biography: coll. of proceedings / RAN. INION. Center of social, scient. and inform. research. Department of Sociology and Social Psychology; executive ed. by Efremenko D.V., Krotov P.P. M., 2012. 12 sheets. 232 pp.

13. Sachkova N.A. Inculturation as a cultural and pedagogical problem // Pedagogical science and practice. 2019. No. 2(24). P.19-21.

Статья поступила в редакцию 14.02.2023; одобрена после рецензирования 24.02.2023; принята к публикации 25.02.2023.

The paper was submitted 14.02.2023; approved after reviewing 24.02.2023; accepted for publication 25.02.2023.

© Е.М. Юркова, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.