Научная статья УДК 130.2
https://doi.org/10.24158/fik.2023.10.27
Проблемы формирования правовой культуры в современном социокультурном пространстве
Николай Петрович Кисенко
Независимый исследователь, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье постулируется, что прогресс в развитии правового государства невозможен без формирования правовой культуры. Такой процесс является сложным ввиду многоаспектности правовой культуры, включенной в общую культуру народа, и вторичного характера правовых ценностей по отношению к общекультурным ценностям. Автором выделяются объективные и субъективные факторы формирования правовой культуры в современном социокультурном пространстве. К объективным факторам относятся глобали-зационные процессы мире, затронувшие в полном объеме российское общество и государство, в результате которых отмечается подрыв основ российской правовой культуры и деформация целенаправленных механизмов ее формирования, таких как правовое воспитание и воспитание, что неизбежно приводит к деструктивным процессам и в остальных подсистемах - экономической, политической и духовной. Среди субъективных факторов автор особо выделяет ценностные ориентации и установки всех субъектов-носителей правосознания на правовое поведение и сопричастность к положительным изменениям в правовой реальности, которые выступают внутренними мотиваторами внешних форм выражения уровня правовой культуры. Автор подчеркивает значимость реформирования института образования и воспитания как основного механизма формирования субъективных факторов правовой культуры в условиях юридизации всех сфер жизни современного человека, и актуализирует необходимость создания единой системы компетенций в области правовых знаний, умений и навыков для выпускников школ, вузов и ссузов неюридических направлений в соответствии со стратегией построения правового государства. Подчеркивается значимость формирования ценностных ориента-ций и установок для носителей профессионального правосознания, от личного примера и качества исполнения служебных обязанностей зависит уровень правовой культуры. Среди мер, прямо зависящих от государственных институтов, выделяется формирование сильной государственной идеологии с опорой на национальные основы российской культуры с учетом факторов многонациональности и многоконфессиональности, которые выступают платформой для правовой культуры личности, группы и общества в целом.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, социокультурное пространство, глобализация, правовые ценности, правосознание молодёжи, правовое поведение, интериоризация
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Кисенко Н.П. Проблемы формирования правовой культуры в современном социокультурном пространстве // Общество: философия, история, культура. 2023. № 10. С. 194-199. https://doi.org/10.24158/fik.2023.10.27.
Original article
Problems of Legal Culture Formation in Modern Socio-Cultural Space Nikolay P. Kisenko
Independent researcher, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article postulates that progress in the development of the rule of law is inconceivable without the formation of legal culture. Such a process is complex due to the multidimensional^ of legal culture, included in the general culture of the people, and the secondary nature of legal values in relation to general cultural values. The author distinguishes objective and subjective factors of legal culture formation in the modern socio-cultural space. Objective factors include globalization processes in the world that have fully affected Russian society and the state, as a result of which there is an undermining of the foundations of Russian legal culture and deformation of the targeted mechanisms for its formation, such as legal education and upbringing, which inevitably leads to destructive processes in other subsystems - economic, political and spiritual. Among the subjective factors, the author highlights the value orientations and attitudes of all subjects-bearers of legal consciousness towards legal behavior and involvement in positive changes in legal reality, which act as internal motivators of external forms of expression of the level of legal culture. The author emphasizes the importance of reforming the institute of education and upbringing as the main mechanism for the formation of subjective factors of legal culture in the context of legalization of all spheres of life of modern man, and actualizes the need to create a unified system of competencies in the field of legal knowledge, skills and abilities for graduates of schools, universities and colleges of non-legal areas in accordance with the strategy of building a law-governed state. The importance of the formation of value orientations and attitudes for carriers of professional legal
© Кисенко Н.П., 2023
consciousness is stressed, as the level of legal culture depends on personal example and quality of performance of official duties. Among the measures directly dependent on state institutions is the formation of a strong state ideology based on the national foundations of Russian culture, taking into account the factors of multi-ethnicity and multi-con-fessionalism, which act as a platform for the legal culture of the individual, group and society as a whole.
Keywords: legal culture, legal consciousness, socio-cultural space, globalization, legal values, legal consciousness of youth, legal behavior, interiorization
Funding: Independent work.
For citation: Kisenko, N.P. (2023) Problems of Legal Culture Formation in Modern Socio-Cultural Space. Society: Philosophy, History, Culture. (10), 194-199. Available from: doi:10.24158/fik.2023.10.27 (In Russian).
Развитие правовой культуры, как одного из важнейших феноменов духовной жизни человеческой цивилизации, на всех этапах её становления было значимой задачей государства и общества. Тот факт, что право взаимосвязано со всеми иными явлениями культуры и изменяется под влиянием объективных факторов исторического развития, а правовые ценности вытекают из общекультурных и образуют единую ценностно-нормативную систему, говорит об особом месте правовой культуры среди социокультурных феноменов. Как известно, с принятием Конституции России в 1993 году был взят курс на построение правового государства, а значит, усилия всех институтов и общественные интересы сонаправились на поиск реальных возможностей достижения верховенства права как на уровне общественного правосознания, так и в сфере правореа-лизации. Такие высокие цели не могут быть достигнуты без повышения уровня правовой культуры, что в свою очередь, невозможно без детального исследования особенностей формирования данного феномена на современном этапе.
На развитие правовой культуры оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Этим можно объяснить сложность правовой культуры, невозможность ее исследования вне понимания факторов, объединяющих различные по своему составу и целям социальные группы и детерминированные ими особенности формирования правовой культуры на современном этапе развития российского общества.
К объективным факторам, задающим вектор правокультурного развития, следует отнести, прежде всего, глобализационные процессы, которые проявляются в усилении интеграционных процессов во всех сферах, в том числе правовой науке, расширении зоны влияния техногенных факторов на правовую реальность, ее усложнении и как следствие размывании национальных основ правовой культуры.
Специально подчеркнем, что, поскольку все сферы жизни современного человека юридизи-рованы, частота участия в правоотношениях значительно возросла. Кроме того, появление техногенной цивилизации и ее влияние на правовую реальность является, по словам М.В. Катковой, рискованным социальным фактором развития общества, существования человека, главным образом доминирования инструментального отношения к природной среде, что способствует созданию рабочих мест, а также безудержному развитию искусственной среды, характеризующейся как «техносфера» (Каткова, 2019: 12). Солидаризируясь с этим автором, следует подчеркнуть, что искусственная среда оказывает достаточно сильное влияние на формирование правовой культуры, особенно молодёжи и активной части населения, использующей ежедневно компьютерные технологии, сложные бытовые и промышленные приборы и устройства (Гусарова, 2022; Колобова, 2022; Бекиров, 2023). Очевидно, что техногенные факторы вступают в открытую конкуренцию с традиционными способами воспроизводства культуры, в том числе правовой. В этих условиях антропологический кризис становится действительно острой проблемой современного общества (Гусарова, 2023; Керимов, 2020). Полагаем, что объективные техногенные факторы могут привести к неправильному и искажённому формированию основ правовой культуры субъекта в силу неконтролируемого максимально и предельно доминирующего информационного потока.
Влияние интеграционных процессов, в том числе и на развитие правовой науки, также актуализирует значимость формирования целостных знаний о праве как о сложном социокультурном феномене. Необходимость решения данной задачи неизбежно обращает современное общество к поиску оптимальных путей реформирования процесса образования в соответствии с современной ситуацией. Отталкиваясь от позиции, представленной в современной научной литературе, согласно которой правовая культура представляет собой «разновидность общей культуры, функционирующей во взаимодействии с другими областями и сферами, представляющей собой совокупность исторически выработанных человечеством правовых ценностей, состоящих из овеществлённых и идеальных культурных элементов, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества» (Геворкян, 2014), подчеркнем, что, формирование правовой культуры без параллельного формирования политической, нравственной, эстетической культуры гражданина, малопродуктивно. По справедливому замечанию А.В. Петрова, правовая культура «отражает правовую действительность во всём многообразии её содержания форм и закономерностей и реализуется в правовой действительности» (Петров, 2016: 140). С точки зрения этого автора, адекватно понять и освоить правовую
культуру можно только тогда, когда право воспринимается в его полноте, вмещая в себя все юридические явления без остатка (Петров, 2016: 145-146). Отметим, что целостность права в данном случае подразумевает также и учет системного характера права, а, следовательно, для адекватного его понимания важно исследовать феномены, взаимодействующие с ним в пространстве и во времени. Являясь целостной личностью, человек может осознать значимость права в своей жизни только в процессе формирования целостного мировоззрения, миропонимания и опыта, что, по нашему мнению, возможно в рамках процесса образования.
Вместе с тем, такой критерий сформированности правовой культуры, как наличие правовых знаний или владение навыками защиты собственных прав еще не показывает ее уровень в обществе. Среди представителей юридической профессии, которые должны отличаться от остальных граждан высоким уровнем правовой культуры, немало тех, кто имеет некачественные знания или несформированные профессиональные навыки. Как известно, выпускники вузов экзаменуются в соответствии с ФГОС по направлению подготовки. Представители юридической профессии в процессе кадровой переподготовки и повышения квалификации также показывают определенный уровень в соответствии с федеральными стандартами. Однако кроме специальных требований, предъявляемых к выпускникам и работникам юридической сферы, необходимы также единые критерии сформированности правовой культуры для выпускников средних школ, факультетов средних специальных и высших учебных заведений неюридических направлений. Как представляется, эти критерии должны содержать унифицированные для всех россиян параметры для того, чтобы в процессе создания программ подготовки в образовательных и воспитательных учреждениях были специальные ориентиры, коррелирующие с правовыми задачами современного российского государства. Данные параметры должны включать в себя знания Конституции РФ, основные общие знания отраслей права, а также знания прав и обязанностей в соответствии с возрастом и правовым статусом обучающихся, в том числе знания о практике применения и практике поведения в разных общественных отношениях путём формирования модельных ситуаций. Для разработки системы таких параметров должны быть созданы инициативные творческие группы из представителей отделов образования, руководителей и сотрудников образовательных учреждений в сотрудничестве с профессиональными юристами-методологами, юристами-практиками и представителями власти.
Не вызывает сомнения тот факт, что человек, являясь носителем культурных ценностей, не может не усваивать правовые ценности и не участвовать в правовой жизни общества. Внешние проявления сформированности правовой культуры, которые были упомянуты выше, имеют существенное, но не исключительное влияние на формирование правовой культуры. Особого внимания заслуживает процесс формирования субъективных проявлений, включающих в себя личные мотивации и установки на правомерное поведение и осознанную интериоризацию правовых ценностей. В отличие от объективных проявлений, субъективные составляющие всегда как бы ускользают от внешнего взора. Если уровень развития юридической техники, степень организованности кодифицированных правовых актов, уровень правопорядка на том или ином историческом этапе можно отследить и измерить, субъективные феномены правовой культуры остаются скрытыми. Однако именно они всегда выступают ведущими механизмами внешних способов выражения сформированности правовой культуры и опознаются в феномене правосознания личности, социальной группы и общества в целом. Поскольку уровень развитости правовой культуры зависит и от правовой культуры обычных граждан, принимающих установленные властью нормы и признанные ценности в качестве регулятивов собственного поведения, и от развитости правовой культуры властной элиты, то формирование правосознания всех граждан без исключения следует сделать приоритетной задачей. Соглашаясь с научной позицией А.С. Мордовец и М.И. Дмитриевой в том, что уважение к праву подразумевает уважение свободы других лиц, недопустимость произвола государственных органов и должностных лиц, признание приоритета закона, обеспечение гарантии неприкосновенности личности и ее имущества, реализация в правовой жизни принципа равенства всех перед законом и судом, справедливости и гуманности (Мордовец, 2011; Дмитриева, 2019: 9092), подчеркнем, что все эти феномены прямо зависят от самоуважения личности как правового субъекта, как носителя и транслятора правовой культуры. Немаловажную роль в этом деле имеет доверие к праву и желание положительных перемен в правовой реальности. Последнее, в свою очередь, отчасти обусловлено отношением государства к правам гражданина и авторитетности его предписаний в общественном правосознании. Иными словами, правовая культура опознается не только в правомерном поведении граждан и представителей власти, но и в качестве их взаимоотношений, сотрудничества, ценностных установках на взаимное уважение и развитие и совместное участие в развитии правовой сферы общества.
Еще раз обратим внимание на тот факт, что правовая культура представляет собой качественное правовое состояние (правокультурность) общества и индивидов, отражающий «общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву, как совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок» (Демичев, 2022: 432-433), проявляющийся «в улучшении
правового поведения, правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности личной правовой осведомленности и уровня правового развития, которые оказывают положительное влияние на социальное развитие и поддерживают условия жизни страны и общества» (Чернецова, 2020: 346-347). Такого же мнения придерживаются и иные отечественные авторы, полагая, что социальное развитие общества и государства возможно только в условиях качественного формирования правовой культуры в процессе получения образования и личностного опыта обучающегося (Мерца-лова, Цыбакова, 2021; Андреева, Никитина, 2023: 126-127).
С изложенными выше позициями трудно не согласиться, поскольку качественное состояние правовой сферы общества проявляется в правовом поведении - правомерном или неправомерном - отдельных индивидов или групп лиц. При этом неправовое поведение не всегда может свидетельствовать об отсутствии у субъектов правовых знаний. Например, сторонники радикально настроенных представителей общественных движений или партий, зачастую прекрасно владеющие правовыми знаниями и технологиями управления, профессионально координируют государственные перевороты и вербуют население, оставаясь благодаря своим знаниям вне ответственности. Факт высокой степени может свидетельствовать о низком уровне правовой культуры у населения и, как следствие, непонимания истинных целей и задач радикально настроенных лидеров.
Иными словами, субъективные факторы, будь то правовые идеи или ценности, позитивные установки на принятие и соблюдение правовых норм и готовность быть соучастником в правовой жизни общества, выступающие мотиваторами правового поведения, во многом определяют внешние способы выражения достигнутого уровня правовой культуры всех социальных групп. Из изложенного выше постулата вытекает еще один важный аспект исследуемой проблемы. Речь идет о феномене профессионального правосознания, от сформированности которого сегодня во многом зависит успешность поставленной государством цели - построения правового государства. Как правильно отмечается современными исследователями, предназначение юристов, как социально-профессиональной группы, состоит, прежде всего, в укреплении законности и правопорядка, особенно в условиях внешних и внутренних вызовов1. Так, юристы с высоким уровнем правового сознания не только красноречиво демонстрируют всем остальным гражданам должное отношение к праву и правовой реальности, но и непосредственно влияют на конструирование правовой реальности. Поэтому в современных условиях необходимо помимо предоставления качественных образовательных услуг будущим юристам также уделять внимание воспитательной работе.
Нельзя также оставить в стороне такой аспект проблемы формирования правовой культуры, как возрождение российской национальной культуры. Солидаризируясь с научной позицией современных авторов в том, что правовая культура есть неотъемлемая часть общей культуры народа, которая опосредует все социокультурные феномены (Гусарова, 2017: 30-34; Толпыкин, 2011: 131132), заметим, что именно нравственное воспитание молодежи, возрождение базовых ценностей российской культуры в самосознании народа может стать устойчивой платформой для правосознания и правовой культуры. Ряд современных авторов небезосновательно фокусируют свое внимание на причинно-следственных связях проводимых в последнее время правовых реформ и возрождении национальной культуры и справедливо указывают на существующие в современном российском обществе проблемы, связанные с глобализационным сознанием, приводящим к потере специфической индивидуальности, кризису идеологии и, как следствие, снижению уровня правовой культуры (Михайленко, Диденко, 2015; Воронцов, 2013; Сулейманов, 2020). Таким образом, формирование правовой культуры в современной России требует также формирования сильной государственной идеологии с опорой на национальные основы российской культуры и учетом мно-гонациональности и многоконфессиональности российского общества.
Подытоживая сказанное выше, следует отметить, что процесс формирования правовой культуры современного российского общества апеллирует одновременно к нескольких проблемам. Искомым результатом процесса формирования правовой культуры является интериоризация правовых ценностей, коррелирующих с общекультурными ценностями, и их реализация в правовой реальности. Особая ответственность за разработку направлений, содержания и оптимизации методов и целенаправленных способов формирования правовой культуры всех категорий граждан сегодня лежит на государстве и его институтах. Вместе с тем нельзя отрицать и значимость личных стремлений граждан в постижении правовой культуры и реализации приобретенных знаний и сформированных правовых ценностей на практике. Таким образом, процесс формирования правовой культуры - это всегда комплексный процесс, в котором на позициях сотрудничества должны объединиться субъективные усилия индивида, усилия и институциональные возможности государства, в котором должен преломиться накопленный социокультурный опыт государства и интересы нынешнего времени. Такой синтетический характер феномена правовой культуры обусловливает комплексный характер мер и мероприятий, направленных на формирование правовой культуры в современном обществе.
1 Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов и законность : учеб. пособие. М., 2011. С. 3.
- 197 -
Список источников:
Андреева Г.Б., Никитина О.А. Формирование правовой культуры студентов: от теории к практике // Правовая культура. 2017. № 4 (31). С. 122-127.
Бекиров С.Н. Правовая действительность воспитания молодежи в условиях цифровизации // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78 (2). С. 36-39.
Воронцов А.Л. Проблемы определения понятия правовой культуры в Российской юридической науке // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2013. № 1. С. 018-021.
Геворкян Т.В. Многогранность понятия правовой культуры и её содержание // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 4 (48). С. 243-245.
Гусарова М.А. Соотношение правосознания, правовой ментальности, правового менталитета и правовой культуры // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 6. С. 30-34. https://doi.org/10.20339/AM.06-17.030.
Гусарова М.А. Формирование правосознания молодежи в условиях цифровизации правовой реальности // История государства и права. 2022. № 2. С. 68-72.
Гусарова М.А. Человек и право в условиях медиального поворота человеческой цивилизации: к постановке проблемы // Общество и право. 2023. № 1 (83). С. 89-92.
Демичев Д.М. Правовая культура и правовое воспитание: теоретические аспекты // Правовая культура в современном обществе : сб. науч. ст. Могилев, 2022. С. 432-438.
Дмитриева М.И. Конституционно правовая культура гражданина Российской Федерации // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 9 (27). С. 90-92.
Каткова М.В. Культура, цивилизация, религия в современном мире // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, № 1. С. 12-15. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-12-15.
Керимов А.А. К вопросу методологии изучения медиасферы, как пространства распространения правовой культуры // Инновационная парадигма развития современных гуманитарных и общественных наук : сб. ст. II Международ. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2020. С. 230-234. https://doi.org/10.46916/25112020-3-978-5-00174-047-6.
Колобова Е.Т. Особенности формирования правовой культуры молодежи в условиях цифровизации // ESG-трансфор-мация и устойчивое развитие: вызовы и возможности для экономики и бизнеса : сб. мат. Международ. науч. конф. Брянск, 28 апреля, 2022 г. М., 2022. С. 110-114.
Мерцалова С.Л., Цыбакова О.В. Проблемы формирования правовой культуры Российской молодежи // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2021. № 14. С. 169-172.
Михайленко Н.М., Диденко Е.С. Проблемы развития национальной культуры, как элемента правовой культуры современного Российского общества // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 1 (14). С. 54-59.
Мордовец А.С. Забота и уважение как форма проявления правовой культуры прав человека // Правовая культура. 2011. № 2 (11). С. 167-175.
Петров А.В. О содержании понятия правовой культуры // Sciences of Europe. 2016. № 7 (7). С. 140-146.
Сулейманов Б.Б. Правовая культура и правовое воспитание как средство укрепления гражданской идентичности и государственности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 12 (127). С. 68-70.
Толпыкин В.Е. Правосознание как социокультурный феномен // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3. С. 127-132.
Чернецова М.В. Функциональная роль правовой культуры в современном обществе // Современное уголовно-процессуальное право - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования. 2020. Т. 2, № 1 (2). С. 346-354.
References:
Andreeva, G.B. & Nikitina, O.A. (2017) Formation of legal culture of students: from theory to practice. The Legal culture. (4 (31)), 122-127. (In Russian).
Bekirov, S.N. (2023) Pravovaya deystvitel'nost' vospitaniya molodezhi v usloviyakh tsifrovizatsii [Legal reality of youth education in the context of digitalization]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (78 (2)), 36-39. (In Russian).
Chernetsova, M.V. (2020) The functional role of legal culture in modern society. Sovremennoe ugolovno-protsessual'noe pravo - uroki istorii iproblemy dal'neyshego reformirovaniya. 2 (1 (2)), 346-354. (In Russian).
Demichev, D.M. (2022) Pravovaya kul'tura i pravovoe vospitanie: teoreticheskie aspekty [Legal culture and legal education: theoretical aspects]. In: Pravovaya kul'tura v sovremennom obshchestve [Legal culture in modern society]. Mogilev, pp. 432-438. (In Russian).
Dmitrieva, M.I. (2019) Konstitutsionno pravovaya kul'tura grazhdanina Rossiyskoy Federatsii [Constitutional legal culture of a citizen of the Russian Federation]. Nauchnyy elektronnyy zhurnal Meridian. (9 (27)), 90-92. (In Russian).
Gevorkyan, T.V. (2014) Mnogogrannost' ponyatiya pravovoy kul'tury i ee soderzhanie [The versatility of the concept of legal culture and its content]. Izvestia Orenburg State Agrarian University. (4 (48)), 243-245. (In Russian).
Gusarova, M.A. (2017) Ratio between sense of justice, legal mentality, legal mindset and legal culture. Alma Mater. (Higher School Herald). (6), 30-34. Available from: doi:10.20339/AM.06-17.030. (In Russian).
Gusarova, M.A. (2022) The establishment of legal consciousness of youth in conditions of digitalization of the legal reality. History of State and Law. (2), 68-72. (In Russian).
Gusarova, M.A. (2023) Man and law in conditions of the medial turn of human civilization: to the statement of the problem. Society and Law. (1(83)), 89-92. (In Russian).
Katkova, M.V. (2019) Culture, civilization, religion in the modern world. Izvestia of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 19 (1), 12-15. Available from: doi:10.18500/1819-7671-2019-19-1-12-15. (In Russian).
Kerimov, A.A. (2020) K voprosu metodologii izucheniya mediasfery, kak prostranstva rasprostraneniya pravovoy kul'tury [On the question of the methodology for studying the media sphere as a space for the spread of legal culture]. In: Innovatsionnaya paradigma razvitiya sovremennykh gumanitarnykh i obshchestvennykh nauk [Innovative paradigm for the development of modern humanities and social sciences]. Petrozavodsk, pp. 230-234. Available from: doi:10.46916/25112020-3-978-5-00174-047-6. (In Russian).
Kolobova, E.T. (2022) Features of formation of legal culture of youth in the conditions of digitalization. In: ESG-transfor-matsiya i ustoychivoe razvitie: vyzovy i vozmozhnosti dlya ekonomikii biznesa [ESG-transformation and sustainable development: challenges and opportunities for the economy and business]. Moscow, рр. 110-114. (In Russian).
Mertsalova, S.L. & Tsybakova, O.V. (2021) Problems of Formation of the Legal Culture of the Russian Youth. Obrazovanie i nauka bez granits: fundamental'nye iprikladnye issledovaniya. (14), 169-172. (In Russian).
Mikhailenko, N.M. & Didenko, E.S. (2015) Problems of development of national culture, as part of the legal culture of modern Russian society. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya. (1 (14)), 54-59. (In Russian).
Mordovets, A.S. (2011) Care and respect as the form of display of legal culture of human rights. The Legal culture. (2 (11)), 167-175. (In Russian).
Petrov, A.V. (2016) O soderzhanii ponyatiya pravovoy kul'tury [On the content of the concept of legal culture]. Sciences of Europe. (7 (7)), 140-146. (In Russian).
Suleimanov, B.B. (2020) Pravovaya kul'tura i pravovoe vospitanie kak sredstvo ukrepleniya grazhdanskoy identichnosti i gosudarstvennosti [Legal culture and legal education as a means of strengthening civic identity and statehood]. Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management. (12 (127)), 68-70. (In Russian).
Tolpykin, V.E. (2011) Legal awareness as Social-and-cultural phenomenon. Society: Politics, Economics, Law. (3), 127-132. (In Russian).
Vorontsov, A.L. (2013) Problems of definition of concept of legal culture in the Russian yuridical science. Proceedings of Southwest State University. The series: History and Law. (1), 018-021. (In Russian).
Информация об авторе Н.П. Кисенко - aдвокат, председатель Московской городской коллегии адвокатов «МА-КОЛТА», Москва, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author N.P. Kisenko - Lawyer, Chairman of the Moscow City Bar Association "MAKOLTA", Moscow, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.08.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.09.2023 Принята к публикации / Accepted for publication 17.10.2023
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.