психологически науки
Николаева Эльвира Федоровна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ...
УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИХ ЭТНОСОЦИАЛИЗАЦИИ
© 2017
Николаева Эльвира Федоровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы дошкольного образования в свете образовательных стандартов, где особое место уделяется проблеме детства, как особого периода в развитии личности человека. Достижение современными дошкольными образовательными учреждениями целей детского развития требует серьезного анализа и осмысления как феномена развития, так и фактора средового влияния на процессы развития и становления личности. Определение эффективных путей и моделей, способствующих личностному и социальному становлению, становится возможным при опоре на внутренние закономерности и механизмы самого феномена развития с его генотипическими основаниями, которые на границе взаимодействия со средой будут проходить путь преобразований и наращивания фенотипических и личностных свойств и качеств, формируя социальную личность, способную активно, целенаправленно и целесообразно реализовываться в культурном пространстве современного социума. Большую роль в этом играет именно детство, где, не смотря на различие теорий и взглядов на суть, специфику и значение этого этапа жизни, все сходятся во мнении о значении средового влияния, в совокупности всех микро- и макрокультурных составляющих этого фактора. Детство, как самоценный период, обеспечивает человеку присвоение социальных конструктов в рамках первичной социализации, где за счет сензитивности идентифицируются требования и нормы, а затем присваиваются и преобразуются в личностную систему убеждений и ценностей, определяющих социальное поведение человека на всех последующих этапах его личностной реализации. Социализация, в аспекте ее взаимосвязанных и взаимовлияющих механизмов и институтов, закономерно протекающая через конфликт, должна приводить человека не к растворению в пространстве множественных и, зачастую, разнонаправленных культурных идей и догматов, а к формированию социализированной индивидуальности с ее полной инкультурацией, способной гармонично и эффективно осуществлять себя в различных сферах и культурных пластах в совокупности с их этнопредставленностью. Дошкольное образовательное учреждение, как социальный институт, расширяющий границы первичной социализации ребенка, обладает функциями и возможностями максимально эффективного решения задач как социализации детей в мультикультурном пространстве современного общества, так и развития их в соответствии с возрастными задачами и нормами.
Ключевые слова: образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, развитие, детство, социализация, инкультурация, личность, этносоциализация, федеральный государственный образовательный стандарт.
PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOL CHILDREN AS A CONDITION
OF THEIR ETHNO-SOCIALIZATION
© 2017
Nikolaeva Elvira Fedorovna, PhD in Psychological sciences, associate Professor, Professor at the Department of Preschool pedagogy, applied psychology Tolyatti State University (445667, Russia, Tolyatti, Belorusskaya Street, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the current problems of pre-school education in the aspect of educational standards, where a special place is given to the problem of childhood, as a special period in the development of a person's personality. The achievement of children's development goals by modern preschool educational institutions requires serious analysis and reflection on both the phenomenon of development and the factor of environmental influence on the processes of development and formation of personality. Determination of effective ways and models that contribute to personal and social formation becomes possible when relying on the internal patterns and mechanisms of the phenomenon of development with its genotypic bases, which at the border of interaction with the environment will go through the transformation and increase of phenotypic and personal characteristics and qualities, forming a social a person capable of being actively, purposefully and expediently realized in the cultural space of modern society. Childhood takes an important place in this, where, despite the differences in theories and views on the essence, specificity and significance of this period of life, everyone agrees on the significance of environmental influence, in the aggregate of all micro and macrocultural components of this factor. Childhood, as a self-valuable period, provides a person with the appropriation of social constructs in the framework of primary socialization, where requirements and norms are identified through sensitivity, and then assigned and transformed into a personal belief system and values that determine a person's social behavior at all subsequent stages of his personal realization. Socialization, in terms of its interconnected and mutually influencing mechanisms and institutions, naturally proceeding through conflict, should lead a person not to dissolve in the space of multiple and often multidirectional cultural ideas and dogmas, but to form a socialized individuality with its complete enculturation, capable of harmonious and effective to exercise oneself in various spheres and cultural strata together with their ethnic representation.A pre-school educational institution, as a social institution that expands the boundaries of the child's primary socialization, has the functions and capabilities to solve problems as efficiently as the socialization of children in the multicultural space of modern society, and developing them in accordance with age-related tasks and norms.
Keywords: educational process, psychological and pedagogical support, development, childhood, socialization, incul-turation, personality, ethnic socialization, Federal state educational standard.
Дошкольные образовательные учреждения России в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ», принятым 29.12.2012 г., считаются первым уровнем непрерывного образования. Принцип объединения всех уровней образования в РФ осуществляется федеральными государственными образовательными стандартами, начиная с дошкольных учреждений, и заканчивая старшими классами средней школы, ссузами и Научен вектор на Балканите. 2017. № 1
вузами.
В чем специфика ФГОС ДО, каковы его содержательные требования и какие предпосылки обусловили его появление? Прежде всего, необходимо отметить, что непрерывность образования возможна только при учете психического развития как естественного процесса качественных и количественных изменений человека на протяжении его жизни. Начало этого процесса свя-
зано с самыми ранними периодами жизни - младенчеством, ранним детством и дошкольным возрастом. В эти ранние возраста происходит самое бурное развитие, становление и формирование личности ребенка. В детской психологии имеются различные трактовки понятия «развитие». По мнению В.И. Слободчикова, категория «развитие» имеет разные смысловые нагрузки: развитие как объективный факт качественных изменений человека, как объяснительный факт интерпретации всех изменений, происходящих в человеческом мире, как цель и ценность культуры. Если рассматривать развитие с точки зрения причин, обуславливающих этот процесс, то развитие - это движение от причины к следствию, движение от социокультурного образца к его внутреннему присвоению (Л.С. Выготский), а также это процесс движения самого человека к целям, ценностям и смыслам своего существования, то есть это процесс саморазвития.
При всем многообразии подходов к пониманию процесса «развитие» существуют не менее разнообразные подходы и к самому понятию «детство». При организации детской деятельности эти подходы включаются в процесс взаимодействия с детьми и определяют качество этого взаимодействия. До сих пор существует позиция, что детство - это быстро проходящий и малоценный период, поэтому необязательно заниматься его организацией. Следующий подход рассматривает детство как период подготовки к взрослой жизни. Третья позиция, свойственная больше российскому подходу, - это, детство как подготовка ребенка к школе.
В тоже время отечественные детские психологи, изучавшие и изучающие проблему детства, трактуют это понятие, выделяя каждый раз в этом понятии нечто уникальное, определяющее взгляды и направление понимания этого периода развития человека, а с другой стороны, дополняющее общую картину и помогающее осмыслить феномен детства. Так, Д.Б. Эльконин считает детство особым социально-психологическим явлением, где личностью приобретаются способы удовлетворения различных потребностей, а также присваиваются богатства родной культуры, Д.И. Фельдштейн говорит о нем, как об особом явлении социального мира, где внутренне заложенной целью является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости, то есть социальное развитие ребенка, Ш.А. Амонашвили определяет детство как особую миссию «для себя и для людей», где закладывается и формируется неповторимость и уникальность личности. В социологических и социо-психо-логичсеких подходах детство определяется как особое сообщество, имеющее свою культуру, язык, свое социальное пространство, социальную субъектность, где решаются задачи социализации, или как особый период нахождения ребенка в социокультурной среде, где происходит освоение культуры и созидание культуры, то есть создание детской субкультуры.
Можно было бы продолжить перечисление подходов к характеристике детства, но даже названные авторские позиции отмечают самоценность детства и роль социальной среды, культурного пласта окружения, которые во многом определяют особенности общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, различные виды деятельности и пр., которые в совокупности, взаимосвязи и взаимодействии являются компонентами позитивной социализации и определяют путь формирования личности и ее индивидуальности.
Современная социальная ситуация развития нашего общества такова, что ребенок рано входит в новый для него социум, в мир социальной многонациональной культуры, поликультурного взаимодействия, который проявляется в различии языка, традиций, установок, ценностей и национального самосознания.
Учитывая особенности нашего региона - Среднего Поволжья, где проживают более 140 национальностей и этнических групп, - мы в процессе исследования усло-40
вий социализации дошкольников, рассматривали и условия их этносоциализации, реализуя тем самым один из принципов ФГОС ДО - «...обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, нации, социального статуса...».
Понятия «этносоциализация», «этническая социализация» вошли в научный круг изучения сравнительно недавно. Исследования этой проблемы рассматривают ее с точки зрения сохранения этнических групп, этнической культуры, маркерами которой является язык этноса, одежда, кухня, убранство жилища, предметы быта, традиции, фольклор и др.
Мы рассматриваем данную проблему гораздо шире. Это не только сохранение, знакомство, передача знаний об этнической культуре, осознание своей этнической принадлежности, формирование этнического сознания, но и формирование целостного представления об этнической картине мира, страны, региона. С нашей точки зрения, только такой подход вызывает интерес и уважение к жизни и культуре других национальностей, адекватное восприятие их разнообразия и формирует положительное отношение к различиям и расхождениям в культуре.
На современном этапе проблему этносоциализа-ции рассматривают с разных позиций, она становится актуальным предметом изучения учеными различных научных направлений. В последнее десятилетие отмечается рост интереса современного человека к основам национальной культуры, к историческим корням своего народа, к духовно-нравственным ценностям, составляющим основу национального самосознания. Но, при этом, необходимо отметить, что именно такое многообразие подходов к изучению этой проблемы вызывает необходимость систематизации процесса этносоциализации личности. Центральным звеном этого процесса выступает межкультурное взаимодействие народов, толерантное отношение к своеобразию культур, что позволит избежать возникновение негативных проявлений в виде разобщения человеческой общности по некоторым этническим основаниям, которые могут способствовать возникновению межэтнической напряженности.
В зарубежной психологии проблема этнического сознания и этнической идентификации раскрыта многими исследователями. Мы остановимся на кратком историческом анализе истоков современных исследований. Так, еще в исследованиях З. Фрейда затрагиваются возрастные возможности и границы формирования этнической идентичности. В описаниях механизмов формирования этнической идентичности З. Фрейд саму идентификацию рассматривает с позиций бессознательной связи ребенка с родителями. В исследованиях Ж. Пиаже сформулирована идея последовательного формирования этнической идентичности, где он в этом процессе выделяет три этапа:
1 этап - ориентировочный возраст 6-7 лет, когда детьми приобретаются первые знания о своей этнической принадлежности, а условием этих знаний является семья и близкое окружение (ноне страна в целом).
2 этап - ориентировочный возраст 8-9 лет, когда ребенок идентифицирует себя со своей этнической группой и может назвать критерии этой идентификации - место проживания, родной язык, национальность;
3 этап - ориентировочный возраст 10-11 лет, когда формируется полноценная этническая идентичность.
В такой последовательной процессуальности Ж. Пиаже раскрывает возрастные закономерности этнои-дентификации у детей и условия их формирования.
В отечественной психологии проблема этносоциа-лизации рассматривалась многими учеными с разных точек зрения. Приведем некоторые из этих позиций и аспектов:
- этнопсихологический аспект (В.Г. Крысько, Т.Г. Стефаненко и др.),
Scientific Vector of the Balkans. 2017. № 1
психологически науки
Николаева Эльвира Федоровна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ...
- позиция этнотолерантности (А.Г. Асмолов, В.А. Лекторский, Т.В. Поштарева, Т.П. Скрипкина, Г.У. Солдатова и др.),
- позиция этноидентичности (Т.Г. Стефаненко, А.И. Донцов и др.),
- позиция возрастных возможностей этносоциали-зации (Г.В. Безюлева, Е.П. Белинская, Э.Ф. Николаева, Т.Г. Стефаненко, Т.В. Поштарева и др.),
- аспект условий этнокультурной осведомленности (С.В. Мазуренко, Т.В. Поштарева и др.),
- и другие.
Коротко остановимся на анализе подходов к проблеме этнической социализации Т.Г. Стефаненко, которая считает, что в ходе социализации, в процессе контакта с этнической средой и, взаимодействуя с носителями этноса, человек присваивает национальные признаки этноса. А учитывая, что детский возраст наиболее сен-зитивен для присвоения культуры, то целесообразно именно с этих возрастов начинать знакомство с многообразием культур.
При этом Стефаненко Т.Г. отмечает, что этот процесс требует от всех специалистов, педагогов, психологов понимания составляющих этого процесса, суть которых сводится к следующему:
- поиск и выявление отличий детей, которые выросли в различных социокультурных средах и определение признаков, составляющих эти отличия;
- выделение методов, средств и способов этносоци-ализации;
- включение особенностей реальных условий жизнедеятельности ребенка в процесс этносоциализации;
- анализ отдельных результатов социализации детей, умение интерпретировать и прогнозировать эти результаты для понимания поведения взрослого человека.
Она считает, что этносоциализация существует как культурная трансмиссия, которая осуществляется научением, и реализуется в разных видах - вертикальном, горизонтальном и «непрямым» способом [2]. При вертикальной трансмиссии происходит передача этнокуль-туры от поколения к поколению, от родителей к детям. При горизонтальной - культура осваивается в социальной жизни человека посредством общения со сверстниками. При непрямой трансмиссии этносоциализация происходит в рамках социальных институтов, в которых личность идет свой путь развития, а также в практике реальных отношений и взаимодействий с представителями общества, в котором личность проживает и с которым непосредственно взаимодействует [3-15].
Анализируя выводы Стефаненко Т.Г., становится очевидным, что этносоцилизация происходит в условиях человеческой жизнедеятельности в различных социальных институтах, которые «научают» ребенка культуре во всех ее аспектах и составляющих. Активное целенаправленное поведение всех участников этносоци-ализации ребенка обеспечивает культурную трансмиссию в реальных, содержательных и эмоционально-окрашенных отношениях его с миром.
По нашему мнению, этносоциализация в дошкольном возрасте позволяет формировать социальные и социокультурные переживания личности, присваивать культурные нормы и традиции, которые, интериоризи-руясь, становятся значимыми компонентами личности, развивают важные личностные черты и характеристики, что способствует общей социализации ребенка и, одновременно с этим, говорит о нормальном ходе его психического и психологического развития.
Мы считаем, что эффективным условием этносоци-ализации детей в дошкольном возрасте является организация целенаправленного психолого-педагогического сопровождения, т.е. такой системы работы, которая создает и обеспечивает и внутриведомственные связи (детский сад - ребенок - семья), и внешние преемственные связи между дошкольным образовательным учреждением, социальными партнерами и городскими организаци-
ями культуры (краеведческий музей, детские библиотеки, филиал Самарского Дома дружбы народов. и др.). В практике реализации нашей программы психолого-педагогического сопровождения, направленного на этно-социализацию детей дошкольного возраста, социальными партнерами детского сада, участвующими в проведении национальных праздников, демонстрирующими культуру национального костюма, танцев и песен и пр., явились такие организации, как Чувашская национально-культурная автономия г.о. Тольятти, Автономная некоммерческая организация «Мордовский культурный центр», Городская национально-культурная автономия татар, Русский культурный центр г.о. Тольятти.
Раскрывая суть психолого-педагогического сопровождения всего образовательного процесса в ДОУ, следует, на наш взгляд, выделить такие направления и компоненты программы, как:
- повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса (включая родителей);
- психологическое проектирование;
- психологическая экспертиза;
- оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса;
- информационно-аналитический обзор деятельности всех участников процесса сопровождения этносоци-ализации.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения достигается только при реализации этого процесса в комплексе, системе и последовательности [16-20], а не в виде разовых мероприятий детского сада. Именно путем создания целенаправленной системы психолого-педагогических воздействий и ее реализации возможно обеспечение непрерывного, комплексного и системного характера сопровождения социализации и этносоциализации детей в рамках культурной трансмиссии, в целом.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются научность, системность, доступность, комплексность, охрана и укрепление психического и физического здоровья ребенка, ценность и уникальность личностного развития (ФГОС ДО).
Эти принципы легли в основу нашего исследования, которое проводилось на базе дошкольного учреждения АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №182 «Золотой ключик» г. Тольятти с 2012 года, в рамках лаборатории «Социализация детей дошкольного возраста». Нами, совместно со всем педагогическим и родительским коллективом детского сада, исследовались условия приобщения детей к культуре народов, к наследию предков, а также знакомство с бесценными сокровищницами окружающего мира, которые хранят память об историческом прошлом, настоящем и будущем России.
Нами была поставлена следующая цель исследования - организация психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в его этносоциализации через приобщение к разнообразию культуры народов Среднего Поволжья.
Задачи исследования определялись нами в связи с необходимостью:
- во-первых, определить специфику психолого-педагогического сопровождения в этносоциализации детей дошкольного возраста на основе анализа научной литературы;
- во-вторых, определить направления этого процесса, его содержание и формы;
- в-третьих, обобщить имеющийся опыт работы детского сада по ознакомлению и эффективному приобщению детей к культуре родного края.
Для решения поставленных задач была проведена большая работа с педагогами дошкольного учреждения по глубокому ознакомлению со спецификой культуры преобладающих национальностей Среднего Поволжья.
Научен вектор на Балканите. 2017. № 1
41
С родителями воспитанников активно обсуждались вопросы этнокультурного воспитания и образования детей, были разработаны эффективные формы работы с детьми через различные виды деятельности, создание мини-музеев с целью знакомства с самобытностями народов Среднего Поволжья.
Средствами этнокультурного образования и воспитания дошкольников явились:
- народные игры всех видов (подвижные, игры-состязания, сюжетные, хороводные, словесные);
- устное народное творчество (чтение произведений разных национальностей, разучивание стихотворений, закличек и др.);
- декоративно-прикладное искусство разных народов;
- музейная педагогика;
- фотовыставки;
- музыкальная культура, костюм и др.;
- культурно досуговая деятельность.
Описанный выше подход психолого-педагогического сопровождения для достижения этносоциализации детей и его активного формирования в ДОУ проходил все этапы апробации, результаты которых были достоянием не только профессионального сообщества, но и представлялись этнокультурному пространству города Тольятти. Достигнутые педагогические результаты позволили разработать учебно-методическое пособие по организации работы с детьми в аспекте их этносоциа-лизации [21, 22], идеи которого были внедрены в деятельность многих дошкольных учреждений по проблеме приобщения детей к культуре народ Среднего Поволжья.
Также, результаты исследований и апробаций позволили участвовать в конкурсах и обсуждать проблему формирования на научных конференциях. Это отразилось в проведенных городских фестивалях для дошкольных организаций г.о. Тольятти «Хоровод дружбы», организатором которого явилась АНО ДО «Планета детства «Лада», совместно с Департаментом образования администрации г.о. Тольятти.
Идея проведения фестиваля зародилась в детском саду № 182 «Золотой ключик» АНО ДО «Планета детства «Лада» на опыте проведения национальных праздников при выполнении научно-практического исследования проблемы этносоциализации детей дошкольного возраста и способствовала широкой пропаганде культурного наследия народов Поволжья, формированию понимания у детей значимости самобытности национальных культур. В 2017 году городской Фестиваль прошёл как многожанровый праздник.
Таким образом, представленная программа психолого-педагогического сопровождения процесса этносоциа-лизации детей дошкольного возраста позволяет, на наш взгляд, формировать целенаправленную осведомлённость ребенка о социальном пространстве в его различиях и уникальности, расширяя границы его первичной социализации, вызвать у детей положительную эмоциональность и собственную активность, что, собственно, и является необходимыми условиями присвоения социальных и культурных норм общества и первичной инкультурации ребёнка в детские периоды его личностного развития и социализации в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Николаева, Э.Ф. Социальное партнерство в организации психологического сопровождения психического развития детей [Текст] / Э.Ф. Николаева // Социальное партнерство в деятельности психолога: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. — Тольятти, Изд-во: Тольяттинский государственный университет, 2015. - С. 70-75.
2. Николаева, Э.Ф., Николаева, С.Ю. Приобщение к культурному наследию народов Поволжья как условие формирования предпосылок этносоциализации детей дошкольного возраста [Текст]/Э.Ф. Николаева, С.Ю. Николаева // Человек в современном мире: возможности личностной и профессиональной реализации в изменяющихся условиях // сборник материалов Региональной научно-практической конференции. — Тольятти: Изд-во: Тольяттинский государственный университет, 2017. — 188 с. — С. 70-77.
3. Кадырова С.Ш. Технология формирования этнической иден-
42
тичности детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 66-69.
4. ГабдрафиковИ.М., Сафин Ф.Г., ФатхутдиноваА.И. Этническая и языковая идентичности: парадигмы и парадоксы результатов переписей населения (на примере республики Башкортостан) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 198-204.
5. Чернышова Е.Л., Иванов Д.В. Особенности личностной самооценки и тревожности младших школьников цыганского и русского этносов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 346-349.
6. Середкина Н.Д., Соловьева Н.А., Шинкарёва Н.А. Особенности проявления культуры поведения в общественных местах детьми старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 312-315.
7. Криводонова Ю.Е. Психолого-педагогическая поддержка как фактор повышения социализации школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 28-30.
8. Михалец И.В., Миронов А.Ю., Миронова И.А. Социализация детей-билингвов цыганской национальности в условиях общеобразовательной школы //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 88-92.
9. Сайфутдиярова Е.Ф., Ахматханова Л.А. Взаимосвязь типов этнической идентичности с толерантными установками в межличностных отношениях студенческой молодежи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 53-56.
10. Бойко В.И. Формирование приоритетов и способы разработки моделей развития сферы культуры // Карельский научный журнал.
2015. № 1 (10). С. 99-101.
11. Кадырова С.Ш. Этническая идентичность младших школьников в контексте современной культурной модели //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 232-235.
12. Сафарова Д.Э. Особенности развития этнического самосознания в условиях учебного процесса как научная проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 396-399.
13. Власова Н.В. Практики репрезентации этничности в полиэтническом регионе (на материалах среднего Поволжья) // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 220-225.
14. Козлова О.А., Тимофеев А.А. теоретические аспекты формирования культуры личности // Балтийский гуманитарный журнал.
2016. Т. 5. № 4 (17). С. 244-246.
15. Выдренкова А.А. Формирование ценностного отношения младших школьников к культуре русского народа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 28-30.
16. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Гиголаева Д.В., Хасиева А.В. Проблема психолого-педагогического сопровождения и адаптации детей-мигрантов в новых условиях жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 108-110.
17. Ремезова Л.А. Психолого-педагогические основы построения модели комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения с позиций ФГОС дошкольного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 128-131.
18. Ефимова Д.В., Макаров Ю.А. Проблемы толеранизации в обществе, а также психолого-педагогической теории и практике //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 103-110.
19. Цагарелли Е.Б. Квалиметрический подход в проектировании и реализации системы психолого - педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 108-110.
20. Галеева Е.В., Топченюк О.В., Манзырева Е.С. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных способностей и их влияние на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 132-136.
21. Николаева, Э.Ф., Смолякова, Е.В., Кривошеева, О.В. «Дети земли Поволжской». Культура народов Среднего Поволжья в этно-социализации детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Э.Ф. Николаева, О.В. Смолякова, О.В. Кривошеева, - Тольятти, Изд-во: «Зигзаг», 2012. -195 с.
22. Николаева, Э.Ф., Смолякова, Е.В., Кривошеева, О.В. Психологические условия этносоциализации детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - изд-во: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - №5. - 790 с.
Scientific Vector of the Balkans. 2017. № 1