Научная статья на тему 'Проблемы развития плодоовощеконсервного подкомплекса Согдийской области'

Проблемы развития плодоовощеконсервного подкомплекса Согдийской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОДООВОЩЕКОНСЕРВНЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК / FRUIT AND VEGETABLE CANNING SUB COMPLEXES / MARKETING / ECONOMIC RELATIONS / MANAGEMENT / PRICE POLICY / PRICE FORMATION / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадобоев Алишер Тохирджонович

Рассмотрены проблемы развития плодоовощеконсервного подкомплекса Согдийской области в рыночных условиях, проанализировано состояние перерабатывающих предприятий и их экономические отношения с сельскохозяйственными предприятиями, динамика объема заготовки плодоовощного сырья и причины роста затрат на производство плодоовощных консервов. Выявлены нерешенные проблемы плодоовощеконсервной промышленности, уровень сотрудничества предприятий области с дехканскими (фермерскими) хозяйствами. Подготовлены предложения по принятию государством мер экономической поддержки, развитию менеджмента и проведению маркетинговых исследований на базе крупных плодоовощеконсервных предприятий и их интеграции с малыми предприятиями. Обоснованы направления совершенствования ценовой политики, основные аспекты формирования цен на готовую продукцию для повышения конкурентоспособности на различных рынках сбыта и пути подготовки квалифицированных специалистов для отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Department Relating to Fruit-Vegetables Tinned-Canned Subcomplex of Sughd Viloyat

The article dwells on the problems of the development of the canning subcomplex of Sughd viloyat under market conditions; the author has analyzed the state of processing outfits and their economy relations with agricultural enterprises, dynamics of up-stocking raw stuffs amount and the reasons of expenditure growth related to canned production of fruit and vegetables. The author elicits unsolved problems of tinned-canned industry dealing with fruits and vegetables, standard of cooperation between enterprises and farm households run by dekhans. He worked out suggestions on measures of economy support on the part of the state, management development and marketing researches on the base of big tinned-canned outfits and their integration with small factories. Streamlines of improvement in regard to price policy, principal aspects of price formation concerned with ready produce for elevation of competitiveness at various offtrading market and the ways of training qualified specialists for the branch are well -grounded.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития плодоовощеконсервного подкомплекса Согдийской области»

УДК 332 ББК 65.325.154

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЛОДООВОЩЕКОНСЕРВНОГО ПОДКОМПЛЕКСА СОГДИЙСКОЙ

ОБЛАСТИ

МУАММОХрИ РУШДИ ЗЕРМАЦМУИ ИСТЕХСОЛ ВА КОРКАРДИ МЕВАЮ САБЗАВОТ ДАР ВИЛОЯТИ СУFД

PROBLEMS OF DEPARTMENT RELATING TO FRUIT-VEGETABLES TINNED-CANNED SUBCOMPLEX OF SUGHD VILOYAT

Дадобоев Алишер Тохирджонович,

аспирант кафедры экономики предприятий ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Дадобоев Алишер Тохирцонович,

аспиранти кафедраи ицтисодиёти корхонауои ДД^БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Dadoboev Alisher Tohirjonovich,

post-graduate of the department of economy enterprise under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: плодоовощеконсервный подкомплекс, маркетинг, экономические отношения, менеджмент, ценовая политика, ценообразование, рынок.

Рассмотрены проблемы развития плодоовощеконсервного подкомплекса Согдийской области в рыночных условиях, проанализировано состояние перерабатывающих предприятий и их экономические отношения с сельскохозяйственными предприятиями, динамика объема заготовки плодоовощного сырья и причины роста затрат на производство плодоовощных консервов. Выявлены нерешенные проблемы плодоовощеконсервной промышленности, уровень сотрудничества предприятий области с дехканскими (фермерскими) хозяйствами. Подготовлены предложения по принятию государством мер экономической поддержки, развитию менеджмента и проведению маркетинговых исследований на базе крупных плодоовощеконсервных предприятий и их интеграции с малыми предприятиями. Обоснованы направления совершенствования ценовой политики, основные аспекты формирования цен на готовую продукцию для повышения конкурентоспособности на различных рынках сбыта и пути подготовки квалифицированных специалистов для отрасли.

Калидвожа^о: зермацмуи истеусол ва коркарди меваю сабзавот, маркетинг, муносибатуои ицтисоди, менецмент, сиёсати нархи, нархгузори, бозор

Дар мацола муамммоуои зермацмуи истеусол ва коркарди меваю сабзавоти вилояти Сугд дар шароити бозори мавриди барраси царор дода шуда, таулили вазъи корхонауои коркард, муносибати ицтисодии онуо бо хоцагиуои кишоварзи, динамикаи уацми захираи

меваю сабзавот уамчун ашё, инчунин сабабуои афзоиши хароцот барои истеусоли консервауо гузаронида шудааст. %амзамон, муаммоуои уалталаби коркарди саноатии меваю сабзавот, сатуи уамкориуои корхонауои коркарди вилоят бо хоцагиуои деуцонй (фермеры) муайян гардида, пешниуодуо циуати амалигардонии тадбируои давлатй дар самти дастгирии ицтисодй, рушди менецмент ва гузаронидани тадцицотуои маркетингй дар заминаи корхонауои консервабарорй, инчунин, уамцоясозии онуо бо корхонауои хурд пешниуодуои цайд гардидааст. Самтуои такмили сиёсати нархй, нуцтаи назари асосии ташаккулёбии нарх ба маусулоти тайёр баури баланд бардоштани рацобатпазирй дар бозоруои гуногуни фуруш ва самтуои омодасозии мутахассисони касбй барои соуа асоснок карда шудааст.

Key words: fruit and vegetable canning sub complexes, marketing, economic relations, management, price policy, price formation, market

The article dwells on the problems of the development of the canning subcomplex of Sughd viloyat under market conditions; the author has analyzed the state of processing outfits and their economy relations with agricultural enterprises, dynamics of up-stocking raw stuffs amount and the reasons of expenditure growth related to canned production of fruit and vegetables. The author elicits unsolved problems of tinned-canned industry dealing with fruits and vegetables, standard of cooperation between enterprises and farm households run by dekhans. He worked out suggestions on measures of economy support on the part of the state, management development and marketing researches on the base of big tinned-canned outfits and their integration with small factories. Streamlines of improvement in regard to price policy, principal aspects of price formation concerned with ready produce for elevation of competitiveness at various offtrading market and the ways of training qualified specialists for the branch are well -grounded.

Плодоовощеконсервный подкомплекс Республики Таджикистан, и в частности Согдийской области, является достаточно развитым звеном агропромышленного комплекса, включающим в себя совокупность отраслей сельского хозяйства, промышленности и торговли, занятых производством, заготовкой, переработкой и реализацией плодов, овощей и консервной продукции. Этому подкомплексу принадлежит значительная роль в обеспечении населения продуктами питания, имеющими высокую биологическую ценность. Однако динамика его развития характеризируется крайней нестабильностью, которая выражается в следующем.

Во-первых, садоводство и овощеводство имеют обширный ареал распространения не только в равнинной зоне, но и в предгорных и горных зонах области. В 2017 году во всех категориях хозяйствования под садами было занято 65,6 тысячи гектаров, из них 56,5 тыс. га - в дехканских (фермерских) хозяйствах и 9,1 тыс. га - в хозяйствах населения. Только в годы государственной независимости Таджикистана в Согдийской области закладка новых садов составила более 43,1 тыс. га, что позволило увеличить их площадь по сравнению с 1991 г. на 35,8 тыс. га. Овощные культуры занимали 16,2 тыс. га, в том числе в дехканских (фермерских) хозяйствах - 8,2 тыс. га и 8 тыс. га - в хозяйствах населения. За последние 8 лет наблюдается тенденция роста объемов производства плодов и овощей (табл. 1).

Таблица 1. Производство плодов и овощей во всех категориях хозяйствования _Согдийской области в 2010-2017 гг. (тыс. тонн)

Показатели 2010 2015 2016 2017 2017 г. в % к 2010 г.

Фрукты, всего 69,7 46,8 112,7 123,7 177,4

в т.ч. семечковые 17,1 35,2 32,6 37,5 219,4

косточковые 48,3 11,4 79,3 84,4 175,0

Виноград 37,0 51,9 55,5 57,1 154,3

Овощи, всего 329,5 440,3 459,0 480,3 145,7

в т.ч. томаты 92,7 102,8 97,7 107,5 116,0

огурцы 19,1 26,2 28,4 28,9 151,3

капуста 7,1 12,8 13,1 17,2 242,5

Рассчитано автором по данным [1].

Увеличение в области площади садов и посевов овощных культур позволило повысить потребление плодов и овощей на душу населения. В 2016 г. потребление плодов достигло 54 кг, а овощей - 99 кг. [1, с.124-145]

По оценке специалистов, уровень потребления плодов и овощей соответственно составляет 79,9 и 99 % от медицинских норм и приближается к уровню потребления России и Китая. В этих странах ежегодно съедается 50 кг фруктов на душу населения. В России на душу населения приходится около 80 кг овощей в год, и в Китае - 112 кг. [2]

Во-вторых, промышленное подразделение плодоовощеконсервного подкомплекса области имеет 11 крупных и 21 среднее и малое предприятие по производству и переработке плодоовощной продукции, совокупная мощность которых, по расчетам специалистов, может достигать более 246 млн условных банок. Крупные предприятия в основном размещены в городах Худжанд, Исфара, Канибадам, Истаравшан и в Бабаджан-гафуровском районе области. Кроме того, в последние годы в области созданы 19 малых предприятий и цехов, которые осуществляют промышленную переработку сухофруктов, совокупная годовая мощность которых достигает 2,5 тыс. тонн.

Промышленные подразделения плодоовощеконсервного подкомплекса Согдийской области до проведения аграрных преобразований имели свою сырьевую базу и на основе установившихся экономических отношений использовали производственные мощности на уровне 76-85 %, поставляя на внутренние и внешние рынки сбыта до 180-190 млн условных банок плодоовощеконсервной продукции.

Однако произошедшие в Таджикистане социально - экономические преобразования привели к возникновению ряда проблем. Прежде всего нарушилась система организации производства и распределения плодоовощной продукции. Крупное товарное производство, присущее сельскохозяйственному производству плодов и овощей, после проведения аграрных преобразований стало терять экономический потенциал. В последние годы на базе сельхозпредприятий создано большое количество малых дехканских (фермерских) хозяйств, численность которых на 1 января 2017 года достигла 65,1 тысячи.

Несмотря на увеличение площади садов и посевов овощных культур, из-за

неудовлетворительного состояния их заготовки, переработки и хранения, наблюдается утрата природных достоинств свежей продукции. По расчетам специалистов Главного управления сельского хозяйства Согдийской области, потери составляют до 35 % среднегодового производства овощей и до 20 % плодов.

В целом нынешнее состояние плодоовощеконсервной отрасли Согдийской области характеризуется дезорганизацией деятельности всего подкомплекса. По нашему мнению, трансформация хозяйственных отношений в конечном итоге не привела к ожидаемому главному результату - улучшению использования имеющегося экономического потенциала. Причиной спада в отрасли стали: отсутствие всесторонней обоснованности проводимых реформ и молниеносной либерализации цен для установленных рыночных отношений, нарушение межотраслевых паритетных отношений, а также приватизация перерабатывающих предприятий.

В особенности проводимые аграрные преобразования привели к обвальному спаду производства плодоовощных консервов или свертыванию деятельности многих консервных заводов и цехов. Исследование показало, что плодоовощеконсервной отрасли в настоящее время присущ ряд нерешенных проблем, каковыми являются:

- разрыв экономических отношений с поставщиками сырья, нехватка денежных средств для их закупки и недовольство сельхозпроизводителей предлагаемыми ценами на сырьё;

- выпускаемая большинством предприятий консервная продукция не- конкурентоспособна на рынках сбыта, что связано с высокой материалоемкостью и энергоемкостью;

- сезонное функционирование предприятий провоцирует уход из отрасли квалифицированных работников.

Независимость дехканских (фермерских) хозяйств в выборе структуры посева сельхозкультур в большинстве случаев требует от перерабатывающих предприятий дополнительных затрат на заготовку и перевозку сырья к пункту переработки. Мощность плодо-овощеконсервных предприятий области позволяет перерабатывать 13 тысяч тонн плодов, 3 тысячи тонн винограда и 21 тысячу тонн томатов и других видов овощей, что в итоге составляет около 45-50 тысяч тонн сырья в год.

Основными видами сырья являются: томаты - 65 %, абрикосы - 15 %, персики - 8 %, виноград - 6 %, яблоки - 7 %, сливы - 0,5 % и другие виды плодов и овощей (огурцы, айва, болгарский перец, баклажаны и др.) - 2,5 %. В последние 5 лет наблюдается тенденция спада объемов заготовки и ухудшение ассортимента плодоовощного сырья (табл. 2).

Таблица 2. Заготовка и ассортимент плодоовощного сырья на плодоовощеконсервных

предприятиях Согдийской области в 2013-2017 гг

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017 2017 г. в % к 2013 г.

Абрикосы 715 451 2,2 611,1 525,7 73,5

Виноград 500 72

Персики 128 115 119,4 52,1 64,9 50,7

Яблоки 167 246 327,2 398,4 75,5 45,2

Томаты 2615 1537 1708 1487 615 23,5

Огурцы 35 12 21,4 6 17,1

Прочие овощи и плоды 17 34 283 6,6 11,9 70,0

ВСЕГО 4177 2395 2511 2577 1299 31,1

Рассчитано автором по данным [6].

Из показателей таблицы видно, что объёмы переработки плодов и овощей в Согдийской области имеют тенденцию к снижению и с каждым годом уменьшаются. Потребность в сырье в общем объеме обеспечивается на уровне 3-9 %, а по ассортименту - на 1-2 %.

Анализ технического состояния крупных плодоовощеконсервных предприятий показал, что более 60 % технологических линий и оборудования, на которых непосредственно производятся плодоовощные консервы, не позволяет им укрепить положение на рынке сбыта.

Исследование сложившихся проблем, опрос руководителей и специалистов плодоово-щеконсервных предприятий позволили установить причины низкого уровня сотрудничества перерабатывающих предприятий с дехканскими (фермерскими) хозяйствами:

- существование у руководителей предприятий устаревших понятий о том, что для предотвращения потерь урожая производители сырья будут вынуждены сдавать его на переработку по низким ценам;

- между производителями и переработчиками плодоовощной продукции была налажена давальческая модель отношений. Они определяли соотношение между сырьём и готовой продукцией на основе бартерных договоров. Например, если для производства 1 кг томатной пасты расходовались 6 кг томатов, то доля перерабатывающих предприятий составляла такой же объём;

- несвоевременное проведение актов сверки с сельхозпроизводителями. В случае несоблюдения обязанностей сторон, выплата штрафов в установленном договором порядке не соблюдается;

- в договорах не предусмотрено поощрение сельхозпроизводителей для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества. Анализ качества сырья переработчиками показал, что в некоторых случаях плодоовощеконсервными предприятиями не принимаются в расчет установленные цены на разные виды сырья. Примерно 60 % сырья поступают как продукция, не отвечающая стандартам качества;

- недостаточное внимание руководства плодоовощеконсервных предприятий к изучению внутреннего рынка сырья. Во множестве случаев изучение рынка сбыта ограничивается заключением договоров, а взаимные встречи с производителями проводятся во время сбора урожая плодов и овощей.

По нашему мнению, с позиции необходимости решения сложившихся проблем необходимо:

- содействие в сфере обеспечения доступности к финансовым источникам для закупки сырья на основе выделения льготных долгосрочных кредитов из государственных бюджетных средств (на 3-5 лет) или привлечение зарубежных финансовых источников посредством создания совместных предприятий;

- налаживание давальческих отношений и возврат части готовой продукции сельхоз-

производителям с учетом взаимных интересов производителей и переработчиков продукции;

- создание плодоовощеконсервных подкомплексов на основе агропромышленной интеграции.

Для стабилизации работы плодоовощеконсервных предприятий от государства требуется принятие ряда мер экономической поддержки.

Во-первых, осуществление единой политики цен и ценообразования в плодоовощеконсервной отрасли. Она не должна ограничиваться согласованием предложения и спроса, кроме того, она должна обеспечивать равенство производителей и переработчиков при учете затрат на производство и переработку сырья. Сегодняшняя политика плодоовощеконсервных предприятий заключается в снижении затрат за счет снижения цен на сырьё, что не способствует росту эффективности деятельности плодоовощеконсервных предприятий.

Во - вторых, составление прогноза о развитии плодоовощеконсервной промышленности. Сроки прогнозирования должны рассчитываться более чем на 3 года. При составлении прогноза нужно обращать внимание на заинтересованность производителей в производстве необходимого ассортимента плодоовощной продукции.

В - третьих, создание надёжной базы для развития менеджмента в отрасли. При производстве плодоовощеконсервной продукции необходимо проведение анализа ситуации на государственном уровне, содействие предприятиям отрасли в подготовке и принятии соответствующих решений, реализация их потенциала с целью укрепления позиции на рынке сбыта.

В - четвертых, создание базы для проведения маркетинговых исследований на базе крупных плодоовощеконсервных предприятий и их интеграция с малыми предприятиями и цехами. Основная задача маркетинговых исследований должна заключаться в изучении возможности для товаропроизводителей в увеличении производства плодоово-щеконсервной продукции. [5, с. 105-109]

При обосновании направлений развития маркетинга можно использовать традиционный подход к эволюции концепций маркетинга: эволюцию концепции управления предприятием, дополняя интегрированный маркетинг положениями внутреннего маркетинга. Важным в этом контексте является расширение традиционного комплекса в соответствии с целевым комплексом преимуществ потребителя с систематизацией концепции управления по следующим признакам: объекту внимания; приоритетам менеджеров; основе для получения прибыли. [3, с.168-171]

В последние годы наблюдается тенденция увеличения себестоимости продукции в плодоовощеконсервной промышленности и спад рентабельности отрасли. Анализ показывает, что основными причинами являются:

- низкий уровень конкурентоспособности готовой продукции;

- низкие реализационные цены и низкий уровень выхода конечной продукции после переработки сырья;

- высокие цены на сельскохозяйственное сырьё.

Анализ показывает, что повышение в последние годы тарифов на электроэнергию и цен на другие материалы влияет на себестоимость продукции плодоовощеконсервной

промышленности, что связано с недостаточным использованием следующих факторов их снижения:

- нерациональное использование сырья, то есть несоблюдение обоснованных норм. Например, для производства 1 кг томатной пасты расходуется 5,8-7,5 кг сырья. Во множестве случаев это определяется поступлением низкокачественного сырья;

- недостаточный уровень коммерческого мышления большинства руководителей плодоовощеконсервных предприятий. Они в основном надеются на увеличение цен при сбыте консервов, которые по сравнению с ценами на сырьё имеют тенденцию к росту. Увеличению цен в основном содействуют торговые организации, и это позволяет плодоовощеконсервным предприятиям обеспечить 6-8 % доходности. Этот момент учитывается руководителями плодоовощеконсервных предприятий как точка функционирования предела рентабельности.

Устойчивое функционирование предприятия в сфере переработки плодов и овощей в основном определяется наличием у них определенной стратегии ценообразования. Известно, что ценовая политика опирается на основные принципы, которые предприятия должны соблюдать во время определения цен на продукцию. Однако анализ политики ценообразования на плодоовощеконсервных предприятиях показывает, что они не принимают во внимание условия функционирования конкретных рынков сбыта -свободной, монополистической или олигопольной конкуренции. [4, с. 27-30]

Известно, что в реальной экономике не существует прозрачных видов рынков. С одним наименованием продукции предприятие может функционировать на рынке свободной конкуренции, а с другими - и на рынках безупречной торговли. Верно то, что такой метод анализа рынка не приведёт к непосредственному определению цен. Для плодоовощеконсервного предприятия важным является выбор гибкой политики анализа рынка, позволяющей определить взаимосвязь ценообразования с принятием соответствующих решений.

В этом контексте необходимыми условиями является учет нижеследующих аспектов:

- определение потребности на основе учета взаимосвязи спроса и предложения и определение коэффициента эластичности цен;

- оценка затрат с учетом выбора возможностей для снижения затрат и сравнения с затратами основных участников рынка сбыта. Этот анализ необходим предприятиям для определения нижнего уровня цен для свободного функционирования предприятий во время снижения цен на рынках свободной конкуренции;

- анализ цен и объема производства продукции конкурентов. В промежутке между верхней ценой платежеспособности потребителей и нижним уровнем цены, которые определяются производственными затратами, должна устанавливаться конкурентная цена на продукцию предприятия. Данная ситуация позволит сравнить свою цену с ценой на продукцию конкурентов.

Проведение плодоовощеконсервными предприятиями гибкой рыночной политики, и в частности ценовой политики, зависит от наличия квалифицированных специалистов и консультантов. Однако их отсутствие оставляет открытым решение проблемы изучения специфики производимой предприятиями готовой продукции, вероятность изменения цен, условия производства, ситуацию на рынках и соотношение между спросом и

предложением. Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров в специализированных учебных заведениях республики как за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, так и за счет предприятий отрасли может способствовать своевременному регулированию развития отрасли.

Опыт стран с развитой экономикой показывает, что в них происходит устойчивое укрупнение производителей плодоовощеконсервной продукции. В них крупные торговые сети охотно продают раскрученные бренды. Следовательно, важным является создание крупных компаний и холдингов для налаживания связей с современными видами розничных сетей для исключения монопольного положения производителя и покупателя.

Таким образом, решение перечисленных и других проблем плодоовощеконсервного подкомплекса требует выбора новых экономических моделей, которые будут способствовать выводу плодоовощеконсервных предприятий на новый уровень развития. Выбор экономической модели развития должен основываться на комплексном подходе к решению сложившихся проблем, учете взаимосвязи используемых методов для их решения. Важным при выборе является также учет стандартов повышения качества продукции отрасли, внедрение системы контроля качества, разработка нормативной базы и оценочных показателей.

Список использованной литературы:

1. Статистический ежегодник Согдийской области. - Худжанд, 2017. - С. 124-145.

2. Ешьте больше фруктов/Электронная публикация http:// www.kulina.ru /articles/diet/all/ krasotaizdorove/doc_31/

3. Медведева Т.П., Кучерова Н.В. Развитие и систематизация концепций маркетинга в современных условиях// Известия Оренбургского государственного университета.- 2012.-№2(34). - С.168-171.

4. Минаков И.А. Проблемы возрождения промышленного овощеводства //Экономика сельскохозяйственным и перерабатывающих предприятий. - 2008. - №3. - С.27-30.

5. Шведова И.А., Кузнецова Т.Е. Книга директора по маркетингу производственного предприятия - СПб., 2008.- С. 105-109.

6. Отчеты ГУП «Хуроквори» Согдийской области за 2013-2017 годы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reference Literature:

1. Statistical Annual of Sughd Viloyat - Khujand, 2017. -pp. 124 - 145.

2. Do Eat more Fruits! // Electronic publication... http:// www.kulina.ru /articles/diet/all/ krasotaizdorove/doc_31/

3. Medvedeva T. P., Kucherova N.V. Development and Systematization of Marketing Conceptions under Contemporary Conditions // Tidings of Orenburg State University. - 2012, - №2 (34). - pp. 168-171.

4. Minakov I. A. Problems of Revival in Regard to Industrial Vegetable-Growing // Economy of Agricultural and Processing Enterprises. - 2008, №3. - pp. 27 - 30

5. Shvedova I. A., Kuznetsova T.Ye. The Book of the Director Ruling over Produce Outfit Marketing. - SPb, 2008. - pp. 105 - 109

6. Reports of "Khurokvori" (Food Stuffs) Central Managerial Office of Sughd viloyat for 2013 -2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.