Каримов Мирзобаходур Кадырович,
кандидат экономических наук, доцент ТГУПБП Нозимов Бахриддин Рахмонович,
соискатель Таджиксконо национального университета
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЛОДООВОЩЕКОНСЕРВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ
Плодоовощеконсервная отрасль является одной из приоритетных и экспортообразующих в агропромышленном комплексе Согдийской области. В настоящее время производственный потенциал области по переработке плодов и овощей базируется на 8 крупных предприятиях и 18 средних и малых предприятий и цехов с общей мощностью производства консервированной продукции около 246 муб в год.
При эффективном использовании имеющих мощностей в Согдийской области можно перерабатывать в год до 13 тысяч тонн фруктов, 3 тыс. тонн винограда, 31 тыс.тонн томатов. Основными видами заготовляемого сырья являются томаты, абрикосы, яблоки, персики, сливы и виноград.
Финансовая неустойчивость предприятий отрасли не позволяет осуществлять закупки сырья по конкурентным ценам. В итоге огромные мощности, введенные в годы бывшего СССР и рассчитанные на массовое производство плодоовощных консервов, в настоящее время не востребованы и используются менее чем на 24 % .
В последние годы из-за ухудшения экономических взаимоотношений с хозяйствами сырьевых зон происходит сокращение объемов заготовки ключевых видов сырья для переработки, таких как томаты и абрикосы. В 2011 году, по сравнению с 2005 годом, объёми их заготовки уменьшили в 5,5 раза (табл. 1).
В 2011 году объём заготовок в целом по предприятиям отрасли составлял 5,7 тыс. тонн. Для наглядности происходящих изменений нами были проанализированы заготовки трех основных видов сырья, объем заготовки которых за последние 7 лет составлял 94-97 % от всего объема заготовок.
Таблица 1.
Объемы заготовки томатов, абрикоса и яблок консервными
предприятиями Согдийской области в 2005- 2011 гг. (тонна)*
Года Томаты Абрикос Яблоки Всего Удельный объеме, % вес в общем
томаты абрикос яблоки
2005 26488 4455 2342 33285 79,6 13,4 7,0
2006 33278 11970 992 46240 72,0 25,9 2,1
2007 20160 789 1538 22487 89,7 3,5 6,8
2008 20274 157 1310 21741 93,3 0,7 6,0
2009 22266 267 637 23170 96,1 1,2 2,7
2010 7145 931 181 8257 86,5 11,3 2,2
2011 3108 1147 710 4965 62,6 23,1 14,3
В сред нем за год 18960 2816 1101 22877 82,8 12,3 4,9
* Данные УП «Идораи хуроквори» Согдийской области.
Анализ данных таблицы показывает, что произошли изменения и в структуре заготовки сырья. Так, для двух основных видов сырья - томатов и абрикоса - характерна скачкообразная тенденция заготовки. Доля абрикоса с устойчивого удельного веса в 20-25 %, снизилась до 0,7 - 1,2 % (20072008гг.). Такую же тенденцию имеет и заготовка томатов. Сложившаяся структура указывает на изменение ассортимента выпускаемой консервной продукции, которому присуще сокращение наименований.
За последнее 7 лет ассортимент консервов сократился с 50 до 23-25 наименований. В ассортименте реализованной продукции 43 % составляет сок абрикосов, 8% - яблочный, 4% - другие соки фруктовые, 15 % - томат-паста, сок томатный - 8%, огурцы-консервы - 7 %, паста абрикосовая - 8%, компот - 3%, 4% прочие.
Местный рынок Согдийской области хорошо снабжен соками (нектарами) и другими овощными маринадами местного и импортного производства. Это объясняется тем, что местные каналы распределения работают ритмично. Маринады помидоров, огурцов и комбинации других маринадов, а также консервированные цельные фрукты в основном реализуются на экспорт в Российскую Федерацию и Казахстан. Экспорт осуществляется исключительно в двух литровых банках старого советского типа (за исключением «Элита Истаравшана»). СП «Худжанд - Пакижинг» экспортирует свою продукцию в литровой упаковке «Тетро-пак» в Казахстан.
Ещё одно препятствие на пути увеличения экспортного потенциала предприятий исходит от требования переработчиков которые хотят экспортировать свою продукцию в предварительном финансировании. Переработчики являются достаточно гибкими при продаже своей продукции на местном рынке, они принимают различные типы платежей, включая авансовый платеж, в кредит или на условиях консигнации, однако для поставки на экспорт большинство переработчиков из - за отсутствия доверия к экспортерам требует 30-50 % предоплаты для финансирования поставки стекло-банок и железнодорожных сборов. При этом казахские и российские покупатели не соглашаются с такими условиями поставки. Следует отметить, что основной потенциал мощностей в отрасли морально и физически устарел и не отвечает современным требованиям рынка.
Все предприятия области, производящие консервы, производят начальную стадию переработки, которая включает в себя завоз сырья, кипячение, приготовление. Из - за неритмичного обеспечения газом и его дороговизны все предприятия перешли с газа на угольное энергоснабжение. Что касается упаковочного оборудования, за некоторыми исключениями, почти все предприятия используют 1-2 литровые стеклобанки.
В системе распределения и движения консервной продукции преобладает трехуровневая система, но, разумеется, она не является единственной и в равной степени принятой для всех видов переработанной плодоовощной продукции. Например, в случаях мелкого производства (сухофрукты и кустарное производство консервов) часто производители сами реализуют свой товар на рынках в розницу. То есть товары могут пропустить один или два первых уровня в зависимости от ситуации. В целом продажа продукции осуществляется следующим образом.
Первый уровень включает местных производителей и импортеров товаров.
Второй уровень, наряду с производителями и импортерами, представлен оптовыми посредниками различного уровня (оптовые рынки, базы, склады и проч.)
Третий уровень включает также розничную торговлю (магазины и рынки).
В настоящий момент в Согдийской области большинство торговых сделок, касающихся переработанной плодоовощной продукции, производится через посредников, так как они могут обеспечить решение большей части проблем, связанных с доставкой и распределением продукции. Посредник имеет для этого необходимые финансовые и иные ресурсы. Это важно в условиях Согдийской области, где переработка плодоовощной продукции осуществляется значительным количеством разрозненных мелких
производителей, большинство из которых не в состоянии обеспечить большие объёми регулярных поставок продукции.
Согласно исследованиям, успешное продвижение продукции отрасли на внешних рынках во многих случаях зависит от ее сертификации международными организациями. Успешный опыт деятельности CIZ/AFC в 2011 году по осуществлению международных стандартов и норм пищевой безопасности хозяйств и предприятий по переработке фруктов и овощей в Согдийской области показывает, что предприятия, использующие старое советское оборудование, могут получить сертификацию НАССР и даже «Элита» (Истаравшан). Но при этом все предприятия отрасли нуждаются в сертификации норм безопасности пищевых продуктов (НАССР), а также в бизнес - навыках управления своим персоналом для увеличения экспортного потенциала.
В ОАО «Худжандский консервный комбинате» в январе 2012 разработан маркетинговый план развития на 2012 год в целях увеличения экспортного потенциала предприятия. На наш взгляд, успешное его осуществление должно опираться на учет следующих моментов:
- назначение ответственного за реализацию плана маркетинга, сотрудника, владеющего информацией о выпускаемой предприятием продукции, возможностях предприятия, требованиях рынка как к самой продукции, так и к упаковке;
- выбор пути развития. Одним из вариантов развития может быть концентрация на унификации производства по международным стандартам, то есть производство продуктов, аналогичных другим производителям (ничем не выделяющихся). В данном случае инструментом является цена либо снижение себестоимости продукции;
- использование стратегии дифференциации - то есть создание продукта, отличного от того, что есть на рынке. В некоторых случаях производитель может сочетать две стратегии - производить массовый продукт дополнительно сориентировать свое производство на несколько уникальных навыков;
- производство импортозамещающей продукции, так как на рынке широко представлены соки, джемы, варенье, пюре российских и западных производителей;
- определение перспективных рынков концентрированных продуктов -абрикосы, персики, яблоки, виноград. Только на рынках Казахстана, России и Украины ежегодная потребность составляет более 100 тыс. тонн концентрата этих продуктов;
- осуществление выбранной ранее стратегии производства массового продукта по доступной цене;
- расширение ассортимента выпускаемой продукции для использования конкурентного преимущества для увеличения количества контактов с покупателями, и на этой основе повышение узнаваемости торговой марки;
- разработка для новых продуктов или обновления торговой марки этикеток продукции и использование фирменной тары для экспорта;
- издание буклетов продукции для использования в качестве раздаточных материалов в торговых точках;
- разработка корпоративного сайта для повышения информированности потенциальных покупателей о продукции предприятий;
- посещения выставок для поиска новых партнеров;
- работа с торговыми сайтами России и Казахстана, расширение торговли товарами через Интернет.
Нами для выявления перспективных клиентов были проанализированы итоги проведения переговоров с 13 российскими и 24 партнерами из Казахстана. Они были разделены на 3 группы:
1. Те, кто выразил готовность к сотрудничеству и просит связаться с ними, чтобы обсудить все финансовые и технические условия сотрудничества.
2. Те, кто заинтересовался продукцией, но в настоящее время продолжает рассматривать предложения отечественных производителей консервов для принятия финансового решения.
3. Те, кто заинтересовался продукцией, но пока отказался по какой-либо причине. С ними возможно сотрудничество, если пойти им на уступки, а также обязательно нужно будет связаться с ними в будущем, когда условия изменятся.
Исследование показало, что первая группа составляет незначительное количество партнеров.
Отсюда следует, что необходимо изменить направления развития отрасли. Многие клиенты (торговые компании, фирмы) не заинтересованы в поставщиках плодоовощеконсервной продукции, так как это предполагает появление нового конкурента на рынке переработанной сельскохозяйственной продукции. Но при этом, представители ряда компаний заинтересованы в сотрудничестве с таджикскими производителями полуфабрикатов с условиями поставки томат-пасты, абрикосовой пасты или плодоовощного пюре.
Важным моментом в определении стратегии развития и укреплении позиции на внешних рынках должен выступать учёт развития системы распределения продукции в странах-импортёрах. Исследование показывает, что институциональные изменения в этих странах коснулись прежде всего каналов распределения. В этих странах появились предприятия торговли современного, европейского типа, развитие торговых сетей, инфраструктуры,
а главное - появление новых технологий торговли. Причём изменения в торговле происходят быстрее, чем в сфере производства материальных благ.
Система торговли Российской Федерации, Казахстана и других стран, куда осуществляется экспорт плодоовощеконсервной продукции, характе-ризируется сложностью и многоступенчатостью. При этом нельзя исключать, что потребителями многих стран при покупке плодоовощеконсервной продукции предпочтение отдается натуральности и экологической чистоте продукции. В этом направлении таджикские переработчики имеют ряд преимуществ, связанных с переработкой некачественного сырья. Однако такие преимущества используются пока не полностью, что связано с неритмичностью работы предприятий отрасли.
Важную роль в решении этих проблем могут сыграть институциональные преобразования в экономике республики. Наряду с развитием рыночных институтов существенную роль в укреплении позиции таджикских переработчиков может сыграть использование традиций таджикского народа в производстве различных видов продукции переработки плодов и овощей. В частности, при изготовлении продукции может сыграть положительную роль использование навыков населения в производстве различных наименований консервов, джемов, соков, изготовленных в домашних условиях. Развитие домашнего изготовления продукции переработки овощей и фруктов будет зависеть от работы отечественных посредников с внешними партнёрами. Активную позицию при решении этих задач может занять переход к современным видам упаковок, разработки и использование торговых знаков и готовность к восприятию изменений (ассортимент, упаковка и проч.), которые диктуют условия динамичного развития рынка. Использование этих возможностей во многом будет зависеть от формирования у таджикских переработчиков при домашнем изготовлении овощных и фруктовых консервов представления о тенденциях развития внешнего рынка, то есть возможностях вхождения или более активного их освоения.
На наш взгляд, активизация роли отечественных производителей плодоовощных консервов на внутренних и внешних рынках будет зависеть от разработки целевых маркетинговых программ выхода на рынок.
Особое внимание должно быть уделено такому компоненту, как ассортиментные группы, которых не достает на рынке.
Оценку уровня конкурентоспособности продукции отрасли необходимо производить по следующим факторам:
- качество (вкус, цвет, аромат, стабильность);
- цена (по уровню среднего потребителя);
- ассортимент (по виду переработанных овощей и фруктов);
- объем поставки (за определенный период времени, неделю, месяц);
- охват рынка (местные, региональные и т.д.);
- торговая марка (применение существующих или разработки новых марок);
- этикетка и дизайн (привлекательность);
- используемые материалы для тары.
Оно должно быть направлено на внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий и новой техники, сокращение потерь сырья, создание маркетинговых служб. Значительную помощь в решении проблем отрасли может оказать принятие государственной программы развития плодоовощной промышленности и создание совместных предприятий.
Список литературы:
1. Концепция аграрной политики Республики Таджикистан. -Душанбе, 2009.
2. Статический сборник Согдийской области. -Худжанд, 2011.
М.К. Каримов, Б.Р. Нозимов
Проблемы развития плодоовощеконсервной промышленности Согдийской области
Ключевые слова: плодоовощеконсервная промышленность, экспортный потенциал, сырьевая зона, каналы реализации, ассортимент, внутренний и внешний рынок, технология
В статье проанализированы и показаны основные направления развития плодоовощеконсервной промышленности Согдийской области, которая является одной из приоритетных и экспортообразующих отраслей в агропромышленном комплексе области. Авторами обобщены основные аспекты институционального преобразования и обоснованы пути укрепления позиции общественных производителей на рынках сбыта плодоовощеконсервной продукции путём разработки и осуществления целевых маркетинговых программ выхода на рынок.
M.K. Karimov, B.R. Nozimov The Problems of Development of Vegetable-Fruit Canned Industry in Sughd
Viloyat
Key words: vegetable-fruit canned industry, export potential, raw stuffs zone, channels of realization, assortment, home and foreign markets, technology
The article dwells on the main streamlines of development in reference to vegetable-fruit canned industry being one of priority export-forming branches in Sughd viloyat. The authors generalized the major aspects of institutional transformation and substantiated the ways of strengthening the position of home producers at the markets of the production in question through elaboration and effectuation of telic marketing programmes assigned for entering the market.