Научная статья на тему 'Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова)'

Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / MUNICIPAL AUTHORITY / РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / ПРОГРЕССИВНАЯ ЭКОНОМИКА / PROGRESSIVE ECONOMY / MUNICIPAL ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирьянова Наталья Александровна

Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных задач государства. Не смотря на это, у малого и среднего бизнеса существует ряд окончательно не решенных проблем. В статье установлено, какие именно проблемы на муниципальном уровне сдерживают развитие малого и среднего бизнеса. Изучение специфики взаимодействия представителей органов местного самоуправления и представителей малого и среднего бизнеса позволило прийти к выводу о низкой компетентности муниципальных властей в вопросах, связанных с поддержкой малого и среднего предпринимательства. В связи с этим, автором предложены рекомендации оптимального взаимодействия представителей муниципальной власти и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирьянова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Development and Support of Small and Medium-Sized Businesses in Municipal Entity (case study of Novozibkov city)

Development and support of small and medium-sized business is one of major state task. Despite of that small and medium-sized have several unresolved problems. Article defines problems that restrain development of small and medium-sized business on municipal level. The study of specifics of cooperation between local authorities and small and medium-sized business allowed to make conclusion about low competence of municipal authorities in issues of support of small and medium-sized businesses. Accordingly author offers recommendations of optimal cooperation between municipal authority and business.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова)»

Кирьянова Н.А. Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова) // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 3. — С. 3-10. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23225/

Кирьянова Наталья Александровна

аспирант, Брянский государственный университет

им.И.Г. Петровского па1а!уа [email protected]

Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация:

Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных задач государства. Не смотря на это, у малого и среднего бизнеса существует ряд окончательно не решенных проблем. В статье установлено, какие именно проблемы на муниципальном уровне сдерживают развитие малого и среднего бизнеса.

Изучение специфики взаимодействия представителей органов местного самоуправления и представителей малого и среднего бизнеса позволило прийти к выводу о низкой компетентности муниципальных властей в вопросах, связанных с поддержкой малого и среднего предпринимательства. В связи с этим, автором предложены рекомендации оптимального взаимодействия представителей муниципальной власти и бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, муниципальное образование, муниципальная власть, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка малого и среднего бизнеса, прогрессивная экономика

При переходе на рыночные отношения нарушилась общая социальная стабильность российского общества. Это выразилось в росте безработицы, снижении социального статуса и уровня жизни населения, невостребованности работников в профессиональном плане. По данным официальной статистики количество безработных составило в

2010 г. в 5,6 млн. человек и за первое полугодие 2011 г. увеличилось до 6,5 млн. человек (%) [1, с.1]. В силу сложившихся обстоятельств людям приходится самостоятельно искать пути решения возникших проблем, чтобы приспособиться к сложным условиям стихии рынка.

Главными для государственных органов, на наш взгляд, в этот период должны стать задачи развития различных форм самозанятости, стимулирования трудовой активности. Государству необходимо создать экономические, социальные и правовые условия. При этом особый акцент должен быть сделан на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса.

По мере развития малого и среднего бизнеса наблюдается создание оптимальных условий, способствующих более эффективному функционированию прогрессивной экономики. В свою очередь прогрессивная экономика создает конкурентную среду, ведет к созданию дополнительных рабочих мест, а это позволит сократить безработицу, расширить потребительский сектор, снизить социальную напряженность на всех уровнях [2, с. 1]. В данной статье проводится анализ развития и поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне.

Тенденции развития малого и среднего бизнеса в г. Новозыбкове аналогичны общероссийским и региональным. Несмотря на все трудности, сложность экономической ситуации, динамика показателей свидетельствует о высоком потенциале и жизнеспособности малого предпринимательства в городе.

Количество малых предприятий в Новозыбкове стабильно растет и составило в 2010 г. около 93 единиц с трудоустройством 3 тыс. физических лиц по договорам трудового найма (рис. 1).

Рис. 1. Численность малых предприятий в г. Новозыбкове по годам

Кирьянова Н.А. Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова) // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 3. — С. 3-10. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23225/

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях составляет 1280 человек. Таким образом, в малом бизнесе занято 20% экономически активного населения г. Новозыбкова.

Рис. 2. Количество постоянно занятых работников на малых предприятиях г. Новозыбкова

По итогам 2010 г. было проведено статистическое обследование на 91 малом предприятии с численностью работающих 1258 человек. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг на этих предприятиях составила в 2010 г. 1129,3 млн. руб. с темпом роста к предыдущему году 155,8%. Динамика темпов роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг на предприятиях малого бизнеса по годам, в период с 2005-2010 гг., в г. Новозыбкове представлена на рис. 3.

1500

1050,7 1036,8 „ 1129,3

1000 720,2 843Д 898,9

:И ■ I m

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Рис. 3. Диннамика выручки от реализации товаров, работ, услуг (млн.руб.)

Наибольший удельный вес — 61,6% приходится на оптовую и розничную торговлю, 11,2% — на обрабатывающие производства, 16,6% — транспорт и связь, 8,6% — строительство. Число малых предприятий по видам экономической деятельности представлено на рис. 4.

70,00% 60,00% 50,00%% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

I

с/

4*

ч*

/

„о*

к**

«5?

«Я

У

/

Рис. 4. Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2010 г. в г.

Новозыбкове

Инвестиции в основной капитал по этим предприятиям составили 252,8 млн. руб. с темпом роста к 2009 г. 125,3%.

Рис. 5. Объем инвестиций (млн. руб.)

Кирьянова Н.А. Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова) // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 3. — С. 3-10. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23225/

Поступления налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в бюджет города в 2011 г. составило 12070 тыс. руб., роста за год — 162,6% (+ 1574 тыс. руб.), удельный вес в собственной налоговой базе бюджета города — 15,9% [3, с.6].

Таблица 1

Поступление налогов и сборов в местный бюджег г. Новозыбкова от субъектов

малого бизнеса в 2008-2011 гг.

Годы Всего поступило

тыс.руб. % к прошедшему году

2008 7460 —

2009 8480 62,6%

2010 10496 123,8%

2011 12070 162,6%

Развитие малого и среднего бизнеса как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, является одним из главных условий повышения темпов экономического роста города. Однако в этом контексте не стоит забывать, что существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. По результатам проведенного анкетирования наиболее существенными являются следующие до конца нерешенные проблемы:

• отсутствие стартового капитала, трудности доступа к банковским кредитам;

• трудности по осуществлению деятельности в связи с избытком требований лицензирования, сертификации, процедуры выделения земельных участков, помещений для развития бизнеса, по получению согласований и разрешений;

• неполная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности;

• отсутствие у предпринимателей знаний менеджмента;

• недостаточный уровень социальных гарантий для работников предприятий, а также работников осуществляющих деятельность на условиях гражданского найма;

• малая заинтересованность муниципальных властей в расширении сферы малого и среднего бизнеса.

На наш взгляд ведущей проблемой из всех вышеперечисленных следует на данный момент считать малую заинтересованность муниципальных властей в расширении сферы

малого и среднего бизнеса. Согласно федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципалитеты были уполномочены развивать и поддерживать малое предпринимательство [4, с.З]. Поэтому мы считаем, что в первую очередь необходимо разработать модель взаимоотношения муниципальной власти и предпринимательства. На сегодняшний день у предпринимателей имеются многочисленные претензии к властям на местах, которые зачастую занимают не очень открытую и четкую позицию в вопросах малого и среднего бизнеса. Связанно это, по нашему мнению, с тем обстоятельством, что в статистике налоговых поступлений субъекты малого предпринимательства отдельно не выделены, что существенно затрудняет возможность оценить поступления налогов от малого бизнеса. В связи с этим муниципальные власти «не видят», той роли, которую играет бизнес в муниципальном образовании, не могут ее «пощупать, ощутить», что, следовательно, снижает стимулы властей на разработку комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса на своей территории.

Бюджет муниципалитета на две трети зависит от дотаций областного и федерального бюджета. Естественно, что муниципальным властям, гораздо выгоднее «выстраивать» хорошие отношения с областным центром, нежели стимулировать малый и средний бизнес, поскольку областной центр является основным источником муниципального бюджета. Мы считаем, что необходимо пересмотреть межбюджетные отношения. Если развитие малого и среднего бизнеса лежит на муниципалитетах, то необходимо заинтересовать их в этом. Предлагается пересмотреть налогообложение субъектов предпринимательства, а именно отменить уплату налогов в местный бюджет для лиц, занявшихся собственным делом без содействия со стороны муниципальных властей.

Власти следует учитывать, что малый и средний бизнес имеет большую заинтересованность в развитии муниципального образования, чем крупный бизнес. По той причине, что если «ветер подует не туда», крупный бизнес может закрыть предприятие, вывести деньги из региона, а также, чаще всего предприятие зарегистрировано в одном месте, а производство в другом, и налоги платит не в том месте, где работает. Для малого и среднего бизнеса понятия «малая родина» и «успешная работа» являются практически синонимами.

Диалог бизнеса и власти, на наш взгляд, должен быть не только выгодным, но и продуктивным. Нами предложены следующие механизмы взаимодействия бизнеса и власти:

• регулярное консультирование представителей малого и среднего бизнеса об инфраструктуре и формах государственной поддержки бизнесменов;

Кирьянова Н.А. Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова) // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 3. — С. 3-10. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23225/

• проведение конкурсов на получение субсидий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства;

• предоставление права выкупа арендуемых зданий на льготных условиях;

• пересмотрение бюджетных взаимоотношений и системы налогообложения для представителей малого и среднего бизнеса.

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании должно стать одним из приоритетных направлений в совместной работе федеральной власти, власти субъектов РФ, муниципалитетов и бизнеса. Малый и средний бизнес - основа муниципалитетов.

Литература

1. Безработица в России 2010-2011. Статистика, мониторинг численности безработных в стране. [Электронный ресурс]. - 2011. - http://www.rian.ru

2. Выживет ли малый и средний бизнес в условиях глобального кризиса? [Электронный ресурс] // Капитал страны. - 2009. - http://http://www.kapital-rus.ru/articles/article/139078

3. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Новозыбкове на 2008-2010 годы». Новозыбков, 2007.

4. Федеральный закон Российской федерации от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Natalia A. Kiryanova

Postgraduate Student, Bryansk State University named after Petrovskiy A.G.

Problems of Development and Support of Small and Medium-Sized Businesses in Municipal Entity (case study

of Novozibkov city)

Abstract:

Development and support of small and medium-sized business is one of major state task. Despite of that small and medium-sized have several unresolved problems. Article defines problems that restrain development of small and medium-sized business on municipal level.

The study of specifics of cooperation between local authorities and small and medium-sized business allowed to make conclusion about low competence of municipal authorities in issues of support of small and medium-sized businesses. Accordingly author offers recommendations of optimal cooperation between municipal authority and business.

Keywords: small and medium-sized business, entrepreneurship, municipal entity, municipal authority, development of small and medium-sized business, support of small and medium-sized business, progressive economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.