т
^ ЕФРЕМЕНКОВА Дина Александровна
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66
E-mail: [email protected]
Компетенция органов местного самоуправления
в сфере поддержки и развития
малого и среднего предпринимательства
Аннотация
В статье исследуются механизм и инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в России на уровне муниципальных образований. В литературе уделяется большое внимание мерам государственной поддержки предпринимательства и практически отсутствуют исследования компетенции органов местного самоуправления в указанной сфере. На основании исследования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» авторами предложены направления дальнейшего развития инструментов поддержки на уровне деятельности органов местного самоуправления. Даны рекомендации по упрощению процедур доступа субъектов малого и среднего бизнеса к имуществу и земельным ресурсам муниципального образования.
► СЛЮСАРЕНКО Татьяна Валерьевна
Кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
JEL classification
L26, K19
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» развитию бизнеса в России уделяется большое внимание, что обусловлено влиянием развитости указанной сферы на общее состояние экономики и уровень жизни в целом, а также созданием благоприятных предпосылок к общему развитию различных сфер деятельности, в частности новых отраслей промышленности.
По данным Росстата в России зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. В них работают 25% всех занятых в экономике, на них приходится около 25% общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. 62,8% субъектов малого и среднего предпринимательства - индивидуальные предприниматели, 37,2% - юридические лица (из них 32,7% - микропредприятия, 4,2 - малые предприятия и 0,3% - средние предприятия). Основными видами деятельности являются торговля (около 40%) и предоставление услуг (около 35%) [2. С. 103].
Сегодня, с учетом последних событий в мире, Российская Федерация оказалась в довольно трудной геополитической ситуации, что естественно сказывается и на состоянии ее экономики. Введение санкций в отношении России негативно влияет на малый и средний бизнес, что делает тему оказания мер поддержки малым и средним предпринимателям как никогда актуальной.
В последнее время указанной сфере уделяется все большее внимания. Так,
основным направлением деятельности на период до 2020 г. в Стратегии инновационного развития России Правительство РФ назвало развитие малого и среднего предпринимательства. Среди основных субъектов, на которых возлагается реализация данной функции, органы государственной власти РФ и ее субъектов, а также органы местного самоуправления.
Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления реализуется в самых разных сферах, в том числе в экономике, где органы публичной власти, помимо выполнения иных функций, содействуют становлению и развитию малого и среднего предпринимательства. Данное утверждение закреплено как в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., так и в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства должна осуществляться всеми уровнями власти - органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления. И от того, насколько последовательно будет реализоваться компетенция органов власти разных уровней в данной сфере, насколько логично будут разграничены полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления, зависит эффективность развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки, а соответственно, достижение главной цели дан-
А
Entrepreneurship • Law • Taxes 63
The Competence of Local Governments in the Sphere of Support and Development of Small and Medium-Sized Enterprises
■o a
H
a m a
ной деятельности - создание и функционирование в России субъектов малого и среднего бизнеса.
Местное самоуправление является одним из важнейших инструментов становления гражданского общества, малые и средние предприниматели возникают и осуществляют свою деятельность на территории конкретных муниципальных образований, и многие проблемы, в том числе проблемы развития малого и среднего предпринимательства, могут быть решены на уровне местного самоуправления. Несмотря на декларации со стороны государства и органов местного самоуправления необходимости развития малого и среднего предпринимательства, реальные шаги для решения этого вопроса пока недостаточны. Неэффективная деятельность органов местного самоуправления в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства приводит к нарушению механизма функционирования указанных субъектов экономики, к появлению административных барьеров доступа на рынок; возникает зависимость предпринимателей от органов местного самоуправления при согласовании необходимой документации и получении разрешений. Неоправданные административные барьеры, отсутствие разумного баланса частных и публичных интересов и иные причины нередко ущемляют права предпринимателей и тем самым сдерживают развитие рынка товаров, работ и услуг города, поселка, другого населенного пункта [5]. Очевидно, что устранение подобных нарушений будет способствовать развитию системы имущественных отношений в нашей стране, а следовательно, и развитию отечественной экономики.
ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В России поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную составляющие, поддержку
в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, при осуществлении внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности [3. С. 15]. Рассмотрим основные меры, формы и порядок поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемые органами местного самоуправления.
Финансовой поддержкой является предоставление средств местных бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидий, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий по их обязательствам.
К сожалению, увеличение бюджетных трат не пропорционально динамике роста субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) отмечает: несмотря на то что программы поддержки малого и среднего бизнеса работают уже давно, не удалось обнаружить статистически значимой связи между объемами финансовой поддержки и развитием малого и среднего предпринимательства. В качестве вероятных причин неэффективности можно назвать смещение акцентов финансовой поддержки в сторону организаций инфраструктуры такой поддержки (а не самих субъектов малого и среднего бизнеса). Как видно, основная часть субсидий адресована именно им, и в ряде случаев это приводит к тому, что идущие через организации инфраструктуры денежные средства там и остаются. В связи с этим полагаем необходимым подвергнуть существенной ревизии перечень получателей субсидий, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства [7. С. 148].
Также материальным направлением является имущественная поддержка, которая выражается в передаче во владение и (или) пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений,
► Dina A. YEFREMENKOVA
Cand. Sc. (Law), Associate Professor of Constitutional and International Law Dept.
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta, 66
E-mail: [email protected]
► Tatyana V. SLYUSARENKO
Cand. Sc. (Law), Associate Professor of Public Law Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 E-mail: [email protected]
Keywords
LOCAL GOVERNMENT
SUPPORT FOR BUSINESS
SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES
Abstract
The article examines the mechanism and infrastructure to support small and medium-sized businesses in Russia at municipal level. The state support measures are widely discussed in modern literature, but at the same time there are no in-depth studies on the competence of local governments in this sphere. Based on the analysis of the infrastructure to support small and medium-sized enterprises in the municipality of Yekaterinburg, the authors proposed directions for further development of support measures at the level of local government. There are given recommendations to facilitate access of small and medium-sized businesses to property and land resources of the municipality.
JEL classification
L26, K19
сооружений, нежилых помещений, обо-8 рудования, машин, механизмов, устано-3 вок, транспортных средств, инвентаря, | инструментов, на возмездной или без-=т возмездной основе, а также на льготных ш условиях в форме аренды, в том числе 3 земельных и лесных участков, ссуды или безвозмездного пользования, лизинга, концессии и др.
Важно также учитывать, что имущественная поддержка малых и средних предпринимателей должна оказываться на основании муниципальных актов, но федеральное законодательство не устанавливает срок разработки таких программ и не обязывает, а лишь предоставляет полномочия органам местного самоуправления оказывать названным субъектам различного рода поддержку [8. С. 123].
Кроме того, одной из проблем развития предпринимательства в России является большое количество отчетной документации, которую необходимо предоставлять в органы власти. Федеральным законом введена система статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения сплошных (один раз в пять лет) и выборочных статистических наблюдений (в режиме ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных обследований в зависимости от вида субъекта малого и среднего предпринимательства). Это положение привело к росту отчетности малого и среднего предпринимательства, представляемой в органы статистики, а за несвоевременное предоставление отчетов или недостоверные данные органами власти к бизнесу применяются административные методы воздействия - штрафы [4. С. 48]. Данное положение закона увеличивает нагрузку на органы власти и предпринимателей, что создает трудности для развития последних, поэтому необходимо отменить ежемесячные отчеты в органы госстатистики.
Вопрос контроля со стороны органов власти в отношении малого и среднего бизнеса обсуждался на одном из выездных заседаний Координационного совета по развитию малого предпринимательства при главе Администрации г. Екатеринбурга. По итогам заседания Координационного совета его участники приняли ряд решений в целях сохранения стабильной обстановки на рынке труда, устойчивого обеспечения населения города необходимыми товарами и услугами, а также поддержки малых и средних предприятий.
1. Для оперативного устранения спорных вопросов, возникающих при проверках субъектов малого и среднего предпринимательства контрольно-надзорными органами, ежеквартально организовать открытый совместный прием субъектов малого и среднего предпринимательства главой Администрации г. Екатеринбурга и представителями контрольно-надзорных органов.
2. Подготовить письма за подписью главы Администрации г. Екатеринбурга в контрольно-надзорные органы -прокуратуру г. Екатеринбурга, Роспо-требнадзор, Управление МВД г. Екатеринбурга, Управление Федеральной налоговой службы РФ по Свердловской области и др. с предложением направить своих специалистов в целях организации на площадке НО Фонд «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» на постоянной основе консультирования субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам, входящим в компетенцию данных органов.
Осуществление данных мероприятий, несомненно, необходимо для дальнейшего сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства и контрольно-надзорных органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация и иные органы местного самоуправления. Применительно к теме исследования определим систему органов местного самоуправления, оказывающих поддержку субъектам малого и среднего бизнеса, а также разграничим между ними компетенции в указанной сфере.
Распределение полномочий и ответственности в области поддержки малого и среднего бизнеса между органами местного самоуправления в муниципальном образовании чаще всего выглядит следующим образом.
Представительный орган местного самоуправления:
• принимает решения и иные нормативные правовые акты, регулирующие развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
• утверждает размеры средств муниципального бюджета, направляемых на
их поддержку в муниципальном образовании;
• утверждает муниципальную программу поддержки малого предпринимательства и осуществляет контроль ее реализации;
• устанавливает льготы, стимулирующие деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
• утверждает в составе отчета об исполнении бюджета отчет об использовании средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Администрация муниципального образования обеспечивает:
• разработку проектов нормативных актов в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства;
• определение приоритетных направлений и методов муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса;
• разработку и реализацию муниципальной программы поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
• установление порядка распределения средств, направляемых на финансирование таких программ;
• определение порядка размещения муниципальных заказов для субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе;
• создание различных координационных советов по малому и среднему предпринимательству;
• ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и др.
При анализе практики поддержки малого и среднего бизнеса можно четко проследить две противоположные тенденции: с одной стороны, в большинстве муниципальных образований система органов местного самоуправления и их компетенция в сфере поддержки предпринимательства не конкретизирована; с другой стороны, есть муниципалитеты, где данному вопросу уделяется достаточное внимание. Но даже во втором случае муниципальные образования по-разному подходят к формулированию указанных полномочий.
Таким образом, основными органами местного самоуправления, осуществляющими поддержку малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании, являются представительный и исполнительно-распорядительный органы. Однако большая часть
Еп^ергепеигсЫр • Law • Taxes 65
компетенций осуществляется именно администрациями муниципальных образований в лице своих департаментов, управлений, отделов и других структурных подразделений. Рассмотрим данную систему структурных подразделений Администрации и их компетенцию в сфере поддержки и содействия развитию малого и среднего бизнеса на примере муниципального образования «город Екатеринбург».
СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В Екатеринбурге достаточно большое количество структурных подразделений, так или иначе участвующих в реализации поддержки малого и среднего предпринимательства.
1. Комитет промышленной политики и развития предпринимательства Администрации г. Екатеринбурга в рамках Программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании"город Екатеринбург" на 2014-2016 годы» участвует в поддержке предпринимательства следующим образом [9]:
а) обеспечивает деятельность инновационно-технологического центра г. Екатеринбурга. Объем финансирования на 2014-2016 гг. предусматрен в размере более 15 млн р. (для 20-30 инновационных разработок в год с целью их коммерциализации);
б) обеспечивает деятельность Екатеринбургского центра развития предпринимательства (в целях оказания бесплатных консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства - не менее 1 800 в 2016 г.) и маркетингового центра (с целью консультирования предпринимателей по вопросам маркетинга - не менее 400 в 2016 г.);
в) реализует программы обучения и повышения квалификации не менее 250 руководителей и сотрудников малых и средних предприятий ежегодно;
г) оказывает информационную поддержку субъектам предпринимательства через поддержку работы сайта «Деловая сеть малого бизнеса» и городского информационного портала для предпринимателей.
2. Департамент по управлению муниципальным имуществом. Одной из его задач является участие в разработке и реализации мероприятий по созданию условий для роста инвестиционной, деловой активности субъектов предпринимательской деятельности на территории
муниципального образования «город Екатеринбург».
3. Комитет по организации бытового обслуживания населения Администрации г. Екатеринбурга. Одной из его задач по данному направлению является обеспечение мероприятий по развитию рынка бытовых и отдельных видов платных услуг, услуг гостиниц, дискотечной деятельности, ритуальных услуг (в части изготовления памятников) на территории города. В рамках этой деятельности Комитет выполняет функцию оказания консультативной и методической помощи субъектам предпринимательской деятельности в их взаимодействии с соответствующими государственными и местными органами.
4. Комитет по товарному рынку Администрации г. Екатеринбурга создает условия для развития сети предприятий торговли, общественного питания, предприятий, оказывающих услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, автозаправочных станций (комплексов) путем оказания консультативной и методической помощи субъектам предпринимательской деятельности.
Структурные подразделения, реализующие функции поддержки малого и среднего предпринимательства, выделяются не только в исполнительно-распорядительном органе местного самоуправления. Часто в структуре представительного органа также создается один или несколько комитетов или комиссий, в чью компетенцию входят вопросы содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Так, в составе Екатеринбургской городской Думы на срок ее полномочий образуется Постоянная комиссия по экономическому развитию и инвестициям, промышленности и предпринимательской деятельности, которая является рабочим органом Думы и состоит из депутатов Думы - членов Комиссии. В компетенцию Комиссии в рассматриваемой сфере входят: вопросы правового регулирования поддержки и развития предпринимательской деятельности на территории муниципального образования «город Екатеринбург»; вопросы предоставления льгот по уплате местных налогов; вопросы устранения правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах деятельности организаций всех организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей; вопросы содействия юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
в первоочередном выкупе арендуемых р объектов недвижимости; вопросы со- § действия в продвижении товаров, выпу- N скаемых на территории Екатеринбурга, 3 на рынки других муниципальных обра- ^ зований. ^
Кроме того, органы местного само- | управления могут создавать своими ре- £ шениями муниципальные некоммерче- г ские организации, которые также будут 6 выполнять функции в сфере поддержки 2 малого и среднего предпринимательства 1 на уровне муниципального образования. в
Так, решением Екатеринбургской городской Думы № 24/7 от 23 июня 2009 г. «О создании некоммерческих организаций» была образована некоммерческая организация Фонд «Екатеринбургский центр развития предпринимательства». Фонд занимается содействием развитию малого и среднего предпринимательства, способствуя созданию новых предприятий и организаций, регистрации индивидуальных предпринимателей, развитию действующих проектов, увеличению объемов продукции предприятий города и расширению масштабов ее распространения на рынках разного уровня.
По данным Аналитического отчета о деятельности фонда «Екатеринбургский центр развития предпринимательства», он осуществлял финансирование таких форм поддержки, как консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (всего 2 435 консультаций), сотрудничество со службой занятости, в результате которого было проведено 19 экспертиз бизнес-планов безработных граждан; бесплатное обучение (обучено 1 042 специалиста); консультации субъектам бизнеса по различным вопросам маркетинга (1 003 бесплатные консультации); способствовал коммерциализации 32 инновационных проектов в области информационных технологий, медицинского приборостроения, пищевой промышленности, электротехники, потребительского сектора в части финансирования, организации производства и сбыта продукции.
Однако, несмотря на большое количество разнообразных органов местного самоуправления и их структурных подразделений, в Екатеринбурге необходимо разрешить еще много актуальных вопросов бизнес-сообщества, чтобы оптимизировать работу в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, пока сохраняется слабое взаимодействие крупного и малого произ-
у
водственного бизнеса, неэффективно 8 используется потенциал малого и средин него предпринимательства в развитии | экономики муниципального образова-¡2 ния «город Екатеринбург»; в большом ш количестве информации предпринима-3 телям трудно найти нужные акты, программы и правила поддержки; в связи с «экономическим кризисом» часть предпринимателей прекращают свою деятельность.
В дополнение к существующим в настоящее время в России специализированным институтам развития малого и среднего предпринимательства необходимо создать условия надлежащего информационного обеспечения потенциальных и реальных предпринимателей через совершенствование действующих официальных порталов, опубликование в свободном доступе методических рекомендаций, руководств, справочников о возможностях поддержки; через разработку и внедрение различных баз данных для предпринимателей, а также интерактивных онлайн-инструментов, облегчающих поиск индивидуальных вариантов поддержки [6].
Кроме того, в Екатеринбурге развитие малого и среднего предпринимательства затруднено по причине неэффективного распоряжения земельно-имущественным комплексом муниципального образования. Так, при организации системы управления муниципальным имуществом органы местного самоуправления могут последовать некоторым рекомендациям, представленным в Атласе муниципальных практик, разработанном Агентством стратегических инициатив [10]. В Екатеринбурге для упрощения процедуры доступа субъектов малого и среднего бизнеса к муниципальному имуществу и земельным ресурсам целесообразно реализовать следующие принципы:
1) постоянный (на всех этапах принятия решений) учет интересов действующего бизнеса, инвесторов и населения при разработке и исполнении правил землепользования и застройки, документации по планировке территории посредством проведения публичных слушаний и обсуждений, раскрытия информации о текущем и планируемом землепользовании, о свободных земельных участках и объектах капитального строительства, вовлекаемых в оборот;
2) оперативное решение всех вопросов инвестора на всем протяжении инвестиционно-строительного проекта с получением земельных участков для строительства, получением разрешения на строительство, ведением строительства, подключением объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в режиме «одного окна»;
3) вовлечение в процесс реализации инвестиционно-строительных проектов органов власти и организаций всех уровней (муниципальных, субъекта Российской Федерации и федеральных), для чего можно составить на местном уровне исчерпывающий перечень государственных и муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений и строительства с указанием административных регламентов их предоставления, случаев получения данных услуг, ответственных органов и организаций, сведений об ответственных лицах, сроках оказания и стоимости; данный документ должен быть разработан в простой, доступной и понятной для инвестора и иных заинтересованных лиц форме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить особенность муниципального управления развитием малого и среднего предпринимательства. Она заключается не в управлении организационно-хозяйственными процес-
сами бизнеса, а в обеспечении баланса, согласовании интересов органов власти и бизнеса, координации усилий органов власти, направленных на решение важнейших вопросов повышения эффективности экономики, создание комфортной бизнес-среды. Характер рассматриваемого взаимодействия весьма противоречив, что объясняется неоднозначностью, разновекторностью интересов государства и бизнеса.
Среди несоответствий можно назвать отчуждение объектов управления (предпринимателей и населения) от процесса разработки и реализации управленческих решений; разнонаправленность действий органов местного самоуправления и субъектов предпринимательства; противоречие между потребностью предпринимателей в достоверной и своевременной информации и искажениями последней (предоставляется не в полном объеме, несвоевременно, не вполне достоверна и т.д.) и др. [1]. Без устранения данных несоответствий невозможно повысить эффективность публичного управления развитием малого и среднего предпринимательства.
Однако в целом в Екатеринбурге созданы и функционируют органы местного самоуправления и их структурные подразделения, осуществляющие поддержку малого и среднего предпринимательства; ими проводятся различного рода мероприятия по стимулированию развития и, что важно, поддержке уже существующих субъектов малого и среднего бизнеса. Результаты этой деятельности способствуют росту числа субъектов малого и среднего предпринимательства, а также увеличению доли численности работников малых и средних предприятий в численности занятых в экономике муниципального образования.
А
Entrepreneurship • Law • Taxes 67
Источники
1. Гончарова О.Ю. Публичное управление развитием малого предпринимательства: теоретические основы // Вопросы регулирования экономики. 2014. Т. 5. № 2. С. 47-53.
2. Евстигнеев А.В. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в контексте государственных инициатив // Global Russian challenger: между Востоком и Западом: XIII Всерос. форум (14 апреля 2015 г.): в 2 ч. Екатеринбург: УИУ - филиал РАНХиГС, 2015. Ч. 2.
3. Ершова И.В. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 2. С. 3-17.
4. Иванова Ж.Б., Касперских Е.Ф. Проблемы правового регулирования государственной имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Российская юстиция. 2013. № 8. С. 47-49.
5. Кравченко Л.В. К вопросу об ограничении права на осуществление предпринимательской деятельности в современных условиях // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 5. С. 39-41.
6. Малачева В.В. Поддержка малого и среднего предпринимательства в России. Предложения по адаптации зарубежного опыта // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 45. С. 119-123.
7. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014.
8. Малое и среднее предпринимательство России: государство, модернизация, инновационный прорыв: в 2 ч. / под общ. ред. А.В. Орлова. М.: Норма, 2011. Ч. 1.
9. Слюсаренко Т.В. Правовое регулирование оказания мер поддержки малому и среднему бизнесу в муниципальном образовании (на примере городского округа «Екатеринбург») // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 4(17). С. 144-147.
10. Яковлев А.А., Сапожников А.А. Лучшие муниципальные практики: инвестиционная деятельность Администрации города Братска // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015. № 1(19). С. 3-27.
References
1. Goncharova O.Yu. Publichnoe upravlenie razvitiem malogo predprinimatel'stva: teoreticheskie osnovy [Public management of small entrepreneurship development: theoretical foundations]. Journal of Economic Regulation, 2014, vol. 5, no. 2, pp. 47-53.
2. Yevstigneev A.V. [Prospects of small and medium-sized entrepreneurship development in the context of public initiatives]. Global Russian challenger: mezhdu Vostokom i Zapadom. XIII Vserossiyskiy forum 14 aprelya 2015 g. [Global Russian Challenger: Between East and West. 13th All-Russia Forum. April 14, 2015]. Yekaterinburg, UIM (RANEPA branch) Publ., 2015. Vol. 2.
3. Yershova I.V. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Legal regulation of small and medium-sized enterprises' activity]. Predprinimatel'skoe pravo. Prilozhenie «Biznes i pravo v Rossii i za rubezhom» - Business Law. Supplement "Business and Law in Russia and Abroad", 2013, no. 2, pp. 3-17.
4. Ivanova Zh.B., Kasperskikh Ye.F. Problemy pravovogo regulirovaniya gosudarstvennoy imushchestvennoy podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Problems of legal regulation of state property support for small and medium-sized businesses]. Rossiyskaya yustitsiya -Russian Justice, 2013, no. 8, pp. 47-49.
5. Kravchenko L.V. K voprosu ob ogranichenii prava na osushchestvlenie predprinimatel'skoy deyatel'nosti v sovremennykh usloviyakh [To a question of restriction of the right for implementation of business activity in modern conditions]. Biznes vzakone. Ekonomiko-yuridicheskiy zhurnal - Business in Law. Economic & Law Journal, 2014, no. 5, pp. 39-41.
6. Malacheva V.V. Podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii. Predlozheniya po adaptatsii zarubezhnogo opyta [Support for small and medium-sized enterprises in Russia. Proposals for adapring foreign experience]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk - Topical Issues of Economic Science, 2015, no. 45, pp. 119-123.
7. Yershova I.V. (ed.) Maloe i srednee predprinimatel'stvo: pravovoe obespe-chenie [Small and medium-sized enterprises: legal support]. Moscow, Yuris-prudentsiya Publ., 2014.
8. Orlov A.V. (ed.) Maloe i srednee predprinimatel'stvo Rossii: gosudarstvo, modernizatsiya, innovatsionnyyproryv [Small and medium-sized enterprises in Russia: the state, modernization, innovation breakthrough]. Moscow, Norma Publ., 2011. Vol. 1.
9. Slyusarenko T.V. Pravovoe regulirovanie okazaniya mer podderzhki malomu i srednemu biznesu v munitsipal'nom obrazovanii (na primere gorodskogo okruga «Yekaterinburg») [Legal regulation of support measures for small and medium-sized businesses in a municipal formation (the case study of the urban district of Yekaterinburg)]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya - Modern Science: Current Problems and Solutions, 2015, no. 4(17), pp. 144-147.
10. Yakovlev A.A., Sapozhnikov A.A. Luchshie munitsipal'nye praktiki: investitsionnaya deyatel'nost' Administratsii goroda Bryanska [Best municipal practices: investment activity of city authorities in Bratsk]. Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri - Issues of Social-Economic Development of Siberia, 2015, no. 1(19), pp. 3-27.
■o a
u>
/
H
a m a