МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Босых И. В.
специалист, «Эссен Продакшн АГ» (Россия), магистрант, Уральский государственный экономический университет (Россия), 620144, Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 62, bosih.i@yandex.ru
Латыпов Р. Т.
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет (Россия), 620144, Российская Федерация, Свердловская область,
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 62, latypov.rinat@mail.ru
Ручкин А. В.
кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом, доцент кафедры регионального и муниципального управления Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 66, alexey.ruchkin@ui.ranepa.ru
УДК 334.7(470)+316.334.2(470.41) ББК 65.9(2Рос)-131
Цель. В статье предпринята попытка определить основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Методы. Основные выводы авторами сформулированы при анализе материалов официального опроса собственников средних и малых компаний, опубликованных в приложении к докладу Президенту РФ уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также данных социологического опроса собственников предприятий сферы малого бизнеса г. Набережные Челны, проведенного администрацией муниципального образования.
Результаты и научная новизна. Авторами определены основные проблемы административного, организационного и нормативного характера развития малого и среднего предпринимательства, выявлены дисфункции вза-^ имодействия субъектов малого и среднего предпринимательства с органами власти. Представлены рекомендации
Щ по нивелированию данных факторов за счет действующей инфраструктуры. ч £
| Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, субъекты малого и среднего предпринимательства, про-
(3^ блемы малого и среднего предпринимательства, кредитные ресурсы, налогообложение, административные барьеры.
к Ql
«о
0 g
3
J AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION
ш
1 Bosykh I. V.
щ specialist, Essen Production AG (Russia), master student, Ural state economic university (Russia), 620144, Russia, Yekaterinburg,
© Russia, 8th March str., 62, bosih.i@yandex.ru
THE MAIN FACTORS CONTAINING DEVELOPMENT OF SMALL 0 MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERAT] (ON THE EXAMPLE OF THE CITY NABEREZHNYE CHELNY)
Босых И. В., Латыпов Р. Т., Ручкин А. В.
Latypov R T.
Candidate of Science (History), Associate Professor, Assistant Professor of Public and Municipal Management Department, Ural state economic university (Russia), 620144, Russia, Yekaterinburg, Russia, 8th March str., 62, latypov.rinat@mail.ru
Ruchkin A. V.
Candidate of Science (Sociology), Assistant Professor of Personnel Management Department, Assistant Professor of Regional and Municipal Administration Department of the Urals Institute of Management - Branch, Russian Presidential Academy of National
Economy and Public Administration (Russia), 620990, Russia, Yekaterinburg, 8th March str., 66, alexey.ruchkin@ui.ranepa.ru
Purpose. The article attempts to identify the main factors hampering the development of small and medium-sized business in the Russian Federation.
Methods. The main conclusions were formulated by the authors in the analysis of the materials of the official survey of owners of medium and small companies published in the annex to the report to the President of the Russian Federation by the commissioner for the protection of entrepreneurs' rights, as well as data of a sociological survey of owners of small business enterprises in Naberezhnye Chelny conducted by the administration of the municipality.
Results and scientific novelty. The authors identified the main problems of administrative, organizational and regulatory nature of the development of small and medium-sized businesses, identified dysfunctions of interaction between small and medium-sized businesses with authorities. Recommendations on the leveling of these factors at the expense of the existing infrastructure are presented.
Key words: small and medium business, small and medium business entities, problems of small and medium business, credit resources, taxation, administrative barriers.
Введение в проблему
Образ отечественного малого и среднего предпринимательства, который «запрограммирован» государственной политикой во многом отличается от его фактического и реального состояния дел в данной сфере экономической деятельности. Сегодня в малом и среднем бизнесе имеются существенные нерешенные проблемы, которые требуют своего компетентного решения.
Какие факторы сдерживают на современном этапе рост малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в целом и на региональном уровне в частности - это те вопросы, которые определили актуальность выбранной темы исследования.
Значение малого и среднего бизнеса, как для региональной экономики, так и для экономики страны в целом неоспоримо. Эффективное развитие малого бизнеса свидетельствует о стабильной ситуации в экономике и является показателем развития страны в целом. В силу исторической ориентированности российской экономики на поддержку крупного бизнеса текущий уровень развития МСП в Российской Федерации остается низким по сравнению со многими зарубежными странами:
• доля МСП в валовом внутреннем продукте России составляет 20-21 %, в то время как во многих зарубежных странах доля МСП в валовом внутреннем продукте составляет более 50 %;
• доля занятых в секторе МСП в России составляет 25 %, тогда как в развитых странах данный показатель колеблется от 35 % до 80 % [1].
При этом в настоящее время развитие МСП является одним из главных приоритетов государства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №2 316 «Об утверждении Государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» доля занятых в малом и среднем предпринимательстве должна вырасти до 29 %, число субъектов МСП из расчета на 1 тыс. человек населения России - до 52,7 единицы к 2020 году [1].
Об отрицательной динамике развития малого и среднего предпринимательства в отечественной экономике свидетельствуют данные Росстата. Число малых предприятий в России в первой половине 2016 года сократилось на 69,8 тыс. и их количество составило 172,8 тыс [10].
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2016 г. в России зарегистрировано 5 671 909 предприятий с выручкой до 2 млрд. руб. 5 380 768 из них относятся к микробизнесу. По итогам 8 месяцев 2016 года на 11 % сократился объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу, составив 5,3 трлн. руб [10].
Доля малого и среднего предпринимательства незначительна в реальном секторе экономики, за исключением строительной отрасли. Доля малых
Босых И. В., Латыпов Р. Т., Ручкин А. В.
и средних предприятий в хозяйственном обороте промышленности составляет около 6,5-7 % [5].
Сегодня в большинстве российских регионов отсутствует рост количества субъектов малого предпринимательства. За последние четыре года сократился самый массовый сектор - индивидуальное предпринимательство. Число ИП уменьшилось с четырех до трех миллионов единиц. Небольшой рост наблюдается в Московском и Ленинградском регионе. Этот рост связан с концентрацией капитала и объемом рынка торговли и услуг в этих регионах [8].
Каждый третий-четвертый потенциальный предприниматель, кто уже делает первые шаги к созданию собственного бизнеса, так и не становится действующим предпринимателем. Так называемый незавершенный старт отрицательно характеризует институциональную и инфраструктурную составляющие предпринимательского климата в России. Только три процента российских малых предприятий остаются на рынке дольше трех лет [3].
Кратко охарактеризовав современное состояние малого и среднего предпринимательства, перейдем к анализу основных проблем, сдерживающих развитие данного сектора экономики.
Первая проблема - это доступ к кредитным ресурсам. Одним из основных факторов роста числа малых и средних предприятий является обеспечение для них доступа к финансовым ресурсам. Потребности российского малого бизнеса в кредитах составляют от 750 млрд. до 1 трлн. рублей ежегодно, а по объему кредитования малого бизнеса, по данным Всемирного банка, Россия занимает 148-е место в мире.
Условия кредитования российского малого и среднего бизнеса нельзя назвать благоприятными, что имеет ряд причин:
• отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита;
• дороговизна кредитных ресурсов. При двухзначном уровне реальной инфляции производство не окупает 25-30 % годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка высока даже для окрепших предприятий;
• залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно [9].
В. И. Демкович считает, что динамика объемов кредитного портфеля в настоящее время замедляется. Коммерческие банки стали гораздо более консервативно подходить к процессу кредитования сегмента малого бизнеса. Формально декларируя широкую линейку продуктов с привлекательными качественными характеристиками, на деле банки кредитуют сегмент малого и среднего бизнеса весьма неохотно [4, с. 26-27]. Государственные программы
финансовой поддержки сегодня ориентированы на весьма узкую часть. И при отсутствии у коммерческих банков стимулов активно продолжать кредитование всего сегмента малого и среднего предпринимательства в целом программы финансовой поддержки из фактора, стимулирующего развитие рынка малого и среднего предпринимательства, превращаются в разовые акции [4, с. 29].
Российские предприниматели стараются не обращаться за заемными деньгами. Многие из них указывают не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество - автомобили, дачи, квартиры -предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью нашего бытия.
Кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, поэтому приходится перекредитовываться. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита [9].
По данным опроса российских предпринимателей, 50,5 % респондентов считают, что наибольшее негативное влияние на бизнес оказало повышение ставок по кредитам [12].
Нормативное правовое регулирование: текущее состояние и недостатки
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» раскрывает содержание понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Для получения статуса субъекта малого и среднего предприятия хозяйствующие субъекты должны соответствовать следующим условиям, определенным в статье 4 указанного закона: - иметь определенную структуру уставного капитала (соответствовать ограничениям при формировании имущества);
• не превышать предельного значения средней численности работников;
Босых И. В., Латыпов Р. Т., Ручкин А. В.
• иметь определенные финансовые показатели. В отношении индивидуальных предпринимателей применяются только второй и третий критерии [2].
При этом с 1 августа 2016 года предприниматели не должны представлять документы для подтверждения их статуса субъектов малого или среднего предпринимательства, в случае обращении за мерами по поддержке в рамках государственных или муниципальных программ развития МСП.
Законодательством также предусматривается финансовая поддержка за счет выделения бюджетных средств различных уровней. Кроме того, предполагается имущественная поддержка посредством передачи во владение либо пользование земельных участков, строений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта. В информационную поддержку включено формирование специальных информационных систем. Консультационную поддержку осуществляют специальные консультационные организации. Предусматриваются поддержка в сфере подготовки и повышения уровня квалификации работников, а такжеподдержка в области инновационного развития и промышленного производства. Закон предусматривает поддержку в сфере ремесленной деятельности и сельского хозяйства, предусматривает поддержку субъектов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью [15].
В настоящее время в целях выполнения требования данного закона разработаны программы поддержки МСП как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях.
Несмотря на действующую систему государственной поддержки МСП в России, а также нововведения, позволяющие улучшать меры поддержки МСП, существующие в настоящее время в России меры поддержки субъектов МСП имеют не системный и разрозненный характер: разработку и реализацию мер поддержки осуществляют два десятка федеральных органов исполнительной власти, все субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления, ряд институтов развития. Действуют более 130 бизнес-инкубаторов, 70 региональных и более 60 муниципальных организаций, осуществляющих микрофинансирование субъектов МСП, более 80 гарантийных фондов, свыше 100 иных центров.
Основу федеральной поддержки МСП составляют программы, осуществляемые Министерством экономического развития РФ, АО «Корпорацией «МСП», АО «МСП Банк», Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Министерством сельского хозяйства РФ (рисунок 1). По данным опроса, проведенного в 2015 году по заказу Минэкономразвития России, 60 % предпринимателей не знают о существующих формах поддержки, организациях, местах и условиях ее предоставления; 70 % опрошенных указали, что информирование должно стать
ключевым мероприятием по повышению эффективности поддержки [1].
На региональном уровне в настоящее время действует около 200 программ и подпрограмм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Одной из последних современных мер, принятых в рамках государственной поддержки МСП является создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 августа 2016 года [3].
Единый реестр субъектов МСП ведет Федеральная налоговая служба. В соответствие с принятыми нововведениями, внесение информации о юридических лицах и субъектах индивидуального предпринимательства, отвечающих условиям по отнесению к субъектам МСП, в «единый реестр» и исключение такой информации из данного реестра осуществляется Федеральной налоговой службой.
Формирование такого реестра стало системным решением, позволяющим:
• снизить расходы предпринимателей и государственных органов, связанные с необходимым подтверждением статуса малого и среднего предпринимателя для участников государственных программ поддержки;
• обеспечивать организацию формирования заказчиками, банками, другими кредитными организациями перечней субъектов МСП для их возможного участия в закупках товаров, работ, услуг, а также для целей оказания кредитно-гарантийной поддержки;
• обеспечить осуществление «надзорных каникул» малым предприятиям;
• повысить качество и эффективность проработки мер по поддержке малого и среднего предпринимательства;
• максимально раскрывать информацию по видам деятельности субъектов МСП и производимых ими товарам, работам, услугам, в том числе по производимой инновационной продукции, высокотехнологичных продуктах [11].
Таким образом, ведение данного реестра должно повысить эффективность реализуемых программ поддержки МСП как на федеральном, так и на региональном уровне. В настоящее время реестр содержит данные о деятельности 6 131 608 субъектах МСП по всей Российской Федерации.
Анализ проблем развития малого и среднего предпринимательства в городе Набережные Челны (мнение бизнеса, вторичные данные)
В Российской Федерации и в Республике Татарстан сформированы основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства, характерные
Босых И. В., Латыпов Р. Т., Ручкин А. В.
Министерство экономического развития РФ ^ С 2005 года - программа по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне ^
АО «Корпорация «МСП» "Л выступает системным интегратором мер поддержки малого и среднего предпринимательства; оказывает поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП >
АО «МСП Банк» Л предоставление максимально широкого спектра форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства через банки-партнеры и различные виды организаций инфраструктуры (лизинговые компании, факторинговые компании и микрофинансовые организации) >
Фондо содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Л реализует программы инновационного развития, которые направлены на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест >
Министерство сельского хозяйства РФ > целевым образом предоставляет субсидии федерального бюджета субъектам Российской Федерации на мероприятия поддержки малых форм хозяйствования на селе >
Рис. 1. Основы федеральной поддержки развития МСП (составлено авторами по [4, 12, 13, 14])
для развитых стран. В законодательстве закреплены условия для развития малого и среднего предпринимательства на территории Татарстана и Российской Федерации, а также закреплены гарантии равного доступа субъектов предпринимательства к государственной поддержке
Набережные Челны - крупный город, расположенный в Закамском регионе республики. В городе работают около 30 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом территориальном продукте в 2016 г. составила 31,2 %, что выше показателей по стране в целом. Численность работников составляет примерно 50,5 тыс. чел. (26,2 % от среднесписочной численности работающих в городе).
Наибольшее число малых и средних предприятий занимается оптовой и розничной торговлей (43,1 % в 2016 г.), операциями с недвижимостью - (16,8 %), строительством (12,1 %).
С 2012 года государственное регулирование малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан осуществляется Министерством экономики республики Татарстан, в структуре которого вопросами малого и среднего предпринимательства занимается Департамент развития предпринимательства.
В структуре администрации города Набережные Челны в составе Исполнительного Комитета действует Управление экономического развития и поддержки предпринимательства и Отдел по поддержке и развитию предпринимательства, к компетенции которых относятся вопросы по продвижению и поддержке малых и средних предприятий г. Набережные Челны.
Органы местного самоуправления города Набережные Челны считают малое предпринимательство важным компонентом развития городской экономики. Разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на повышение эффективности их деятельности, совершенствуют инфраструктурную поддержку. Однако, несмотря на это у малых и средних предприятий города остается еще много нерешенных проблем.
В городе периодически проводят опросы руководителей малых и средних предприятий города. По данным этих опросов видно, что содержание основные проблемы остается прежними год от года, а острота некоторых проблем только увеличивается. Четыре самые актуальные и тормозящие развитие бизнеса проблемы: высокое налогообложение, затрудненный доступ к финансам, сложности со сбытом продукции и бюрократические барьеры. Также существует проблемы высоких ставок процентов за кредит и вслед за ней
Босых И. В., Латыпов Р. Т., Ручкин А. В.
таким проблемы как сбыта продукции, затрудненный доступ к внешнему финансированию, кадровое обеспечение, проблемы во взаимодействии с органами власти, отстаивания правоты в суде. Острой является также проблема проверок предпринимательской деятельности.
Перед муниципальными органами стоит задача создания единой системы поддержки малого и среднего предпринимательства, которая будет скоординирована с системой государственной поддержки.
Для города Набережные Челны разработка и внедрение в жизнь действенной и системной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, последовательное решение насущных проблем даст старт диверсификации экономики и новой движущей силе экономического роста.
По данным социологического опроса, проведенного среди предпринимателей города Набережные Челны, 84,5 % респондентов в качестве наиболее острой проблемы называют высокие процентные ставки по кредиту. Челнинские бизнесмены в незначительной мере используют кредиты для финансирования бизнеса, которыми воспользовались всего 20,1 %. При этом количество обратившихся за кредитом фактически намного больше. 8,2 % предпринимателей банки отказали в получение кредита без объяснения причин, при этом сама процедура кредитования связана с множеством проблем:
• не устроила цена на заемные средства (высокий банковский процент) - 28,1 %,
• оформление документов слишком сложное мероприятие и занимает много времени - 19,8 %,
• невозможность предоставить компанией требуемое обеспечение (залог) - 13,7 %.
Следующей проблемой является налогообложение, которое является одной из самых актуальных и сложных для малого и среднего предпринимательства. Налогообложение малого бизнеса в нашей стране за последнее время начало стремительно расти. Применение более низкой ставки налога на прибыль организации для малого бизнеса, по сравнению с корпорационным налогом крупного бизнеса, широко распространено во многих экономически развитых странах. Проводимая на сегодняшний день налоговая политика в Российской Федерации явно идет вразрез с мировой практикой. Высокое налогообложение реально тормозит развитие малого и среднего предпринимательства, зачастую оставляя бизнесу не более 10 % полученной прибыли. Можно выявить следующую закономерность, чем больше доля малого бизнеса в ВВП зарубежных стран, тем меньше разница в ставке между корпоративным налогом и налогом на прибыль малых предприятий. В России доля в ВВП ничтожна, однако субъекты малого бизнеса, находясь на основном режиме налогообложения, платят такой же налог на прибыль, как и крупные предприятия.
Рост налогового бремени неминуемо загоняет экономику страны в тень. Но самой веской причиной замедленного развития отечественного малого предпринимательства, в том числе и его миграция за пределы страны, является обоснованное опасение предпринимателей, что налоги в ближайшее время не прекратят расти.
Для предпринимателей наиболее важным аспектом налогообложения является его стабильность. Практически каждый второй - 48,0 % российских предпринимателей наибольшей проблемой называет отсутствие стабильности - частые изменения правил налогообложения и налоговых ставок. При этом 43,0 % респондентов отмечают отсутствие своевременных разъяснений по применению новых правил и примерно такая же доля (43,3 %) как проблему отмечают возможность различной трактовки положений налогового законодательства.
Как проблему высокое налогообложение выделили 68,2 % предпринимателей г. Набережные Челны, 68,7 % отметили отсутствие стабильности в налоговом законодательстве, 77,1 % выделили как проблему - это рост страховых взносов с фонда оплаты труда. Возможность различной трактовки положений налогового кодекса проблематична для 62,1 % опрошенных. Несвоевременным выходом утвержденных форм налоговой отчетности недовольны 54,7 %. Практически все аспекты налогового режима являются затруднительными для респондентов.
Отсутствие понятной, прозрачной и предсказуемой системы налогообложения заставляет предпринимателей г. Набережные Челны искать способы «оптимизации налогообложения» через применение нелегальных схем.
В качестве следующей проблемы предпринимателями названы административные барьеры. Административные барьеры это действия, нарушающие законодательство, совершаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, контролирующими (надзорными) организациями и юридическими лицами, а также действия, создающие дополнительные и усложняющие процедуры в сфере хозяйственной деятельности.
Административные барьеры являются не просто препятствием на пути развития бизнеса, но и одним из стимулов ухода предпринимателей в «теневую» экономику. Специалисты, занимавшиеся подсчетом размера оборота «теневой» экономики, приходят к единому мнению, что в России он составляет не менее 30-40 % от валового национального продукта.
По мнению некоторых авторов, административные барьеры способствуют сохранению определенной степени недоверия между властью и бизнесом [7, с. 1431].
В. А. Чечина и К. В. Шнякин считают, что наибольшее количество административных барьеров,
Босых И. В., Латыпов Р. Т., Ручкин А. В.
с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существует при входе на рынок [9].
По данным опросам российских предпринимателей, для ведения предпринимательской деятельности максимальные административные барьеры предпринимателям создали такие ведомства, как ФНС России (31 % опрошенных), Роспотребнадзор (19,6 %) и МЧС России (13,2 %). К числу ведомств, предъявляющих принципиально неисполнимые требования, заведомо предопределяющие вынесение наказания, относятся МЧС России (14,9 % ответов), ФНС России (14,1 %), Роспотребнадзор (13,5 %).
По данным опроса челнинских предпринимателей, более половины руководителей компаний указали, что решение вопросов и процедур, установленных законодательством и органами власти, занимает до 10 % рабочего времени (56,9 %), более четверти компаний сообщили, что занимает 11-30 % времени (26,6 %), 7,6 % тратят на это 31-50 % рабочего времени. В среднем на решение вопросов, связанных с соблюдением обязательных требований и процедур, установленных законодательством и органами власти, уходит 20,7 % от рабочего времени в месяц.
Согласно опросу, стоимостные удельные расходы бизнеса на преодоление административных барьеров, по мнению ряда предпринимателей, не высоки: доля затрат на прохождение бюрократических процессов составила до 10 % от объема годовой выручки для 83,4 % респондентов, от 11 до 30 % - для 8,3 %
Полученные результаты опроса предпринимателей показывают, что в основном удается выдерживать частоту проведения проверок, установленную в Законе (плановые проверки могут проводиться не более чем один раз в два года (гл. II ст. 7 п.4 Закона)).
Наиболее часто предприятия малого и среднего предпринимательства г. Набережные Челны проверяют органы надзорной деятельности, налоговая инспекция, Росприроднадзор, Фонд социального страхования. Реже Пенсионный фонд, местная администрация, Роспотребнадзор (в части требований СЭС).
На вопрос, о том, как они поступают, если в ходе проверок выявляются какие-либо нарушения, 47,3 % опрошенных организаций ответили, что отстаивают свои права в законном порядке. 32,9 % соглашаются с обоснованными результатами проверки. 6,6 % респондентов соглашаются даже с необоснованными
Литература:
1. Программа деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на 2016-2018 годы [электронный ресурс]. URL: http://corpmsp.ru/about/deyatelnost/ programma-deyatelnosti/. (дата обращения 12.05.2017)
результатами проверок. Еще 3,3 % предлагают проверяющим деньги, услуги или товары.
При этом более 50 % российских предпринимателей считают минимальными шансы выиграть судебное разбирательство в случае, если их оппонентом будут государственные органы, и только 3,8 % респондентов считают шансы высокими.
Выводы по результатам исследования
Таким образом, в исследовании определены основные факторы, свойственные в общем как для предпринимателей России в целом, так и для предпринимателей г. Набережные Челны, сдерживающие, а порой и тормозящие развитие малого и среднего предпринимательства. Такими тормозящими факторами определены проблемы затрудненного доступа к кредитным финансам, высокое налогообложение и административно-бюрократические барьеры.
Соответственно, одной из актуальных мер развития государственной поддержки МСП в настоящее время является создания системы предоставления услуг субъектам МСП в целях оказания им поддержки по принципу «одного окна», в том числе через МФЦ и в электронной форме. Опыт таких стран, как Канада, США, Великобритания, Германия, Сингапур, Нидерланды, Новая Зеландия, Австралия, подтверждает, что информационно-консультационная система, реализуемая через единую сеть учреждений по предоставлению услуг (сервисные центры, центры предоставления услуг) и интернет-порталы в целях поддержки субъектов МСП, является наиболее значимой для предпринимателей, что подтверждается увеличением числа обратившихся за поддержкой [1].
В этой связи необходимо использовать созданную в стране и в регионах инфраструктуру МФЦ и порталов услуг, проводя ряд преобразований для расширения перечня услуг, разработки дополнительных сервисов, которые можно получить также с использованием мобильных устройств, для оказания поддержки субъектам МСП путем создания комплексных услуг совместно с органами исполнительной власти всех уровней, организациями, составляющими инфраструктуру поддержки бизнеса, иными коммерческими организациями и учреждениями.
References:
1. Program of activities of the joint stock company «Federal Corporation for the Development of Small and Medium-sized Entrepreneurship» for 2016-2018 [e-resource]. URL: http:// corpmsp.ru/about/deyatelnost/programma-deyatelnosti/. (date of reference 12.05.2017)
Босых И. В., Латыпов Р. Т., Ручкин А. В.
Литература:
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ [электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Доступ из справочно-право-вой системы «КонсультантПлюс».
3. Алимова Т. А. Государственная политика в сфере предпринимательства: выученные и невыученные уроки [электронный ресурс] // Модернизация экономики и общественное развитие: сб. научных трудов. URL: http://www. hse.ru (дата обращения 12.05.2017)
4. Демкович В. И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы // Деньги и кредит. 2015.№ 11. С. 26-31.
5. Исоков А. А., Лебедева Д. В. Проблемы реализации государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в России [электронный ресурс] // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. № 1. 2015. URL: http:// www.cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-razvitiya-i-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstv (дата обращения 12.05.2017)
6. Рубцова О. Л. Проблемы государственной поддержки российского малого бизнеса [электронный ресурс] // Российское предпринимательство. 2015. Том 16. № 17. URL: http:// doi: 10.18334/rp.16.17.1848 (дата обращения 12.05.2017)
7. Руденко Л. Г. Модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 10. С. 1431-1442.
8. Хандриков И. Н. Итоги 2016 года для малого и среднего предпринимательства [электронный ресурс]. URL: http:// www.nisse.ru/articles/details.php (дата обращения 12.05.2017)
9. Чечина В. А., Шнякин К. В. Основные проблемы малого и среднего предпринимательства в России [электронный ресурс] // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. URL: http:// www.www.scienceforum. ru/2015/pdf/14722.pdf (дата обращения 12.05.2017)
10. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 12.05.2017)
11. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [электронный ресурс]. URL: http:// www.oldsmb. economy.gov.ru/ (дата обращения 12.05.2017)
12. Министерство экономического развития Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: http://www. economy.gov.ru (дата обращения 12.05.2017)
13. Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей [электронный ресурс]. URL: http://www.http://ombudsmanbiz.ru/ (дата обращения 12.05.2017)
14. Официальный сайт города Набережные Челны [электронный ресурс]. URL: http://nabchelny.ru/ (дата обращения 12.05.2017)
15. Чистякова О. В. Современные аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Известия ИГЭА. 2013. № 4. С. 65-69.
References:
2. On the development of small and medium-sized business in the Russian Federation [e-resource]: Federal Law of 24 July 2007 № 209-FL. Access from the ref.-legal system «Consul-tantPlus».
3. Alimova T. A. State policy in the field of entrepreneurship: learned and unlearned lessons [e-resource] // Modernization of the economy and social development: coll. scientific works. URL: http://www.hse.ru (date of reference 12.05.2017)
4. Demkovych V. I. Small and medium-sized business: modern challenges // Money and credit. 2015. № 11. P. 26-31.
5. IsokovA. A., Lebedeva D. V. Problems of implementation of the state policy of development and support of small and medium-sized business in Russia [e-resource] // Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. A series of social sciences. № 1. 2015. URL: http: // www. cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-gosudarstven-noy-politiki-razvitiya-i-podderzhki-malogo-i-srednego-pred-prinimatelstv (date of reference 12.05.2017)
6. Rubtsova O. L. Problems of state support of Russian small business [e-resource] // Russian Entrepreneur-ship. 2015. Volume 16. № 17. URL: http: // doi: 10.18334 / rp.16.17.1848 (date of reference 12.05.2017)
7. Rudenko L. G. Model of infrastructure support of small business // Journal of Russian Entrepreneurship. 2015. T. 16. № 10. P. 1431-1442.
8. Khandrikov I. N. Results of 2016 for small and medium-sized enterprises [e-resource]. URL: http: // www.nisse.ru/articles/ details.php (date of reference 12.05.2017)
9. Chechina V. A., Shnyakin K. V. The main problems of small and medium-sized business in Russia are [e-resource] // VII International Student Electronic Scientific Conference «Student Scientific Forum» - 2015. URL: http: // www.www. scienceforum.ru/2015/pdf/14722.pdf (date of reference 12.05.2017)
10. Federal State Statistics Service [e-resource]. URL: http:// www.gks.ru/ (date of reference 12.05.2017)
11. Federal portal of small and medium business [e-resource]. URL: http: // www.oldsmb.economy.gov.ru/ (date of reference 12.05.2017)
12. Ministry of Economic Development of the Russian Federation [e-resource]. URL: http: // www.economy.gov.ru (date of reference 12.05.2017)
13. The official website of the Representative under the President of the Russian Federation for the Protection of the Rights of Entrepreneurs [e-resource]. URL: http: //www.http: // ombudsmanbiz.ru/ (date of reference 12.05.2017)
14. Official site of the city of Naberezhnye Chelny [e-resource]. URL: http://nabchelny.ru/ (date of reference 12.05.2017)
15. Chistyakova O. V. Modern aspects of state support of small and medium-sized business // Izvestia IGEA. 2013. № 4. P. 65-69.