ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
7
Экономика
УДК 35.078.5(571.14) Ю.А. Балдина
ТИПОЛОГИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКОЙ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Субъекты малого и среднего бизнеса остаются основой экономики во многих развитых странах, устойчивость развития которых напрямую связана с этим сектором. На долю малого и среднего бизнеса в российской экономической системе приходится в несколько раз меньше по сравнению с развитыми странами, однако важность развития этого направления, в том числе за счет программ государственной поддержки, не отрицается уже никем. Государственное регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса являются системными направлениями социально-экономической политики. В последние 5 лет в России наблюдается тенденция роста количества программ и мероприятий, связанных с поддержкой субъектов малого и среднего бизнеса. С 2005 г. Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса на региональном уровне. В предлагаемой статье представлен анализ существующих региональных программ на примере субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, на основе которых разработана типология инструментов.
Ключевые слова: государственная политика, субъекты малого и среднего бизнеса, региональная программа поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, управление поддержкой бизнеса, малый и средний бизнес.
Опыт подавляющего большинства развитых и развивающихся стран, государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса (далее по тексту МСБ) строится на принципах создания наибольшего благоприятствования развитию этого сектора экономики, особенно в направлениях его деятельности, дающих максимальный социально-экономический эффект в стране или регионе. Осуществление подобной государственной политики возможно благодаря применению специального законодательства, всесторонне регулирующего поддержку МСБ, с использованием централизованных источников и особых схем финансирования системы государственных программ различной направленности.
Результативность государственной политики в области управления поддержкой субъектов малого и среднего бизнеса (далее по тексту СМСБ) в современных экономических условиях в разных странах можно охарактеризовать такими показателями, как доля работающих в этом секторе в общей численности занятых или доля субъектов в валовом внутреннем продукте стран (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели уровня развития МСБ в различных странах
Количество малых Доля работаю- Доля малых и Доля малых и средних
Страны и средних щих в общей средних пред- предприятий в общем
предприятий на 1000 численности приятий в ВВП количестве
жителей, ед. занятых, % страны, % предприятий,%
Великобритания 27 35 50 99,5
Канада 33 47 27 98
ЮАР 39 60 60 93,4
Чехия 85 51 35 99,8
США 20 42 62 99,7
Япония 45 77 63 99,7
Россия 39 25 21 42
Примечание. Составлено автором по источникам [1; 2] по данным за 2012 г.: Росстат, Financing SMEs and Entrepreneurs 2015.
Как показывают исследования организационно-экономических механизмов государственной поддержки МСБ, в разных странах существуют общие черты, к числу которых относят:
2017. Т. 27, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
1) нормативное обеспечение (наличие специальных правовых актов, определяющих цели и регулирующих весь комплекс вопросов государственной политики в области поддержки СМСП);
2) программный подход к разработке и реализации системы мер государственной поддержки
МСБ;
3) сочетание прямых и косвенных мер поддержки МСБ;
4) субсидирование государственных программ поддержки МСБ из бюджетов различных уровней, с использованием специально созданных страховых финансовых, инвестиционных и кредитных институтов, стимулирующих налоговые инструменты;
5) развитая система учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающая системную координацию при выполнении комплекса задач в области поддержки МСБ (например, Агентство малых и средних предприятий в правительстве Японии; Администрация малого бизнеса США и т.д.);
6) функциональное распределение полномочий между органами власти различного уровня в области поддержки МСБ, с приоритетом делегирования широких полномочий на местном уровне;
7) взаимодействие предпринимательских и властных структур на партнерской основе посредством выстраивания диалога с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей [3].
Меры поддержки МСБ, реализуемые в Российской Федерации, можно условно разделить на две группы:
1) общесистемные меры поддержки;
2) ресурсные меры поддержки МСБ в зависимости от вида деятельности и стадии развития компании.
Анализ мер финансовой поддержки, реализуемых за три года, показал их общую направленность на удовлетворение потребностей в финансовых, информационных, имущественных и иных ресурсах по отношению к субъектам предпринимательской деятельности различных категорий (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) с делением последних по разным стадиям развития (начинающие предприниматели, развивающиеся, экспортно-ориентированные предприниматели и др.).
В статье автором рассматриваются в основном направления и меры финансовой поддержки в рамках программы Минэкономразвития России, реализуемой с 2005 г. В 2009-2014 г. основные направления программы определялись в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСБ, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», а также в издаваемых ведомственных приказах.
Средства федерального бюджета Минэкономразвития России предоставляются на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами поддержки и развития СМСП. Таким образом, дополнительно к средствам федерального бюджета привлекаются финансовые средства регионов, стимулируя регионы к реализации активной политики в сфере поддержки СМСП.
В настоящее время в реализации программы Минэкономразвития России задействованы все регионы страны. Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации составляет 70%. Окончательный уровень зависит от индекса бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, который ежегодно рассчитывается Министерством финансов России. Большинство субъектов Российской Федерации (65) получают софинансирование из расчета 4 руб. средств федерального бюджета на 1 руб. средств регионального бюджета. В табл. 2 представлены основные мероприятия программы Минэкономразвития России с 2010 по 2013 гг.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ, к наиболее важным общесистемным мерам поддержки относят меры имущественной поддержки СМСП, образующие инфраструктуру МСБ. Данная мера поддержки осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:
- на возмездной основе (по рыночным ценам);
- безвозмездной основе;
- льготных условиях (по ценам или условиям более выгодным, чем рыночные).
Типология инструментов государственной политики в области управления.
9
Таблица 2
Основные направления программы поддержки СМСБ, реализуемой
Минэкономразвития РФ
Наименование направления Комментарий
Поддержка лизинга малых компаний Субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса -до 10 млн рублей, предоставление лизинг-гранта начинающим предпринимателям - до 1 млн рублей на одного получателя поддержки
Модернизация производства Субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10 млн рублей на одного получателя поддержки, создание центров инжиниринга
Грантовая поддержка начинающих предпринимателей Предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. рублей
Развитие социального предпринимательства Субсидирование расходов на создание центров инноваций социальной сферы в размере до 5 млн рублей; создание частных дошкольных учреждений в размере до 10 млн рублей
Развитие программ детства Субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1 млн рублей
Создание микрофинансовых организаций Субсидирование создания микрофинансовых организаций, предоставляющих займы до 1 млн рублей и сроком не более 1 года по ставке, не превышающей 10% годовых
Содействие малым инновационным компаниям Создание центров кластерного развития, прототипирования
Создание гарантийных фондов Предоставляют поручительства предпринимателям по кредитам в случае нехватки собственного залогового обеспечения - до 70 % суммы кредита); развитие молодежного бизнеса, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7 млн рублей на одного получателя поддержки); поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода) (основные меры - гранты, лизинг, микрофинансирование и обучение)
Создание и развитие инфраструктуры поддержки МСБ Бизнес-инкубаторы - от 900 м , льготная аренда; промпарки - от 20 тыс. м2, технопарки - от 5 тыс. м2
Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого бизнеса Предоставление сертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовке персонала и организация обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса
Поддержка экспортно-ориентированных малых компаний Создание инфраструктуры поддержки экспортной деятельности
В рамках данного исследования более подробно рассмотрим меры региональной поддержки на примере Уральского федерального округа. Уральский федеральный округ (УрФО) был образован 13 мая 2000 г. В его состав входят 6 субъектов Российской Федерации: 4 области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский - Югра, Ямало-Ненецкий).
Согласно данным, изложенным в Докладе об оценке эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2013 г. [3] (в динамике за 3 года), одним из показателей, характеризующим эффективность власти, является оборот продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями. По данному показателю наиболее привлекательным выглядит Свердловская область. Наибольший объем оборота в расчете на одного жителя наблюдается в г. Москве - 437,5 тыс. руб., что почти в 2 раза выше среднероссийского уровня, в Магаданской, Нижегородской, Сахалинской, Свердловской и Тюменской областях, г. Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - более 300 тыс. руб.
2017. Т. 27, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Таблица 3
Типология инструментов государственной поддержки МСБ
Авторское наименование инструмента господдержки Характеристика инструмента господдержки
«Энергетика» Субсидирование затрат МСБ, связанных с проведением на их предприятиях энергетических обследований, а также технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, повышение энергоэффективности производства
«Инновации» Грантовая поддержка начинающих и действующих малых инновационных компаний
«Обучение» Субсидирование массовых программ обучения и повышения квалификации, по развитию предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций, в том числе для представителей малых инновационных предприятий
«Начинающие предприниматели» Целевое финансирование для оказания грантовой поддержки начинающих предпринимателей (без возрастных ограничений)
«Лизинг» Предоставление субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей по договорам лизинга, затрат по первоначальному взносу по договорам финансовой аренды
«Молодежное предпринимательство» Обучение молодежи и студентов основам предпринимательской деятельности (молодежный бизнес-инкубатор, форумы, конкурсы, слеты), сопровождение начинающих молодых предпринимателей - участников программы (возрастные ограничения до 35 лет).
«Социальное предпринимательство» Финансовая поддержка социального предпринимательства
«Экспорт» Субсидирование, поддержка экспортно-ориентированных СМСП: информационная (создание и обеспечение работы регионального интернет-портала по поддержке экспорта и привлечению инвестиций; подготовка и распространение каталогов и брошюр об экспортных возможностях, инвестиционных потребностях и инвестиционном климате региона; подготовка и проведение для МСП семинаров, конференций, круглых столов, связанных с темой продвижения товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки)
«Кластеры» Субсидирование деятельности Центра кластерного развития для МСБ
«Женское и семейное предпринимательство» Предоставление субсидий субъектам женского и семейного предпринимательства на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов
«Муниципальные программы» Субсидирование муниципальных программ развития МСБ
«Возмещение % по кредитам» Субсидирование затрат МСБ на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях
«Популяризация» Финансирование мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательской деятельности и формирование положительного образа предпринимателя посредством СМИ, организация работы в образовательных учреждениях
«Ремесленники» Предоставление субсидий МСБ, осуществляющим деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма
«Оборудование» Субсидирование части затрат МСБ, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)
«ЦентрДети» Предоставление субсидий МСБ на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста
Таблица 4
Результаты исследования инструментов государственной поддержки субъектов МСБ на региональном уровне (на примере УрФО)
Авторское наименование инструмента господдержки Сумма баллов Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Ямало-Ненецкий автономный округ Челябинская область
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV
«Энергетика» 8 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0
«Инновации» 18 1 1 0 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1
«Обучение» 17 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 1 1
«Развитие институтов поддержки МСБ (микрофинансирование)» 11 1 1 1 0 0 0 0 0 1 1 0 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0
«Лизинг» 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 0 1 1
«Молодежное предпринимательство» 19 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 1 1 1 1 1
«Экспорт» 14 1 1 1 1 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 0 0 0 0
«Начинающие предприниматели» 13 1 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 0 0
«Моногорода» 5 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0
«Защита патентных прав» 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
«Женское и семейное предпринимательство» 4 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1
« Муниципальные программы» 10 0 1 1 1 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0
«Популяризация» 5 0 0 1 1 0 1 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
«Ремесленники» 5 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 1 1
«Возмещение % по кредитам» 6 1 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 1
«Оборудование» 8 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1 1
«ЦентрДети» 2 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0
«Социальное предпринимательство» 2 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0
«Кластерные образования» 4 0 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0
Сумма баллов 9 9 9 8 10 7 8 8 7 6 5 5 8 7 5 8 6 3 9 6 7 6 8 9
0 - мероприятия отсутствуют; 1 - мероприятия проводятся; I, II, III и IV - 2010, 2011, 2012 и 2013 гг. соответственно
12_Ю.А. Балдина_
2017. Т. 27, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Многообразие существующих форм и мер государственной поддержки субъектов МСБ в виде различных мероприятий, прописанных в региональных целевых программах развития этого сектора экономики, были представлены автором статьи в виде так называемых инструментов поддержки. Данный термин достаточно часто фигурирует в научных публикациях, отчетах и докладах о мерах по развитию МСБ, однако отсутствует единое понимание сущности данной категории, что актуализирует вопросы, связанные с разработкой единой классификации или предложенной автором типологии инструментов государственной поддержки. На основе детального анализа региональных программ поддержки МСБ за период с 2010 по 2013 г., реализуемых на территории регионов, входящих в состав УрФО, автором разработана типология мероприятий поддержки, даны краткое наименование типа мероприятия и общая характеристика основных направлений их субсидирования (табл. 3, 4). В табл. 3 представлена общая типология мер государственной поддержки МСБ, разработанная на основе детального анализа региональных программ поддержки, действующих на территории УрФО (с разбивкой по регионам).
Аналитическая работа по разработке типологии инструментов государственной поддержки субъектов МСБ проводилась автором на основании фактических расходов государства, наиболее полно представленных на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ за период с 2010 по 2013 г. [6]. Автором выделены основные направления поддержки, классифицированы направления расходов на субсидирование мероприятий, предусмотренные в рамках региональных программ поддержки (на примере регионов, входящих в состав УрФО) [7-12]. Полученные результаты представлены в табл. 4.
Представленные в табл. 4 результаты исследования инструментов государственной поддержки МСБ на региональном уровне (на примере УрФО (с 2010 по 2013 г.)) позволяют провести как вертикальный, так и горизонтальный анализ существующих мер поддержки. Так, например, вертикальный анализ полученных данных показывает широту охвата по направлениям мероприятий поддержки СМСБ (количество мероприятий по регионам варьирует от 3 до 10). Горизонтальный анализ, в свою очередь, характеризует распределение направлений поддержки МСБ по регионам, динамику этих изменений.
Наиболее широко в регионах УрФО представлены меры поддержки в лизинге, инновационных программах, программах по обучению, поддержке молодежного и начинающего бизнеса; наименьшее развитие получили меры поддержки социального бизнеса, инвестпроекты, «моногорода». Достаточно широко охвачены программами и мероприятиями поддержки МСБ Курганская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. Имеются существенные региональные различия по направлениям поддержки, например, поддержка женского предпринимательства представлена только в одном регионе. Предоставление субсидий МСБ на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста представлено в Свердловской области и Ханты-Мансийском автономном округе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.
2. Financing SMEs and Entrepreneurs 2015. An OECD Scoreboard. OECD, 2015. P. 92-201.
3. Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Кно-Рус, 2011. 368 с.
4. Доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2013 г. М.: Минрегион России, 2014. С. 64.
5. Овчинникова А.В. Малые предприятия промышленности в современной экономике России. Ижевск: Изд-во ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2009. 212 с.
6. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ. URL: http://smb.gov.ru/
7. Областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011-2015 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/895296974
8. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства Тюменской области. URL: http://tmb72.ru/ content/podderzhka/finansovaja-podderzhka/.
9. Целевая программа Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2012-2014 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/460208223.
Типология инструментов государственной политики в области управления.
13
10. Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2012-2014 г. URL: https://rg.ru/2011/11/18/chelyab-prog-biznes-reg-dok.html.
11. Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 г. URL: http://www.admhmao.ru/dokumenty/tselevye-programmy/razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-khanty-mansiyskom-avtonomnom-okruge-yugre-na-2011-20/tselevaya-programma-razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-khanty-mansiyskom-avtonomnom-okr/.
12. Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/473408653.
Поступила в редакцию 21.04.17
Yu.A. Baldina
TYPOLOGY OF TOOLS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF MANAGING THE PROCESS OF SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS SUBJECTS
Subjects of small and medium business remain the backbone of the economy in many developed countries, the sustainable development of which is directly linked to this sector. The share of small and medium-sized businesses in the Russian economic system is several times less than in developed countries, but the importance of developing this direction, including through state support programs, is not denied by anyone. State regulation and support of small and medium-sized businesses are systemic directions of socio-economic policy in all developed countries. In recent 5 years in Russia, there is also a growing trend in the number of programs and activities related to supporting small and medium-sized businesses. Since 2005, the Ministry of Economic Development of Russia has been implementing a special program to provide subsidies from the federal budget to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation in order to provide state support to small and medium-sized businesses at the regional level. The article presents an analysis of existing support programs by the example of the Urals Federal District. On the basis of these programs the typology of tools has been developed.
Keywords: state policy, subjects of small and medium business, regional program for supporting small and medium-sized businesses, business support management, small and medium business.
Балдина Юлия Амировна,
старший преподаватель кафедры логистики
и экономики торговли
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)
454080, Россия, г. Челябинск, просп. Ленина, 76 E-mail: jbaldina@mail.ru
Baldina I.A.,
Senior lecturer at Department of logistics and trade economics
South Ural State University
Lenina avenue, 76, Chelyabinsk, Russia, 454080
E-mail: jbaldina@mail.ru