Научная статья на тему 'Проблемы подготовки и переподготовки учителей к руководству деятельностью педагогических классов'

Проблемы подготовки и переподготовки учителей к руководству деятельностью педагогических классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of teachers preparation for work in the pedagogical classes

The report is devoted to actual questions of the preuniversity pupuls’ orientation for pedagogical activity. The author is sure of the succesful solving of this problem that depends on teacher's serious preparation for work in the pedagogical classes.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки и переподготовки учителей к руководству деятельностью педагогических классов»

В. И. Ревякина. Проблемы подготовки и переподготовки учителей к руководству.

отсутствием концептуально-теоретических и научно-методических оснований преподавания курсов в системе общего образования путем создания методологически обоснованной концептуально-разработанной и научно-методически

1.

Профессиональное становление личности педагога - процесс многоступенчатый, путь которого измеряется от «входа» (довузовская подготовка учащихся педагогических классов к продолжению обучения в педагогическом университете) до «выхода» (профессиональная педагогическая деятельность учителя-предметника, базирующаяся на непрерывности последующего процесса профессионального роста путем самообразования и обучения на различных курсах повышения квалификации).

Начальная подготовка педагогических кадров через систему педклассов в Томской области имеет давнюю историю. В 1958 г. Законом о школе была введена обязательность профориентационной работы и трудового обучения старшеклассников. В качестве одного из непроизводственных профилей в школах создавались педагогические классы, готовящие выпускников к работе воспитателями детских садов и старшими вожатыми в школах. Организацией и руководством деятельностью педклассов в томских школах №3,8, 12 в то время занимались молодые педагоги-энтузиасты Клара Семеновна Зыкова (в настоящее время - доцент ТГПУ), Мальцева Татьяна Терентьевна (сейчас доцент ТГУ), Люция Павловна Апачева (Шульга) (ныне - директор спецшколы для слабослышащих детей). Ребята не только осваивали теоретические основы педагогики, психологии, организации досуговой деятельности и молодежных движений, но и получали серьезную практическую подготовку в летних оздоровительных лагерях, самостоятельно (а не как помощники) работая вожатыми пионерских отрядов. О качестве их подготовки говорит следующий факт: лучшие вожатые 70-80-х гг. в томских школах и лучшие педагоги-организаторы сегодняшних томских дворцов творчества' - это главным образом бывшие учащиеся педагогических классов тех самых 60-х гг.

обеспеченной системы преподавания культурологических дисциплин в подготовке преподавателя культурологии для общеобразовательных учреждений с учетом базы региональных параметров культуры.

Новый виток развития педагогических классов в Томской области датируется 1989 - 1999 годами. Эстафету у своих замечательных предшественников приняла кафедра педагогики Томского педагогического университета, совместно с ОблУО решая задачу ^респечения области педагогами «высокой пробы» за счет качественной довузовской подготовки учащихся педклассов к выбору профессионально^ Аштельской деятельности.

Истожя образования свидетельствует о том, что и за рубежом, и в России вопросы подготовки учителей пайгоянно привлекали внимание выдающихся пед^Щгов. А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие выдвигали актуальные для своего и нашего времени идеи о важности и ответственности педагогической профессии, о требованиях, предъявляемых к личности педагога, о путях его поставки. Они подчеркивали важность специально^ подготовки и отбора лиц, претендующих на учительскую должность.

В трудах A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого рассматривались особенности подготовки к педагогической профессии, отмечалось, что формирование основных качеств личности в значительной степени происходит в школьном возрасте, поэтому призвание к педагогической деятельности необходимо выявлять и закреплять еще в школе. В современных условиях такая довузовская профориентация на получение профессии учителя реализуется через систему педклассов.

Совместная координация деятельности педклассов в школах г. Томска и области со стороны ТГПУ и ОблУО позволяет на 20 - 25% формировать контингент студентов педвуза из тех учащихся, у которых за два года обучения в педагогическом классе выявилась предрасположенность к учительскому труду, и осознанность выбора профессии очевидна.

Литература

Обновление эстетического образования учащихся и учителя. М, 1998.180с.

В.И. Ревякина

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РУКОВОДСТВУ * ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Томский государственный педагогический университет

-3,19-

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА

Осознанный выбор определяет нозйтивное отношение студентов из числа учащихся пеДклассов к учебной деятельности, создает предпосылки для активной самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний, а значит,' способствует большей самореализации личности и формированию ' специалиста, отвечающего требованиям современного общества. '

В последнее десятилетие появилось достаточно много диссертационных и монографических работ, посвященных допрофессиональной подготовке учащихся педагогических классов. Однако исследователи справедливо отмечают, что распространившееся движение педагогических классов выявило серьезную проблему недостаточной готовности учителей к руководству деятельностью пед-классов. Между тем допрофессиональная подготовка предъявляет к учителю, работающему в педагогическом классе, ряд основополагающих требований. Прежде всего он должен быть Личностью, поскольку призван выполнять важнейшие функции. Именно руководитель педкласса в числе первых знакомится с новейшими достижениями научной, общепедагогической и методической мысли; приобщает учащихся к основам научного поиска; способствует гуманизации образования; развивает контакты общеобразовательной школы с вузами; внедряет в учебный процесс новые педагогические технологии, стимулирующие интеллектуальное и творческое развитие учащихся. Но главное, его деятельность способствует профессионально-личностному самоопределению учащихся, активному профессиональному становлению, дальнейшему педагогическому образованию и самообразованию. Вот почему необходимо подчеркнуть особую важность готовности учителя к работе с детьми в педагогических классах.

Совместный опыт кафедры педагогики Томского педуниверситета и ОблУО по организации и проведению обучающих семинаров для руководителей педклассов позволяет вычленить наиболее значимые аспекты в подготовке учителей-предметников к сложному теоретическому осмыслению педагогической действительности.

Умение работать в педклассе означает владение определенными способами и приемами, которые позволяют субъекту педагогической деятельности формировать педагогическую направленность учащихся через развитие их мотивационной сферы, на осиовемпсихолого-педагогических и методических знаний конструировать и продуктивно решать конкретные профессиональные практические задачи. , ..

Однако опыт показывает, что преодоление таких* профессиональных, льцют являете^, сверхзадаче^ не для всех учителей, возглавляющих деятель-

ность педклассов. Ежегодные обучающие семинары и курсы для этой категории учителей, организуемые кафедрой педагогики ТГПУ дают незначительный количественный прирост' новых творческих, ярких, результативно работающих руководителей. Отработав два года и выпустив питомцев-одиннадцатиклассников, определенная часть руководителей педклассов «сходит с дистанции», не выдержав интеллектуальной, нервной и физической перегрузки, не увидев особой заинтересованности со стороны администрации школы и не дождавшись помощи коллег-гуманитариев в организации поисково-исследовательской деятельности старшеклассников. Так, в 1996 г. на курсы повышения на кафедру педагогики ТГПУ прибыли 34 руководителя из школ г Томской области и г. Томска; из этого состава на семинаре в 1998 г. продолжили обучение 8 человек; в феврале 1999 г. от прежнего состава было делегировано всего 6 учителей. Такая стремительная сменяемость руководителей является чрезвычайно нерентабельной, энергозатратной для координаторов педагогического движения - кафедры педагогики ТГПУ, осуществляющей своеобразную экспертизу, «приемку продукции» через профэкзамен для выпускников педклассов, дающий абитуриентам данной категории льготы при поступлении в педагогический университет. Анализ этой неблагоприятной тенденции с текучестью руководителей педагогических классов дает основание утверждать, что наиболее «стойкими» являются опытные учителя зрелого возраста, чаще всего это работники органов образования и директора школ, обладающие повышенными когнитивно-исследовательскими запросами и рассматривающие руководство педагогическим классом как один из этапов непрерывного самообразования, при котором полнее всего происходит осознание и реализация своих возможностей, усиливается потребность в обновлении, расширении и углублении знаний.

Профессионально-теоретическая переподготовка учителей, ответственных за функционирование педклассов, по замыслу, базируется на комплексе знаний о традиционных и инновационных педагогических идеях, о современных концепциях и эффективных авторских системах обучения и воспитания, о путях формирования редагогической направленности и педагогических способностях личности. ,

Система показателей, характеризующих сфор-мированность умений работать в педагогических классах^ представленная в диссертационном исследовании Т.Ю. Марьенко, на наш взгляд, репрезентативна и в условиях Томской области, поэтому ссылка на наработки данного автора представляется уместной (см. табл. 1).

В. И. Ревякина. Проблемы подготовки и переподготовки учителей к руководству..

ТАБЛИЦА 1

Показатели готовности учителя к работе в педклассе

Критерии их выявления

Характеристика фонда знаний по проблемам обучения в педклассах

1) совокупность логико-методологических, профессионально-теоретических, методико-исследовательских и творческо-практических знаний (их объем, системность и гибкость);

2) владение понятийным фондом науки (степень усвоения понятий, понимание и применение научной терминологии);

3) знание методики обучения и формирования педагогической направленности учащихся (знание методики преподавания психолого-педагогических дисциплин, различных форм учебной деятельно-сти, направленной на формирование педагогических способностей).

Полнота усвоения содержания умения работы в педагогических классах

1) степень интереса к профессиональной деятельности в педагогических классах;

2) знание сущности и содержания умений работы в педагогических классах (знание структуры, основных типов умения и их составляющих);

3) умение интегрировать'и творчески применять полученные знания при работе с педагогическим классом (степень владения умением обобщать, синтезировать теоретические знания; степень владения профессионально-творческими умениями, методами индивидуального и коллективного творчества).

Решение профессионально-педагогических задач по проблемам обучения в педклассах

1) знание основ решения профессионально-педагогических задач (знание структуры задачи, алгоритма решения задачи);

2) характер профессионально-педагогических задач (копирование, модернизация, комбинирование); характер вариантов решения задач, гипотез;

3) степень использования методов педагогических исследований при решении профессиональных задач;

4) степень рефлексивной активности (характер участия в обсуждениях, дискуссиях; критичность мышления; стремление к доказательности, к обоснованию своей позиции; готовность к адекватной

самооценке).__

Сделаем некоторые выводы.

Движение педагогических классов в Томской области на этапе 1989 - 1999 гг. выявило тенденцию неуклонного увеличения их количества и, следовательно, необходимости специальной подготовки учителей для работы с учащимися по развитию у них.педагогических способностей и педагогической направленности.

Перед педагогическим университетом до настоящего времени не ставилась задача подготовки будущего учителя к руководству педагогическими классами. Очевидно, в соответствии с новыми потребностями, такая подготовка может осуществляться в специальных студенческих группах, скомплектованных

из «абитуриентской элиты», т. е. из выпускников педагогических классов, профессионально сориентированных; имеющих призвание к педагогической работе и собственный позитивный опыт творческой организаторской, познавательной и досугово-развивающей деятельности в подшефных классах.

В настоящее время в условиях острого дефицита руководителей-профессионалов переподготовка уже работающих учителей-предметников посредством традиционных курсов повышения квалификации длительностью 3 - 4 недели по-прежнему остается единственным и достаточно эффективным способом усиления мотивации к руководству пед-классами.

Литература

1. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности II Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. М.: Наука, 1981.

2. Марьенко Т.Ю. Подготовка будущих учителей к работе в педагогических классах в условиях многопрофильной гимназии. Автореф. дисс.,.. к.п.н. Челябинск, 1997.19 с. ! >

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.