В. И. Ревякина. Проблемы подготовки и переподготовки учителей к руководству.
отсутствием концептуально-теоретических и научно-методических оснований преподавания курсов в системе общего образования путем создания методологически обоснованной концептуально-разработанной и научно-методически
1.
Профессиональное становление личности педагога - процесс многоступенчатый, путь которого измеряется от «входа» (довузовская подготовка учащихся педагогических классов к продолжению обучения в педагогическом университете) до «выхода» (профессиональная педагогическая деятельность учителя-предметника, базирующаяся на непрерывности последующего процесса профессионального роста путем самообразования и обучения на различных курсах повышения квалификации).
Начальная подготовка педагогических кадров через систему педклассов в Томской области имеет давнюю историю. В 1958 г. Законом о школе была введена обязательность профориентационной работы и трудового обучения старшеклассников. В качестве одного из непроизводственных профилей в школах создавались педагогические классы, готовящие выпускников к работе воспитателями детских садов и старшими вожатыми в школах. Организацией и руководством деятельностью педклассов в томских школах №3,8, 12 в то время занимались молодые педагоги-энтузиасты Клара Семеновна Зыкова (в настоящее время - доцент ТГПУ), Мальцева Татьяна Терентьевна (сейчас доцент ТГУ), Люция Павловна Апачева (Шульга) (ныне - директор спецшколы для слабослышащих детей). Ребята не только осваивали теоретические основы педагогики, психологии, организации досуговой деятельности и молодежных движений, но и получали серьезную практическую подготовку в летних оздоровительных лагерях, самостоятельно (а не как помощники) работая вожатыми пионерских отрядов. О качестве их подготовки говорит следующий факт: лучшие вожатые 70-80-х гг. в томских школах и лучшие педагоги-организаторы сегодняшних томских дворцов творчества' - это главным образом бывшие учащиеся педагогических классов тех самых 60-х гг.
обеспеченной системы преподавания культурологических дисциплин в подготовке преподавателя культурологии для общеобразовательных учреждений с учетом базы региональных параметров культуры.
Новый виток развития педагогических классов в Томской области датируется 1989 - 1999 годами. Эстафету у своих замечательных предшественников приняла кафедра педагогики Томского педагогического университета, совместно с ОблУО решая задачу ^респечения области педагогами «высокой пробы» за счет качественной довузовской подготовки учащихся педклассов к выбору профессионально^ Аштельской деятельности.
Истожя образования свидетельствует о том, что и за рубежом, и в России вопросы подготовки учителей пайгоянно привлекали внимание выдающихся пед^Щгов. А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие выдвигали актуальные для своего и нашего времени идеи о важности и ответственности педагогической профессии, о требованиях, предъявляемых к личности педагога, о путях его поставки. Они подчеркивали важность специально^ подготовки и отбора лиц, претендующих на учительскую должность.
В трудах A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого рассматривались особенности подготовки к педагогической профессии, отмечалось, что формирование основных качеств личности в значительной степени происходит в школьном возрасте, поэтому призвание к педагогической деятельности необходимо выявлять и закреплять еще в школе. В современных условиях такая довузовская профориентация на получение профессии учителя реализуется через систему педклассов.
Совместная координация деятельности педклассов в школах г. Томска и области со стороны ТГПУ и ОблУО позволяет на 20 - 25% формировать контингент студентов педвуза из тех учащихся, у которых за два года обучения в педагогическом классе выявилась предрасположенность к учительскому труду, и осознанность выбора профессии очевидна.
Литература
Обновление эстетического образования учащихся и учителя. М, 1998.180с.
В.И. Ревякина
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РУКОВОДСТВУ * ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Томский государственный педагогический университет
-3,19-
Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА
Осознанный выбор определяет нозйтивное отношение студентов из числа учащихся пеДклассов к учебной деятельности, создает предпосылки для активной самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний, а значит,' способствует большей самореализации личности и формированию ' специалиста, отвечающего требованиям современного общества. '
В последнее десятилетие появилось достаточно много диссертационных и монографических работ, посвященных допрофессиональной подготовке учащихся педагогических классов. Однако исследователи справедливо отмечают, что распространившееся движение педагогических классов выявило серьезную проблему недостаточной готовности учителей к руководству деятельностью пед-классов. Между тем допрофессиональная подготовка предъявляет к учителю, работающему в педагогическом классе, ряд основополагающих требований. Прежде всего он должен быть Личностью, поскольку призван выполнять важнейшие функции. Именно руководитель педкласса в числе первых знакомится с новейшими достижениями научной, общепедагогической и методической мысли; приобщает учащихся к основам научного поиска; способствует гуманизации образования; развивает контакты общеобразовательной школы с вузами; внедряет в учебный процесс новые педагогические технологии, стимулирующие интеллектуальное и творческое развитие учащихся. Но главное, его деятельность способствует профессионально-личностному самоопределению учащихся, активному профессиональному становлению, дальнейшему педагогическому образованию и самообразованию. Вот почему необходимо подчеркнуть особую важность готовности учителя к работе с детьми в педагогических классах.
Совместный опыт кафедры педагогики Томского педуниверситета и ОблУО по организации и проведению обучающих семинаров для руководителей педклассов позволяет вычленить наиболее значимые аспекты в подготовке учителей-предметников к сложному теоретическому осмыслению педагогической действительности.
Умение работать в педклассе означает владение определенными способами и приемами, которые позволяют субъекту педагогической деятельности формировать педагогическую направленность учащихся через развитие их мотивационной сферы, на осиовемпсихолого-педагогических и методических знаний конструировать и продуктивно решать конкретные профессиональные практические задачи. , ..
Однако опыт показывает, что преодоление таких* профессиональных, льцют являете^, сверхзадаче^ не для всех учителей, возглавляющих деятель-
ность педклассов. Ежегодные обучающие семинары и курсы для этой категории учителей, организуемые кафедрой педагогики ТГПУ дают незначительный количественный прирост' новых творческих, ярких, результативно работающих руководителей. Отработав два года и выпустив питомцев-одиннадцатиклассников, определенная часть руководителей педклассов «сходит с дистанции», не выдержав интеллектуальной, нервной и физической перегрузки, не увидев особой заинтересованности со стороны администрации школы и не дождавшись помощи коллег-гуманитариев в организации поисково-исследовательской деятельности старшеклассников. Так, в 1996 г. на курсы повышения на кафедру педагогики ТГПУ прибыли 34 руководителя из школ г Томской области и г. Томска; из этого состава на семинаре в 1998 г. продолжили обучение 8 человек; в феврале 1999 г. от прежнего состава было делегировано всего 6 учителей. Такая стремительная сменяемость руководителей является чрезвычайно нерентабельной, энергозатратной для координаторов педагогического движения - кафедры педагогики ТГПУ, осуществляющей своеобразную экспертизу, «приемку продукции» через профэкзамен для выпускников педклассов, дающий абитуриентам данной категории льготы при поступлении в педагогический университет. Анализ этой неблагоприятной тенденции с текучестью руководителей педагогических классов дает основание утверждать, что наиболее «стойкими» являются опытные учителя зрелого возраста, чаще всего это работники органов образования и директора школ, обладающие повышенными когнитивно-исследовательскими запросами и рассматривающие руководство педагогическим классом как один из этапов непрерывного самообразования, при котором полнее всего происходит осознание и реализация своих возможностей, усиливается потребность в обновлении, расширении и углублении знаний.
Профессионально-теоретическая переподготовка учителей, ответственных за функционирование педклассов, по замыслу, базируется на комплексе знаний о традиционных и инновационных педагогических идеях, о современных концепциях и эффективных авторских системах обучения и воспитания, о путях формирования редагогической направленности и педагогических способностях личности. ,
Система показателей, характеризующих сфор-мированность умений работать в педагогических классах^ представленная в диссертационном исследовании Т.Ю. Марьенко, на наш взгляд, репрезентативна и в условиях Томской области, поэтому ссылка на наработки данного автора представляется уместной (см. табл. 1).
В. И. Ревякина. Проблемы подготовки и переподготовки учителей к руководству..
ТАБЛИЦА 1
№
Показатели готовности учителя к работе в педклассе
Критерии их выявления
Характеристика фонда знаний по проблемам обучения в педклассах
1) совокупность логико-методологических, профессионально-теоретических, методико-исследовательских и творческо-практических знаний (их объем, системность и гибкость);
2) владение понятийным фондом науки (степень усвоения понятий, понимание и применение научной терминологии);
3) знание методики обучения и формирования педагогической направленности учащихся (знание методики преподавания психолого-педагогических дисциплин, различных форм учебной деятельно-сти, направленной на формирование педагогических способностей).
Полнота усвоения содержания умения работы в педагогических классах
1) степень интереса к профессиональной деятельности в педагогических классах;
2) знание сущности и содержания умений работы в педагогических классах (знание структуры, основных типов умения и их составляющих);
3) умение интегрировать'и творчески применять полученные знания при работе с педагогическим классом (степень владения умением обобщать, синтезировать теоретические знания; степень владения профессионально-творческими умениями, методами индивидуального и коллективного творчества).
Решение профессионально-педагогических задач по проблемам обучения в педклассах
1) знание основ решения профессионально-педагогических задач (знание структуры задачи, алгоритма решения задачи);
2) характер профессионально-педагогических задач (копирование, модернизация, комбинирование); характер вариантов решения задач, гипотез;
3) степень использования методов педагогических исследований при решении профессиональных задач;
4) степень рефлексивной активности (характер участия в обсуждениях, дискуссиях; критичность мышления; стремление к доказательности, к обоснованию своей позиции; готовность к адекватной
самооценке).__
Сделаем некоторые выводы.
Движение педагогических классов в Томской области на этапе 1989 - 1999 гг. выявило тенденцию неуклонного увеличения их количества и, следовательно, необходимости специальной подготовки учителей для работы с учащимися по развитию у них.педагогических способностей и педагогической направленности.
Перед педагогическим университетом до настоящего времени не ставилась задача подготовки будущего учителя к руководству педагогическими классами. Очевидно, в соответствии с новыми потребностями, такая подготовка может осуществляться в специальных студенческих группах, скомплектованных
из «абитуриентской элиты», т. е. из выпускников педагогических классов, профессионально сориентированных; имеющих призвание к педагогической работе и собственный позитивный опыт творческой организаторской, познавательной и досугово-развивающей деятельности в подшефных классах.
В настоящее время в условиях острого дефицита руководителей-профессионалов переподготовка уже работающих учителей-предметников посредством традиционных курсов повышения квалификации длительностью 3 - 4 недели по-прежнему остается единственным и достаточно эффективным способом усиления мотивации к руководству пед-классами.
Литература
1. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности II Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. М.: Наука, 1981.
2. Марьенко Т.Ю. Подготовка будущих учителей к работе в педагогических классах в условиях многопрофильной гимназии. Автореф. дисс.,.. к.п.н. Челябинск, 1997.19 с. ! >