УДК 372
В. И. Ревякина
ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ - ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СТУПЕНЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Статья рассматривает организационные формы, содержание, условия и принципы профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность в системе профильных педагогических классов, получивших распространение в российских средних школах в период 1990-2000 гг.
Ключевые слова: профильное обучение, профессиональное самоопределение, сравнительные характеристики студентов общего набора и выпускников педагогических классов.
В условиях модернизации системы отечественного образования одной из важнейших задач образовательного учреждения является создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной.
В настоящее время выбор будущей профессии российскими школьниками происходит в условиях нестабильной социально-экономической ситуации. Неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут сами принять решение по поводу своего будущего, сделать самостоятельный профессиональный выбор.
Опытом отдельных российских школ исторического периода последнего десятилетия ХХ в. доказано, что оптимальные условия для осознанного выбора школьниками будущей профессиональной деятельности призвано обеспечить профильное
обучение, способствующее выявлению и развитию необходимых качеств и ценностных ориентаций, связанных с получением образования и будущей профессией.
В контексте данной статьи остановимся подробно на педагогическом профиле, функционирующем через систему педагогических классов в период 1990-2000-х гг., предвосхитив тем самым само понятие «профильное обучение» и государственные постановления, программы, инициативы последующих лет. Такое практическое, а не теоретическое опережение было обусловлено динамизацией общественной жизни этого периода, усилением внимания педагогических вузов к профориентационной работе со старшеклассниками [1].
На основе представленной сравнительной таблицы уровня готовности к профессиональной педагогической деятельности у выпускника профильного педагогического класса и абитуриента «с улицы» надо подчеркнуть, что смысл довузовской профориентации не в агитации за педагогический труд, а в подготовке школьников к его осознанному выбору.
Таблица 1
Сравнение уровней готовности к получению педагогической профессии у выпускников педагогических
классов и студентов общего набора
Задачи деятельности педагогических классов Обстоятельства, затрудняющие бесконфликтность вхождения в педагогическую профессию студентов общего набора
Качественное комплектование факультетов абитуриентами, сознательно избирающими профессию учителя. Нравственная подготовка молодежи к выбору педагогической профессии. Недооценка молодыми людьми роли и значения педагогической профессии в развитии общества. Выбор педагогического вуза «за компанию» с приятелями.
Психологическая подготовка молодежи к выбору педагогической профессии. Выбор педагогической профессии без учета своих индивидуальных особенностей, требований, предъявляемых избираемыми специальностями к человеку.
Практическая подготовка молодежи к выбору педагогической профессии. Незнание молодыми людьми сущности повседневных трудовых обязанностей учителя.
Формирование у молодежи специальных установок, ценностных ориентаций, общественно значимых интересов. Преобладание в сознании молодежи поверхностных представлений о ценности профессии учителя. Наличие утилитарной мотивации выбора профессии.
Выявление у школьников и абитуриентов профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективное овладение учительской специальностью. «Житейское» представление выпускников школ о своих профессионально важных качествах. Недостаточная подготовка учителей школ к этой работе.
Вооружение молодых людей знаниями об особенностях труда учителя, целях, содержании, средствах и предмете его деятельности. «Проба сил» школьников. Игнорирование школой перспектив организации профильных педагогических классов. Отсутствие преемственных связей школы и педвуза.
Профильное обучение в педагогическом классе ориентировано на изучение учащимися пропедевтических предметов психолого-педагогического цикла при полноценном освоении базовых дисциплин; подготовку к работе по программам высшего профессионального образования; дифференциацию образовательного процесса старшеклассников с опорой на их интересы, способности и возможности.
В Томской области в период 1990-2000-е гг. ежегодно функционировали от 42 до 67 профильных педклассов с двухгодичной программой обучения (10—11-е классы) и с количеством учащихся в них от 600 до 1360 человек. Ежегодный выпуск составлял от 300 до 750 одиннадцатиклассников, из них 85-96 % поступали в учебные заведения педагогического профиля. Приоритетной целевой установкой профильных педагогических классов являлось формирование у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности [2].
Конкретное представление о целях и задачах дает Положение о педагогическом классе средней школы, разработанное на базе типового и адаптированное к условиям Томской области:
1. Педагогические классы (класс) создаются для целенаправленной профессионально-педагогической ориентации старшеклассников, формирования у них устойчивого интереса, умений и навыков педагогической деятельности.
2. Педагогические классы (класс) открываются в средних общеобразовательных школах при наличии в них соответствующей материально-технической базы и высококвалифицированного, творчески работающего педагогического коллектива.
Вопрос об открытии педагогических классов рассматривался городскими и районными отделами народного образования и предусматривал следующие организационные формы и условия:
- Педагогические классы (класс) численностью не более 25 человек комплектуются из выпускников девятых классов города, района, которые проявили склонность к профессии педагога. Ответственность за комплектование классов возлагается на педагогические коллективы школ, районные, городские отделы народного образования.
- Педагогическим коллективам, руководителям школ рекомендуется принимать в педагогические классы юношей и девушек с учетом их общественно-педагогической активности, организационных и коммуникативных способностей, высоким уровнем общеобразовательной подготовки.
- Зачисление учащихся в десятые педагогические классы проводится приказом директора общеобразовательной школы по рекомендации педагогического совета школы и на основании заявления
учащихся, документа об окончании неполной средней школы, итогов собеседования с учащимися и их тестирования.
Десятилетний проект автора статьи по организации и координации текущей деятельности профильных педагогических классов в Томской области выявил основополагающие условия их продуктивности. Прежде всего стало очевидным, что результативность профильного педагогического класса зависит от его правильного комплектования исключительно на основе добровольного выбора учащихся. Другие условия определились в процессе. Для организаторов эксперимента и школьных учителей-руководителей стало нормой приобщение учащихся педкласса к новым для них формам учебной и внеучебной деятельности, например: работа в группе в дискуссионном режиме, совместные со студентами педвуза тематические конференции, выездные деловые игры, олимпиады, аналитическое обсуждение просмотренных театральных спектаклей. Приобщение к новым формам в свою очередь потребовало необходимость включения старшеклассников в поисково-исследовательскую деятельность, которая в перспективе, как выявил последующий опыт, обеспечила преемственность в организации самостоятельной познавательно-исследовательской работы будущего педагога в педвузе. В профориентационном плане не вызвала дискуссионных споров обязательность организации для учащихся профильного класса непрерывной педагогической практики в начальной школе и летней в детском саду или пришкольном лагере для того, чтобы выпускник педагогического класса в течение двух лет обучения окончательно самоопределился и сделал осознанный выбор «за» или «против» учительского труда.
В ходе эмпирического развития дидактических основ профильных педагогических классов происходила эволюция взглядов на роль и место этой своеобразной формы обучения в системе непрерывной подготовки педагогических кадров. Существовал достаточно широкий разброс мнений руководителей педклассов по данной проблеме: в одних случаях внимание акцентировалось преимущественно на профориентационных возможностях, в других - непосредственных условиях профессионального обучения, в третьих - воспитании личностных качеств будущего педагога [3].
В нашем понимании профильные педагогические классы - это относительно локализованная организационная форма целевой интенсивной ориентации школьников на педагогические профессии. К определяющим характерологическим признакам педагогических классов отнесем:
- избирательный принцип комплектования состава учащихся, основанный на глубокой профди-
агностике по инвариантным критериям педагогических профессий;
- профилирование обучения за счет включения в учебный план психолого-педагогических дисциплин и гуманитарных спецкурсов;
- обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного теоретического освоения и практического использования школьниками полученных знаний в шефской работе в начальной школе;
- наличие отлаженной структуры взаимодействия педагогических классов с учреждениями педагогического образования.
Наш опыт показал, что скоординированная совместная деятельность Управления образования Администрации Томской области и Томского государственного педуниверситета по развитию сети профильных педагогических классов позволила существенно упорядочить систему целевой ориентации и профотбора на педагогические специальности, а также обеспечить приток наиболее подготовленных в профессиональном плане абитуриентов [3].
За десять лет экспериментальной деятельности со старшеклассниками и учителями школ Томской области (1990-2000 гг.) в целях систематизации преемственных связей школа — вуз были разработаны и апробированы откорректированные варианты учебных планов, выявлены наиболее перспективные методы и средства обучения, определены основные подходы к организации педагогической практики, неоднократно менялись условия и порядок поступления выпускников профильных пед-классов в педвуз. Все это и послужило основой для формирования статуса педагогического класса как особой начальной организационной формы подготовки педагогических кадров, причем формы достаточно эффективной. О сформированной мотивации выпускников педагогических классов к выбору вузовской ступени обучения наглядное представление дает табл. 2.
В 1992 г. кафедра педагогики совместно с приемной комиссией ТГПУ и Управлением образования Администрации Томской области разработали правила поступления, устранив тем самым характерную до той поры бессистемность и произвольность довузовской профподготовки учащихся педагогических классов. Была разработана и апробирована технология вступительного профессионально-
го тестирования для выпускников педагогических классов (40 вопросов и собеседование по продуктам деятельности учащихся в период обучения в педагогическом классе, собранных в Папке творческих дел, или, пользуясь современной терминологией, портфолио). Определили критерии оценивания с целью выявления реального уровня допро-фессиональной подготовки и представления лучшим из выпускников педагогических классов права поступления в педвуз на льготных условиях.
Организация деятельности педагогических классов показала необходимость координирования движения педагогических классов в масштабе области посредством создания единого координирующего научно-практического центра (НПЦ) довузовской подготовки при кафедре педагогики ТГПУ
В качестве задач НПЦ назовем следующие: 1) оказание научно-методической помощи руководителям педагогических классов; 2) разработка учебно-методических пособий для руководителей и учащихся педагогических классов; 3) повышение уровня психолого-педагогической подготовки учащихся, сдающих вступительный экзамен по основам педагогики и психологии; 4) учебно-консультационная помощь учащимся сельских школ, ориентированным на поступление в педвуз, по профилирующим предметам (с привлечением преподавателей факультетов).
Остановимся подробнее на функциях основных подразделений НПЦ, дающих конкретное представление о содержательной стороне координации движения педагогических классов в Томской области. Так, в функции научно-методического отдела НПЦ входили: изучение общероссийской практики допрофессиональной подготовки будущего учителя; организация взаимодействия с аналогичными центрами педвузов России (например, в гг. Новокузнецке, Анжеро-Судженске Кемеровской обл.); изучение деятельности педагогических классов города и области; коррекция учебных программ педагогических классов; выявление «узких мест» предметной подготовки учащихся сельских школ и оказание помощи по их ликвидации; исследование мотивации учащихся педагогических классов; организация и проведение обучающих семинаров для руководителей; подготовка методических материалов в помощь руководителям и учащимся педагогических классов; обобщение и распространение
Таблица 2
Данные о наборе в Томский государственный педагогический университет за период с 1993 по 2000 гг.*
1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Контрольные цифры приема на первый курс 829 825 855 840 835 875 875 875
Зачислено выпускников педагогических классов 179 (21.6 %) 227 (27.5 %) 200 (23.39 %) 185 (22.02 %) 174 (20.8 %) 215 (24.57 %) 215 (24.57 %) 170 (19.42 %)
* Статистические данные из отчета ректора на Ученом совете ТГПУ 30.09.2000 г.
опыта лучших педагогических классов области.
К функциям информационной службы НПЦ отнесено следующее: накопление и обработка материалов о поступивших в ТГПУ выпускниках пед-классов; анализ текущей, абсолютной и качественной успеваемости студентов - бывших учащихся педклассов по семестрам; осуществление обратной связи с районными отделами образования и руководителями педклассов; распространение методических пособий и рекомендаций в школах города и области; организация и проведение научнопедагогических семинаров руководителей педагогических классов и ежегодных традиционных олимпиад учащихся профильных педклассов.
Сложившийся в 1990-2000-е гг. опыт движения педагогических классов позволяет обозначить их безусловную полезность как в личностном (ученики, учителя, родители), так и социальном плане (школа, вуз, общество):
1. Занимаясь в профильном педагогическом классе, молодые люди не только приобретали полезные психолого-педагогические знания, которые помогали им продуктивно общаться в семье с родителями и младшими братьями и сестрами, но, главным образом, отрывали неокрепшие души от вредного влияния «улицы» с ее сомнительными соблазнами, лежащими вне пределов правового пространства.
2. Общеизвестно, что в 1990-е гг. в сельской местности не только в Томской области, но также в масштабе страны в целом были сведены к минимуму или совсем упразднены внешкольные образовательно-развивающие учреждения, такие, например, как школы художественного развития, музыкальные школы, Дома детского творчества. Профильный педкласс в общеобразовательной сельской школе остался почти единственной возможностью для осуществления юношами и девушками профессиональных проб, самопознания, самовыражения и, таким образом, для осознанного профессионального самоопределения.
3. Для педагога (а это, как правило, были обычные учителя-предметники) двухгодичное руководство деятельностью педкласса оказалось верным средством непрерывного профессионального самосовершенствования, возможностью выхода на инновационный уровень, погружения в основы науч-
но-исследовательской деятельности, т. е. шансом в рутине рабочих будней избежать превращения в «серость», быть в курсе педагогических новшеств
и, следовательно, ярким, интересным учителем для ребят, а для коллег - своеобразным «маяком».
4. Для завуча-организатора воспитательной работы и школы в целом при хорошей постановке работы педагогического класса обучающиеся в нем старшеклассники становились незаменимыми помощниками коллективу по организации классных и общешкольных воспитательно-развивающих дел: школьные праздники, День знаний, День здоровья, классные беседы, КВН, предметные олимпиады, шефская работа в начальной школе и т. д. У старшеклассников при этом формировались организаторские способности, закладывались коммуникативные, лидерские, профессиональные качества будущих педагогов.
5. Опыт Томского, Новокузнецкого, Новосибирского педагогических вузов свидетельствовал, что выпускники профильных педклассов - наиболее предпочтительная категория абитуриентов. Мотивация к обучению именно в педагогическом вузе по сравнению с другими абитуриентами у них отмечалась самая высокая за счет безошибочного самоопределения. Действительно, в годы студенческой учебы вчерашние педклассники выгодно выделялись среди однокурсников высокими показателями академической успеваемости. Представление об учебной деятельности этой категории студентов дает сравнительная таблица успеваемости студентов ТГПУ по итогам летних сессий 1995— 1999 учебных годов.
Ежегодно осуществляемый мониторинг со всей очевидностью доказывал, что студенты из числа выпускников педагогических классов отличались заметной склонностью к научно-исследовательской деятельности, инициативой и творческим отношением к общественной работе с педагогическим уклоном (в детских оздоровительных летних лагерях, студенческом центре педагогической инициативы, центре социальной адаптации для трудных детей и подростков). Выраженная профессиональная направленность обеспечивала выпускникам педклассов более высокую конкурентоспособность уже на старте в студенческие ряды и тем более на финишном этапе вузовского обучения.
Таблица 3
Сравнительная таблица успеваемости по итогам летних сессий *
1995/1996 уч.г. 1996/1997 уч. г. 1997/1998 уч. г.
Абсолютная, % Качественная, % Абсолютная, % Качественная, % Абсолютная, % Качественная, %
Студенты общего набора 90.7 43.9 91.7 45.3 91.7 52.2
Выпускники педклассов 98.4 56.4 98.5 61.4 97.3 60.8
* Примечание: отчет проректора по УР ТГПУ на ученом совете 24.09.1999 г.
Именно студенты из числа выпускников педклас-сов еще в годы обучения в педвузе (III-V курсы) приступали к самостоятельной работе в качестве учителей-почасовиков, а после получения диплома окончательно закреплялись в сфере образования [4]. Статистика Управления образования Администрации Томской области подтверждает, что сегодня лучшие, творчески работающие в школах 35-40-летние учителя - это те люди, которые в свое время сделали осознанный безошибочный профессиональный выбор благодаря двухлетнему обучению в профильном педагогическом классе.
Из вышеописанного продуктивного и перспективного опыта Томского государственного педагогического университета периода 1990-2000-х гг. следует, что только тщательно продуманная, четко организованная, обеспеченная в содержательном, методическом и кадровом отношении профильная подготовка учащихся в системе педагогических классов позволяла вузу на протяжении десяти лет уже на входе «отсеивать» случайных людей, а
бывших учащихся педклассов, получающих диплом о высшем образовании, выпускать в самостоятельную профессиональную деятельность как потенциальных мастеров педагогического труда.
Выявлено, что при наличии определенной системы преемственных связей «школа - вуз» допро-фессиональная подготовка старшеклассников к выбору педагогической деятельности становится контролируемым и управляемым процессом, способствующим бесконфликтной интеграции молодежи в избранной профессиональной сфере в соответствии с преимущественными личностными предпочтениями.
Таким образом, определяем в качестве вывода, что ключевым моментом профессиональной устойчивости и удовлетворенности является осознанный выбор человека, обеспечивающий проявление и раскрытие его индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, ориентированный на ближайшую перспективу личностного и профессионального развития [5].
Список литературы
1. Павлютенков Е. М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток: Изд-во ДВГУ. 1990. 176 с.
2. Ревякина В. И. Педагогические классы: опыт прошлого и современная практика // Педагогика. 2000. № 5. С. 59-64.
3. Ревякина В. И. Педагогические классы: начальная ступень непрерывной профессиональной подготовки учителя. Томск: STT, 2001. 236 с.
4. Ревякина В. И. Подготовка педагогических кадров: проблемы и пути решения // Образование в Сибири. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2003. № 1 (10). С. 50-56.
5. Пушкина О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 1. С. 29-32.
Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail [email protected]
Материал поступил в редакцию 13.01.2012.
V I. Revyakina
PROFILE CLASSES AS DEFINE LEVEL OF PUPIL’S PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
The article considers the organizational forms, content, conditions and principles of pupil’s professional orientation to education activity of pedagogical profile classes, developing in Russian secondary schools in 1990-2000.
Key words: specialized education and professional self-determination, comparative characteristics of general admission and graduates of the teacher training classes.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]