Научная статья на тему 'Титульная кафедра общей педагогики и психологии: история и современность'

Титульная кафедра общей педагогики и психологии: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАФЕДРА / EDUCATION / HISTORY FORMATION / HIGHER EDUCATION / DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коллегов Артем Константинович, Беляева Лариса Александровна

Раскрывается проблема историко-теоретического осмысления феномена зарождения и развития кафедры общей педагогики и психологии титульной кафедры педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEPARTMENT OF GENERAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY: HISTORY AND MODERNITY

The article deals with the historical and theoretical problem of understanding and the birth development phenomenon of the department of general pedagogy and psychology the titular department of the university.

Текст научной работы на тему «Титульная кафедра общей педагогики и психологии: история и современность»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 37.01 (092)

А. К. Коллегов, Л. А. Беляева

ТИТУЛЬНАЯ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Раскрывается проблема историко-теоретического осмысления феномена зарождения и развития кафедры общей педагогики и психологии - титульной кафедры педагогического вуза.

Ключевые слова: образование, воспитание, история образования, высшее образование, кафедра.

История Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) и его выдающихся людей неоднократно становилась предметом изучения как специалистами по истории педагогики и образования, так и сотрудниками вуза, его руководителями, публицистами. Наиболее подробному освещению проблемы историко-теоретического осмысления феномена зарождения, становления и развития ТГПУ посвящены работы Ф. Ф. Ша-махова, М. П. Войтеховской, Т. В. Галкиной, С. А. Ко-чуриной, Л. М. Найбороденко и др.

В данной статье в ретроспективе рассмотрим развитие кафедры педагогики педуниверситета, которая за 80-летний период неоднократно меняла свое название. Но вне зависимости от этого преподавательский состав всегда стремился передать будущим учителям секреты педагогического мастерства.

Созданная в 1930/31 учебном году кафедра педагогики представляла собой педагогический факультет Томского государственного университета. Первым ее заведующим был доцент А. А. Березников. Состав кафедры в первые годы работы постоянно менялся, в том числе и ее руководство. В 1931 г. ею заведовал ассистент Ф. Я. Герасимов, в 1932 г. - сначала профессор Н. С. Дмитриев, приглашенный из г. Хабаровска, затем доцент М. Г Тимофеев [1-3]. В 1933 г. на должность руководителя кафедры был назначен доцент В. А. Жданов, воспитанник Томского учительского института; в 1920-е гг. Василий Андреевич, сыгравший значительную роль в развитии школьного образования в Томске, руководил отделом социального воспитания СибОНО. Два учебных года под его началом прошли не напрасно. Большую ценность представляли научные выступления В. А. Жданова на конференциях и совещаниях различного уровня. Им были написаны работы по усовершенствова-

нию педагогического процесса в институте, в том числе статья «Всеобщее обучение» в Сибирской советской энциклопедии (т. I). Заслуги перед институтом и организационные качества В. А. Жданова были оценены, и он был выдвинут по пост директора института [4, с. 200].

К началу 1935/36 учебного года на заведование кафедрой педагогики была командирована Нар-компросом профессор М. В. Крупенина (18921950) вместе с мужем профессором М. С. Бернштейном, читавшим курс педологии. Мария Васильевна активно включилась в жизнь педагогического института, выступая на Ученом совете и партийных собраниях с критическими замечаниями. Как руководитель она повысила требовательность к учебной и научной работе сотрудников кафедры и подготовке студентов. В пединституте М. В. Крупенина читала курсы педагогики и истории педагогики. Одной из первых она признала неправильность лозунга «отмирание школы» [5].

После ухода М. В. Крупениной в 1938 г. заведовать кафедрой снова стал доцент М. Г Тимофеев (до 1944), пользовавшийся несомненным уважением преподавателей и студентов. Он провел большую организационную работу по дальнейшему развитию кафедры. Ее кадровый состав в эти годы был стабилен, из года в год повышался уровень учебной и научной работы. Поступательное развитие кафедры задержала Великая Отечественная война, но тем не менее не прекратила.

Историю кафедры педагогики в 40-е гг. ХХ в. можно разделить на два этапа: военный и период восстановления страны после войны. С началом войны перед советской школой и педагогической наукой возникли новые задачи, резко изменились условия работы. Все это имело прямое отношение и к кафедре педагогики. Основным направлением ее деятельности стало формирование у студентов

знаний и умений по патриотическому и трудовому воспитанию школьников. Организаторами всей работы были М. Г. Тимофеев и доцент кафедры (впоследствии первый доктор педагогических наук, профессор) Ф. Ф. Шамахов. Четырьмя сотрудниками кафедры за первый семестр 1943/44 учебного года было прочитано 63 лекции и доклада, из них для учителей и родителей - 35. Например, популярностью у общественности пользовались лекции Ф. Ф. Шамахова «Воспитание сознательной дисциплины в школе (использование педагогической системы А. С. Макаренко)» и М. Г. Тимофеева «Общественно-политическая работа школы в условиях Великой Отечественной войны» и «Воспитание мальчиков и девочек в прошлом и настоящем» [4].

С 1944 по 1966 г. кафедрой педагогики заведует директор ТГПИ Феодосий Феодосьевич Шамахов. Под его руководством кафедра окрепла и оказала огромную помощь школам г. Томска и Томской области.

Ф. Ф. Шамахов (1900-1994), выдающийся сибирский ученый - историк народного образования, в 1925 г. окончил Московский государственный университет и был направлен на работу в Томск преподавателем русского языка и литературы средней школы. Молодой специалист умело сочетал учительскую деятельность с научно-педагогическим поиском. Его пригласили на службу в Томский пединститут, где он трудился с 1930 по 1966 г. С 1932 по 1939 г. был заместителем директора по учебно-научной работе, а с 1942 по 1949 г. -директором ТГПИ.

В 1941 г. Шамахов защитил кандидатскую диссертацию «Средняя школа Сибири в период первой русской революции 1905-1907 гг.», а в 1958 г. -докторскую диссертацию на тему «Школа Западной Сибири в конце XIX - начале XX в.». Он стал первым из сибиряков, кому была присуждена ученая степень доктора педагогических наук. С 1966 по 1978 г., до ухода на пенсию, Феодосий Феодось-евич работал профессором кафедры педагогики Новосибирского государственного педагогического института.

Ф. Ф. Шамахов является основоположником Сибирской научной школы истории педагогики и образования, положившим начало систематическому исследованию проблем истории народного образования в Западной Сибири (конец XIX - XX в.); разработал вопросы методологии и историографии, связанные со становлением и развитием общеобразовательной и профессиональной школы региона. Им опубликовано в центральной и местной печати 130 статей и 24 книги (монографии, сборники). Работы Ф. Ф. Шамахова печатались в Педагогической энциклопедии, Педагогическом словаре, многотомном труде по Истории педагогической

мысли и школы СССР, в пятитомной Истории Сибири, в журнале «Советская педагогика» [6].

В послевоенные годы кафедра педагогики пополняется сотрудниками с учительским опытом, которые успешно сочетают аудиторную лекционную нагрузку с выполнением научно-исследовательской работы по проблемам школьного образования. Это - Ф. А. Виданов, Н. И. Кувшинов и И. А. Деревцов, последний из них имел на момент поступления на кафедру 30-летний учительский стаж.

Под научным руководством профессора Ша-махова в 1960-е гг. выполняли исследования сотрудники кафедры Е. И. Семенова, М. И. Петров,

Н. К. Ярошевская.

Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 г., установил в нашей стране всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Программа Коммунистической партии Советского Союза, одобренная на XXII съезде КПСС (1961), провозгласила необходимость всеобщего среднего образования в целях достижения грамотного подъема культурного уровня и научного образования всего народа. Это требование нашло отражение в решениях XXIII съезда КПСС (1966) и Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», не только стимулировавших мероприятия по укреплению материально-технической базы школ, работу по рационализации школьной сети, но и определявших роль педагогических вузов в осуществлении среднего образования, подготавливавших учительские кадры.

С 1966 по 1969 г. кафедру педагогики ТГПИ возглавлял Николай Иванович Кувшинов - скромный, обаятельный человек, неутомимый труженик, знаток своего предмета - психологии. Деятельность кафедры в эти годы проходит в соответствии с постановлениями ЦК КПСС под знаком связи института со школой. Сотрудники кафедры принимают активное участие в проведении областных педагогических чтений, конференциях, посвященных обмену опытом и внедрению в школьную практику достижений науки образования. На кафедре в этот период успешно развиваются три основных научных направления: 1) историко-педагогическое - «Передовой педагогический опыт прошлого - советской школе наших дней»; 2) пси-холого-педагогическое, разрабатывающее вопросы умственного развития учащихся; 3) по вопросам воспитания молодежи. В рамках научной школы зав. кафедрой Н. И. Кувшинова выполняли научные исследования Д. И. Купцов, Л. А. Фомин,

Л. А. Стуканов, Т. И. Болдышева, И. П. Кинев. Проблемы воспитательной работы рассматривали М. Я. Гиро, Н. А. Стусь, К. С. Зыкова.

Из воспоминаний кандидата педагогических наук, доцента Клары Семеновны Зыковой: «После принятия Закона о школе в институте сложилась довузовская система подготовки учащихся к поступлению в институт. В школах № 38 и 12 были открыты педагогические классы с уклоном „старший вожатый“ и „дошкольный работник“. В работе классов принимали участие преподаватели кафедры ТГПИ. Я работала классным руководителем и преподавателем истории пионерской организации и методики пионерской работы в школе № 3» [7].

В 1969 г. заведующим кафедры педагогики был избран Аврелий Васильевич Деттерер, кандидат педагогических наук, доцент (впоследствии профессор). Под его руководством интеллектуальный вклад кафедры в развитие института по праву обеспечил ей лидирующее место. На кафедре царила атмосфера содружества, заинтересованности в успешном решении педагогических задач. Из воспоминаний выпускницы ТГПИ, Почетного работника народного образования, ветерана труда, сотрудника факультета начальных классов А. А. Петровой: «А. В. Деттерер обладал особым талантом контактирования с аудиторией, умением органически включать слушателей в ход рассуждений посредством риторических вопросов, способностью акцентировать внимание на главном, определяющем» [8]. А. В. Деттерер защитил диссертацию на тему «Формирование умений выполнения письменных работ по математике у учащихся средней школы». Упор -ная работа коллектива кафедры была направлена на повышение научной и методической квалификации. В этот период (1970) большинству преподавателей присваиваются кандидатские ученые степени и звания; кафедра пополняется рядом ценных работников, которые включаются в общий ритм ее деятельности и быстро растут в профессиональном отношении. В их числе - С. И. Ростова, А. А. Лапшина, М. Г. Якушина и др.

Ученица Н. И. Кувшинова С. И. Ростова проводила психологические исследования и в 1974 г. под руководством профессора Ю. В. Шарова защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование художественной культуры студентов педагогических вузов». Позднее она занималась проблемой педагогических возможностей искусства, раскрыла идею клуба любителей искусства как средства формирования художественной культуры студентов.

На кафедре в это время работала А. А. Лапшина, которая длительный период руководила отделением воспитательной работы с подростками на

факультете общественных профессий и успешно защитила диссертационное исследование «Проблема подготовки учителя к работе с трудновоспитуемыми учащимися в условиях общеобразовательной школы». Она подробно подала специфику изучения личности подростка-правонарушителя и развила методику «контактного взаимодействия целенаправленного общения».

Заметный след в истории кафедры 1970-х гг. оставили: Л. П. Щедрина, М. Г Якушина, К. С. Зыкова, Л. А. Стуканов, Н. А. Стусь, Л. Фомин, М. И. Петров, Л. Ф. Юрмазова (Алексеева).

Из воспоминаний А. А. Петровой: «Лекции Л. Фомина - классический пример логического построения - отличались эффективностью. Студенты ценили также его юмористический характер. С. И. Ростова покоряла слушателей широтой взглядов, исследованием многочисленных концепций отечественных и зарубежных психологов, яркостью и образностью речи. В лекциях К. С. Зыковой чувствовалось не только глубокое знание предмета в его историческом развитии, но и глубокая личная заинтересованность проблемами, которые ставились и разрешались автором, страстность пропагандиста идей воспитания подрастающего поколения. У Клары Семеновны была повышенная ответственность за каждое слово. Н. А. Стусь отличалась лиризмом и романтизмом в самом высоком понимании этого слова. Ее выступления перед студентами - всегда яркое, емкое действо» [9].

В конце 1970-х гг. в ТГПИ начал формироваться коллектив молодых исследователей по проблемам всестороннего развития учащихся. Первой в этом направлении была подготовлена и защищена кандидатская диссертация М. П. Пальянова на тему «Развитие творческих способностей учащихся (на материале физики)».

В 1980-е гг. кафедру педагогики возглавил энергичный, деятельный, творческий человек, кандидат педагогических наук, доцент Михаил Павлович Пальянов (с 1981 г. - и. о. зав. кафедрой, с 1982 г. избран по конкурсу на должность зав. кафедрой педагогики и психологии). В этот период началось тесное сотрудничество кафедры с научно-исследовательскими институтами Академии педагогических наук СССР: НИИ ТОПО, НИИ СиМО, НИИ общей педагогики, НИИ общей и педагогической психологии. М. П. Пальянов создает научно-исследовательскую лабораторию с целью изучения вопросов организации развивающего обучения в общеобразовательной школе, к работе в которой были привлечены преподаватели других кафедр института, учителя школ города и области. Совместно с педагогами школ № 51, 47, 9, 38, ПТУ № 16, Улу-Юльской средней школы сотрудники кафедры и лаборатории выявляли и

обосновывали психолого-педагогические условия соединения школьного обучения с производственным трудом, предполагая дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным, нацелить молодежь на получение рабочих профессий; осуществляли реализацию экспериментальной программы «Оптимизация педагогического обеспечения всестороннего развития школьников в Сибири».

В 1988 г. М. П. Пальянов защищает докторскую диссертацию на тему «Формирование личности школьника в процессе соединения обучения с производительным трудом». В мае этого года его приглашают возглавить хоздоговорную лабораторию НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР в г. Томске, которая была преобразована в первое за Уралом научное подразделение академии педагогических наук СССР - филиал НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, продолжавший разрабатывать пси-холого-педагогическую проблематику.

В период с 1988 по 1990 г. кафедрой педагогики ТГПИ заведовала кандидат педагогических наук, доцент Нина Федоровна Булгакова.

Произошедшие в 1990-е гг. в России кардинальные перемены в политической, социально-экономической и других сферах настоятельно требовали адекватных шагов в образовательной среде. Модернизация образования в России была необходима и как ответ на вызов времени: общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI в. определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, ее способность развивать прогрессивные технологии. Демократизация системы образования в этот период выявила острую потребность школ в педагогике другой формации, подготовке нового педагога. Кардинальная смена образовательной парадигмы обусловила и новый этап развития кафедры педагогики в незамедлительной перестройке профессиональной подготовки будущего учителя.

В 1990 г. заведующей кафедрой педагогики избирается кандидат педагогических наук, доцент Т. А. Костюкова. Под руководством незаурядной, яркой, талантливой Татьяны Анатольевны коллектив кафедры создал развитую систему допрофес-сиональной педагогической подготовки в педагогических классах, действовавших более чем в 400 школах города и Томской области, отслеживая абсолютную и качественную успеваемость студентов - выпускников педклассов, их конкурентоспособность и трудоустройство согласно полученной специальности в образовательных учреждениях.

В этот период сотрудники кафедры полностью пересмотрели учебные рабочие программы по читаемым дисциплинам, наполнив их содержание

новыми отечественными и зарубежными педагогическими технологиями, фактами и именами, ранее не упоминаемыми из-за идеологических запретов. Был разработан и одобрен Гуманитарным советом института ряд новых спецкурсов: «Ораторское искусство учителя» (ст. преподаватель С. А. Шомова); «Научно-исследовательская работа студентов» (доцент Т. А. Костюкова); «Проблема урочной и внеурочной работы со слабообучаемыми и трудными учащимися» (доцент В. И. Ревяки-на); «Традиции и инновации в современной школе» (ст. преподаватель Т. В. Соколова) и др.

В 1990-2002-е гг. преподавателями кафедры разрабатываются актуальные направления модернизации содержания педагогического образования, коррекционной педагогики, самостоятельной и исследовательской работы обучающихся. Непрерывная практика студентов младших курсов приобрела практико-ориентированный характер: участие студентов в жизни школы стало отнюдь не пассивным, как было прежде, а деятельностно-активным. Лекции читались в проблемном варианте с использованием диалоговых или иных форм обратной связи, а семинары проводились в творческой форме и напоминали скорее дискуссионные клубы, конкурсы знатоков или оргдеятельностные игры, где методом мозгового штурма решались актуальные педагогические проблемы. Это направление получило закономерное продолжение во внеаудиторной работе со студентами. Стали нормой тематические творческие зачеты (контрольные точки) по усвоению текущего программного материала в виде деловых игр типа «История образования: пыль веков, или Езда в незнакомое?»; педагогических конкурсов «Ораторское искусство учителя» и КВН «Учитель, весна и фантазия», конференций «Педагогика гуманизма и сталинизма» и т. п.

В 1992 г. кафедра педагогики организовала выездную трехдневную игру, в которой участвовали 120 студентов пединститута и учащиеся педклассов школ № 50, 42, 51 г. Томска. Руководителями проблемных групп «Духовность и педагогика», «Образование и бизнес», «Педмастерство», « Педагогика и секс» и др. были преподаватели кафедры и приглашенные специалисты в области менеджмента, психологии и медицины: зав. кафедрой Т. А. Костюкова и протоиерей отец Леонид; доцент В. И. Ревякина и главный сексопатолог области П. С. Гынгазов; старший преподаватель Т. В. Соколова и начальник областного управления образования Л. Э. Глок, а также помощники кафедры студенты-старшекурсники Евгений Попов (ИПФ), Андрей Иноземцев (ФИЯ), Александр Царско (ФРЯиЛ).

Исследование особенностей формирования философско-мировоззренческой культуры будущего

педагога позволило Т. А. Костюковой основать новое научное направление - «Самоопределение личности в традиционных духовных российских ценностях». На протяжении многих лет она была организатором городского молодежного семинара «Молодежь. Культура. Духовность», в котором принимали участие не только сотрудники кафедры, ученые, педагоги, студенты, но и подростки из школ города и области. В 2002 г. состоялась успешная защита ее докторской диссертации на тему «Профессиональное самоопределение будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях», и профессора Татьяну Анатольевну Костюкову приглашают возглавить кафедру профессионального педагогического образования психолого-педагогического факультета ТГПУ

В 2000-е гг. образование больше не могло оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности, поэтому Приказом Минобразования России от 11.02.2002 г. № 39 была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой прослеживалась четкая взаимосвязь с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определялись приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

В Концепции отмечалось, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В этой связи особое значение имеет участие России в процессе развития единого образовательного пространства Европейских стран, провозглашенного Болонской декларацией. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 гг., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в нашей стране, а в 2003 г. в Берлине Россия присоединилась к европейскому процессу.

И в этот период кафедра общей педагогики ТГПУ идет в ногу со временем. На ней трудятся инициативные, талантливые и творческие преподаватели: Н. Л. Винниченко, Е. Н. Михайлова, Л. Ю. Ковалева, А. О. Зоткин, Е. Е. Сартакова, Г А. Окушо-ва, Е. С. Гвоздева, Е. Ю. Азбукина, О. А. Жукова, М. А. Косолапова, В. В. Прикуль, А. К. Коллегов.

С 2002 по 2005 г. кафедрой общей педагогики заведует интеллигентная, отзывчивая, целеустремленная доктор педагогических наук, профессор Валентина Ивановна Ревякина. Эту кафедру она

возглавляла и в период 1996-1999 гг., когда была доцентом.

Окончив филологический факультет Томского государственного педагогического института, Валентина Ивановна Ревякина сначала работала учителем английского языка в школе, затем преподавала его в Томском политехническом университете, а в 1981 г. пришла на кафедру педагогики и психологии ТГПИ. В 1989 г. в НИИ Теории и истории педагогики Академии педагогических наук СССР Валентина Ивановна защитила кандидатскую диссертацию по теме «Развитие системы факультативных занятий как средства выявления и формирования познавательных склонностей учащихся общеобразовательной школы».

В период 1990-2000-х гг. сфера научных интересов доцента В. И. Ревякиной касалась вопросов профориентации старшеклассников на педагогическую деятельность через развитие в городских и сельских школах Томской области сети профильных педагогических классов. Фактически ее работа явилась в определенной степени своеобразным продолжением темы кандидатского исследования и потребовала личного участия в процессе обучения учащихся и переподготовке учителей-пред-метников к осуществлению творческого руководства деятельностью педагогических классов. Результативный эксперимент по подготовке и отбору абитуриентов, ориентированных на педагогический вуз, стал основанием перевода В. И. Ревя-киной в старшие научные сотрудники на период 1999-2001 гг. для оформления докторской диссертации на тему «Теория и практика допрофессио-нальной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности (на материале педагогических классов)». Диссертация была успешно защищена в 2002 г. [10].

Вторая половина 2000-х гг. ознаменована новым шагом в развитии российского образования -реформа образования была объявлена национальным проектом. Ускорить начавшиеся процессы модернизации российского образования призван провозглашенный Президентом РФ В. В. Путиным Приоритетный Национальный проект «Образование» (ПНПО), целью которого являются: обеспечение комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны; достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Томский государственный педагогический университет входит в число ведущих педагогических вузов страны и становится инновационной площадкой.

Основная цель инновационной образовательной программы заключалась в развитии ТГПУ,

направленном на решение кадровых и научно-методических проблем системы общего образования Томской области и Сибирского региона.

В педагогическом университете происходят институциональные изменения: формируется инновационная среда непрерывного образования; разрабатываются и внедряются в учебный процесс инновационные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, направленные на повышение качества общего образования и решение наиболее острых проблем региона; осуществляется внедрение инновационных технологий обучения, обеспечивающих высокое качество педагогического образования (в том числе и послевузовского) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам педагогического вуза со стороны современной системы образования и социальной сферы [11].

В 2004 г. в ТГПУ открывается Институт теории образования, ориентированный на подготовку кадров высшей квалификации в системе послевузовского образования. В 2005 г. В. И. Ревякиной предлагается создать кафедру педагогики послевузовского образования при Институте теории образования. Под ее руководством проводятся не только аудиторные занятия с магистрантами, аспирантами вуза, но и осуществляется планомерное консультирование и руководство научно-педагогическими исследованиями аспирантов и докторантов.

В 2005 г. в целях повышения качества работы структур психолого-педагогического направления происходит объединение существующих в университете кафедры общей педагогики и кафедры психологии. На должность заведующего кафедрой общей педагогики и психологии была избрана по конкурсу кандидат педагогических наук, доцент Лариса Александровна Беляева, руководившая в течение пяти лет кафедрой психологии ТГПУ.

Л. А. Беляева - выпускница филологического факультета ТГУ и факультета психологии ТГПУ. В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях». Лариса Александровна является научным руководителем программ деятельности Союза детских организаций Томской области «Чудо» и председателем муниципального совета по общему образованию г. Томска.

Объединенная кафедра под руководством Л. А. Беляевой стала разрабатывать междисциплинарные курсы по педагогике и психологии, осуществлять психолого-педагогическую помощь студентам вуза в психологическом центре. Талантливый, инициативный, энергичный коллектив кафедры находится в постоянном творческом научном

поиске. Кафедра регулярно организует и проводит научно-практические семинары, конференции по актуальным проблемам психологии и педагогики, задачам и перспективам модернизации систем общего, педагогического образования и профессиональной подготовки педагогических кадров Сибири; принимает участие в экспертизе образовательных программ учителей МОУ Томска и Томской области.

В настоящее время в деятельности кафедры общей педагогики и психологии четко обозначились следующие научно-исследовательские направления:

1. Сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений на основе коммуникативного подхода. Формирование дидактики сельской школы в рамках коммуникативного подхода (руководитель кандидат исторических наук, доцент Е. Е. Сартакова).

2. Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов ТГПУ (кандидаты психологических наук, доценты Н. Б. Буртовая, С. П. Иванова, кандидаты педагогических наук, доценты Л. А. Беляева, А. К. Коллегов, ст. преподаватели О. В. Лингевич, Н. В. Байгулова).

3. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения (кандидат педагогических наук, доцент Н. Л. Винниченко).

Кафедра тесно сотрудничает с рядом учебных заведений Томска и Томской области: МОУ СОШ № 4, 40, 50, 51, 37, гимназиями № 2, 29, лицеем № 7, с МОУ «Поросинская средняя общеобразовательная школа» и МОУ «Лоскутовская средняя школа».

При активном участии сотрудников кафедры уже в шестой раз среди студентов-старшекурсни-ков успешно проводится конкурс педагогического мастерства «Педагогический дебют» .

У коллектива кафедры общей педагогики и психологии ТГПУ много новых идей и планов, связанных с разработкой авторских курсов и рабочих программ ФГОС третьего поколения, подготовкой коллективной монографии, проведением очередных международных конференций. Его перспективы можно связать с дальнейшим развитием ведущих направлений в педагогике и психологии: 1) формированием образовательной среды в инновационных условиях; 2) психолого-педагогическим сопровождением учебной деятельности студентов.

На протяжении 80-летнего развития кафедра общей педагогики и психологии, хотя и претерпевала структурные и штатные изменения, всегда была и остается главной профилирующей кафедрой Томского государственного педагогического университета.

Список литературы

1. Книга приказов по личному составу сотрудников. Приказ № 10 от 21 октября 1931 г. // Архив ТГПУ. Ф. 566. Оп. 1а. Д. 1.

2. Книга приказов по личному составу сотрудников. Приказ № 109 от 17.04.1932 г. // Там же. Д. 2.

3. Книга приказов по личному составу сотрудников. Приказ № 273 от 07.12.1932 г. // Там же.

4. Войтеховская М. П., Галкина Т. В. Томский педагогический: от института к университету. Томск, 2002. С. 70.

5. Профессора Томского государственного педагогического университета: биогр. сл. / авт.-сост. Т. В. Галкина. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С. 62.

6. Найбороденко Л. М. Феодосий Феодосьевич Шамахов: жизнь, отданная науке // Шамаховские чтения: мат-лы науч. конф., посв. 100-летию Ф. Ф. Шамахова. Томск, 2001. С. 16-31.

7. Зыкова К. С. Учитель - вожатый. Учителя из Томского педагогического. Воспоминания. Размышления / под ред. М. Г. Николаева. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С. 126.

8. Петрова А. А. Я благодарна судьбе. Учителя из Томского педагогического. Воспоминания. Размышления / под ред. М. Г. Николаева. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С. 149.

9. Там же. С. 149.

10. Профессора Томского государственного педагогического университета: биогр. сл. / авт.-сост. Т. В. Галкина. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С. 268-269.

11. Обухов В. В., Войтеховская М. П. Основные направления создания инновационной среды педагогического университета в современных условиях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). Вып. 10. 2007. С. 51.

Коллегов А. К., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Беляева Л. А., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 16.12.2011.

A. K. Kollegov, L.A. Belyaeva THE DEPARTMENT OF GENERAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY: HISTORY AND MODERNITY

The article deals with the historical and theoretical problem of understanding and the birth development phenomenon of the department of general pedagogy and psychology - the titular department of the university.

Key words: education, history formation, higher education, department.

Kollegov A. K.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Belyaeva L.A.

Tomsk State Pedagogical University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.