ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
Л.С. Сысоева, В.Е. Головчинер
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Томский государственный педагогический университет
В социокультурном способе человеческого бы- всех структурах системы воспитания и образова-гия формирование личности осуществляется через ния. Действительно, социо-культурный процесс социальные институты и формы функционирова- непрерывен: начинается с дошкольного воспитания культуры. Следовательно, все многообразие ния, проходит через всю систему общего образова-создаваемой человеком культуры является не са- ния, продолжается в вузе, затем в системах после-моцелью, а служит человеку, его воссозданию с вузовского образования и самообразования, помощью культуры. В условиях падения «железного занавеса», раз-Как социальное существо человек, с одной сто- герметизирования нашего общества, идущего по роны, в общественном процессе производит, созда- пути формирования открытости, произошла идео-ет, творит культуру, а с другой - ее усваивает, син- логическая смена мировоззренческой парадигмы, тезирует в себе. Можно сказать, «потребляя» ее, что отразилось на предметных программах как сис-«питается» культурой и таким образом воспитыва- темы общего образования, так и высшего. Возник-ется, что и составляет смысл человеческой экзи- ли и являются основой современного образова-стенции (существования). тельного процесса новые госстандарты базовых Внутренним энергетическим механизмом со- курсов образования, синхронизированные с миро-циокультурной экзистенции человека и со стороны выми стандартами.
созидания культуры, и со стороны ее освоения вы- Появился новый для нашей страны предмет
ступает образование. «культурология», создаются кафедры культуроло- i
Без образования невозможен процесс объекта- гии, возникли в некоторых университетах культу-
вации культурных ценностей; равным образом без рологические факультеты. В структуре учреждений
образования не состоится и полноценный способ ее общего образования активно вводятся в учебный
усвоения-субъективации культурных творений, процесс такие новые предметы, как мировые циви-
посредством которых выстраивается ценностный лизации, культурология, мировая художественная
мир личности. культура, уроки искусства, история искусств, рели-
Социалыю-деятельностная концепция форми- говедение в разных вариантах, дизайн, рования личности в процессе объективации и субъ- В связи с введением специальных дисциплин
ективации культуры предполагает внутренний широкого культурологического спектра, которые
стержень процесса - образование, необходимое и на синтезируют в себе важнейшие параметры челове-
«вдохе», и на «выдохе» культуры. Образование необ- ческой культуры, транслируют их через образова-
ходимо и творцу, и преемнику культуры, в таком ние, развивают духовный потенциал личности,
двуединстве деятельности и создается личность. приобщая к ценностям культуры, необходимо:
В данной философско-культурологической пре- - изучение и обогащение регионального опыта
амбуле важно подчеркнуть тот факт, что личность преподавания предметов культурологического
можно подготовить к освоению культуры с ее ус- цикла в системах общего образования и прогнози-
воением через образование, тогда культура пере- рования, исходя из имеющихся предпосылок, раз-
станет быть только внешним артефактом, а сделает- вития вышеперечисленных и новых специально-
ся внутренним элементом личности, включенной в стей и специализаций высшего педагогического
культурный континуум истории, народа, эпохи, ре- образования;
гиона, общества в целом на пороге III тысячелетия. - концептуальное обоснование взаимодействия
Этот процесс начинается раньше, чем в общеоб- сиЬгем общего и высшего образования в целях под-
разовательной школе, так как он существует во готовки и в связи с востребованностью культуроло-
л
Вестник ГГПУ. 1999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА
гов и педагогов других специализаций культурологического профиля;
- осуществить разработку содержания основных, специальных и элективных курсов по специальности «культурология» и дополнительных специальностей соответствующего профиля - «культурология и история художественной культуры», «искусствоведение» для системы общего образования региона;
- концептуальное обоснование систем взаимодействия вуза и учебных заведений общего образования с учреждениями культуры региона в процессе подготовки специалистов культурологического профиля;
- формирование новых способов и возможностей включения феноменов культуры и разных видов искусства региона в процесс обучения по специальности;
- создание разноуровневой системы подготовки специалиста - преподавателя дисциплин культурологического цикла в соответствии с потребностями и перспективами региона.
Выявившееся противоречие между введением предметов культурологического цикла в преподавание и его слабым концептуальным, научно-методическим и программным обеспечением заставляет обратиться к научно-обоснованной методологии выстраиваемой концептуальности и науч-но-методического обеспечения.
Такой методологией является социокультурная теория человеческого бытия, философско-антро-пологический подход к выстраиванию типов культуры с его соЦиально-психологическими методами анализа культурных архетипов и своеобразия мен-тальности этносов. Эта методология лежит в основе проработки содержания целей и задач преподавания культурологических предметов.
Недавно прошедшая региональная научно-методическая конференция в ТГПУ «Проблемы учебно-методической работы в школе и вузе» выявила не только необходимость подготовки преподавателей предметов культурологического блока дисциплин, но и создания методического обеспечения в виде программ, учебных курсов, комплектов видеоакустических средств обучения, а также постоянной научно-методической связи в системе «школа - вуз».
Преподавание предметов культурологического цикла имеет общие задачи в образовательном процессе с другими предметами: через образование -формирование не только специалиста, но воспитание культурной, многосторонне развитой личности, специальная культурологическая подготовка имеет свои особенные цели и задачи. В данной статье представлены оба варианта.
На уровне системы общего образования (школы, гимназии, лицеи, колледжи) преподавание предме-
тов культурологического цикла - культурологии, мировой , художественной культуры, истории религий, эстетики - преследует цели не профессиональной ориентации, которая складывается в школах с гуманитарным, математическим, естественнонаучным, техническим профилем, а общегуманитарной. Это значит, что независимо от профориентации через эти предметы ставится цель формирования целостного представления об антрополого-культурном развитии человечества, многоаспектного знакомства с культурами в ее разнообразных типах, собственной культурной самоидентификации, выбора своих ценностей и возможностей, толерантности к другим культурам и их ценностям; ставятся цели сближения культурных задач в едином глобальном мировом процессе; знакомства с современными культурными процессами общества в преддверии XXI века, формирования ноосферно-го мышления в коэволюционной культуре.
Из этих целей вытекают задачи в области методики преподавания: создание системы адаптации культурологических предметов к восприятию их учащимися, использование современных технических средств обучения, компьютерных программ, видеозаписей, музыкальных записей, а также диапроекторов со слайдами и других форм наглядности и визуальности, возможностей театрализации для выработки культурологических представлений в школьной самодеятельности под руководством педагога.
Знакомство с уроками по культурологии, мировой художественной культуре и искусству на Всероссийской научно-практической конференции в Москве, проведенной Институтом общего образования МОиПО РФ в 1998 г. [.1], дало прекрасные примеры разнообразного проведения уроков культурологического цикла, где были представлены и сибирские варианты. Это музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в Томском Хобби-центре и концерты-лектории музыкально-хореографического абонемента для школьников Томска, Кемерова, Новокузнецка и других регионов Сибири.
Цели преподавания предметов культурологического цикла управляются задачами нравственно-эстетического воспитания личности учащихся, что в целом может быть названо формированием целостной, творческой, спонтанной индивидуальности, а на философско-эстетическом языке -прекрасной индивидуальности.
Лучшие педагоги России знакомили участников конференции - слушателей Московской академий повышения квалификации работников образования - с опытом преподавания дисциплин культурологического цикла в системе общего образования. Выступали не только известные авторы общерос-
JI.C. Сысоева, B.E. Головчинер. Особенности культурологической подготовки преподавателя.
сийских программ - Б.М. Неменский, B.C. Кузин, С.И. Лысенкова, JI.M. Предтеченская, но и сами преподаватели делились наработанным опытом в этой области образования. Однако это были все-таки те или иные фрагменты образования культурологического цикла, как они ведутся в системе тех или иных учебных заведений общего образования (так были представлены экранные искусства в компьютерном исполнении, хореографическое образование, изобразительное искусство, музыка в школе, коллективное инструментальное музицирование, уроки православной музыки, элементы театрализации в преподавании культурологии и др.).
Лишь опыт некоторых преподавателей приближался к интегративности преподавания, например, курса «Отечественная культура», «сквозного» курса мировой художественной культуры, в которых единство создано за счет теоретико-методологических связок типа: виды искусства, диалог культур, искусство и религия, природа и человек в искусстве, нравственные проблемы культуры и т.п. Но фрагментарность преподавания, его несистемная вариативность характерна как для культурологического опыта российского масштаба, так и для томских школ, поскольку культурологические предметы преподают не специально подготовленные педагоги, а те, кто может.
В нашей статье ставятся задачи обоснования и создания системы подготовки преподавателей предметов культурологического цикла и преподавания системы целостных курсов культурологии, мировой художественной культуры и искусства в системе общего образования с использованием региональных компонентов. В предлагаемой концепции курс «Мировая художественная культура» является естественным продолжением или внутренней составляющей курса культурологии, который изучает все параметры того или иного типа культуры. Мировая художественная культура может изучаться и как отдельный курс, потому что, во-первых, сам предмет очень объемен и включает в себя все виды и жанры искусства в синхронном плане, а в диахронном - еще историю искусств. А во-вторых, требует специфики преподавания, обладающего наглядностью, демонстрацией произведений искусств. И отсюда, в-третьих, требует определенных эстетико-художественных способностей от самого преподавателя, что не каждому дано.
Требуемый синтез знания можно дать только при достаточно высокой профессиональной квалификации специалистов-преподавателей и концеп-туально-интегративной системе курсов и спецкурсов культурологического цикла на базе региональных возможностей и требований.
Программу такой подготовки и ее научно-методического обеспечения с учетом региональных
особенностей культурного континуума возможно осуществить силами кафедры культурологии и кафедр филологического факультета с последующей интеграцией профилирующих дисциплин в учебный план культурологического факультета.
Представляется необходимым конкретизировать задачи культурологической подготовки преподавателя для системы общего образования региона.
Первая задача заключается в общегуманитарной подготовке будущих учителей всех специальностей. Учитель по своему определению не просто преподаватель-предметник, а высоко эрудированная личность, интегрирующая в себе синтез знания, востребованного и в каждом отдельном предмете, и в широкой сфере общения с учеником, и в классном руководстве, и в формах внеурочного общения с учениками, и в сферах совместной внеучебной деятельности. Предметы культурологического цикла в общеобразовательном университетском исполнении преследуют цели гуманистического воспитания личности педагога независимо от преподаваемого предмета.
Культурологическую программу этого направления нужно наполнить учебно-методическим содержанием предметов общекультурного блока -«культурология» и «мировая художественная культура». Однако и в этом направлении работы предлагается разработка внеаудиторных форм культурологического знания: использование симфонических и театральных абонементов, экскурсий по городу (знакомство с архитектурой и монументальной скульптурой), знакомство с произведениями искусства различных видов и форм с включением ; региональной компоненты.
Вторая задача культурологической программы состоит в концептуально-теоретическом и научно-методическом обеспечении другого направления культурологической подготовки - профессионального образования преподавателя культурологии по специальности «культурология» (третий уровень высшего профессионального образования). Организационный вариант этого направления включает планы по разработке и подготовке программ специальности «культурология» в целях ее лицензирования.
Разработка учебных дисциплин, составление научно-методических программ для реализции в учебном процессе подготовки специалиста «преподаватель культурологии» с дополнительной специализацией по мировой художественной культуре, выстраивается в виде 3 компонентной структуры подготовки программ:
1) научно-методические программы и курсы «Введение в культурологию», «Философия культуры», «Социология культуры», «Культурная антропология», «История культурологической мысли» и их концептуальное выстраивание;
Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА
2) г, курсы мировой художественной культуры и мировой литературы и их научно-методическое обеспечение;
3} подготовка научно-методических программ по истории мировых цивилизаций, культурной антропологии, этнологии.
В этой научно-методической работе имеете^ достаточно большой задел: изданные в печати программы, монографии, учебные пособия докторов наук вуза, направленные по содержанию на подготовку, в том числе по региональным программам, преподавателей культурологии. При кафедрах ТГПУ имеются аспирантуры, где ведется подготовка высококвалифицированных специалистов, в том числе по культурологии, философии культуры, мировой художественной культуре, культурам коренных народов Сибири и Севера, что создает соответствующую базу означенных научных исследований и ощутимый вклад в них, а также рост профессионального кадрового потенциала.
На уровне подготовки преподавателя культурологии для системы общего образования проектируется дальнейшая разработка форм внеучебной культурной деятельности на базе культурного потенциала региона.
Томск - крупный культурный центр, имеющий Большой концертный зал филармонии, академический симфонический оркестр, концертно-камерное отделение Томской государственной филармонии, около 10 драматических театральных коллективов (3 государственных), театр оперетты г. Северска, одновременно работающий и в Томске, Дом ученых, ведущий большую культурно-просветительскую работу, художественный музей, организующий экспозиции мастеров художественного фонда и молодых художников, краеведческий музей, в котором представлены экспозиции традиционной и современной культуры народов Сибири и Севера, архитектурные ансамбли барокко и классицизма, знаменитую деревянную архитектуру и другие достопримечательные памятники культуры, что позволяет приобретать культурный опыт освоения выдающихся ценностей в регионе в результате целенаправленной педагогической работы специалиста-культуролога. Началось сотрудничество с лабораторией малочисленных народов Сибири и Севера и предполагается создание на этой базе научно-методической программы и учебного курса «Культура Сибири и Томска», а также выработка умений и навыков анализа произведений искусств («чтение» текстов культуры), в том числе регионального уровня.
В перспективе в соответствии с .имеющимися запросами проектируется создание программ и на-учно-методичеекого обеспечения дополнительного культурологического образования:
а) для лиц, имеющих средне-специальное художественное образование;
б) для воспитателей старших дошкольников детских садов, педагогов начальных классов, формирующих понимание культурной символики и образности предметного мира народов региона, культурную толерантность к языкам и обычаям региона (в Томской области распространена тюркская группа народов);
в) для лиц с неполным гуманитарным образованием или гуманитарным образованием другого профиля;
г) для практических работников культуры, искусствоведов, музееведов, работников туристических комплексов, экскурсоводов и т.п.
В результате совместных усилий специалистов кафедр ТГПУ - литературы, истории, культурологии, педагога-исследователя - рекомендуется:
- создать концептуальное обоснование и научно-методическое обеспечение культурологического образования для системы общеобразовательных учреждений с учетом региональной культурной компоненты;
- осуществить обобщение и внедрение в общеобразовательные программы опыта специалистов системы общего образования, преподающих дисциплины культурологического цикла с учетом региональной культурной базы;
- продолжить разработку спецкурсов и элективных курсов по предметам культурологического цикла с учетом высших достижений в области культуры и искусства региона;
- продумать и приступить к осуществлению концептуально-программного и научно-методического обеспечения культурологической гуманитарной подготовки для указанного контингента желающих с разным уровнем образования;
- спроектировать модель единого образовательного информационного пространства «школа-лицей-гимназия-колледж-вуз» с его региональными особенностями;
- постоянно поддерживать обсуждение принципов содержания культурологических дисциплин совместно с преподавателями общеобразовательных учреждений через проведение «круглых столов», консультаций-семинаров, конференций как на базе лучших общеобразовательных школ, так и на базе кафедр педагогического университета. Осуществлять публикацию материалов конференций по проблемам содержания и форм культурологического образования и его региональных особенностей;
- на этой основе разрешить то противоречие, на которое мы указывали: между введением предметов культурологического цикла в соответствии с мировой практикой преподавания и
В. И. Ревякина. Проблемы подготовки и переподготовки учителей к руководству.
отсутствием концептуально-теоретических и научно-методических оснований преподавания курсов в системе общего образования путем создания методологически обоснованной концептуально-разработанной и научно-методически
1.
Профессиональное становление личности педагога - процесс многоступенчатый, путь которого измеряется от «входа» (довузовская подготовка учащихся педагогических классов к продолжению обучения в педагогическом университете) до «выхода» (профессиональная педагогическая деятельность учителя-предметника, базирующаяся на непрерывности последующего процесса профессионального роста путем самообразования и обучения на различных курсах повышения квалификации).
Начальная подготовка педагогических кадров через систему педклассов в Томской области имеет давнюю историю. В 1958 г. Законом о школе была введена обязательность профориентационной работы и трудового обучения старшеклассников. В качестве одного из непроизводственных профилей в школах создавались педагогические классы, готовящие выпускников к работе воспитателями детских садов и старшими вожатыми в школах. Организацией и руководством деятельностью педклассов в томских школах №3,8, 12 в то время занимались молодые педагоги-энтузиасты Клара Семеновна Зыкова (в настоящее время - доцент ТГПУ), Мальцева Татьяна Терентьевна (сейчас доцент ТГУ), Люция Павловна Апачева (Шульга) (ныне - директор спецшколы для слабослышащих детей). Ребята не только осваивали теоретические основы педагогики, психологии, организации досуговой деятельности и молодежных движений, но и получали серьезную практическую подготовку в летних оздоровительных лагерях, самостоятельно (а не как помощники) работая вожатыми пионерских отрядов. О качестве их подготовки говорит следующий факт: лучшие вожатые 70-80-х гг. в томских школах и лучшие педагоги-организаторы сегодняшних томских дворцов творчества' - это главным образом бывшие учащиеся педагогических классов тех самых 60-х гг.
обеспеченной системы преподавания культурологических дисциплин в подготовке преподавателя культурологии для общеобразовательных учреждений с учетом базы региональных параметров культуры.
Новый виток развития педагогических классов в Томской области датируется 1989 - 1999 годами. Эстафету у своих замечательных предшественников приняла кафедра педагогики Томского педагогического университета, совместно с ОблУО решая задачу ^респечения области педагогами «высокой пробы» за счет качественной довузовской подготовки учащихся педклассов к выбору профессионально^ Аштельской деятельности.
Истожя образования свидетельствует о том, что и за рубежом, и в России вопросы подготовки учителей пайгоянно привлекали внимание выдающихся пед^Щгов. А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие выдвигали актуальные для своего и нашего времени идеи о важности и ответственности педагогической профессии, о требованиях, предъявляемых к личности педагога, о путях его по^товки. Они подчеркивали важность специально^ подготовки и отбора лиц, претендующих на учительскую должность.
В трудах A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого рассматривались особенности подготовки к педагогической профессии, отмечалось, что формирование основных качеств личности в значительной степени происходит в школьном возрасте, поэтому призвание к педагогической деятельности необходимо выявлять и закреплять еще в школе. В современных условиях такая довузовская профориентация на получение профессии учителя реализуется через систему педклассов.
Совместная координация деятельности педклассов в школах г. Томска и области со стороны ТГПУ и ОблУО позволяет на 20 - 25% формировать контингент студентов педвуза из тех учащихся, у которых за два года обучения в педагогическом классе выявилась предрасположенность к учительскому труду, и осознанность выбора профессии очевидна.
Литература
Обновление эстетического образования учащихся и учителя. М, 1998.180с.
В.И. Ревякина
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РУКОВОДСТВУ * ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Томский государственный педагогический университет
-3,19-