Научная статья на тему 'Проблемы модернизации основных профессиональных образовательных программ во, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС во по направлениям 09. 03. 03 Прикладная информатика (в экономике) и 38. 03. 05 Бизнес-информатика, с учетом стандартов WorldSkills'

Проблемы модернизации основных профессиональных образовательных программ во, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС во по направлениям 09. 03. 03 Прикладная информатика (в экономике) и 38. 03. 05 Бизнес-информатика, с учетом стандартов WorldSkills Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ "МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ" / INTERNATIONAL MOVEMENT "YOUNG PROFESSIONALS" / КОМПЕТЕНЦИЯ "ИТ-РЕШЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА НА ПЛАТФОРМЕ "1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8" / COMPETENCE "IT SOLUTIONS FOR BUSINESS ON THE PLATFORM OF "1C:ENTERPRISE 8" / СТАНДАРТЫ WORLDSKILLS / WORLDSKILLS STANDARDS / МЕТОДИКИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОДГОТОВКИ ИТ-ПРОФЕССИОНАЛОВ / TECHNIQUES AND TOOLS OF TRAINING OF IT PROFESSIONALS / АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ЗАДАЧ / THE SOLUTION ALGORITHMS OF ENGINEERING PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Ирина Ильинична

В статье анализируются требования к подготовке выпускников, отвечающих современным потребностям экономики и рынка труда. Одним из способов решения проблемы является модернизация ОПОП по направлениям «Прикладная информатика (в экономике)», «Бизнес-информатика», направленная на вовлечение и активное участие студентов в соревнованиях WorldSkils. Участие в международном движении «Молодые профессионалы» в компетенции «ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С:Предприятие 8» позволяет раскрыть наиболее подготовленных студентов к самостоятельному решению комплексных задач, начиная с проектирования и заканчивая выпуском готового продукта. Внедренные в учебный процесс стандарты WorldSkills позволяют студенту самостоятельно решать полноценные инженерные задачи, с которыми он будет встречаться каждый день после окончания обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Ирина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации основных профессиональных образовательных программ во, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС во по направлениям 09. 03. 03 Прикладная информатика (в экономике) и 38. 03. 05 Бизнес-информатика, с учетом стандартов WorldSkills»

ценой и качеством, равновесие между ними с точки зрения потребителя находит отражение в формуле: качество - по приемлемой цене. Этот баланс особенно важен для таможенных и других органов исполнительной власти, так как основные риски при импортозамещении в области информатизации находятся в сфере государственного регулирования закупок.

Список литературы / References

1. Митин В. Тенденции спроса и возможности импортозамещения ПО. // PCWeek/RE. [Электронный ресурс], 2016. Режим доступа: https://www.pcweek.ru/gover/ article/detail.php?ID= 182444/ (дата обращения: 22.03.2017).

2. Носов Н. Импортозамещение на таможне // PCWeek/RE. [Электронный ресурс], 2016. № 7 (906). Режим доступа: http://www.pcweek.ru/ gover/article/ detail.php?ID=184476/ (дата обращения: 22.03.2017).

3. Настало время безусловной безопасности: операционная система «Лаборатории Касперского» выходит на рынок. [Электронный ресурс], 2016. Режим доступа: http://www.kaspersky.ru/about/news/business/2016/KasperskyOS/ (дата обращения 22.03.2017).

4. Филиппова Л.А., Никитченко И.И. Проблемы подготовки IT-специалистов в условиях перехода к импортозамещению программного обеспечения в ЕАИС таможенных органов // О проблемах импортозамещения в таможенных органах и новых разработках в сфере информационно-коммуникационных технологий: Межведомственная научная конф. Люберцы. РТА. 31.03.2016. Москва: РИО Российской таможенной академии, 2016. С. 92-94.

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВО, РАЗРАБОТАННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВО ПО НАПРАВЛЕНИЯМ 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (В ЭКОНОМИКЕ) И 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА, С УЧЕТОМ СТАНДАРТОВ WORLDSKILLS Еремина И.И. Email: [email protected]

Еремина Ирина Ильинична — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра бизнес-информатики и математики и математических методов в экономике, Набережночелнинский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Набережные Челны

Аннотация: в статье анализируются требования к подготовке выпускников, отвечающих современным потребностям экономики и рынка труда. Одним из способов решения проблемы является модернизация ОПОП по направлениям «Прикладная информатика (в экономике)», «Бизнес-информатика», направленная на вовлечение и активное участие студентов в соревнованиях WorldSkils. Участие в международном движении «Молодые профессионалы» в компетенции «ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С:Предприятие 8» позволяет раскрыть наиболее подготовленных студентов к самостоятельному решению комплексных задач, начиная с проектирования и заканчивая выпуском готового продукта. Внедренные в учебный процесс стандарты WorldSkills позволяют студенту самостоятельно решать полноценные инженерные задачи, с которыми он будет встречаться каждый день после окончания обучения. Ключевые слова: международное движение «Молодые профессионалы», компетенция «ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8», стандарты WorldSkills, методики и инструментарий подготовки ИТ-профессионалов, алгоритмы решения инженерных задач.

PROBLEMS OF MODERNIZATION OF THE BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN DEVELOPED IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE GEF IN THE AREAS 09.03.03 APPLIED INFORMATICS (IN ECONOMY) AND 38.03.05 BUSINESS INFORMATICS, SUBJECT TO THE WORLDSKILLS STANDARDS

Eremina I.I.

Eremina Irina Ilinichna — candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, DEPARTMENT OF BUSINESS INFORMATICS AND MATHEMATICS AND MATHEMATICAL METHODS

IN ECONOMICS, NABEREZHNOCHELNINSKY INSTITUTE (BRANCH) KAZAN FEDERAL UNIVERSITY, NABEREZHNYE CHELNY

Abstract: the article analyzes the requirements for the preparation of graduates to meet the current needs of the economy and the labour market. One of the ways to solve the problem is to upgrade opop on directions "Applied Informatics (in economy)", "Business Informatics" aimed at the involvement and active participation of students in the WorldSkills competition. Participation in the international movement of "Young professionals" competence in "it solutions for business on the platform of "1C:Enterprise 8" allows to reveal the most prepared students for independent solving of complex tasks, starting with design and ending with the finished product. Implemented in the educational process standards of WorldSkills. Allow the student to solve independently complete engineering tasks with which it will meet every day after graduation.

Keywords: international movement "Young professionals" competence "it solutions for business on the platform of "1C:Enterprise 8", the WorldSkills standards, techniques and tools of training of it professionals, the solution algorithms of engineering problems.

УДК 004.94

Развитие современной экономики, ориентированной на инновации и национальную технологическую и информационную независимость, тесно связано с уровнем развития информационных технологий. Эффективность работы отдельных организаций и конкурентоспособность страны в целом на мировой арене зависят от технологического лидерства государства, в том числе в сфере ИТ.

Государство, система образования и предприятия сферы информационных технологий уже много лет ведут совместную системную работу по устранению кадрового дефицита в ИТ-отрасли. С 2015 года государственный заказ на ИТ-специалистов уже вырос более чем на 70% (с 25 тысяч до более чем 42,5 тысячи бюджетных мест) [1]. Однако даже в этом случае перспективы выпуска бакалавров в среднем по России в 2020 г. составят лишь 0,03% от численности экономически активного населения (ЭАН). При этом по оценкам Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) только для восполнения ротации ИТ-кадров при их численности на уровне развитых стран (3% от ЭАН) требуется ежегодный приток не менее 0,1% ЭАН [2].

Не меньшего внимания требует качество подготовки специалистов. Таким образом, разработка и модернизация ОПОП подготовки высококвалифицированных кадров для ИТ-отрасли является в наше время наиболее приоритетной задачей образовательных организаций высшего образования. С 2012 года Российская Федерация выступила с основной инициативой по созданию мощнейшего инструмента развития современной системы образования в России WorldSkills Russia.

WorldSkills International (WSI) - международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований [2]. Соревнования WorldSkills являются практико-ориентированными, участник этих соревнований не должен показать какие-то уникальные знания в одной предметной области, он должен продемонстрировать широкий инженерный кругозор, который позволит ему решить полноценную инженерную задачу от начала и до конца за строго отведенное время.

С целью обеспечения экономики Российской Федерации востребованными кадрами, поддержки процессов импортозамещения, развития профессионального образования в области ИТ и инновационных отечественных ИТ-решений Союз «Агентство развития

профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» совместно с фирмой «1С» и при методической поддержке Московского политехнического университета (ранее -Университет машиностроения, МАМИ) выработали концепцию «родственной» компетенции -«ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С:Предприятие 8». За основу стандарта новой компетенции был взят стандарт международной компетенции 09 «ИТ-решения для бизнеса», дополненный возможностью использовать для разработки отечественную платформу «1С: Предприятие 8» [3].

Новая компетенция была включена в Финал национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) со статусом «презентационная». 23-28 мая 2016 года в Красногорске (Московская область) в соревнованиях по новой компетенции приняли участие 6 студентов из Москвы, Набережных Челнов, Перми, Рязанской и Московской областей.

В рамках задания чемпионата участники должны были спроектировать и разработать на платформе «1С: Предприятие 8» информационную систему для автоматизации процесса проведения спортивных соревнований, провести ее тестирование, создать презентацию, показывающую сильные стороны разработанной системы. При этом решаемое задание не отличалось от задания, которое в то же самое время решали участники компетенции «ИТ-решения для бизнеса».

Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) является практико-ориетированным, его цель - развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха, при этом участник должен решить полноценную инженерную задачу, постановка которой значительно отличается от задач, решаемых при освоении основной профессиональной образовательной программы для подготовки бакалавров по направлению «Прикладная информатика». Участник соревнований WorldSkills должен обладать не только знаниями по всем читаемым дисциплинам, но и показать, как он может применить эти знания для решения комплексной задачи, продемонстрировав при этом широкий инженерный кругозор [4].

За несколько соревновательных дней (от 2 до 4 в зависимости от уровня чемпионата) в рамках компетенции WorldSkills «IT-решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8» участник должен:

• Спроектировать информационную систему, исходя из задач, которые она должна решать. При этом описание задач сформулированы на языке пользователя.

• Разработать информационную систему на платформе «1С: Предприятие 8»

• Провести тестирование разработанной системы, оформить программу тестов.

• Подготовить презентацию, показывающую результат своей работы [5].

Отметим, что соревнования WorldSkills имеют новый формат, отличный от олимпиадных форм. В этом определяется еще одна особенность его проведения. Так, студенты демонстрируют приобретенные знания и навыки в течение 8-часового рабочего дня несколько дней. Большое задание разбивается на сессии по 4 часа. При этом, участники не имеют право пользоваться ни какими источниками, за исключением интернета, 15 минут в каждую сессию для получения справочной информации.

На выходе участник обязан предоставить полноценную работающую информационную систему, и чем большая функциональность системы будет доведена до конца и будет соответствовать предъявляемым требованиям, тем больший балл будет проставлен участнику.

Таким образом, в настоящее время возникает необходимость модернизации методики и инструментария, сопровождающего учебный процесс, позволяющие студентам ознакомиться с основными тенденциями информатизации профессиональной области, овладеть теоретическими основами по дисциплине, аппаратно-программным комплексом, практическими навыками использования информационных технологий в профессиональной деятельности. В Набережночелнинском институте при кафедре Бизнес-информатики и математических методов в экономике с 2015 года функционирует Центр сертифицированного обучения, на базе которого студентам экономического отделения направлений 09.03.03 Прикладная информатика и 38.03.05 Бизнес-информатика читаются сертифицированные курсы, связанные с разработкой конфигураций на платформе «1С:Предприятие». Эти курсы читаются в рамках дисциплин «проектный практикум», «разработка клиентских приложений», «1С-программирование», «Проектирование информационных систем», «Проектирование и разработка корпоративных систем», закладывают базовые знания разработчика решений на платформе «1С: Предприятие». Структура курсов ориентирована на целевые компетенции, формы контроля позволяют проверить знания по всему циклу разработки информационных систем, теоретический материал, учебно-

методическое обеспечение дисциплин, материально-техническое обеспечение позволяют апробировать знания от проектирования до проведения тестирования и совместной разработки информационных систем в коллективе.

В терминологии движения WorldSkills существуют такие понятия как «участник» и «тренер». Функции, выполняемые этими людьми, ясны из названий. Но существует еще такой статус как «эксперт».

Эксперты играют важную роль в формировании стандартов WorldSkills. То, что подразумевается под стандартами WorldSkills, включает следующее: техническое описание, конкурсное задание, критерии оценки, инфраструктурный лист, план соревновательной площадки с оборудованием, требования по технике безопасности.

Во время соревнований эксперт должен оценивать конкурсное задание объективно и беспристрастно, соблюдать Регламент проведения соревнований WorldSkills и Кодекс этики.

Главное требование, предъявляемое эксперту, опыт работы по специальности, профессии или технологии, которые будут представлены на конкурсе. Экспертами чаще являются мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин, специалисты компаний и предприятий.

Таким образом, акцентирование внимания Правительством Российской Федерации на проблемах повышения качество специалистов для ИТ-отрасли и популяризации профессиональных компетенций среди молодежи, а также обеспечение конкурентоспособности и востребованности выпускников образовательных организаций подчеркивает значимость соревнований WorldSkills. В рамках подготовки участников необходимо создать систему деятельности по формированию и оценке профессиональных компетенций студентов учебных заведений средствами конкурсов профессионального мастерства (через подготовку к чемпионатам WorldSkills), состоящую из следующих компонентов:

1) механизм подготовки обучающихся к участию в чемпионатах по стандартам WorldSkills: осуществлены отработка, демонстрация и оценка деятельности участников чемпионата в соответствии с техническим описанием и требованиями к компетенции «ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С:Предприятие 8»;

2) комплекс методических материалов по сопровождению деятельности, направленной на формирование и оценку профессиональных компетенций студентов-участников чемпионатов по стандартам WorldSkills Russia;

3) методика оценки эффективности работы специалистов по решению задач подготовки участников к конкурсам профессионального мастерства по международным стандартам WorldSkills Russia;

4) расширить компетенции специалистов, осуществляющих подготовку и оценку участников конкурсов профессионального мастерства по международным стандартам WorldSkills Russia, через проведение обучающих мероприятий разных видов.

Список литературы / References

1. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2014 № 78. [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р://Минобрнауки.рф/документы/4783/ (дата обращения: 13.01.2017).

2. Приказ Минобрнауки РФ от 27.01.2016 № 40. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://Минобрнауки.рф/документы/7942/ (дата обращения: 13.01.2017).

3. Аналитическое исследование «ИТ-кадры в российской экономике», 2010 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/education/projects/itcadry2010.php/ (дата обращения: 13.01.2017).

4. Правдина М.Е., Макаров Д.А. Новая компетенция WorldSkills «ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С:Предприятие 8». Сборник научных трудов 17-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Инновации в экономике и образовании на базе технологических решений «1С») 31 января - 1 февраля 2017 г. / Под общ. ред. проф. Д.В. Чистова.. Часть 1. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2017. С. 54-56.

5. Официальный сайт WORLDSKILLS RUSSIA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// worldskills.ru/ (дата обращения: 28.01.2017).

6. МакаровД.А., Задорнов К.С., Макарова И.А. Проведение комплексного экзамена по системе WorldSkiИs по специальности «Корпоративные информационные системы». Сборник научных трудов 17-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Инновации в экономике и образовании на базе технологических решений «1С») 31 января-1 февраля 2017 г. / Под общ. ред. проф. Д.В. Чистова.. Часть 1. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2017. С. 74-77.

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ В РАЗРАБОТКЕ WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Горюнова М.П. Email: [email protected]

Горюнова Мария Павловна — заместитель генерального директора, ОАО «Научный центр прединвестиционных исследований», г. Москва

Аннотация: в статье описываются основные архитектурные стили или шаблоны, применяемые при разработке программного обеспечения, в частности web-приложений. Описаны такие архитектурные стили, как: компонентная архитектура, многоуровневая архитектура, клиент/сервер архитектура, N-уровневая/З-уровневая архитектура, сервисно-ориентированная архитектура (СОА, SOA), объектно-ориентированная архитектура, шина сообщений. В статье представлены основные характеристики этих архитектурных стилей, область их применения и примеры приложений, при построении которых рекомендуется их использование.

Ключевые слова: архитектура программного обеспечения, архитектура web-приложений, архитектурные стили, архитектурные шаблоны, компонентная архитектура, многоуровневая архитектура, клиент/сервер архитектура, сервисно-ориентированная архитектура, СОА, объектно-ориентированная архитектура, шина сообщений, выбор архитектуры.

ARCHITECTURAL STYLES IN THE DEVELOPMENT OF WEB-APPLICATIONS AND THE FIELD OF THEIR APPLICATION

Goryunova M.P.

Goryunova Maria Pavlovna - Deputy General Director, JSC "SCIENTIFIC CENTER FOR PRE-INVESTMENTSTUDIES", MOSCOW

Abstract: the article describes the main architectural styles or templates used in the development of software, in particular in the web applications. Such architectural styles as: component architecture, multi-level architecture, client/server architecture, N-tier/3-tier architecture, service-oriented architecture (SOA), object-oriented architecture, message bus are described in the article. The article presents the main characteristics of the architectural styles, the scope of their application and examples of type of application where their use is recommended.

Keywords: software architecture, architecture of web applications, architectural styles, architectural templates, component architecture, multi-level architecture, client / server architecture, service-oriented architecture, SOA, object-oriented architecture, message bus.

УДК 004.42

Обобщенные принципы и шаблоны, используемые при создании и проектировании ПО, обычно называют архитектурными стилями или шаблонами. В литературе можно встретить определение архитектурного стиля как [1]:

«Архитектурный стиль, таким образом, определяется как семейство систем с точки зрения схемы организации структуры. Более конкретно, архитектурный стиль определяет совокупность компонентов и соединений, которые могут использоваться в экземплярах этого стиля, вместе с набором ограничений на их комбинирование. Они могут включать топологические ограничения архитектурных решений (например, отсутствие циклов). Другие ограничения, например, связанные с необходимостью обрабатывать семантику выполнения». К основным архитектурным стилям относятся, например, следующие стили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.