УДК 004.4:378.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ «1С» В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»
К. М. Титова, М. Н. Яковлев Научный руководитель - Е. Л. Вайтекунене
ССибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы проведения производственных практик у студентов направления «Прикладная информатика», в области информационных технологий с использованием продуктов фирмы «1С». Приведены приобретаемые во время прохождения производственных практик компетенции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.
Ключевые слова: Прикладная информатика, производственная практика, «1С:Предприятие», компетенции, информационные технологии.
THE USE OF THE «1C» TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PRACTICES OF STUDENTS OF THE SPECIALTY «APPLIED INFORMATICS»
K. M. Titova, M. N. Yakovlev, Scientific Supervisor - E. L. Vaitiekunene
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
In article questions of holding a work practice at students of the Applied Informatics direction, in the field of information technologies with use of products of 1С are considered. The competences acquired during passing of a work practice according to the federal state educational standard of the higher education are given.
Keywords: Applied informatics, industrial practice, "1С: Enterprise", competences, information technology.
Успешность выпускника зачастую определяют практические навыки, полученные в ходе обучения, которые в дальнейшем он сможет применить в своей профессиональной деятельности. Однако в ходе обучения рекомендуется делать акцент на освоение приложений и механизмов одной платформы. Умение ориентироваться в особенностях работы с одной программой позволит быстро и эффективно освоить новое программное средство, адаптироваться к профессиональным требованиям.
Программные продукты фирмы «1 С» и программные решения на их основе занимают значительное место на российском рынке информационных систем автоматизации управления предприятий. Это делает необходимым включение их в учебные планы направлений подготовки информационного и экономического профилей. Актуальность подготовки кадров, умеющих работать с технологиями «1С», сегодня очень велика, так как продукты фирмы «1С» широко распространены на предприятиях, как России, так и за рубежом.
Для освоения практических навыков в образовательном процессе предусмотрены производственные практики. Но так как в настоящее время предприятия чаще всего отказывают сту-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2
дентам в прохождении практик, необходимо организовать прохождение практик на базе кафедры. В обучении студентов информационных и экономических профилей запланировано проведение двух производственных практик. Содержание практик разрабатываются и проводятся преподавателями кафедры. Для этого следует разработать план производственных практик с применением платформы «1С:Предприятие». Для прохождения производственных практик рекомендуется использовать прикладное решение «1С:Управление небольшой фирмой, редакция 1.6».
В соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Прикладная информатика» [1] в процессе прохождения первой производственной практики у студентов формируются такие компетенции, как:
Общекультурные:
• способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
• способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
• способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Обще профессиональные:
• способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).
Профессионально-технологические:
• способностью эксплуатировать и сопровождать ИС и сервисы (ПК-7);
• способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-15) [1].
Целью учебной практики являются формирование у студентов комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач.
В ходе практики студенты применят свои полученные знания в таких областях как: организация закупок, проведение маркетинговых мероприятий, особенности производства, расчеты с персоналом, организация продаж.
Студент получит сквозную задачу, которую он должен реализовать, используя программный продукт «1С:УНФ» [2].
По итогам практики студенты по теоретической части проходят тестирование на знание методов и приемов работы с программой, по практической части представляют отчет.
В результате освоения программы учебной практики студенты приобретают опыт решения управленческих задач с использованием конфигурации «1С:УНФ».
В соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Прикладная информатика» в процессе прохождения второй производственной практики у студентов формируются такие компетенции, как:
Общекультурные:
• способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
• способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
• способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Общепрофессиональные:
• способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований ИБ (ОПК-4).
Профессиональные:
• способностью проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе (ПК-1);
• способностью разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение (ПК-2);
• способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения (ПК-3);
• способностью документировать процессы создания ИС на стадиях жизненного цикла (ПК-4);
• способностью выполнять технико-экономическое обоснование проектных решений (ПК-5);
• способностью осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-12);
• способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании ИС (ПК-13);
• способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации ИС (ПК-14);
Профессионально-прикладные:
• способностью составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов (ППК-4) [1].
Целью данной практики является приобретение практических навыков обследования систем, написание технической документации проекта, разработка информационной системы.
В ходе практики студенты работают в команде. Каждая команда получает индивидуальное кейс-задание. В начале своей работы студенты описывают особенности автоматизации согласно кейс-заданию, формулируют постановку задачи проектирования, разрабатывают техническую документацию проекта и реализуют информационную систему. По итогам работы команда студентов предоставляет разработанный проект и реализованную систему [3].
В результате освоения программы учебной практики студенты приобретают опыт разработки проекта и его реализации на платформе «1 С:Предприятие».
Дальнейшая работа с продуктами «1С» продолжается уже на основе осознанного выбора студента. Основывается этот выбор на том, что при наличии базовых теоретических знаний и навыков работы в программе можно постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.
Таким образом, студенты во время обучения приобретают не только теоретические знания, но и практические, что позволяет чувствовать себя уверенно на рынке труда.
Библиографические ссылки
1. ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/090303 (дата обращения: 22.03.17).
2. Павлов Ю. В., Бандуля И. В.. Реальная автоматизация малого бизнеса. 1С:Управление небольшой фирмой. М.: 1 С-Паблишинг, 2017. 321с.
3. Филиппович А. Ю. Рекомендации по встраиванию сертифицированных учебных курсов фирмы «1С» в образовательные программы. М.: С-Паблишинг, 2015. 158с.
© Титова К. М., Яковлев М. Н., 2017