Васева Е.С.,
Филиал РГППУ в г. Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия
ПРИКЛАДНЫЕ РЕШЕНИЯ 1С КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»
Аннотация
В статье рассматриваются функциональные возможности типовых конфигураций системы 1С: Предприятие как средства реализации практико-ориентированного подхода к обучению студентов по профилю «Прикладная информатика (в экономике)» в аспекте компетентностного подхода. Приведены примеры задач с конкретной производственной ситуацией, решение которых предполагает за счет использования одной из типовых конфигураций формирование конкретных профессиональных компетенций.
Ключевые слова: практико-ориентированная задача, типовая конфигурация 1С, автоматизация учетной деятельности.
Vaseva E. S.
Ph. D., associate Professor of the Department of it
Rgppu branch in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia
APPLIED SOLUTION 1C AS A MEANS OF IMPLEMENTATION PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF COMPUTER APPLICATION IN THE ECONOMY
Abstract
This article discusses the functionality of the typical configurations of the 1C: Enterprise as a means of implementing the practice-oriented approach to teaching students the profile "Applied Informatics (in the economy)," in the aspect of the competence approach. Presents examples of problems with the specific production situation, the solution of which involves the use of one of the standard configurations of the formation of specific professional competencies.
Keywords: practice-oriented task, a typical configuration of 1C, the automation of accounting operations.
Прикладная информатика - это довольно перспективный вид деятельности и имеет множество направлений развития. Например, на сегодняшний день просто невозможно представить себе работу специалиста в области экономики без компьютера. Ведь практически каждая задача выполняется при помощи определенных вычислительных программ. Поэтому довольно востребованным направлением обучения является «Прикладная информатика (в экономике)».
Конечная цель любого образовательного процесса - получение определенной квалификации и опыта. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по данному направлению у выпускника должен быть сформирован определенный набор общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Реализация большей части которых достаточно проблематична без доминирующей роли прикладного, практического характера обучения в профессиональном образовании. При этом обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые воспитывают у студентов готовность к применению полученных знаний и умений в своей будущей профессиональной деятельности. Здесь необходимо учитывать, что в общем виде такие задачи должны разрабатываться на основе межпредметного содержания и быть направленными на системное восприятие и овладение способами действия в конкретной производственной ситуации.
Организация решения практико-ориентированных задач может быть реализована на платформе комплексной информационной системы 1С:Предприятие. На сегодняшний день 1С:Предприятие является универсальной системой автоматизации экономической и организационной деятельности предприятия, которая позволяет автоматизировать учетные процессы из самых разнообразных предметных областей. Для автоматизации типовых задач фирмой 1С разработаны типовые прикладные решения, которые предназначены для решения стандартных учетных задач. Универсальность прикладных решений заключается в способности удовлетворить потребности самых разных предприятий, работающих в одной области деятельности. Возможность настройки системы на особенности конкретного предприятия и класса решаемых задач определяет главное свойство системы 1С:Предприятие - конфигурируемость.
Основные типовые прикладные решения: «1С:Бухгалтерия» «1С:Управление небольшой фирмой» «1С: Управление торговлей» «1С:Зарплата и Управление Персоналом » «1С: Комплексная автоматизация». Представим функциональные возможности типовых конфигураций системы 1С:Предприятие как средства реализации практико-ориентированной подготовки студентов в процессе обучения в аспекте развиваемых компетенций ( см. табл. 1).
Таблица 1
Компетенция Функциональные возможности системы 1С:Предприятие в содержании обучения Дисциплины
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4) В системе 1С: Предприятие реализованы следующие программно-технические сервисы обеспечения информационной безопасности: назначение ролей пользователям системы и авторизация пользователя по паролю, заданному в 1С; ограничение доступа к объектам метаданных по ролям; ведение журнала регистрации событий; создание резервной копии информационной базы. Студенты учитывают основные требования информационной безопасности при настройке программного комплекса (относится ко всем типовым прикладным решениям). Предметно- ориентированн ые экономические ИС, Информационн ая безопасность, Информационн ые системы и технологии.
способность принимать участие во внедрении, адаптации и настройке информационных систем (ПК-10) Студенты отражают учетную политику учебной организации в настройках соответствующих прикладных решений (ввод данных об организации, учетная политика бухгалтерского учета, настройки пользователя и т.д.) Предметно- ориентированн ые экономические ИС, Операционные системы.
способность эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-11) способность осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК- 14); С помощью типовых прикладных решений автоматизируются основные направления управленческой и учетной деятельности, что выполняется студентами на примере учебной организации. Выбор конфигурации определяется предметной областью учета: - конфигурация «1С: Управление торговлей» позволяет выполнять широкий спектр работ, связанный с учетом товаров, планированием поставок, анализом складских остатков. - конфигурация «1С: Зарплата и Управление Персоналом» предназначена для комплексной автоматизации расчета заработной платы и реализации кадровой политики предприятий. Конфигурация «Бухгалтерия предприятия» позволяет организовать учет практически по любым разделам Предметно- ориентированн ые экономические ИС, Налогообложен ие, Бухгалтерский учет, Управление человеческими ресурсами, Компьютерное делопроизводс тво, Маркетинг, Менеджмент.
Компетенция Функциональные возможности системы 1С:Предприятие в содержании обучения Дисциплины
бухгалтерского учета. Каждая конфигурация предусматривает большое число отчетов, в каждом из которых состав показателей, алгоритмы их формирования, форма представления могут гибко настраиваться, это позволяет организовать аналитическую деятельность студентов.
способность осуществлять инсталляцию и настройку параметров программного обеспечения информационных систем (ПК-13) Установка системы 1С:Предприятие включает три этапа: установка платформы, установка шаблона конфигурации и создание информационной базы. Самостоятельно студенты выполняют третий этап, при необходимости можно задействовать их и при выполнении первого и второго этапов. Предметно- ориентированн ые экономические ИС, Информационн ые системы и технологии
В качестве примера приведем две задачи, решаемые студентами в рамках курса «Предметно-ориентированные экономические информационные системы» на базе системы 1С:Предприятие, которые позволяют продемонстрировать практико-ориентированный подход в обучении.
1. Задача, реализуемая в конфигурации «Бухгалтерия предприятия».
S 21 января от поставщика ЗАО «СырьеПром» была получена промышленная подшивочная машина TY-600 Protex стоимостью 41000, НДС в сумме 18%, включать в состав расходов, счет фактура №453 от 21.01.16.
S Введите сведения о дополнительных расходах от контрагента ЗАО «СырьеПром» в размере 1500 рублей за монтаж промышленной машины и 500 рублей за ее транспортировку, НДС в сумме 18%, счет-фактура №671 от 21.01.2016. Денежные средства за монтаж и доставку подшивочной машины были выданы в тот же день из кассы.
S 22 января промышленная подшивочная машина TY-600 Protex введена в эксплуатацию в производственном отделе, срок полезного использования 10 лет, способ начисления амортизации - линейный. При формировании стоимости ОС учитывайте, что в общую сумму также входят НДС и дополнительные расходы.
S После принятия к бухгалтерскому учету промышленной подшивочной машины TY-600 Protex у предприятия возникли дополнительные расходы, связанные с этим объектом. Зафиксируйте результаты проведенной переоценки, дата документа 25 января, фактическая сумма модернизации составляет 10000, срок эксплуатация ОС не меняется.
^ За январь месяц сформируйте отчет «Инвентарная книга». Определите, какие документы формируют записи в инвентарной книге. В печатной форме расшифруйте подпись главного бухгалтера.
2. Задача, реализуемая в конфигурации «Зарплата и управление персоналом».
^ 02.02.16 приказом по организации была принята на постоянную работу Евстюнина Людмила Ивановна на должность инспектора по технике безопасности с окладом 16000 рублей в месяц. Дата рождения: 03.03.1979, паспорт гражданина РФ, серия 6565, номер 314314, ИНН 771456789111, страховой номер в ПФР: 016-647-876 66.
^ На обеспечении физического лица находится ребенок-инвалид, дата рождения которого 12.12.2005.
^ При приеме на работу была предоставлена справка по форме 2-НДФЛ, из которой следует, что в текущем году работником был получен доход в январе месяце в размере 12500 рублей.
Обязательным условием правильного решения подобных задач является наличие знаний описываемых предметных областей, которые студенты получают на других дисциплинах, таких как бухгалтерский учет, управление человеческими ресурсами, маркетинг и т. д.
Актуализация востребованных в профессиональной деятельности умений происходит также при прохождении студентами практики. Учитывая, что 1С:Предприятие является одной из самых распространенных программных средств на российском рынке, очень часто оказывается, что организация, где студенты проходят практику использует для автоматизации учетной деятельности программу 1С: Предприятие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Минобрнауки России от 12.03.15 №207 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] URL:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090303.pdf (дата обращения: 26.01.16)