Научная статья на тему 'Проблемы комплексного управления безопасностью населения и территорий. Новые подходы к их решению'

Проблемы комплексного управления безопасностью населения и территорий. Новые подходы к их решению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы комплексного управления безопасностью населения и территорий. Новые подходы к их решению»

МАТЕРИАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ НАУЧНОГО СОВЕТА ЦСИ ГЗ МЧС РОССИИ ОТ 20.11.2001 Г.

Проблемы комплексного управления безопасностью населения и территорий. Новые подходы к их решению

тезисы доклада Долгина Н.Н.1

Концепция КУБТ разрабатывалась в рамках НИР «Защита-2001»

(II этап).

На схеме № 1 приводится понятие КУБТ. Следует отметить, что этот термин приводится впервые, ранее понятия КУБТ ни в официальных документах, ни в научной литературе не было.

На наш взгляд, комплексное управление безопасностью не исключает традиционного дифференцированного подхода к решению проблем по отдельным конкретным видам безопасности.

Актуальность проблемы КУБТ обуславливается тремя группами обстоятельств (Схема № 2), из анализа которых можно сделать вывод, что существующая система управления безопасностью не отвечает характеру возможных угроз ХХ! века.

Порядок постановки задачи в ходе исследований отражен на схеме

№ 3.

На схеме № 4 показаны базовые источники, исходя из которых разрабатывалась Концепция.

Принципиальная схема КУБТ приведена на схеме № 5. На схеме видно, что содержание КУБТ состоит из шести основных блоков:

мониторинга;

комплексного анализа;

оценки рисков и выбора приоритетов;

разработки комплекса программных, организационных и нормативных документов;

разработки и реализация конкретных мероприятий;

оценки эффективности принятых мер.

На схеме № 6 приведена структура Концепции КУБТ.

Возможные угрозы и опасности, характерные для территорий России показаны на схеме № 7. Разумеется, для разных регионов РФ характер опасностей и угроз будет конкретизироваться и уточняться.

На схемах №№ 8,9,10,11 некоторые опасности и угрозы даны в более детализированном виде.

Важное место в Концепции занимают показатели нарастания опасных процессов (схема № 12) и интегрированные показатели безопасности

1 Проект «Концепции комплексного управления безопасностью населения и территорий» в полном объеме опубликован в Информационном сборнике ЦСИ ГЗ №10 2001 г. , поэтому в данной работе материалы приводятся в тезисном виде с пояснениями на прилагаемых схемах

территории (схема № 13). Следует отметить, что эти разделы Концепции требуют доработки и уточнения.

На схеме № 14 изложены цели, принципы и задачи КУБТ. Методологические основы КУБТ отражены на схеме № 15.

На схеме № 16 раскрываются организационные основы КУБТ. Следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

организационная структура КУБТ полностью соответствует структуре государственного управления;

вводятся два новых понятия - «комплексная система обеспечения безопасности» и «координационный совет по безопасности».

На схеме № 17 раскрываются основные направления КУБТ.

Порядок реализации КУБТ на практике показан на схеме № 18.

Комплексное управление безопасностью территории - целенаправленная деятельность органов управления соответствующих уровней власти по плани рованию и реализации оптимальной системы мер по обеспечению безопас ности населения, защите объектов производственного и социального назначения, материальных и культурных ценностей и окружающей среды на данной территории от всего комплекса неблагоприятных воздействий, опасностей и угроз, могущих привести к чрезвычайным ситуациям различного характера.

Концепция комплексного управления безопасностью территорий представляет собой систему взглядов на цели. задачи. принципы и содержание деятельности органов исполнительной власти и органов местного са-моуправлсия в области обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации, городов и районов, жизни и здоровья населения, его прав и свобод в условиях возможных внешних и внутренних опасностей и угроз

Схег/а № 1

475

Чем вызвана актуальность проблемы КУБТ

Схема 2

476

Постановка задачи

Трудности: 1. Тема исследовалась впервые.

2. Тематика выходит за рамки МЧС России

3. Отсутствие ясности по реализации результатов. 4 Недостаток исходных данных

5. Отсутствие практического опыта КУБТ.

Схема № 3

Базовые источники для разработки Концепции КУВТ

КОНСТИТУЦИЯ РФ

(СТ. 2, 4, 6, 7. 13, 17, 20,21, 29, 37, 39-42, 56, 58, 71-73, 76)

Федеральные законы Российской Федерации области безопасности 15

Концепция

безопасности

Москвы

Ж

Концепция

КУБТ

Прогноз опасностей и угроз на территории России в XXI веке

Концепция

национальной

безопасности

Российской Федерации

Научные труды в этой области

щттт

Опасности и угрозы (политического, социального, природного, техногенного и др характера)

Комплексный мониторинг

О

Состояние безопасности

Комплексный анализ и прогноз возможных последствий 0

1 Условия и предпосылки, влияющие на процессы безопасности

2 і Iі

Оценка рисков, определение приоритетов и целевых параметров обеспечения безопасности

і

концеп-

ции

безо-

пасно

сти

стратегии повышения безопасности

э р

целевых и научно-технических программ

або

І1 к а ©І

реализация

ком-

плекса

превен-

тивных

мер

меха-

низмов

регули-

рования

безо-

пасно-

сти

норма

тивно-

право-

вой

базы

мероприятий по повыид (нию безопасности (Т)

Создание запасов и резервов

обеспечение готовности сил и средств

выделение ресурсов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I__________

инфор-

мацион-

но-

массовая

работа

контроль и надзор

эксперти-

за

и другие

Схема

479

С

Концепция комплексного управления безопасностью территорий (КУБТ)

1 Общие положения

1 1.1 Основные термины и понятия

1.3. Возможные угрозы и опасности

Предпосылки,

усугубляющие

угрозы

Возможные

последствия

1 4 Показатели

безопасности

территорий

2 Основы КУБТ

1.2 Проблемам безопасности -системный подход

2 1 Цели, задачи, принципы КУБТ

2.2 Методологические основы КУБТ

Сфера КУБТ

Нормативно-

правовые

основы

Методы К/БТ

Механизмы

КУБТ

—Г

2.3. Организационные основы КУБТ

Комплексная система обеспечения безопасности

Основные функции органов управления

3. Основные направления КУБТ

4 Порядок КУБТ

3.1 Основные направления КУБТ

5 Реализация концепции КУБТ

3 2 Основные мероприятия КУБТ

[_ _ ВОЗМОЖНЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ

----------------------------

*1 Угрозы социального характера

Угрозы политического характера

^ Экономические угрозы

► Экологические угрозы

р. Военные угрозы

* Техногенные угрозы

► Природные угрозы

► Террористические угрозы

* Криминальные угрозы

► Информационные угрозы

» Угрозы коммунально-бытового

и жилищного характера

► Угрозы психологического характера

Схрма

№7

Снижение уровня удовлетворения неотложных нужд питании, жизни, коммунальных и других видах услуг

Возрастание опасности возникновения эпидемий

Схема № 8

3

Схема

и

УГРОЗЫ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО ХАРАКТЕРА И В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ

Несоответствие возможностей и потребностей в системах коммунально-бытового обеспечения

Уязвимость сети водоснабжении от внешнего ► воздействия, недостаток закрытых водоемов

Медленное внедрение новых передовых и менее опасных технологий в коммунальнобытовом хозяйстве

Возрастающий уровень водопотерь и потери тепла в инженерных сетях

Дефицит источников питьевой и хозяйственной воды

Недостаточная устойчивость энергоснабжения коммунально-бытовых объектов

Старение жилого фонда и их инженерных систем, повышение аварийности на

коммунальных сетях

Перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и очистных сооружений

Снижение уровня коммунально-бытовых услуг населения

Постоянное разрастание городских площадей застройки

Схема

а I №

10

і АОРИСТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ

____ _

Нападения на политические и экономические

" 1 1 Р1 ; объекты (захват, подрыв, обстрел и т.д.)

► Похищения людей и захват заложников

Проникновение в информационные сети с целью нарушения их работы

Совершение нападений на объекты, потенциально опасные для жизни населения

Отравление (заражение) систем водоснабжения городов и населенных пунктов, продуктов питания

... р

Взрывы и другие террористические акты в местах скопления людей (метро, вокзалы, транспортные средства)

Захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств

.. р

Применение химических и радиационных опасных веществ в местах скопления и проживанию людей

Схема

№ 11

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАРАСТАНИЯ ОПАСНЫХ ПРОЦЕССОВ, ЗА КОТОРЫМИ НАСТУПАЕТ ЭСКАЛАЦИЯ РАЗРУШЕНИЯ И ДЕГРАДАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень падения промышленного производства

Доля импортных продуктов питания

Доля экспорта высокотехнологичной продукции

Доля от валового продукта ассигнований на науку

30-40%

О

у

30%

о 10-11%

в:

0?%

100%

100“»

100%

100%

Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения

Доля населения, живущих за порогом бедности Соотношение минимальной и средней зарплаты

10

О 10%

Уровень зарегистрированной и скрытой безработицы

0 8-10%

100%

100%

Ожидаемая средняя продолжительность жизни населения

65-70 лет

суммарное поступление от экологических платежей

Валовый продукт

О 5%

100%

Предохранительные затраты на экологию

Уровень преступности (кол-во преступлений на 100 тыс человек населения)

Валовый продукт

О 5%

100%

Уровень потребления алкоголя (абсолютный алкоголь на 1 человека)

5-6 тыс 100 тыс чел населения

0 Л

8 л

1 Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы

40%

100"»

! Уровень доверия населения в органам власти

О 20-25%

100*

Схема

к»

486

ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА И ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА

юказа^ели риска преждев эеменнои смерти

Показатели риска Социально-экономические причины Экологические причины ДТП Производст- венный травматизма Преступле- ния Пожары Самоубийст- ва Чрезвычайные сит> ации

Россия Россия Россия/ Москва Россия Россия Россия Россия Россия

Величина 1 показателя Россия/ Развигые старны 6,6 10 7/ 2,3 101 2.7 10л/ 1.4 10° 3 Ю"1/ 2 10^ 2 ЮГ*/ 0,8 10-4 2 Ю'4 1.5 10"* 3 Ю'4 2 ~т 1 105

% от общего количества смертей 50/20 20/10 2/1,9 1.5/0.8 1.5 1.0 2,0 0,15/0,10

Показатели экономического ущерба

Доля от ВНП, % Материального ущерба от харахтера ЧС. % Экономический ущерб от природных ЧС. млрд. руб.

Развитые страны Россия природные техногенные биолого- социальные Всего наводнения оползни, сели, лавины лесные пожары смерчи. ураганы землетрясения

0,3 0.5 90-95 5-9 менее 1 25-30 9-12 5-6 5-12 3-5 2-3

Схема № 13

487

Цель, принципы и задачи КУБТ

Цель - создание и поддержание такой политической, экономической и социальной обстановки, которая бы создавала благоприятные условия для устойчивого развития личности, общества и территории; обеспечения безопасного проживания и деятельности населения, защиту объектов производственного и социального назначения, материальных и культурных ценностей и окружающей среды.

Основные задачи:

- консолидация жителей региона;

- решение социальных проблем;

- обеспечение экономического роста;

- улучшение экономической обстановки;

- обеспечение личной безопасност граждан;

противодействие криминальны

структурам;

- созданI * эффективной подсистем

РСЧС;

- формирование идеологии безопасно жизнедеятельности;

совершенствование гражданско обороны.

Основные принципы:

- соответствие федеральным законам;

- непрерывность КУБТ;

- приоритет проблем безопасности;

- обеспечение равного права все граждан на безопасность,

- рассмотрение всего комплекса угроз определением приоритетов;

- обязательность участия всех органо управления и других организаций каждого человека в решении пробле безопасности и др.

Схема 14

Методологические основы КУБТ

ВИДУ Объекты КУБТ:

Седогщсностн * элементы

в сФсие КУБТ: социальной сферы

• политическая; (население, образ

♦ социальная; жизни, среда и

* т.д.);

экономическая, • опасности и

* природная; угрозы;

• техногенная; •условия, которые

* продовольстве- благоприятствуют

нная; или препятствуют

• информацио- решению

нная; проблем

• военная; безопасности

^ пожарная,

• дорожного

движения;

• радиационная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Норма іивно- Основные

пдавовые методы КУБТ:

ИСТОЧНИКИ • методы

к>Жі комплексного

• Конституция РФ; мониторинга;

• Концепция • методы

национальной экономического

безопасности РФ, нормирования

Федеральные антропогенного

законы: воздействия;

• «О безопасности; •

• «О защите методологическое

населения,..»; обоснование

• «Об обороне...»; приемлемых

• «О пожарной рисков;

безопасносіи»; • методология

• «О радиационной управления

безопасности». рисками и др:

•«О гражданской обороне» и др.

Схема }6 15

Механизмы ~ КУБТ:

’ административно-

управленческие

(анализ,

планирование,

коюроль,

выделение

средств),

* экономические, экономической ответствен ности; перераспределение рисков; формирование фондов,

стимулирование, резервирование; страхование

* механизмы информационнопропагандистско го хараетера,

* механизмы имитационного моделирования и др.

Структура комплексной системы обеспечения безопасности в субъекте Российской Федерации

Глава Администрации Законодательное Собрание

1 і " ' ■ — - Г'^

Координационный Совет по безопасности

Территориальные органы управления ральных ведомств, э компетенцию которых входят проблемы безопасности (МО, ФС6, МВДидр)

Территориальные органы управления и организаций

—и......

Предприятия и организации

"тип

Т ерриториальные системы безопасности федеральных ведомств

Т ерриториальные системы безопасности субъекта РФ

Объектовые

системы

безопасности

Территориальный орган управления ГОЧС

Т ерриториальная система предупреждения и ликвидации ЧС

Территориальная

система

гражданской

обороны

Основные направления КУБТ

Основные направления обеспечения безопасности

* формирование нормативноправовой базы;

- формирование и реализация целевых и научно-технических программ;

- создание и обеспечение функционирования комплексной системы безопасности;

- обеспечение эффективной работы системы предупреждения и ликвидации ЧС;

- обеспечение социальной защиты граждан;

- и другие.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности

- в организационной сфере;

- в экономической области;

- в области природно-технической безопасности и градостроительной политике;

- в экологической области;

- в области общественной безопасности, правопорядка и информационной безопасности;

- в области подготовки населения;

- в области военной безопасности.

Порядок КУБТ

Схема № 18

Ответы докладчика на вопросы

Д.т.н. Елохин А.Н.

Какие показатели по безопасности территорий Вами рассматриваются? Все ли они одного веса и одинакового ли они значения? Конечный ли перечень показателей представлен на схеме?

Что касается значений и веса показателей безопасности территорий, то мы не ставили целью их конкретизировать. Конечно, здесь есть узкие места в наших разработках, этот вопрос требует дальнейшего изучения и анализа.

Часть показателей безопасности из перечня уже апробированы и фактически приняты, в частности в Концепции безопасности г. Москвы, и они не вызывают сомнений. Другая же часть по интегрированным показателям нами предложена в виде таблицы впервые. Мы понимаем, что данный вопрос очень сложный и требует разработки в отдельной НИР.

Д. г-м.н. Аникиев А.А.

В таблице 1 приведены данные о том, что преждевременная смерть обусловлена в основном социально-экономическими причинами. Так ли это? Вы предлагаете административно-командную систему для управления безопасностью территорий, в то время как 70% экономического потенциала страны находится в частных руках. И этот процент будет еще увеличиваться. Следовательно, старую систему управления практически исключают из руководства. Таким образом, есть парадокс в Ваших посылках. Как быть?

Парадокса здесь нет. Г осударственное управление безопасностью (армия, полиция, милиция, разведка и др.) было и остается функцией государства при любой социально-экономической системе в различных странах. И в нашей стране Президентом проводится именно такое направление. Как известно, роль государственных органов власти в определенных сферах постепенно повышается, в том числе и в экономической сфере. Тем более роль государства в сфере национальной безопасности, в сфере социальной защиты и др. Конечно, здесь простых решений не может быть. Поэтому мы их и обсуждаем. Мы придерживаемся в этом вопросе направления, указанного руководством Министерства. А именно: в XXI веке идеи безопасности человека, общества и государства будут господствующими идеями среди других направлений деятельности органов власти.

К.в.н. Белоусов В.В.

Кто конкретно из структур органов исполнительной власти будет заниматься комплексной безопасностью территорий; планированием, организацией, практическими действиями, контролем по обеспечению безопасностью? Как будет организовано взаимодействие между различными структурами, обеспечивающими безопасность?

Комплексное управление безопасностью совершенно не исключает наличие и функционирование существующих структур, которые занимаются соответствующими направлениями в обеспечении безопасности: МВД, ФСБ, Минобороны и др. А сейчас речь идет о координации и согласовании действий всех структур. Поэтому мы и дали наименование новому органу - Координационный совет по комплексной безопасности. Но этот орган рекомендательный, аналитический. Он должен обеспечивать деятельность главы администрации на данной территории. Руководит, естественно, глава администрации, несмотря на его огромную занятость. Координационный совет определяет на основе анализа и прогнозов приоритеты в области безопасности, основные практические действия по обеспечению комплексной безопасности, выдает эти рекомендации главе администрации. В условиях ограниченного финансирования это позволит, по нашему мнению, обеспечить защиту населения и территорий с меньшими затратами.

Д.т.н. Быков А.А.

Предусматривается ли какой-то интегрированный показатель безопасности, с помощью которого можно было бы сравнивать различные территории России?

Если предусматривается, то не кажется ли Вам, что целесообразнее было бы провести пилотный проект по сравнению различных территорий России по их безопасности прежде, чем разрабатывать схему по структуре комплексной безопасности?

И еще вопрос. Анализируя комплексную безопасность и экономические механизмы управления безопасностью, Вы не указали среди них страховые механизмы. Как они увязаны в данном случае?

В докладе Вы указали, что по обсуждаемым проблемам очень мало литературы, работ и публикаций. На Западе работы по данной теме называются - региональный анализ рисков и там публикаций, начиная с девяностых годов, достаточно много. Кроме того, в западной терминологии «Управление рисками» более широкое понятие, чем «Управление безопасностью». А как Вы оцениваете это соотношение?

Мы показали на схемах как обобщающие показатели - риск преждевременной смерти людей и материальный ущерб в соотношении к национальному валовому продукту. Но мы считаем, что этих показателей комплексной безопасности недостаточно, чтобы характеризовать безопасность более полно и более точно. Их, наверное, маловато. Дальнейшая работа, может быть, внесет определенные коррективы и уточнения. Далее мы считаем, что для регионов и территорий комплексные показатели будут одинаковыми. Мы анализировали эту ситуацию и пришли к выводу, что интегрированные показатели будут приемлемы для регионов.

Что касается страховой составляющей в экономическом механизме, то она, естественно, предусматривается и включена на схеме 15 в пункт экономической ответственности. Конечно, эту составляющую можно указать и отдельно.

Соотношение понятий «рисков» и «безопасности», на наш взгляд, в пользу «безопасности». Если рассмотреть вопрос о том, все ли угрозы укладываются в понятие «риски», то вывод будет один - не все. Понятие «риски» взято от промышленных компаний и страховых компаний. Оно стало активно применяться и у нас, и не только для техногенных и природных рисков. Но оно не может объяснить, объединить все угрозы и все виды безопасности. Это видно и из схемы 15.

Д.т. н. Шахраманьян М.А.

В концепции комплексной безопасности желательно сделать градацию по административным, экономическим, нормативно-правовым и другим мерам, применяемым властями при комплексной безопасности. В том числе необходимо включить сюда обучение населения и его воспитание.

Ваше мнение на этот счет?

Подходы к мероприятиям по обеспечению комплексной безопасности мы отразили на схеме 15 в колонке «Механизмы КУБТ». Как видите, все основные элементы воздействия мы учли. В том числе и обучение (раздел «Механизмы информационнопропагандистского характера»).

Член-корр. РАН. Махутов Н.А.

Как известно в некоторых субъектах РФ есть советы безопасности и их секретари. Поэтому может быть на схеме 16 написать «Координационные Советы, Советы безопасности».

Если мы наделяем этот орган функциями координации, то и название дали ему соответствующее. Думаю, название не столь существенно. Но ближе к сути название «координационные».

К.т.н. Таранов А.А.

Вы выходите на приемлемые риски через показатели социально-экономического развития на примерах развитых стран. Здесь существуют разные точки зрения. Первая в том, что западная цивилизация это тупиковая ветвь с ориентацией на максимальное по-

требление. Есть цивилизации, ориентированные на минимальное потребление, например, Индия, а наша российская находится где-то между этими двумя направлениями. Россия ориентируется в перспективе на максимальное развитие, а на данном этапе пока ориентирована на выживание с переходом на устойчивое развитие. Есть такая точка зрения. Вопрос, на какую цивилизацию ориентированы Ваши показатели? Может быть ситуация, когда данные показатели не будут востребованы в России.

Ориентацию в развитии страны поменять можно в любое время, это, во-первых. Во-вторых, уровень наших показателей приемлемых рисков в два раза отличается от западных. Поэтому они, в принципе могут быть использованы в обоих случаях, хотя мы в КНИР «Лавина» оговорили конкретно, что показатели ориентированы на ведущие страны мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выступления

Д.г-м.н. Аникиев А.А.

Доклад содержит очень много интересных положений и выводов. Однако складывается впечатление, что, он ориентирован на старую систему государственной власти с элементами командно-административного управления. А эта система, как известно, работает плохо, у нее экономический базис не соответствует требованиям реальной жизни. Поэтому при доработке и дальнейшем совершенствовании Концепции комплексного управления безопасностью территорий необходимо обратить внимание на аспект увязки положений Концепции со структурой государственной власти и экономическим базисом.

Кроме того, надо учесть, что безопасность не является самоцелью, а это есть составная часть устойчивого развития регионов, городов и всей страны. Тогда все положения будут согласованы, и будут встраиваться в общую систему устойчивого развития. На примерах отдельных регионов, допустим газодобывающих и нефтедобывающих, которые хотя и богатые, но у них дети уже болеют профессиональными заболеваниями, можно апробировать и уточнить основные расчеты и выводы предлагаемой Концепции. А затем сравнить регионы, выдать соответствующие рекомендации.

Наш ВНИИ занимается экологическими рисками. Мы разделяем Вашу точку зрения относительно рисков в экологической сфере. Мы понимаем, что риск как вероятность гибели биологических систем - человека, организмов и т.д. И здесь противоречий нет. Мало того, данный риск может быть оценен и материальным ущербом. Экономисты могут его подсчитать. У нас есть и практические примеры расчетов. Так, например, мы рассчитали, что от 9 до 11% из всей суммы расходов на проект «Сахалин-1» необходимо выделить на экологическую безопасность. Есть примеры и в практической деятельности властей, когда данные цифры являются законодательно утвержденными. Так, в штате Аляска - 10%, стоимость проектов по закону выделяется на экологическую безопасность.

Заместитель Министра Фалеев М.И.

Нам представлен интересный и полезный доклад, заслуживающей высокой оценки. Конечно, можно найти и недостатки в нем. Например, складывается впечатление, что материал доклада определил формулу: движение - все, конечная цель - ничто. А именно, за снижение рисков можно бороться до бесконечности, как утверждает докладчик. Это наверное так, но для государственного управления такая формула не подходит. В этом случае ставится какая-то конечная цель. Нельзя не поставить для себя цель, использовать какие-то методы и способы для достижения неопределенной цели.

По-видимому, в условиях, когда государство определило данный уровень безопасности - это и будет целью, которую необходимо достичь, используя достигнутый уровень экономики, наличие финансового обеспечения, материальных возможностей, человеческий фактор, соответствующую структуру государственной власти и т.д.

Допустим, этот гарантированный уровень достигнут, экологические возможности позволяют двигаться дальше. Естественно, аналитики должны будут проанализировать сложившуюся ситуацию и предложить следующий этап для движения вперед. Такой подход, на мой взгляд, будет более эффективен, т.к. он опирается на реалии. Конечно, не надо ориентироваться по показателям безопасности на развивающиеся страны или на абстрактные ситуации. Наша страна самодостаточна, чтобы ориентироваться на развитие страны.

Таким образом, оценивая реальное состояние дел в каждом регионе, а не в целом по всей России, мы сможем выдвигать гарантированные уровни безопасности реально по достигнутым результатам в конкретных регионах и конкретно по соответствующим регионам. В этих условиях можно более эффективно использовать предлагаемый докладчиком экономический механизм комплексного управления безопасностью региона.

Далее следует вопрос, как и что можно контролировать, если нет цели, если нет нормы?

Как можно применять стимулирующие методы или карательные меры, если не определены конкретные цели? Ясно, что вся система государственной власти и местных органов самоуправления начинает действовать и вращаться, если поставлены конкретные задачи, если определены цели.

Член-корр. РАН. Махутов Н.А.

Представленные материалы представляют как самостоятельный интерес, так и интерес на будущий выход.

Важность сообщения, представленного докладчиком, состоит в том, что оно представляет определенный шаг вперед. Если вспомнить девяностые годы, то уже тогда ученые писали в Верховный Совет РСФСР и предлагали считать безопасность страны одним из важнейших приоритетов из всех других направлений государственной политики. Но ответ был примерно такой: «Вы не знаете политику государства, мы переходим на рыночные отношения, открытых врагов у нас нет, главная задача на данном этапе - развитие экономики». После чего были проведены встречи с рядом руководителей комитетов Верховного Совета, но и они сначала также вопрос с места не сдвинули. И только после обсуждения вопросов в пяти комитетах вывод был сделан в пользу преимущественного приоритета безопасности государства. О чем и говорил докладчик. И только после этого роль и значение национальной безопасности в стране стали приобретать важную значимость. Государственным структурам фактически была поставлена определенная цель. Учитывая выше сказанное, на мой взгляд, докладчик правильно ориентирует органы власти всех уровней, в том числе и регионов, на необходимость укрепления безопасности Российской Федерации по всем ее видам, рассматривая проблему в комплексе. Предлагаемая Концепция достаточно полно охватывает систему взглядов, которые формировались в этой области за последние годы в различных министерствах, ведомствах и научных учреждениях России.

М.И. Фалеев очень точно подметил, что необходимо наметить определенный рубеж, который был бы выражен конкретными показателями и определял бы в перспективе цель всей работы государственной системы. Если люди поймут цель в данном стратегическом направлении, и что от них требуется получить в итоге работы, если они будут иметь определенные средства, тогда работа пойдет. А ученые-разработчики Концепции должны продвинуть теорию дальше. Думаю, что материалы Концепции после соответствующей доработки следовало бы направить и субъектам Российской Федерации, в качестве рекомендуемой на данном этапе. Потом после расшифровки наработок можно было бы издать и отдельную книгу. Сейчас Центру стратегических исследований, конечно, надо начинать проработку показателей безопасности на ближайшую перспективу.

Первый заместитель Министра Воробьев Ю.Л.

Поставим вопрос прямой. А можно ли вообще управлять безопасностью жизнедеятельности людей? Нужно ли такое министерство? Да, нужно. Так как мы видим сейчас возникновение целого ряда новых угроз и устойчивое сохранение старых давно известных угроз. Следующий вопрос. Нужно ли бороться с этими угрозами? Просто ждать события, ждать их проявления и потом бороться с их последствиями? Или может быть как-то управлять этими событиями? Если можно управлять, то как? Как управлять безопасностью общества? Ответы на данные вопросы назрели давно. Конечно, одно дело безопасность людей, проживающих на данной территории, в данном городе или другом населенном пункте. Другое дело в создании необходимой социальной гармонии при проживании в различных регионах и условиях.

Человечество не стояло на месте, оно пыталось создать именно гармонию в своей жизнедеятельности. Однако в конце XX столетия люди почувствовали, что безопасность человека и общества, вопросы безопасности нуждаются в выделении в отдельную область знаний и деятельности людей. Ведь известно, что когда собираются политики и крупные руководители, то они в первую очередь решают вопросы безопасности. По крайней мере, эти вопросы всегда стояли выше других, в том числе и вопросы развития, поскольку они определяют главный вопрос - жить или не жить? Иногда нельзя обеспечить большую безопасность за счет только развития. И это многие прекрасно понимают. Понимают, что это сложные вещи. Но что-то нужно делать.

Конечно, пора принимать решения. Нужно искать выход из создавшегося положения. Администраторы, организующие мероприятия по защите населения, институты власти должны дать какие-то рекомендации именно в данном случае.

Как разумно организовать участие людей в системе безопасности человека и общества? Для этого созданы целые системы: образования, обороны, медицины и т.д. и т.п. Критикуя действия отдельных руководителей отраслей, мы говорим, что сделано в той или иной области, но мы не подходим к данному вопросу в комплексе, в обобщающем виде. И это сложно. Мы еще не создали соответствующего инструментария, по которому можно было бы в целом оценить безопасность. Поэтому мы и пытаемся создать такой инструментарий, в основу которого положить комплексное управление рисками. О чем и было доложено Н.Н. Долгиным.

Хороший или плохой такой подход сейчас оценить невозможно, но, на мой взгляд, такой подход имеет право на обсуждение на данном этапе. Поэтому мы должны послушать, подумать, проанализировать, как эту концепцию можно улучшить и применить на практике. А на будущее подумать, как ее можно мобилизовать для управления обществом при устойчивом его развитии.

Наша цель - улучшить безопасность населения, или изменить существующую тенденцию роста рисков, или задать необходимую динамику устойчивого развития общества.

Хочу привести некоторые примеры. Безопасность территории, города или области зависит от самоорганизации этих субъектов, от приемов управления ими. Значит необходимо создавать определенные условия для лучшей безопасности. Мы и должны подсказать администраторам, что нужно предпринять, чтобы улучшить безопасность проживания на этих объектах. Что нужно учитывать в управленческой функции обязательно, что эффективно повлияет на устойчивое развитие. Из чего следует исходить в данном случае? Конечно, из прогноза чрезвычайных ситуаций, их веса и влияния на обстановку в целом. А как обеспечить прогноз? Как опираться на прогноз? Конечно, нужно опираться на какие-то показатели в различных областях деятельности человека. Такие показатели или уже существуют, или их надо разработать.

Вот здесь примеры таких показателей докладчик приводил. Конечно, пока нет сегодня достаточно четких анализов, чтобы принять на законодательном уровне точно сформулированные показатели безопасности. Такие показатели должны выработать и

предложить мы. И, на мой взгляд, эти показатели сыграли бы очень важную роль в обеспечении безопасности наших людей. Например, ежегодно гибнет 30 тыс. человек на дорогах, плюс огромное число искалеченных людей. При этом есть устойчивая тенденция к увеличению этих показателей. А существуют ли какие-то ограничения этой отрицательной тенденции? Надо ли проводить анализ? На что же ориентировать руководство страны? Есть статистика, есть мировые данные, есть по странам. Значит, есть данные для анализа, ими только надо умело пользоваться, делать разумные выводы и рекомендации.

Далее. На мой взгляд, экономические показатели и смертность людей не всегда точно определяют безопасность, поскольку на них влияют многие другие факторы и обстоятельства, не связанные с безопасностью. Они не совершенны.

Итак, я считаю, что такая Концепция должна быть создана. Я благодарен людям за разработку данной темы. Вы предложили первый вариант, который уже можно принять за основу разрабатываемой Концепции. И, конечно, следует работу продолжить с учетом высказанных здесь замечаний и предложений.

Если мы создадим определенную систему взглядов, приемлемую для нас, на рассматриваемую проблему, то, конечно, мы сформулируем и основные положения, и их можем рекомендовать органам исполнительной власти, в том числе и местным.

Какова же конечная цель нашей работы? Мы должны усовершенствовать управление устойчивым развитием регионов и всей страны в целом с помощью всех этих новых идей и взглядов на проблему с учетом жизненного опыта отечественного и зарубежного. Концепция может принести большую пользу, причем на разных уровнях управления. Нам ведь известно, какие огромные ущербы несет общество от чрезвычайных ситуаций. Необходим поворот в этом трудном деле. Пора рисками и комплексной безопасностью управлять профессионально. Пора администраторов вооружить определенными знаниями и рекомендациями. Да, это не просто, как не просто управлять самолетами, например.

Таким образом, еще раз скажу, что с предварительными положениями проекта Концепции следует согласиться. Материалы надо довести до заинтересованных организаций, попросить у них оценки и предложения, желательно по их разделам. А пока у нас нет документа на бумаге, чтобы учить руководителей управлению безопасностью. Наши усилия пока распыляются, нет организованной работы с руководителями, уполномоченными решать проблемы безопасности. Здесь для вас широкое поле для деятельности.

Желаю успеха сотрудникам Центра в научной деятельности в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.