УДК 334
Мартыненко Оксана Олеговна, Полищук Александр Игоревич
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Проблемы качественного состава абитуриентов российских вузов
Анализируются проблемы качественного состава абитуриентов российских вузов. Уделяется внимание факторам привлекательности вуза, поиску и отбору талантливых абитуриентов. Предлагаются возможные перспективы, а также рекомендации по развитию деятельности ведущих вузов, направленной на привлечение одаренных детей и молодых талантов, с целью обеспечения качественного состава абитуриентов вуза.
Ключевые слова и словосочетания: одаренные дети, талантливая молодежь, конкурсные мероприятия, олимпиады, качественный абитуриент, факторы привлекательности вуза, поиск и отбор талантливых абитуриентов.
Качественный абитуриент: уточнение понятия
В современных условиях ускоренного развития социальнополитической и экономической сфер нашей страны все большее значение приобретает качество образования. Особую важность при этом имеет качество подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, обеспечивающего стратегическую безопасность и потенциал экономического роста за счет подготовки квалифицированных кадров по самым различным направлениям и специальностям.
Качество образования рассматривается сегодня как «комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [1]. В законе РФ «Об образовании» под качеством образования понимается определенный уровень освоения содержания образования; физического, психического, нравственного развития, которого ребёнок достигает в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями [2]. Справедливо мнение Ю.А. Конаржевского о том, что качество образования необходимо обеспечивать «еще до его начала или его истоков» [3]. Применительно к вузам речь может идти
о качестве «на входе», т.е. качественном составе абитуриентов, а далее -студентов вуза.
Вопрос о качестве формируемого «на входе» контингента студентов является наиболее актуальным для ведущих вузов страны, поскольку стратегическая миссия, возложенная на них, выполнима лишь при условии привлечения не просто хорошо обученных, но также талантливых и одаренных абитуриентов и студентов, способных к решению нестандартных задач на основе творческого подхода, имеющих сформированный и устойчивый интерес к проектной и исследовательской деятельности.
Проблему отбора качественных абитуриентов следует рассматривать в двух плоскостях: способность вуза привлечь максимальное число абитуриентов, желательно наиболее качественных, таким образом создав базу для отбора (конкурса), и наличие реальных, законодательно определенных механизмов и инструментов для целенаправленного обеспечения качественного отбора из имеющейся базы.
Рассмотрим инструменты, которые имеются в арсенале вуза для решения задачи отбора качественных абитуриентов. В соответствии с п. 3, 6, 9 Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования [4] вузы обязаны вести отбор абитуриентов для зачисления по критериям, обобщенным в табл. 1. Причем этим же документом четко определен порядок использования каждого критерия и правила принятия решений о зачислении.
Таким образом, каждый вуз вне зависимости от профиля и специфики специальностей и направлений подготовки имеет возможность и законодательно закрепленные инструменты отбора качественных абитуриентов, как минимум, по 3 критериям (п. 1, 3, 5 в табл. 1). Для качественного отбора на специальности и направления подготовки, успешное освоение которых требует от будущего студента определенного набора личностных качеств и способностей, дополнительно вводятся еще 2 критерия и соответствующий инструментарий (п. 2, 4 в табл. 1). Безусловно, основная масса абитуриентов поступает в вузы на основании конкурса баллов ЕГЭ. В то же время вузы могут зачислить наиболее талантливых и одаренных абитуриентов, которые зачастую не вписываются в общепринятые экзаменационные схемы, но показывают выдающиеся и нестандартные результаты в определенных областях. Порядок приема определяет преимущественное право поступления в вузы без вступительных испытаний, вне конкурса на направления подготовки и специальности, соответствующие профилю олимпиады, для победителей и призеров олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации [5].
Таблица 1
Критерии отбора абитуриентов для зачисления в вузы РФ
№ п/п Критерии Основные индикаторы
1 Высокий уровень академических достижений и потенциал обучаемости Высокие баллы единого государственного экзамена
2 Высокие индивидуальные способности к освоению определенной специальности или направления подготовки (по определенному перечню специальностей и направлений) Результаты дополнительных вступительных испытаний
3 Выдающиеся академические и интеллектуальные способности по профилю выбранной специальности Победители и призёры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации
4 Выдающиеся спортивные достижения и спортивное мастерство (по специальностям в сфере физической культуры и спорта) Победы в региональных, федеральных и международных спортивных соревнованиях. Результаты дополнительных вступительных испытаний, требующие наличия у поступающих лиц определенных физических способностей и спортивных достижений
5 Высокая мотивация к освоению данной специальности или направления подготовки, профессиональная подготовленность Наличие законченного среднего профессионального образования
Отбор качественных абитуриентов в российские вузы: рейтинг 2012
Результаты отбора абитуриентов для зачисления в 491 государственный российский вуз в 2012 г. по выделенным нами критериям 1, 3 проиллюстрированы в отчете по мониторингу качества приема студентов в государственные вузы в 2012 г. [6], опубликованном РИА Новости и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) по заказу Общественной палаты России в рамках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию». Исследователи учитывали баллы ЕГЭ студентов-очников, зачисленных в этом году на первый курс бакалавриата и специалитета, включая целевой набор льготников, а также зачисление по итогам олимпиад. В исследовании не учитывались результаты отбора по критериям 2, 4, 5.
По данным 2012 г., качество приема абитуриентов улучшилось по большинству естественнонаучных дисциплин. Увеличился средний балл и в одном из самых «отстающих» направлений - педагогическом. К сожалению, среди вузов данного профиля, как и аграрных, не оказалось ни одного, в котором бы средний балл превышал 70 баллов. В верхней части
рейтинга располагаются в основном гуманитарные, финансовые, классические и медицинские университеты центральной части страны. Самая высокая позиция, занимаемая техническим вузом, Московский физикотехнический институт (МФТИ), г. Москва. Таким образом, очевидна корреляция между профилем вуза, его географическим положением и привлекательностью для высокобалльников ЕГЭ. Необходимо отметить, что отсутствие технических вузов в верхних позициях рейтинга отчасти объясняется более низким средним по стране значением баллов ЕГЭ по математике, физике, информатике по сравнению с предметами гуманитарного цикла и не может быть однозначно интерпретировано как отсутствие интереса наиболее подготовленной части абитуриентов.
Вузы-лидеры по проценту зачисленных по результатам олимпиад в общей численности зачисленных (табл. 2) в то же время имеют достаточно высокие места в рейтинге во всяком случае по отношению к вузам своего профиля.
Таблица 2
Вузы-лидеры по доле абитуриентов, зачисленных по результатам олимпиад
Вуз Место в рейтинге Количество зачисленных в 2012 г. на первый курс Количество абитуриентов зачисленных по результатам олимпиад Процент абитуриентов зачисленных по результатам олимпиад
НИУ ВШЭ, г. Москва 5 1600 818 51
МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва 7 3829 482 12
СПбГУ, г. Санкт-Петербург 8 2915 146 5
Финуниверситет, г. Москва 14 628 323 51
НГУ, г. Новосибирск 34 719 153 21
СПбГУЭФ, г. Санкт-Петербург 39 702 116 16
СПбНИУ ИТМО, г. Санкт-Петербург 43 1372 309 22
РГГУ, г. Москва 47 852 198 23
МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва 71 2520 744 29
СПбГПУ, г. Санкт-Петербург 87 2054 176 9
(НГТУ), г. Новосибирск 98 1520 189 12
Источник: рейтинг приема в государственные вузы РФ по профилю — 2012
Изучение опыта ряда ведущих вузов, в первую очередь вузов-лидеров, в вопросах отбора абитуриентов помогает выявить факторы, которые привлекают в эти вузы наиболее качественных абитуриентов, а также эффективные приемы и методы работы в данном направлении. Исследование было проведено путем изучения сайтов вузов, а также отчетов, представляемых ежегодно ведущими вузами по итогам их работы
и выполнения программ развития. Все вузы, успешные в отборе качественных абитуриентов, к которым в данном исследовании отнесены две категории: высокобалльники ЕГЭ и победители и призеры олимпиад, ведут вполне целенаправленную работу по привлечению молодых талантов. Причем следует отметить, что в информационном пространстве эта задача формулируется вузами как привлечение талантливых и одаренных абитуриентов, термин «качественные абитуриенты» практически не употребляется, что вполне понятно и объяснимо.
Таблица 3
Формы работы ведущих вузов с одаренными школьниками
Форма работы Процент вузов, использующих данные виды работы со школьниками
Олимпиады школьников 100
Каникулярные школы 61
Профильные классы в базовых школах 61
Элективные курсы 61
Заочные школы 50
Семинары и школы учителей, работающих с одаренными детьми 47
Спецшколы при вузе 34
Кружки и клубы 26
Источник: анализ Интернет-ресурсов ведущих вузов России
Работа фокусируется в двух направлениях:
- создание условий для развития таланта студентов в вузовской среде;
- создание и развитие разнообразных форм работы с довузовской молодежью, в том числе ориентированных конкретно на талантливых и одаренных школьников (табл. 3).
Отбор качественных абитуриентов в российские вузы: основные формы и методы работы
Для абсолютного большинства вузов, вошедших в число ведущих, задача выявления и развития одаренных и талантливых детей с целью обеспечения качественного состава абитуриентов не является новой, поскольку эти вузы еще с советских времен были позиционированы как ориентированные на привлечение именно таких, наиболее талантливых и одаренных, абитуриентов и студентов со всей страны и из-за рубежа. При этом большинство вузов в своих программах развития явно объявляют поиск и отбор наиболее одаренных и талантливых молодых людей в качестве стратегической задачи. Анализ показывает, что практически все ведущие вузы имеют собственные, исторически сложившиеся, более или менее развитые механизмы привлечения одаренных детей и талант-
ливой молодежи. При этом в части работы с одаренными детьми довузовского возраста акцент в большинстве случаев делается на механизмы поиска и отбора «готовых» талантов (выпускников школ с интеллектуальной одаренностью), а не на их развитие.
Наиболее распространенной формой работы являются олимпиады школьников. Всероссийская олимпиада школьников, проводимая в 2011 -2012 гг. по 22 предметам, охватывает на сегодня около 7 млн школьников на школьном этапе, порядка 150 тыс. школьников становятся участниками региональных этапов. 1500 одаренных школьников становятся призерами и победителями олимпиады, получая право внеконкурсного зачисления в вузы. В большинстве ведущих вузов организованы консультационные пункты, мастер-классы по подготовке к участию во Всероссийской предметной олимпиаде школьников. Помимо этого абсолютное большинство ведущих вузов являются основными организаторами или соорганизаторами, участниками «брэндовых» олимпиад в рамках формируемой вузом - основным инициатором олимпиады сетевого взаимодействия. Примерно каждая вторая олимпиада школьников, проведенная ведущими вузами в 2012 г., входит в перечень олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ [7], победителям и призерам которых по предмету (комплексу предметов) могут быть предоставлены льготы при поступлении в высшие учебные заведения на специальности (направления подготовки) в соответствии с профилем олимпиады.
В настоящее время олимпиадное движение на федеральном уровне институционализировано в форме Российского совета олимпиад школьников, формирующего Перечень олимпиад школьников на текущий учебный год и обеспечивающего высокий качественный уровень мероприятий Перечня, и Центрального Оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 85), проводимой на основе Положения о Всероссийской олимпиаде школьников Министерством образования и науки РФ. Все проекты РСОШ и ВОШ реализуются как сетевые, причем во взаимодействие включаются образовательные учреждения всех уровней образования, администрации субъектов федерации и муниципалитеты, другие заинтересованные организации. Ключевыми узлами сетей являются лидирующие вузы. ВОШ в совокупности с мероприятиями РСОШ можно рассматривать сегодня как «каркас» формирующейся национальной сети поиска и отбора одаренных детей для их последующего поступления в ведущие вузы страны.
Больше половины олимпиад из перечня имеют всероссийский масштаб, что является хорошим заделом в формировании механизмов, технологической и нормативно-методической основы для организации сетевого взаимодействия ведущих вузов в части поиска талантливых детей в
масштабе всей страны. Относительно невелико количество полных Интернет-проектов (3,8% от общего числа), которые являются наиболее эффективным решением вопроса обеспечения доступности. Явно недостаточно использование таких форм, как исследовательские конференции школьников как механизм выявления творческого потенциала и мышления несколько иного типа, чем «олимпиадное», хотя прослеживается положительная тенденция перерастания олимпиад в чистом виде в «олим-пиадные марафоны», «турниры», включающие исследовательский компонент, исследовательские и экспериментальные задания на завершающем очном этапе. Условно можно разделить проводимые олимпиады на однопредметные и многопредметные, среди которых выделяются «универсальные олимпиады» с наиболее широким охватом предметных областей и профильные, объединяющие несколько школьных предметов в приложении к определенной области (например, «Надежда энергетики», «Политехник» и т.п.) (табл. 4).
Таблица 4
Структура перечня олимпиад школьников на 2011 - 2012 уч. г.
по уровням и видам
По уровню Кол-во олимпиад (всего 7 9) Процент из общего числа
городские 1 1
региональные 14 18
межрегиональные 16 20
всероссийские 47 60
международные 1 1
По охвату предметных областей Кол-во олимпиад (всего 7 9) Процент из общего числа
однопредметные 46 58
многопредметные (универсальные) 19 24
многопредметные и мета-предметные (профильные) 14 18
Источник: Приказ Минобрнауки России от 7 ноября 2011 г. №2598. Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2011/2012 учебный год
Практически все олимпиады проводятся как сетевые проекты по похожим схемам, используются идентичные, хорошо отработанные организационные механизмы и методические приемы, закрепленные документально. Наиболее эффективной с точки зрения обеспечения доступности и вовлеченности школьников, не зависимо от района их проживания, технологией является дистанционная технология на базе Интернет. С другой стороны, проведение заключительных, очных этапов является фактором, несколько ограничивающим доступность для наиболее талантливых (уже попавших в финал) детей. В качестве решения проблемы физической дос-
тупности ведущими вузами используются в основном 2 пути: максимальное развитие сетей площадок олимпиад на базе партнерских учреждений, включенных в сетевое взаимодействие, в регионах, и перевод завершающего, часто связанного с проведением эксперимента этапа на Интернет-платформу.
Помимо олимпиад вузы-лидеры рейтинга используют и другие механизмы и формы выявления талантливых детей и работы с ними, акцентирующие внимание не столько на отборе, сколько на развитии. В основном практикуют два вида проектов: специализированные школы (школы-интернаты) при вузах и профильные классы под патронажем вуза на базе школ региона. В качестве примеров можно привести СУНЦ МГУ им. А.Н. Колмогорова, СУНЦ НГУ, Академический лицей Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего строгий отбор и работающего с одаренными детьми по нескольким направлениям.
Имеются примеры организации сетевого взаимодействия ведущих вузов со школами региона с целью создания сетевых структур по распределенной подготовке одаренных школьников. Например, Центр работы с лицеями и лицейскими классами Самарского государственного аэрокосмического университета им. акад. С. П. Королева организует и направляет работу университета в 12 лицеях и лицейских классах Самары, Тольятти и Новокуйбышевска. Большинство ведущих вузов четко позиционированы как привлекающие в число студентов наиболее талантливых выпускников школ. Они, как правило, имеют достаточно широкую линейку предложения для таких абитуриентов, включая собственные олимпиад-ные проекты как альтернативную ЕГЭ форму отбора.
Приведем несколько примеров лучших, с нашей точки зрения, практик вузов-лидеров рейтинга (во всяком случае, в своих группах). Широко и системно представлена работа с одаренными детьми и талантливой молодежью, вовлечение молодежи в исследовательскую работу в НИУ -Высшая школа экономики [8].
В 2009 г. в университете создано специализированное структурное подразделение - Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися. Поиск талантливых молодых людей, содействие их развитию и профессиональному самоопределению заявлены как одно из приоритетных направлений деятельности университета. Ключевым направлением такой работы выступают олимпиады, творческие конкурсы, другие интеллектуальные соревнования школьников, студентов и недавних выпускников вузов. При координирующей роли Дирекции в ГУ ВШЭ проводится системная, преемственная работа не только со школьниками и абитуриентами, но и со студентами и даже выпускниками. Особо следует отметить работу с учителями, работающими с одаренными школьниками: для них проводятся каникулярные школы по иссле-
довательскому обучению и другим аспектам работы с одаренными школьниками, семинары, курсы. В университете действует система научных обществ, дискуссионных площадок, грантов, открытых лабораторий для студентов и молодых ученых. Многие проекты реализуются как сетевые в партнерстве с другими вузами, международными организациями, крупнейшими работодателями. Так, например, межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» - это олимпиада для школьников 8 -11 классов, вошедшая в Перечень олимпиад школьников в 2010 - 2011, 2011 - 2012 гг., утвержденных Минобрнауки РФ. Сооганизаторы олимпиады - это 8 крупных университетов страны: МарГТУ, НИ ИрГТУ, НИУ «БелГУ», ОмГУ, РУДН, ТПУ, УрФУ.
МГТУ им. Н. Э. Баумана заявляет в качестве одной из стратегических целей всей системы довузовской подготовки привлечение талантливой молодежи, отбор наиболее подготовленных и профориентированных абитуриентов. Для достижения поставленной цели проводят системную работу по формированию и развитию сети образовательных структур, включающей более 200 школ, лицеев, гимназий Москвы и Московской области, также реализуются российские молодежные программы «Шаг в будущее» и «Космонавтика», подготовительные курсы, различные олимпиады. При МГТУ работают физико-математический лицей № 1580, лицей № 1581, которые ежегодно выпускают более 300 будущих студентов университета. Работа с талантливыми школьниками проводится во многих регионах России.
Российская научно-социальная программа «Шаг в будущее», реализуемая МГТУ им. Н.Э. Баумана, с 1991 г., сформировала группу «Научные кадры будущего» из особо перспективных молодых исследователей -школьников 5 - 9 классов для специализированной научной подготовки в приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий Российской Федерации. Отбор проводился по всей территории страны на основе анализа портфолио и по результатам очного цикла занятий на кафедрах и в научных лабораториях Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Численность группы составила более 120 человек. Приоритет данной программы - воспитание школьни-ков-исследователей, школьников-ученых, школьников-инженеров,
т.е. молодых людей, способных создавать объективно новое знание и воплощать свои идеи в научных новшествах, современной технике и высоких технологиях. Главное отличие программы «Шаг в будущее» от аналогичных проектов в России - это многолетняя и постоянная работа по научной подготовке молодежи, а не только презентация ее достижений.
Санкт-Петербургский государственный университет является организатором многопредметной олимпиады школьников, реализуемой в международном масштабе, основной целью которой являются выявление
и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научноисследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки и развития одарённых детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи, привлечение талантливой молодежи к обучению в ведущих университетах России, в первую очередь, в старейшем университете страны - Санкт-Петербургском государственном университете. Для организации олимпиады университетом создана разветвленная сетевая структура, охватывающая 7 городов из 4 стран СНГ и более 20 городов из всех федеральных округов РФ. В сетевое взаимодействие включены администрации субъектов РФ, администрации муниципальных образований, учебные заведения разных уровней образования. Из победителей и призеров Олимпиады Санкт-Петербургского государственного университета формируются команды, которые под руководством ведущих ученых СПбГУ и других ведущих вузов успешно участвуют и нередко побеждают в международных интеллектуальных состязаниях.
Пожалуй, самый известный в стране и далеко за ее пределами сетевой проект для одаренных детей - Международный молодежный научный форум «Ломоносов», организатором которого выступает Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Форум является крупнейшим съездом научной молодежи на пространстве СНГ и по численности участников и охватываемых научных направлений не имеет аналогов в мире. Форум «Ломоносов» помимо традиционной научной конференции «Ломоносов», ведущей свою историю с 1994 г., включает в себя предметные олимпиады школьников и студентов, а также конкурсы научных и инновационных проектов молодых учёных. На базе филиалов МГУ (Астана, Баку, Душанбе, Ташкент, Севастополь) проводятся предварительные этапы Форума в странах СНГ, которые представляют собой фактически международные конференции, в которых участвуют молодые ученые из десятков вузов и научных центров. Лучшие из них приезжают на мероприятия Форума в Москву. У Форума есть своя интерактивная площадка - молодёжный научный портал «Ломоносов» (http://www.lomonosov-msu.ru). Он позволяет вести научно-популяризаторскую работу среди школьников, в том числе через поддержку Интернет-олимпиад, дистанционных школ и «Школ юных» при вузах, эффективно содействует научной и инновационной деятельности молодёжи через проведение научных школ, конференций и семинаров, студенческих олимпиад.
В настоящий момент на портале зарегистрировано более 25 тысяч молодых учёных из 71 страны мира. В ближайшее время молодёжный научный портал «Ломоносов» будет интегрирован в формирующуюся ныне при активном участии организаторов форума Национальную информационноаналитическую систему поддержки научной, образовательной и иннова-
ционной деятельности молодых ученых и специалистов «Молодые ученые России». Форум, объединяющий десятки тысяч надежд российской и мировой науки, превратился в круглогодичную образовательную программу [9]. Уникальной особенностью Форума является также интегрированная работа с детьми и молодежью широкой возрастной категории от 11 (5 класс) и до 35 лет.
Ведущие вузы восточной части страны, позиционированные и выполняющие миссию научно-образовательных и культурных флагманов региона, объединившись в сетевые структуры, эффективно реализуют проекты, направленные на поиск и выявление одаренных детей, прежде всего, в своем макрорегионе. Например, «БУДУЩЕЕ СИБИРИ» - открытая межвузовская олимпиада школьников Сибирского федерального округа, Межрегиональный экономический фестиваль школьников «Сиби-риада: шаг в мечту» проводятся совместно Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Администрацией г. Бердска, МОУ «Экономический лицей г. Бердска», НИУ «НГУ», НИУ «Высшая школа экономики», Сибирским университетом потребительской кооперации, Уральским федеральным университетом им. Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, исполкомом межрегиональной организации «Сибирское соглашение».
Существуют примеры хорошо отлаженного сетевого взаимодействия при организации работы с одаренными детьми в рамках отдельных субъектов федерации, в котором ключевыми игроками являются специально созданные структуры регионального подчинения, а ведущие вузы региона включаются в сформированную сеть. Например, в Красноярском крае сетевое взаимодействие при организации работы с одаренными детьми организовано через портал, созданный в рамках долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья», разработанной по инициативе и по поручению Губернатора Красноярского края Л.В. Кузнецова и при помощи самих же детей. Сибирский федеральный университет как ведущий вуз, решающий задачи отбора наиболее качественных абитуриентов, органично встроен в созданную и хорошо работающую сетевую структуру, его роль в которой, предположительно, будет существенно усиливаться.
С нашей точки зрения, требуют отдельного исследования и анализа вопросы системности работы с одаренными детьми и талантливой молодежью и позиционирования ведущих вузов по отношению к данной стратегической задаче. Экспресс-анализ сайтов ведущих вузов показывает неоднородность ситуации. Отдельные вузы, несомненно признавая поиск и привлечение одаренных молодых людей как свою миссию, тем не менее, не всегда достаточно явно об этом заявляют. На сайтах отдельных ведущих вузов либо отсутствуют, либо недостаточно представлены проекты и направления, связанные с одаренными детьми и талантливой мо-
лодежью. В то же время важность позиционирования вуза в информационном пространстве страны подтверждается выявленными Е.А. Питухи-ным и А. А. Семеновым [10] главными факторами привлекательности вуза для выпускников 11-х классов: известность и престиж вуза, возможность успешного трудоустройства, возможность получить инновационное образование, большой выбор направлений подготовки, наличие международных стажировок. Имидж вузов становится основным информационным инструментом потребительского выбора. В географическом аспекте наиболее привлекательными для поступления становятся вузы, находящиеся в центральной части страны, крупных городах с высоким индексом развития человеческого потенциала и уровнем культуры. Таким образом, для вузов, расположенных вне центральных регионов, задача привлечения наиболее качественных абитуриентов приобретает дополнительную «географическую» сложность, связанную с привлекательностью самого региона. Решение этой задачи в долгосрочной перспективе следует рассматривать через идею влияния ведущего вуза на социальноэкономическое развитие региона, а в ближайшей - можно связывать с сетевыми формами взаимодействия ведущих вузов, расположенных в регионах, с ведущими вузами центра при развитии проектов как для талантливых школьников, так и для талантливых студентов (при этом повышается степень доступности ресурсов центрального вуза).
Практически все проекты ведущих вузов, направленные на выявление и привлечение наиболее талантливых и качественных абитуриентов, реализуются как сетевые. Именно сетевая организация в силу ее основных свойств, будучи децентрализованным комплексом взаимосвязанных узлов открытого типа, способным неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает ей гибкость и динамичность [11], позволяет вузам наиболее эффективно решать рассматриваемую задачу в широком масштабе. С другой стороны, формируемая ведущими вузами для решения задач отбора качественных абитуриентов сеть может рассматриваться как готовая основа для создания национальной системы поиска и развития одаренных детей и молодых талантов, формируемой в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2012 г. Именно ведущие вузы в силу своей миссии в национальной инновационной системе [12] являются, с одной стороны, в наибольшей степени заинтересованными в создании такой системы, с другой - стратегическим ресурсом ее формирования и эффективного функционирования.
Потенциал ведущих вузов на этапе развития признаков одаренности задействован явно недостаточно: только 61% всех ведущих вузов страны на сегодняшний день самостоятельно организуют или участвуют в проек-
тах каникулярных профильных школ, профильных классов, заочных профильных школ. Положительной тенденцией является стремление ряда ведущих вузов работать не только напрямую с одаренными школьниками, но и опосредованно через учителей. 47% ведущих вузов включают в сетевое взаимодействие по работе с одаренными детьми учителей общеобразовательных школ через проекты повышения квалификации, профильные методические объединения. 34% ведущих вузов имеют в своей структуре специализированные подразделения, реализующие программы среднего общего и среднего (полного) общего образования для одаренных детей (лицеи, гимназии, школы). В 2012 г. еще ряд ведущих вузов заявили о своих ближайших планах по открытию подобных подразделений.
Категория качественных абитуриентов, выбирающих образовательную траекторию «школа - колледж - вуз» пользуется существенно меньшим вниманием ведущих вузов. Можно предположить, что система ЕГЭ со временем станет хорошим стимулом развития такой образовательной модели и заставит обратить более серьезное внимание ведущих вузов на возможность отбора и «выращивания» качественных студентов посредством такой модели.
Основные выводы и предложения
Для абсолютного большинства ведущих российских вузов в силу их миссии в инновационном развитии российской экономики задача формирования качественного контингента студентов ассоциируется с поиском и отбором наиболее талантливых в соответствующих областях школьников. Характерна высокая степень вовлеченности ведущих вузов в формирующуюся национальную систему работы с молодыми талантами. Исторически сложились эффективные формы выявления одаренных школьников, основной из которых на сегодня являются олимпиады. Олимпиадная работа как ведущий механизм отбора одаренных школьников имеет богатые традиции, высокую степень институализации и высокую динамику развития. Динамика числа участников олимпиад в последние годы подтверждает востребованность данной формы работы среди школьников. В основном сформирована сетевая структура, в узлах которой в качестве основных ресурсных центров находятся ведущие вузы, в которую включены органы государственной и муниципальной власти, государственные и муниципальные образовательные и иные учреждения, структурные подразделения Российской академии наук. Созданную сетевую структуру можно уже сегодня рассматривать в качестве работающей и саморазви-вающейся основы для общенациональной сети поиска и отбора молодых талантов для вовлечения их в число студентов ведущих вузов по альтернативным конкурсу баллов ЕГЭ механизмам. Сами механизмы приема наиболее талантливых абитуриентов в ведущие вузы, в частности их нор-
мативно-правовую основу, следует развивать и совершенствовать в направлении дальнейшего усиления прозрачности и независимости конкурсных и диагностических процедур.
Потенциал сформированных механизмов устойчивого сетевого взаимодействия предположительно может быть использован для решения проблем, возникающих в связи с формированием национальной системы работы с одаренными детьми и молодыми талантами. В частности, ресурс сетевого взаимодействия ведущих вузов может быть использован для решения задач подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих кадров для работы с одаренными детьми, для развития системы тьюторского сопровождения одаренных детей, усиления межведомственной и межуровневой интеграции, отработки диагностических процедур по выявлению одаренных детей и мониторинга их продвижения в социуме.
Основные риски и противоречия дальнейшего развития сетевого взаимодействия ведущих вузов в привлечении и отборе наиболее талантливых абитуриентов связаны с усиливающейся конкуренцией, особенно, в условиях продолжающегося демографического спада. С нашей точки зрения, в рамках действующей парадигмы данное противоречие не имеет рационального решения и будет сохраняться. Решение может быть найдено в модели «общенациональной системы», лишенной внутренней конкуренции и противоречивости и развиваемой в парадигме «выиграл-выиграл», а не «выиграл-проиграл».
С другой стороны, в качестве одной из задач построения национальной системы выступают создание и поддержка специализированных школ высшей категории для детей и подростков, проявляющих выдающиеся способности. Такие школы имеет смысл создавать именно при ведущих университетах. Сетевое взаимодействие вузов в данном вопросе является объективной необходимостью, представляется целесообразным развивать данное направление работы именно как сетевую структуру, а не простую совокупность отдельных центров. Системное взаимодействие подобных школ в стране находится в зачаточном состоянии. Целесообразно создать несколько ключевых ресурсных центров по конкретным профилям, что позволит оптимизировать издержки на создание всей системы специализированных школ, а также минимизировать риски, связанные с уровнем качества их работы и ее результатов.
Перспективные направления развития сетевого взаимодействия ведущих вузов следует связывать также с «вертикальной» интеграцией проектов и повышением охвата возрастных категорий талантливых детей и молодежи от среднего школьного до студенческого возраста, а также с увеличением разнообразия форм мероприятий и работы с одаренными детьми и молодежью. В качестве системообразующего элемента можно
рассматривать сложившиеся, отлично отработанные и высокоавторитетные в международном сообществе практики ведущих вузов, в частности, Молодежный научный форум «Ломоносов» МГУ им. М.В. Ломоносова, программу «Шаг в будущее».
Важнейшее направление развития сетевого взаимодействия - усиление интеграции сетей в международное пространство. Ведущие узлы сети должны быть интегрированы в качестве ключевых узлов в международные сети поиска и развития талантов. Это обеспечит «подтягивание» остальных элементов сети и позволит изначально создать основу национальной системы работы с талантами как системы общемирового уровня.
Следует также обращать большее внимание на привлечение талантливых абитуриентов через вариативные образовательные траектории, в частности, многоуровневую систему профессиональной подготовки по модели «школа - колледж - вуз». В последующие годы в связи с развитием системы ЕГЭ степень влияния и массовость подготовки по подобным моделям, вероятно, возрастут.
В развитии конкурсных и олимпиадных проектов, являющихся сегодня основным и хорошо работающим механизмом отбора талантливых абитуриентов, следует делать ставку на развитие сетевых технологий на основе ИКТ в целях обеспечения доступности «входа» не зависимо от места жительства, состояния здоровья и материального благополучия семьи одаренного ребенка. Также следует рассмотреть возможность большего внимания «вертикальной» интеграции олимпиадного движения, развития олимпиадных проектов для студентов и использования олимпиад и конкурсов как механизма внеконкурсного поступления в магистратуру.
Следует отметить положительную тенденцию перерастания узконаправленных и ограниченных по характеру заданий олимпиад в «олимпи-адные марафоны», «форумы» как комплексные формы интеллектуальных состязаний, включающих не только когнитивную и эвристическую, но и исследовательскую составляющие, что существенно расширяет возможности вовлечения молодых талантов и усиливает развивающий компонент проводимых мероприятий. В соответствии с требованиями рынка труда к выпускникам вузов, требованиями самих вузов к студентам как участникам НИС, НИОКР и проектной деятельности в условиях возрастающей потребности инновационной экономики в квалифицированных научно-технических и инженерных кадрах совершенно необходимо создание общероссийской системы конкурсов и соревнований в сфере научно-технического творчества молодежи.
Обращает внимание также тот факт, что рабочим языком всех олимпиад ведущих вузов в соответствии с положениями является русский, что, предположительно, может служить фактором, дополнительно ограничивающим доступность олимпиад для нерусскоязычных детей, проживаю-
щих как в России, так и за ее пределами (т.к. участие в большинстве олимпиад предполагается с 14 лет, даже ориентированный на русскоязычный вуз талантливый ребенок в этом возрасте может еще не владеть русским языком на достаточном уровне). Доступность входа в российскую национальную сеть по выявлению и развитию одаренных детей и молодых талантов для детей из зарубежных стран, в первую очередь постсоветского пространства, на сегодня достаточно ограничена. В то же время в контексте современных задач построения национальной системы поиска молодых талантов и задач, стоящих перед ведущими вузами, имеет смысл обратить внимание на возможности привлечения талантливой молодежи из-за пределов России. Стране, строящей инновационную экономику, следует иметь подобные амбиции, выйдя за пределы существующего контекста проблемы «утечки мозгов». Предлагается предоставить право иностранным гражданам не только участвовать в системе внеконкурсного отбора через систему мероприятий ежегодно формируемого МОН перечня, но и поступать на бюджетные места в ведущие вузы страны на основании результатов участия в этих мероприятиях.
1. Болотов В.А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - №1. - С. 22 - 31.
2. Об образовании: закон РФ от 10.07.1992. №3266-1.
3. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М.: Центр «Пед. поиск», 2000. - С. 56, 142 - 150.
4. Пункт 24 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №8. - Ст. 731). Пункт 27 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №8. - Ст. 731).
5. Пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. - №30. - Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №3. - Ст. 150).
6. РИА Новости и Высшая школа экономики, мониторинг качества приёма в государственные вузы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://4ege.ru/novosti-ege/2612-reyting-vuzov-po-ballu-ege.html.
7. Об утверждении перечня Олимпиад школьников на 2011/2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 ноября 2011 г. №2598.
8. ЦКЬ: http://talent.hse.ru/about.
9. ЦКЬ: http://www.msu.ru/lomonosov/science/forum.html.
10. Питухин Е.А. Анализ межрегиональной мобильности выпускников школ при поступлении в высшие учебные заведения / Е.А. Питухин, А.А. Семенов // Университетское управление: практика и анализ. -2011. - № 3.
11. Адамский А.И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / А.И. Адамский; под ред. А.И. Адамского. - М.: Эврика, 2006. - 95 с.
12. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2012 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф.